30 (168) - 2013
Аналитический обзор
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЯНВАРЕ — МАЕ 2013 г. *
Инвестиции в основной капитал
В I квартале 2013 г. четвертый квартал подряд продолжалось замедление роста инвестиций в основной капитал: прирост к соответствующему кварталу 2012 г. составил лишь 0,1 %. Динамика инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций второй квартал подряд находится в отрицательной области (табл. 1).
Доля инвестиций крупных и средних организаций в общем объеме инвестиций в основной капитал за I квартал 2013 г. составила 69,3 %, за IV квартал 2012 г. — 66,9 %.
В видовой структуре инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) сохраняется тенденция роста доли инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства. Их доля в общем объеме инвестиций составила 38,6 %, что является максимальным квартальным значением с 2009 г. (табл. 2). Резкое изменение в структуре связано в том числе с отменой налога на движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств организаций с января текущего года.
В I квартале возобновился рост доли инвестиций в импортные машины, оборудование и транспортные средства. Их доля в общем объеме инвестиций составила 6,9 %. При этом динамика импорта машин, оборудования и транспортных средств в I квартале 2013 г. перешла в отрицательную область (сокращение составило 3,2 %).
Кроме доли инвестиций в машины и оборудование также возросла доля прочих инвестиций, которая по итогам I квартала составила 10 %.
* Публикуется по данным Минэкономразвития России. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/macro/ monitoring/doc20130627_06.
В I квартале продолжилось сокращение к уровню соответствующего периода прошлого года доли инвестиций в здания (кроме жилых) и сооружения. По итогам I квартала доля инвестиций в нежилые здания и сооружения составила 46,5 %, что является минимальным значением для I квартала с 2007 г.
Так, в объеме общей площади нежилых зданий сократилась доля промышленных зданий (на 4,4 п. п. по сравнению с соответствующим кварталом 2012 г., до 10,4 %), учебных зданий (на 5,2 п. п., до 2,9 %) и зданий учреждений здравоохранения (на 3 п. п., до 2 %).
При этом в I квартале 2013 г. замедлилась динамика жилищного строительства к уровню соответствующего квартала прошлого года: до 6,5 % против 9,1 % в IV квартале. Основной вклад в замедление
Таблица 1
Динамика физического объема инвестиций в основной капитал к соответствующему периоду предыдущего года, %
Год Квартал Крупные и средние организации Полный круг организаций
2009 I 95,0 83,1
II 85,6 80,6
III 83,0 84,5
IV 82,3 93,9
2010 I 78,9 96,7
II 96,1 106,5
III 105,8 105,6
IV 111,3 110,7
2011 I 101,9 103,9
II 116,0 107,8
III 114,2 111,3
IV 107,6 114,8
2012 I 116,8 116,5
II 105,9 110,5
III 105,6 105,3
IV 90,3 102,1
2013 I 95,0 100,1
Таблица 2
Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций,
не наблюдаемых прямыми статистическими методами), %
Год Квартал Жилища Здания (кроме жилых) и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства Прочее
Всего В том числе импортные машины, оборудование, транспортные средства
2009 I 6,0 51,6 32,2 8,2 10,1
II 6,0 54,6 31,2 6,7 8,2
III 6,2 55,0 31,7 6,8 7,1
IV 6,0 57,1 31,6 5,1 5,4
2010 I 5,5 51,2 33,2 6,8 10,1
II 6,0 53,2 32,7 6,4 8,1
III 6,1 54,9 32,5 6,3 6,6
IV 5,5 54,8 34,3 5,3 5,4
2011 I 5,0 52,2 34,1 6,6 8,8
II 4,6 53,6 32,6 6,5 9,2
III 4,9 55,1 33,7 6,8 6,3
IV 4,5 54,3 36,1 5,7 5,2
2012 I 4,0 49,9 36,4 5,9 9,7
II 4,2 51,8 36,8 6,7 7,1
III 5,4 53,1 35,1 5,6 6,4
IV 4,7 52,7 37,0 5,2 5,5
2013 I 4,9 46,5 38,6 6,9 10,0
прироста строительства жилья внесло замедление прироста объема жилищного строительства, осуществляемого населением за счет собственных и заемных средств (до 1,7 % против 5 % в IV квартале 2012 г.).
