Научная статья на тему 'Факторы развития предпринимательства на приграничных территориях'

Факторы развития предпринимательства на приграничных территориях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
205
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коренева К. В.

В России более половины субъектов Федерации относится к числу приграничных регионов. За счет эффективного использования местных ресурсов, привлечения инвесторов по обе стороны границы и развития предпринимательства возможно более полное и качественное насыщение потребительского рынка, пополнение бюджетов различных уровней, увеличение числа рабочих мест, и, в конечном итоге, повышение уровня жизни в регионе. Однако социально-экономическое развитие приграничных регионов возможно только при формировании особых условий ведения предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private enterprise development factors in near-border

Near-border cooperation in many countries is an economic growth driver for neighbouring nations. Inflow of capital and business venture promotion in near-border areas is arranged by setting up a favourable business environment. The paper reviews domestic experience in granting preferences to business entitles and business opportunities in border areas.

Текст научной работы на тему «Факторы развития предпринимательства на приграничных территориях»

В России более половины субъектов Федерации относится к числу приграничных регионов. За счет эффективного использования местных ресурсов, привлечения инвесторов по обе стороны границы и развития предпринимательства возможно более полное и качественное насыщение потребительского рынка, пополнение бюджетов различных уровней, увеличение числа рабочих мест, и, в конечном итоге, повышение уровня жизни в регионе. Однако социально-экономическое развитие приграничных регионов возможно только при формировании особых условий ведения предпринимательской деятельности.

Коренева К.В.

аспирантка Хабаровской государственной академии экономики и права

очень «тонкое» дело

факторы развития предпринимательства

на приграничных территориях

Предпринимательство успешно развивается при наличии определенных условий и факторов, обеспечивающих формирование определенной бизнес-среды. Последнюю следует понимать как интегриро-

наиболее эффективно использует ресурсы приграничных регионов Дальнего Востока

России китайская сторона

ванную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателю добиваться успеха в осуществлении проектов с получением максимальной прибыли [4]. В связи с этим, сотрудничество на приграничных территориях должно предоставлять коммерческим структурам определенные экономические выгоды относительно ведения бизнеса и инвестирования средств в отдаленные от границы районы. Это может быть достигнуто за счет предоставления особого налогового либо таможенного режимов на приграничной территории, значительной экономии на транспортных расходах,

^российское предпринимательство, 2007, № 10 (1)

импорта дешевой рабочей силы в связи с возможностью упрощенного порядка въезда-выезда и др.

Рассмотрим потенциал и перспективы развития предпринимательства на примере приграничных территорий России и Китая. Так, наличие богатых запасов природных ресурсов изначально должно ставить Дальневосточный регион в преимущественное положение. Однако настоящая же действительность такова, что наиболее эффективно использует ресурсы приграничных регионов Дальнего Востока России китайская сторона. Ярким примером является тот факт, что 35% экспорта Приморского края и 24% экспорта Хабаровского края приходится на круглый лес и необработанные лесоматериалы. А это значит, что большая часть добавленной стоимости при переработке леса формируется и остается на китайской стороне.

Модель промышленно-экс-портной дуги, предлагаемая П.А. Минакиром, предполагает решить эту проблему путем сосредоточения переработки сырьевых грузов, идущих на экспорт (лес, нефть, уголь, руды черных и цветных металлов) в системах промышленных зон, расположенных в непосредственной близости от российско-китайской границы. Возможность импорта дешевой рабочей силы, а значит снижения издержек на производство продукции и повышения ее конкурентоспособности на

внешнем и внутреннем рынках, способствует размещению экономической деятельности в приграничных регионах. Так, географическая близость северо-восточных провинций Китая и относительная дешевизна китайской рабочей силы привели к тому, что на Дальнем Востоке России граждане КНР на сегодняшний день составляют основную долю иностранных трудящихся: в Приморском крае - 67,4%, в Амурской области - 56,7%, в Хабаровском крае - 45,5%. Трудовые ресурсы Китая привлекаются главным образом в строительство (более 50%) и сельское хозяйство (31%) - отрасли с низкой заработной платой, в которых остро ощущается кадровый дефицит. Основная проблема состоит в том, что на одного легально оформленного китайского рабочего приходится порой до десяти нелегально трудящихся, что выгодно для бизнес-струк-

выгоды интеграции приграничных

регионов могут привести к снижению значимости внутреннего рынка и повышению доли экспорта региональная экономик

тур (как правило, «нелегалы» получают меньше). Приграничные регионы, как правило, удалены от центральных районов страны. Но если в закрытой экономике они выполняют барьерную функцию границы и, как следствие, являются слаборазвитыми в экономическом плане, то в открытой экономике - наоборот, они приобретают существенные выгоды от своего положения.

Согласно модели «Новой экономической географии» П. Кругмана уменьшение международных транспортных издержек, так же как и либерализация движения рабочей силы через границу, влияет на распределение экономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне. Выгоды интеграции приграничных регионов могут привести к снижению значимости внутреннего рынка и повышению доли экспорта.

