УДК 94:378.4
Л.Д. Прохорова
Омский государственный технический университет, г. Омск
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ОМГТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Преподавание «Отечественной истории» в современной России сопряжено с рядом проблем. Первая из них - осознание необходимости и важности изучения истории Отечества в высшей школе независимо от профиля вуза. На государственном уровне эта проблема обозначилась на сломе эпох и пережила немало споров и обсуждений на всех уровнях - от кафедры истории каждого вуза страны до министерства образования и правительства России. Победа разума над модой новаций и перемен проявилась в признании за отечественной историей статуса федерального компонента в государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС) первого, второго и третьего поколений. Однако представляется необходимым обратить внимание на осознание самими студентами важности изучения истории России в процессе обучения в вузе. От этого во многом зависит их отношение к подготовке к занятиям и, как следствие, итоговый результат - экзамен или зачет, позволяющие определить качество образовательного процесса. Наиболее объективную картину удается установить в результате проведения небольшой ознакомительной анкеты на вводном практическом занятии в начале семестра. Среди прочих вопросов значится: «Каково Ваше отношение к преподаванию истории России в техническом вузе». Рассмотрим результаты опроса студентов ФТНГ (группы БП, ГП, ДП, АС, ВМ, ИЗ, ПБ), проведенного в январе 2012 г. В опросе приняли участие 143 студента. Лишь 4 человека (2,8 %) ответили на вопрос отрицательно, считая эти знания ненужными в работе инженера. 12 человек (8,4 %) затруднились с ответом. Все остальные (88,8 %) считают изучение истории в вузе необходимым. Подобное соотношение повторяется из семестра в семестр с погрешностью в 1-2 %. Интересна предлагаемая студентами мотивация: «Получить максимальную порцию информации, усвоить полный курс. Это является неотъемлемой частью в получении высшего образования» (Е. Токарев, БП-111); «Плох тот народ, кто не знает своей истории» (Д. Кирилихин, ПБ-111); «Это нужно потому, что это неотъемлемая часть жизни общества. Мы должны знать свою историю и уважать ее» (А. Трейда, ПБ-111); «Каждый человек должен знать историю своей Родины. Не в каждой школе историю преподавали интересно. Хочется услышать о ней на другом уровне» (Н. Яковлева, ПБ-111); «Народ, не знающий своей истории, превращается в навоз, на котором произрастают другие народы» (Р. Каримов, ВМ-111) и проч. Казалось бы, в подавляющем большинстве студенты сознают необходимость изучения дисциплины в стенах вуза, что внушает преподавателям оптимизм. Однако с началом практических занятий в ходе семестра, как правило, выявляется, что положительные ответы на вопрос - скорее проявление патриотизма и уважения к своей стране, неподкрепленные реальными знаниями родной истории. Кроме того, 12 % студентов прибыли из Казахстана, где историю России не изучали вообще. Отдельные ее проблемы, причем, в весьма спорном варианте, рассматривались ими лишь в курсе «Всеобщей истории». 38 % поступивших окончили сельские школы, где, как известно, не всегда укомплектован штат учителей-историков, имеющих специальную подготовку. Все это вместе взятое объясняет возникновение второй серьезной проблемы в преподавании истории в техническом вузе - крайне слабый уровень базовых знаний по истории России, приобретенных в соответствии со школьной программой.
В течение первых двух недель семестра на всех факультетах университета преподавателями нашей кафедры систематически проводится входной контроль по дисциплине «Оте-
204
чественная история» («История», «История России»). Его целью и является определение уровня подготовленности студентов, изучавших «Историю России» в школе с помощью тестов, включавших вопросы самого общего плана по курсу истории нашей страны в течение 30 минут вводного семинарского занятия. В результате анализа итогов проведенного опроса
более подготовленными стабильно оказываются студенты ФГО, в силу профиля своего обучения и участия в ЕГЭ по «Истории России» - одного из обязательных при поступлении в университет на гуманитарные специальности. Студенты технических факультетов демонстрируют крайне слабый уровень подготовки, затрудняясь с ответами на самые простые вопросы. Лишь 1,5 % из них сдавали в школе ЕГЭ по истории России. В общем числе участников опроса не более 40 % набирают положительный балл (не менее 20 % верных ответов).
