Научная статья на тему 'Ценности как детерминанта выбора карьерных ориентаций студентами будущими предпринимателями'

Ценности как детерминанта выбора карьерных ориентаций студентами будущими предпринимателями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Жирикова Анастасия Викторовна

The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to students vies about their business career in future and study their real values. The main conclusion is following: real student’s values determinate career orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Жирикова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности как детерминанта выбора карьерных ориентаций студентами будущими предпринимателями»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ личности

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 4-10.

© Л.И. Дементий, A.B. Жирикова, 2007 УДК 159.923

ЦЕННОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ВЫБОРА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТАМИ - БУДУЩИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Л.И. ДЕМЕНТИЙ, А.В. ЖИРИКОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to students vies about their business career in future and study their real values. The main conclusion is following: real student's values determinate career orientation.

В настоящее время довольно много научных исследований посвящено анализу профессионального становления человека. Как правило, исследуются основные мотивы, факторы и причины выбора той или иной профессии и профессионального пути. Результаты данных исследований востребованы в рамках проблем профориентации, поэтому основными респондентами выступают школьники, находящиеся в процессе поиска своего профессионального пути.

Между тем довольно актуальной и, к сожалению, малоизученной остается проблема личностных и профессиональных особенностей молодежи, которая определила свой профессиональный путь и находится на стадии учебно-производственной адаптации к ней. Согласно концепции Е.А. Климова, получение человеком профессионального образования сопровождается внутренними и поведенческими перестройками, что обусловливает его адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. В процессе данной адаптации личность осуществляет поиск путей, средств и возможностей, которые позволят ей реализовать систему жизненных перспектив и профессиональных предпочтений. Происходит анализ ресурсов и способностей и соотнесение их с требованиями профессии [5]. Таким образом, стадия профессиональной подготовки включает овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, формирование профессионально важных качеств, а также начало формирования профессионального самосознания. Стадия профессиональной

подготовки и самоопределения, согласно концепции Д. Сьюпера, является начальной стадией формирования карьеры [6]. Профессиональный путь человека обусловлен его представлениями о своей личности - профессиональной Я-концепцией, которая выражается в карьерных решениях. Жизненный опыт человека формирует индивидуальную систему ценностных ориентаций, установок по отношению к профессиональной деятельности и карьере, поэтому «субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности» [6, с. 49]. Социально обусловленные побуждения к деятельности были изучены в рамках американской психологии и получили название «карьерные ориентации». Карьерные ориентации формируются в процессе социализации и на начальном этапе развития карьеры, при этом являются устойчивыми и могут оставаться неизменными длительный период времени [1; 6].

Опираясь на концепцию Д. Сьюпера, мы можем говорить о том, что начальный этап формирования карьеры и карьерных ориентаций происходит в рамках профессионального обучения и самоопределения. Поэтому для наиболее полного анализа проблемы формирования представлений о своей будущей карьере у молодежи необходимо изучить механизмы, обеспечивающие эффективное профессиональное самоопределение. Такими механизмами высту-

пают ценности молодежи, находящейся на этапе профессиональной подготовки. Согласно исследованиям Л.И. Катаевой и Т.А. Полозовой, успех профессионального самоопределения и профессиональной самореализации обеспечивается «согласованной и непротиворечивой системой ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования согласованной системы жизненных целей и планов». Исходя из этого, нам представляется важным и актуальным исследовать детерминацию карьерных ориентаций ценностями студентов, намеревающихся реализовывать предпринимательскую деятельность [4].

Предметом данного исследования стали карьерные ориентации и ценности студентов -будущих предпринимателей.

Целью исследования стало изучение влияния ценностей на карьерные ориентации у студентов - будущих предпринимателей.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

1. Изучить карьерные ориентации студентов;

2. Определить структуру ценностей студентов;

3. Выявить степень влияния структуры ценностей на выбор карьерных ориентаций.

В качестве исследовательского инструментария нами были использованы следующие методики.

