ЭКОНОМИКА
Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая)
Г.М. Костюнина, В.И. Баронов
В статье проведен анализ сущности и видов трансграничных свободных экономических зон. Акцент сделан на практике зонирования приграничных регионов Китая и на зонах приграничного экономического сотрудничества, функционирующих на российско-китайской границе - Хэйхэ, Суйфэньхэ, Маньчжурия и Хуньчунь. Рассмотрены основные тенденции развития приграничной торговли, проблемы и перспективы зон приграничного экономического сотрудничества в Китае, а также сложности со строительством подобных зон со стороны российских сопредельных территорий.
Трансграничные свободные экономические зоны (cross-border free economic zones) представляют собой территорию, включающую приграничные районы двух и более стран, призванную стимулировать экономическое развитие на основе:
— преференциальной политики;
— финансового субсидирования со стороны государства и частнопредпринимательского сектора;
— предоставления адекватной инфраструктуры в целях реализации долгосрочных макроэкономических и микроэкономических целей
Главная цель таких зон состоит в содействии использованию природных, людских, производственных, технологических и финансовых ресурсов, развитию трансграничного экономического сотрудничества, укреплению связей между приграничными регионами, повышению уровня экономического развития, экономической взаимозависимости и взаимодополняемости между приграничными регионами сопредельных государств.
Разновидности трансграничных зон в мировой практике:
1. Трансграничная зона экономического сотрудничества (cross-border economic cooperation
zone). Широко известна практика стран Европейского союза, где подобные зоны получили название еврорегионов. Они представляют собой трансграничные структуры со специальной правовой формой, разными задачами и ресурсами и действуют на основе межгосударственных соглашений о сотрудничестве администраций сопредельных территорий. Такие структуры подпадают под региональное правовое регулирование, не имеют политических полномочий, их деятельность ограничена компетенциями местных и региональных структур власти. Примером может быть Еврорегион «Мейсе-Рейн», включающий приграничные районы трех стран: Германии, Нидерландов и Бельгии по рекам Маас и Рейн. В состав еврорегиона входят такие приграничные районы, как Хеерлен - Аахен - Лиге - Генг. Зона функционирует с 1976г. и стала первой официальной трансграничной СЭЗ в мире. Она обладает развитой экономикой с передовыми технологиями, высоким образовательным уровнем рабочей силы, получив заслуженное название «Европы в миниатюре».
2. Трансграничный треугольник экономического роста (cross-border economic growth triangle), практика которого первоначально получила широкое распространение в странах Восточной Азии. Позднее в ряде стран этот термин
Костюнина Галина Михайловна - д.э.н., профессор кафедры МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД России.
E-mail: kostunina@mgimo.ru
Баронов Владимир Иванович - заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, к.ю.н., заведующий кафедрой международного права Московского городского университета управления. E-mail: baronov@migmo.ru
трансформировался в понятие «трансграничной зоны экономического роста». Например, Зона экономического роста в районе бассейна реки Туманган1 на Дальнем Востоке России под названием «Туманганская Расширенная Инициатива» в составе приграничных районов 5 государств (РФ, КНР, Республики Корея, КНДР и Монголии), Зона экономического роста в бассейне реки Меконг, «Южная зона роста» между Сингапуром, Малайзией и Индонезией.
3. Зоны приграничной торговли, включающие участки территорий по обе стороны границы сопредельных государств, призванные стимулировать взаимные приграничные торговые связи, а также осуществлять производство товаров, составляющих основу взаимного товарооборота. Они широко распространены в зарубежной практике. Так, в Китае такая зона приграничной торговли сформирована на китайско-бирманской границе в провинции Жуйли. Она отличается огороженным пространством, особым режимом управления, безвизовым режимом пропуска бирманских граждан, которые могут пребывать на китайской территории в течение 72 часов. На ее территории ведется торговля, обработка продукции, ее хранение, а также развивается туризм.
Трансграничные СЭЗ получили распространение в разных регионах мира. Помимо широкой практики в Европе и Восточной Азии, можно назвать и другие примеры. Так, в Западном полушарии функционируют 6 подобных свободных экономических зон, в том числе Тихоокеанский северо-западный экономический регион, созданный в 1991 г. в составе приграничных территорий США (Вашингтон, Орегон, Айдахо, Монтана и Аляска) и Канады (Британская Колумбия, Альберта и Юкон). Он считается одним из наиболее динамичных экономических регионов подобного рода в мировой практике.
Есть трансграничные зоны и в Африке, где они получили название треугольников роста в соответствии с методологией Программы развития ООН, когда был создан первый треугольник роста - 7ММ в составе Замбии, Малави и Мозамбика в 2001г. на территории в 300 тыс. кв.км и с населением более 8 млн.человек. Треугольник призван содействовать росту торговли и частных инвестиций в страны-участницы на основе модели частно-государственного партнерства, когда частный сектор выступает в качестве основного инвестора, а государство проводит либерализацию торгового и иммиграционного законодательства и режимов.
Помимо классических трансграничных СЭЗ, разновидности которых были рассмотрены выше, к данной группе зон относятся и зоны приграничного экономического сотрудничества. Главное отличие таких зон связано с их местоположением: они охватывают территорию одного государства, призваны содействовать:
— развитию приграничного экономического
сотрудничества с регионами сопредельных
государств;
— повышению уровня экономического развития региона размещения;
— росту благосостояния населения региона,
в том числе за счет создания дополнительных рабочих мест.
Одновременно и администрация соседнего региона сопредельного государства может стимулировать взаимные приграничные связи на основе формирования подобной свободной экономической зоны или совместной свободной экономической зоны, охватывающей территории сопредельных государств, или формирования совместных торгово-промышленных комплексов на сопредельных территориях.
