УДК 140.8(470+571) «19»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА:
РЕСУРСЫ И СРЕДСТВА
И. В. Ковалева
DESIGNING FACILITATING ACTIVITY OF TEACHER: RESOURCES AND MEANS
I. V. Kovaleva
В статье рассматривается проектирование педагогами фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников. Определены ресурсы и средства, обеспечивающие и разработку, и реализацию проектов фасилитационной деятельности педагогами.
The article analyses teachers facilitating activity on the organization of profile self-determination of pupils. Resources and means are defined to provide working out and realization of projects directed of facilitating activity of teachers.
Ключевые слова: проект, фасилитационная деятельность, педагог, профильное самоопределение, школьник.
Keywords: project, facilitating activity, teacher, profile self-determination, pupils.
Понятие «фасилитация» в педагогическую науку было введено К. Роджерсом. В своей книге «Свобода учиться» автор определил сущность фасилита-ции как создание психологического климата доверия между учителем и школьниками, обеспечивающего сотрудничество в принятии решений и актуализацию мотивационных ресурсов учения. Поэтому под фасилитационной деятельностью педагога подразумеваем:
- наличие собственной педагогической концепции;
- высокую теоретическую подготовку в области педагогических наук;
- высокий уровень знания своего предмета;
- ведение активной научно-методической деятельности, предполагающей корректирование и адаптацию образовательных программ по предмету, разработку методических указаний, публикаций и т. д.;
- адекватную самооценку и объективную оценку успехов школьников;
- стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
- высокую коммуникативную культуру, доброжелательность, педагогический такт;
- высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
- наличие творческих и организаторских способностей.
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является не только осуществление педагогом фасилитационной деятельности, но и его проектирование. Оно включает в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности педагога. Таким образом, педагогическое проектирование заключается в запланированном изменении деятельности педагогов для достижения общей цели и общего результата. Исходя из этого, мы понимаем под проектированием педагогом фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников деятельность учителя-фасилитатора, направленную на создание благоприятных условий для повышения уверенности школьников в своих силах, стимулирование, инициирование потребно-
сти в самостоятельной продуктивной деятельности, тем самым облегчая им выбор профиля обучения и побуждая к осознанности выбора самим старшим школьником.
Применение алгоритма педагогического проектирования (подготовительная работа, разработка проекта, проверка качества проекта), предложенного М. Н. Дудиной, позволило нам определить необходимые ресурсы для создания проектов фасили-тационной деятельности педагогов по организации профильного самоопределения старших школьников, а также обеспечить подготовку средств исполнения, которые дали возможность обучить педагогов созданию проектов фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников и выявить механизм обратной связи с педагогами, создавшими проекты фасили-тационной деятельности для экспертизы, позволяющей скорректировать возможные отклонения от планируемых результатов организации профильного самоопределения школьников.
Этап подготовительной работы с педагогами по разработке проектов заключался в формулировании тем, определении цели, согласованности методов и способов ее осуществления в конкретных условиях и находящихся в распоряжении необходимых ресурсов. К ресурсам мы отнесли следующие принципы:
- гуманизации, способствующий созданию атмосферы доверия в отношениях между педагогом и школьником, сотрудничество в принятии решения о выборе профиля обучения;
- изучения и учета профильных намерений школьников, обеспечивающий адекватность и объективность результатов проектирования фасилита-ционной деятельности педагогов;
- прогнозирования, ориентированный на перспективную результативность проекта фасилитаци-онной деятельности педагога по организации профильного самоопределения школьников;
- алгоритмитизаци, предполагающий план действий и его реализацию, при этом учитывается каж-
дое последующее действие, основанное на результатах предыдущего;
- эффективности, подразумевающий оценивание результатов педагогом фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников;
- саморазвития, предполагающий решение одних задач и приводящий к постановке новых задач, стимулирующих рост профессиональной компетентности педагогов по организации профильного самоопределения школьников.
Принципы проектирования позволили нам определить порядок действий педагогов для создания проектов фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников:
- анализ деятельности общеобразовательного учреждения по организации профильного самоопределения школьников;
- формулирование цели и определение задач проектирования педагогом фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников;
- педагог определяет содержание фасилитаци-онной деятельности по организации профильного самоопределения школьников;
- педагог разрабатывает проект фасилитацион-ной деятельности по организации профильного самоопределения школьников;
- реализация проекта фасилитационной деятельности педагога по организации профильного самоопределения школьников.
