Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: оценки и перспективы'

Программно-целевой подход в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: оценки и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1349
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РСЧС / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) / СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ МЧС РОССИИ / СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ СИЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шляков Сергей Анатольевич

В данной статье дан общий анализ реализации программно-целевого подхода в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе оценки результатов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2014 году и перспектив этой деятельности в 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шляков Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: оценки и перспективы»

УДК 614.8

С.А. Шляков

Программно-целевой подход в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: оценки и перспективы

Аннотация

В данной статье дан общий анализ реализации программно-целевого подхода в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе оценки результатов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2014 году и перспектив этой деятельности в 2015 году.

Ключевые слова: РСЧС; программно-целевой подход; государственная программа Российской Федерации; стратегическое планирование; индикаторы (показатели); спасательные силы МЧС России; система материально-технического оснащения; аварийно-спасательные и другие неотложные работы; строительство и развитие спасательных сил.

Содержание

Введение

1. Оценка деятельности РСЧС в 2014 году с учетом реализации программно-целевого подхода

2. Совершенствование функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках начального этапа формирования системы стратегического планирования в Российской Федерации

Заключение Литература

Введение

Все формы и виды деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на программно-целевой основе используют общую методологию, называемую программно-целевым подходом. Это способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

Программно-целевой подход является базой стратегического планирования. Он дает возможность планомерной концентрации усилий и ресурсов на наиболее приоритетных направлениях и достижение планируемых результатов в установленные сроки. В то же время он предполагает частичный отказ от финансирования второстепенных объектов.

Наиболее эффективным и универсальным средством формулирования полученных по итогам планирования результатов является целевая (комплексная) программа. Начиная с 2013 года, МЧС России реализует программно-целевой под-

ход в выполнении Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее — Государственная программа).

На Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2014 году и постановке задач на 2015 год, который состоялся 27—28 января 2015 г., были подведены промежуточные итоги выполнения Государственной программы в 2014 году. Не все поставленные задачи выполнены, не в полной мере достигнуты установленные индикаторы (показатели) в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Данная статья посвящена оценкам основных итогов выполнения Государственной программы и перспективам её развития.

1. Оценка деятельности РСЧС в 2014 году с учетом реализации программно-целевого подхода

Современный мир бурно изменяется и развивается. Процессы глобализации, развитие науки и техники, хозяйственное освоение новых территорий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, обостряющиеся межнациональные и межрелигиозные противоречия ставят новые задачи перед государством и обществом. Основными факторами, влияющими на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения (рис. 1), являются:

изменения геополитической обстановки в мире; увеличение масштабов и спектра угроз для населения страны;

условия социально-экономического развития страны.

Изменения геополитической обстановки в мире в связи с событиями на Украине и принимаемые западным миром политические и экономические санкции против России сказываются на устойчивости функционирования экономики и инфраструктуры государства.

В природе увеличивается частота и масштабы возникновения стихийных бедствий в связи с глобальным изменением климата.

Статистика свидетельствует, что в ряде отраслей отечественной экономики, на некоторых критически важных объектах, прежде всего в энергетике, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется повышенная аварийная опасность.

Изменения геополитической ситуации в современном мире:

В прошедшем году произошло несколько крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Среди них наводнение в Сибири, нагонная волна в Краснодарском крае и в Ростовской области, крупные природные пожары на Дальнем Востоке и в Сибири, катастрофа в Московском метрополитене и др.

Совместные усилия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволили обеспечить защиту жизни и здоровья людей. Каждый человек, оказавшийся в беде, получил помощь и поддержку. Общий объем помощи составил более 8 млрд рублей.

Материальную помощь и компенсацию за утраченное имущество получило более 110 тысяч человек. Обеспечено жильем за счет государственных жилищных сертификатов 611 семей.

Основой успешного выполнения задач по обеспечению безопасности населения и территорий страны, планомерного развития РСЧС является Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Выполнение основных и контрольных мероприятий в рамках реализации Государственной программы в 2014 году позволило повысить уровень защищенности населения и территорий от современных опасностей и угроз.

