Научная статья на тему 'Об организации учебного процесса в Орловском государственном университете в контексте современных требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования'

Об организации учебного процесса в Орловском государственном университете в контексте современных требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEXES / EDUCATIONAL AND METHODICAL DOCUMENTATION / TRAINING DIRECTIONS / WORK AND EDUCATIONAL PLANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Н. А., Чаадаева Н. Н., Кoндрашова И. Н.

В статье рассматриваются основные этапы организации учебного процесса в ОГУ в современных усло- виях при подготовке конкурентоспособного выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Н. А., Чаадаева Н. Н., Кoндрашова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT OREL STATE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers the main stages of organizing the educational process in the present-day conditions while preparing a competitive graduate.

Текст научной работы на тему «Об организации учебного процесса в Орловском государственном университете в контексте современных требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»

УДК 378.4 H.A. ИЛЬИНА

профессор, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] H.H. ЧААДАЕВА

доцент, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] И.Н. КОНДРАШОВА

доцент, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 378.4

N.A. ILYINA

Professor, Orel State University E-mail: [email protected] N.N. CHAADAEVA Associate professor, Orel State University E-mail: [email protected] I.N. KONDRASHOVA Associateprofessor,Orel State University E-mail: [email protected]

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОРЛОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ABOUT THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT OREL STATE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

В статье рассматриваются основные этапы организации учебного процесса в ОГУ в современных условиях при подготовке конкурентоспособного выпускника вуза.

Ключевые слова: образовательный процесс, государственные образовательные стандарты, основные образовательные программы, рабочие учебные планы, учебно-методические комплексы, учебно-методическая документация.

The article considers the main stages of organizing the educational process in the present-day conditions while preparing a competitive graduate.

Keywords: educational process, state educational standards, training directions, basic educational programs, work and educational plans, educational and methodical complexes, educational and methodical documentation.

В соответствии с концепцией высшего профессионального образования в Российской Федерации основными целями организации учебного процесса вуза в современных условиях являются подготовка конкурентоспособного выпускника и создание конкурентных образовательных программ.

Учебный процесс в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» регламентируется Уставом вуза, нормативными документами по организации учебного процесса [3].

Вуз путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционных образовательных технологий создает обучающимся условия для освоения профессиональных образовательных программ определенного уровня и направленности.

Учебный процесс в университете организован в со-

ответствии с основными образовательными программами для специальностей и направлений подготовки, реализуемых по ГОС ВПО и ФГОС ВПО.

В 2013-2014 учебном году университет ведет обучение по 99 основным образовательным программам, разработанным в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в том числе по 13 программам подготовки бакалавров и 86 программам подготовки специалистов, а также по 101 основной образовательной программе, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВПО), в том числе 53 программы подготовки бакалавров, 7 программ подготовки специалистов и 41 программа подготовки магистров. Сведения о направлениях подготовки и специальностях, реализованных в вузе в 2013-2014 году, представлены в таблице.

Группы направлений (специальностей) Бакалавры Специалисты Магистры

ФГОС ВПО ГОС ВПО ФГОС ВПО ГОС ВПО ФГОС ВПО ГОС ВПО

1 2 3 4 5 6 7

010000 Физико-математические науки 3 2 3

Математика + + +

© Н.А. Ильина, Н.Н. Чаадаева, И.Н. Кондрашова © N.A. Ilyina, N.N. Chaadaeva, I.N. Kondrashova

