11. Стоянова Д.Н. Преемственность профессионального образования с помощью создания интегративных программ обучения на государственном, региональном и локальном уровнях / Д.Н. Стоянова // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Выпуск №1(43). Часть 4. Педагогические науки. - С. 48-49.
12. Тагаева Е.А. Проблема преемственности в обучении: исторический аспект [Текст] / Е.А. Тагаева // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - №3. - С. 118-120.
Педагогика
УДК 37.022
кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна
«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
ФАСИЛИТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ
Аннотация. В статье осмысливается целесообразность применения фасилитационных технологий в организации и проведении краеведческих изысканий в условиях школьного образования. Групповые методы обсуждения (дискуссии) позволяют продуктивно решить текущую проблему и составить план ее решения, поддержать как личное развитие, так и сделать группу успешнее и результативнее. Работая в группах, обучающиеся закрепляют полезные знания, умения, навыки, увеличивают взаимную осведомленность и, самое главное, развивают уверенность в собственных исследовательских возможностях.
В статье предложена теория и методика организационной фасилитационной сессии, отдельных техник, помогающих обучающимся в реализации исследовательских проектов. Особое внимание уделено трейд-шоу, представляющему удобный для обучающихся формат презентации информации в группе. Предложенные алгоритмы проведения мероприятий соответствуют фасилитационной технологии и не противоречат требования ФГОС ОО России.
Ключевые слова: фасилитация, краеведение в школе, исследовательская деятельность, учитель-фасилитатор, организация фасилитационной деятельности педагога, фасилитационная сессия, фасилитационная координация деятельности.
Annotation. The article analyses the rational usage of facilitative technology in the organization and conduction of local history research in school education. Group methods of dispute (discussions) allow to solve the current problem efficiently and plan its solution, to support both personal development and making the group more successful and more productive. Working in groups, students are able to reinforce useful knowledge and skills, increase mutual awareness and, most importantly, develop confidence in their own research capabilities.
In the article the theory and methodology of organizational facilitative session and individual techniques are presented, which assist students in research projects. Special attention is paid to the trade-show that provides students with a comfortable format of presenting information in the group. The proposed algorithms of event carrying correspond to facilitative technology and are not contrary to the requirements of Federal Educational Standard of General Education of Russia.
Keywords: facilitation, local history in school, research, teacher-facilitator, organization of teacher's facilitative activity, facilitative session, facilitative coordination of activities.
Введение. Краеведение, как составляющая регионального компонента современных программ, играет существенную роль в образовательном и воспитательном процессе современной школы. Краеведческий аспект актуализируется посредством проектной деятельности, музейной педагогики, art-технологий и пр. В данной работе остановимся на фасилитационных технологиях. "Под фасилитацией (от англ. fasility -благоприятные условия) понимаем "усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей -наблюдателей и содеятелей" [10]. Педагогическая фасилитация - это повышение "продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов педагогического процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога" [1, с. 191-192].
Современное информационно насыщенное пространство и новые технологии образования, личностно ориентированные модели обучения привели к применению техник фасилитации в организации деятельности на уроках (to facilitate - "облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия" [4, с. 4]). Эффективность применения фасилитации в управлении исследовательской деятельностью, в организации учения [14] признают Э.Н. Гусинский [2], И.Д. Демакова [3], И.В. Жижина [6], Э.Ф. Зеер [6], Р.В. Овчарова [9], Э.М. Никитин [8], К. Роджерс [11], В.А. Сластенин [12] и мн.др.
В центре внимания данной статьи - фасилитационное сопровождение краеведческих исследований в рамках школьного образования.
Авторы работы опирались на методы теоретического исследования - современные методы фасилитации групповой работы, моделирования учебной деятельности на уроках средней общеобразовательной школы, междисциплинарный анализ дидактических, методических, психологических и фасилитационных технологий; эмпирические методы - методическое описание, статистическая обработка результатов исследования и герменевтические методы их интерпретации.
Краеведческая деятельность в школе представляет всестороннее изучение определенного края, осуществляемое на основе научных изысканий. Объектами для краеведческого исследования становятся природные ресурсы, история края, население, быт, культура, искусство и пр. Особенность школьного краеведения заключается в осуществлении исследовательской деятельности обучающимися под руководством учителя. Учитывая программные требования, состав класса или сформированных групп, местные возможности, педагог определяет объекты для исследований, формулирует тематику, обозначает виды и методы работы, организует и направляет работу обучающихся. Таким образом, успешность краеведческой деятельности всецело зависит от организационных способностей, научных и предметных познаний учителя.