1. Для выявления преобладающих типов карьерных ориентаций - опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В.А. Чикер) - в исследовании применялся модифицированный вариант данного метода, в котором задавались вопросы о представлении реализации своей карьеры в будущем. Такая модификация обусловлена спецификой выборки [6].

2. С целью изучения нормативных идеалов, ценностей личности на уровне убеждения и поведения - методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Ка-рандашева) [3].

Исследование проводилось в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского на 3 курсе факультета международного

бизнеса и 4 курсе экономического факультета. В опросе приняли участие 153 студента (77 девушек, 76 юношей), возраст респондентов - 1921 год. В исследовании принимали участие студенты:

1) уже реализующие предпринимательскую деятельность, но имеющие небольшой стаж;

2) имеющие выраженное желание и стремление к реализации, данной профессиональной деятельности по окончании университета.

Для подтверждения полученных в исследовании данных были использованы следующие методы статистической обработки данных:

1) анализ особенностей распределения выборки по каждой переменной (критерий Колмогорова - Смирнова 2);

2) факторный анализ данных по методике Ш. Шварца с целью построения общей структуры ценностей и карьерных ориентаций студентов - будущих предпринимателей [2];

3) множественный регрессионный анализ данных с целью выявления детерминации карьерных ориентаций ценностными факторами [2].

Результаты исследования. Преобладающими карьерными ориентациями у студентов -будущих предпринимателей являются: интеграция стилей жизни (7,39), предпринимательство (7,38) и менеджмент (7,12) (рис. 1).

Выраженность ориентации «Интеграция стилей жизни» проявляется в попытке сбалансировать различные стороны своей жизни и успешно их реализовывать, не делая акцент на одной из них; карьерная ориентация «Предпринимательство» характеризуется стремлением создавать новое, преодолевать препятствия, рисковать. Менее выраженной, но превышающей средние значения является ориентация «Менеджмент», характеризующая способность принимать на себя ответственность за конечный результат реализуемой деятельности, при этом четко организуя, планируя и контролируя все этапы ее реализации. Преобладающая совокупность карьерных ориентаций может свидетельствовать о развитом стремлении к самореализации в труде и личностной готовности действовать в условиях рыночной экономики, создавая и развивая собственные новые экономические структуры.

8,00 -

7,00 -

6,00 -

£ 5,00 -

зс

ф

*

гз

£ 4,00 -

3,00 -

2,00 -

1,00 -

0,00 -

4,54

7,12

7,39

7,38

6,93

6,75

6,44

6,18

3,39

П

карьерные ориентации

Рис. 1. Средние показатели выраженности карьерных ориентаций у студентов - будущих предпринимателей

Среднюю выраженность имеют такие карьерные ориентации, как «Автономия» (6,93), характеризующая стремление личности к самостоятельности, свободе от предписаний и ограничений; «Стабильность места работы» (6,75), ориентирующая на применение своих профессиональных знаний, умений и навыков в такой сфере профессиональной деятельности, которая обеспечит стабильное и достойное существование и реализацию данной деятельности; «Служение» (6,44), характеризующее стремление функционировать в такой профессиональной сфере, которая бы позволила реализовать главные ценности жизни; «Вызов» (6,18), ориентирующий на умение преодолевать препятствия, решать трудные задачи, побеждать. Совокупность вышеперечисленных карьерных ориентаций характеризует стремление будущих специалистов к независимости, решимости, самостоятельности и ответственности за реализацию и построение своего карьерного и профессионального пути, что во многом может обусловливать его успех.

