12S
120
m
24
15.25123 2.
2R
П-ЙЯ
Рис. 6. Нейропрогноз размеров (1-й параметр) и толщины (2-й параметр) фундаментной плиты для уменьшения максимального момента в стойках каркаса
Этот пример может служить иллюстрацией использования нейропрогнозирования для поиска параметров фундаментной плиты, повышающих ее демпфирующий и волногасящий эффект (см. рис. 7).
такую жесткость плиты, которая позволит максимально использовать эти свойства.
Кроме того, руководствуясь тем, что демпфирующие свойства СФП зависят от длины волны динами-
Рис. 7. Форма волны в грунте под СФП до оптимизации параметров плиты (а) и после (б)
Выводы. Результаты численных исследований свидетельствуют о том, что жесткость сплошной фундаментной плиты (СФП) в замкнутой системе «здание-фундамент-грунт» влияет на ее демпфирующие и виброзащитные свойства. Соответственно, решая обратную задачу динамики методом пошагового нейросетевого прогнозирования, можно подобрать
ческого воздействия, зная частоту и амплитуду внешнего вибрационного воздействия, можно при помощи той же нейросетевой технологии подобрать такие геометрические параметры фундаментной плиты, которая обеспечит максимальный демпфирующий эффект.
Библиографический список
1. Нейроуправляемые конструкции и системы: учеб. пособие для вузов / Абовский Н.П. [и др.]; под ред. А.И. Галушкина. М.: Радиотехника, 2003. 368с.
2. Abovskiy N.P., Maximova O.M. Neuro-Prognosis Based on Step Model with Teaching for Natural Tests Results of Building Structures // Optical Memory & Neural Networks (Information Optics). 2007. Vol. 16, № 1. P. 40-46, электронный журнал
SPRINGER.
3. Максимова О.М. Создание и применение нейросетевой технологии для прогнозирования в строительных конструкциях и строительной механике // Фундаментальные и прикладные проблемы науки: сб. науч. тр. I Международного симпозиума. М.: РАН, 2010. Том 2. С. 3-24.
УДК 711.4
ВЛИЯНИЕ ГРАДОФОРМИРУЮЩИХ СВОЙСТВ РЕЛЬЕФА НА СИСТЕМУ ВЫСОТНЫХ ДОМИНАНТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ Г. ИРКУТСКА
© А.У. Ри1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается проблема формирования панорамы города в современных условиях повышения этажности застройки. Анализируется влияние таких природных факторов, как рельеф и река, на систему высотных доминант исторической части города. Предлагается использование генерализованной структурной схемы иерархии пространств ландшафта как одного из инструментов в управлении развитием облика города. Ил. 12. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: панорама города; вертикальные акценты; облик города; культурный ландшафт.
TOWN FORMING RELIEF PROPERTIES EFFECT ON HIGH ALTITUDE DOMINANT SYSTEM OF IRKUTSK HISTORICAL PART A.U. Ri
Irkutsk State Technical University,
1Ри Алексей Уныевич, старший преподаватель кафедры рисунка, живописи и скульптуры, тел.: 89025783450, e-mail: [email protected]
Ri Aleksei, Senior Lecturer of the Department of Drawing, Painting and Sculpture, tel.: 89025783450, e-mail: [email protected]
83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article deals with the problem of city panorama formation under the modern conditions of increasing the number of storeys in buildings. It analyzes the impact of relief and river as natural factors on the system of high altitude dominants of the historic part of the city. A generalized structural scheme of the landscape space hierarchy as a tool to control city image development is proposed to use. 12 figures. 4 sources.
Key words: city panorama; vertical accents; city image; cultural landscape.
В настоящее время, когда ведется интенсивное массовое жилищное строительство и реконструкция городов (особенно, если это исторические центры), в период возросших инженерно-технических возможностей проблема регулирования этажности зданий приобретает особую актуальность. В Иркутске можно наблюдать тенденцию роста зданий средней этажности застройки, которая ведет к изменениям в панораме города (рис. 1-4). Встает вопрос о том, как обеспечить регенерацию городской ткани, состоящей в воз-
можности её обновления без уничтожения прежде созданного и дальнейшее развитие там, где есть значительное количество памятников архитектуры, определяющих собой особый облик города. Введение новых высотных акцентов требует органического сочетания с историческими ансамблями и отдельными памятниками прошлого. Только учитывая все предыдущие приемы пространственной композиции, можно сохранять и развивать целостный облик города.
