И. Р. Тантлевский
ФАТАЛИЗМ ЕССЕЕВ1
I
Тайны2 иудейской секты ессеев (II в. до н. э. — I в. н. э.) начинаются уже с их наименования, засвидетельствованного у античных авторов: ’Еоошт/’Еоо^уоР. Этимология данного обозначения затрудняет даже их современника Филона Алекандрийского
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-63-00601 «Материалы и исследования по иудейской и христианской экзегетике в эпоху поздней Античности и в Средние века»).
2 Ср.: Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 142.
3 Основные дошедшие до нас сведения о ессеях содержатся в трудах проживавшего в Египте еврейского философа и экзегета Филона Александрийского «О том, что каждый добродетельный свободен», XII, 75-87, «Апология» (отрывок о ессеях из этого несохранившегося трактата Филона зафиксирован в сочинении христианского историка и писателя Евсевия Кесарийского [ок. 260-339] «Приготовление к Евангелию, VIII, II, 1-18) и «О созерцательной жизни» [о терапевтах, вероятно, египетской ветви ессейского движения; см. ниже]); римского ученого, государственного деятеля и военачальника Плиния Старшего (23/24-79) «Естественная история», V, 17, 73; иудейского историка и государственного деятеля, фарисея Иосифа Флавия «Иудейская война», I, 78-80; II, 111-113, 119-161, 566-568; III, 9-12; V, 142-145, «Иудейские древности», XIII, 171-172, 371-379; XV, 371-379; XVII, 346-348; XVIII, 11, 18-22 и «Автобиография», 10-12; церковных писателей Ипполита Римского (ок. 170-235) «Опровержение всех ересей, или Философумена», IX, 18-28, Епифания Саламинского (ок. 310/320-402/403) «Панарион», X, XIX, XX, 3, 1-4, XXIX) и Евсевия Кесарийского «Церковная история», IV, 22, 4-7 (пассаж из несохранившейся работы христианского автора II в. Гегесиппа). Отдельные сведения о ессеях содержатся также в сочинениях философов-неоплатоников Порфирия (ок. 233 — ок. 300) «О воздержании», IV, 11-13 и Синесия Киренского (370/375-413/414) «Дион»,
3, 1-3 (отрывок из не дошедшей до нас работы оратора и философа кинико-стоического толка Диона Хрисостома [ок. 40-120]), латинского писателя и ученого III в. н. э. Солина «Собрание достопримечательностей мира», 35, 9-12, христианских авторов Иеронима «О знаменитых мужах», XI, Филастрия (ум. ок. 397 г.) «Книга о различных ересях», 9, Нила Синайского (ум. ок. 430 г.) «Трактат о монашеской практике», 1-4, Исидора Севильского (ок. 560-636) «Этимологии», VIII, 5,
5, в «Хронике», VI, 5 византийского летописца Георгия Амартола (IX в.) и «Хронике», VI, 1 монофи-зитского патриарха Михаила I Антиохийского (1126-1199), также в «Апостольских конституциях» (сборнике церковных правовых и литургических текстов, созданном ок. 380 г. адептом арианства), VI, 6, составленной в Византии ок. 1000 г. энциклопедии — т. н. «Лексиконе Суды», 3123 («Ессеи»). Нил Синайский и Георгий Амартол возводят ессеев к иудейским аскетам рехавитам, о которых рассказывает пророк Иеремия (гл. 35).
316
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 3
(ок. 30 г. до н. э. — ок. 40 г. н. э.), в сочинениях которого встречается самое раннее из дошедших до нас упоминаний общины ессеев4. Предпринималось множество попыток выявить этимологию этого названия, три из которых заслуживают, на наш взгляд, особого внимания: от сир./арам. Х’Оп хас(с)аййа, «благочестивые»; от арам. асаййа, «целители»; от евр. имени Ишай (Иессей; отец царя Давида; ср. вариантное греч. написание у Епифания Саламинского:: ’Ieooatoi)5. В то же время следует отметить, что предлагаемые этимологии термина «ессеи» носят достаточно спекулятивный и обобщенный характер и, как правило, небезупречны лингвистически. Например, что касается получившей наибольшее распространение этимологии от К’оп, «благочестивые», то в данном случае a priori возникает ряд трудностей. Прежде всего, если название данной секты действительно восходит к обозначению «благочестивые», то здесь следовало бы скорее ожидать стандартное арамейское обозначение ртоп/к’топ хасидин/хашЬаййа (resp. евр. а’топхасидим), как мы с этим встречаемся в Маккавейских книгах (1 Макк. 2:14, 7:12-13; 2 Макк. 14:16), где этот термин устойчиво передается как ’AoiSatoi (наименование некоей группы «благочестивых» передается именно как ]И(’)0П хасадин, например, в псевдэпиграфе «Видение Гавриила» А 16 (рубеж эр); в рукописи из пещеры в Вади-Мураббаат [Mur 45, 6]).
