6. Фахрутдинова, Р.А. Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза в процессе профессиональной подготовки (на примере курса «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков») [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.А. Фахрутдинова, Е.А. Конопацкая. - Казань: Астория и К, 2012. - 76 с.
References
Abdrafikova A.R., Pimenova T.S., Konopatskaya E.A. A tutorial: Glossary of terms for foreign language teaching methodology. Part I. Kazan: CLL PC 'Astor & Ya", 2014. P. 78. [in Russian].
Abdrafikova A.R., Pimenova T.S., Konopatskaya E.A. A tutorial: Glossary of terms for foreign language teaching methodology. (Tests). Part II. Kazan: Astor & Ya, 2014. P. 36. [in Russian].
Scrivener J. Learning Teaching: A guidebook for English language teachers. UK: Macmillan Publishers Limited, 2005.
Fakhrutdinova R.A., Konopatskaya E.A. Formation of general cultural competencies of future specialist on the basis of linguistic, methodological and pedagogical training. Obrazovanie i samorazvitie. 2012. P. 55-60. [in Russian].
Fahrutdinova R.A., Fahrutdinov R.R., Konopatskaya E.A. Formation of general cultural competencies of students in the educational space of the university. Life Sci J. 2014. P. 525-529.
Fakhrutdinova R.A., Konopatskaya E.A. Formation of general cultural competencies of students in a multicultural space of the university in the process of professional training (in example of discipline "Training and education in thefield offoreign languages"): a tutorial. Kazan: Astoriya & Co, 2012. P. 76. [in Russian].
Сведения об авторе:
Конопацкая Екатерина Александровна,
старший преподаватель, кафедра образовательных технологий и информационных систем в филологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
E-mail: [email protected]
Information about the author: Konopatskaya Ekaterina Aleksandrovna,
Senior Lecturer,
The Department
of Educational Technologies
and Information Systems
in Philology,
Kazan.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480:30
Д.Н. Корнеев, А.А. Лоскутов
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ
МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОСФЕРЫ
В данной статье рассматриваются проблемы формирования культуры инженерной деятельности в системе реализации промышленного кластера, специфика инженерной культуры и процессы ее освоения в сложной, динамически неравновесной социокультурной среде реализации промышленного кластера, в условиях нарастания неконтролируемых последствий развития техносферы.
Ключевые слова: инженерная культура, промышленный кластер, техносфера, организация высшего образования.
D. N. Korneev, A. A. Loskutov
THE FORMATION OF THE ENGINEERING CULTURE OF YOUTH IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF INDUSTRIAL CLUSTER IN TERMS OF INTENSIFICATION
OF MODERN TECHNO SPHERE
The problem of formation of culture of engineering activity in the system implementation of industrial cluster, the specifics of the engineering culture and processes of its development in a complex, dynamically non-equilibrium social and cultural environment the implementation of industrial cluster, in conditions of increasing uncontrolled consequences of the development of the technosphere is considered.
Key words: engineering culture, industrial cluster, technosphere, the organization of higher education.
Трансфер на инновационный путь экономического и социального развития для России является обязательным условием для ее выхода на лидирующие позиции в современном мире в условиях глобализации. Среди широкого многообразия методов, форм, способов, путей, благодаря которым достижимо значительное ускорение процесса становления инновационной экономики, особое место принадлежит кластерному подходу.
Зарубежными учеными установлено, а практикой развитых стран подтверждено, что кластерная концепция структуризации национального хозяйства, его региональных систем и производственных подсистем выступает инновационным источником повышения эффективности производства, роста его конкурентоспособности, наращивания благосостояния населения.
Кластерная концепция приобретает все большее признание в органах государственной власти. Уже существуют официальные документы, где рассматривается содержание и векторы реализации кластерной политики.
В этой связи предпринятое в настоящей работе исследование методов формирования промышленных кластеров посредством формирования инженерной культуры в образовательных организациях высшего образования является актуальным как в научном, так и практическом аспектах.
В качестве теоретической базы исследования использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых. Среди них, в первую очередь, необходимо отметить М. Портера, основоположника кластерной концепции. Вклад в разработку данной проблемы внесли также зарубежные ученые: А. ДеМан, П. Кругман, С. Розенфельд, М. Фельдман, Д. Якобе, Л. Янг и дру-гие[7].
