Научная статья на тему 'Особенности административно-правовой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций'

Особенности административно-правовой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ЧРЕЗ-ВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кропачева А. В.

В статье представлен анализ особенностей административно-правовой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кропачева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности административно-правовой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций»

exchange, unremunerated training or voluntary service. OJ L 375/12 (дата обращения: 19.02.2017).

18. OECD, Education at a Glance 2012: OECD Indicators. OECD Publishing, 2012. Р. 360. URL: http://www.oecd.org/edu/EAG %202012_e-book_ EN_200912.pdf (дата обращения: 16.02.2017).

19. European Migration Network, Immigration of International Students to the EU. Directorate General Home Affairs, European Commission, 2013.

20. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов // Министерство образования и науки РФ. М., Центр социологических исследований, 2014. URL: http://5top100ru.1gb.ru/files/ File/inostrannye_stydenty.pdf (дата обращения: 29.01.2017).

21. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах // Демоскоп Weekly № 571-572. 14-31 октября 2013 г. URL: http://demoscope.ru/ weekly/2013/0571/analit02.php (дата обращения: 28.01.2017).

22. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // СПС «Гарант». URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 15.02.2017).

23. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Феде рации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, вступил в силу 1 января 2014 г. // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70419050/ (дата обращения: 15.02.2017).

24. Порядок въезда и условия участия иностранных студентов в трудовых отношениях определяет федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: http://base.garant.ru/184755/ (дата обращения: 13.02.2017).

25. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Кн. 1 / под науч. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М., 2013.

В.А. Белов

кандидат исторических наук, профессор

професор Российского Университета дружбы народов (г. Москва)

E-mail: rudnfinad@yandex.ru

Ю.П. Кожаев

доктор исторических наук профессор

профессор Московского финансово-юридического

университета МФЮА

E-mail: u.p.kozhaev@yandex.ru

УДК 342.951:351.82

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

А.В. Кропачева

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей административно-правовой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: административно-правовая защита населения, чрезвычайная ситуация, обеспечение национальной безопасности, защита населения и территорий.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL PROTECTION OF POPULATION AND TERRITORIES FROM EMERGENCY SITUATIONS

A.V. Kropacheva

Abstract. The article presents the analysis of peculiarities of administrative-legal protection of population and territories from emergency situations.

Keywords: administrative-legal protection of population, emergency, national security, protection of population and territories.

Центральное место в концепции административно-правовой защиты населения и территории от ЧС занимает обеспечение конституционных прав граждан, являющееся главной функцией государства, включающая в себя деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению соблюдения, охраны и защиты прав, а также их восстановление в случае нарушения.

Анализ норм ФЗ № 68 позволяет выделить основные направления защиты населения и территорий от ЧС:

- предупреждение возникновения ЧС;

- ликвидация ЧС и их последствий;

- обеспечение безопасности граждан при ЧС;

- обеспечение реализации прав и обязанностей граждан и социальная защита пострадавших от ЧС.

В ст. 7 ФЗ № 68 перечисляются основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:

1. Заблаговременность. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаго-

временно. Законодательством предусмотрены нормы и правила по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения, а также по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления создают заблаговременно резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования соответствующей отрасли в ЧС, издают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, правила защиты работников организации от ЧС.

2. Территориальность. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения является зонирование территорий страны по видам и степеням возможных опасностей. В результате могут быть определены зоны, для которых характерны сейсмическая, вулканическая, лавинная, оползневая, радиационная, химическая и другая опасность. Применительно к этим зонам разрабатываются типовые варианты защиты населения и персонала работников экономики для районов со сходными условиями и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям по защите населения.

3. Взаимодействие. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях, на которых сложилась ЧС. При недостаточности сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и силы и средства гражданской обороны.

Содержание системы административно-правовой защиты населения и территорий от ЧС можно рассматривать как государственную деятельность по выработке организационно-правовых мер, направленных на защиту.

В России вопросы защиты населения и территорий от ЧС возведены на уровень государственной политики. Основной задачей

деятельности органов государственной власти по защите населения и территорий от ЧС является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [1] одной из стратегических целей государственной и общественной безопасности является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

В Российской Федерации меры по защите населения и территорий от ЧС включены в общую социально-экономическую политику. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [2], планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. При этом должна произойти смена приоритетов при защите населения и территорий от опасностей и угроз различ-

ного характера - вместо культуры реагирования на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть культура предупреждения.

Для этого необходимо проведение следующих мер:

- «совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- завершение создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;

- разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, в том числе объектов теплоснабжения;

- завершение создания межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях;

- развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защищенности населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создание системы независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Государственная политика в сфере защиты населения и территорий от ЧС проводится на основе долгосрочной государственной стратегии, важным механизмом реализации которых являются долговременные федеральные целевые программы.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 223 утверждена ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» [3], главными целями которой выступают повышение безопасности населения Российской Федерации и снижение социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру «112».

Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 555 утверждена ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» [1]. Основными целями указанной ФЦП являются снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях; предотвращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1481 утверждена ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» [4], главной целью которой является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров.

Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 утверждена ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [5], главной целью которой является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий.

Есть и ряд других ФЦП в области защиты населения и территорий от ЧС. Использование программно-целевых методов планирования основной деятельности МЧС РФ и РСЧС позволяет более целенаправленно и эффективно использовать выделяемые средства бюджетов всех уровней на решение проблем защиты населения и территорий от ЧС.

Распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения и создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются важнейшими задачами государства. Проблема носит ком-

плексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2011. № 30 (2). Ст. 4633.

3. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» // СЗ РФ. 2013. № 12. Ст. 1326.

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» // СЗ РФ. 14.01.2013. № 2.ст. 88.

5. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2013. № 41. Ст. 5183.

А.В. Кропачева

кандидат юридических наук

Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва) E-mail.angela_02@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.