Научно-технические разработки
УДК 614.8
Ю.Л. Воробьев к.п.н., Первый заместитель Министра МЧС России
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА» КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов в решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых механизмов
В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач в проблеме обеспечения национальной безопасности России становится повышение защищенности потенциально опасных объектов и населения страны от этих угроз.
Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение числа чрезвычайных ситуаций и повышение уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создать в стране необходимые условия для устойчивого развития государства путем координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра и субъектов Российской Федерации.
В период с 2000 года по 2005 год решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций обеспечивала Федеральная целевая программа (ФЦП) «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года».
В ходе реализации ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в стране программно-целевыми методами. Программа имела комплексный характер и затрагивала деятельность 15 федеральных министерств и ведомств и всех субъектов Российской Федерации.
Финансирование Программы из федерального бюджета составило менее 16 % от запланированных финансовых средств, но за счет привлечения финансовых средств субъектов Российской Федерации, которые превысили запланированные, задачи программы во многом были решены.
Достижение поставленной цели и решение основных задач Программы осуществлялось координацией совместных усилий федерального центра и субъектов Российской Федерации. Такая координация усилий возможна и реализуется лишь при помощи федераль-
ной целевой программы, которая стала системообразующим фактором в решении проблемы снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.
В рамках проводимой Министерством координационной работы в 40 субъектах Российской Федерации осуществляется реализация региональных целевых программ «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также разработаны и находятся в стадии согласования целевые программы ещё в 27 субъектах Российской Федерации.
Целевые программы субъектов РФ являются важнейшим звеном в построении системы управления рисками чрезвычайных ситуаций. Их реализация позволила придать системность, организованность и управляемость деятельности по снижению рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.
Предварительные итоги реализации действующей ФЦП свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:
- изменение структуры угроз и характера действия факторов — потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;
- недостаток ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;
- недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления);
- отсутствие эффективных механизмов стимулирования привлечения дополнительных, в том числе внебюджетных ресурсов;
- изменившаяся система распределения сфер ответственности федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Еще одним фактором, существенно ограничившим результативность ФЦП, было отсутствие эффективной практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.
Несмотря на перечисленные недостатки, реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и скоординированные действия федеральных органов государственной власти в сфере их ответственности. Программа обеспечила базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов и решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4).
В среднесрочной перспективе кризисные и чрезвычайные ситуации с учетом их воздействия на человеческий потенциал и условия безопасной жизнедеятельности остаются одним из важнейших вызовов стабильному и долгосрочному экономическому росту. По различным оценкам ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 % объема ВВП. Невосполнимые ежегодные потери человеческого, природного и культурного потенциала в результате чрезвычайных ситуаций достигли 70 тыс. человек и более 300 особо ценных объектов природного и культурного наследия российского и всемирного значения.
В решении совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4) отмечено, что:
в современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны;
несмотря на проводимую работу по данной проблеме существующая государственная система управления не в полной мере соответствует качественным изменениям спектра угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Данным решением поставлена задача корректировки и продления до 2010 г. завершенной в настоящее время ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», с учетом включения в ее состав таких направлений, как: системные исследования; обеспече-
ние пожарной безопасности; обеспечение химической и биологической безопасности (включая разработку и производство специальных медицинских средств защиты и лечения); обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения и их защищенности от негативных природных явлений (в том числе землетрясений и цунами); обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта; совершенствование систем физической защиты и охраны; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; совершенствование систем централизованного оповещения населения и связи; совершенствование гражданской обороны. Однако, поскольку круг решаемых задач стал значительно шире, вышеуказанное решение фактически потребовало разработки новой ФЦП.
С учетом разграничения функций и ответственности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления разрабатываемая ФЦП является инструментом межведомственной координации и направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию как превентивных мер, так и мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба. Новая редакция программы будет востребована не только в сфере государственного регулирования и управления, но и обеспечит прозрачные механизмы и процедуры взаимодействия с бизнесом и общественностью.
Важным целевым приоритетом ФЦП будет разработка механизмов привлечения и расширения участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации конкретных проектов и программ безопасного развития.
Целевая ориентация ФЦП направлена на продвижение и ускоренную реализацию современных технологий безопасного развития, таких как «Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф» и «Системы жизнеобеспечения и защиты человека», входящих в «Перечень критических технологий», утвержденный Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. (№ Пр-578), положений «Основ единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 5 января 2004 г. (№ Пр-12) и требований Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 ноября 2001 г. № 1309.