Подобные зоны получили широкое применение в китайской политике сотрудничества с приграничными регионами.
Китайская практика трансграничных СЭЗ. Китайская политика зонирования выделяет несколько видов свободных экономических зон: зоны экономического и технологического развития, зоны высоких технологий и промышленного развития, экспортно-производственные зоны, беспошлинные зоны и зоны приграничного экономического развития. По сути, зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС) являются разновидностью зон экономического развития (как зон экономического и технологического развития, так и зон высоких технологий и промышленного развития, более или менее удачно сочетая их характерные черты и особенности). ЗПЭС имеют меньший размер территории, более скромные макроэкономические показатели своей деятельности и играют менее заметную роль в китайской экономике по сравнению с другими видами СЭЗ страны. Но их значение в налаживании взаимовыгодных экономических связей с приграничными районами сопредельных стран, в повышении уровня экономического развития приграничных регионов весьма существенно.
Зоны приграничного экономического сотрудничества стали создаваться в Китае с 1992 года. Законодательство страны выделяет еще два вида свободных экономических зон в приграничной торговле и экономическом сотрудничестве. Это - приграничные торговые зоны (о которых было сказано выше) и торговые зоны с пересечением границы. Торговые зоны с пересечением границы создаются по решению местной администрации в приграничном регионе на небольшом участке земли в районе пересечения границы. На их территории действует таможенный контроль, операции по купле-продаже товаров освобождаются от налогообложения, если стоимостной объем приобретенного товара не превышает 3 000 юаней в день в расчете на одного человека2. Эти зоны выполняют такие функции, как содействие торговле, выставочно-маркетинговой деятельности и туризму. Всего в КНР создано более 90 торговых зон с пересечением границы, в том числе зона внутренней торговли и туризма Маньчжурия на китайско-российской границе в районе Забайкальска.
Зоны приграничного экономического сотрудничества активно развиваются в Китае и призваны содействовать:
— экономическому развитию приграничных регионов двух стран;
— диверсификации направлений взаимного сотрудничества, прежде всего, приграничной и межрегиональной торговли;
— созданию промышленных производств в приграничных городах и провинциях.
Их договорно-правовую базу составляет законодательство КНР, положения о создании зон, а также межгосударственные соглашения. Основные нормативные акты, принятые Госсоветом КНР, - «Уведомление Госсовета КНР по вопросам приграничной торговли» №2 от 3 января 1996г.; «Положение о торговле с пересечением границы для жителей приграничных регионов» №42-1996 г.; «Дополнительные положения о дальнейшем развитии приграничной торговли» №844-1998 г.
В отношениях с Россией подписаны Межправительственные соглашения (1986г.) о развитии приграничной торговли между Хэйхэ и Благовещенском, между Суйфэньхэ и Пограничным, между Маньчжурией и Забайкальском, между Хунчунем и Зарубино. В целом, 5 из 13 российских регионов Дальнего Востока и Сибири имеют общую границу с Китаем, протяженность которой составляет 4,3 тыс.км.
На территории зон приграничного экономического сотрудничества применяется тот же пакет стимулов для резидентных компаний, что и в китайских СЭЗ в целом. В частности, ставка налога на прибыль корпораций снижена до 24% при инвестировании в китайскую экономику полученных доходов и до 31% при неинвестировании. Для малых и средних компаний применяется скидка в 50% со ставок импортных пошлин и скидка в 50% со ставки НДС, если компания специализируется на импорте товаров. Импорт машин, оборудования и материалов для строительства инфраструктурных объектов освобождается от импортных пошлин и НДС. Компании вправе оставлять часть налоговых платежей для строительства объектов инфраструктуры, а также им разрешено самостоятельно вести продажу товаров, приобретенных в рамках бартера с сопредельным государством.
Всего в Китае создано 14 Зон приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС). Функционируют три ЗПЭС на китайско-казахской границе - ЗПЭС Боле, имеющая территорию в 7,8 кв.км и совокупный ВВП 4,2 млрд.юаней; ЗПЭС Тачэн с территорией в 6,5 кв.км. и ВВП в 16,5 млрд. юаней; ЗПЭС Инин на территории в 30 кв.км. и совокупным ВВП в 5,7 млрд.юаней в 2008г.
На границе с Вьетнамом создано три зоны приграничного экономического сотрудничества: ЗПЭС Дунсин, имеющая территорию в 4,1 кв.км и ВВП в 2,3 млрд.юаней; ЗПЭС Хэкоу с территорией в 4 кв.км и совокупным ВВП в 1 млрд. юаней; ЗПЭС Пинсян на территории в 7,2 кв.км. и объемом промышленного производства в 465 млн.юаней по итогам 2008г.
На китайско-бирманской границе действуют две зоны: ЗПЭС Жуйли, имеющая территорию в 13,5 кв.км и ВВП в 1,9 млрд.долл.; ЗПЭС Вантин на территории в 5 кв.км и ВВП в 1,9 млрд. юаней в 2008г.
По одной ЗПЭС функционирует на границе КНР с Монголией (ЗПЭС Эрлянь на территории в 3 кв.км) и на границе с Кореей (ЗПЭС Дандун, имеющая территорию в 6,3 кв.км и ВВП в 700 млн.юаней по итогам 2008г.).
ЗПЭС на российско-китайской границе включают:
— Зону Хэйхэ (с российской стороны - Благовещенск);
— Зону Суйфэньхэ (с российской стороны -Пограничный);
— Зону Маньчжурия (с российской стороны
- Забайкальск);
— Зону Хуньчунь (с российской стороны - Зарубино).