Прирост ввода отдельно стоящих жилых домов, построенных организациями-застройщиками — юридическими лицами, составил до 4,6 %. При этом средняя стоимость строительства 1 м2 жилья данной категории составила в I квартале 2013 г. 34,9 тыс. руб. против 34,6 тыс. руб. в IV квартале
2012 г.. Кроме того, по итогам I квартала 2013 г. на высоком уровне сохранялась ставка по рублевым ипотечным кредитам (12,8 %). При этом продолжилось замедление прироста объема предоставленных рублевых ипотечных жилищных кредитов (до 25,1 % в I квартале 2013 г. против 33,4 % в IV квартале 2012 г.).
С начала 2010 г. сохраняется тенденция изменения структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами).
Доля собственных средств продолжила увеличиваться и составила 53 % по итогам I квартала
2013 г. (табл. 3). Увеличение инвестиций за счет собственных средств в I квартале 2013 г. связано с положительной динамикой прибыли предприятий
и организаций в 2012 г. (прирост составил 9,9 % к уровню 2011 г.). При этом в начале текущего года наметилась тенденция сокращения ресурсов для инвестирования. Так, по итогам I квартала 2013 г. динамика прибыли перешла в отрицательную область (сокращение составило 28,9 % к уровню соответствующего квартала прошлого года).
Продолжилось сокращение доли привлеченных средств, которая составила 44,5 % по итогам I квартала 2013 г. Причиной этому послужило значительное сокращение доли инвестиций за счет средств вышестоящих организаций до 10,4 % против 19,6 % в I квартале 2012 г. При этом доля инвестиций за счет кредитов банков в I квартале 2013 г. значительно возросла и составила 9,9 %, что является максимальным квартальным значением с III квартала 2009 г. Этому соответствует ускорение прироста объема кредитных средств, привлекаемых нефинансовыми организациями-резидентами.
По данным на 01.04.2013 прирост объема кредитных средств, предоставленных нефинансовыми организациями-резидентами, по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 13,9 % против 12,7 % на 01.01.2013. При этом средневзвешенная ставка по рублевым кредитам сроком до одного года, предоставленным нефинансовым организациям, повысилась относительно предыдущего квартала на 0,3 п. п., до 9,5 %.
Таблица 3
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), %
Привлеченные средства
Год Квартал Собственные Из них
средства Всего кредиты банков заемные средства других организаций бюджетные средства
2009 I 40,9 59,1 13,4 9,2 13,0
II 39,6 60,4 11,0 7,4 19,4
III 35,3 64,7 9,6 10,0 22,0
IV 32,9 67,1 6,7 13,7 26,1
2010 I 45,1 54,9 9,5 6,4 12,9
II 44,8 55,2 9,0 6,7 17,1
III 40,5 59,5 9,0 6,5 19,8
IV 38,8 61,2 8,2 4,2 22,1
2011 I 48,6 51,4 7,0 4,9 13,3
II 44,7 55,3 9,3 4,9 15,1
III 44,2 55,8 8,7 6,4 18,7
IV 38,8 61,2 6,4 4,4 22,6
2012 I 50,6 49,4 8,1 5,3 11,0
II 48,4 51,6 8,6 5,2 14,5
III 45,6 54,4 7,8 6,1 15,7
IV 41,7 58,3 7,5 4,9 24,0
2013 I 53,0 44,5 9,9 7,2 11,3
Второй квартал подряд увеличивается доля бюджетных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. По итогам I квартала 2013 г. доля бюджетных инвестиций составила 11,3 % (табл. 4). Увеличение доли инвестиций за счет бюджетных средств связано с ускорением прироста инвестиций за счет средств федерального бюджета (до 15,8 % в I квартале 2013 г. против 10,4 % в IV квартале 2012 г. в номинальном выражении к уровню соответствующего квартала прошлого года).
По итогам I квартала 2013 г. отрицательный вклад в прирост инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) внесли топливно-энергетический и транспортный (без учета трубопроводного транспорта) комплексы.
Второй квартал подряд сокращаются инвестиции в основной капитал топливно-энергетического комплекса (ТЭК). По итогам I квартала 2013 г. сокращение составило 16,3 % к уровню соответствующего квартала прошлого года.
В среднем по нефтяному сектору (код ОКВЭД — 11.1) инвестиции в основной капитал сократились на 16,9 % к уровню соответствующего квартала прошлого года В большей степени сократились
капиталовложения в транспортировку по трубопроводам нефти и нефтепродуктов (на 21,1 %), что подтверждается отрицательной динамикой прибыли, которая по итогам I квартала сократилась на 41,6 % к уровню соответствующего квартала прошлого года. При этом в нефтепереработке, напротив, наблюдался рост. Так, на фоне продолжающегося увеличения производства кокса и нефтепродуктов (по итогам I квартала 2013 г. на 2,5 %) продолжился рост инвестиций в основной капитал производства кокса и нефтепродуктов (на 25,5 %).