Наименее выраженными являются такие карьерные ориентации, как «Профессиональная компетентность» (4,54), что может свидетель-

ствовать о том, что для будущих специалистов в наименьшей степени характерна ориентация на проявление своих талантов и способностей, а также желание быть мастером своего дела. В данном случае, мы наблюдаем направленность на результат и его достижение и осознание данного достижения на индивидуальном уровне, нежели стремление быть признанным окружающими. Возможно, это объясняется отсутствием или наличием небольшого опыта реальной профессиональной деятельности у данной группы респондентов, что обусловливает некие индивидуализированные представления о будущей профессиональной деятельности и карьере, а также слабо выраженную потребность в признании со стороны окружающих. Более того, данные результаты могут быть детерминированы представлениями будущих специалистов о специфике своей профессиональной деятельности в условиях рыночной конкуренции. Карьерная ориентация «Стабильность места жительства» (3,39) имеет наименьшие показатели. Это может говорить о том, что молодые специалисты не имеют выраженной тенденции реализовывать свою профессиональную деятельность в

рамках какого-либо определенного географического региона.

Полученные результаты позволяют констатировать, что молодые специалисты, намеревающиеся построить свою карьеру в предпринимательстве, имеют выраженные тенденции к независимости, самостоятельности и ответственности при реализации и построении карьеры, склонности к риску и умению преодолевать препятствия. Данные характеристики, выделенные при изучении представлений о своей будущей карьере, в рамках изучения карьерных ориентаций показали, что будущие специалисты достаточно четко определяют специфику и направленность своей будущей профессиональной деятельности, задают себе ориентиры ее построения, а также осознают степень ответственности за осуществление данной деятельности. Четкие и ясные представления молодых специалистов сформированы в контексте про-

фессионального обучения, направленного на выделение и осознание основных критериев будущей успешной карьеры, специфики реализации предпринимательской деятельности, а также на осознание решения построения и реализации карьеры в данной области.

Изучение карьерных ориентаций студентов - будущих предпринимателей показало, что на этапе профессиональной подготовки молодые специалисты тщательно планируют свой карьерный и профессиональный путь, основываясь на приобретенных профессиональных знаниях, умениях и навыках, а также индивидуальных приоритетах.

Как было указано выше, мы полагаем, что важнейшей детерминантой карьерных ориентаций могут выступать ценности личности.

Результаты, полученные при исследовании ценностей, представлены на рис. 2.

Рис. 2. Средние показатели выраженности ценностей у студентов - будущих предпринимателей

Наиболее выражены в исследуемой группе такие ценности, как «самостоятельность» (4,65), «гедонизм» (4,13), «традиции» (4,02). Это может свидетельствовать о том, что молодые специалисты придают большую значимость самостоятельности мышления и самостоятельному

выбору способа действия при активности, что определяется потребностями в автономности и независимости и уважением традиций.

Среднюю степень выраженности получили такие ценности, как «безопасность» (3,71), «универсализм» (3,68), «конформность» (3,66), «доб-

рота» (3,6), что может свидетельствовать о стремлении к гармонии и стабильности, честности и ответственности при взаимодействии с окружающими, а также выполнении различных видов деятельности.

Наименьшую выраженность получили ценности «власть» (3,4), «стимуляция» (3,23), «достижения» (2,84), ориентирующие на социальное уважение, проявление компетентности при непосредственном взаимодействии, сохранение доминантной позиции в рамках какой-либо группы либо сообщества, а также на стремление к глубоким переживаниям. Невысокие значения данных характеристик могут быть детерминированы теми же факторами, которые мы выявили при анализе низких значений по такой карьерной ориентации, как «профессиональная компетентность», а именно отсутствием либо небольшим стажем реальной профессиональной деятельности, а исходя из этого - отсутствием потребности к признанию окружающими.

В результате обработки факторы получили следующие обозначения.

Фактор 1 «Независимость» описывает 20 % от общей дисперсии и включает такие ценности, как самостоятельность, традиции, безопасность, что отражает ориентацию будущих специалистов на индивидуальную позицию в реализации поставленных задач, планомерном ее достижении и ответственность за достигнутые результаты.

