Д-р экон. наук В. А. Слепов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА 2014-2016 гг. В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
В статье дается оценка макроэкономической конструкции федерального бюджета России на 2014-2016 гг. Особое внимание уделяется современному состоянию мировой и российской экономики, влияющему на выбор модели федерального бюджета России; динамике бюджетных расходов и экономического роста; зависимости федерального бюджета от институциональной среды.
Ключевые слова и словосочетания: финансовая турбулентность, федеральный бюджет, бюджетные приоритеты.
Федеральный бюджет России на 2014-2016 гг. относится к эксклюзивным. Его исключительность состоит в том, что он формируется в тревожных условиях неопределенности и финансовой турбулентности.
Турбулентность от латинского turbulentus - бурный, беспорядочный. Финансовая турбулентность - это движение финансовых потоков, при котором часть из них совершает неупорядоченные, случайные движения по сложным траекториям, что приводит к перемешиванию базовых, основных финансовых потоков. Наглядным примером неопределенности и финансовой турбулентности является бюджетная и долговая ситуация в США, когда неожиданно иссекают бюджетные потоки, питающие население, а формирование новых долговых потоков откладывается на неопределенное время.
В природе и технике турбулентные течения, как известно, характерны для большинства жидкостей и газов. Однако скорость и степень неопределенности природных турбулентных течений меньше чем финансовых турбулентных потоков. По-видимому, это связано с участием в движении финансовых течений человеческого фактора. Действительно, достаточно руководителю Федеральной резервной системы США намекнуть на возможное сокращение программы количественного смягчения, т. е. впрыскивания дополнительной американской ликвидности в мировое денежное обращение, как финансовые потоки других стран устремляются в США на покупку американских государственных ценных бумаг (treasures) в роли сбережения. Если же на следующий день он объявит, что его неправильно поняли, и печатный станок будет работать в прежнем режиме, финансовые потоки станут метаться в поисках большей доходности или сохранности по всему земному шару.
В ситуации неопределенности и турбулентности сложно принимать экономические решения, особенно бюджетные, ведь федеральный бюджет является ключевым финансовым документом страны, во многом определяющим ее развитие.
Анализ макроэкономической конструкции федерального бюджета на 2014-2016 гг. позволяет выделить три основных блока: первый - это приведение бюджетных расходов в соответствие с реальными бюджетными дохода-
ми; второй - выделение хоть каких-то бюджетных средств на модернизацию и инновации, имея в виду, что грядет шестой технологический уклад; третий -поддержание на повышенном уровне золотовалютных резервов, учитывая неопределенность и турбулентность как мировой, так и российской экономики. При этом не исключается возможность использования этих резервов на крупные и окупаемые проекты. Именно эта бюджетная стратегия и выбрана при формировании федерального бюджета на 2014-2016 гг.
Следует заметить, что это не самый плохой вариант федерального бюджета. Несомненно, хуже мобилизационно - ударный вариант бюджета, предусматривающий принятие «бюджетного допинга», напряжение всех бюджетных сил на достижение 5-6%-ного экономического роста. Отечественный и международный опыт указывает на чрезмерную рискованность этой бюджетной стратегии. Еще хуже «берложий» вариант формирования федерального бюджета, основанный на секвестировании, обрезании «лишних» бюджетных расходов, погружении в спячку на финансовую «подушку безопасности», «сосании лапы» и ожидании весны. Понятно, что этот вариант федерального бюджета обрекает нашу страну на полную потерю конкурентности.
Стратегическая направленность правительственного варианта федерального бюджета на 2014-2016 гг. четко просматривается при оценке его основных параметров. По-прежнему федеральный бюджет формируется исходя из мировых цен на нефть и газ. Однако их влияние на экономику России постепенно ослабевает (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Основные макроэкономические показатели для формирования федерального бюджета на 2014-2016 гг.
Макроэкономические показатели 2013 (оценка) Прогноз
2014 2015 2016
Цены на нефть Urals, долл./барр. 107,0 101,0 100,0 100,0
Цены на газ, долл./тыс. куб. м 340,3 336,8 316,6 299,7
ВВП, млрд руб. 67 588 73315 79660 86837
Рост ВВП, % 101,8 103,0 103,1 103,3
Инвестиции, млрд руб. 13 661 14933 16577 18475
Объем импорта, млрд долл. 321,3 331,3 345,2 361,7
Объем экспорта, млрд долл. 509,5 504,3 505,0 515,8
Прибыль организаций, млрд руб. 11 225 12 735 13510 15135
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года 6,0 4,5-5,5 4-5 4-5
Курс доллара, руб. за долл. 32,0 33,4 34,3 34,9
Фонд заработной платы, млрд руб. 16 470 18 017 19 464 21 122
Прогноз многих макроэкономических показателей «дышит» позитивом. Так, на 2014-2016 гг. прогнозируется рост номинального валового внутреннего продукта на 18%, инвестиций - на 24%, внешнеторгового оборота - на 5%, прибыли российских компаний - на 19%, фонда заработной платы - на 17%, снижение инфляции - на 1-2%. При такой радужной оценке правительством среднесрочных перспектив развития российской экономики все же возникают сомнения в их реалистичности. Эти сомнения усиливаются при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета на 2014-2016 гг. (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Основные характеристики федерального бюджета на 2014-2016 гг. (в млрд руб.)
Показатель 2013 (оценка) Прогноз
2014 2015 2016
Доходы - всего 12 898,1 13 570,5 14 564,9 15 905,7
% к ВВП 19,1 18,5 18,3 18,3
Расходы - всего 13 387,3 13 960,1 15 361,5 16 392,2
% к ВВП 19,8 19,0 19,3 18,9
Дефицит/профицит -489,2 -389,6 -796,6 -486,5
% к ВВП -0,7 -0,5 -1,0 -0,6
Ненефтегазовый дефицит -6 941,4 -6 917,7 -7 615,2 -7 329,6
% к ВВП -10,3 -9,4 -9,6 -8,4
Зададимся главным вопросом: может ли такой федеральный бюджет обеспечить прогнозируемый ежегодный 3%-ный рост российской экономики? Вряд ли.
