КАРДИОЛОГИЯ
О.А. Марсальская 1, В.С. Никифоров 2
1 — НУЗ «Дорожная клиническая поликлиника ОАО «РЖД», Санкт-Петербург, Россия
2 — ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
ФАКТОРЫ РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
O.A. Marsalskaya 1, V.S. Nikiforov 2
1Railway Clinical Outpatient Department of «Russian Railways», Saint-Petersburg, Russia 2North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia
CARDIOVASCULAR RISK FACTORS AND ANXIETY IN RAILWAY WORKERS WITH ARTERIAL HYPERTENSION
Цель исследования: оценить традиционные факторы сердечно-сосудистого риска и уровень тревожности у работников железнодорожного транспорта (ЖДТ) с артериальной гипертензией (АГ).
Материалы и методы. В исследование были включены работники ЖДТ (работники локомотивных бригад): мужчины 20-59 лет. Первая группа (n=50, средний возраст 49±7 лет) — работники ЖДТ с АГ 1 и 2 степени. Вторая группа — это работники ЖДТ с наличием факторов риска, не имеющие АГ (n=45, средний возраст 44±9 лет), учитывались пациенты, имеющие хотя бы один фактор сердечно-сосудистого риска. Контрольная группа — 20 практически здоровых добровольцев в возрасте 38±8 лет. Определяли уровень АД (показатели офисного АД) согласно рекомендациям Всероссийского научного общества кардиологов по диагностике и лечению АГ от 2013 г. Изучались антропометрические показатели, определяли показатели общего холестерина, глюкозы плазмы крови натощак, учитывались анамнестические данные: отягощенная наследственность, статус курения. Для оценки уровня тревожности использовалась шкала личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина (градация тревожности в бальной системе: менее 30 — низкая тревожность, 31-45 — умеренная тревожность, более 45 — высокая тревожность).
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы StatSoft STATISTICA 7, уровень значимости был принят при p<0,05. Оценка корреляционных связей между парами количественных признаков осуществлялась с использованием непараметрического коэффициента Спирмана.
Результаты. Среди традиционных факторов сердечно-сосудистого риска в обеих группах чаще встречались такие факторы, как: отягощенная наследственность (44%), курение (40%), ожирение (38%); в группе работников ЖДТ без АГ, но с факторами риска — отягощенная наследственность (53%), курение (44%), ожирение (29%). В первой группе и во второй группах ситуативная и личностная тревожность значимо ^<0,05) были выше по сравнению с контрольной группой. У лиц с АГ ситуативная тревожность — 37,4±2,1, личностная тревожность — 30±3,1; у лиц с факторами сердечно-сосудистого риска без АГ ситуативная тревожность — 34±3, личностная тревожность 31,2±1,2; в группе контроля: 24±2,5; 23±2 соответственно. У работников ЖДТ с АГ была выявлена взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями офисного систолического АД: положительная корреляционная связь между уровнем ситуативной (г=0,71) и личностной (г=0,64) тревожности ^<0,05).
Заключение. Среди работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией и без артериальной гипертензии, но с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний преобладают такие традиционные факторы сердечно-сосудистого риска, как отягощенная наследственность, ожирение, курение, также повышен уровень ситуативной и личностной тревожности в сравнении с контрольной группой. Выявлено, что чем выше показатели офисного артериального давления среди работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией, тем выше уровень ситуативной и личностной тревожности.
Архивъ внутренней медицины • Специальный выпуск • 2016
35