Рис. 1. Панорама левого берега р. Ангары
Рис. 2. Панорама набережной с Ангарского моста
Рис. 3. Панорама набережной
Рис. 4. Панорама Знаменского предместья (современный вид)
По мнению Ю.Н. Евреинова, панорама города будет выразительной только тогда, когда она находится в гармонии с окружающей его природой, ибо массы здания должны вписываться в ландшафт, адаптироваться к нему, улучшая его визуально, добавляя ему динамичности, выразительности, экспрессии или нейтральности, в зависимости от градостроительной ситуации [1].
историко-культурного экономическим подхо-
Эстетическая ценность ландшафта несопоставима с дом современного использования территории исторического центра, в результате которого реконструкция приводит к утрате историко-архитектурного и духовного наследия, обезличиванию эстетического облика города.
Рис. 5. Застройка исторической части
Рис. 6. Современные вертикали в исторической части
68 ВЕСТНИК ИрГТУ №3 (74) 2013 ~
Культурный ландшафт Иркутска, являясь одним из аспектов городской среды, начиная с XVII века и до настоящего времени, прошёл несколько периодов эволюции, характерных сложением своеобразных пространственно-планировочных, архитектурно-художественных систем в градостроительстве, отразив главные особенности в развитии основных принципов градостроительной сибирской культуры. Её пространственное строение является результатом эволюционного процесса роста города с наращиванием плотности застройки исторической части города с одной стороны - в условиях закономерной смены архитектурных стилей, с другой - под воздействием неравномерности проявления градостроительной активности. В результате городская застройка сложилась в разнящиеся между собой по характеру пространственно-планировочной организации и композиционно-стилевому решению. Сегодня культурный ландшафт города являются результатом напластования застройки разных строительных периодов (рис. 5, 8).
А.Г. Большаков считает, что для достижения баланса интересов в отношении застройки в центре города будущая градостроительная политика должна опираться на закономерные взаимосвязи ценностей и морфотипов. Автором дана оценка застройки центра города Иркутска с точки зрения регенерации высокого качества его пространственных структур и предложен принцип формирования градостроительного регламента на основе баланса ценностей и их пространственного распределения по территории исторического центра города [2].
H.Н. Баранов [3] считает, что из природных факторов определённое влияние на силуэт застройки оказывают рельеф местности и водные поверхности -моря, озера, реки, каналы и водохранилища. Нередко при сильном рельефе его возвышенные участки используются для размещения наиболее выразительных и масштабных сооружений города - будь то замки, соборы, дворцы или отдельные монументы. В таких случаях они воспринимаются доминирующими ансамблями, ибо этому впечатлению помогает сам рельеф.
Все вышеуказанные природные факторы (реки, речки, овраги, рельеф) повлияли на эволюцию культурного ландшафта Иркутска, пространственно-планировочную композицию сибирского города, обеспечив устойчивость планировочной структуры, отразившись в морфотипах застройки.
Факторами, определяющими свободно-живописный характер планировочной структуры, были:
- преобладание речной транспортной связи (см. рис. 2-4);
- рельеф (рис. 8, 9, 11, 12);
- индивидуальные пожелания застройщиков.
Элементы исторической городской ткани Иркутска
делились на две группы:
I. Рядовая частная застройка для жилых и торговых целей, является массовой и фоном (рис. 11, 12).
2. Отдельные крупные здания, как храмы, памятники, общественные дома, которые можно рассматривать как акценты города (рис. 8-10).
Первая группа составляли спокойный фон для
храмов, памятников, общественных и крупных частных зданий. Вторая группа зданий играла особая роль в организации общегородского пространства. Она должна была превосходить размерами здания первой группы и выделяться из окружающей их массы, господствовать и составлять целостность картины той или иной части города. Такое отношение отдельных элементов друг к другу и к целому составляло правило художественно-эстетической группировки городских зданий на первых этапах развития города.