В начале 1990-х годов планировалось, что зоны приграничного экономического сотрудничества, созданные на китайской территории, в перспективе станут одной из двух частей совместных трансграничных СЭЗ на китайско-российской границе. Вопрос неоднократно поднимался, но практически, со стороны российских приграничных регионов мало что сделано. Одной из проблем является нехватка четкой нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества в России. В настоящее время действуют:
— «Соглашение между правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР» от 10 ноября 1997 г.;
— межправительственное соглашение «Об упрощенной процедуре пропуска российских и китайских граждан в торговые комплексы, расположенные с российской и китайской стороны от российско-китайской границы» от 2 июня 1999 г.
Есть Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая утверждена Правительством РФ №196-р от 9 февраля 2001 г., есть проект Соглашения «О мерах по экономическому развитию и сотрудничеству приграничных регионов России и Китая», который впервые рассматривался в 2007г., но так и не был принят.
На российско-китайской границе функционирует 23 контрольно-пропускных пункта на границе с провинцией Хэйлунцзян и 30 КПП на границе с провинцией Цзилинь, основные из числа которых:
— Забайкальск - Маньчжурия, объем пропуска граждан составляет порядка 600 тыс.чело-век и объем перевозимых грузов - 100 тыс. транспортных средств в среднем ежегодно;
— Благовещенск - Хэйхэ с объемом пропускной способности в 500 тыс. человек и 35 тыс.
транспортных средств в среднем ежегодно;
— Пограничный - Суйфэньхэ, объем пропускной способности составляет примерно 100 тыс.человек в год;
— Полтавка-Дуннин с пропускной способностью в 100 тыс. человек в среднем ежегодно. Для пропуска через границу российских
граждан в торговые комплексы, созданные на китайской территории, и китайских граждан в российские части торговых комплексов в пунктах пересечения введен упрощенный режим в районах Благовещенск - Хэйхэ, Пограничный
— Суйфэньхэ и Забайкальск - Маньчжурия.
Район приграничного экономического сотрудничества Хэйхэ размещен в г. Хэйхэ провинции Хэйлунцзян, граничит с Благовещенском и действует с марта 1992г. В разработке проекта принимали участие эксперты ООН. Главная цель СЭЗ - совместное освоение региона Хэйхэ - Амур, в том числе строительство моста через реку Амур, развитие приграничной торговли, переработка древесины, развитие легкой промышленности и производство продовольствия. Перечисленные отрасли составляют основу экономики зоны Хэйхэ.
Территория зоны равна 41,57 кв.км. Она включает ряд специализированных свободных экономических зон: зону по переработке сырья, промышленную зону, парк логистики, промышленную зону по производству нефтехимической продукции и зону строительства Хэйлунцзянского моста.
Зона является крупнейшей из числа трех государственных зон приграничного экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян. Она обладает развитой транспортной инфраструктурой, в том числе железнодорожной и шоссейной, размещена вблизи международного авиапорта.
Пограничный переход в районе Хэйхэ - Благовещенск официально открыт в 2005 г., именно через него и ведется приграничная торговля благодаря построенному торговому центру площадью в 0,87 кв.км и развитой гостинично-ресторанной сети. Огромное значение для развития ЗПЭС будет иметь завершение строительства автодорожного моста через реку Амур, межправительственное соглашение по которому было подписано еще в 1996г. Из-за финансовых трудностей строительство началось только в 2009 г. и по проекту должно завершиться в 2011 г., что позволит увеличить объем внешнеторговых грузоперевозок до 20 млн.тонн. Мост будет находиться в совместной собственности, управлении и использовании РФ и КНР.
Важность строительства автодорожного моста через реку Амур связано с тем, что район приграничного экономического сотрудничества Хэйхэ акцентирован на торговле с Россией и экспортноориентированных производствах. Торговые связи осуществляются с 10 российскими регионами, в том числе с Хабаровским краем, Амурской областью, Приморским краем и др.
Внешнеторговый оборот российско-китайской торговли составляет 100 млн.долл. в среднем ежегодно3, а основу товарной структуры экспорта Хэйхэ в РФ - одежда, обувь, бытовая техника, мебель, строительные материалы. В последние годы растет экспорт через Хэйхэ автомобилей, физический объем вывоза которых составил более 10 тыс.единиц, а стоимостной объем - 1,76 млн.долл в 2009 г. Импорт из России через Хэйхэ представлен в основном необработанной древесиной, которая в последующем используется для переработки и производства мебели, а также химическим сырьем, электроэнергией и металлами.
Основными инвесторами в экономику зоны из числа крупных китайских корпораций являются Heihe Building Material Corp., Longfei Trade Corp., Longzhu Copper Corp., Shuangxing Wood Product Corp.
Среди проблем, препятствующих развитию ЗПЭС Хэйхэ, следует выделить отсутствие железнодорожного сообщения с приграничными районами России, наличие менее благоприятной транспортной сети по сравнению с другими зонами приграничного экономического сотрудничества на российско-китайской границе, а также низкий процент городского населения.
В Хэйхэ началось строительство Центра китайско-российской приграничной торговли на территории ЗПЭС. Намечено вложить инвестиций в объеме 7 млрд.юаней в территорию Центра площадью в 266,5 га.
На перспективу разработан план строительства трансграничной промышленно-производственной особой экономической зоны с территориальным охватом Хэйхэ и Благовещенска, проект которой появился еще в 2004г. на основе предложения администрации Амурской области РФ. Планировалось включить в совместную промышленно-производственную зону два участка каждой из сторон, которые в будущем будут соединены Хэйлунцзянским мостом и фактически образуют единое пространство со специальным порядком хозяйственной деятельности и преференциальным режимом налогообложения.
