В России более половины субъектов Федерации относится к числу приграничных регионов. За счет эффективного использования местных ресурсов, привлечения инвесторов по обе стороны границы и развития предпринимательства возможно более полное и качественное насыщение потребительского рынка, пополнение бюджетов различных уровней, увеличение числа рабочих мест, и, в конечном итоге, повышение уровня жизни в регионе. Однако социально-экономическое развитие приграничных регионов возможно только при формировании особых условий ведения предпринимательской деятельности.
Коренева К.В.
аспирантка Хабаровской государственной академии экономики и права
очень «тонкое» дело
факторы развития предпринимательства
на приграничных территориях
Предпринимательство успешно развивается при наличии определенных условий и факторов, обеспечивающих формирование определенной бизнес-среды. Последнюю следует понимать как интегриро-
наиболее эффективно использует ресурсы приграничных регионов Дальнего Востока
России китайская сторона
ванную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателю добиваться успеха в осуществлении проектов с получением максимальной прибыли [4]. В связи с этим, сотрудничество на приграничных территориях должно предоставлять коммерческим структурам определенные экономические выгоды относительно ведения бизнеса и инвестирования средств в отдаленные от границы районы. Это может быть достигнуто за счет предоставления особого налогового либо таможенного режимов на приграничной территории, значительной экономии на транспортных расходах,
^российское предпринимательство, 2007, № 10 (1)
импорта дешевой рабочей силы в связи с возможностью упрощенного порядка въезда-выезда и др.
Рассмотрим потенциал и перспективы развития предпринимательства на примере приграничных территорий России и Китая. Так, наличие богатых запасов природных ресурсов изначально должно ставить Дальневосточный регион в преимущественное положение. Однако настоящая же действительность такова, что наиболее эффективно использует ресурсы приграничных регионов Дальнего Востока России китайская сторона. Ярким примером является тот факт, что 35% экспорта Приморского края и 24% экспорта Хабаровского края приходится на круглый лес и необработанные лесоматериалы. А это значит, что большая часть добавленной стоимости при переработке леса формируется и остается на китайской стороне.
Модель промышленно-экс-портной дуги, предлагаемая П.А. Минакиром, предполагает решить эту проблему путем сосредоточения переработки сырьевых грузов, идущих на экспорт (лес, нефть, уголь, руды черных и цветных металлов) в системах промышленных зон, расположенных в непосредственной близости от российско-китайской границы. Возможность импорта дешевой рабочей силы, а значит снижения издержек на производство продукции и повышения ее конкурентоспособности на
внешнем и внутреннем рынках, способствует размещению экономической деятельности в приграничных регионах. Так, географическая близость северо-восточных провинций Китая и относительная дешевизна китайской рабочей силы привели к тому, что на Дальнем Востоке России граждане КНР на сегодняшний день составляют основную долю иностранных трудящихся: в Приморском крае - 67,4%, в Амурской области - 56,7%, в Хабаровском крае - 45,5%. Трудовые ресурсы Китая привлекаются главным образом в строительство (более 50%) и сельское хозяйство (31%) - отрасли с низкой заработной платой, в которых остро ощущается кадровый дефицит. Основная проблема состоит в том, что на одного легально оформленного китайского рабочего приходится порой до десяти нелегально трудящихся, что выгодно для бизнес-струк-
выгоды интеграции приграничных
регионов могут привести к снижению значимости внутреннего рынка и повышению доли экспорта региональная экономик
тур (как правило, «нелегалы» получают меньше). Приграничные регионы, как правило, удалены от центральных районов страны. Но если в закрытой экономике они выполняют барьерную функцию границы и, как следствие, являются слаборазвитыми в экономическом плане, то в открытой экономике - наоборот, они приобретают существенные выгоды от своего положения.
Согласно модели «Новой экономической географии» П. Кругмана уменьшение международных транспортных издержек, так же как и либерализация движения рабочей силы через границу, влияет на распределение экономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне. Выгоды интеграции приграничных регионов могут привести к снижению значимости внутреннего рынка и повышению доли экспорта.
повышению привлекательности приграничных зон для потенциальных инвесторов может содействовать объем предоставленных
налоговых и таможенных льгот
Это подтверждается тем, что до распада Советского Союза на внутренний рынок страны поступало до 90% производимой на Дальнем Востоке продукции, тогда как сейчас происходит переориентация на внутрирегиональные связи, а также резкий рост экспорта. При этом на страны Азии, непосредственно граничащие с дальневосточными регионами, приходится 77% внешнеторгового оборота [1; 80].
Повышению привлекательности приграничных зон для потенциальных инвесторов может содействовать объем предоставленных налоговых и таможенных льгот. В России в настоящее время предпринимательская деятельность на приграничных территориях осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, без специальных льгот. Таможенным правом РФ также не приводятся какие-либо исключения из порядка применения таможенного тарифа в рамках приграничной торговли. Предоставление особого благоприятного режима возможно только в случае заключения международного договора. Так, в соответствии с законом «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Читинской области» российскому и иностранному инвестору, участвующему в проекте организации ПТЭК «Забайкальск-Маньчжурия», на период, равный сроку окупаемости проекта, но не более чем на 5 лет, будут предоставлены следующие льготы:
российское предпринимательство, 2007, № 10 (1)
ои
- по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции, произведенной на вновь созданных мощностях, налоговая ставка устанавливается в размере 13,5% (вместо 17,5%);
- по налогу на имущество, созданное или приобретенное для реализации инвестиционного проекта областного значения, сумма платежа снижается на 50%;
- по земельному налогу, арендной плате за земли, находящиеся в государственной собственности Читинской области, используемые для реализации проекта областного значения, суммы платежей снижаются на 50% [3].
Предоставление каких-либо таможенных и налоговых льгот предусмотрено только в особых экономических зонах, в которые со временем должны быть трансформированы в проекты приграничных торгово-экономических комплексов на российско-китайской границе.
Формированию благоприятной предпринимательской среды на приграничных территориях в немалой степени должно содействовать наличие развитой инфраструктуры бизнеса (транспорт, связь, финансовое и кредитное обеспечение, центры логистики и пр.) и наличие институтов, обеспечивающих развитие сотрудничества на уровне правительств, региональных и местных органов власти, деловых кругов. К примеру, в результате развития сотрудничества в финансово-кредитной сфере и реализации «Соглашения о межбанковских расчетах в торговле в
формированию благоприятной предпринимательской среды на приграничных территориях в немалой степени должно содействовать наличие развитой инфраструктуры бизнеса
приграничных районах»1 у предприятий-участников внешнеэкономической деятельности появилась возможность расчетов по внешнеторговым контрактам в национальных валютах и возможности снижения издержек за счет отсутствия курсовых рисков. В результате приведенного анализа видно, что на территориях Дальнего Востока России ресурс приграничного экономического сотрудничества задействован не полностью. В немалой степени это связано с исторически сложившимся невысоким уровнем развития этих регионов, неразвитостью приграничной инфраструктуры, нерешенностью таможенных и миграцион-
1 Подписано в августе 2002 г Центральным банком России и Народным банком Китая, вступило в силу с января 2005 г
региональная экономика
ныхвопросов и др. Повышению привлекательности Дальнего Востока для российских и китайских предпринимателей будет способствовать реализация проектов приграничных торгово-экономических комплексов с дальнейшей их трансформацией в российско-китайские зоны свободной торговли.
Литература
1. Минакир П.А. Россия в СевероВосточной Азии: вызовы и возможности. // Дальневосточный международный экономический конгресс. В 8 т. / под ред. В.И. Ишаева. Т.6. Развитие приграничного сотрудничества на Востоке России: материалы круглого стола. Хабаровск, 28 сентября 2005 г. - Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2006. - 176 с.
2. Левенец И.А. Организация приграничного торгового комплекса «Забайкальск» в составе российско-китайского торго-
вого комплекса «Забайкальск» (РФ) - «Маньчжурия» (КНР). // Материалы первого заседания Подкомиссии АРАССВА по приграничному сотрудничеству. Хабаровск, 7 июня 2005 г.
3. Нешитой А.С. Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности. // Финансовый менеджмент. 2002. №4. с.4.
4.Романов С. Развитие приграничного сотрудничества российских регионов. (Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nasledie.ru/oboz/ 1\109-00/9_09.НТМ. - Загл. с экрана. 5.Черная И.П. Дальневосточная модель приграничного сотрудничества: источник роста или тупик развития? // ЭКО. - 2006. №5. с. 68-82.
K.V. Koreneva,
Postgraduate student, GOU VPO Khabarovsk State Academy of Economics and Law
Private enterprise development factors in near-border areas
Near-border cooperation in many countries is an economic growth driver for neighbouring nations. Inflow of capital and business venture promotion in near-border areas is arranged by setting up a favourable business environment. The paper reviews domestic experience in granting preferences to business entities and business opportunities in border areas.
^российское предпринимательство, 2007, № 10 (1)