В газовом секторе инвестиции сократились на 42,9 %. При этом в результате сокращения поставок газа на Украину (на 21,2 %), а также уменьшения в связи с календарным фактором и погодными условиями спроса на газ на внутреннем рынке (на 2,6 %) добыча газа природного и попутного сократилась на 1,2 %. В результате прибыль от добычи природного газа и газового конденсата снизилась на 25 %, а инвестиции в добычу сократились на 37,4 %. В большей степени сократились инвестиции в газопроводный транспорт (на 45,8 %), чему соответствовало значительное сокращение строительства газовых сетей на 31,4 %.
По итогам I квартала 2013 г. инвестиции в основной капитал в производстве, и распределении электроэнергии, газа и воды сократились на 13,9 %.
а я
«
а н и л
^ 12 ^ С
Ь
Я С
5 ^
Я ^
5 «
6 ч я о ч н <и <и & 2
о и о
Ч «
=
и <и т
Я н и
15
_ н
^ и и
и
О
н а
<и £ ю
<и ю
п «
н
С
«
К
а с
X 2
в <и
о «
я ч
а 2
И
° я
И 4)
« Я
Я '3
я Я
н и <и а х я
н и о
& 2 _ <и
а £ я ю
ч я «
СО
2013 | нч 1 гп о" ,6 ,3 0, 1 ,6 0, ,6 0, ,8 7, 1 ,4 0, ,6 0, —0 ,6 0, 0, 1 ,2 0,
2 1 0 2 > нн 1 ,4 1 1 ,4 0, 1 ,2 0, 0,01 ,7 1 ,2 0, 0,04 ,8 0, 1 0, 1 ,2 0,
нн нн нн 1 ,3 о* 1 0, 1 ,4 0, 0, ,2 2, ,3 0, 0, 2, 0, 1 ,3 0,
нн нн сл ,3 0,03 0, 1 ,7 0, ,4 0, 0,03 I ,2 ,3 0, ,3 0, ,4 0,
нн 16,8 ,6 ,2 0, - 0, ,8 0, 11,2 ,2 0, 1 —0,03 ,2 0, 1 ,4 ,2 0,
1 1 0 2 > нн ,4 1 0, ,4 0, 1 0, ,3 0, 6, 0, —0 ,3 2, ,6 0, 1 ,7 0, 1 ,6 0,
нн нн нн 14,2 - ,7 0, 0, ,4 0, ,6 0, ■ ,3 8, —0,01 ,3 0, 1 ,4 0, 1 ,2 0,
нн нн ю ,4 ,3 0, - ,4 0, ,2 0, ,7 8, 0,04 | 0,04 ,6 0, 0, 1 0,
нн ,3 ,2 0, 2, ,2 0, 1 ,2 0, ,0 ,7 0, ,7 0, 7 ,6 0, 1 ,6 0,
0 1 о 2 > нн 11,3 ,7 1 0, 0,03 1 ,2 0, ,3 0, ,8 8, 0, 1 3, 7 ,8 0, ,3 0,
нн нн нн ,8 ,2 —0,04 ,2 0, ,2 0, 1 ,3 2, 0, ,4 0, 1 0, ,4 0, ЧО 0,
нн нн 3, 1 1 ,3 0, 1 0, 1 ,4 0, 1 ,4 0, 1 ,3 0, 1 ,0 2, 1 2 —2 ,2 0, 1 ГЧ 0,
нн —21,1 1 ,6 0, 1 ,3 2, 1 ,2 0, 1 ,7 0, 1 ,8 4, 1 ,3 0, 1 ,2 0, ,6 3, 1 <4 7 —0,3
2009 > нн —17,7 ,7 7 ,8 0, 1 ,6 7 ,3 0, 1 0, 1 ,7 ,2 0, 1 ,0 1 ,9 7 7 —1,
нн нн нн —1 ,3 7 ,4 0, 1 2, 1 ,7 0, 1 ,8 0, 1 0, —1, 00 —1, ЧО 1 ОО^ ^ —0,8
нн нн —14,4 ,6 7 ,2 0, 1 —1 0, 1 ,6 0, 1 0, 1 —0,7 | —0,9 1 —1, —0,7
нн 1 ,6 —1, 0, —0 ,3 0, ,7 0, —0 ,2 0, —0 сэ —0,1 | —1, 1 —0,1 | —0,4
Сектор экономики Инвестиции в основной капитал, всего |В том числе: — агропромышленный комплекс | — деревообрабатывающий комплекс — металлургический комплекс — химический комплекс — машиностроительный комплекс — топливно-энергетический комплекс — торговля и ремонт — транспорт(без трубопроводного) — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — строительный комплекс — образование, здравоохранение
Сокращение инвестиций происходило на фоне сокращения индекса производства в энергетике на 2 %, что было обусловлено сложившимися теплыми погодными условиями в отопительный сезон. В структуре энергетической отрасли в большей степени сократились капиталовложения в деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии (на 37,3 %). Также сократились инвестиции в производство и распределение газообразного топлива (на 14,2 %) и в производство, передачу и распределение электроэнергии (на 10,2 %).
