12. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. - СПб. : Стройиздат. С-Петербургское отделение, 1993. - 000 с.
13. Симкин С. Экодом из прессованной соломы как альтернатива национальному проекту «Доступное жилье» [Электронный ресурс]/ С. Симкин. - Режим доступа http://www.strawhouse.ru/tehnology/articles/simkin/2009/08/12/simkin1_67.html - Загл. с экрана.
14. Табунщиков Ю. А. Бродач М. М. Шилкин Н. В. Энергоффективные здания. -М. : Авок-пресс, 2003. - 200 с.
15. Широков Е. Энергоэффективные дома [Электронный ресурс]/ Е. Широков. - Режим доступа: http://www.strawhouse.ru/tehnology/articles/Shirokov/- Загл. с экрана.
УДК 711.434
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
(на примере г. Днепропетровск)
А. Г. Пестрикова., к. т. н., доц.
Ключевые слова: архитектурно-пространственная композиция, историко-культурный, природно-ландшафтный потенциал, визуальные связи, доминанты, исторический центр, силуэт.
Актуальность. В последнее десятилетие центральная часть крупнейших городов Украины стала зоной повышенной градостроительной активности. Быстрыми темпами возводятся торговые комплексы, гостиницы, банки, деловые центры, а также многоэтажные жилые здания. В то же время, в процессе своего развития центр как наиболее освоенная и престижная часть городской территории в значительной мере уже существует на пределе своих возможностей. Изменяется общая структура центра, расширяется его ядро. Все ощутимее становится натиск нового на его историческую основу (рис.1).
К сожалению, не всегда достаточно внимания уделяется архитектурному и градостроительному наследию в центральной части крупнейших городов. В некоторых городах происходит постепенный процесс перерождения и утраты исторической среды, исчезают архитектурные памятники, на их месте появляются современные высотные здания, в результате чего нарушаются исторически сложившиеся визуальные связи и доминанты. Все это свидетельствует о необходимости привлечения более пристального внимания архитекторов, общественности, исполнительных и законодательных органов к проблеме сохранения исторического наследия в городах Украины.
В этой связи также особенное значение приобретают вопросы формирования архитектурно-пространственной композиции центральной части крупнейших городов. Объемно-пространственная композиция является одним из основных аспектов архитектурно-планировочной организации городской среды. Ее композиционное формирование происходит под влиянием системы факторов, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность которых проявляется в структуре города. В статье предполагается выявить и проанализировать основные факторы, оказывающие влияние на архитектурно-пространственную композицию центральной части Днепропетровска.
Рис.1. Перспективные виды Днепропетровска
Постановка проблемы: Для получения наиболее полной и детальной картины архитектурно-пространственной композиции города и его вертикальной организации проведены исследования в нескольких направлениях:
• анализ ландшафта центра города;
• система исторической ориентации и анализ исторических панорам и видов города, закономерности их построения;
• анализ вертикальной организации застройки исторического центра города (визуальные связи, система доминант);
• анализ архитектурной напряжённости силуэта исследуемого участка исторического центра города.
Уровни исследования вертикальной организации города рассматривались совместно с организацией ансамбля всего исторического центра (с его ведущими городскими доминантами, рельефом, главной экспозиционной осью и др.), с организацией ансамбля исторического ядра города, а также с организацией и взаимосвязью локальных участков и ансамблей, перекрёстков, его микродоминант, вертикалей и акцентов.
Для всестороннего и качественного рассмотрения вертикальной организации особое значение приобретает зонирование территории по ландшафтным признакам. Прежде всего это важно при определении иерархии основных городских доминант.
Одной из важнейших задач градостроительства является формирование эстетически выразительного, индивидуального архитектурно-художественного облика города. Среди основных средств достижения этой цели особое место занимает обеспечение органичной взаимосвязи композиции города с природной средой, рельефом местности. Каждый тип рельефной ситуации определяет возникновение специфических планировочных задач, которые должны решаться при градостроительном освоении территории.
Человек осуществляет улучшение своего окружения путем гармоничного объединения своей деятельности с природно-ландшафтными характеристиками. Он может достигнуть этого объединения за счет слияния технических форм с естественными, тактичного использования рельефа, солнечного света, воды, растений и воздуха на проектируемых объектах, за счет обдуманного размещения своих сооружений среди природного ландшафта. Лучшие планировочные структуры городов мира являются наглядными примерами грамотного сочетания природно-ландшафтного потенциала и человеческой деятельности
История градостроительства дает нам вдохновляющие примеры гармоничного решения архитектурно-пространственной композиции городов, максимально учитывающих существующий ландшафт. Мы можем найти города, где наблюдается очевидная гармония между всеми элементами природы — поверхностью земли, строением рельефа, растительностью, водными поверхностями. О таких городах можно сказать, что они обладают естественно возникшим гармоническим ландшафтным характером. Чем полнее и чем более явно это единство, тем выразительнее архитектурно-пространственная композиция города.