На этапе разработки проектов совместная деятельность с педагогами позволила довести созданные проекты до уровня применения в практической деятельности. Для этого нами были:
- разработаны и проведены проблемные семинары для каждой категории педагогов (заместители директоров по УВР, учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги и психологи);
- организованы межпредметный координационный совет и межпредметная лаборатория как средства исполнения, которые дали возможность для обучения педагогов созданию проектов фасилита-ционной деятельности по организации профильного самоопределения школьников, практической разработки педагогами проектов и их реализации.
Целью проведения проблемных семинаров являлось обеспечение теоретической подготовки педагогов для создания проектов фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников. Тематика семинаров представлена ниже:
1. «Особенности профильного самоопределения школьников в теории и практике».
2. «Фасилитация как специфическая деятельность педагога».
3. «Фасилитационная деятельность педагога по управлению процессом профильного самоопределения школьников».
4. «Проектирование фасилитационной деятельности педагогов по организации профильного самоопределения старших школьников».
5. «Проектирование фасилитационной деятельности заместителями директоров по организации профильного самоопределения школьников».
6. «Проектирование фасилитационной деятельности учителями-предметниками по организации профильного самоопределения школьников».
7. «Проектирование фасилитационной деятельности классными руководителями по организации профильного самоопределения школьников».
8. «Проектирование фасилитационной деятельности социальными педагогами по организации профильного самоопределения школьников».
9. «Проектирование фасилитационной деятельности психологами по организации профильного самоопределения школьников».
Анализ проведенных семинаров позволил выявить наиболее трудные для педагогов дискуссионные вопросы. К таковым мы отнесли, во-первых, конкретизацию выводов о том, что проблема выбора профиля обучения для большинства школьников является следствием:
- недостаточных знаний о самих себе, о мире профессий, возможных путях продолжения своего образования;
- низкой потребности в выявлении школьниками своих способностей, склонностей, интересов и в целом в профильном самоопределении;
- отсутствия осознанных мотивов выбора;
- недостаточной способности к саморазвитию, самоактуализации, самореализации и самооценке;
- недостаточной сформированности ключевых компетенций, необходимых в любой профессиональной деятельности, которая не позволяет большинству школьников совершить осознанный, самостоятельный выбор профильного обучения. Во-вторых, вопросы, касающиеся важных профессиональных качеств учителя-фасилитатора, необходимых для организации профильного самоопределения школьников.
Сложными для восприятия педагогов были основные постулаты теории К. Роджерса, понятие «фасилитация», с чем связано введение иностранного слова «фасилитация» в психолого-педагогиче-ский обиход, характеристика основных аспектов фа-силитации (алгоритм В. С. Леднева). Поэтому проводилась дополнительная целенаправленная работа (индивидуальные, групповые тематические консультации, беседы и т. д.) с педагогами для решения проблем с теоретической подготовкой. Например, для заместителей директоров были проведены консультации по организации взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, ответственных за сопровождение профильного самоопределения школьников в ОУ, координации работы педагогического коллектива по формированию готовности школьников к выбору профиля обучения в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения, проведению педагогических советов, производственных совещаний, родительских собраний с приглашением методистов МОУ ДПО «НМЦ» г. Кемерово, организации системы повышения квалифика-
ции классных руководителей, учителей-предметни-ков, социального педагога по проблеме самоопределения школьников и т. д. Учителя-предметники нуждались в консультациях по организации поисковоисследовательской деятельности школьников, профильных проб, разработке межпредметных и ориентационных курсов, обеспечивающих профориентацию школьников. Для классных руководителей консультации проводились для решения возникающих сложностей по организации профильного самоопределения школьников в классе, связанных с координацией урочной и внеурочной деятельности и коррекцией ИОТ школьников.