С начала 2012 г. сохраняется тенденция сокращения к соответствующему периоду предыдущего года инвестиций в основной капитал транспортного комплекса (без учета трубопроводного транспорта). По итогам I квартала 2013 г. капиталовложения в транспорт сократились на 6,2 %. В основном это объясняется сокращением инвестиций в основной капитал воздушного и космического транспорта (на 7,7 %). Сокращение инвестиций в воздушном и космическом транспорте в основном было связано со снижением инвестиций за счет банковских кредитов (на 98,3 %). Также в I квартале 2013 г. сократились инвестиции в основной капитал железнодорожного транспорта (на 6 %). Сокращение капиталовложений в железнодорожный транспорт происходило на фоне снижения его грузооборота и пассажирооборота (на 5 % и на 0,7 % к уровню соответствующего квартала прошлого года соответственно). Основной причиной сокращения инвестиций в железнодорожный транспорт послужило сокращение прибыли (на 65 %).
Третий квартал подряд продолжалось сокращение инвестиций в основной капитал строительного комплекса. По итогам I квартала текущего года инвестиции сократились на 10,1 % к уровню соответствующего периода прошлого года за счет значительного сокращения капиталовложений в производство
прочих неметаллических минеральных продуктов (на 33,3 % к уровню соответствующего квартала прошлого года). В большей степени сократились инвестиции в производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины (на 71,5 %), а также в производство цемента, извести и гипса (на 49,6 %). Основной причиной сокращения инвестиций в основной капитал производства прочих неметаллических минеральных продуктов послужило сокращение инвестиций за счет средств вышестоящих организаций (на 90,7 % к уровню соответствующего квартала прошлого года), а также инвестиций за счет заемных средств других организаций (на 62,9 %). Кроме того, сократились капиталовложения за счет банковских кредитов (на 16,6 %). Инвестиции в строительстве после трех кварталов сокращения вышли в положительную область (прирост составил 6,5 % к уровню I квартала 2012 г.). При этом прибыль в строительстве сократилась на 54,7 %, что явилось следствием замедления прироста объема работ по виду деятельности «Строительство» до 0,6 % в I квартале 2013 г. против 2,8 % в IV квартале 2012 г. Однако значительно сократились капиталовложения за счет средств вышестоящих организаций (на 62,3 %) и банковских кредитов (на 25,1 %). Таким образом, наметившееся восстановление в строительстве крайне неустойчиво.
Динамика инвестиций в основной капитал отраслей промежуточного спроса обрабатывающей промышленности перешла в положительную область (прирост составил 10,6 % к соответствующему периоду прошлого года в I квартале 2013 г.). В I квартале рекордно выросли капиталовложения в лесопромышленный комплекс (на 60,6 %). Прирост связан со значительным приростом инвестиций за счет собственных средств организаций в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (в 3,2 раза). Увеличение инвестиций в I квартале 2013 г. обусловлено положительной динамикой производства и прибыли в 2012 г. (прирост на 2,1 и 9,1 % к уровню 2011 г. соответственно). В химическом комплексе продолжился рост капиталовложений, который по итогам I квартала текущего года составил 26,8 % к уровню соответствующего периода прошлого года. При этом инвестиции в основной капитал химического производства возросли 27,9 %. Основу роста составили инвестиции за счет собственных средств, что было связано с положительной динамикой индекса
химического производства и как результат положительной динамикой прибыли в 2012 г. (прирост на 1,3 и 9,3 % к уровню 2011 г. соответственно). По итогам I квартала 2013 г. инвестиции в производство резиновых и пластмассовых изделий возросли на 20,4 % к уровню соответствующего квартала прошлого года. Прирост объясняется увеличением инвестиций за счет средств вышестоящих организаций (в 4,2 раза), а также инвестиций за счет банковских кредитов (в 2,6 раза). В 2013 г. продолжилось сокращение инвестиций в основной капитал металлургического комплекса. По итогам I квартала 2013 г. инвестиции сократились на 5,9 % к уровню соответствующего периода прошлого года. Сокращение связано с сокращением инвестиций в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (по итогам I квартала 2013 г. капиталовложения сократились на 22,8 %). При этом на фоне сохранения положительной динамики производства прибыль после незначительного роста в 2012 г. (на 2,1 %) в I квартале 2013 г. значительно сократилась (на 47,7 %).