Район приграничного экономического сотрудничества Суйфэньхэ расположен на севере г. Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян. Он создан в марте 1992 г. на территории в 5 кв.км и занимает 1-е место среди трех ЗПЭС провинции Хэйлунцзян по объему привлеченных инвестиций.
Район приграничного экономического сотрудничества Суйфэньхэ выступает в качестве крупного и важного транспортного узла. Он связывает оба государства железнодорожной магистралью и через переход Пограничный осуществляется 2/5 внешнеторговых перевозок провинции Хэйлунцзян.
Основу экономики Суйфэньхэ составляют приграничная торговля, производство одежды, деревообработка. Объем промышленного про-
изводства составил 1,26 млрд.юаней (167,5 млн. долл.) в 2007 г. В ЗПЭС действуют 366 компаний, которые вложили в совокупности 1,26 млрд.юаней в экономику зоны. Ведущими инвесторами являются китайские корпорации 8ЬепЬиа, Ушп, Но^уи, Б^хт, Апхт.
В 2006 г. объем грузоперевозок через контрольно-пропускной пункт Суйфэньхэ составлял 7,84 млн. тонн, а в 2008 г. - 7 млн. тонн4.
Преобладающим направлением являются поставки из России в Китай, на долю которых приходится 93% совокупных грузоперевозок. КНР ввозит из России в основном древесину (68% всего экспорта), стальной прокат, целлюлозу, химические удобрения. В китайском экспорте в Россию ведущими товарными позициями являются машины и оборудование, продукция электроники, на совокупную долю которых приходится 41,5% китайского экспорта через Суйфэньхэ, а также текстильные товары и одежда, продовольствие, мебель, клееная древесина, паркет, цемент, фрукты (яблоки, апельсины, мандарины). Намечено расширить экспортные поставки в РФ продукции электроники, информатики, бытовой техники, производство которых укрепит промышленную базу экономики зоны Суйфэньхэ.
С августа 2006 г. в Суйфэньхэ функционирует крупный торгово-промышленный комплекс «Суйфэньхэ-Пограничный», который размещен одновременно и на территории России (3 кв.км) и территории Китая (1,53 кв.км). Обе части соединены транспограничным переходом. В соответствии с утвержденной концепцией, строительство комплекса предполагало три очереди:
— строительство выставочного, развлекательного и культурно-образовательного центров;
— строительство на российской территории ресторанов, спортивного центра, океанариума, лыжной трассы;
— развитие объектов машиностроения, электроники, фармацевтической промышленности, медицины, пищевой отрасли, деревообработки.
В его строительство вложено 1,25 млрд. долл., или 10 млрд.юаней. Строительство осуществлялось на основе Межправительственного соглашения «Об упрощенной процедуре пропуска российских и китайских граждан в торговые комплексы, расположенные с российской и китайской стороны от российско-китайской границы» от 2 июня 1999 г.
Комплекс имеет многофункциональный характер и призван содействовать торговле, переработке продукции, проведению выставок и ярмарок, туризму, что позволит изменить структуру торговли между нашими странами через контрольно-пропускной пункт Суйфэньхэ - Пограничный, а также изменить структуру приграничной торговли на основе смещения акцента от простого бартера к экспорту про-
дукции с высокой добавленной стоимостью из РФ.
В целом, приграничный торгово-экономический комплекс Суйфэньхэ - Пограничный стал китайско-российской трансграничной зоной экономического сотрудничества.
За 2005-2007 гг. объем приграничной торговли России и Китая через Суйфэньхэ несколько снизился с 2,5 млрд.долл. до 2,36 млрд. долл., а по итогам 2009 г. уменьшился до 1,52 млрд.долл, что связано с влиянием современного финансового кризиса, снижением покупательной способности населения, сокращения спроса. Ведущей формой приграничной торговли служит мелкая торговля, объем которой составил 1,14 млрд.долл., или 75% всего объема приграничной торговли в районе Суйфэньхэ-Пограничный. На долю двух других форм приходится в совокупности 25% - обычная торговля с объемом 209 млн.долл. и толлинговая торговля с объемом в 154 млн.долл. в 2009 г.5 На долю ЗПЭС Суйфэньхэ приходится около 10% российско-китайской приграничной торговли.
Основными проблемами в развитии российско-китайского сотрудничества через рассматриваемую ЗПЭС служат небольшой размер территории, необходимость строительства инфраструктурных объектов и высокие ставки арендной платы за землю.
В апреле 2009 г. в Суйфэньхэ официально создана беспошлинная зона на основе предоставления торговых преференций, аналогичных зоне Яншань в Шанхае. Ее цель состоит в расширении китайских экономических связей с Россией, а также странами Северо-Восточной Азии.
Еще один китайский район, граничащий с Россией - Маньчжурия. Он имеет две зоны
- Зону приграничного экономического сотрудничества Маньчжурия и китайско-российскую зону торговли и туризма Маньчжурия, которые являются самостоятельными структурами с отдельными административными комитетами.
ЗПЭС Маньчжурия размещена на территории в 70 кв.км в крупнейшем сухопутном пункте пропуска на российско-китайской границе. Она действует с 1992 г. Как и большинство китайских зон, ЗПЭС Маньчжурия включает в свой состав ряд специализированных зон: торговые зоны, зоны промышленной переработки товаров, административные зоны и парк по переработке импортного сырья.