Изложение основного материала статьи. Предлагаем методику организации краеведческой деятельности на основе фасилитации. Фасилитация необходима на старте и во время реализации проектов,
при координировании исследований, планировании, регулировании взаимоотношений между обучающимися, проведении презентаций проектов или конференции по результатам выполненных работ и пр.
Если рассматривать фасилитацию в контексте проведения краеведческих исследований, то можем определить ее как профессиональную организацию процесса групповой (парной) работы, направленную на прояснение и достижение обучающимися поставленных целей.
Техника фасилитации обеспечивает высокий уровень реализации исследовательских проектов за счет трех составляющих: скорости, креативности и эффективности. Так, скорость обеспечивается за счет фокусировки на ключевых темах и вопросах, стимулировании творческой активности, получении вклада обучающихся в работу, продуктивности рабочего процесса. Креативность обеспечивается интерактивным рабочим процессом, применением современных инструментов и техник фасилитации, стимулирующих выдвижение ярких идей, решений и планов реализации. Эффективность достигается тем, что все умы включаются в работу, обучающиеся осознают, что результаты проделанной работы принадлежат им, создаются действенные планы работы [5, с. 2-3].
На старте краеведческой деятельности педагог проводит фасилитационную сессию, например, "Стратегия краеведческой работы на учебный год". Приведем возможный алгоритм данной учебной сессии.
Тема: "Стратегия краеведческой работы на год".
Участники: обучающиеся и учителя.
Количество участников: 25-30 человек (как правило, количество обучающихся класса или краеведческого кружка).
Количество учителей-фасилитаторов: 1-2.
Длительность: 2 урока (90 минут).
Место проведения: класс (краеведческий музей или школьная (городская) библиотека).
Цели:
1. Провести анализ предстоящей деятельности.
2. Согласовать представление обучающимися о предстоящей работе.
3. Сформулировать и согласовать ключевые цели краеведческой работы на год и пути их достижения.
4. Вовлечь в процесс обсуждения и разработки ключевых целей и планов по их достижению всех участников исследовательского процесса.
Методы фасилитации, рекомендуемые на организационной сессии:
Презентация учителем-фасилитатором предстоящей краеведческой деятельности.
SWOT-анализ в группах (сильные и слабые стороны, что уже знаем, умеем, чем владеем, что предстоит узнать, чем овладеть и пр.).
Целеполагание.
Планирование достижений целей (что не знаем, желаемые результаты, шаги и мероприятия; матрица эффективности).
Проведен анализ предстоящих исследований и зафиксированы сильные и слабые стороны в подготовке обучающихся, возможные трудности на пути краеведческих изысканий и выполнении проекта. Полученные данные учтены при формулировании целей исследовательских проектов обучающихся, в результате чего сложился список целей на учебный год; созданы общий и индивидуальные планы по выполнению проектов. Все участники учебной сессии были вовлечены в общий процесс обсуждения и принятия решений, активно взаимодействовали друг с другом. По итогам сессии отмечены видение и понимание предстоящей работы, ее цели и возможные результаты.
Отдельно поясним, что представляет SWOT-анализ: это метод, направленный на первичную оценку текущий ситуации (в данном случае учебной ситуации). SWOT - английская аббревиатура: S - Strengths -сильные стороны; W -Weaknesses - слабые стороны; O - Opportunities - возможности; T - Threats - угрозы. Матрица метода представляется в виде квадрата (См.: рис. 1).
Обучающиеся во время сессии приходят к осознанию, что сильные и слабые стороны - это их внутренняя среда, то, что они уже знают, умеют, чем владеют на данный момент времени. Возможности и угрозы - представляют внешнюю среду, то есть то, что нового могут обучающиеся узнать, чему научиться (возможности), и с какими трудностями (угрозы) могут столкнуться в процессе исследовательской деятельности.
SWOT матрица
+ плюсы - минусы
внутренние Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)
внешние Opportunities (возможности) Threats (угрозы)
Рисунок 1. SWOT матрица
Итак, после первичной фасилитационной сессии обучающиеся определяются с темами, целями, планами реализации проектов. Далее учитель-фасилитатор координирует, направляет обучающихся в краеведческих исследованиях, осуществляет помощь в обработке материалов и их презентации. На этапе подготовки исследовательских проектов работа ведется с подгруппами.
Работа в малых группах рекомендуется для решения следующих задач:
1) поддержание мотивации успеха;
2) углубленное понимание темы исследования;
3) быстрое изучение отдельных аспектов темы исследования;
4) большая вовлеченность в исследовательскую деятельность.