Значимыми источниками событий чрезвычайного характера являются: стихийные природные явления; природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности; природные риски, связанные с накопленным экологическим ущербом, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя:
опасные геологические процессы (землетрясения, вулканическая деятельность, оползни, сели, грязевой
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
вулканизм);
опасные геокриологические процессы (сходы лавин и ледников, разрушение вечной мерзлоты);
опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, смерчи, тайфуны, очень сильные осадки, сильные метели и пыльные бури, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками, селевые потоки, снежные лавины, цунами, сгонно-нагонные явления);
опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах; эпидемии, вызванные природноочаговыми заболеваниями, в том числе, связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными);
угрозы экономическому потенциалу и экономической безопасности, связанные с катастрофическим размножением и миграциями животных; угрозы экономическому потенциалу и экономической безопасности, связанные с эпизоотиями животных.
Природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя: риски разрушения природной среды в результате продолжения деятельности существующих объектов промышленного и иного назначения; риски разрушения природной среды в результате проектов нового промышленного освоения, в том числе в регионах с особо чувствительными к антропогенному воздействию экосистемами; риски разрушения природной среды в результате технических аварий и иных причин за рамки регламента технической деятельности хозяйственных и иных объектов, чья деятельность в штатном режиме не несет экологических и иных угроз.
Природные риски, связанные с накопленным экологическим ущербом, представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя: риски негативного воздействия на жизнедеятельность человека и хозяйственный потенциал не рекультивированных, но подлежащих рекультивации территорий и акваторий; риски негативного воздействия законсервированных объектов с потенциально опасными свойствами; риски продолжающейся деградации природных экосистем, вызванной имевшей место ранее антропогенной деятельностью.
Значительную угрозу для населения и объектов экономики страны представляют сейсмические опасности, так как более 25 % территории Российской Федерации с населением 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, которые имеют дефицит сейсмостойкости в 2—3 балла, что в случае сильного землетрясения может привести к их серьезным разрушениям.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует свыше 2,5 тыс. химически опасных объ-
ектов, более 1,5 тыс. радиационно опасных объектов, 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, более 30 тыс. гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны.
Статистика пожаров в Российской Федерации за последние пять лет позволяет констатировать, что количество пожаров сохраняется на уровне около 250 тысяч в год. Вместе с тем, продолжает увеличиваться число крупных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ данных о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их прогноз на перспективу показывают, что количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности России.
Программно-целевой метод решения проблемы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций
С учетом уровня угроз для безопасного развития страны эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Системный подход к анализу рисков чрезвычайных ситуаций и формированию мер по их предотвращению учитывает несколько самостоятельных и прямым образом не связанных между собой систем оценок и критериев.
Изучение угроз и причин возникновения чрезвычайных ситуаций (особенно в части их природных компонентов) — предмет научных исследований по отраслям знаний. Распределение сфер ответственности и построения организационной структуры на этапе изучения чрезвычайных ситуаций основывается на учете их генезиса (например: цунами — гидрологическое явление, но прогноз их возникновения обеспечивают
геофизики-сейсмики).
В системе действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений (например: предупреждение населения и его отселение из опасной зоны с последующим восстановлением объектов или возведением их на новом месте).
Принятие общих решений о реализации тех или иных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий основывается на оценке экономической и общественной эффективности сценариев реагирования. Информация о генезисе чрезвычайных ситуаций, технологиях их предотвращения и ликвидации последствий учитывается, но не является главной.
Исходя из изложенного, при применении программно-целевых механизмов необходимо использовать четыре алгоритма действий:
- развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания с учетом их природы (генезиса);
- информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
- координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования с учетом особенностей технологического содержания и материально-технического обеспечения мероприятий и реализация сценариев реагирования на угрозы чрезвычайных ситуаций и их последствия на основе оценки экономической и социальной эффективности;
- реализация комплекса практических мер, снижающих возникновения чрезвычайных ситуаций.
Формирование эффективной «вертикали реагирования» на чрезвычайные ситуации возможно обеспечить с применением инструментов взаимодействия этих сегментов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управляющих сигналов на «стыках».
Наиболее проблемной частью, «узким местом» единой вертикали реагирования является «зона контакта» научного сообщества и государственного управления. При отсутствии постоянного администрирования процесса такого взаимодействия повышение его эффективности возможно на базе применения программных механизмов.
Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов в решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых механизмов. Реализация ФЦП позволит обеспечить переход к единой системе целевого управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций на базе единых методических подходов.
Снижение рисков чрезвычайных ситуаций всех
типов и масштабов и их негативных последствий будет обеспечено по следующим основным направлениям реализации ФЦП:
проведение системных исследований, направленных на совершенствование научных основ определения закономерностей возникновения чрезвычайных ситуаций, влияния их на социально-экономическое развитие страны, оценки масштабов последствий и прогноза обусловленных ими рисков, а также методов управления данными рисками, что позволит оптимизировать усилия по противодействию угрозам и обеспечить системность и комплексность данных усилий;
совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления процессами предупреждения, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также снижения их масштабов и последствий;
развитие и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической и цунами опасностями;
развитие и совершенствование системы информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности;
разработка и реализация скоординированных долгосрочных и экстренных практических мер по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и повышению защищенности критически важных объектов Российской Федерации и населения от угроз природного, техногенного характера и возможных вооруженных конфликтов;
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере обеспечения безопасной жизнедеятельности в кризисных ситуациях, выделения из функций государственных и муниципальных органов невластных функций (проведение экспертиз, исследований, обследований и др.), при четком регламентировании проведения контрольно-надзорных мероприятий;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защищенности населения и территорий от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями, и их ликвидации;
развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) и системы обеспечения информационной безопасности в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения действиям при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решение каждой задачи или проблемы в рамках этих направлений, вносит свой вклад в достижение целей программы, технико-экономическая эффективность которых, оцениваемая с использованием показателя типа: «эффект—затраты», может сущест-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
венно различаться. В этой связи конкретные мероприятия ФЦП будут оцениваться по их эффективности с использованием данного показателя.
Цели, задачи и основные мероприятия Программы
Основными целями ФЦП на период до 2010 года являются снижение риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, повышение защищенности критически важных объектов Российской Федерации и населения от угроз природного, техногенного характера, возможных вооруженных конфликтов и создание необходимых условий для социально-экономического развития страны.
Для достижения поставленных целей решаются следующие основные задачи Программы:
1) совершенствование и развитие организационных и научно-методических основ обеспечения деятельности в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации и населения от угроз природного, техногенного характера, возможных вооруженных конфликтов;
2) создание и совершенствование научных основ анализа, определения закономерностей развития опасных гидрометеорологических (метеорологических, гидрологических, агрометеорологических) явлений (сильных ветров, смерчей, тайфунов, очень сильных осадков, сильных метелей и пыльных бурь, града, интенсивных гололедно-изморозевых отложений, сильной жары, сильного мороза, засухи атмосферной и почвенной, наводнений, связанных с половодьем и дождевыми паводками, селевых потоков, снежных лавин, цунами, сгонно-нагонные явлений), других опасных природных явлений и процессов возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков, обусловленных чрезвычайными ситуациями, пожарами и применением средств поражения по объектам экономики при вооруженных конфликтах, а также научных основ оптимизации мер по управлению данными рисками;
3) прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, их ранжирование по значимости, разработка государственной политики и комплекса программных мероприятий по их снижению с учетом пожаров и применения современных средств поражения по объектам экономики при вооруженных конфликтах;
4) совершенствование системы государственного управления в условиях кризисов, вызванных природными и техногенными чрезвычайными ситуациями;
5) создание «Общероссийской комплексной системы информирования населения и развитие систем централизованного оповещения населения и связи» в рамках РСЧС;
6) совершенствование организационных основ и технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;
7) развитие и совершенствование систем мони-
торинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также пожаров, последствий применения средств поражения по объектам экономики;
8) совершенствование существующих и разработка новых средств и технологий повышения защищенности населения и критически важных объектов от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями, пожарами и применением средств поражения противника по объектам экономики;
9) развитие и совершенствование федеральной системы сейсмологических наблюдений (ФССН);
10) совершенствование и развитие АИУС РСЧС;
11) повышение обеспеченности населения средствами коллективной и индивидуальной защиты от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями, пожарами и применением средств поражения противника по объектам экономики, а также обеспечение готовности данных средств к использованию по предназначению;
12) совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны.
При разработке ФЦП на период до 2010 г. предполагается использование подходов и принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы в соответствии с ее целями.