Низкий уровень базовых знаний студентов требует больших усилий со стороны преподавателя, чтобы добиться реализации целей и задач ФГОС. И здесь мы сталкиваемся с третьей проблемой - малое количество часов, выделяемых в учебных планах на изучение дисциплины. До 2011 г. на изучение «Отечественной истории» отводилось 136-138 часов, из них 51 час аудиторных занятий (17 часов лекций, 34 -семинарских занятий или наоборот).
С введением в университете двухуровневой подготовки с сентября 2011 г. объем снизился до 108 часов: 32 в первом семестре (16 часов лекций и столько же семинаров) и 36 во втором (соответственно 18 и 18). Сокращение аудиторных занятий и увеличение часов на самостоятельную работу студентов, на наш взгляд, отрицательно влияет на качество процесса обучения. Практика показывает, что сами студенты за редким исключением не умеют и, что гораздо хуже, часто не хотят заниматься самостоятельно. Все более обычным становится использование ими ресурсов интернет в решении поставленных задач. При этом найденные материалы ими даже не анализируются, уводят от темы, не отражают самостоятельного творческого подхода к заданию. Не менее 70 % студентов обучаются вообще только при жестком контроле преподавателя.
Сокращение аудиторных занятий напрямую влияет на качество обучения. Во время итоговых аттестаций выявляется, что темы, рассмотренные на лекциях и в ходе обсуждения на практических занятиях, усвоены студентами на порядок-два лучше тех, что были определены в качестве СРС. Таким образом, роль преподавателя в процессе обучения остается важнейшей в решении задач ФГОС. Его профессионализм, мастерство, живое общение не может заменить использование электронных ресурсов и обучающих программ. Все это может быть прекрасным современным дополнением образовательного процесса, но не подменой его.
Помимо этого введение бакалавриата вообще исключает использование такого важного показателя результативности образовательного процесса в вузе, как качество обучения. На всех факультетах университета итоговая аттестация студентов по дисциплине «История» («Отечественная история», «История России») проходит в форме зачета. Исключение составили группы факультетов ЭНИ-2 (ЭЭб-210, ЭЭ-210) и ФТНГ (РНС-111, РКС-111), где в соответствии с учебным планом сохранился экзамен. Результаты такой аттестации не позволяют сохранить показатель качества приобретенных знаний, нивелируя всех студентов под общую итоговую запись - «зачет». Выявляются лишь абсолютные показатели - количественный фактор (успешно сдавшие зачет). По итогам прошлого учебного года 94 % студентов получили зачет по истории во время зачетной недели и сессии. Цифра, конечно, выглядит очень убедительно. Но ответить на вопрос, в какой степени студентам удалось освоить дисциплину при столь низких показателях входного контроля - не удается. Помимо этого, студенты во многом теряют стимул приобретения знаний и трудно говорить не только об улучшении качества обучения, но и о выполнении историей одной из главных ее функций -воспитательной.
205
Кафедра отечественной истории ОмГТУ при наличии всех выявленных в результате исследования проблем пытается всеми возможными способами разрешить, или хотя бы уменьшить их влияние на качество обучения студентов в нашем университете. За многие годы существования кафедры (напомним, что это одна из первых кафедр в истории вуза) накоплен богатый практический опыт не менее трех поколений преподавателей. При кафедре стабильно работает методическая комиссия, проблемы учебного процесса постоянно выносятся на обсуждение во время заседаний кафедры. Проводится тщательный анализ результатов промежуточного и итогового контроля, принимаются предупреждающие и корректирующие действия в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р. ИСО 9001-2008 и документов СМК по ОмГТУ. Совместными усилиями преподавателями кафед-
ры продумываются мероприятия по активизации учебного процесса, осуществляется обмен опытом посредством взаимопосещения занятий с последующим их обсуждением.
В результате слаженной работы всего преподавательского состава кафедры уровень абсолютной успеваемости студентов по итогам сессий по дисциплине «Отечественная история» (количественный показатель) постоянно растет. Если в 2010-2011 учебном году он составил 90% (при этом планировалось 75 %), то, как указывалось выше, в 2011-2012 был доведен до 94 %. Таким образом, результативность даже превысила ожидание. К сожалению, рост качества обучения (качественный показатель) по итогам сессий в минувшем учебном году в силу указанных обстоятельств не определяется, хотя все предыдущие годы по дисциплине «Отечественная история» он наблюдался стабильно. Так в 2010-2011 учебном году он превысил ожидание на 24 % (планировалось 40 %, в среднем по всем факультетам было достигнуто 64 %). Приведенные цифры показывают общий потенциал кафедры и высокий профессиональный уровень преподавательского состава.