Организация работы в малой группе:
1. Одним предложением описать цель предстоящей дискуссии. Например: "Мы собираемся обсудить..."
2. Назвать тему обсуждения. Определить конечный результат. Например: "Вы собрали интересный материал на заданную тему "...". Как собираетесь вести систематизацию материала? Какова логика изложения исследовательского материала? Чем будет подкрепляться - иллюстрациями, фотографиями, графиками и пр.? Каков конечный продукт? Презентация?..".
3. При необходимости дать дополнительные инструкции по организации обсуждения в группе.
4. Определить время, отводимое на данный вид деятельности.
5. Процесс обсуждения.
Процесс обсуждения можно выстроить в формате открытой дискуссии, методику проведения которой подробно представили в работе "Фасилитация открытой дискуссии на уроках в средней школе" [1].
Задача учителя-фасилитатора - поддерживать активность группы. Однако есть вероятность, что обучающиеся не все поняли суть предстоящей работы. Чтобы избежать "провалов" в понимании, фасилитатор озвучивает и фиксирует на доске, планшете следующие шаги [7, с. 114]:
1. Задача: "Вот что мы собираемся сделать.".
2. Результат: "Вот что получится по окончании работы.".
3. Процесс: "Вот как мы будем это делать.".
4. Аргументация: "Вот почему мы используем этот процесс.".
5. Планируемое время: "Вот сколько времени нам понадобится.".
Обсуждение результатов активности группы выстраивается в формате "опрос по кругу", чтобы каждый мог ответить на резюмирующий вопрос (вопрос может быть один из предложенных или другой, в зависимости от контекста решаемой проблемы: Что вы узнали? Какие проблемы вы затронули? Каковы, на ваш взгляд, шансы на успех? Какова ваша реакция на такое разнообразие точек зрения? и пр.). По завершении опроса обозначается следующий шаг в исследовательской деятельности: "Куда мы будем двигаться дальше?".
Один из важных моментов в фасилитации исследовательской деятельности - это подготовка докладов-презентаций для итоговой конференции. При предварительном прослушивании и просмотре докладов и презентаций групп учитель-фасилитатор корректирует возникшие проблемы:
Проблема 1: Сложный, с нарушениями в логике изложения доклад, за идеей которого трудно следить слушателям.
Решение: Побудить презентатора обдумать логику доклада.
Проблема 2: Повторения в докладе.
Решение: Побудить презентатора к записи ключевых моментов доклада перед выступлением.
Проблема 3: Слушателям трудно уловить основную идею доклада.
Решение: Побудить презентатора выразить основную мысль (идею) в нескольких предложениях сначала в начале доклада, а затем повторить её в резюме.
Проблема 4: Слушатели пассивно воспринимают презентацию.
Решение: Побудить презентатора обдумать логику доклада.
Проблема 5: Среди слушателей наблюдается явное непонимание у того, о чем идет речь в докладе.
Решение: Побуждаем презентатора уделить время на вопросы и ответы, помогаем в организации и проведении сессии вопросов и ответов.
Проблема 6: У слушателей возникает непонимание применения информации, после презентации.
Решение: Побуждаем презентатора объяснить слушателям, какую задачу он ставит перед ними, что ожидает от них после презентации.
Проблема 7: Слушатели теряют внимание из-за перегруженности доклада деталями и лишними пояснениями.
Решение: Побуждаем презентатора использовать:
- простые наглядные пособия;
- диаграммы и рисунки;
- флипчарты.
Проблема 8: Презентатор во время доклада выдает раздаточные материалы, что отвлекает слушателей от основной презентации или дискуссии на ее основе.
Решение: Побуждаем презентатора к паузе во время доклада или предлагаем ему сначала закончить доклад, а затем раздать материал.
Завершая исследовательскую деятельность в области краеведческих изысканий, проводится итоговая сессия. Предлагаем организовать её в формате трейд-шоу [7].
Продуктивной видится учебная деятельность, организованная в атмосфере коллективного размышления, «в ситуации дискуссии и совместных поисков, когда учащимися обсуждаются разные варианты решения проблемы» [13, с. 3]. В основе обучения заложено диалоговое общение: учитель - обучающийся, обучающийся - обучающийся. Постепенно «происходит интериоризация этих коллективных действий, превращение в индивидуальное решение учебных задач» [Там же, с. 3]. Подобная деятельность приводит к повышению качества обучения школьников путем организации групповой формы работы.