В основу формирования всей системы программных мероприятий положена необходимость обеспечения установленного порядка разграничения расходных обязательств по их финансированию между органами власти и управления всех уровней.
Общие подходы и принципы обоснования программных мероприятий предусматривают:
Системный подход обеспечивает охват всех опасностей от чрезвычайных ситуаций, пожаров, террористических акций, а также возникающих при ведении боевых действий и использование всех способов снижения рисков и повышения защищенности объектов (организационных, методических, технических и т.п.).
Комплексность, которая содержит:
выбор и реализацию мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и повышению защищенности критически важных объектов и населения на основе прогнозирования рисков всех типов чрезвычайных ситуаций, пожаров, последствий террористических акций и результатов применения средств поражения противника по объектам экономики, а также обоснование предлагаемых программных мероприятий с социальных, технических, экологических и экономических позиций.
Концентрацию на критически значимых направлениях, а именно:
включение в состав программных мероприятий в первую очередь мероприятий межведомственного и межотраслевого характера, реализация которых относится к компетенции и расходным обязательствам ис-
ключительно федеральных органов власти, за исключением мероприятий, относящихся к их повседневной деятельности и финансируемых в сметном порядке;
решение проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций применительно только к критически важным объектам, находящимся полностью под управлением федеральных органов исполнительной власти, а также управляемым совместно с другими органами власти и управления, и повышение защищенности населения от чрезвычайных ситуаций и опасностей, обусловленных террористическими акциями и применением средств поражения по объектам экономики;
развитие систем, технических средств и технологий, признанных «критически значимыми» и наиболее перспективными для решения проблемы снижения рисков ЧС, повышения защищенности населения и критически важных объектов при возникновении ЧС, пожаров, террористических проявлений и применении средств поражения противника по объектам экономики в условиях вооруженных конфликтов;
повышение готовности органов управления, сил и технических средств по выполнению основных функциональных задач, направленных на решение проблем, поставленных в данной ФЦП.
Предполагается, что каждое программное мероприятие и ожидаемые результаты будут отобраны из имеющихся альтернативных вариантов достижения цели при различных объемах финансирования.
Варианты мероприятий могут отличаться по техническим решениям (использованию альтернативных видов технических средств, применению альтернативных технологий и т.п.), потребностям различных объемов финансовых ресурсов и продолжительности по времени их реализации.
При оценке технических преимуществ вариантов программных мероприятий предлагается оценивать: достигаемый эффект от применяемых технических средств и технологий, их надежность;
возможность работы в полностью автономном режиме;
степень автоматизации;
наличие или возможности создания системы технического обслуживания и ремонта;
гарантированность бесперебойных и современных поставок техники и запасных частей к ней;
отсутствие негативных сопутствующих воздействий для пострадавшего населения, спасателей и окружающей среды.
В рамках ФЦП на период до 2010 г. предусматривается осуществлять мониторинг опасных природно-техногенных процессов и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций с полнотой охвата не менее 50 % опасных процессов и достоверностью не менее 0,7-0,75.
По каждому программному мероприятию будут даны конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации этих мероприятий. При этом под результатами понимаются:
снижение рисков (предотвращение) или ликвидация возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
повышение защищенности критически важных объектов и населения от чрезвычайных ситуаций, пожаров, террористических акций и применения средств поражения по объектам экономики.
Социальные последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими улучшение исходной демографической ситуации здоровья и трудоспособности населения в результате реализации программных мероприятий, а также перечнем и масштабами работ по социальной реабилитации населения.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды (включая продуктивные природные угодья), а также перечнем и масштабами восстановительных и рекультивационных работ.
Результативность программного мероприятия
- это прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую и экологическую ситуацию в зоне действия программного мероприятия, а также на определяющие параметры экономического развития этой зоны.
Экономическая эффективность программных мероприятий в связи со спецификой решаемых проблем будет представлена в двух видах:
прямая экономическая эффективность — снижение затрат на достижение целей программных мероприятий;
косвенная экономическая эффективность — снижение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, пожаров и применения средств поражения по объектам экономики.
Экономическую эффективность программных мероприятий, обеспечивающих снижение рисков и повышение защищенности критически важных объектов и населения, следует оценивать путем сравнения суммы предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации с затратами на данное программное мероприятие и с непредотвращенным ущербом.
Научно-технические разработки