Парк по переработке импортного сырья действует с 2003г. и специализируется на обработке древесины. Зарегистрировано более 80 резидентных компаний, 75 из числа которых ведут деревообработку. Планируемый объем инвестиционных вложений - 1,9 млрд. юаней.
Отраслевая структура экономики ЗПЭС представлена деревообрабатывающей промышленностью, химической индустрией и строительством, складированием и логистикой, экспортным производством, торговлей и услу-
гами, которые образуют пять промышленных кластеров Маньчжурии. ЗПЭС выступает как крупный центр логистики по экспорту яблок из КНР в Россию и крупный центр обработки древесины.
В 2007 г. объем промышленного производства составил 2,1 млрд. юаней., в том числе деревообработки - 1,4 млрд. юаней, или 69,2% совокупного производства ЗПЭС6.
Торговля осуществляется по модели «торговых рядов» на вещевом рынке, через торговые точки, магазины и павильоны. В 2007 . совокупный объем внутренних продаж зоны составил 810 млн. юаней. Стоимостной объем взаимной российско-китайской торговли через Маньчжурию достиг 8,4 млрд.долл. в 2007 г. и увеличился до 10,5 млрд.долл. в 2008 г.7. По данному показателю зона занимает первое место среди российско-китайских сухопутных пунктов пересечения. Объем российского экспорта в Китай (1,23 млрд. долл.) преобладает над импортом из КНР (9,27 млрд.долл. в 2008 г.), таким образом, взаимная приграничная торговля через Маньчжурию складывается с положительным для РФ сальдо торгового баланса. Россия поставляет в основном необработанную древесину, нефть.
Товарная структура китайского экспорта в РФ через Маньчжурию отличается преобладанием нефтепродуктов, объем вывоза, которых составляет 4 тыс. тонн в среднем ежегодно, а также вывозятся одежда и обувь, игрушки, товары широкого потребления, в последние годы растет объем экспорта автомобилей, грузовиков и тракторов. Совокупный объем внешнеторговых грузоперевозок превышает 25 млн. тонн в последние несколько лет.
Зона приграничного экономического сотрудничества Хуньчунь расположена на территории в 5 кв.км. в г. Хуньчунь провинции Цзилинь. Граничит с Россией (Зарубино) и КНДР. В настоящее время Зона приграничного экономического сотрудничества Хуньчунь включает открытый приграничный город (то есть собственно саму зону) с 1992 г., экспортнопроизводственную зону Хуньчунь, созданную в 2000 г., Российско-Хуньчуньский промышленный парк с 2007 г. и промышленный парк по производству полупроводников. В 2008 г. решено создать беспошлинную зону в районе китайского Хуньчуня и российского Хасана, завершение формирования которой станет стимулом для расширения приграничных торговых и иных экономических связей.
Основу экономики ЗПЭС Хуньчунь составляют электроника, текстиль, деревообработка, переработка минерального и сельскохозяйственного сырья, т.е. трудоемкие и ресурсоемкие отрасли экспортноориентированного характера. Производство стимулировано на ближайшие рынки сбыта, в том числе, на российский, а также японский, южнокорейский и северокорейский рынки.
В 2007 г. в ЗПЭС Хуньчунь объем промыш-
ленного производства продукции с добавленной стоимостью вырос на 100,9% по сравнению с 2006 г. и достиг 1,15 млрд. юаней, стоимостной объем ВВП - 1,2 млрд. юаней (или в долларовом выражении - 159,5 млн.долл.). Совокупный внешнеторговый оборот составил 676,8 млн. долл., в том числе экспорт - 617,5 млн.долл. и импорт - 59,3 млн.долл.8.
Структура приграничной торговли через Хуньчунь является традиционной для российско-китайского товарооборота: экспорт России представлен необработанной древесиной, нефтью, а китайский экспорт - текстильными товарами, обувью, одеждой, машинами и оборудованием, строительными материалами.
Российско-Хуньчуньский промышленный парк на территории одноименной ЗПЭС был создан несколько лет назад, пока функционируют два совместных предприятия по производству сталелитейной и деревообрабатывающей продукции. По оценкам, объем промышленного производства парка возрастет до 1 млрд.юаней к концу 2010 г.
Зарубежные инвестиции привлекаются из Японии, Республики Корея и Гонконга (САР КНР), что стимулировало формирование в ЗПЭС еще трех специализированных промышленных парков по сотрудничеству с данными государствами по производству аква-культур, электрических батареек и одежды. Совокупный объем фактически использованных иностранных инвестиций составил 45,7 млн.долл. на конец 2007 г.
Национальные инвестиции вкладывают такие известные китайские корпорации, как Baoli Communications (лидер китайского производства полупроводников), Shangbanger Textiles, Jinfa Wood, Jinjiang Building Material, Tescon Electronics.
Ниже суммированы основные данные по четырем зонам приграничного экономического сотрудничества на российско-китайской границе.
Как видно из приведенной табл.1, Зоны приграничного экономического сотрудничества, расположенные на российско-китайской границе, отличаются по размеру территории, по ведущим отраслям экономики, по объему внешнеторгового оборота. ЗПЭС Хэйхэ, Маньчжурия и Хуньчунь включают в свой состав другие виды свободных экономических зон торгового и промышленного характера, в том числе Российско-Хуньчуньский промышленный парк.
Другой схожей чертой ЗПЭС является схожая товарная структура приграничной торговли, основу которой составляют энергоресурсы и необработанная древесина из России в Китай и готовая промышленная продукция из КНР в Россию. Сальдо торгового баланса приграничного товарооборота через китайские ЗПЭС
- отрицательное для России: объем китайского экспорта почти в 10 раз превышает ввоз из РФ.