Трейд-шоу - удобный для обучающихся формат презентации информации в группе. Показания к применению: последовательная презентация не менее чем трех человек. При этом каждая презентация длится не менее 5-7 минут.
В традиционном формате урока несколько выступающих представляют доклады-презентации последовательно перед всем классом. Трейд-шоу предполагает одновременные выступления перед подгруппами.
Участники знакомятся с презентацией, задают вопросы докладчику, делают пометки или выполняют задание, поставленное перед презентацией. Затем перемещаются к новой «станции» с новым выступающим. Докладчики повторяют свою речь новой подгруппе.
Подобный формат организации деятельности имеет несколько преимуществ:
- в небольшой подгруппе каждый участник задействован, активно участвует в работе, что позволяет провести более содержательную дискуссию;
- переход от одной «станции» к другой поддерживает активность обучающихся, снимает ощущение перегруженности презентациями.
Исходя из вышесказанного, приведем алгоритм проведения трейд-шоу в контексте урока.
1. Заранее определить места, где выступающие могут создать свои «станции» для презентации. Каждый докладчик должен иметь свою собственную «станцию».
2. В назначенное время выступающие займут свои позиции. Группы начнут свои «переходы». Желательно, чтобы в каждой подгруппе было одинаковое количество участников.
3. Заранее обговорить с выступающими время на презентацию и на последующие вопросы и ответы.
4. По истечении времени попросить всех покинуть «станцию» и перейти к следующим (переходы определить заранее, например, по часовой стрелке).
5. Попросить докладчиков повторить презентации для новой аудитории.
6. Повторить шаги по мере необходимости: так, чтобы все обучающиеся класса смогли познакомиться со всеми презентациями.
7. Собрать весь класс для общего обсуждения.
Трейд-шоу, как техника фасилитации, это способ организации саморегулируемого общения, в котором у каждого участника (обучаемого) есть:
- контроль над ходом общения;
- возможность оказать влияние на ход дискуссии, быть услышанным;
- полное авторство полученных результатов.
Выводы. Представленная выше организация общения называется "модерированным". Учитель-фасилитатор, работая с классом (группой), стремится не к лидерству в обсуждении, а к беспристрастности, к восприятию и трансляции идей и ощущений группы.
Учитель, действуя как фасилитатор, не сам фиксирует основные идеи, мыли участников, он предлагает обучающимся самостоятельно вести запись мнений, фиксировать идеи и визуально фиксировать их на больших, предназначенных для этого, носителях. Решения выносятся и ощущения доносятся методом наклеивания цветных меток напротив зафиксированных суждений.
В результате, каждый обучающийся, в конце учебной деятельности, ощущает достижение результатов и чувство, что время было потрачено с пользой.
Подводя итог, отметим, что залог успеха в организации исследовательской деятельности и проведения организующих занятий на основе фасилитационных технологий кроется в мотивации обучающихся на достижение результата, в эмоциональном опыте, способствующему обучению, в подаче материала, ориентированного на множественное восприятие, в создании «узелков памяти» (фиксации ключевых моментов обсуждения) во время занятия и в повторении и применении изученного материала в последующей работе.
Литература:
1. Грахова С.И., Насонова И.И. Фасилитация открытой дискуссии на уроках в средней школе // Тамбов: Грамота, 2017. - № 11(77): в 3-х ч. Ч. 2. - C. 191-194.
2. Гусинский Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.
3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога: междисциплинарный подход // Классный руководитель. - 2002. - №5. - С. 97-108.
4. Димухаметов Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: автореф. дисс. .. .д.п.н. - Магнитогорск, 2006. - 46 с.
5. Дудорова Л.Ю. Технология фасилитации. Модуль 1 курса «Мастер фасилитации». - М.: «Имидж персонал», 2014. - 33 с.
6. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности пед. фасилитации // Образование и наука. -1999. - № 2 (2). - С. 93-105.
7. Кейнер С. Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения. - М.: Изд-во Дмитрия Лазарева, 2017. - 344 с.
8. Никитин Э.М., Ситник А.П. Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в условиях модернизации образования // Методист. - 2004. - №3. - С. 2-7.
9. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя. - М.: Изд-во «Артикул», 2007. - 305 с.
10. Педагогическая фасилитация [Электронный ресурс]. URL: http://poisk-ru.ru/s53054t2.html
11. Роджерс К. Межличностные отношения в фасилитации учения // Технология альтруизма [Электронный ресурс]. URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/2/4
12. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. - М.: Магистр-пресс, 2000. - 488 с.
13. Чипсанова С. Г. Дифференцированно-групповая работа как форма организации профильного обучения старших школьников: автореф. дисс. .к.п.н. - Оренбург, 2007. - 22 с.
14. Creating a Culture of Collaboration: The International Association of Facilitators Handbook. - San Francisco: Jossey-Bass, 2006. - 408 p.
Педагогика
УДК: 378
старший преподаватель Григорьева Анна Анатольевна
Институт зарубежной филологии и регионоведения
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Парникова Галина Михайловна
Институт зарубежной филологии и регионоведения
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ОСОБЕННОСТИ И ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО
ВУЗА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению особенностей и трудностей обучения китайскому языку студентов языкового вуза в Республике Саха (Якутия). В работе представлены особенности студентов, изучающих китайский язык как основной. Подавляющее количество студентов, изучающих китайский язык по направлениям «Филология» и «Лингвистика» представлены коренными народами РС (Я) - якутами, коренными малочисленными народами Севере. В статье изучены фонетические, грамматические, иероглифические и лексические особенности обучения китайскому языку.
Ключевые слова: Особенности обучения, китайский язык, языковой вуз, коренные малочисленные народы Севера, иероглифика, фонетика китайского языка, грамматика китайского языка, фонетические, грамматические, иероглифические, лексические трудности.
Annotation. This study is devoted to the study of the characteristics and difficulties of teaching Chinese to language university students in the Republic of Sakha (Yakutia). The paper presents the features of students studying Chinese as the main language. The overwhelming number of students studying Chinese in the areas of "Philology" and "Linguistics" are represented by the indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) - the Yakuts, the indigenous peoples of the North. The article studies the phonetic, grammatical, hieroglyphic and lexical features of teaching Chinese.
Keywords: Features of training, Chinese language, language university, indigenous peoples of the North, hieroglyphics, phonetics of Chinese, grammar of Chinese, phonetic, grammatical, hieroglyphic, lexical difficulties.
Введение. В условиях расширения контактов с зарубежными странами в российском обществе возросла роль изучения иностранных языков. Экономические и политические связи России и Китая в настоящее время непрерывно растут и укрепляются. В настоящее время актуальность приобретает изучение китайского языка так как при поступлении на работу владение китайским языком является конкурентоспособным преимуществом выпускника вуза.
Изложение основного материала статьи. Анализ теоретических работ по методике преподавания китайского языка и многолетний практический опыт автора исследования показывают, что студенты, обучающиеся на кафедре восточных языков страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ, изучающие китайский язык как основной, характеризуются следующими особенностями:
В языковых вузах, в основном, обучаются девушки, что обусловлено выбранной специальностью «филолога» и «лингвиста». Наполняемость групп в среднем составляет примерно 8-10 студентов ежегодно. Анкетирование первокурсников в 2010-2018 гг. показало, что поступают студенты в равной степени как из районов Якутии (далее РС (Я)), так и из средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев городов Якутска, Нерюнгри, Алдана. В 2017 году при поступлении на направление «Китайский язык» средний балл составил 84,5, что свидетельствует о мотивации абитуриентов. По результатам приемной комиссии СВФУ, в целом, на восточные языки поступают студенты с высокими баллами по английскому языку.
Таблица 1
Таблица проходного балла по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика профиль: Лингвистическое обеспечение международной логистики
Направление подготовки год Проходной балл Подано Конкурс
заявлений
1) 45.03.02 Лингвистика, профиль 170 92 6,50
Лингвистическое обеспечение
международной логистики
2) 41.03.01 Зарубежное 2012- 203 100 10,00
регионоведение (Американские 2016
исследования)
3) 45.03.01 Филология (китайский язык 183 133 7,40
и литература)
Подавляющее количество студентов, изучающих китайский язык по направлениям 45.03.01 «Филология» и 45.03.02 «Лингвистика» представлены коренными народами РС (Я) - якутами, коренными малочисленными народами Севера (эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, долганы). Для представителей данной группы основным языком коммуникации является якутский. Для этих студентов обучение строится на сопоставлении родного и изучаемого языка. Определенные фонетические, грамматические особенности китайского языка легче воспринимаются студентами билингвами, т.к. в фонетической системе иностранного языка присутствуют дифтонги, носовые сонанты, которые также свойственны якутскому языку, например: в китайском языке дифтонг «ио», в якутском языке «уо» произносится одинаково, носовой сонант в китайском языке ng - и носовая согласная в якутском языке- «н».