Несмотря на возросшие риски чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанные с изменением климата и изношенно-

Увеличение масштабов и спектра опасностей и угроз для населения:

увеличение группировки сил НАТО вблизи границ России

глобальные угрозы экономического и климатического характера

V__'

Факторы социального и экономического характера:

устойчивость финансовых и производственных структур к экономическим санкциям

вооруженные конфликты в сопредельных странах

появление новых способов воздействия на психику и здоровье человека

^ Л

уровень технологического развития промышленности

и сельского хозяйства

жесткое межгосударственное противоборство за передел сфер влияния

возрастание угроз возникновения крупномасштабных ЧС

уровень общественного согласия и доверия к органам власти

возрастание угрозы терроризма

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности в современных условиях

стью основных производственных фондов, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с возложенными задачами справилась. В 2014 году количество чрезвычайных ситуаций уменьшилось на 21,8 %. Число пожаров уменьшилось на 20 %, а гибель людей при пожарах — на 24 %. Гибель людей на водных объектах уменьшилась на 29 %, сокращено количество аварий, связанных с маломерными судами на 3 %. Спасено при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах более 270 тыс. человек.

Решающая роль в этом принадлежит скоординированной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это было продемонстрировано также при проведении крупномасштабных гуманитарных акций по оказанию помощи беженцам с Украины. Примерно 600 тысяч жителей покинули юго-восток этой страны в прошлом году, до 60 тысяч беженцев находилось в пунктах временного размещения. В 44 принимающих субъектах Российской Федерации были развернуты более 1000 таких пунктов временного размещения.

Своевременно было организовано продовольственное, медико-психологическое и информационное обеспечение. Были решены другие сложные вопросы по оказанию помощи вынужденным переселенцам.

Были проработаны логистические схемы перемещения людей по территории страны. Авиацией МЧС России перевезено более 10 тыс. человек, автомобильными колоннами почти 12 тыс., а железнодорожным транспортом доставлено более 39 тыс. человек.

Жителям осажденного Донбасса доставлено свыше 12 тыс. тонн гуманитарной помощи.

Совместная работа МЧС России, федеральных и местных органов исполнительной власти по размещению и всестороннему обеспечению пострадавших граждан Украины высоко оценена Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев.

В целом федеральные органы исполнительной власти в этой сложной ситуации работали оперативно и в полной мере принимали все необходимые решения по оказанию помощи беженцам.

Была обеспечена безопасность проведения Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Все вопросы природной, техногенной и пожарной безопасности, защиты участников и гостей зимней Олимпиады были решены на мировом уровне.

Продолжились работы по созданию систем комплексной безопасности регионального, муниципального и объектового уровней от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычай-

ных ситуаций, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Новый импульс задан в области разработки и реализации системы мер по повышению эффективности защиты территорий, населения и объектов при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов с учетом природно-климатических особенностей регионов страны.

В целях обеспечения своевременного информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях различного характера и угрозе террористических акций, а также в целях подготовки населения в области гражданской защиты продолжено дальнейшее развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Число действующих стационарных терминальных комплексов ОКСИОН доведено до 616. Охват системой гарантированного информирования и оповещения населения увеличен до 70,3 млн человек.

С1 января 2014 г. в Российской Федерации начата эксплуатация Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. В 83-х субъектах Российской Федерации была обеспечена возможность вызова экстренных оперативных служб с мобильных телефонов по номеру «112». В полном объеме эта Система развернута в 9 регионах страны.

Проведенные мероприятия позволили сократить время комплексного реагирования оперативных служб на обращения населения по номеру «112» более чем на 2 %.

В прошедшем году вступил в силу технический регламент о безопасности маломерных судов, принят административный регламент по аттестации судоводителей.

В 2014 году была продолжена работа по внедрению альтернативных государственному надзору форм оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям: декларирование, независимая оценка рисков и страхование ответственности.

При этом основные усилия надзорных органов были направлены на профилактику правонарушений. Проведена большая организационно-методическая, адресная работа с учетом особенностей регионов и каждого объекта защиты. Благодаря этому количество проводимых проверок снижено более чем на 30%. На предприятиях малого и среднего бизнеса проверки в рамках государственного контроля МЧС России не проводились. При этом руководителям и предпринимателям оказывалась методическая и консультативная помощь. Все это позволило обеспечить на объектах малого и среднего бизнеса требуемый уровень безопасности.

В будущем планируется передать субъектам Российской Федерации полномочия по осуществлению государственного надзора в отношении садовых и дачных некоммерческих объединений, жилых домов, органов местного самоуправления и других объектов. Также предполагается сократить количество составов административных правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.