Прикладная математика и информатика + + +

Физика + +

020000 Естественные науки 5 7 5

Химия + + +

Биология + + +

География + + +

Почвоведение + + +

Экология и природопользование + +

Физиология +

Экология +

Природопользование +

030000 Гуманитарные науки 18 5 20 16

Философия + + + +

Политология + + +

Психология + + + +

История + + + +

Юриспруденция + + +

Филология + + + +

Лингвистика + + +

Журналистика + + +

Реклама и связи с общественностью + +

Зарубежное регионоведение + +

Антропология и этнология +

Культурология + +

Религиоведение + +

Теология + + +

Прикладная этика +

Конфликтология + +

Физическая культура +

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) + +

Документоведение и архивоведение + +

Издательское дело + +

Связи с общественностью +

Издательское дело и редактирование +

Книгораспространение +

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур +

Перевод и переводоведение +

Документоведение и документационное обеспечение управления +

Физическая культура и спорт +

Регионоведение +

Реклама +

040000 Социальные науки 3 2 3 3

Социология + + +

Конфликтология +

Социальная работа + + +

Социальная антропология +

Организация работы с молодежью + + +

050000 Образование и педагогика 4 3 1 26 4

Педагогическое образование + +

Психолого-педагогическое образование + +

Социально-экономическое образование +

Художественное образование +

Специальное (дефектологическое) образование + +

Педагогика +

Профессиональное обучение (по отраслям) + +

Химия +

Биология +

География +

Безопасность жизнедеятельности +

Математика +

Информатика +

Русский язык и литература +

Иностранный язык +

История +

Юриспруденция +

Педагогика и психология девиантного поведения +

Профессиональное обучение (по отраслям) +

Технология и предпринимательство +

Музыкальное образование +

Изобразительное искусство +

Дошкольная педагогика и психология +

Педагогика и психология +

Педагогика и методика дошкольного образования +

Педагогика и методика начального образования +

Социальная педагогика +

Тифлопедагогика +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сурдопедагогика +

Олигофренопедагогика +

Логопедия +

Специальная психология +

Специальная дошкольная педагогика и психология +

Физическая культура +

060000 Здравоохранение 3 3

Лечебное дело + +

Педиатрия + +

Фармация +

Фармация +

070000 Культура и искусство 6 1 3 8 2

Дизайн + + + +

Социально-культурная деятельность +

Библиотечно-информационная деятельность +

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия +

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы + +

Искусство костюма и текстиля +

Музейное дело и охрана памятников +

Искусство интерьера +

Декоративно-прикладное искусство +

Живопись + +

Графика + +

Скульптура + +

Художественное проектирование костюма +

080000 Экономика и управление 5 2 13 3

Экономика + + +

Менеджмент + +

Менеджмент +

Управление персоналом + +

Бизнес-информатика + +

Государственное и муниципальное управление +

Экономическая теория +

Мировая экономика +

Национальная экономика +

Экономика труда +

Финансы и кредит +

Налоги и налогообложение +

Маркетинг +

Математические методы в экономике +

Антикризисное управление +

Менеджмент организации +

Статистика +

Прикладная информатика (по областям) +

100000 Сфера обслуживания 5 2 2

Сервис +

Туризм + +

Торговое дело + +

Товароведение +

Гостиничное дело +

Социально-культурный сервис и туризм +

Домоведение +

220000 Автоматика и управление 1

Инноватика +

230000 Информатика и вычислительная техника 1 1

Прикладная информатика + +

260000 Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов 2 2

Технология изделий легкой промышленности +

Конструирование изделий легкой промышленности +

Технология швейных изделий +

Конструирование швейных изделий +

280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустрой-ство и защита окружающей среды 1 1

Техносферная безопасность + +

Итого: 53 13 7 86 41

Образовательные программы разных уровней осваиваются в вузе в различных формах, отличающихся объемом аудиторных занятий профессорско-преподавательского состава (ППС) с обучающимися по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

- для получения квалификации (степени) «бакалавр» - не менее четырех лет;

- для получения квалификации (степени) «специалист» - не менее пяти лет, в отдельных случаях не менее шести;

- для получения квалификации (степени) «магистр» - два года.

Организация учебного процесса по специальности (направлению подготовки) включает в себя следующие основные этапы:

- разработка (актуализация) учебных планов и рабочих учебных планов;

- составление графика учебного процесса на планируемый год;

- закрепление дисциплин учебного плана за кафедрами университета;

- планирование учебной деятельности ППС;

- составление расписания учебных занятий на семестр и экзаменационной сессии;

- составление расписания итоговой государственной аттестации ;

- другое.