Проведенные семинары способствовали формированию у педагогов способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической, предметной сферах и возможности владеть средствами, которые обеспечивали организацию профильного самоопределения школьников: психологические, методические, информационные и педагогические. К психологическим средствам были отнесены: формирование и комплектование диагностического инструментария для психолого-педагогической диагностики школьников в процессе их профильного самоопределения (методика «Мотивы выбора профессии, тест Д. Голланда по определению типа личности, дифференциально-диагностический опросник Е. Климова, карта интересов Голомштока, методики Г. В. Резапкиной, Н. С. Пряжникова и другие). Проведение психолого-педагогической диагностики школьников с целью изучения индивидуальных психолого-физиологических особенностей, образовательных потребностей и профильных намерений и т. п. Методическими средствами являлись: нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее организацию профильного самоопределения школьников, адаптация, апробация педагогами учебных программ, разработка курсов по выбору, обучение школьников методам работы с портфолио, проведение профильных проб и т. д. Информационными средствами считали: информационное сопровождение школьников, обеспечивающее их информационную осведомленность о перспективных направлениях развития регионального рынка труда, сферы профессионального образования и вариантах получения профильного обучения на классных часах, экскурсиях, школьных и городских сайтах, встречах со специалистами центра профессиональной ориен-
тации молодежи и т. д. Педагогические средства были определены как создание педагогических сообществ, работа творческих групп учителей-пред-метников, взаимодействие, сотрудничество школьных, районных, городских методических объединений учителей-предметников (далее ШМО, РМО, ГМО учителей-предметников) по организации профильного самоопределения школьников и т. п. Конкретизировать содержание данных средств было необходимо, так как каждый педагог выполнял свои функциональные обязанности в процессе организации профильного самоопределения школьников и использовал те средства, которые способствовали решению поставленных перед ним задач. Например, таковыми средствами у классного руководителя были: разработка ИОТ школьника, индивидуальное консультирование школьников по проблеме выбора профиля обучения, мониторинг результатов профильного самоопределения школьников в классе, проведение родительских собраний по вопросам выбора школьниками профиля обучения и т. д.
Межпредметный координационный совет (далее МКС) был необходим для организации деятельности педагогов, осуществляющих фасилитационную деятельность по организации профильного самоопределения школьников. МКС был сформирован из методистов образовательных областей МОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово. Методисты осуществляли взаимодействие с руководителями ГМО, РМО, ШМО педагогов и непосредственно с учителями - фасилитаторами. На рисунке представлено взаимодействие МКС с субъектами воспитательно-образовательного процесса, осуществляющих фасилитационную деятельность по организации профильного самоопределения школьников в общеобразовательном учреждении.
Основные направления этого взаимодействия заключались в совместном составлении перспективного и ежегодного планов методической работы с педагогами, осуществляющих фасилитационную деятельность, утверждении тематики заседаний педагогических сообществ, ГМО, РМО, ШМО педагогов, изучении спроса педагогов на оказание помощи в проектировании деятельности, обобщении опыта учителей - фасилитаторов, определении активных форм работы с педагогами, планировании семинаров, практикумов, мастер-классов, конкурсов и т. д.
Рис. 1. Взаимодействие МКС и субъектов воспитательно-образовательного процесса, осуществляющих фасилитационную деятельность по организации профильного самоопределения школьников
Межпредметная лаборатория была организована на базе МОУ ДПО «НМЦ» г. Кемерово для реализации педагогами полученных теоретических знаний в практической деятельности и обеспечения возможности разрабатывать проекты фасилитационной деятельности на практике. Координация деятельности лаборатории осуществлялась методистами МКС и была направлена на самостоятельную разработку педагогами проектов фасилитационной деятельности: организация рефлексии в рамках проблемы, формулирование рабочей гипотезы, интерпретация полученных данных, поиск дополнительной информации.
На этапе проверки качества созданные проекты подвергались дальнейшей детализации, приближающей их к практическому применению в определенных условиях конкретными субъектами воспитательно-образовательного процесса, поэтому педагоги защищали свои проекты. Процедура защиты в интерактивной форме позволила нам оценить уровень проектирования педагогами фасилитационной деятельности и провести сравнительный анализ проектов по следующим аспектам: содержание, функции педагогов по организации профильного самоопределения школьников в ОУ, основные трудности педагогов при разработке проектов.
