11 (149) - 2013
Аналитический обзор
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА*
Федеральная адресная инвестиционная программа на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов (далее - ФАИП) была сформирована Минэкономразвития России в соответствии с Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716, и утверждена министром экономического развития Э. С. Наби-уллиной 13.01.2012.
Как и в 2011 г., в состав ФАИП в 2012 г. были включены не только объекты государственной собственности Российской Федерации и собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, но и объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, на софинансирование которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.
На 2012 г. был продлен действующий в 2011 г. порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе в объекты, строительство, реконструкция, техническое перевооружение которых осуществляются в рамках государственного оборонного заказа, установленный нормами постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1202 «Об утверждении правил осуществления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных
* Публикуются данные Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20130206_004.
предприятий» и от 31.12.2010 № 1204 «О порядке предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений».
В целом реализация ФАИП в 2012 г. проводилась достаточно эффективно. Так, по предварительным данным Росстата за январь - декабрь, в 2012 г. главными распорядителями средств федерального бюджета был осуществлен ввод 626 объектов из 1 430, подлежащих к вводу, что составляет 43,8 % от общего количества объектов, подлежащих к вводу в текущем году (без учета объектов, по которым в 2012 г. предусмотрено проведение только проектных и изыскательских работ). В том числе 562 объекта введены на полную мощность, и еще на 64 объектах осуществлен частичный ввод мощностей.
Кроме того, по данным главных распорядителей средств федерального бюджета, на ряде подлежащих вводу объектов по состоянию на конец года все работы были завершены, и в настоящее время оформляется документация, необходимая для ввода объектов в эксплуатацию.
Для сравнения: за январь - декабрь 2011 г., по предварительным данным Росстата, в рамках ФАИП было введено около 27 % общего количества объектов, подлежащих вводу в 2011 г. При этом следует иметь в виду, что в состав объектов, подлежащих вводу, Росстатом были включены в числе прочих объекты, по которым в 2011 г. было предусмотрено проведение только проектных и изыскательских работ.
Отметим, что информация о ходе финансирования и освоения бюджетных ассигнований за 2012 г. будет уточнена в бюллетене Росстата «Сводные данные о ходе строительства строек и объектов ФАИП за 2012 г.». В соответствии с Федеральным планом статистических работ годовая информация о
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
11 (149) - 2013
Аналитический обзор
стройках и объектах для федеральных государственных нужд, об использовании инвестиций и вводе в действие производственных мощностей и объектов капитального строительства представляется Росста-том 22 февраля года, следующего за отчетным.
В отчетном периоде был осуществлен ввод в эксплуатацию ряда важнейших объектов. В частности, в декабре Росавтодором завершена реконструкция участков автодорог М-29 «Кавказ», М-56 «Лена», «Колыма», М-7 «Волга». Кроме того, завершена реконструкция путепровода на 258 км автодороги М-60 «Уссури», устройство укрепительных сооружений на автодороге М-27 «Джубга - Сочи», искусственного электроосвещения на участках автодорог М-2 «Крым», «Амур» и М-60 «Уссури».
Росавиацией в декабре 2012 г. были приобретены воздушные суда для Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.
Кроме того, в отчетном периоде Росморреч-флотом завершено техническое перевооружение насосных станций канала имени Москвы.
Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова в декабре завершено строительство Центра экономических технологий.
Минобрнауки России введен в эксплуатацию ряд объектов образования, в том числе завершены реконструкция и техническое перевооружение базового центра проектирования Национального исследовательского Томского государственного университета. Введены в эксплуатацию стендовая база робототехники для экстремальных условий и технической кибернетики (корпус № 15) Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (г. Санкт-Петербург), научно-лабораторный корпус Северо-Кавказского государственного технического университета (г. Ставрополь) и другие объекты.
В декабре Минздравом России завершена реконструкция корпуса «Х» под центр детской хирургии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Введены в эксплуатацию инфекционный корпус областной детской клинической больницы № 2 (г. Воронеж), клинико-диагностический центр Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова (г. Москва) и другие объекты.
Кроме того, в декабре Следственным комитетом Российской Федерации завершено строительство и
реконструкция административных зданий управлений комитета по Камчатскому краю, по Курской, Амурской (частичный ввод) и Нижегородской (частичный ввод) областям, Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам.
Судебным департаментом при Верховном суде РФ в декабре завершено строительство здания Верховного суда Удмуртской Республики, административного здания Архангельского областного суда, здания 30-составного Железнодорожного суда в г. Улан-Удэ.
Минсельхозом России завершены строительство и реконструкция целого ряда мелиоративных и водохозяйственных объектов. Закончена реконструкция осушительной сети на объекте «Воймига» в Ивановской области, канала «Хаджалмахинский» в Республике Дагестан, межхозяйственной оросительной системы в Республике Татарстан.