Динамика инвестиций в основной капитал высокотехнологического комплекса также перешла в положительную область (прирост составил 14,8 % к уровню соответствующего периода прошлого года в I квартале 2013 г. против сокращения на 5,2 % в IV квартале 2012 г.). Основным драйвером роста капиталовложений в высокотехнологический комплекс стали инвестиции в основной капитал науки, которые увеличились на 31,2 % после сокращения на 2,6 %. Этому соответствует значительное увеличение бюджетных инвестиций в науку (в 2,6 % раза по итогам I квартала 2013 г. к уровню соответствующего квартала прошлого года). В том числе значительно возросли бюджетные ассигнования на науку в разрезе федеральных целевых программ. По данным отчетной формы Росстата 1-БЗ (инвестиции) за I квартал 2013 г., расходы федерального бюджета по Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса» возросли в 5,5 раза (по итогам IV квартала 2012 г. прирост составил 32,5 %).
Динамика капиталовложений в связь вышла в положительную область (прирост составил 4,1 % по итогам I квартала 2013 г. после сокращения на 9,9 % в IV квартале 2012 г.). При этом в большей степени возросли инвестиции в основной капитал электросвязи (прирост на 4,9 % после сокращения
на 10,1 % соответственно). Основным драйвером роста инвестиций в связь выступили инвестиции за счет банковских кредитов (увеличение в 7 раз по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года) при одновременном сокращении инвестиций за счет других источников финансирования.
В I квартале 2013 г. значительно возросли капиталовложения в машиностроительный комплекс (на 24,5 %), прирост инвестиций наблюдался по всем составляющим. Так, инвестиции в основной капитал производства транспортных средств и оборудования увеличились на 31,9 %, производства электрооборудования — на 21,6 %, производства машин и оборудования — на 11,2 %. Высокие темпы роста капиталовложений в машиностроении в I квартале 2013 г. связаны с высокими темпами производства отдельных видов продукции и как результат значительного увеличения прибыли предприятий данного комплекса в течение 2012 г.
Динамика инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в I квартале 2013 г. вышла в положительную область (прирост составил 3,5 % после сокращения на 12,8 % в IV квартале и на 12,4 % в III квартале 2012 г.). Возобновление прироста инвестиций во многом связано с возобновлением прироста производства сельскохозяйственной продукции (прирост составил 2,3 % после сокращения на 10,6 % в IV квартале и на 6 % в III квартале 2012 г.). Капиталовложения в производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака в I квартале текущего года возросли на 10,2 % после сокращения на 3,9 % в IV квартале 2012 г. Положительная динамика инвестиций в основной капитал пищевой и перерабатывающей промышленности связана со значительным ростом инвестиций за счет банковских кредитов. По итогам I квартала 2013 г. инвестиции за счет кредитов банков возросли на 63,2 % к уровню соответствующего квартала прошлого года. При этом на фоне замедления динамики производства в отрасли и, как результат, сокращение прибыли.
Прирост инвестиций в основной капитал к соответствующему периоду прошлого года в отраслях, направленных на развитие человеческого капитала, в I квартале 2013 г. ускорился до 8,4 % против 2,7 % в IV квартале 2012 г. В I квартале 2013 г. динамика инвестиций в образование перешла в положительную область (прирост составил 16,1 % против сокращения на 6,8 % в IV квартале 2012 г.). Ускорился прирост инвестиций за счет бюджетных
средств (до 14,3 % против 10,7 % соответственно). Положительная динамика капиталовложений наблюдалось по всем основным видам образовательной деятельности. Так, капиталовложения в основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование возросли на 22,5 %, в дошкольное и начальное общее образование — на 21,1 %, в высшее профессиональное образование — на 6,1 %.