В последние годы возрос интерес к кластерному подходу среди ученых России и стран ближнего зарубежья. Данной проблемой занимаются Е. Акопова, А. Асаул, М. Афанасьев, М. Война-ренко, Д. Корнеев, А. Куданов, Е. Лурье, А. Мигранян, Л. Мясникова, А. Олейник,
A. Праздничных, А. Расулев, В. Третьяк, Г. Хасаев, Т. Цихан и другие [3].
Различные ракурсы темы инженерной культуры получили освещение в педагогике и философии техники, социологии, психологии культурологии, эргономике, информатике.
Так, важную роль в исследовании авторов имели работы, анализирующие динамику формирования инженерной деятельности, взаимосвязи развития общества и техники (работы В.Г. Горохова, JI.P. Грэхема, В.М. Розина, В.П. Рыжова,
B.Г. Булатова, X. Ленка, К. Митчема, Е.А. Шаповалова, А. Хунинга, П.К Энгель-мейера), инженерного творчества (работы Г.С. Альтшуллера, А.Б Попова, AJI.
X к
я о
to IS о I I ГО I
° I
I 2 -¿ О _Q
с Q-o. 53 ^ Ф
s Ü t
sí!
m M X
M P
о S >s
_ Ф о
s >S ^
И О «
Ф I S ст m Ф
0 s Œ ^ fe Й
Ш
£-8-1 £ £
£ £ *
* ГО s •g—
1 * Ф
h
ф гг S
I к s «Sx
% 1 к
? ro s É m m
s о о
ф Я ^ s го 5
m
m о m О о ГО а.
S ф ф
-
о
У я
0 ¡S
ш о
I-
о
о <
<
со ф
ф X
о.
о ±
с!
Половшшина, А.Т. Шумилина, А.Ф. Эсау-лова), в области изучения особенностей поведения личности (работы Н.В. Ува-риной), в аспекте системы качества (работы Е.В. Яковлева) [4], в разработке практико-ориентированного обучения (работы Д.Н. Корнеева) [1], проектирование образовательных систем (работы Н.О. Яковлевой) [5].
Узкотехнические подходы к решению педагогических задач, обусловленные необходимостью все большей дифференциации и специализации профессиональной деятельности в современной ситуации общественного разделения труда, привели к лавинообразному накоплению деструктивных последствий инженерно-технической деятельности. Расхождение между таким накоплением и уменьшением степени контроля людей над этим процессом позволяет ставить вопрос о необходимости учета социокультурных факторов как в процессе освоения инженерной культуры молодежи в образовательных организациях высшего образования, так и в практическом использовании специальных знаний и владений.
Цель статьи - обоснование концептуальной модели формирования инженерной культуры молодежи в образовательных организациях высшего образования, механизмов ее трансляции в рамках реализации промышленного кластера.
Можно выделить три группы задач:
1. Анализ факторов смены культурной, в том числе научной, парадигмы, непосредственно связанных с интенсивным развитием техносферы в современном мире, глобализацией этого процесса, возрастанием его опасности и непредсказуемости его последствий.
2. Определение динамики инженерной культуры в историко-культурном контексте, выявление факторов, влияющих на ее составляющие:
• разработка концептуальных основ модели инженерной культуры;
• характеристики инженерной культуры и их измерения.
3. Обоснование места системы высшего современного образования в формировании инженерной культуры и осо-
бой роли в этом процессе социально-научного и гуманитарного знания.
Под промышленным кластером обычно понимается совокупность фирм (организаций), объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками, непосредственно не связанных между собой отношениями собственности, иными словами - это комплексы-структуры, в которых готовая продукция или отходы одного производства являются полуфабрикатом или сырьем для другого).
Для выделения кластера важны три характеристики:
• наличие географической локализации;
• общность производимой продукции (ресурсов, технологии);
• тесные взаимосвязи между фирмами внутри кластера.
Наиболее важной особенностью промышленного кластера является сочетание конкуренции и кооперации между участвующими фирмами. Тесные кооперационные связи между фирмами в кластере приводят к положительным си-нергетическим эффектам, поэтому успех одной фирмы в кластере не отделим от общего успеха кластера.