Учебные планы и рабочие учебные планы специальностей и направлений подготовки бакалавров и

магистров разрабатываются в соответствии с требованиями ГОС ВПО и ФГОС ВПО с учетом основных критериев:

- перечень дисциплин;

- объем подготовки по циклам (блокам) дисциплин (в часах);

- объем еженедельной нагрузки студентов (общей и аудиторной), объем теоретической и практической подготовки;

- формы и количество промежуточных и итоговых аттестаций студентов;

- наличие и объем дисциплин по выбору студентов;

- сроки и объемы всех видов практик;

- обеспечение реализации ГОС (ФГОС) ВПО и учебного плана в реальном учебном процессе (первичное документационное обеспечение: расписание занятий, экзаменационные и зачетные ведомости).

Рабочие учебные планы по структуре соответствуют образовательным стандартам: присутствуют все предусмотренные ГОС ВПО и ФГОС ВПО циклы и разделы. В рабочих учебных планах, разработанных в соответствии с требованиями ГОС ВПО, внутри циклов выделяются дисциплины федерального и регионального компонента; в рабочих учебных планах подготовки бакалавров и магистров, разработанных по ФГОС ВПО, - базовые и вариативные дисциплины. Всеми рабочими учебными планами предусмотрены блоки дисциплин по выбору обучающихся.

Рабочие учебные планы содержат все обязательные дисциплины федерального компонента по ГОС ВПО (базовые дисциплины по ФГОС ВПО). Региональные (вариативные) дисциплины содержательно дополня-

ют обязательные дисциплины федерального компонента (базового цикла), что позволяет углубить или расширить знания, умения и навыки, получаемые при изучении обязательных дисциплин. В каждом блоке дисциплин по выбору студентов присутствует не менее двух альтернативных дисциплин. Объем дисциплин по выбору в рабочих учебных планах соответствует требованиям ГОС ВПО и ФГОС ВПО.

Например, вариативная часть учебных планов по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование содержит дисциплины прикладного характера, позволяющие формировать профессионально значимые знания, умения и навыки будущих бакалавров и готовить их к исследовательской деятельности: Прикладная экология, Методы экологических исследований, Экологическая токсикология, Экологическая эпидемиология, Радиационная экология, Экология почв, Основы ландшафтного планирования селитебных территорий, Основы урбоэкологии и ряд других.

Учебные и рабочие учебные программы как по вариативным дисциплинам, так и по многим базовым (федеральным) дисциплинам являются авторскими и разрабатываются в соответствии с требованиями подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных выпускников.

Орловский государственный университет - единственный вуз в регионе, в котором осуществляется подготовка учителей и педагогов по направлениям (специальностям) УГС 050000 Образование и педагогика. Учебные планы по этим направлениям (специальностям) включают не только общие педагогические и психологические дисциплины, но и фундаментальные базовые предметные дисциплины, методики преподавания этих дисциплин в общеобразовательной высшей школе или в иных образовательных учреждениях.

Учебные планы и рабочие учебные планы (РУП) проходят экспертизу научно-методических советов факультетов, экспертного совета университета по содержанию подготовки специалистов вуза и утверждаются Ученым советом университета.

Деканаты ежегодно перерабатывают с целью актуализации учебные планы по специальностям и направлениям подготовки ВПО в соответствии с требованиями «Положения по разработке и экспертизе рабочих учебных планов основных образовательных программ на основании ФГОС ВПО ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» и на их основе формируют рабочие учебные планы, графики учебного процесса, объем учебной нагрузки кафедр и составляют расписание учебных занятий [4].

Учебные занятия в вузе проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных, самостоятельных работ, коллоквиумов, научно-исследовательской работы студентов, практик, курсового проектирования (курсовой работы) в соответствии с «Инструкцией по оформлению учебно-отчетной документации зачетно-экзаменационной сессии в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» [4].

В вузе реализуются все установленные ГОС ВПО и ФГОС ВПО виды практик студентов. Учебная и производственная практика, предусмотренная ГОС ВПО и ФГОС ВПО, осуществляется на основе договоров между университетом и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм предоставляют места для прохождения практики студентов вуза.

Так, со студентами, обучающимися по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование, проводятся учебные полевые практики по дисциплинам: Общая экология, Экология растений, Экология животных, Учение об атмосфере, Учение о гидросфере, ландшафтоведение, Экология популяций и сообществ, Методы экологических исследований, на которых они закрепляют и углубляют полученные во время аудиторных занятий знания, умения и навыки.