Таблица 1
Сравнительный анализ основных показателей китайских Зон приграничного экономического сотрудничества в 2007г.9
Показатели ЗПЭС Хэйхэ ЗПЭС Суйфэньхэ ЗПЭС Маньчжурия ЗПЭС Хуньчунь
Территория, кв.км 41,57 5 70 5
Включенные в ЗПЭС другие виды СЭЗ Промышленная зона, Зона по переработке сырья, Парк логистики, Промышленная зона по производству нефтехимии, Зона Хэйлунцзянского моста Зоны промышленной переработки, торговые зоны, административные зоны, парк по переработке импортного сырья ЭПЗ, промышленный парк по производству полупроводников, российско-Хунчуньский промышленный парк, китайско-японский промышленный парк, китайско-южнокорейский промышленный парк, китайско-гонконгский промышленный парк
Основные отрасли экономики Деревообработка, легкая промышлен-ность, производство мебели и продовольствия Деревообработка, производство одежды, приграничная торговля Деревообработкахимия и строительство, складирование и логистика, экспортное производство, торговля и услуги Электроника, текстильная отрасль, деревообра-ботка, переработка минерального и с/х сырья
Объем промышлен-ного производства продукции добавленной стоимости, млрд.юаней 1,26 2,1 1,15
Внешняя торговля, млн. долл США 100 2 360 8 400 676,8
Экспорт в РФ Одежда, обувь, бытовая техника, мебель, стройматериалы, автомобили Машины и оборудование, текстиль, одежда, мебель, продовольствие, клееная древесина, паркет, цемент, фрукты Автомобили, грузовики, тракторы, яблоки, одежда, обувь, электроприборы, нефтепродукты, Текстильные товары, обувь, одежда, машины и оборудование, стройматериалы
Импорт из РФ Необработанная древесина, химическое сырье, электроэнергия, металлы Необработанная древесина, целлюлоза, стальной прокат, химические удобрения Необработанная древесина Нефть, необработанная древесина
В китайской практике зонирования приграничных регионов помимо зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня встречаются и другие разновидности СЭЗ подобного рода. Это - зоны приграничной торговли, зоны торговли и туризма, трансграничные промышленные зоны.
Примером зоны приграничной торговли является китайско-российская зона Дуннин -Полтавка («Дун-По»), созданная в 2000 г. между районом Дуннин провинции Хэйлунцзян, КНР и российской Полтавкой. Территория зоны состоит из двух частей, расположенных по обе стороны российско-китайской границы. Основной пакет стимулов включает безвизовый режим пропуска граждан и беспошлинный режим при условии, что стоимость покупки продукции не превышает 3 000 юаней в день в расчете на каждого человека.
Экономика Зоны приграничной торговли представлена торговлей, легкой и деревообрабатывающей промышленностью, металлообработкой. Основу взаимной торговли составляют строительные материалы, предметы домашнего
обихода, автомобили и части к ним, фрукты. Главная экспортная специализация - вывоз тяжелых грузовиков из КНР в РФ. В 2008 г. товарооборот с Россией составил 1,18 млрд. долл., в том числе экспорт Дуннина - 1,15 млрд. долл., а объем импорта из России - 30 млн.долл. Главная проблема расширения взаимной торговли зоны связана со слаборазвитой транспортной системой.
Другим примером трансграничной зоны торговли и туризма может служить Китайско-Российская зона торговли и туризма Маньчжурия, которая функционирует с 1992 г. на территории в 17,1 кв.км.
Зона состоит из двух самостоятельных частей (Маньчжурия и Забайкальск), в каждой из которых отдельная сторона ведет контроль и управление деятельностью зоны. Общими вопросами ведает координационная комиссия.
Зона включает экспортно-производственную зону, промышленный парк, торговую и туристскую зону. На китайской стороне создан торговый комплекс. Планировалось создать совместные предприятия промышленного, тран-
спортного и сервисного профиля, но реализация проекта задержалась из-за проблем таможенного и пограничного контроля, которые находятся в компетенции федеральных, а не местных властей. Она призвана содействовать повышению пропускной способности транспортных систем между КНР и РФ.
Основу экономики составляют экспортное производство, торговля и туризм, складирование грузов, которые выступают в качестве трех промышленных кластеров Маньчжурии.
В целом, Китайско-Российская зона торговли и туризма Маньчжурия имеет небольшой оборот торговли, небольшой объем инвестирования (основными инвесторами выступают малые компании), имеет менее благоприятный инвестиционный климат по сравнению с другими зонами приграничного экономического сотрудничества и прибрежными городами Китая, а также отличается суровым климатом, особенно зимой. Намечено ускорить ввод в строй строящихся объектов инфраструктуры, повысить качество оказываемых услуг и увеличить пропускную способность КПП, в том числе за счет повышения эффективности прохождения процедур оформления.
Примером трансграничной промышленной зоны в китайской практике зонирования является зона Цзухай - Макао, сформированная в 2003 г. на совокупной территории в 400 тыс.кв.км, в том числе 290 тыс.кв.км в Цзухае и 110 тыс.кв.км в Макао. Основные цели рассматриваемой зоны включают повышение уровня развития Цзухай, стимулирование притока инвестиций из Макао, объем которых составляет 160 млрд. юаней в среднем ежегодно в последние несколько лет. Ведущие секторы экономики трансграничной промышленной зоны - электронное машиностроение, фармацевтическая промышленность, текстильная индустрия, логистика и складирование.
