УДК 378.09
Н.И. Хроменкова
Омский государственный технический университет, г. Омск
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОмГТУ СЕГОДНЯ
Факультет гуманитарного образования создан в 1993 г. Он стал вторым после ФЭУ факультетом нетехнического профиля в Омском политехническом институте. ФГО является одним из крупнейших факультетов Омского государственного технического университета. В 2011-2012 учебном году в составе факультета функционировало 8 кафедр: «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» (зав. кафедрой О. П. Кузнецова); «Дизайн и технологии медиаиндустрии» (зав. кафедрой Л. М. Дмитриева); «Иностранные языки» (зав. кафедрой Л. К. Кондратюкова); «Отечественная история» (зав. кафедрой В. Д. Полканов); «Психология труда и организационная психология» (зав. кафедрой Е. Г. Ефремов); «Социология, социальная работа и политология» (зав. кафедрой Л. А. Кудринская); «Физическое воспитание и спорт» (зав. кафедрой Н. Н. Ляликова); «Философия и социальные коммуникации» (зав. кафедрой В. О. Бернацкий).
В 2011-2012 учебном году был осуществлен набор на одну специальность («Таможенное дело») и 6 направлений бакалавриата (8 профилей): «Государственное и муниципальное управление» (профиль «Региональное управление»); «Дизайн» (профиль «Графический дизайн»); «Информационные системы и технологии» (профиль «Информационные технологии в дизайне» и профиль «Информационные технологии в медиаиндустрии»); «Психология» (профиль «Организационная психология»), «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере» и профиль «Реклама и связи с общественностью в отрасли»), «Социальная работа» (профиль «Социальная работа в системе социальных служб»).
С 2011-2012 учебного года ФГО полностью перешел на подготовку бакалавров и специалистов по ФГОС-3. По основным направлениям и профилям бакалавриата и специалитета ФГО в соответствии с ФГОС-3 в настоящее время завершена разработка основных образовательных программ.
Общее количество студентов ФГО (специалисты, бакалавры) составляло на 30 июня 2012 г. 1 436 человек, из них за счет средств федерального бюджета обучалось 503 человека, с полной компенсацией затрат - 933. На очной форме занималось 1 284 человек, на очно-заочной - 152.
Итоги сессий показывают, что в целом факультет достиг запланированных на 20112012 учебный год показателей качества учебного процесса. В целях повышения качества на 2011-2012 учебный год была определена задача добиться следующих показателей результативности: количественная успеваемость - не ниже 75 %; сдавшие сессию на «отлично» и «хорошо» - не менее 50 %. В зимнюю сессию количественная успеваемость составила 81,4 %, в летнюю - 85,5 %. На «отлично» и «хорошо» зимнюю сессию сдали 55,2 %, летнюю - 53,1 %.
Вместе с тем на факультете существует проблема обеспечения высокого качества учебного процесса. Так, на 10 сентября 2012 г. 197 студентов все еще имели долги по летней сессии. Из них 139 человек не сдали один или два предмета, 58 человек - три и более.
270 студентов ФГО десяти специальностей («Государственное и муниципальное управление», «Дизайн», «Издательское дело и редактирование», «Информационные технологии в дизайне», «Информационные технологии в медиаиндустрии», «Историко-архивоведе-
212
ние», «Психология», «Реклама», «Связи с общественностью», «Социальная работа») в июне 2012 г. успешно завершили свое обучение и защитили дипломные работы.
Цель факультета, определенная как «достижение соответствия качества подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов и требованиям потребителей, обеспечение результативности по показателям оценки качества» в основном достигнута: 88 %
студентов защитили выпускные квалификационные работы на «отлично» и «хорошо», 38,5 % дипломных работ выполнено на реальные темы, в том числе по заказам предприятий; к внедрению рекомендовано 24 % дипломных проектов, при этом 22,6 % уже внедрены. Дипломы с отличием получили 38 % выпускников (101 человек). Государственные аттестационные комиссии рекомендовали к поступлению в аспирантуру 14 человек (5,2 % выпускников).
В 2012 г. на очное обучение поступило 297 человек, из них на коммерческие места -261; на бюджетные места - 36 (6 человек - по целевым направлениям). На очно-заочное обучение поступило 9 человек: 5 - на бюджетные места, 4 - на коммерческие.
На ФГО идет развитие системы качества учебного процесса. Сложилась традиция проведения обучающих семинаров, мониторинга качества учебного процесса, в том числе оценки качества учебно-методических материалов, оценки качества проведения учебных занятий.
Запланированными и выполненными являются следующие мероприятия по обеспечению качества учебного процесса:
- участие в программе ОмГТУ по развитию и совершенствованию системы менеджмента качества (СМК);
- изучение материалов ЦУКУП по обеспечению качества учебного процесса;
- деятельность уполномоченных по качеству учебного процесса по факультету и на кафедрах, утвержденных из числа опытных преподавателей, имеющих ученую степень;
- информирование кафедр уполномоченными по качеству учебного процесса о новых материалах по введению СМК в ОмГТУ;
- контроль исполнения кафедрами ведения СМК;
- проведение мониторинга оценки качества учебного процесса на ФГО;
- контроль за исполнением ведения методики рейтинговой оценки знаний студентов.
Основными, сформированными элементами СМК на факультете, являются:
- система планирования и реализации предупреждающих действий;
- система планирования и реализации корректирующих действий;
- система мониторинга и анализа требований и ожиданий внешних и внутренних потребителей результатов качества учебного процесса на факультете;
- система мониторинга и анализа успеваемости студентов ГОУ ВПО «ОмГТУ» по дисциплинам факультета гуманитарного образования.
Качество учебы студентов является приоритетным направлением в деятельности деканата и кафедр. Итоги контрольных недель и сессий постоянно обсуждаются на заседаниях Ученого совета ФГО. Для повышения успеваемости принимаются планы корректирующих и предупреждающих действий в соответствии с требованиями СМК. Выявляются и рассматриваются причины изменения успеваемости, многие из которых носят объективный характер и связаны с ухудшением качества подготовки абитуриентов, поступающих в ВУЗ, особенно на места с полной компенсацией затрат за обучение.