Д-р экон. наук В. А. Слепов
ОЦЕНКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2013-2015 гг.
В статье дается анализ федерального бюджета России на 20132015 гг. Особое внимание уделяется ключевым элементам бюджетной конструкции - структуре расходов федерального бюджета, его новации - бюджетному правилу, алгоритму формирования и использования Резервного фонда. Все эти элементы оцениваются с точки зрения использования федерального бюджета для модернизации российской экономики и перевода ее на инновационную траекторию развития.
Ключевые слова и словосочетания: федеральный бюджет, бюджетные приоритеты, бюджетное правило, алгоритм функционирования Резервного фонда, модели развития российской экономики.
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова уже в третий раз открывает общественное обсуждение финансового манифеста нашей страны на ближайшие три года. С гордостью можно сказать, что это уже брендовая традиция. Она подчеркивает тот факт, что Плехановский университет превращается в один из ведущих научных центров России.
Анализ проекта федерального бюджета на 2013-2015 гг. позволяет заключить, что он не выступает инструментом прорыва к модернизации российской экономики и диверсификации, перевода на инновационную траекторию развития, формирования человеческого капитала - главной ценности нашей планеты. В конструкции федерального бюджета на 2013-2015 гг. содержатся «консерванты» экспортно-сырьевой модели функционирования российской экономики.
Во-первых, все проектировки федерального бюджета на 2013-2015 гг. построены, как и прежде, на мировых нефтяных ценах (табл. 1). При таком подходе к формированию федерального бюджета его конструкция и модель развития российской экономики могут быть только сырьевыми.
Во-вторых, в структуре расходов федерального бюджета сферы, определяющие потенциал ускоренного развития российской экономики на инновационной основе, находятся в угнетенном состоянии (табл. 2). Темпы их роста значительно ниже, чем темпы роста расходов на выполнение силовых функций государства. При такой структуре бюджетных расходов монетарными властями не учитывается реальная современная ситуация. Ведь большинство международных и российских проблем оружием и силовыми методами не решить.
В-третьих, очевидна ущербность идеологии формирования федерального бюджета на прогнозных среднегодовых нефтяных ценах. Бюджетный процесс на таком основании похож на игру в рулетку (рисунок).
Т а б л и ц а 1
Основные показатели прогноза социально-экономического развития, использованные для формирования федерального бюджета
Показатель 2013 2014 2015
прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году
Цена на нефть марки Urals, долл./баррель 97,0 89,0 101,0 104,1 104,0 103,0
Объем экспорта нефти, млн т 237,6 98,5 239,6 100,8 241,6 100,8
Налогооблагаемый объем добычи нефти, млн т 450,3 98,7 457,1 101,5 454,8 99,5
Объем ВВП, млрд руб. 66515 108,6 73993 111,2 82937 112,1
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года 5,5 85,7 5,0 83,3 5,0 100,0
Курс доллара США (среднегодовой), руб. за долл. 32,4 103,5 33,0 101,9 33,7 102,1
Объем импорта, млрд долл. 356,5 110,0 388,3 108,9 420,8 108,4
Т а б л и ц а 2
Расходные проектировки федерального бюджета на 2013-2015 гг. по разделам бюджетной классификации (в % к предыдущему году)
Наименование Прогноз
2013 2014 2015
Национальная оборона 114,8 116,8 123,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 109,9 104,0 100,9
Национальная экономика 97,3 1010,6 100,9
Образование 101,5 90,8 104,0
Здравоохранение 82,3 90,3 81,6
Социальная политика 101,6 103,9 110,8
Физическая культура и спорт 118,6 59,2 106,8
140.0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
у\ / '
г** V^
яг
Ш- и ш —
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. Цена на нефть марки Urals (в долл./баррель)
Перепады в уровнях среднегодовых мировых нефтяных цен могут составлять более 40% и ставить денежные власти в весьма сложное положение. Нынешний 2012 г. - прекрасная иллюстрация такой игры. На наших глазах Минфин России мечется от 100 до 115 долларов за баррель нефти марки Urals и обратно с соответствующим пересмотром всех параметров федерального бюджета. С этой точки зрения отказ от подобной методологии и практики верстки федерального бюджета, несомненно, следует рассматривать как признание денежными властями высокой рискованности формирования и исполнения федерального бюджета на основе колеблющихся мировых цен на нефть.
Не меньше проблем возникает с введением в бюджетный процесс новации - бюджетного правила. Оно заключается в формировании федерального бюджета на основе усредненных базовых мировых нефтяных цен сорта Urals на 2013-2015 гг. за предшествующие 5-, 6- и 7-летние временные периоды соответственно. Его введение сопровождается надеждами денежных властей на снижение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повышение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, сохранение дефицита федерального бюджета, сокращение нефтегазового дефицита и увеличение Резервного фонда. Важно отбросить эту словесную шелуху и попытаться понять экономическую суть бюджетного правила. А суть такова: бюджетное правило предусматривает формирование федерального бюджета на будущую среднесрочную перспективу на застывших мировых ценах ушедшего прошлого. Другими словами, федеральный бюджет на 2013-2015 гг. строится без учета будущего.
Величина разрыва между мировыми нефтяными ценами по бюджетному правилу и проектными ценами на 2013-2015 гг. велика и имеет тенденцию к увеличению (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Соотношение проектных и базовых мировых нефтяных цен Urals в проекте федерального бюджета на 2013-2015 гг.
Показатель 2013 2014 2015
Проектная цена на нефть, долл./баррель 97 101 104
Цена на нефть по бюджетным правилам, долл./баррель 91 92 93
Если в 2013 г. проектная цена на нефть превышает базовую, исчисленную по бюджетному правилу, на 6 долларов за баррель, в 2014 г. - на 9 долла-ро, то в 2015 г. - уже на 11 долларов за баррель. При бюджетной цене изменения стоимости нефти на один доллар в 60 млрд рублей отклонения в бюджетных доходах могут достигать 660 млрд рублей. Это сопоставимо с величиной расходов федерального бюджета на образование.