КНР участвует в многосторонней трансграничной СЭЗ, известной как первоначально «Туманганский проект», а позднее как «Туман-ганская Расширенная Инициатива». Туманганский проект берет начало с 1991 г., когда был разработан и стал реализовываться под патронатом Программы развития ООН (ПРООН). В 1995 г. подписано сроком на 10 лет соглашение о создании Комиссии по сотрудничеству в районе Зоны экономического развития р.Туманган, которое ратифицировали 5 государств: Россия, Китай, КНДР, Республика Корея и Монголия. В 2005 г. соглашение было пролонгировано еще на 10 лет до 2015 г., а также расширена территория зоны и определены меры по интенсификации сотрудничества по достижению стабильности и устойчивому развитию Туманганской зоны.
В Китае в 2009 г. был разработан и одобрен проект развития Пилотной зоны Чанчунь
- Цзилинь - бассейн р.Туманган (Changchun-Jilin-Tumen River Pilot Zone) как первой в Китае зоны развития приграничных регионов.
Главная цель - стимулировать реализацию многостороннего проекта освоения бассейна р.Туманган на Дальнем Востоке, повысить степень открытости данного региона и к 2012 г. увеличить в два раза экономический потенциал зоны.
Пилотная зона нацелена на развитие портов, создание комплексных бондовых (таможенных) зон и трансграничных экономических зон, а также на содействие росту уровня экономического развития китайской провинции Цзилинь. Последняя отличается низким объемом внешнеторгового оборота, что характерно для северо-восточных регионов страны. Территория зоны составляет 73 тыс.кв.км и охватывает приграничные районы Китая, России, КНДР.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в КНР придается большое значение развитию приграничных регионов, о чем свидетельствует разработанная разветвленная государственная законодательная база, действующий правоприменительный механизм, налоговая и финансовая поддержка зон, а также многочисленные реализуемые проекты и намеченные планы по строительству новых зон приграничного экономического сотрудничества. Среди таких проектов следует назвать продолжающееся (с 2007г.) формирование российско-китайской торгово-экономической зоны в Уссурийске, завершение которого запланировано на 2012 гг. Вложено китайских инвестиций в объеме 290 млн.юаней. На территории Уссурийской торгово-экономической зоны действуют уже около 20 резидентных китайских компаний. Планируется, что после ввода в эксплуатацию совокупный объем производства и сбыта зоны составит 24,8 млрд.юаней в среднем ежегодно, будет создано 1200 рабочих мест для граждан России, а объем годовой прибыль составит 3,2 млрд.юаней10.
Функционирование китайских зон приграничного экономического сотрудничества характеризуется низкими издержками и высокой эффективностью и прибыльностью. Ниже приводятся данные заместителя секретаря Китайской ассоциации зон освоения Тан Чжаоюй по 14 зонам приграничного экономического сотрудничества, включая и 4 зоны, созданные на российско-китайской границе.
Согласно Докладу о деятельности зон развития КНР, среднегодовой темп прироста основных экономических показателей варьируется в пределах 20-30%. В инфраструктуру вложено инвестиций в объеме 150 млн. юаней из расчета на 1 кв.км. По сравнению с объемом вложенных инвестиций налоговые поступления от деятельности ЗПЭС больше в 2 раза, объем ВВП больше в 15 раз, объем промышленного производства больше в 10 раз и совокупный объем экспорта больше в 32 раза11.
В 2008 г. совокупный объем производства промышленной продукции добавленной стоимости 14 Зон приграничного экономического
сотрудничества КНР составил 8,2 млрд. юаней, увеличившись на 47% по сравнению с 2007 г.; объем промышленного производства в целом возрос на 16% и достиг 25,7 млрд. юаней.
Внешнеэкономическая деятельность 14 ЗПЭС характеризовалась следующими данными: стоимостной объем совокупного экспорта увеличился за год на 24% до 5,9 млрд. юаней, объем импорта - на 7% до 3,6 млрд. юаней в 2008 г. Сальдо торгового баланса всех китайских зон приграничного экономического сотрудничества - положительное и равно +2,3 млрд. юаней. Объем фактически использованных иностранных инвестиций составил 170 млн.долл. в 2008 г., увеличившись на 104% по сравнению с 2007 г.12.
Современный финансовый кризис негативно сказался на темпах экономического роста китайских СЭЗ в целом, в том числе и зон приграничного экономического сотрудничества, начиная с третьего квартала 2008 г. Наиболее пострадала экономика зон, расположенных в восточных регионах страны по сравнению с экономикой зон центральных и западных регионов КНР.
Выводы. Китайская политика зонирования приграничных регионов доказала свою важность и эффективность для повышения уровня экономического развития приграничных регионов страны, модернизации и диверсификации структуры экономики и экспорта, создания рабочих мест, о чем свидетельствуют приведенные данные по темпам роста (20-30% в среднем ежегодно за последние годы), макроэкономическим показателям (объем ВВП, экспорта и импорта, вложенных иностранных инвестиций). В большинстве ЗПЭС созданы промышленные кластеры. Многие зоны приграничного экономического сотрудничества включают в свой состав специализированные виды СЭЗ, что позволяет более эффективно сконцентрировать установленные цели и задачи, имеющиеся производственные, технологические, финансовые, людские и природные ресурсы на более узких направлениях
- экспортноориентированных производствах, разработке НИОКР и др.