повышению привлекательности приграничных зон для потенциальных инвесторов может содействовать объем предоставленных

налоговых и таможенных льгот

Это подтверждается тем, что до распада Советского Союза на внутренний рынок страны поступало до 90% производимой на Дальнем Востоке продукции, тогда как сейчас происходит переориентация на внутрирегиональные связи, а также резкий рост экспорта. При этом на страны Азии, непосредственно граничащие с дальневосточными регионами, приходится 77% внешнеторгового оборота [1; 80].

Повышению привлекательности приграничных зон для потенциальных инвесторов может содействовать объем предоставленных налоговых и таможенных льгот. В России в настоящее время предпринимательская деятельность на приграничных территориях осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, без специальных льгот. Таможенным правом РФ также не приводятся какие-либо исключения из порядка применения таможенного тарифа в рамках приграничной торговли. Предоставление особого благоприятного режима возможно только в случае заключения международного договора. Так, в соответствии с законом «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Читинской области» российскому и иностранному инвестору, участвующему в проекте организации ПТЭК «Забайкальск-Маньчжурия», на период, равный сроку окупаемости проекта, но не более чем на 5 лет, будут предоставлены следующие льготы:

российское предпринимательство, 2007, № 10 (1)

ои

- по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции, произведенной на вновь созданных мощностях, налоговая ставка устанавливается в размере 13,5% (вместо 17,5%);

- по налогу на имущество, созданное или приобретенное для реализации инвестиционного проекта областного значения, сумма платежа снижается на 50%;

- по земельному налогу, арендной плате за земли, находящиеся в государственной собственности Читинской области, используемые для реализации проекта областного значения, суммы платежей снижаются на 50% [3].

Предоставление каких-либо таможенных и налоговых льгот предусмотрено только в особых экономических зонах, в которые со временем должны быть трансформированы в проекты приграничных торгово-экономических комплексов на российско-китайской границе.

Формированию благоприятной предпринимательской среды на приграничных территориях в немалой степени должно содействовать наличие развитой инфраструктуры бизнеса (транспорт, связь, финансовое и кредитное обеспечение, центры логистики и пр.) и наличие институтов, обеспечивающих развитие сотрудничества на уровне правительств, региональных и местных органов власти, деловых кругов. К примеру, в результате развития сотрудничества в финансово-кредитной сфере и реализации «Соглашения о межбанковских расчетах в торговле в

формированию благоприятной предпринимательской среды на приграничных территориях в немалой степени должно содействовать наличие развитой инфраструктуры бизнеса

приграничных районах»1 у предприятий-участников внешнеэкономической деятельности появилась возможность расчетов по внешнеторговым контрактам в национальных валютах и возможности снижения издержек за счет отсутствия курсовых рисков. В результате приведенного анализа видно, что на территориях Дальнего Востока России ресурс приграничного экономического сотрудничества задействован не полностью. В немалой степени это связано с исторически сложившимся невысоким уровнем развития этих регионов, неразвитостью приграничной инфраструктуры, нерешенностью таможенных и миграцион-

1 Подписано в августе 2002 г Центральным банком России и Народным банком Китая, вступило в силу с января 2005 г

региональная экономика

ныхвопросов и др. Повышению привлекательности Дальнего Востока для российских и китайских предпринимателей будет способствовать реализация проектов приграничных торгово-экономических комплексов с дальнейшей их трансформацией в российско-китайские зоны свободной торговли.

Литература

1. Минакир П.А. Россия в СевероВосточной Азии: вызовы и возможности. // Дальневосточный международный экономический конгресс. В 8 т. / под ред. В.И. Ишаева. Т.6. Развитие приграничного сотрудничества на Востоке России: материалы круглого стола. Хабаровск, 28 сентября 2005 г. - Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2006. - 176 с.

2. Левенец И.А. Организация приграничного торгового комплекса «Забайкальск» в составе российско-китайского торго-

вого комплекса «Забайкальск» (РФ) - «Маньчжурия» (КНР). // Материалы первого заседания Подкомиссии АРАССВА по приграничному сотрудничеству. Хабаровск, 7 июня 2005 г.

3. Нешитой А.С. Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности. // Финансовый менеджмент. 2002. №4. с.4.

4.Романов С. Развитие приграничного сотрудничества российских регионов. (Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nasledie.ru/oboz/ 1\109-00/9_09.НТМ. - Загл. с экрана. 5.Черная И.П. Дальневосточная модель приграничного сотрудничества: источник роста или тупик развития? // ЭКО. - 2006. №5. с. 68-82.

K.V. Koreneva,

Postgraduate student, GOU VPO Khabarovsk State Academy of Economics and Law

Private enterprise development factors in near-border areas

Near-border cooperation in many countries is an economic growth driver for neighbouring nations. Inflow of capital and business venture promotion in near-border areas is arranged by setting up a favourable business environment. The paper reviews domestic experience in granting preferences to business entities and business opportunities in border areas.

^российское предпринимательство, 2007, № 10 (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.