На регулярной основе осуществлялось повышение квалификации специалистов и должностных лиц, организация учебных сборов, учений, спортивных соревнований. Доля руководящего состава и должностных лиц, прошедших обучение по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и террористических акций, доведена до 89,3 %. Доля учащихся общеобразовательных учреждений и работающего населения, вовлеченных в процесс обучения по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и террористических акций доведена до 96,3 %.

В октябре 2014 г. проведена Всероссийская тренировка по гражданской обороне. В ней участвовало более 60 млн. человек, свыше 300 тыс. специалистов аварийно-спасательных формирований и 70 тыс. единиц спасательной техники.

Ключевой проблемой успешного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обеспечение необходимого уровня защищенности населения. В рамках выполнения Государственной программы получили дальнейшее развитие новые подходы к ведению гражданской обороны в Российской Федерации, в организации защиты населения и территорий, которые включают:

приоритетность проведения мероприятий, обеспечивающих защиту населения от всего спектра опасностей мирного и военного времени;

накопление фонда защитных сооружений, в основном, за счет освоения подземного пространства городов и создание упрощенных укрытий для защиты от осколочно-фугасного поражения;

планирование многовариантных способов эвакуации населения, учитывающих реальные возможности транспортной инфраструктуры и загородных зон по приему эвакуируемых;

создание запасов средств индивидуальной защиты для аварийно-спасательных формирований, персонала потенциально опасных объектов и населения, проживающего вблизи химически и ра-диационно опасных объектов.

Кроме того, внесены изменения в порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований. Теперь они создаются только крупными предприятиями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.

В 2014 году на всей территории Российской Федерации завершена работа по инвентаризации за-

щитных сооружений гражданской обороны. Фонд защитных сооружений в основном сохранён и может быть использован по предназначению.

Переоснащение сил МЧС России современными образцами техники и оборудования позволили довести уровень оснащенности поисково-спасательных формирований МЧС России средствами ведения аварийно-спасательных работ — до 87 %, укомплектованность подразделений федеральной противопожарной службы пожарной техникой, средствами защиты и пожарно-техническим вооружением — до 84,3 %. В течение года поддерживалась 100 % готовность спасательных воинских формирований к выполнению задач по предназначению в штатах мирного времени.

В результате реализации Государственной программы достигнуты следующие основные количественные результаты:

охват системы гарантированного информирования и оповещения населения увеличился до 70,3 млн человек;

доля защитных сооружений гражданской обороны МЧС России, готовых к использованию достигла 68,5 %;

среднее время прибытия аварийно-спасательных формирований к месту дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) снизилось до 33 минут, а среднее время ликвидации ДТП — до 19 минут;

доля современных образцов техники и вооружения в спасательных воинских формированиях от общего количества образцов техники и вооружения достигла 34,6 %;

почти в 1,5 раза повысилась готовность подразделений военизированных горноспасательных частей (далее — ВГСЧ) для выполнения работ по ликвидации крупномасштабных и затяжных аварий, а оснащенность подразделений ВГСЧ новым и современным основным горноспасательным оборудованием достигла 78 %. В 2014 году разработан многофункциональный тренировочный комплекс для подразделений ВГСЧ.

Сформированы и оснащены современной техникой и экипировкой 35 региональных пожар-но-спасательных подразделений, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Во всех региональных центрах созданы и поставлены на боевое дежурство авиационно-спаса-тельные центры и сформирована аэромобильная группировка сил МЧС России общей численностью свыше 12 тыс. человек.

Указанными подразделениями прикрыты объекты инфраструктуры, потенциально опасные и основные транспортные объекты, в том числе федеральные автодороги.

Сегодня все подразделения МЧС России оснащаются современной техникой отечественного

производства и высокотехнологичным спасательным оборудованием.

При этом уровень оснащения наших подразделений достиг 85 %. Доля современных образцов составляет более 50 %, а по некоторым образцам доходит до 80 %.

В 2014 году была организована работа по формированию на территории Крымского федерального округа эффективной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Общая численность группировки сил МЧС России в Крыму сегодня составляет более 3 тыс. человек.

На доукомплектование наших подразделений передано несколько десятков единиц пожарной и специальной техники, многофункциональные поисково-спасательные катера, а также более 2 тыс. единиц специального оборудования. Организовано дежурство авиационных подразделений.