В декабре Роспечатью введен в эксплуатацию ряд объектов связи, в том числе завершены строительство РТПС в г. Сарове Нижегородской области, реконструкция систем кондиционирования и вентиляции здания АСК-1 в г. Москве, строительство центров формирования мультиплексов в Республике Марий Эл, Кировской и Ярославской областях.
Минпромторгом России частично завершено техперевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей в Ростовском-на-Дону НИИ радиосвязи.
Кроме того, МВД России среди прочего завершена реконструкция федерального центра оперативного управления и специальных мероприятий в г. Москве.
Всего, согласно данным Росстата, в 2012 г. было предусмотрено финансирование 3 777 строек, объектов и мероприятий (далее - объектов). В том числе:
- объекты капитального строительства (строительство, реконструкция, техническое перевооружение) - 2 389;
- объекты капитального строительства, на которых в текущем году проводятся только проектные и изыскательские работы, - 1 059;
- приобретение объектов недвижимости - 16;
- мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты) - 313.
При этом следует особо отметить, что ряд объектов в установленные сроки введен не был. Одной из основных причин позднего начала реализации мероприятий по-прежнему остается несвоевре-
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
Аналитический обзор
11 (149) - 2013
менное снятие главными распорядителями средств федерального бюджета ограничений по финансированию, что является существенным препятствием для эффективной реализации ФАИП.
Так, по состоянию на начало 2012 г. в ФАИП было включено 510 позиций с ограничением по финансированию на общую сумму 138,1 млрд руб., что составляло 18,5 % от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2012 г. по состоянию на начало года (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ).
По состоянию на конец года так и не были сняты ограничения по финансированию более чем по 40 позициям на общую сумму почти 4 млрд руб.
Бюджетные ассигнования были предусмотрены на финансирование объектов следующих главных распорядителей средств федерального бюджета (табл. 1).
В частности, не осуществлялись строительство и реконструкция объектов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в связи с отсутствием по ряду объектов утвержденной проектно-сметной документации (Минкультуры России). Средства, предусмотренные на выполнение указанных работ, были частично перераспределены на строительство и реконструкцию других объектов культуры, частично возвращены в бюджет.
До сих пор не решен вопрос с финансированием строительства завода по производству препаратов крови в Приволжском окружном медицинском центре экспертизы качества препаратов крови и исследования фракционирования донорской плаз-
Таблица 1 Главные распорядители средств Федерального бюджета
Учреждение Сумма, тыс. руб.
Минкультуры России 2 064 163,0
Минпромторг России 471 000,0
Российская академия художеств 383 760,0
Минобороны России 288 501,0
ФМБА России 284 011,8
МЧС России 167 752,4
Минздрав России 130 000,0
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 65 000,0
Российская академия наук 64 425,9
Росгидромет 44 770,5
Минэкономразвития России 22 132,4
Росархив 10 000,0
Управление делами Президента РФ 100,0
мы (г. Киров, главный распорядитель бюджетных средств - ФМБА России), по которому до сих пор не принят нормативный правовой акт о предоставлении бюджетных ассигнований.
Помимо позднего снятия ограничений по финансированию можно выделить следующие основные причины, не позволившие главным распорядителям средств федерального бюджета ввести стройки и объекты в установленные сроки:
- позднее открытие финансирования строительства объектов, связанное с необходимостью доработки проектной документации и, соответственно, с запоздалыми проведением конкурсов на определение подрядчика по строительству, подготовкой предложений по внесению изменений в ФАИП и т. д.;
- изменение технических условий и возникновение дополнительных требований к модернизации возводимых объектов, приводящие к увеличению сметной стоимости строительства;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств подрядчиками;
- длительная процедура заключения государственных контрактов, а также соглашений с субъектами Российской Федерации на выполнение мероприятий федеральных целевых программ.
Следует отметить, что в IV квартале по ряду объектов срок ввода был перенесен на последующие годы в силу объективных причин (например, в связи с удорожанием строительства, в том числе связанным с корректировкой проектной документации и необходимостью проведения дополнительных работ).
По состоянию на конец года с учетом всех внесенных изменений на строительство объектов и реализацию мероприятий, включенных в ФАИП, в 2012 г. были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 1 063,0 млрд руб. (рис. 1).
1 200л 1 000 800 600 400 200 0
2010 2011 2012 Рис. 1. Динамика роста объема ФАИП в 2010-2012 гг., млрд руб., с учетом субсидий
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
7х"
57
11 (149) - 2013
Аналитический обзор
В том числе на финансирование объектов, включенных в федеральные целевые программы (программная часть ФАИП), в 2012 г. были предусмотрены средства в размере 654,7 млрд руб. (61,6 % от общего объема ФАИП). На строительство объектов и реализацию мероприятий, не включенных в федеральные целевые программы (далее - непрограммная часть ФАИП), - в размере 408,3 млрд руб., что составляет 38,4 % от общего объема ФАИП.