Взаимодействие развитой моноструктуры, состоявшей из ограниченного числа уникальных общественных сооружений, и спонтанно складывающейся полиструктуры жилой застройки, обеспечивало целостность старого Иркутска. Развитой моноструктурой в Иркутске были культовые сооружения. Церковные здания, значительные по объему, живописные по композиции, размещенные среди массы одноэтажных домов, создавали запоминающуюся панораму города. Не редко при сильном рельефе его возвышенные участки используются для размещения наиболее выразительных сооружений города. В таких случаях они воспринимались доминантами. Анализ размещения высотных доминант в виде культовых сооружений по отношению рельефу и реке показал (рис. 7), что в г. Иркутске можно выделить 3 группы доминат:
1. Группа высотных доминант, ориентированных на реку и расположенных вдоль рек Ангара, Ушаковка: Харлампиевская церковь, Католический костел с Спасской церковью, Богоявленский собор, Знаменский женский монастырь, Казанская церковь, Преображенская церковь (рис. 3, 4, 10).
2. Группа высотных доминант, фиксирующих бровку террасы - Крестовоздвиженская церковь, Иерусалимская церковь (рис. 8, 9).
3. Группа высотных доминант, расположенных в центральной части поймы р. Ангара. Утраченные культовые сооружения (Казанский собор, Тихвинская церковь, Благовещенская церковь).
История мирового градостроительства показывает, что силуэт строят с расчетом создания определенного контраста между вертикальными сооружениями и рядовой застройкой. Исторические параметры позволяют найти закономерность в соотношении высотных акцентов и уровня рядовой застройки.
В конце XIX в. архитектор Мертенс, основываясь на положении, что контраст может быть создан только посредством возведения вертикалей, хорошо заметных на преобладающем горизонтальном фоне ландшафта или застройки города, установил зависимость выразительности городского силуэта от соотношения высот вертикалей и средней высоты застройки. Он определил оптимальное соотношение таких вертикалей (церквей) к общему уровню рядовой застройки, как 1:2, 1:3, 1:4 (за единицу принята высота городской застройки, окружающей высотный акцент).
В Иркутске соотношение высоты Харлампиевской церкви к жилой застройке составляло:
И : И = 5м : 48,040 м = 1: 9,608 (рис. 10).
Определенная пропорциональная зависимость между вертикальными доминантами и рядовой за-
стройкой тесно связана с вопросом регулирования этажности. Можно назвать ограниченное число городов мира, сохранивших свой первоначальный облик благодаря соблюдению правил регулирования этажности при их дальнейшем развитии. К числу таких городов можно отнести г. Санкт-Петербург, высотная
композиция центра которого могла быть осуществлена только при условии выполнения обязательного требования (1766 г.) «Комиссии о каменном строении», касающегося строительства на набережной Невы домов высотой до 10 саженей (21, 3).
Рис. 7. Объёмно-пространственная структура ландшафта и планировка исторической части г. Иркутска (XIX в.) с системой высотных доминант
а)
б)
Рис. 8. Вертикальные акценты исторической части г. Иркутска, расположенные на бровке террасы: а - Крестовоздвиженская церковь; б - Иерусалимская церковь
Рис. 9. Панорамный вид города в районе Иерусалимской церкви
Рис. 10. Вертикальные акценты исторической части г. Иркутска, расположенные вдоль береговой линии реки Ангары: а - Харлампиевская церковь; б - Троицкая церковь; в - Католический костел и Спасская церковь; г - Богоявленский собор
Рис. 11. Склон Иерусалимской горы
Рис. 12. Улица Грязнова, проходящая по тальвигу
Генерализованная структурная схема иерархии пространств может стать одним из инструментов в управлении развитием высотных акцентов города [4]. Она показала, что территория правобережной части города расположена на четырех уровнях, и склон берега, обращенный к р. Ангара, более крутой, чем склон, обращенный к р. Ушаковка. Он имеет более изрезанный характер и определенный ритм. На
основе этой схемы можно создать прогнозируемую систему высотных доминант в четыре уровня. Эта система вертикалей фиксировала бы своеобразную объемно-пространственную структуру ландшафта, как группа вертикалей в виде культовых сооружений фиксировала рельефную ситуацию исторической части города на первых этапах развития.
Библиографический список
1. Евреинов Ю.Н. Вопросы формообразования в современной архитектуре. К., 1983. 215 с.
2. Большаков А.Г. Оценка морфотипов застройки как отражения интересов и ценностей городского сообщества и их баланс как принцип градостроительной регенерации истори-
ческого центра // Вестник ИрГТУ. 2012. № 9. С. 89-97.
3. Баранов Н.Н. Силуэт города. Л.: Стройиздат, 1980. 184 с.
4. Ри А.У. Формирование архитектурно-пространственного своеобразия городов на основе градоформирующих свойств рельефа // Вестник ИрГТУ. 2012. № 11. С. 118-123.