Производственные практики студентов-экологов проходят в организациях, учреждениях и на предприятиях города Орла и Орловской области, например, в ФГБУ Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в ФГУ Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии «Орловский», в Центре лабораторного анализа и технических измерений по Орловской области, в БУОО «Мценская городская станция по борьбе с болезнями животных», в Филиале ФГБУ «Госсорткомиссия» по Орловской области, в Государственном учреждении «Орловский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ГУ «ОЦГМС»), в отделах охраны окружающей среды районных администраций Орловской области и других. На практике студенты знакомятся с особенностями работы специалистов в области экологии, приобретают практические навыки работы с современным оборудованием, изучают нормативно-правовую, методическую и отчетную документацию, участвуют в научных исследованиях, результаты которых впоследствии используют при написании своих выпускных квалификационных работ.

Студенты, продемонстрировавшие на практике хорошую профессиональную подготовку, в дальнейшем становятся сотрудниками всех этих организаций и учреждений.

Научно-исследовательская работа, предусмотренная рабочими учебными планами подготовки бакалавров и магистров, реализуется в течение всего учебного семестра одновременно с теоретическим обучением как в научно-исследовательских лабораториях факультетов (институтов), так и в базовых организациях и учреждениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вуз оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников в соответствии с локальными нормативными документами: «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации», «Положением о порядке проведения экзаменов в письменной форме в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный универси-

тет», «Положением о фонде оценочных средств по дисциплине», «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» и других [4].

Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзаменов и зачетов, проводимых после выполнения обучающимися всех планируемых в семестре видов учебной работы. Количество зачетов и экзаменов в учебном году соответствует требованиям ГОС ВПО и ФГОС ВПО. При промежуточной аттестации в течение учебного года студенты сдают не более 10 экзаменов и 12 зачетов (в указанное число не входит аттестация по физической культуре и факультативным дисциплинам, практикам и курсовым проектам (работам).

Итоговая аттестация выпускников осуществляется государственной аттестационной комиссией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и включает в себя государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы и реализуется в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации 25.03.2003 г. № 1155, требованиями ГОС ВПО и ФГОС ВПО, «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» [4].

Одним из важнейших аспектов образовательного процесса является выполнение курсовых работ и выпускных квалификационных работ, требования к которым регламентируются следующими локальными нормативными документами: «Положение о курсовой работе», «Положение о выпускных квалификационных работах», «Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра (специалиста), выполняемой в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» [4]. Тематика работ разрабатывается ведущими преподавателями, рассматривается на заседаниях кафедр и научно-методических советов факультетов (институтов), утверждается учеными советами факультетов (институтов).

При определении тематики курсовых и выпускных квалификационных работ учитываются их актуальность, практическая и теоретическая направленность. Например, у студентов-экологов курсовые работы предусматриваются учебными планами по дисциплинам: Основы природопользования , Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Тематики курсовых работ включают как глобальные, так и региональные аспекты природопользования и ОВОС: Использование и охрана водных, земельных, биологических ресурсов, ресурсов недр; Оценка антропогенных нагрузок на атмосферный воздух, природные воды, почвы, биоту; Создание и функционирование особо охраняемых природных территорий и т.д.

Темы выпускных квалификационных работ также в первую очередь отражают региональные экологиче-

ские проблемы: состояние природных систем города Орел и Орловского края, земельных ресурсов, растительности, животного мира, поверхностных вод; охрана природных ресурсов; экологическая безопасность подуктов питания человека;экология популяций человека и другие.

В вузе разрабатываются и реализуются на практике разнообразные методики по совершенствованию учебного процесса, направленные на повышение его результативности. В университете введена балльно-рейтинговая система (БРС) оценки успеваемости студентов, основной целью которой является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса и комплексная оценка качества учебной работы студентов в процессе обучения по программам высшего профессионального образования. Условия по реализации БРС изложены в «Положении о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» и в «Методических рекомендациях по организации и применению балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов» [4].