Из них на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, были предусмотрены средства в размере 163,4 млрд руб., или 15,4 % от общего объема ФАИП, что на 117 млрд руб. больше, чем в 2011 г.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 14.09.2005 № МФ-П13-4616 Минэкономразвития России ежеквартально готовит и направляет в правительство доклад о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации ФАИП. В рамках данного доклада будет представлена подробная информация о ходе реализации ФАИП и федеральных целевых программ в 2012 г.
По объектам ФАИП (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), по которым Федеральной службой государственной статистики ведется наблюдение, уровень финансирования бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, в январе - декабре 2012 г. составил 492 442,2 млн руб., или 68,5 % от общего объема средств, предусмотренного на год.
Кроме того, в отчетном периоде велось финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации строительства объектов собственности субъектов и муниципальной собственности, включенных в ФАИП, на общую сумму 19 405,4 млн руб., что составляет 89,1 % от общего объема средств за счет средств бюджетов субъектов Федерации, предусмотренного на год.
Финансирование объектов ФАИП за счет прочих источников в 2012 г. составило 10 078,3 млн руб., или 69,4 % от общего объема средств за счет прочих источников, предусмотренного на год.
Следует отметить, что, как и в предыдущие годы, в 2012 г. сохранялась неритмичность финансирования и освоения средств, предусмотренных на реализацию ФАИП. Так, по итогам I полугодия 2012 г. объекты ФАИП были профинансированы на уровне 39,6 % от
общего объема средств, предусмотренного на год, по итогам за 9 мес. - чуть более чем на 50 %. Подобная практика не лучшим образом сказывается на эффективности бюджетных расходов. В 2013 г. госзаказчикам следует обратить особое внимание на обеспечение более ритмичного освоения средств федерального бюджета и привлечение средств из иных источников.
Использование средств в 2012 г. за счет всех источников финансирования составило 468 653,4 млн руб., или 62,0 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников (рис. 2).
Для сравнения: в 2011 г. государственными заказчиками за счет всех источников финансирования было использовано 68,8 % годового лимита средств, предусмотренных на строительство объектов ФАИП.
В январе - декабре 2012 г. объектам, включенным в федеральные целевые программы, за счет средств федерального бюджета было профинансировано 392 491,6 млн руб., или 77,2 % от предусмотренного на год. Использовано 375 456,7 млн руб., что составляет 69,8 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников, или 90,2 % от общего объема профинансированных средств (рис. 3).
ГУ" ■ - :
' - •■ ' ' *
62,0
68,5
58% 60% 62% 64% 66% 68% 70%
□ Использовано
□ Профинансировано
Рис. 2. Уровень финансирования и использования средств за счет всех источников, % от общего объема средств, предусмотренного на год
Программная часть
Непрограммная часть
0%
20%
40%
60%
80%
□ Использовано ■ Профинансировано
Рис. 3. Финансирование и использование средств в разрезе программной и непрограммной частей ФАИП
ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА
проблемы и решения
Аналитический обзор
11 (149) - 2013
Таблица 2
Использование средств по стройкам и объектам
Федеральный округ Лимит ассигнований за счет всех источников Лимит ассигнований за счет средств федерального бюджета Фактически использовано за счет всех источников финансирования
Млн руб. % от лимита на год
Центральный 275 213,0 268 699,6 105 607,6 38,4
Северо-Западный 98 551,5 96 852,9 54 750,6 55,6
Южный 95 109,8 94 165,0 71 000,5 74,7
Северо-Кавказский 38 567,5 36 646,5 28 465,7 73,8
Приволжский 76 515,7 69 653,5 67 124,5 87,7
Уральский 14 616,7 11 935,6 88 29,9 60,4
Сибирский 49 224,1 42 305,4 38 937,3 79,1
Дальнево сточный 107 498,9 98 735,4 93 937,3 87,4
По объектам, не включенным в федеральные целевые программы, за счет средств федерального бюджета было профинансировано 99 950,6 млн руб., или 47,5 %. Использовано в отчетном периоде было 93 196,7 млн руб., что составляет 42,9 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников, или 88,3 % от общего объема профинансированных средств.
Использование средств по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд, по которым Росстатом ведется наблюдение (без учета государственного оборонного заказа), в разрезе
федеральных округов по итогам за 2012 г. характеризуется следующими данными (табл. 2).
Как видно из анализа данных табл. 2, выше среднего по России лимит средств, предусмотренных на финансирование строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы, использован в Приволжском (87,7 %), Дальневосточном (87,4 %), Сибирском (79,1 %), Южном (74,7 %) и СевероКавказском (73,8 %) федеральных округах. В то же время в Центральном (38,4 %), Северо-Западном (55,6 %) и Уральском (60,4 %) федеральных округах освоение бюджетных инвестиций ниже среднего.
Вниманию руководителей и менеджеров высшего звена, экономистов, финансистов,
преподавателей вузов и аспирантов!
Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
ISSN 2073-039X
Выпускается с 2002 года. Включен в перечень ВАК.
Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, объем 64 - 80 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34142 81287 83874
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail: [email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru