УДК 26 «652» - 861+26-175
И. Р. Тантлевский
«Семьдесят седьмин» Даниила, гражданская война в Иудее в 94/93 гг. до н. э. и возникновение Кумранской общины*
В статье показывается, как события народного восстания против первосвященника и царя Александра Янная (103-76 гг. до н. э.), вспыхнувшего в Иудее в конце 94 г. до н. э. и перешедшего в жестокую гражданскую войну, сыграли ключевую роль в возникновении Кумранской общины.
The paper illustrates the important contribution of the 94 B.C. Judaea popular uprising against high priest and king Alexander Jannaeus (103-76 B. C.) which turned into a cruel civil war, to appearing of the Qumran commune.
Ключевые слова: книга пророка Даниила, пророчество, Кумранская община, иудейская эсхатология, история Иудеи.
Key words: Book of Daniel, prophecy, the Qumran commune, Judaean eschatology, history of Judaea.
В этой статье мы попытаемся показать, что события народного восстания против первосвященника и царя Александра Янная (103-76 гг. до н. э.), вспыхнувшего в Иудее в конце 94 г. до н. э. и перешедшего в жестокую гражданскую войну, сыграли ключевую роль в возникновении Кумранской общины. Точнее говоря, религиозно-политическая конгрегация Учителя праведности возникла на несколько десятилетий ранее этих событий1, однако поселение в Кумране (близ северо-западного по-
© Тантлевский И. Р., 2013
* Работа выполнена в рамках проекта НИР СПбГУ № 23.38.96.2012 «Иудаизм, христианство и позднеэллинистическая философия: кросс-культурные связи и аккультурационные процессы IIв. до н.э. — IIIв. н.э.»
1 В т. н. Дамасском документе (СБ-А) 1:5-11 - единственном дошедшем до нас кумран-ском тексте, содержащем относительную датировку события, связанного с историей общины Учителя праведности, - по поводу ее возникновения сказано следующее: «И в период гнева, спустя триста девяносто лет после того, как Он отдал их (т. е. иудеев. - прим. авт.) в руку Навуходоносора, царя Вавилона, Он призрел их. И Он произрастил от Израиля и от Аарона корень насаждения (т. е. Кумранскую общину. -прим. авт.), чтобы унаследовать Его страну и потучнеть благодаря лучшим дарам Его земли. И уразумели они грех свой, и познали они, что они люди виновные; но были они как слепые, как ощупью ищущие путь двадцать лет. И вник Бог в деяния их, что полным сердцем они искали Его, и Он поставил им Учителя праведности, чтобы вести их по пути Своего сердца».
Иудея и Иерусалим пали под ударами вавилонян в 586 г. до н. э.; таким образом, согласно данному отрывку, община возникла около 196 г. до н. э., т. е. практически сра-
бережья Мертвого моря) общинников, во многом отошедших от непосредственной политической активности и сконцентрировавшихся главным образом на мессианско-эсхатологических ожиданиях в Иудейской пустыне и религиозно-этических аспектах жизнедеятельности, произошло именно в 90-х гг. до н. э. Кроме того, мы усматриваем связь между эсхатологическими калькуляциями общинников, основанных на пассаже кн. Даниила 9:24-27 о «семидесяти седьминах», определенных для народа Израиля и святого города Иерусалима, и тем обстоятельством, что члены конгрегации, по всей вероятности, приняли активное участие в упомянутом восстании.
В первой половине 90-х гг. до н. э. иудейский первосвященник и царь Александр Яннай (последнее имя является сокращенной грецизиро-ванной формой еврейского имени Йонатан) совершил целый ряд успешных военных походов, захватив ок. 97 г. до н. э. Гадару, сильнейшую
1 2 крепость Аматунт, Рафиах и Антедон , ок. 96 г. до н. э. - порт Газу . В
94 г. до н. э. Яннай наложил дань на «моавитян» и «галаадцев» . Иудея
устанавливает контроль над важнейшей в экономическом и военно-
политическом отношении частью «Царской дороги», начинавшейся в
Эйлате и шедшей через территории к востоку от Мертвого моря и реки
Иордан к Дамаску и далее на север. Однако к концу 94 г. до н. э. в битве
зу после завершения борьбы селевкидского царя Антиоха III с Птолемеями за обладание Келесирией и Иудеей (198/197 г. до н. э.). Пятая сирийская война, положившая конец столетнему господству Птолемеев в Славной Земле (Дан. 11:16) - Иудее, принесла неисчислимые бедствия ее населению, отчасти сопоставимые с иудейской катастрофой 587/586 гг. до н. э. По словам Иосифа Флавия (Иудейские древности, XII, 129), «страна подверглась полному разгрому», значительная часть населения вынуждена была покинуть ее, а многие жители Иерусалима обращены в рабство. «Большие бедствия» претерпели и евреи Келесирии. Иерусалим подвергся значительному разрушению, частично был поврежден Храм. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, XII, 129-144; ср. Сир. 50:1.) Критическая ситуация, сложившаяся в стране к концу войны, усугублялась ожесточенной борьбой проселевкидской и проптолеме-евской группировок, фактически разделившей иудейскую гражданско-храмовую ие-рократическую общину на два противоборствующих лагеря (там же, XII, 228-229), общим хозяйственным упадком, бесчинствами откупщиков налогов (там же, 154155, 179-185), постоянными разбойничьими нападениями самаритян (там же, 156). Появление общины именно в это время, вероятно, могло рассматриваться как реализация видения пророка Иезекииля (Иез. 4:5, 9) о том, что гнев Господень, возбужденный грехами иудеев, сменится на милость по отношению к их «остатку» - зародышу Нового Израиля (ср. Иез., 40-48) через 390 лет по разрушении Иерусалима вавилонянами. О нашей реконструкции истории первоначальной истории общины см., например: И. Р. Тантлевский. Загадки рукописей Мертвого моря [1, с. 46-167]. 1 Иосиф Флавий. Иудейские древности, XIII, 356-357; ср.: он же, Иудейская война, I, 86-87.
Иосиф Флавий. Иудейские древности, ХШ, 356-364; ср.: он же, Иудейская война, I, 87.
Иосиф Флавий. Иудейские древности, XIII, 374; он же, Иудейская война, I, 89.
с арабским царьком Обедой в районе Гадары1 в Галааде Александр Ян-най потерял всю свою армию и «едва спасся оттуда бегством в Иерусалим»2. Это поражение послужило одной из главных причин вспыхнувшего против него вслед за поражением и возглавлявшегося фарисеями народного восстания, которое длилось шесть лет. Вероятно также, что далеко не все в обществе безропотно принимали присвоение династией Хасмонеев, не принадлежавшей к роду Цадока (главный священник времен Давида и Соломона), первосвященства. Согласно Вавилонскому Талмуду (Киддушин, 66а), когда Яннай созвал «всех мудрецов Израиля», один из них, «старец по имени Йехуда, сын Ге-дидьи», заявил Яннаю:
«"Удовлетворись царским венцом, а священнический венец оставь семени Аарона", - так как говорили, что мать его была пленницей в Моди-ине». Как замечает еврейский средневековый комментатор Раши в связи с последней фразой, священнику запрещено жениться на побывавшей в плену, и сын от такого брака оказывается «запрещен для священства»3.
Думается, однако, что засвидетельствованная претензия представителей отдельных иудейских кругов к хасмонейским первосвященникам имела и глубинный религиозно-политический характер - первосвященником по давней традиции должен был быть представитель дома Цадока. Однако часть цадокидов, создавших религиозно-политическую группировку саддукеев, смирились с первосвященством Хасмонеев и даже вступили в альянс с Йохананом Гирканом (134-104 гг. до н. э.) и особенно с Александром Яннаем. Но были и непримиримые. Отдельные цадо-киды во главе с Онией (IV), сыном первосвященника Онии III, эмигрировали в Египет и даже построили там свой храм. Еще одна группа «священников, сынов Цадока», судя по кумранским рукописям, создает особое ригористское религиозно-политическое течение эскапистского характера, которое, по-видимому, можно отождествить с ессеями, описанными античными авторами. Как показывают манускрипты Кумрана, члены данного сообщества категорически не приемлют современного им храмового культа, возглавляемого Хасмонеями, и констатируют жестокие гонения, учиненные последними над общинниками. В данной связи
1 В «Иудейской войне», I, 90 Иосиф Флавий вместо Гадары указывает Голан.
2 Иосиф Флавий, Иудейские древности, XIII, 375; он же, Иудейская война, I, 90.
Ср.: Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XIII, 372: «...стали поносить его (Александра Янная. - прим. авт.), что он произошел от захваченных в плен и потому не может удостаиваться чести и совершать жертвоприношения». Аналогичная аргументация сопровождает заявление фарисея Елеазара к Йоханану Гиркану (134104 гг. до н. э.) сложить с себя первосвященство: «Мы слышали от стариков, что ты родился в то время, когда мать твоя находилась в плену у Антиоха Епифана» («Иудейские древности», XIII, 291).
кажется допустимым предположить, что «старец по имени Йехуда», упомянутый в Киддушин, 66а, идентичен с ессейским лидером «старцем» Йехудой, описанным Иосифом Флавием в «Иудейской войне» (I, 78-80) и «Иудейских древностях» (XIII, 311-313). Согласно этим двум отрывкам, Йехуда, окруженный учениками и последователями, «обучающимися у него прорицанию», пребывал в Иерусалиме в период правления Аристобула I (104-103 гг. до н. э.) и обладал способностью предвещать будущие события. В кумранском Комментарии на Аввакума (1РрИаЬ11:4-5), созданном, вероятно, при Александре Яннае, упоминается общинный лидер Йехуда, Исполняющий Закон. Он фигурирует как глава «дома» (т. е. общины1) также в ряде кумранских текстов. Кумранский Йехуда, Исполняющий Закон, вероятно, может быть отождествлен со «священником», упоминаемым в, «в [сердце] которого Бог вложил [разуме]ние, чтобы истолковывать все слова Его рабов-пророков, [через посредство ко]торых Бог рассказал обо всем грядущем своему народу» (4РрРв37 2:17-19 и 1РрИаЬ 2:5-10), т. е., как верили его адепты, он обладал способностью истолковывать книги пророков и на этой основе предсказывать будущее. Именно этот «священник», вероятно, создавал кумранские Комментарии-Пешарим.
Жестокие коллизии, имевшие место в царствование Александра Ян-ная, вероятно, были связаны также с тем обстоятельством, что именно в это время резко усиливаются ожидания появления «Помазанника», основанные на мессианско-эсхатологических исчислениях Дан. 9:24-27. Размышляя в начале персидского периода о «числе лет, о котором было слово ГОСПОДНЕ к Иеремии-пророку, что семьдесят лет исполнятся по разрушении Иерусалима» (Дан. 9:2; см. далее: Иер. 25:11-12, 29:10; ср.: 2 Пар. 36:21-22, Эзр. 1:1; Зах. 7:5), Даниил обратился к Господу Богу с молением. Господь посылает к нему архангела Гавриила, который возвещает следующее разъяснение:
24 «.. .Семьдесят седьмин определены для народа твоего и Города святого твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и искуплен грех,
и чтобы приведена была праведность вечная, и запечатано было видение и пророк, и помазан был Святой святых.
1 Ср., например, 1 Кор. 1:12, Рим. 16:10-11.
25 Итак, знай и разумей 1: от (времени) выхода слова о восстановлении и отстройки Иерусалима до помазанника-предводителя - семь седьмин; а (через) шестьдесят две седьмины (он) будет восстановлен и отстроен -(с) площадями и крепостными валами -но в трудные времена.
25
Итак, знай и разумей: от (времени) выхода слова о восстановлении и отстройки Иерусалима до помазанника-вождя -семь седьмин и шестьдесят две седьмины; (он) будет восстановлен и отстроен -(с) площадями и крепостными валами -но в трудные времена
И по истечении шестидесяти двух седьмин этих отсечен будет помазанник, и не станет у него ничего; а Город и Святилище
разрушит воинство вождя, который придет, и конец его (будет как) от наводнения: до Конца - война , предопределен<ы> опустошения.
И утвердит Завет для многих одна седьмина, но в половине седьмины он (вождь) прекратит жертву и приношение, и на крыле (Святилища) (будет) мерзость запустения -и до Окончания;
и предопределённое изольется на опустошителя».
«Семьдесят седьмин» для автора книги Даниила (писавшейся во время последней «седьмины» [166/165 г. до н. э.]) в целом число символическое. «Помазанник-вождь», который, согласно стиху 9:25, появится через семь седьмин (т. е. 49 лет) по разрушении Иерусалима (586 г. до н. э.), - это, вероятно, не кто иной, как персидский царь Кир II (ср. Ис. 44:28, 45:1-4), захвативший осенью 539 г. до н. э. Вавилон и вскоре издавший декрет о восстановлении иерусалимского Храма и возвращении иудеев на родину. «Помазанник», который «будет отсечен» (9:26), - это, по всей вероятности, первосвященник Ония III, умерщвленный в 171 г.
1 Или: «вразумляй».
2 Представление о появлении врагов-иноземцев в Иудее непосредственно перед Эс-хатоном и о «войне, (которая будет продолжаться) до Конца» (Дан. 9:26) зафиксировано также в Дан. 9:26-27, 11:40-12:1. Ср. Иез., гл. 38-39, Зах., гл. 12-14.
до н. э. «Вождь» же, который «прекратит жертву и приношение» (167 г. до н. э.), и «воинство» которого «разрушит» «Город и Святилище» (9:2627), - это Антиох IV Епифан. «Святой святых», который «будет помазан» через «семьдесят седьмин», вероятно, тождествен трансцендентному и предсуществующему лицу, обозначаемому в Дан. 7:13-14 как «Подобный сыну человеческому»:
Видел я (т. е. Даниил. - прим. авт.) в ночных видениях, и вот, с облаками небесными как бы Сын человеческий шел,
и до Древнего Днями (т. е. Господа Бога. - прим. авт.) дошел, и к Нему его подвели.
И ему дано владычество, и слава, и царство, чтобы все народы, племена и языки его почитали; владычество его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится.
Эсхатологический Владыка мира в Дан. 7:13-14, по-видимому, тождествен также «Мужу»/«Подобному сыну1 человеческому (человеку)», упоминаемому в Дан., гл. 10-122. «Муж»/«Подобный сыну человеческому», будучи вселенским Владыкой, вероятно, мыслится составителем книги Даниила как превосходящий Михаила, Князя Израиля (ср., например, Дан. 10:13, 10:21-11:1, 12:1). В частности, когда «Подобный сыну человеческому» воюет с (небесными) покровителями Персии и Греции, Михаил, «один из первых Князей» выступает как его помощник. Автор Откровения Иоанна 1:13-16 явно идентифицирует «как бы Сына человеческого» (Дан. 7:13) и «Мужа»/«Подобного сыну человеческому» из Дан. 10-123.
В последующие времена предсказание автора книги Даниила, зафиксированное в Дан. 9:24-27, интерпретировалось применительно к другим датам и лицам. Ряд традиций сохранился в сочинениях Иосифа Флавия (37/38 - после 100 гг. н. э.). Иудейский историк почитает Даниила «одним из величайших пророков», который не только «постоянно предсказывал, подобно всем прочим пророкам, будущее, но и определял (назначенный) срок их осуществления»; будучи «пророком добра», «пророчества» которого «всегда сбывались», Даниил снискал себе в глазах масс «славу божественности»4. В «Иудейских древностях» (XIII, 301) Иосиф Флавий приводит хронологическую традицию, согласно которой Аристобул I стал царем «через четыреста восемьдесят один год и три месяца по освобождении народа из вавилонского плена». Поскольку Аристобул I царствовал «не более года»5, Александр Яннай стал главой государства на 483-м году, т. е. к концу 69-й седьмины.
1 Вар.: «сынам».
2 В Дан. 10:5-6, 16, возможно, содержится аллюзия на Иез. 1:26-28, 8:2-3.
3
Ср. особенно Дан. 10:5-6.
4 Иудейские древности, X, 266-268.
5 Иудейская война, I, 84; Иудейские древности, XIII, 317.
Кумраниты также рассматривали Даниила в качестве пророка (например, в 4р Е1оп1е§шт (фр. 1, 2:3) упоминается «книга Даниила-пророка»), и пассаж Дан. 9:24-27 учитывался в их мессианско-эсхатологических исчислениях. Судя по произведению, условно называемому Мидраш Мелхиседека (1^Ме1сЫ7еёек), «семьдесят седьмин» Даниила общинники коррелировали также с десятью юбилеями1. Так, согласно тексту Мидраш Мелхиседека (2:7-8), окончательное «искупление» и спасение праведников произойдет по «око[нчании] десятого», «после[д]него юбилея», т. е. по прошествии четырехсот девяноста лет (49x10). Это событие связывается с приходом «Благовестника» (ср. Ис. 52:7), «Помазанника Ду[ха]» (ср. Ис. 61:1-3), о котором «сказал Даниил-пророк: «.и помазан (будет) Святой святых.]» (Дан. 9:24)» (110Ые1сЫ7еёек 2:18)2. Судя же по тексту Псевдо-Моисея6 (4Р390, фр. 1, 7-8) и Дамасскому документу, началом мессианско-эсхатологического отсчета являлось для общинников время «разрушения страны», т. е. 586 г. до н. э., когда Иудея пала под ударами вавилонян.
Таким образом, можно предположить, что кумраниты первоначально ожидали, что Мессия придет около 96 г. до н. э. (586-490). Соответственно начало понтификата и воцарения Александра Янная, согласно данной хронологии, совпадали с началом последней «седьмины» Даниила. В свете сказанного становится понятным, почему в кумранском Комментарии на книгу пророка Осии (4РрИовъ, фр. 2, 3) скорее всего именно Александр Яннай (он же «Яростный молодой лев») назван «последним священником», т. е. последним хасмонейским первосвященником перед приходом эсхатологического Помазанника -Священника и Царя. В кумранском Комментарии на книгу пророка Аввакума 9:4 хасмонейские первосвященники от ех ЬуроШеБ1 Йонатана до Александра Янная, действующие накануне «Конца дней», названы «последними священниками Иерусалима». В «Евангелическом доказательстве» (III, 2, 87-88) Евсевий Кесарийский приводит бытовавшую некогда в иудейских кругах (и заимствованную отдельными христианами) интерпретацию Дан. 9:26, согласно которой под упоминаемым в этом стихе «помазанником», который «будет отсечен, и не станет у него ничего», подразумевается череда иудейских первосвященников от Иисуса, сына Иоседекова, до Александра Янная. Полагают, что Евсевий заимствовал сведения о данной интерпретации у Ипполита Римского. В христианской же традиции стихи Дан. 9:24-26 истолковываются применительно к Иисусу из Назарета.
1 Ср. 2 Пар. 36:21, где 70 лет вавилонского плена, предсказанных Иеремией, интерпретируются как десять Субботних лет [7x10].
2 См. подр.: I. Я. Tantlevskij. Ме1сЫ2еёек Кей1\1\ш т Qumran [2].
В Дамасском документе, вероятно, созданном в последней трети II в. до н. э.1, предвещается о пришествии в Конце дней «Помазанника (от) Аарона и (от) Израиля», который «искупит грех» правоверных и «предаст мечу» нечестивцев. Эта фигура, по всей вероятности, отождествлялась общинниками с их Учителем праведности (бывшим священником цадокидской линии), вознесшимся, как они верили, по окончании земной жизни на небеса и «воссевшим» там «на престол» «в сообществе богов», т. е. ангелов. Эсхатологический «Помазанник» в кумранском Мидраше Мелхиседека (созданном несколько позднее Дамасского документа, но приблизительно до 96 г. до н. э.), прямо соотносимый здесь с прорицанием Даниила, также выполняет искупительную и судебную миссии. В данном произведении он, вероятно, коррелирует с пребывающим на небесах Мелхиседеком (древний царь Иерусалима и «священник Бога Всевышнего»; см.: Быт., гл. 14, Пс. 110[109]), учиняющим в космическом масштабе суд над Велиалом и всеми теми, кто относятся к его жребию. В ессейско-кумранской среде образ «Святого святых», который будет «помазан» через «семьдесят седьмин» (Дан. 9:24), вероятно, соотносился par excellence с эсхатологическим Первосвященником, священническим Мессией; да и само понятие Кодеш кодашим эксплицитно коррелирует с Деви&ром - Святое Святых Храма в Иерусалиме. Таким образом, глубинной подоплекой обращенного к Александру Яннаю требования старца Йехуды оставить первосвященнический пост могли быть именно мессианско-эсхатологические ожидания широких иудейских кругов, основанные на Дан. 9:24-27.
Коллизии гражданской войны, носившей общенациональный характер, но, по-видимому, возглавлявшегося фарисеями, нашли отражение в ключевых кумранских комментариях-пешарим на книги Пророков и Псалмы2, во многом представляющих из себя религиозно-политические памфлеты, - причем похоже, что после ухода в пустыню общинники вообще отходят от этого жанра, а политически реализовавшиеся комментарии даже ими не переписываются и так и остаются в единственном экземпляре, в отличие от других произведений сектантов.
Большая община в Кумране или вообще община как таковая, судя по данным археологии, возникает именно при Александре Яннае. В последнем случае резкое увеличение количества общинников хронологически совпадает с захватом Иерусалима войсками Гнея Помпея в 63 г. до н. э. и лишением Иудеи независимости, что могло рассматриваться
1 См., напр.: И. Р. Тантлевский. Загадки рукописей Мертвого моря [1, с. 124-134, 207-231].
Общинники полагали, что пророческие тексты Священного Писания предвещают в иносказательной форме исторические события периода жизнедеятельности их общины и прежде всего факты, непосредственно связанные с судьбой конгрегации, и что, следовательно, «адекватное» истолкование соответствующих библейских текстов позволяет предвидеть будущее.
многими религиозными ригористами как начало Эсхатона. В любом случае вступление членов общины «нового завета» в войну с Александром Яннаем, как представляется, обусловливалось главным образом тем, что на основании книги Даниила и ряда пророчеств Поздних пророков сектанты полагали, что начались предсказанные в Священном Писании мессианские войны. Равным образом через многие десятилетия кумранские общинники увидят начало мессианских войн в восстании против Рима в 66 г. н. э. В обоих случаях последствия для общинников оказались трагическими. Но если в первом случае гонения на сектантов, прежде всего в Иерусалиме, способствуют их отходу от активной общественно-политической жизни и созданию Кумранской общины, то во втором случае военная активность членов конгрегации приводит к гибели Кумран-ской общины.
Список литературы
1. Тантлевский И.Р. Загадки рукописей Мертвого моря: История и учение общины Кумрана. - СПб., 2012.
2. Tantlevskij I. R. Melchizedek Redivivus in Qumran: Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls // The Qumran Chronicle, 2004. V. 12.