Основная цель введения бюджетного правила - сжать бюджетные расходы во имя так называемой бюджетной сбалансированности, под которой денежные власти понимают достижение бездефицитного бюджета к 2015 г. (табл. 4).
Из данных, приведенных в табл. 4, следует, что заложенная в проект федерального бюджета тенденция к достижению в 2013-2015 гг. бездефицитного бюджета достигается за счет опережающего сокращения бюджетных расходов (на 1,2 процентных пункта) по сравнению со снижением бюджетных доходов (на 0,5 процентных пункта).
Т а б л и ц а 4
Основные характеристики федерального бюджета в 2012-2015 гг. (проект)
Показатель 2013 2014 2015
млрд руб. % к ВВП млрд руб. % к ВВП млрд руб. % к ВВП
Доходы 12866 19,3 14063 19,0 15615 18,8
Расходы 13387 20,1 14207 19,2 15626 18,8
Дефицит -521 -0,8 -144 -0,2 -11 -0,08
Вместе с тем модель бездефицитного бюджета, как мы уже подчеркивали ранее, не соответствует глобальным тенденциям в бюджетной сфере. Во всех ведущих странах мира, обладающих высшими рейтингами конкурентоспособности, расширение бюджетных расходов и доведение бюджетных дефицитов до 3%-ного безрискового маастрихтского уровня рассматриваются как мощные инструменты экономического развития. Надо понимать, что чрезмерно жесткие бюджетные ограничения и ограничения на денежное предложение (в России один из самых низких уровней монетизации экономики), стремление к свертыванию бюджетных расходов мешают главному - масштабной модернизации сырьевой российской экономики, ориентированной на внешние рынки, повышению ее международной конкурентоспособности. На достижение этих целей просто нет бюджетных денег.
В-четвертых, инструментом торможения российской экономики является предлагаемый Минфином России порядок формирования и использования Резервного фонда. Туда, как известно, уходят экспортные доходы при превышении текущих рыночных нефтяных цен над бюджетными нормативными ценами на нефть. Мировой кризис показал, что при огромных финансовых резервах падение экономики России было одним из самых глубоких в мире. Оно и понятно: недиверсифицированная экономика всегда убога и страдает от этого очень сильно, особенно в условиях глобального кризиса. Однако реальный опыт ничему не учит. В проекте федерального бюджета на 2013-2015 гг. отчисления в Резервный фонд будут осуществляться с еще большим рвением, чем ранее (табл. 5).
Оставляя в стороне сомнения о реалистичности приведенных цифр, отметим четко обозначенную в проекте федерального бюджета на 2013-2015 гг. тенденцию к ускоренному увеличению Резервного фонда. По прогнозам денежных властей, за этот период он увеличится более чем на 1,5 трлн рублей, или в 1,5 раза. Образно говоря, мы имеем дело с «сундуковым» федеральным бюджетом: все доходы от превышения базовых нефтяных цен, рассчитанных по бюджетному правилу, складываются в Резервный фонд. Это будет продолжаться до достижения этим фондом уровня в 7 трлн рублей, или 7% к ВВП.
Только после этого начинается пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) и финансирование инфраструктурных проектов.
Т а б л и ц а 5
Прогноз объема Резервного фонда в 2012-2020 гг.
Год Объем Резервного фонда на конец года Пополнение Резервного фонда, млрд руб. Средства, направляемые на пополнение ФНБ и инфраструктурные проекты, млрд руб.
млрд руб. % к ВВП
2011 811,5 1,5 - -
2012 2781,8 4,5 1926,5 -
2013 3173,8 4,8 373,4 -
2014 3882,3 5,2 596,3 -
2015 4722,7 5,7 818,6 -
2016 5922,7 6,5 1003,8 -
2017 7104,9 7,0 933,9 293,3
2018 7881,2 7,0 513,7 1044,1
2019 8685,7 7,0 640,7 1083,0
2020 9499,4 7,0 674,1 907,5
Как тут не вспомнить классиков: Ж. Мольера с его комедией «Скупой» или А. Пушкина с трагедией «Скупой рыцарь». Скупой барон «открывает все сундуки, ставит перед ними зажженные свечи и любуется блеском золота, ощущая себя владыкой могучей державы». Но в современном глобальном мире владыкой может себя чувствовать только быстроразвивающаяся, диверсифицированная, инновационная экономика, ориентированная прежде всего на национальный внутренний рынок. Бюджетные ассигнования в создание именно такой национальной экономики - главная, наиболее эффективная антикризисная мера.
Таким образом, проект федерального бюджета на 2013-2015 гг. отличается излишним консерватизмом. Видимо, он повторит результаты нынешнего федерального бюджета.
По итогам I полугодия 2012 г. в значительной мере благодаря федеральному бюджету, ориентированному на сжатие расходов при низкой эффективности их использования, происходит торможение российской экономики. Рост ВВП на 64% обеспечивается приростом стоимости экспорта сырья. Внешние факторы экономической динамики по-прежнему доминируют над внутренними, доля которых составляет лишь 36%. Переход от экспортно-сырьевой к мо-дернизационно-инновационной модели фактически даже не начат, несмотря на многочисленные декларации, дискуссии и надежды.
Список литературы
1. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. - URL: http://www.kommersant. ru/docs/2012/proj ect_fbz_13-15.pdf
2. Совещание по проекту федерального бюджета на 2013-2015 гг. 18 сентября 2012 г. Сочи. - URL: http://www.president.rf/news