Обучение студентов по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры по ФГОС ВПО на основе компетентностного подхода актуализировало применение в процессе обучения образовательных технологий и интерактивных методов, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества [1]. Формы проведения занятий различны: проблемные и интерактивные лекции, семинары, дискуссии по материалам реферируемых статей научной периодики, выполнение заданий по анализу реальной статистики, работы с применением интернет-поиска, защита самостоятельно выполненных студенческих проектов, деловые (ролевые) игры и т.д.

По дисциплинам созданы фонды оценочных средств знаний студентов в соответствии с «Положением о фонде оценочных средств по дисциплине» [4]. Они включают темы рефератов (докладов, эссе, сообщений, коллоквиумов), комплекты заданий для контрольных работ, комплекты разноуровневых задач, комплекты заданий для выполнения расчетно-графических работ, темы индивидуальных (групповых) творческих заданий (проектов), перечень дискуссионных тем для круглого стола (дискуссии, полемики, диспута, дебатов), портфолио, кейс-задачи и многое другое.

Самостоятельная работа студентов (СРС) предусматривается ГОС ВПО и ФГОС ВПО и является обязательной составной частью учебного процесса. Самостоятельная работа студентов прописана в рабочих программах по каждой учебной дисциплине в соответствии с «Положением о планировании и организации самостоятельной работы обучающихся» [4]. Конкретные формы СРС различны в зависимости от цели, характера дисциплины, объема часов, определенных учебным планом. В наиболее общем виде они представлены подготовкой к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям; реферированием и аннотированием статей, разделов монографий;

изучением в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекционные и семинарские занятия; выполнением контрольных работ; написанием тематических докладов, рефератов, эссе на проблемные темы; выполнением исследовательских и творческих заданий; написанием курсовых и дипломных работ; подготовкой проектов; составлением библиографии по заданной теме и другое. Контроль за выполнением заданий по самостоятельной работе осуществляется преподавателями.

Преподавателями кафедр разрабатываются учебно-методические комплексы по дисциплине (УМКД) в соответствии с требованиями ГОС ВПО и учебно-методическая документация (УМД) - в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При изучении теоретического и практического материала к образовательному процессу привлекаются ведущие специалисты и руководители предприятий и фирм. При курсовом и дипломном проектировании используются комплексные темы выпускных квалификационных работ, применяется сквозное курсовое

проектирование с переходом в дипломные проекты и работы. Тематика выпускных квалификационных работ согласуется с предприятиями и организациями, где студенты проходят практику и которые могут стать местом будущей работы выпускников.

Управлением по контролю качества обучения университета совместно с комиссиями контроля качества факультетов (институтов) регулярно проводятся внутренние и внешние аудиты структурных учебных подразделений с целью совершенствования учебно-методической документации, фондов оценочных средств знаний и форм организации самостоятельной работы обучающихся и др.

В целом, организация учебного процесса в университете отличается четкостью и обеспечивается созданными в вузе системами планирования всех видов работы и контроля исполнения; содержание подготовки выпускников обеспечивает реализацию требований ГОС ВПО и ФГОС ВПО и других нормативных документов Министерства образования и науки РФ.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методич. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

2. Проектирование основных образовательных программ, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объекдинений и научно-методических советов высшей школы, 2009.

3. Сборник локальных нормативных актов Орловского государственного университета. Часть I. Орел: Издательство ОГУ, 2013.

4. Сборник локальных нормативных актов Орловского государственного университета. Часть II. Орел: Издательство ОГУ, 2013.

References

1. Baidenko V.I. Defining the structure of the competencies of a higher educational institution graduate as a necessary stage in projecting SES HPE of the hew generation. - Methodical manual. M.: The investigational center of the quality problem of specialists' training, 2009.

2. Projecting the basic educational programs realizing the Federal state educational standards of the higher professional education: Methodical recommendations for leaders of educational and methodical associations in higher educational institutions. M.: The investigational center of the quality problem of specialists' training, Coordination council of educational and methodical associations and scientific and methodical councils of higher educational institution, 2009.

3. Collection of local normative acts of Orel state university/ Part I. Orel: Publishing house of Orel state university, 2013.

4. Collection of local normative acts of Orel state university/ Part II. Orel: Publishing house of Orel state university, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.