Автор настоящей статьи хотел бы выступить апологетом возведения этимологии термина ’Eooatov/’Eoo^voi, которая основывается на важнейшем отличительном аспекте учения секты ессеев, специально выделенном Иосифом Флавием (37/38 — после 100 г. н. э.), — доктрине о предестинации. Именно, речь пойдет о корреляции обозначения 'Eaaatoi/'Eaar|voi с арамейским понятием K’tt’n hassayya, хашшаййа (или хашаййа; pi. st. emph. / resp. рхвт, хашшаин, st. abs.; sing, коп хашша или хаша), которое М. Ястров интерпретирует как «what man has to suffer, predestination, luck»6. То есть «ессеи» — это «последователи судьбы», «фаталисты», те, кто верят в предопределение. Отметим ad hoc, что эксплицитно выраженное в рукописях Кумранской общины учение о Божественном предопределении послужило важнейшим аргументом для исследователей, идентифицирующих эту конгрегацию как ессейский центр.
Термин ¡гоп засвидетельствован в Большом мидраше на книгу Плача, или Эха Раб-ба, который наряду с сочинениями Берешит Рабба и Песикта де-Рав Кахана, является древнейшим произведением мидрашистской литературы. Данный мидраш написан на т. н. иудейском палестинском арамейском языке, «продолжавшем, в отличие от других западных арамейских языков среднего этапа, один из письменных староарамейских
4 Ср.: Филон Александрийский. О том, что каждый добродетельный свободен, 75: «По моему мнению, они (т. е. ессеи. И. Т.) получили (свое) наименование, хотя это и не в строгом соответствии с греческим языком, от своего благочестия (ooioT^Tog)».
5 Tantlevskij I. R. Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls (Thanksgiving Hymns, War Scroll, Text of Two Columns) and Their Parallels and Possible Sources // The Qumran Chronicle 7 (1997); Tantlevskij I. R. Etymology of «Essenes» in the Light of Qumran Messianic Expectation // The Qumran Chronicle 9 (1999); Tantlevskij I. R. Melchizedek Redivivus in Qumran: Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls // The Qumran Chronicle. 2004. Vol. 12. P. 67-79; Тантлевский И. Р Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кумрана. СПб., 2012. C. 313-346.
6 Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. L.; New York, — 1926. S. V В то же время M. Соколов затрудняется в интерпретации данного термина, оставляя его без перевода; см.: Sokoloff M. A Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan, 1992. S. V.
языков западной ветви»7. Что касается лингвистической составляющей вопроса, то уже давно было обращено внимание на следующее лингвистическое явление: het (п), за которым следует краткий «а» в закрытом слоге с невеляризованными согласными, появляется в греческих транскрипциях эллинистически-римского времени как эпсилон (г), например: Нашшб];, как правило, передается как ’Emmaoûç8. Таким образом, как лингвистически, так и содержательно рассматриваемая этимология термина «ессеи» представляется наиболее выигрышной.
II
Иосиф Флавий, лично9 изучавший «на практике» иудейские религиозные течения, сообщает в «Иудейских древностях», XIII, 171-173, что в Иудее к середине II в. до н. э. (при Йонатане Хасмонее; 152-142 гг. до н. э.) возникают религиозные течения фарисеев, ессеев и саддукеев. При этом важнейшим аспектом размежевания этих течений иудейский историк считает их отношение к предопределению:
«Что касается фарисеев, то они говорят, что определенные события совершаются по предопределению (или: «по провидению»; ei^ap^évç дословно означает «судьба», «рок»10. — И. Т.), но не все; в отношении иных событий зависит от нас, будут ли они иметь место или нет11. Племя ессеев полагает, что предопределение является господином всего, и все случающееся с людьми не может происходить без его определения. Саддукеи же совершенно отвергают предопределение, считая, что такового вообще не существует и что людские поступки не совершаются в соответствии с его предначертаниями, но все находится в нашей власти, так что мы сами ответственны за наше благополучие, равно как вызываем на себя несчастия по нашей собственной безрассудности»12.