В КНР действуют различные виды трансграничных СЭЗ, ведущими из числа которых, являются зоны приграничного экономического сотрудничества, 4 из них действуют на китайско-российской границе в Суйфэньхэ, Хэйхэ, Маньчжурии и Хунчуне, призванные стимулировать Китайско-Российские приграничные и межрегиональные торговые и инвестиционные связи. Товарная структура приграничной торговли через ЗПЭС отражают сложившуюся структуру взаимной межгосударственной торговли - сырьевую направленность российского экспорта (преобладает необработанная древесина, в том числе лес круглый, нефть и металлы) в КНР и промышленную структуру китайского экспорта в РФ (машины и оборудование, текстильные товары, обувь и одежда). Торговля носит несбалансированный характер вследствие многократного
превышения объема китайского экспорта в РФ над объемом импорта из России. Негативную роль играют и т.н. серые схемы, которые достаточно активно используются гражданами, выступающими в качестве посредников (есть даже специальные термины «фонари» и «кэмелы» в зависимости от роли в посреднической схеме закупок товаров приграничной торговли).
Основные проблемы функционирования ЗПЭС связаны с далеко не всегда адекватной инфраструктурой, прежде всего, транспортной и пограничной; с небольшим размером территории отдельных зон; с повышенными тарифами за аренду земельных участков; административными формальностями, в том числе при пересечении КПП на российско-китайской границе.
Несмотря на сохраняющиеся проблемы, китайская политика зонирования приграничных регионов всемирно признана и заслуживает внимания со стороны администраций российских приграничных регионов, расположенных не только на границе с Китаем, но и в других странах Азии и Европы.
Есть примеры участия России в 7 еврорегионах, расположенных вдоль границы со странами Евросоюза, в том числе Еврорегион «Карелия» на границе с Финляндией и Еврорегион «Региональное сотрудничество между Эстонией и Финляндией 3+3» на границе с Эстонией и Финляндией.
С учетом огромной протяженности границ нашей страны такие примеры являются немногочисленными. Представляется, что разработка и внедрение новых проектов разного рода зон приграничного экономического сотрудничества способствовала бы повышению уровня экономического развития российских приграничных регионов, диверсификации структуры их экономики, стимулированию взаимовыгодных экономических связей с соседними государствами на основе принципа взаимодополняемости.
Большую роль должно сыграть государство на основе:
— разработки и принятия продуманной стратегии зонирования приграничных регионов России;
— законодательного регулирования, разработки действенного правоприменительного механизма;
— предоставления пакета стимулов резидентным компаниям и предприятиям;
— строительства адекватной инфраструктуры на основе модели государственно-частного партнерства;
— снижения уровня коррупции;
— увеличения количества контрольно-пропускных пунктов на границе;
— упрощения административных формальностей;
— повышения уровня прозрачности, в том числе в рамках предоставляемых стимулов субъектам таких зон.
^stunna G№., Barononv V.I. Cross-Border Free Economic Zones in Foreign Countries (from China).
Summary: The article analysis the nature and types of cross-border free economic zones in the world economy. The authors emphases on the Chinese practice of Border Economic Cooperation
Zones (BECZ), which are functioning on the Chinese-Russian border, including BECZ Heihe, BECZ Suifenhe, BECZ Mangzouli, and BECZ Hunchun: on the main trends of border trade, the problems and perspectives of BECZs in China as well as the complexity of the construction of such zones on the Russian territories.
------------ Ключевые слова ----------------------
трансграничные свободные экономические зоны, зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС), ЗПЭС Суйфэньхэ, ЗПЭС Хэйхэ, ЗПЭС Маньчжурия, ЗПЭС Хуньчунь, Китай, Россия, Китайско-Российская граница.
------------- Keywords -----------
Cross-border free Economic Zones, Border Economic Cooperation Zones (BECZ), BECZ Suifenhe, BECZ Heihe, BECZ Manghouli, BECZ Hungchun, China, Russia, Chinese-Russian border.
Примечания
1. Другие названия - река Туманная, или Тумэньцзян.
2. Положения о торговле с пересечением границы для жителей приграничных регионов» №42. 1996 г.
3. Administration Committee of Heihe-Border-Economic-Cooperation-District. Electronic Resource. URL: http://www.hktdc.com/info/ mi/a/mpcn/en/1X06B12V/1/Profiles-Of-China-Provinces-Cities-And-Industrial-Parks/Heihe-Border-Economic-Cooperation-District.htm
4. Administration Committee of Suifenhe-Border-Economic-Cooperation-District. Electronic Resource. URL: http://www.hktdc.com/info/ mi/a/mpcn/en/1X06B11W/1/Profiles-Of-China-Provinces-Cities-And-Industrial-Parks/Suifenhe-Border-Economic-Cooperation-District.htm
5. Данные Министерства коммерции КНР. http://www.mofcom.gov.cn/
6. Administration Committee of Manzhouli Border Economic Cooperation Zone. Electronic Resource. URL: http://www.hktdc.com/info/ mi/a/mpcn/en/1X06BGTV/1/Profiles-Of-China-Provinces-Cities-And-Industrial-Parks/Manzhouli Border Economic Cooperation Zone.htm
7. Приведены совокупные данные по ЗПЭС Маньчжурия и Российско-Китайской зоне внутренней торговли и туризма Маньчжурия.
8. Administration Committee of Hunchun-Border-Economic-Cooperation-Zone. Electronic Resource. URL: http://www.hktdc.com/info/ mi/a/mpcn/en/1X06B11W/1/Profiles-Of-China-Provinces-Cities-And-Industrial-Parks/hunchun-Border-Economic-Cooperation-Zone.htm
9. Составлено авторами.
10. Иноинвестиции. ДВФО. Том XII.M. С.88.
11. Китайский форум по сотрудничеству и открытости на приграничных КПП сухопутной границы и 3-й форум мэров приграничных городов КНР.
12. Report of Chinese Development Zone Industry, 2009. Beijing, 2009. P.8-9.