Прирост инвестиций в основной капитал здравоохранения замедлился (до 2,9 % в I квартале 2013 г. после прироста на 10,7 % в IV квартале 2012 г.). При этом значительно сократились инвестиции за счет заемных средств других организаций (на 39,6 % после прироста на 24,4 % соответственно). При этом продолжился рост бюджетных инвестиций (на 27,6 % после прироста на 29,9 %). Сокращение капиталовложений наблюдалось в финансировании больничных учреждений широкого профиля и специализированных (на 4,2 % в I квартале 2013 г. после прироста на 10,3 % в IV квартале 2012 г.), а также в финансировании стоматологической практики, где сокращение инвестиций ускорилось до 29,7 % после сокращения на 6,5 % соответственно. Сокращение капиталовложений в больничные учреждения сопровождалось значительным сокращением строительства больничных учреждений (на 67,7 % в I квартале 2013 г. после сокращения на 12,6 % в IV квартале 2012 г.).
В начале текущего года продолжился рост инвестиций в основной капитал оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 19 % в I квартале 2013 г.). Основным драйвером роста выступили инвестиции в розничную торговлю (их прирост составил 117,5 %). При этом инвестиции в основной капитал розничной торговли за счет кредитов банков возросли в 12 раз, а инвестиции из прибыли — в 2 раза. Увеличению инвестиций предшествовал значительный рост прибыли предприятий розничной торговли в 2012 г. (на 41,4 % к уровню 2011 г.). На этом фоне в I квартале 2013 г. строительство торгово-развлекательных и торгово-офисных центров возросло в 3,7 и 3,4 раза соответственно. Кроме того, продолжился рост оборота розничной торговли (на 4 % в I квартале 2013 г.).
В I квартале текущего года после сокращения в IV квартале 2012 г. возобновился прирост инвестиций в основной капитал операций с недвижи-
мым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 15,4 % к уровню соответствующего периода прошлого года). Внутри сектора операций с недвижимым имуществом значительно возросли инвестиции в деятельность, связанную с арендой машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования (в 3,2 раза по сравнению с I кварталом 2012 г. после сокращения на 33,4 % в IV квартале 2012 г.) и в деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий (на 81,9 % после сокращения на 59 %).
В I квартале 2012 г. лидерами по темпу роста инвестиций в основной капитал были Республика Ингушетия (прирост в 5,3 раза в номинальном выражении к уровню соответствующего квартала прошлого года), Республика Тыва (в 2,5 раза), Астраханская область (в 2,3 %), Ростовская область (на 79,3 %), Магаданская область (на 83,0 %), Карачаево-Черкесская Республика (на 73,4 %), Владимирская область (на 66,8 %)
В I квартале 2013 г. инвестиции сократились в целом ряде федеральных округов (ФО). В Северо-Западном ФО капиталовложения сократились на 35,1 % в номинальном выражении к уровню соответствующего периода прошлого года (за счет сокращения инвестиций Вологодской области на 76,3 %, в Республике Коми — на 47,5 % и в Ленинградской области — на 49,7 %). В Дальневосточном ФО сокращение составило 21,1 % (за счет сокращения капиталовложений в Еврейской автономной области на 70,3 %, в Приморском крае на 50,8 % и в Камчатском крае на 73,9 %). В Северо-Кавказском ФО инвестиции сократились на 4,6 % (за счет снижения инвестиций в Кабардино-Балкарской Республике на 80,4 %, в Чеченской Республике на 56,9 % и Республике Дагестан на 33,7 %). В Сибирском ФО капиталовложения сократились на 3,3 % (в значительной степени сократились инвестиции в Алтайском крае — на 22,4 %, в Республике Хакасия — на 25,3 %).
В остальных регионах в I квартале 2013 г. инвестиции возросли. Так, капиталовложения в Центральном ФО возросли на 16,2 % (в основном за счет значительного прироста инвестиций в Москве (на 13,8 %) и в Московской области (на 29,3 %). Прирост инвестиций в Приволжском ФО составил 24,3 %. Основной вклад в это внесли Самарская область, где инвестиции возросли на 51,5 %, Республика Марий Эл (на 41,4 %), Кировская область (на 42,2 %), Рес-
публика Башкортостан (на 35,8 %), Пермский край (на 34,0 %), Пензенская область (на 37,7), Республика Татарстан (на 25 %). В Уральском ФО инвестиции возросли на 2,1 %, в основном за счет увеличения в Свердловской области (на 3,2 %) и Ханты-Мансийском автономном округе (на 3,4 %).
Федеральная адресная инвестиционная программа
По состоянию на 01.06.2013 на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и приобретение объектов, а также реализацию мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) (далее — объекты), включенных в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), предусмотрены средства федерального бюджета в размере 888,3 млрд руб. В том числе бюджетные инвестиции составляют 783,3 млрд руб., субсидии — 105,0 млрд руб. Из них стоимость специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, составляет 203,9 млрд руб., или почти 23 % от общего объема ФАИП.
Для сравнения: по состоянию на аналогичную дату 2012 г. на финансирование объектов ФАИП были предусмотрены средства в размере 895,1 млрд руб. (в том числе бюджетные инвестиции — 789,6 млрд руб., субсидии — 135,4 млрд руб.), что на 6,8 млрд руб. больше, чем в текущем году.
Следует отметить, что по состоянию на начало 2013 г. на реализацию ФАИП были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 869,5 млрд руб., при этом в течение января — мая 2013 г. в ФАИП в установленном порядке Минэкономразвития России был внесен ряд изменений.
Наибольший объем бюджетных ассигнований (почти 14 млрд руб.) был выделен главному распорядителю средств федерального бюджета Росав-тодору на финансирование мероприятий в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)».
В рамках непрограммной части ФАИП в начале II квартала текущего года дополнительные средства в размере 3,9 млрд руб. были выделены Управлению делами Президента Российской Федерации на финансирование строительства и реконструкции объектов образования.
Кроме того, за счет средств федерального бюджета дополнительные бюджетные ассигнования
были направлены на строительство объектов для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, развития г. Сочи как горноклиматического курорта. Так, на строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры главному распорядителю средств федерального бюджета Росморречфлоту предусмотрены дополнительные средства в размере 0,37 млрд руб., главному распорядителю средств федерального бюджета Россвязи — средства в размере 0,57 млрд руб.
Таким образом, в результате внесенных изменений объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2013 г., увеличился по сравнению с началом года на 18,8 млрд руб.
На выполнение работ по объектам, включенным в федеральные целевые программы (далее — программная часть), в 2013 г. предусмотрены средства в размере 586,1 млрд руб. (66,0 % от общего объема ФАИП), в том числе бюджетные инвестиции — 490,5 млрд руб., субсидии — 95,6 млрд руб. На реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, предусмотрено 86,6 млрд руб.
На строительство объектов, не включенных в федеральные целевые программы, предусмотрены средства в размере 302,2 млрд руб., что составляет 34 % от общего объема ФАИП, в том числе бюджетные инвестиции — 292,9 млрд руб., субсидии — 9,3 млрд руб. На реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, предусмотрено выделение 117,3 млрд руб.
По объектам ФАИП (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), по которым Федеральной службой государственной статистики ведется наблюдение, уровень финансирования бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, в январе — мае 2013 г. составил 253 266,2 млн руб., или 41,4 % от общего объема средств, предусмотренного на год (для сравнения: за аналогичный период 2012 г. бюджетные ассигнования, по данным Росстата, были профинансированы только на 33,1 %).
Кроме того, в отчетном периоде осуществлялось финансирование строительства объектов собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на об-
щую сумму 5 957,4 млн руб., что составляет порядка 38,2 % от общего объема средств за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренного на год.
Финансирование объектов ФАИП за счет прочих источников составило 3 234,6 млн руб., или порядка 25,1 % от общего объема средств за счет прочих источников, предусмотренного на год.
Использование средств в январе — мае текущего года за счет всех источников финансирования составило 89 789,7 млн руб., или 14 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников финансирования.
Для сравнения: в январе — мае 2012 г. государственными заказчиками за счет всех источников финансирования было использовано 12,2 % годового лимита средств, предусмотренных для строительства объектов ФАИП.
По объектам, включенным в федеральные целевые программы, за счет средств федерального бюджета было профинансировано 209 429,3 млн руб., или 48,2 % от предусмотренного на год объема средств. Использовано было 70 559,2 млн руб., что составляет 15,4 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников, или 32,5 % от общего объема профинансированных средств.
По объектам, не включенным в федеральные целевые программы, за счет средств федерального бюджета было профинансировано 43 836,9 млн руб., или 24,7 % (см. рисунок). Использовано в отчетном периоде было 19 230,5 млн руб., что составляет 10,5 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников, или 42,5 % от общего объема профинансированных средств.
Следует отметить, что хотя в течение пяти месяцев текущего года финансирование и использование бюджетных ассигнований осуществлялось несколько эффективнее, чем в аналогичном периоде 2012 г., в ходе реализации ФАИП в 2013 г. главным распорядителям средств федерального бюджета пришлось столкнуться с рядом сложностей.
Одна из основных проблем связана с истечением срока действия порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 № 845 «О некоторых вопросах осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строи-
Непрограммная часть
Программная часть
10
20
Профинансировано
30
ш
40
Использовано
50
60
Финансирование и использование средств в разрезе программной и непрограммной частей ФАИП, %
тельства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».
В частности, указанным постановлением было установлено, что до 01.01.2013 проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) техническое перевооружение которых осуществляются с привлечением средств федерального бюджета, проводится органами исполнительной власти и (или) подведомственными этим органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации Градостроительным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. То есть большая часть объектов капитального строительства проходила проверку достоверности определения сметной стоимости в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации, или в подведомственных указанным органам государственных (бюджетных или автономных) учреждениях.
С 1 января 2013 г. в соответствии с нормой, установленной ст. 4 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427, организациями по проведению проверки сметной стоимости в отношении таких
объектов капитального строительства, частичное финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и (или) средств местного бюджета, является федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, ввиду изменившихся условий по ряду объектов необходимо проводить повторную проверку определения достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалами.
Следует отметить, что возложение указанных функций только на ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы привело к значительному увеличению нагрузки на данное учреждение и как следствие к увеличению сроков проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, что, в свою очередь, не позволяет главным распорядителям средств федерального бюджета своевременно начать строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов ФАИП.
Кроме того, по-прежнему остается актуальной проблема своевременного снятия ограничений по финансированию. Так, по состоянию на 10 июня 2013 г. в ФАИП оставались не снятыми ограничения по финансированию по 423 позициям на общую сумму почти 68,1 млрд руб.
Использование средств, по данным Росстата, в разрезе федеральных округов за январь — май 2013 г. представлено в табл. 5.
Анализ табл. 5 показывает, что выше среднего по России объем средств, предусмотренных на финансирование строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы, использован в Северо-Кавказском (28,2 %), Южном (23,2 %) и Дальневосточном (18,6 %) федеральных округах. В то же время в Уральском (6,9 %), Центральном (9,6 %), и Северо-Западном (12,9 %) федеральных округах использование бюджетных ассигнований ниже среднего. В Приволжском (13,9 %) и Сибирском (14,1 %) федеральных округах средства использованы на уровне средних значений.
7х"
63
0
Таблица 5
Использование средств по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд за январь — май 2013 г.
Федеральный округ Лимит ассигнований за счет всех источников, млн руб. Лимит ассигнований за счет средств федерального бюджета, млн руб. Фактически использовано за счет всех источников финансирования
млн руб. от лимита на год, %
Центральный 241 259,5 237 657,7 23 141,8 9,6
Северо-Западный 79 333,8 77 757,7 10 262,2 12,9
Южный 56 529,0 55 949,0 13 111,0 23,2
Северо-Кавказский 28 353,8 27 709,9 8 001,0 28,2
Приволжский 59 821,6 56 049,2 8 294,4 13,9
Уральский 30 355,8 29 977,0 2 082,0 6,9
Сибирский 46 360,7 37 381,8 6 554,4 14,1
Дальневосточный 98 799,0 89 848,8 18 342,9 18,6
Согласно данным Росстата, в 2013 г. предусмотрено финансирование 2 790 строек, объектов и мероприятий (далее — объектов). В том числе:
— объекты капитального строительства (строительство, реконструкция, техническое перевооружение) — 1 939;
— приобретение объектов недвижимости — 23;
— мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты) — 56;
— объекты капитального строительства, на которых в текущем году проводятся только проектные и изыскательские работы — 772.
К вводу в 2013 г. предусмотрено 963 объекта (без учета объектов, по которым в текущем году предусмотрено проведение только проектных и изыскательских работ).
По данным Росстата, по итогам за 5 мес. 2013 г. осуществлен ввод 7 объектов, в том числе 4 объекта введены на полную мощность, и еще на 3 объектах осуществлен частичный ввод мощностей.
В частности, в отчетном периоде успешно реализованы два крупных инвестиционных проекта. В рамках ФЦП «Культура России» завершено строительство второй сцены ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр», открытие которой состоялось 2 мая 2013 г.
В рамках реализации мероприятий по организации и проведению Олимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи введена в эксплуатацию транспортная двухуровневая развязка «Виноградная — Донская», на автомобильной дороге М-27 Джубга — Сочи, позволяющая рассредоточить транспортную нагрузку города.
«Поддерживай рекламу, и i ¿шт^Щ
реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар щ^УЩ
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ
ВСЕГО В 2 950 РУБ. ml
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected] Ш