Во-первых, бюджетные расходы во всем мире рассматриваются драйверами экономического роста (рис. 1). Чем больше расходы государственного бюджета, тем выше уровень экономического развития. Это объясняется тем, что увеличение бюджетных расходов обеспечивает повышение совокупного спроса в экономике, в том числе и при осуществлении государственных инвестиций в модернизацию экономики, выводя ее на инновационную траекторию развития.
В проекте же федерального бюджета на 2014-2016 гг. заложено сокращение бюджетных расходов с 19,8% ВВП в 2013 г. до 18,9% в 2016 г., или на 0,9% ВВП. Это «достигается» за счет бюджетного правила, искусственно занижающего бюджетную цену нефти по сравнению с реальной, и прямого сек-вестирования, обрезания бюджетных расходов. К тому же они снижаются опережающими темпами по сравнению с бюджетными доходами, которые за 2014-2016 гг. снизятся лишь на 0,8%. При прочих равных условиях такая ди-
намика бюджетных расходов в принципе не может обеспечить хоть какой-то экономический рост российской экономики.
Рис. 1. Влияние бюджетных расходов на динамику ВВП1
Во-вторых, структура бюджетных расходов тоже не оставляет шансов на экономическое развитие. В проекте федерального бюджета структура расходов изменилась в сторону непроизводительных расходов, не способствующих экономическому росту (табл. 3). Так, в бюджетных проектировках доля расходов на оборону в 2016 г. по сравнению с 2013 г. увеличится на 5%, а на обслуживание государственного и муниципального долга - на 0,5%. При этом доля бюджетных расходов, связанных с формированием факторов экономического развития (человеческим капиталом и модернизацией производственного аппарата), заметно снижается: на образование - на 1,2%, здравоохранение - на 1,4%, социальную политику - на 1,8%, национальную экономику - на 1,6%, жилищно-коммунальное хозяйство - в три раза. Очевидно, что динамика такой структуры расходов не позволяет обеспечить экономическое развитие России.
В условиях реального сокращения бюджетных расходов и непроизводительной их структуры особое значение приобретает эффективное использование имеющихся бюджетных ресурсов. Однако в проекте федерального бюджета не проработан механизм эффективности бюджетных расходов, нет действенной системы контроля за рациональным использованием бюджетных средств. А ведь в условиях бюджетных ограничений - это центральный пункт. По данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, 1/3 федерального бюджета используется неэффективно - не по назначению и разворовывается. Только в сфере государственных закупок ежегодно бесследно исчезает 1 трлн рублей. Это и не мудрено. Как подчеркнул Президент РФ В. В. Путин в своем последнем бюджетном послании, в России до сих пор нет четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов. Нет ее и в федеральном бюджете на ближайшие три года.
Т а б л и ц а 3
Структура расходов федерального бюджета на 2014-2016 гг. по разделам их классификации (в % к объему расходов)
Наименование расходов 2013 Прогноз
2014 2015 2016
ВСЕГО 100,0 100,0 100,0 100,0
Условно утвержденные 2,5 5,0
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 100,0 100,0 97,5 95,0
В том числе:
общегосударственные вопросы 6,9 7,4 6,8 6,4
национальная оборона 15,6 17,8 19,7 20,6
национальная безопасность и правоохранительная деятельность 15,2 14,8 13,7 12,8
национальная экономика 13,9 16,3 13,8 12,3
жилищно -коммунальное хозяйство 1,2 0,8 0,7 0,4
охрана окружающей среды 0,2 0,2 0,2 0,2
образование 5,1 4,3 4,1 3,9
культура, кинематография 0,7 0,7 0,6 0,6
здравоохранение 4,0 3,4 2,7 2,6
социальная политика 28,5 25,3 26,5 26,7
физическая культура и спорт 0,5 0,6 0,7 0,6
средства массовой информации 0,6 0,5 0,4 0,3
обслуживание государственного и муниципального долга 3,0 3,2 3,3 3,5
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 4,7 4,7 4,5 4,2
Несмотря на огромную роль федерального бюджета в развитии страны, он в значительной степени зависит от институциональной среды. А она не
способствует генерированию бюджетных доходов и эффективному использованию бюджетных расходов. По оценкам Всемирного экономического форума, Россия имеет одни из худших показателей институциональной среды. Наша страна, например, занимает 133-е место по защите прав собственности, которая, как и бюджетные расходы, оказывает существенное влияние на экономический рост (рис. 2).
80 -
Люксембург
• Ка rap
Кув£:и г
* ОАЭ
9 • Норштия
Новая Зеландия
* «* • I
Han IV] ад сми
О Аргентина Венесуэла # ® 8
-V.
Индия
~Г
10
Индекс защиты прав собственности (ТРЫ)
Рис. 2. Влияние защиты прав собственности на экономический рост1
Аналогичное негативное влияние на экономический рост оказывает 120-е место России по тяжести государственного регулирования и 109-е место по уровню коррупции. В конечном счете федеральный бюджет России формируется в этой «враждебной» среде. Видимо, в аналитической части бюджета должен быть специальный раздел, оценивающий влияние институциональной системы на формирование и использование бюджетных средств.
Список литературы
1. Гришин В. И. Заключение Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова на проект федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 10 (52).
2. Чалова А. Ю. Федеральный бюджет на 2013-2015 гг.: новые правила - прежняя концепция // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 10 (52).