Ландшафтный характер любого участка может быть развит или усилен путем исключения отрицательных элементов и акцентирования его положительных качеств. Обдумывая развитие любого участка земной поверхности, мы должны понимать, что этот находится во взаимосвязи с окружающим его ландшафтом. Любой осуществленный на этой плоскости проект повлияет не только на определенный участок, но и на все происходящее за ним. Каждое новое добавление или изменение, хотя бы минимальное, придает земле новые определенные физические свойства и видимые качества. Таким образом проектировщик вовлечен в непрерывный процесс созидания, изменения или сохранения характера ландшафта.
Природный ландшафт находится в гармонии покоя и равновесия. Он имеет свой связующий гармоничный порядок, в котором все формы отражают особенности рельефа, климата, естественного развития сил природы. Перед тем как ввести в ландшафт контрастирующие элементы, нам необходимо полностью осознать сущность тех качеств, которые мы хотим подчеркнуть. Визуальная доминанта должны быть задумана так, чтобы акцентировать выразительные качества ландшафта. Важным принципом применения контраста является то, что один из двух контрастирующих элементов должен отчетливо доминировать над другим. Один является предметом, другой — фоном.
Для того чтобы сохранить или создать для какого-либо района выразительный характер участка или ландшафта, нам следует развивать его так, чтобы все его элементы работали гармонично, создавая единство композиции участка.
Большинство выдающихся планировок прошлых веков с поразительной ясностью выражают приспособление сооружения к важнейшим элементам природного ландшафта таким образом, что лучшие качества элемента и введенной в ландшафт функции взаимно дополняют и усиливают друг друга.
Природные элементы ландшафта архитектор может как усилить, так и нивелировать за счёт принятия необдуманных решений Развитие любого элемента естественного ландшафта или его характерной черты возможно в четырех основных направлениях: сохранение, усилениие, деформация, разрушение
Изменение естественной формы первоначально ландшафтного характера холма может произойти полностью за счет видоизменения его формы путём неграмотного строительства высотных зданий. Холм или другая возвышенность могут быть разрушены или перенесены появлением высотных акцентов, деформирующих склон и даже разрушающих его силуэт. Также он может быть прорезан глубокой выемкой автострады или скрыт искусственным сооружением.
При проектировании и строительстве новых объектов в городах со сложным рельефом архитектор обязан максимально учитывать природно-ландшафтный потенциал. Силуэты городов становятся богаче благодаря тем запоминающимся местам, где человек построил сооружения в полном соответствии с формами и силами природы.
Основными задачами архитектурно-пространственного анализа рельефа являются:
- выявление структуры и иерархии визуально воспринимаемых пространств;
- определение условий восприятия из города внешней природной среды;
- нахождение зон, где городская застройка будет восприниматься на фоне рельефа, и оценка этого фона;
- определение специфики внешнего и внутреннего восприятия застройки города, расположенной на различных формах рельефа.
Для решения этих задач должны изучаться такие черты рельефа как линии ограничения видимости, естественные доминанты и оси, ритмика форм и силуэта, цвет поверхностей, ориентация по сторонам света и др.
От богатства и разнообразия ландшафта в значительной степени зависит образная характеристика города, его живописность и индивидуальность. Зонирование территории по ландшафтным признакам необходимо учитывать при проектировании и строительстве новых (особенно высотных объектов ) в центральной части города.
Ландшафтное своеобразие исторического центра г. Днепропетровск в первую очередь определяется тремя городскими холмами и обрамляемой склонами низинной частью, примыкающей к акватории р. Днепр (рис. 2).
Рис. 2 Ландшафт города Территория исторического ядра разделена трассировкой проспекта им. К. Маркса на два участка: 1 - низинный («предполье») и 2 - участок пологого склона второго городского холма. Господствующей (доминирующей) точкой рельефа является перекрёсток ул. Чкалова и Исполкомовской.
Присутствие Днепра как главной экспозиционной оси городской архитектурно-ландшафтной композиции (Большого Днепровского Ансамбля - БДА) указывается по направлению к нему улиц Ленина, Серова, Московской, Миронова, Коцюбинского, Литейной и др. Все эти улицы имеют прямое раскрытие на акваторию реки Днепр, особенно с точек повышения рельефа и мест его перелома. Со стороны реки архитектурно-ландшафтная композиция воспринимается террасной, с некоторыми нарушениями принципов построения композиции городского силуэта. Наилучшее прочтение пространственных визуальных связей происходит с бровок центрального городского холма, частично со старого городского холма.
При детальном анализе рельеф дифференцируется на зоны «инертного» и «контрастного» ландшафта. В зону «инертного» - то есть слабовыраженного, спокойного рельефа - попадает вся «предпольная» часть ядра, а также участок, расположенный в центре ландшафтной матрицы (ул. Красная площадь, Красная, Короленко) и горизонтальный участок ул. Комсомольской (между ул. Исполкомовской и Ленина).