В другом месте «Древностей» (XVIII, 18) иудейский историк пишет, что «по учению ессеев, все предоставляется на усмотрение Бога». Что же касается фарисеев, то «хотя они и постулируют, что все совершается по предопределению, они, однако,
7 Лëзов С. В. Арамейские языки // Языки мира. Семитские языки. М., 2009. С. 459. Памятники иудейского палестинского арамейского созданы преимущественно в Галилее. О его особенностях см., например: Немировская А. В. Иудейско-палестинский арамейский язык // Там же. С. 531-562.
8 Albright W F., Mann C. S. Qumran and the Essenes: Geography, Chronology and Identification of the Sect // The Scrolls and Christianity. Historical and Theological Significance. Ed. by M. Black. L., 1969. P. 108.
9 См.: Жизнеописание, II, 10-12.
10 Ср. характерное кумранское понятие i4U горал, «жребий».
11 Ср. сентенцию известного закон оучителя-танная, соратника Симона Бар-Кохбы рабби Акивы (ок. 50-135 гг. н. э.): «Все предвидено, но свобода воли (букв. “полномочие”. И. Т.) дана» (Авот, III, 19); ср. также: Вавилонский Талмуд, Берахот, 33b: «Все в руках Небес за исключением страха Небес» (ср. Авот, I, 3); Вавилонский Талмуд, Шаббат,104а: «Если человек избирает, чтобы творить добро, силы небесные помогают ему; если (же) он избирает, чтобы творить зло, они оставляют ему путь открытым».
12 Ср. «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:15, 19). Ср. также, например: Иер. 21:8; Притч. 12:28; Сир. 15:11-17: «Не говори: от Бога мой грех. Бог сначала создал человека, а затем предоставил его собственным побуждениям. Перед тобою огонь и вода: можешь протянуть руку куда хочешь. Перед человеком — жизнь и смерть, и что ему нравится, то будет ему дано».
не лишают человеческую волю побуждений к совершению того, что в его силах, ибо по благорасположению Бога происходит слияние постановлений предопределения и воли человека с его добродетельными и порочными намерениями» (XVIII, 13)13.
Согласно традиции, зафиксированной Иосифом Флавием в «Иудейских древностях», III, 214-218, около 107 г. до н. э. (при Иоанне Гиркане) прекратилось свечение двенадцати камней наперсника иудейского первосвященника и сардоникса-застежки на его правом плече, символизировавшее Божественное Присутствие при священнодействиях и осуществлении прорицаний. Иудейский историк пишет, что названию наперсника первосвященника éoor|v (так Иосиф Флавий воспроизводит греческими буквами библейский термин ^П, хошен; NB: буква «шин» часто передается через удвоенную «сигму») соответствует греч. термин ?ióyvov, «прорицание» (ср. Септуагинту: Xoyetov)14. С другой стороны, на основании того, что Иосиф Флавий употреблял для обозначения ессеев наименования ’Ecc^voí (наряду с термином ’EccaToi) и специально подчеркивал то, что их лидеры обладали даром прорицания (а ессей Йехуда вел целую школу учеников, обучающихся прорицанию)15, можно допустить, что историк усматривал в термине ессены/ессеи значение «прорицатели». Заметим, что как раз на вере в абсолютную предопределенность, по-видимому, и основывалась распространенная среди ессеев практика предсказаний будущих событий.
Форма написания термина «ессеи» как esseni встречается у Плиния Старшего (23/24-79 гг. н. э.), бывшего в Иудее с армией Веспасиана. Римлянин пишет в своей «Естественной истории», V, 73: «К западу от Асфальтового озера (т. е. Мертвого моря. — И. Т.) <...> проживают ессеи — племя уединенное и наиболее удивительное изо всех во всем мире. Они живут без женщин, отвергают плотскую любовь, не знают денег <...> Изо дня в день количество их увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны судьбы влекут к обычаям ессеев. Таким образом — этому трудно поверить, — в течение тысяч поколений существует вечный род, хотя в нем никто не рождается.». Упоминание о «судьбе» (fortuna = eí^ap^év^ у Иосифа Флавия) в данном контексте может как раз подразумевать веру ессеев в предопределение, по которому, как считали общинники, они и оказывались в общине.
13 Ср. «Иудейскую войну», II, 162-163, где говорится, что фарисеи «приписывают все предопределению и Богу, однако поступать справедливо или несправедливо, прежде всего, в силах человека, хотя предопределение соучаствует в каждом действии». Раввинистическую интерпретацию дилеммы предестинация — свобода воли можно также проиллюстрировать двумя пассажами из Вавилонского Талмуда — из трактатов «Нидда», 166 и «Хагига», 15а. В первом отрывке мы читаем: «Имя ангела, назначенного управлять зачатием, — Лайла (м. р.; букв. «ночь». И. Т.). Он берет каплю спермы, кладет ее перед Святым, будь Он благословен, и спрашивает: “Владыка мироздания! Кем должна стать эта капля? Превратится ли она в человека сильного или слабого, мудрого или глупого, богатого или бедного?” Однако не упоминается о том, станет ли она человеком нечестивым или праведным». Во втором тексте говорится следующее: «Святой, будь Он благословен, сделал двойника для всего, что Он сотворил. Он сотворил благочестивого и нечестивого, Он сотворил рай и ад. Каждый имеет две доли, одну в раю и одну в аду: благочестивый человек, показавший себя достойным, получает в раю свою долю и долю своего соседа; нечестивый человек, показавший себя виновным, получает в аду свою долю и долю своего соседа».
14 Иудейские древности, III, 163, 217.
15 О ессейских прорицателях см.: Иосиф Флавий. Иудейская война. I, 78-80; II, 111-113; Иудейские древности. XIII, 311-313; XVII, 346-348; XV, 371-379.
Концепция предестинации является, по сути, ключевой в религиозно-философских воззрениях Кумранской общины, проживавшей близ с.-з. побережья Мертвого моря во II в. до н. э. — I в. н. э16. Как было отмечено выше, именно этот аспект является одним из ключевых аргументов в пользу идентификации Кумранской общины с ессе-ями17. (Вероятно, данная община являлась головным центром ессейского религиозно-
16 Около трети обнаруженных в куранских пещерах рукописей (фрагменты более 800 экземпляров) являются собственно произведениями кумранитов, остальные — библейские тексты (порядка 200), псевдэпиграфы и другие произведения, принесенные извне и созданные либо еще до возникновения общины (как, например, отдельные произведения енохического цикла), так и современниками общинников, по всей вероятности близкими к ним по религиозным воззрениям. Около 90% текстов написаны на еврейском языке. Произведения собирались, а частью переписывались десятилетиями. Нельзя сомневаться в том, что практически все находящиеся в библиотеке общинников книги (независимо от их кумранского или внекумранского авторства) почитались и изучались ими. И конечно же, то, что в них было выражено, легко могло экстраполироваться кумранитами на их харизматического лидера — Учителя праведности и на его адептов, инкорпорировались содержащиеся в них эсхатолого-апокалиптические, мессианско-сотерологические и другие религиозные представления; содержание большинства из них явно рассматривалось как повествующее о судьбах общины, предсказывающее в том числе об искупительно-спасительной миссии кумранского лидера.
Вероятно, аналогичный характер и структуру могли иметь библиотеки некоторых других иудейских религиозных сообществ, а также библиотеки ранних христианских общин. Представим, например, что могло входить в библиотеку конкретной раннехристианской общины: помимо собственно новозаветных произведений (если речь идет о библиотеке общины II века), включая отдельные новозаветные апокрифы, здесь, естественно, должен был быть текст Еврейской Библии в греческом переводе (или в оригинале у иудео-христиан), псевдэпиграфы (ср., например, Завещание Иуды, в котором цитируемый Енох почитается в качестве пророка; христологические интерполяции в Завещаниях 12 патриархов и т. д.), некоторые произведения уставного и ритуального толка (ср., например, Дидахе), произведения отдельных раннехристианских лидеров и др. Собственно христианских сочинений, по всей вероятности, было меньшинство (сам Новый Завет в три раза менее объемен, чем Еврейская Библия) — а произведений, созданных в недрах той или иной конкретной христианской общины, вообще мизерное количество — однако содержание нехристианских по своему происхождению произведений, включая тексты Еврейской Библии (как и произведений, принесенных из других общин христианского/иудео-христианского толка), естественно, интерпретировалось ранними христианскими общинниками как относящееся к Иисусу из Назарета, в которого они верили как в Мессию-Христа, и к ним самим как новому Израилю. В первые же десятилетия после возникновения христианства собственно христианскими по происхождению были, вероятно, только Логии Иисуса, отдельные Послания, антологии цитат мессианско-эсхатологического характера, вероятно, уставные произведения и некоторые другие.
Исходя из сказанного выше, присутствие в библиотеке, обнаруженной в пещерах Кумрана, некумранских по происхождению произведений вовсе не свидетельствует о том, что данное собрание рукописей не могло принадлежать одной общине (Кумранской ессейской общине), как полагают некоторые исследователи.
17 Сопоставление основных социально-экономические характеристик Кумранской общины (общность имущества, коллективное хозяйство, коллективный обязательный труд, совместное решение важнейших вопросов жизни конгрегации, коллективные трапезы, целибат [соблюдавшийся, по крайней мере, на определенных этапах большинством общинников], аскетизм, эскапизм), ее центральных идеологических представлений (помимо доктрины о предестинации, также дуализм, концепция индивидуального избранничества членов общины, учение о бессмертии души и эсхато-
политического движения.) Приведем характерный пример из одного кумранского Благодарственного гимна (1QH IX = 4Q432 2), созданного, вероятно, основателем и харизматическим лидером Кумранской общины, фигурирующим в рукописях под обозначением Учитель праведности:
Все начертано пред Тобою (titjd1? рчрп ^чэл) памятным резцом на все периоды вечности (гш ’üp ‘PID1?), и циклы вечности (по) числу (их) лет на все их установленные периоды; и они не будут сокрыты и не прекратятся пред Тобою (строки 23-25).
То есть для Бога нет ни прошлого, ни будущего, для Него все — настоящее, вечное «теперь».
Показательны и другие строки Гимна:
В Твой Премудрости [Ты] ус[тановил] вечные [...];
до творения их Ты знал все их деяния во веки вечные.
[Без Тебя ни]что не делается,
и ничто не познается без Твоей воли (строки 7-8).
Все в мире вышнем, небесном (связанное с ангелами, духами, светилами) и в мире дольнем (имеющее отношение к людям и их духовной жизни, свершающееся на земле, в морях и безднах) изначально предустановлено (строки 9-34). Даже «плод уст» (DTiS© 1-iD), т. е. речения отдельных лиц, известны Богу еще до их произнесения, ибо предопределены Им.
И через несколько десятилетий преемник Учителя праведности, автор кумранского Комментария на Аввакума (1QpHab) продолжает выражать уверенность в том, что «все периоды, установленные Богом, наступают в свой черед (или: “в свои назначенные сроки”. — И. Т.), как Он предначертал относительно ни [х] в тайнах Своей Премудрости» (1QpHab 7:13-14).
В целом, на основе анализа основных рукописей Мертвого моря — Устава Кумранской общины, Благодарственных гимнов, Свитка войны сынов Света против сынов Тьмы, Комментариев-Пешарим на книги пророков и Псалмы и других — можно прийти к выводу, что, по представлениям кумранитов, первоначально идея, план будущего мироздания возникают в Разуме (ПЗ’З Біта, ^ЭО Сехел), Мысли (natttfia Махашевет) Господа Бога, и творится оно через Божественное Знание (ПSI Даат): «Его Знанием (или: “посредством Его Знания”. — И. Т.) все получило существование.» (Устав
логическом воздаянии, пацифистские установки [до начала эсхатологических войн]), особенностей культа и отдельных положений религиозных предписаний (например, временный отказ от храмовых жертвоприношений и спиритуализация культа, ритуальные омовения, предваряемые покаянием души, солнечный календарь) с образом жизни и мировоззрением иудейской религиозной секты ессеев/ессенов (II в. до н. э. — I в. н. э.) привело абсолютное большинство исследователей к выводу, что рукописи Мертвого моря принадлежали ессейской конгрегации. Кумранитам, как и ессеям, были присущи альтруистические тенденции.
Показательно также, что Плиний Старший, Дион Хрисостом и Солин локализовали центральное ессейское поселение («город»; Синесий, Дион, 3, 2) на северо-западном побережье Мертвого моря, т. е. в том районе Иудейской пустыни, где проживала Кумранская община.
Кумранской общины (1QS) 11:11)18. При этом термины Махашевет, Бина/Сехел, Даат, вероятно, допустимо рассматривать здесь в качестве еврейских эквивалентов греческого понятия логос, которое в стоическом понимании могло, в частности, интерпретироваться как божественный «разум»19. Можно сказать даже, что вся мировая история, еще не начавшись, уже состоялась в идеальной форме в Мысли Господа. Жизнь каждого человека, праведника и нечестивца, включая не только его поступки, но и мысли, побуждения, чувства и даже отдельные слова, оказывается реализованной идеально в Божественном Разуме еще до творения его души и тела; так что человек выступает как бы двуединой сущностью, самостью, существует как бы в двух ипостасях — как дотварная идея Господа и как тварь мироздания. Основы такого рода представлений содержатся уже в библейских текстах. Например, в Псалме 139 [138]:16 сказано:
Зародыш мой видели очи Твои;
в Книге Твоей20 записаны все дни, (для меня) назначенные, когда ни одного из них (еще не было).
Аналогично говорит и пророк Иеремия (1:5):
Еще не образовал Я тебя во чреве,
(а уже) знал тебя;
еще не вышел ты из утробы,
а Я освятил тебя:
пророком для народов Я поставил тебя.
В свете сказанного становится понятной твердая уверенность кумранских общинников в том, что пророческие предсказания и другие свидетельства их Учителя праведности, наделявшегося тайным «знанием» непосредственно из Разума, Мысли Господа (Благодарственные гимны Учителя, passim; Комментарий на книгу пророка Аввакума (1QpHab) 2:2-3, 7:4—5), а также предвещания тех их лидеров, «в сердца которых Бог вложил разум, чтобы истолковывать слова» библейских пророков (ср., например, 1QpHab 2:7—10), непременно исполнятся — ведь все предвещаемое уже исполнилось в Божественном Замысле. Таким образом, до Творения Господь был имманентен (будущему) мирозданию; или, иначе, мироздание, идеально пребывающее в Разуме Бога, имманентно Ему. (Таким образом, «смысл и назначение» истории уже реализовались в ее идее в Разуме Бога.) После эсхатологического Нового Творения, в Метаистории, когда мир узнает Бога и Бог будет пребывать с миром и в мире, а мир — с Ним и в Нем, Он также оказывается имманентен сотворенному Им, но на ином уровне.
18 В Притч. 3:19-20, 8:22-31 и Иер. 10: 12=51:15 эксплицитно выражается идея о творении Богом мироздания через Свою «Премудрость» (пазп Хохма), «Разум» (äran Тевуна), «Знание» (пп Даат), «Силу» (пё Коах). (Ср. Сир. 24:3 и сл.; 11Q Psa Sirach, Sir. 51:13 и сл.; Премудр. Сол. 9:1-2 (ср. также 16:12, 18:15-16.); 4Q422 (Paraphrase of Genesis-Exodus) кол. 1, фр. 1, 6; Юб. 12:4; 1 Ен. 90:38 и др. Ср. также Ин. 1: 1-3.
19 Об эллинистических «богословских» представлениях см.: Светлов Р. В. Доказательства Бытия Бога в свете проблемы теодицеи // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. № 2. С. 52-61.
20 Имеется в виду Божественная Памятная Книга, вероятно тождественная с Книгой Жизни (Пс. 69 [68]:29); ср.: Исх. 32:32-33, Ис. 4: 3, 34:16, Иез. 13:9, Мал. 3:16, Дан. 7: 10, 12:1.