В 2014 году была продолжена работа по совершенствованию системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления рисками. Повысилась достоверность прогнозов чрезвычайных ситуаций. Это позволило в основном заблаговременно выполнять все предупредительные мероприятия.

В прошедшем году внедрены в опытную эксплуатацию системы мониторинга состояния защищенности критически важных и социально значимых объектов, а также объектов транспортной инфраструктуры в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

Одновременно внедрена в промышленную эксплуатацию Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории Вологодской области. Проводятся работы по созданию и совершенствованию аналогичных систем на территориях Московской, Курской, Самарской и Тульской областей, Ставропольского края и г. Москвы.

Таким образом, в МЧС России накопился немалый опыт разработки и реализации Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной Правительством Российской Федерации.

Однако существует ряд проблем, которые требуют безотлагательного решения. Среди них — совершенствование целеполагания и прогнозирования в процессе реализации программно-целевого подхода, актуализация перечня и значений целевых индикаторов (показателей) Государственной программы, их разбивка в разрезе субъектов Российской Федерации. Требуют уточнения основные и контрольные мероприятия Государственной программы, осуществление их увязки с индикаторами и показателями Государственной программы. Необходима более тщательная оценка рисков и условий недостижения показателей, зафиксированных в Государственной программе. Существует ряд других, не менее значимых вопросов.

2. Совершенствование

функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках начального этапа формирования системы стратегического планирования в Российской Федерации

Дальнейшее совершенствование функционирования и развитие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций целесообразно осуществлять в рамках формирующейся в течение 2015 — 2016 гг. системы стратегического планирования, регулируемой Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

При определении перспектив развития РСЧС необходимо учитывать принятые руководством страны системные решения, определяющие стратегию национальной безопасности и социально-экономического развития России на период до 2020 г., прогноз социально-экономического развития нашей страны до 2030 г.

Существенное влияние на темпы социально-экономического развития страны в ближайшие годы будут оказывать последствия экономических санкций, осуществляемые странами Запада.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это требует от всех структур Министерства, а также других органов управления и сил, входящих в РСЧС, существенного повышения эффективности бюджетных расходов при реализации программных мероприятий, включая оценку сбалансированности целей, задач и индикаторов программ, а также финансовых ресурсов на их проведение.

Во главу концептуальных предложений стратегического развития РСЧС должен быть поставлен тезис о необходимости удовлетворения потребностей человека и общества при обеспечении защиты от бедствий и катастроф в изменяющемся мире.

При этом важен комплексный подход к подготовке документов стратегического планирования в области безопасности жизнедеятельности населения: междисциплинарный — в научном плане, эффективный — в экономическом, гуманистический — в социальном и межведомственный — в организационном плане.

В качестве основополагающих могут быть установлены следующие цели развития:

снижение риска возникновения пожаров, в том числе крупных, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

дальнейшее сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях и пожарах;

предотвращение значимого экономического ущерба от аварий, катастроф и стихийных бедствий;

эффективное расходование бюджетных средств и государственных ресурсов.

В перспективе необходимо внедрить новый принцип перехода от оперативного реагирования к управлению рисками.

Обеспечение природной и техногенной безопасности в современных условиях должно основываться на концепции приемлемого риска с учетом концепции устойчивого развития.

Управление рисками, как и всякая управленческая деятельность, имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий). Соответственно, управление рисками можно определить как процесс подготовки мероприятий, которые предупреждают возникновение и минимизируют последствия широкого спектра чрезвычайных ситуаций, наносящих существенный социальный и материальный ущерб (рис. 2).

Предложения по разработке и внедрению нормативного и методического обеспечения в области стратегического планирования должны включать правовые механизмы управления рисками, правовое обеспечение страховой защиты пострадавших от ЧС, принятие нормативных актов по формиро-

ванию программных мероприятий с использованием критериев риска (рис. 3).

Приемлемые уровни риска с учетом социальных и экономических факторов, представлений общества о соотношении качества жизни и безопасности должны устанавливаться законодательно и обеспечиваться мероприятиями по снижению рисков, осуществляемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В документах стратегического планирования для обеспечения должного уровня готовности к реагированию в современных условиях должна быть сформирована система мероприятий, обеспечивающих выполнение установленных целей и задач, определены этапы их реализации и предполагаемые конечные результаты.