Зона «контрастного» рельефа - в местах низкого перепада высот, в местах бровок, водоразделов, балок, подполье холма. Такими являются зоны, расположенные по ул. Исполкомовской, у бровки Красноповстанческой балки, и зоны, примыкающие к ул. Баррикадной, подножие первого городского холма.
К сожалению, вновь строящиеся и проектируемые высотные объекты в центральной части не всегда учитывают особенности рельефа Днепропетровска, в результате чего нивелируются основные ландшафтные характеристики и исчезает неповторимое своеобразие панорамы ансамбля правобережной части города, что отражает смоделированная развертка перспективного развития центральной части на ближайшие годы.
Рис.3.1. Развертка 1913 г. мин Л ■ щ
л^т^к-ш&МЫ, ^ ¿¿и!
Рис.3.2. Развертка перспективная
Хотелось бы отметить, что исторические вертикальные доминанты (которыми являлись культовые сооружения), всегда размещались, максимально учитывая ландшафт города .
В рассмотрении системы исторической ориентации автором взят за основу тот образ города, который сложился к 1913 году, принимая его композицию ансамбля как более или менее сложившуюся и как итог долговременного развития всего города. Как видно из развертки, в конце Х1Х века центральная часть Екатеринослава, так же как и весь город, имела довольно чёткий принцип ландшафтного построения. Вновь проектируемые высотные объекты не всегда учитывают особенности рельефа города,что приводит к нивелированию ландшафта (рис. 3).
В результате ознакомления с архивными источниками и соотношения их с современной ситуацией проведен анализ системы исторической ориентации с подразделением вертикальных доминант на несколько категорий. Дифференцированы также зоны их композиционного влияния. Определены зоны нарушения связанности исторических ориентиров, зоны действия существующей бессистемной ориентации; часть слоя застройки, не соответствующей рельефу в высотном отношении; нарушенные визуальные связи исторических высотных объектов; визуальные связи современных высотных объектов (внепланировочные связи), утраченные исторические высотные ориентиры.
При более углублённом пространственно-структурном изучении вопроса определены точки фиксации особо важных узлов - рельефа и планировочной структуры.
Выводы. В результате проведенного анализа сформулированы рекомендации по формированию архитектурно-пространственной композиции центральной части и Большого Днепровского Ансамбля г. Днепропетровска, которые следует учитывать при проектировании новых объектов в исторически сложившейся центральной части города и создании обязательной концептуальной основы развития архитектурно-пространственной композиции.
При разработке проектной документации необходимо учитывать истоpико-культурный, природно-ландшафтный, композиционный потенциала города, а также действующий историко-аpхитектуpный опорный план.
УДК 65.012.224: 72.03 (477.63)
ДОКУМЕНТАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КАФЕДРЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПГАСА (ДИСИ)
С. И. Подолинный, ст. препод., Е. А. Мирошниченко, бакалавр
Ключевые слова: архитектурная школа, архитектурный факультет, кафедра архитектурного проектирования, даты, документы, люди.
Постановка проблемы. Достижения в архитектурно-строительной деятельности Днепропетровска во многом обусловлены успешной работой региональной архитектурной школы. Её развитие непосредственно связано с коллективом кафедры архитектурного проектирования. Многие известные украинские архитекторы - выпускники нашего факультета - связывают свою успешную профессиональную деятельность именно с плодотворной работой профессорско-преподавательского состава кафедры. Есть потребность более наглядно представить педагогическую деятельность ее коллектива. Во многих вузах уже были проведены исследовательские работы по истории формирования ведущих подразделений архитектурных факультетов. В частности, в НУ«Львiвська полтехшка», КНУСА и ХГТУСА.
Новые поколения студентов архитектурного факультета не всегда ясно представляют особенности сложившейся в Днепропетровске архитектурной школы, плохо знают историю факультета и, в частности, одного из ведущих его подразделений - кафедры архитектурного проектирования. В литературных источниках даются различные даты основания кафедры, нет ясного представления и о первых преподавателях, которые начинали деятельность по подготовке архитекторов. Также было бы интересно проследить творческую судьбу первых выпускников.
Источники. Фрагменты информации по истории кафедры и ротации её состава изложены в отдельных статьях и нескольких книгах [1; 3 - 8]. Относительно целостная, но не подтвержденная документами картина создания и развития кафедры представлена в книге «Днепропетровск. Архитекторы» [2]. Получение более точных данных по этой проблеме потребовало обращения к источникам из архивов канцелярии и музея академии.
Цель статьи. Представить в хронологической последовательности все основные особенности первоначального периода деятельности кафедры архитектурного проектирования. Временные рамки охватывают конец 1960-х - начало 1970-х годов.
Рис.1. Рудаков Константин Семенович, зав. кафедры архитектуры
Рис. 2. Винник Валентин Георгиевич, первый декан факультета
Основная часть. Началось с малого: в 1966 году приказом № 175 от 23 апреля 1966 года в связи с открытием архитектурной специальности было решено передать преподавание предмета «рисунок» на кафедру архитектуры. Зав. кафедры архитектуры доц. К. С. Рудаков