В результате сравнительного анализа проектов педагогов мы пришли к выводу о том, что заместители директоров по УВР точно определили цель фа-силитационной деятельности «Обеспечение организации профильного самоопределения школьников в общеобразовательном учреждении». Педагоги четко представляли, какие результаты намерены получить при осуществлении фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников. Тем не менее в проектах содержание деятельности заместителя директора по организации профильного самоопределения школьников представлено недостаточно, так как наблюдалось перечисление функциональных обязанностей педагогов. Выявлены трудности педагогов, связанные с конкретизацией задач проектирования, решение которых позволило достичь цель фасилитационной деятельности координацией взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, ответственных за сопровождение профильного самоопределения школьников, проведением анализа и корректирования деятельности педагогического коллектива по организации профильного самоопределения школьников.
В проектах фасилитационной деятельности учи-телей-предметников содержание деятельности было направлено на обязательный учет профильных намерений школьников, предполагающий раскрытие важной роли межпредметной связи для понимания школьниками структуры профильного образования и самостоятельности выбора профиля обучения. Для этого учителя-предметники применяли модульную и блочную систематизацию содержания учебного материала по предмету, организовывали поисковоисследовательскую деятельность школьников, что позволяло укрепить интерес школьников к предме-
ту. Разработка и ведение предметно-
ориентированных, межпредметных и ориентационных курсов с учетом регионального рынка труда обеспечивала практическую направленность воспитательно-образовательного процесса школьников, которая побуждала к осознанности выбора профиля обучения самим школьником. Основные трудности учителей-предметников вызваны проблемами освоения и внедрения на уроках и во внеурочной деятельности личностно-ориентированных технологий: дифференциация и многоуровневая индивидуализация учебной деятельности школьников. В связи с этим вывод школьников на позицию субъекта воспитательно-образовательного процесса являлся достаточно проблематичным.
Анализ проектов классных руководителей по содержанию и деятельности позволил сделать выводы о том, что педагоги в основном владели навыками научно-исследовательской деятельности, информированы о содержании и структуре предпрофиль-ной подготовки. Также классные руководители вели мониторинг по изучению познавательных интересов и склонностей школьников, совместно с психологом организуют разработку и коррекцию со школьниками ИОТ. Для педагогов самыми трудными аспектами в проекте фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников были координация урочной и внеурочной деятельности школьников, несогласованность действий классных руководителей в процессе проектирования и определение перспективных направлений работы в классе и отдельными школьниками.
Содержание фасилитационной деятельности социальных педагогов, представленное в проектах, направлено на формирование у школьников группы риска адекватной самооценки. Важно заметить, что педагогическое сопровождение школьников группы риска осуществлялось совместно с классными руководителями и учителями-предметниками. Таким образом, проекты социальных педагогов не нуждались в дальнейшей детализации для использования их в определенных условиях конкретными субъектами воспитательно-образовательного процесса.
В содержании проектов фасилитационной деятельности психологов были заложены условия, при которых старший школьник в зависимости от его возрастных особенностей и внутренних потребностей мог осмыслить свои предположения в деятельности, познать свои возможности и с учетом этого сделать осознанный, самостоятельный выбор профиля обучения. Также психологи осуществляли изучение профильных намерений и склонностей школьников совместно с классным руководителем и учителями-предметниками. В данной ситуации, представленные проекты психологов не нуждались в дальнейшей детализации.
По итогам защиты педагогами проектов фасили-тационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников методисты МКС рекомендовали заместителям директоров, учителям-предметникам и классным руководителям принимать участие в постоянно действующих и обучаю-
щих семинарах МОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово. Также защиту проектов мы расценивали как механизм обратной связи с педагогами, осуществляющими фасилитационную деятельность для корректирования возможных отклонений от планируемых результатов организации профильного самоопределения школьников. Таким образом, была организована и проведена объективная экспертиза и оценка разработанных проектов. Дальнейшая проверка качества проектов предполагала их реализацию педагогами на базе общеобразовательных учреждений г. Кемерово.
Литература
1. Димухаметов, Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... д-ра пед. наук / Р. С. Димухаметов. - Магнитогорск, 2006. - 150 с.
2. Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина. - Екатеринбург, 1998.
3. Монахов, В. М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. - 2001. -№ 5. - С. 13 - 16.
4. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. - М., 2002.