Формирование целей и соответствующих им задач в документах стратегического планирования занимает особое место. Ошибки в определении целей и в постановке задач приводят к серьёзным проблемам в ходе реализации мероприятий Государственной программы. Важны чёткие индикаторы (показатели) конечных результатов и методы оценки промежуточных этапов. Необходим механизм корректировки целей и задач.

Принятые ранее задачи, сформулированные значения целевых индикаторов (показателей) и

Классификация рисков ЧС

Определение системы показателей риска ЧС

Анализ риска ЧС

Рис. 2. Методологическая схема процесса управления рисками ЧС

Разработка нормативного и методического обеспечения стратегического прогнозирования рисков ЧС

Разработка методических

документов по нормированию рисков и зонированию территорий

Разработка пакета нормативных документов по управлению рисками при эксплуатации КВО и ПОО

Формирование нормативной и методической базы

Разработка документов

стратегического планирования на основе механизмов управления рисками

Принятие нормативных актов по формированию программных мероприятий с использованием критериев риска

Правовое закрепление мер страховой защиты персонала и населения при возникновении ЧС

Рис. 3. Основные направления формирования нормативной базы в области стратегического планирования

проводимые мероприятия по Государственной программе должны быть актуализированы с учётом реальных внешних рисков, опасностей и угроз чрезвычайных ситуаций, региональной и локальной специфики.

Изменения, происходящие в государстве и в мире, делают особо актуальным внедрение современных методов идентификации опасностей и анализа рисков, разработку адекватных способов реагирования и защиты.

Федеральные органы исполнительной власти должны перейти к решению системных вопросов повышения защищенности подведомственных им критически важных объектов (рис. 4). Участие регионов — субъектов Российской Федерации — должно определяться приоритетом обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, сохранения жизни и здоровья людей при возникновении различных угроз и опасностей.

В 2015 году необходимо завершить формирование на территории Крымского федерального округа функциональных и территориальных подсистем РСЧС и обеспечить должный уровень безопасности жителей полуострова и многочисленных гостей Крыма.

В целом РСЧС должна перейти от принципа оперативного реагирования к принципу профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций и комплексного взаимодействия всех органов управления, сил и средств.

Важным элементом совершенствования нашей работы является более активное и целенаправленное формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

Работа, направленная на обучение подрастающего поколения, его социальное становление, воспитание и самореализацию в общественной жизни, а также формирование культуры безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности должны быть нашим общим и главным приоритетом.

В этой работе активную помощь нам оказывают общественные объединения и социально ориентированные некоммерческие организации. Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров показал необходимость плодотворного взаимодействия с такими организациями. Но они нуждаются в нашей помощи и поддержке.

Продолжая создавать информационно-телекоммуникационные системы, следует обеспечить развитие инфраструктуры РСЧС с использованием созданной системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на базе ресурсов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и других информационно-навигационных систем.

Дальнейшее развитие должны получить информационные технологии в рамках электронного

Рис. 4. Основные направления повышения защищённости критически важных объектов экономики

правительства и системы «112» . Это обеспечит внедрение в практику функционирования оперативных служб органов повседневного управления перспективных автоматизированных информационных и управляющих систем поддержки принятия решений.

В целях своевременного и адекватного реагирования на чрезвычайные ситуации следует разработать меры по повышению компетентности работников уполномоченных территориальных органов и муниципальных образований.

Экономический потенциал России прирастает труднодоступными районами Арктики, в которых предстоит развернуть опорные пункты системы защиты населения и территорий в Арктической зоне.

Для этого будет сформирован комплекс аварийно-спасательных центров и центров мониторинга и ситуационного анализа угроз и рисков чрезвычайных ситуаций. Он обеспечит организацию борьбы с катастрофами, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также оперативный мониторинг, в т.ч. на основе межведомственного обмена информацией.

Предполагается создание трёх опорных крупных центров в гг. Архангельске, Нарьян-Маре и Дудинке с размещением в них основных сил и средств МЧС России, предназначенных для обес-

печения безопасности населения и территорий в Арктике.

Также планируется создание центров в гг. Мурманске, Воркуте, Надыме, Анадыре и в поселках Тикси, Певек и Провидение. Эти центры предназначены для организации резервных баз хранения аварийно-спасательной техники и оборудования, необходимого для повышения оперативности проведения поисково-спасательных операций в случае привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций дополнительных сил Министерства.