Постигая Предначертания и Замыслы Творца, кумраниты оказываются не слепым орудием в руках Провидения, но сознательными сотворцами, сотрудниками Господа, добровольно и свободно осуществляющими Божественный План, творящими Его Волю. В этой связи показателен следующий пассаж из Устава общины (Щ8) 9:24-25:
«И всем тем, что происходит с ним (т. е. с членом общины. — И. Т.), он удовольствуется свободно, и помимо Воли Бога он ничего не хочет (или: «не желает». — И. Т.), и все речения уст Его он одобряет (букв. «удовольствуется» (ими). — И. Т.), и не желает ничего, чего (Он) не заповедал; и постоянно он наблюдает Суд (или: «Правосудие». — И. Т.) Бога.»21
Постепенное постижение Божественного Предопределения — или, если говорить по-другому, «Необходимости» — делает общинников все более свободными, ибо «Необходимость» оказывается в конечном счете лишь непознанной Свободой. С этой точки зрения постоянно осененные Святым Духом небожители (в том числе духи почивших праведников), воля которых объективно и субъективно (в той мере, в какой вообще можно говорить о дифференциации субъекта и объекта в трансцендентном мире) слилась с Волей Божьей, могут считаться, по сути, абсолютно свободными. Однако в Конце Дней, когда небеса и земля станут едины, все праведники достигнут этого состояния.
Что касается нечестивцев, то их деяния, совершаемые — как это кажется на субъективном уровне — по их свободной воле, объективно предопределены и мостят им дорогу в подземное царство мертвых — Шеол и к последующим эсхатологическим наказаниям. (Ср., например: Притч. 16:1-4, 21:1-4.)22
* * *
Итак, рассмотрение термина ’Еооагог в качестве греческой передачи арамейского понятия ¡гоп, хаш(ш)аййа не встречает лингвистических трудностей и, как представляется, отражает наиболее отличительную и характерную составляющую учения ессеев — веру в предестинацию. Показательно, что как раз отношение к предопределению и привело, согласно Иосифу Флавию, к появлению основных течений в иудаизме в эпоху эллинизма. И когда иудейский историк, изучавший фарисеев, саддукеев и ессеев на практике и писавший как по-арамейски, так и по-гречески, сообщает в «Иудейких древностях», XIII, 172, что «племя ессеев полагает, что предопределение (судьба/рок. — И. Т.) является господином всего (то... тып ’Еоог|пып уепо<; раптып тг|п е1|шр|епг|п киршп арофа^пешО и все случающееся с людьми не может происходить без его определения», он тем самым и говорит нам, что ’Еооагог/’Еоо^уо! верят в предестинацию — Х’^п хашшаййа I р<вт хаш(ша)ин, т. е. «ессеи» — суть «фаталисты».
21 Эту доктрину можно сопоставить с сентенцией одного из основателей стоицизма Клеанфа (около 330-232 гг. до н. э.), переведенную Сенекой (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) в «Нравственных письмах к Луцилию» (CVII, 11) как: «Ducunt volentem fata, nolentem trahunt» — «Желающего судьба ведет, не желающего — тащит».
22 Сказанное, как кажется, дает возможность отчасти согласовать предестинацию и свободу воли и на рациональном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Albright W. F., Mann C. S. Qumran and the Essenes: Geography, Chronology and Identification of the Sect // The Scrolls and Christianity. Historical and Theological Significance. Ed. by M. Black. L., 1969.
2. Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. L.; New York, 1926.
3. SokoloffM. A Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan,
1992.
4. Tantlevskij I. R. Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls (Thanksgiving Hymns, War Scroll, Text of Two Columns) and Their Parallels and Possible Sources // The Qumran Chronicle 7 (1997).
5. Tantlevskij I. R. Melchizedek Redivivus in Qumran: Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls // The Qumran Chronicle. 2004. Vol. 12.
6. Tantlevskij I. R. Etymology of «Essenes» in the Light of Qumran Messianic Expectation // The Qumran Chronicle 9 (1999).
7. Лëзов С. В. Арамейские языки // Языки мира. Семитские языки. М., 2009.
8. Немировская А. В. Иудейско-палестинский арамейский язык // Языки мира. Семитские языки. М., 2009.
9. Светлов Р. В. Доказательства Бытия Бога в свете проблемы теодицеи // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 2.
10. Тантлевский И. Р. Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кум-рана. СПб., 2012.