Промышленные кластеры могут образовываться различными путями, не существует какой-то универсальной модели их создания. Опыт показывает, что толчком для зарождения кластеров могут послужить такие факторы, как: удобное географическое расположение, богатство природных ресурсов, наличие научной базы, профессиональных кадров, развитой инфраструктуры, а также влияние деятельности успешной компании.
Четыре основных предпосылки для успешного развития кластера.
По М. Портеру, существует четыре основных предпосылки для успешного развития кластера - факторные условия [6].
1. Наличие в кластере людских и природных ресурсов, научно-информационного потенциала, капитала, инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы. Причем, на первом этапе формирования кластера
главную роль играют такие простые факторные условия, как наличие сырья, дешевая рабочая сила или благоприятная среда [8].
2. Господствующие в стране структура и стратегия фирм и отраслей, система их управления, и уровень внутриотраслевой конкуренции. Например, китайский кластер по производству телефонов более активно по сравнению с другими фирмами данной промышленности перенимает технологическую стратегию и пристально следит за исследованиями и разработками, тем самым привлекая высококлассный персонал для усиления технологических возможностей [1].
3-4. Также на образование кластера могут оказывать влияние две дополнительные переменные - политика правительства и воля случая, то есть незапланированные события. Такими событиями может быть, например, создание компании, породившей образование других новых компаний, которые и становятся ядром кластера, или же причиной создания кластера может быть длительная забастовка, которая вынуждает покупателей искать альтернативных производителей нужной им продукции [8].
Таким образом, можно сказать, что появление или зарождение кластеров -это в основном стадия, не контролируемая государством. Вместе с тем проведение программ по идентификации потенциальных кластеров на ранней стадии формирования и дальнейшая государственная поддержка их развития способны, как показывает практика, значительно ускорить процесс создания конкурентоспособных промышленных кластеров.
Два типа кластерной политики.
По А. Фезеру, выделяют два типа кластерной политики [3].
Первый тип - политика целевых кластерных стратегий. В этом случае цель правительства состоит в том, чтобы способствовать появлению и развитию конкретных кластеров. При таком подходе на первом этапе проводится идентификация и составление карт кластеров, определяется их характеристики и экономический профиль. Главной характеристикой целевых кластерных стратегий
является всесторонняя поддержка развития конкретного кластера с помощью тщательно спланированных мероприятий в области спроса и поставок посредством реализации инженерной культуры (см. рис. 1, с. 80).
Политика целевых кластерных стратегий активно проводится правительством стран Евросоюза. Европейская комиссия занимается непосредственно поддержкой развития кластеров во всей Европе.
Второй тип кластерной политики носит название «кластер-инженерно-культурных стратегий» [2].
Принципиальной задачей при использовании таких стратегий является оказание частичного содействия уже проводимым самими кластерами программам их развития. Этот вариант предполагает лишь частичное участие государственных и региональных правительств в развитии кластеров.
При таком подходе не проводится географическая идентификация кластеров, но могут быть использованы какие-то элементы кластерных технологий. Кластер-информированные стратегии используются для исследования определенных аспектов кластера, например, для исследования сети поставщиков, если она является слабым звеном кластера и препятствует его дальнейшему развитию. Такие страны как Франция, Германия, Италия и Испания склонны использовать именно такую политику кластерного развития.
Необходимо отметить, что создание промышленного кластера требует высокого уровня взаимодействия и партнерских отношений между фирмами, правительством, образовательными организациями и общественными учреждениями. Каждая из этих структур может являться важным инструментом в процессе создания кластера и способна эффективно исполнять свои функции и задачи только в составе хорошо отлаженного механизма.
Технические усовершенствования, которые накапливаются в рамках исторического времени, складываются в специализированную область культуры особого типа, доминантой которой явля-
X к
го о
СО I-
^ О I I ГО I
£ о .0 с О-О.
<¡3 ^ <и
§ 1 я
(Л СО X £■1 £ о Я'5
_ Ф о со
^ >2 ^
И О «
ф I 2
ст со ф
0 ^
^ Ё й
1 И
£ £ ^ * го ^
'I Ф
I % <и
ф ГГ 3
1 к ^ и^х
% 1 к
2 го ^
^ СО со
^ о О ОПЦ
5 Я «з
со о ш О о ГО
О.