Фактор 2 «Целеустремленность» описывает 16 % от общей дисперсии и включает такие ценности, как стимуляция, достижение, власть, что свидетельствует о направленности на результат в процессе реализации какой-либо деятельности,

Анализ нормальности распределения с помощью критерия 2 Колмогорова - Смирнова показал, что все исследуемые переменные (ценности) имеют нормальное распределение 2 = 0,764 при р > 0,5, что дает возможность проведения факторного анализа данных. Факторный анализ данных применялся с целью сокращения количества переменных (ценностей) и выделения наиболее выраженных их совокупностей, что обеспечивает минимальную потерю исходной информации и позволяет применять множественный регрессионный анализ в дальнейшем.

В результате обработки полученных данных с помощью факторного анализа (методом максимального правдоподобия) была выявлена структура ценностных ориентаций студентов -будущих предпринимателей. Данная структура включает в себя три фактора, каждый из которых включает три переменные, что отвечает требованиям корректности применения факторного анализа (см. табл).

а также о зависимости данных достижений от особенностей ситуации и взаимодействия, в которой находится молодой специалист.

Фактор 3 «Универсализм» описывает 12 % от общей дисперсии и включает такие ценности, как универсализм, доброта и гедонизм, что говорит о том, что будущие специалисты ориентированы на признание и уважение достижений других людей, а также на такое выполнение своей деятельности, которое сопровождается получением удовольствия и удовлетворения не только от результата, но и процесса ее выполнения.

Полученная факторная структура указывает нам на то, что ценности будущих специали-

Факторная структура ценностей студентов

Фактор Переменная Факторная нагрузка Процент дисперсии

Фактор 1 Самостоятельность 0, 869 20

«Независимость» Традиции 0,759

Безопасность 0, 749

Фактор 2 Стимуляция 0, 841 16

«Целеустремленность» Достижение 0, 738

Власть 0, 678

Фактор 3 Универсализм 0, 732 12

«Универсализм» Доброта 0, 66

Г едонизм 0, 614

стов имеют четкую структуру и ориентацию, что может свидетельствовать о способности осознанно и целенаправленно принимать решения о выполнении какой-либо деятельности и способах достижения поставленных целей.

С целью исследования характера детерминации ценностями карьерных ориентаций был использован регрессионный анализ данных, полученных в проведенном исследовании, который позволил получить следующие результаты:

Рис. 3. Влияние фактора «Независимость» на карьерные ориентации студентов - будущих предпринимателей

Примечание.

р < 0,001;

р < 0,01.

Анализ данных, представленных на рис. 3, позволяет утверждать, что фактор «Независимость» детерминирует выбор таких карьерных ориентаций, как предпринимательство, менеджмент и вызов, на достаточно высоком уровне значимости, что подтверждает ранее описанные данные, свидетельствующие о тенденции будущих специалистов к независимости, самостоятельности и настойчивости в достижении

поставленных целей и результатов профессиональной деятельности.

В результате регрессионного анализа также было выявлено влияние фактора «Целеустремленность» на такие карьерные ориентации, как автономия, профессиональная компетентность и интеграция стилей жизни. Полученные данные представлены на рис. 4.

Рис. 4. Влияние фактора «Целеустремленность» на карьерные ориентации студентов Примечание. Ъ р < 0,001 ; — =► р< 0,05.

Таким образом, ценности, характеризующие направленность на результат, определяют возможность баланса различных сторон жизни при реализации накопленного профессионального мастерства и опыта в контексте своего индивидуального стиля профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщая полученные детерминации, можно сделать вывод о том, что ценности студентов статистически достоверно обусловливают выбор карьерных ориентаций, что свидетельствует о том, что ценности личности являются основой формирования и предпочтения определенной стратегии построения карьеры.

1. Зеер Э.Ф. Профессионально ориентированная логико-смысловая модель личности // Мир психологии. - 2005. - С. 141-146. - № 1.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2006. - 392 с.

3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. -70 с.

4. Катаева Л.И., Полозова Т.А. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества // Мир психологии.

- 2005. - № 1. - С. 147-156.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда - М.: МГУ, 1988. - 180 с.

6. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала - СПб.: Речь, 2004.

- 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.