Следует повысить роль и значение Арктического спасательного учебно-научного центра «Вы-тегра» (Вологодская область) в целом для РСЧС. К его системным задачам необходимо отнести: распространение опыта эксплуатации системы комплексной безопасности; помощь в освоении арктическими спасательными центрами функций мониторинга обстановки и информационного обмена; освоение новых образцов климатически адаптированной техники и оснащения; планирование поисково-спасательных действий в условиях Арктики и ряд других. Первых результатов решения этих задач РСЧС мы вправе ожидать уже в текущем году.

Необходимо предусмотреть дальнейшее развитие материально-технической базы единой государственной системы предупреждения и ликвида-

ции ЧС (рис. 5). Это относится к фонду защитных сооружений, районам эвакуации и пунктам временного размещения, запасам средств индивидуальной и медицинской защиты, системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Дальнейшее развитие ресурсно-экономической базы РСЧС должно осуществляться в рамках механизмов программно-целевого планирования. Для финансового и материально-технического обеспечения программных мероприятий необходимо законодательно закрепить за субъектами Российской Федерации полномочия по формированию региональных государственных программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Важно отметить, что при разработке федеральной и региональных целевых программ должен быть использован единый методический аппарат, обеспечивающий не только осуществление основных процедур стратегического планирования в рамках единой технологии, но и процедуры мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в данной сфере на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях. Такие методики будут разработаны в нашем Министерстве.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как составная часть системы национальной безопасности страны, должна быть, в первую очередь, готова к выполнению широкого спектра задач по защите населения и территорий, которые представлены на рис. 6.

Достижение конкретных результатов деятельности РСЧС, зафиксированных в Государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», является основным критерием эффективности работы всех учреждений и организаций МЧС России.

Ресурсы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС должны обеспечивать защиту и спасение населения при возникновении любых крупномасштабных кризисных и чрезвычайных ситуаций на всей территории Российской Федерации. Совместные усилия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, позволят решить стратегические задачи по дальнейшему развитию РСЧС в непростых современных условиях.

Защитные сооружения гражданской обороны (укрытие населения в приспособленных под укрытие защитных ^ сооружениях) ^

л

Запасы средств индивидуальной и

медицинской защиты населения (мобильные, приближенные к месту работы, проживания населения)

Районы эвакуации населения в безопасные районы, материальных и культурных ценностей (рассредоточение населения)

7\

Запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для нужд ГО

А

Учреждения наблюдения и лабораторного контроля ГО

Система материального обеспечения задач по защите населения

Рис. 5. Материально-технический фонд системы РСЧС

Осуществить меры по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации при ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера, а также при террористических акциях

Выполнять задачи по защите населения и территорий в полном объеме при различных вариантах развития

социально-экономической обстановки в стране

Обеспечивать постоянную готовность сил РСЧС и гражданской обороны к применению в мирное и военное время

Осуществлять подготовку населения в области защиты населения с использованием современных технологий и технических средств, в том числе с применением общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

Реализовать комплекс мер по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего от ЧС, военных конфликтов

и террористических акций

Обеспечить восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших вследствие ЧС природного и

техногенного характера

Осуществить меры по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и

выживания населения

Рис. 6. Функции РСЧС как составной части системы национальной безопасности страны

Заключение

Деятельность РСЧС продолжает постоянно совершенствоваться в целях обеспечения готовности выполнить все поставленные перед ней задачи по обеспечению безопасной жизнедеятельности граждан нашей страны, несмотря на все происходящие изменения во внешней среде, появление новых угроз и опасностей.

Утверждены программные и плановые документы на федеральном и региональном уровнях на 2015 год. В них предусмотрены необходимые финансовые и материальные ресурсы для обеспечения защиты населения и территорий Российской

Федерации от чрезвычайных ситуаций, для обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Ключевой является задача эффективного и результативного их выполнения в установленные сроки.

Литература

1. Основные итоги деятельности МЧС России. 2014. М.: «Лин-Интер», 2015.

25.02.2015

Сведения об авторе:

Шляков Сергей Анатольевич; МЧС России; первый заместитель министра; к.полит.н.; e-mail: info@mchs.gov.ru; 109012 Москва, Театральный проезд, д. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.