^ ф ф
о
йц
У го
0 £
О Д.Н. Корнеев, А.А. Лоскутов
№
№
0
3 х
с *
.с
сл
1
о §
№ О П)
О «
О
3
го
№ £
о № О
а
№
ш
П)
о
П)
с -с №
О §
№ О
С го
о с
О
-А
СП §
Косвенное
государственное
стимулирование
Уровень конкуренции
Факторные условия
Параметры спроса
Кластер
Родственные и поддерживающие
связи
Образовательные организации
( Уровень сформированное™ инженерной культуры у современной молодежи )
Государственная
поддержка кластера
Устранение
барьеров
Содействие
экспорту за
пределы региона
Программы
обучения
и переподготовки
Развитие связей
с наукой
Развитие
инфраструктуры
Стандартизация
и стимулирование
инвестиций
Проведение
конференций
Антимонопольная
политика Налоговые льготы Страхование рисков и др.
Рис. 1. Схема кластерной политики
ется практический контроль людей над физическим (природным и искусственным) окружением. Структурирующим началом, позволяющим разные виды такого рода деятельности объединить в рамках одной профессиональной общности, а значит, и говорить об универсальных основах инженерной профессиональной культуры, является техника. В данном параграфе рассмотрено понятие техники в его становлении и сформировавшаяся к настоящему времени его многозначность.
К концу XX века накопился ряд факторов, которые, влияя на фундаментальные характеристики техногенной среды, выводят социокультурное измерение техники на приоритетные позиции и отражаются на динамике инженерной профессиональной культуры [8].
Техносфера, на наш взгляд, является частью социокультурного пространства, обуславливающей структурирование процессов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации членов общества. Техносфера - внутренне сложная структура, основные компоненты которой следующие: технические артефакты; технические знания; техническая (не только специально-инженерная, но и управленческая, хозяйственно-бытовая и т.п.) деятельность, специфичные нормы и оценочные критерии.
Для современного этапа развития техногенной среды, его социодинамики характерны процессы усложнения структуры и способов организации техносферы; выделение собственных закономерностей фиксирования и развития, не совпадающих с законами природы; углубление расхождений между формами динамики техносферы и других фрагментов социокультурного пространства. С развитием техносферы возникают проблемы, которые влияют на социальные требования к профессиональной инженерной культуре.
На основе определения фундаментальных характеристик и специфики современного этапа существования техногенного слоя современной культуры в работе сформулированы требования к инженерной деятельности:
• профессиональная мобильность, умение быстро переучиваться и приобретать новые знания, психическая и физическая устойчивость;
• высокоразвитые умения воспринимать и обрабатывать информацию, принимать на ее основе самостоятельные решения, что обусловлено такими новыми направлениями инженерной деятельности, как вычислительная техника, компьютерные технологии и т.п.;
• социальная компетентность специалистов. Сама по себе постановка задачи логической формализации и математического описания процессов требует от специалиста конкретизации своего представления об объекте, строгой организации информации, понимания структуры и между элементных взаимосвязей, то есть системность понимания. Но никакая техническая система не является абсолютно замкнутой, изолированной от общества, но составляет лишь часть более широкого социокультурного контекста.
Следовательно, идеальная модель инженерной деятельности в современной ситуации включает в себя не только факторы технико-технологической оптимизации (экономичности, эффективности, надежности, трудозатратности, эксплуатационных характеристик и т.п.) в их определенном сочетании, но и социокультурные факторы (уровень сформированное™ инженерной культуры) использования техники и технологии в обществе, определение их социокультурных смыслов.
Концептуальная модель формирования инженерной культуры включает в себя четко определенную совокупность как прямых, так и опосредованных взаимодействий социокультурных институтов. Это означает, что в понятие инженерной культуры входит не только профессионализм в области техники и технологии, который базируется на частных, специальных научно-технических дисциплинах, но и способность инкорпорировать в профессиональную деятельность знания из педагогической науки, истории техники, социально-научной и гуманитарной области, а также из недавно сформировавшихся междисципли-
X к
5
го о
СО I-
5 О
I I
ГО I
° I
£ о .0
с О-О.
<¡3 ^ ф
§ 1 я
(Л СО X £
_ ^ о со
5 >2 ^
И О «
ф I 2
ст со ф
0 5
^ Ё й
1 И £-8-1
£ £ ^
* го ^ 'I —
I % <и
ф ГГ 3
I К 5
Ф 5 X
% 1 К
9 ГО ^
^ со со
^ о О
а) " ц
5 Я "
со о ш
О о ГО О.
5 ф ф
-
О
У го
0 £
ш о
I-
£
о
о <
<
со
О) О)
X
^
0 ъи
1
нарных сфер, таких как системотехника и техническая прогностика. Поэтому специалист-профессионал должен рассматривать свою деятельность не только в контексте непосредственно решаемых им задач, но и опосредовано - через связанные с ней области профессиональной культуры.
Мы аргументируем несостоятельность универсализации естественнонаучной гносеологии и ее эвристики, что особенно наглядно проявляется в исследовании различия социокультурных последствий различных видов человеческой деятельности. Проблема, на наш взгляд, заключается в адекватном применении познавательных парадигм к многозначной и динамичной социокультурной реальности.
На основе сравнительного анализа нами сделан следующий вывод: в прогнозах о перспективах развития механизмов освоения инженерной культуры следует опираться на принцип дополнительности естественнонаучной, социально-научной методологической традиции и гуманитарных способов познания, так как он позволяет охватывать больший объем познавательного пространства, дает многомерность видения профессиональных задач, что и составляет специфику современных критериев оценки инженерной культуры.
Таким образом, сравнение основных характеристик естественнонаучного, социально-научного и гуманитарного знания свидетельствует о том, что между ними происходят диффузионные процессы. Для естественнонаучных и технических наук это означает необходимость интроецировать элементы социально-научных и гуманитарных принципов познания и языков. Развитие информационных технологий обусловливает все более интенсивное проникновение вненаучных элементов культуры в инженерную деятельность. Смена парадигм в науке, следовательно, сейчас характеризуется не только важностью формализации социально-научного знания, но и необходимостью социокультурной интерпретации оснований, процедур и последствий естественно-научных и технических разработок.
Структура, динамика, механизмы освоения инженерной культуры были исследованы в следующих аспектах:
• системно-компонентный аспект, в рамках которого выявлялись элементы или компоненты системы освоения инженерной профессиональной культуры, их функциональное значение;
• системно-структурный аспект, т.е. рассмотрение межэлементных взаимосвязей, отношений между элементами, из которых складывается система профессиональной инженерной культуры, а также между нею и более широким социокультурным пространством, элементом которого она, в свою очередь, является;
• системно-интегративный аспект, т.е. исследование тех качественных характеристик инженерной профессиональной культуры, которые служат увеличению степени контроля над техническими системами в структурах современного общества;
• системно-функциональный аспект -взаимодействие сферы инженерной деятельности с другими подсистемами (наука, образование и т.п.) в процессе функционирования;
• системно-коммуникативный аспект, предполагающий исследование каналов и процессов коммуникации в освоении инженерной культуры посредством овладения специальными языками обмена информационными сигналами между системой инженерной деятельности и окружающей ее средой.
Полученные нами выводы позволяют говорить о наличии причинно-следственных связей между господствующим в обществе типом инженерной деятельности, с одной стороны, и характером культуры, способов познания и профессионального мировоззрения, сформированных в системе инженерного образования, - с другой.
Нами сделаны следующие выводы:
1. Новое видение проблемы, связанной с преодолением несоответствия инженерной подготовки социальной необходимости обусловлено сменой культурной парадигмы.
2. Ключевым в современной культуре становится понятие социально-
культурной включенности выпускника: именно ею определяется качество инженерной профессиональной культуры.
3. Профессиональная инженерная компетентность, предполагающая понимание социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности, формируется в контексте современной инженерной культуры.
4. Университетское техническое образование является важнейшим институ-
циональным механизмом освоения профессиональной культуры.
5. Перспективным направлением дальнейшей разработки проблем инженерной культуры представляется активное использование актуальных направлений междисциплинарного знания, способствующего пониманию механизмов динамики техносферы, а соответственно, и возможности находить способы минимизации деструктивных последствий инженерно-технической деятельности.
Библиографический список
1. Корнеев, Д.Н. Практико-ориентированная подготовка студентов будущих менеджеров к профессиональной деятельности [Текст]: монография / Д.Н. Корнеев. - Челябинск, 2013. - 200 с.
2. Розенфельд, С. Инженерная культура: прикладной курс научного творчества [Текст] / С. Ро-зенфельд. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. - 212 с.
3. Уварина, Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4(2б3). -С. 34-37.
4. Яковлев, Е.В. Организация педагогической практики при модульном построении основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева, М.В. Потапова // Современные проблемы науки и образования. - 2014.- № б. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-15896
roo
5. Яковлева, Н.О. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на <5 основе использования современных технологий сетевого взаимодействия [Текст] / В.В. Садырин, 2 £
Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева, М.В. Потапова и др. Челябинск, 2013. - 2S0 с. ° 3
— ^
6. Krugman, P.R., Obstfeld M. International Economics: Theory and Policy. - 19SS: Prentice Hall, s _ 2015. - 712 p. £§4
1 ф c ф
7. Man, A. Au pays du Taylorisme. — Bruxelles: Verlag "Le Peuple", 2012 г. [Электронныйресурс]. - го
о з"0 ° го i
X к
Режимдоступа: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm/.
8. Porter, M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy // Harvard Business Review, May/ June 2015, pp 43-59.
References
1. Korneev, D.N. Practice-oriented training of students, future managers to professional activity. Chelyabinsk, 2013. [in Russian]
2. Rosenfeld, S. Engineering culture: an applied course of scientific creativity. Kirov: Izd-vo MKSIT, 2014. [in Russian]
3. Uvarina, N. V. The core pedagogical concepts: patterns, principles of actualization of creative potential of students in the educational process. Bulletin of the South Ural state University. Series: Education.. Pedagogical science. 2012. No. 4 (263). P. 34-37. [in Russian]
4. Yakovlev, E. V. Organization of pedagogical practice in the modular construction of the basic professional educational programs. E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva, M. V. Potapova. Sovremennye problem nauki i obrazovania. 2014. No. 6 [in Russian]
5. Yakovleva, N.O. Professional socialization of graduates of pedagogical universities on the basis of use of modern, technologies of network. Chelyabinsk, 2013. [in Russian]
6. Krugman, P. R., Obstfeld M. International Economics: Theory and Policy. 1988. Prentice Hall, 2015.
n li гт
m CO X £
о Я >s
_ Ф о
s >S ^
И О «
Ф I S ст m ф
0 s Œ ^ fe Й
Ш
£-8-1 £ £
с 2 s
* ГО s ?—
1 * Ф
h
ф гг S
I к s
l)Sx
% 1 к
9 го s
É m m
s о о «Sí s го 5
гоао rn m о m о 0 го
Œ L- О.
S ф ф
-
7. Man, A. Au pays du Taylorisme. Bruxelles: Verlag «Le Peuple», 2012 [electronic resource]. http:// www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm/.
8. Porter, M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy. Harvard Business Review, May/June 2015, pp 43-59.
Сведения об авторах: Iformation about the author:
Корнеев Дмитрий николаевич, Korneev Dmitry Nikolaevich
кандидат педагогических наук, Candidate of Pedagogics,
доцент, кафедра экономики, Associate Professor, Department
управления и права, of Economics, Management
Профессионально-педагогический and Law,
институт, Vocational training Institute,
Челябинский государственный Chelyabinsk State Pedagogical
педагогический университет University,
г. Челябинск Chelyabinsk, Russia.
&mail: [email protected] E-mail: [email protected]
лоскутов Алексей Анатольевич, Loskutov Alexey Anatolievich
кандидат педагогических наук, Candidate of Pedagogics,
заместитель начальника 23 кафедры Deputy Head of 23d
боевого применения Automated
автоматизированных систем управления, Systems Combat
ФКГО УВПО Военный учебно-научный центр Use Department
военно-воздушных сил«Военно-воздушная ака- for the Air Force Military
демия им. профессора Н.Е. Жуковского Training Scientific Center
и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны of the Air Force Academy
Российской Федерации (Chelyabinsk branch)
(филиал, г. Челябинск). Chelyabinsk, Russia.
E-maU: [email protected] E-mail: [email protected]
m о
I-
£
о
о <
<
m
a) а)
X
-
0 ъи
1
ci