Факторы, определяющие эффективность управления земельно-имущественным
комплексом
The factors that determine the effectiveness of the management of land and property
complex
УДК 3977
Григорян Артур Гагикович,
магистрант 2 курса, «Землеустройство и кадастры», ФГБОУ ВО ГУЗ, [email protected]
Аннотация: Представлен анализ факторов, влияющих на эффективность управления земельно-имущественным комплексом как самостоятельным объектом управления. Даны рекомендации по совершенствованию правовых и организационных основ управленческой деятельности.
Ключевые слова: земельно-имущественный комплекс, недвижимость, налоги, эффективность.
Земельно-имущественный комплекс - это объект включающий в себя разносторонние интересы и факторы воспроизводственного процесса, в связи с этим управление такими комплексами также должно быть разносторонним, глубоким и эффективным. Это позволит развиваться и прогрессировать в первую очередь предпринимателям, а также муниципальным структурам, что влечет за собой, как мне кажется, достижение основной цели - благосостояния государства и его населения.
Так как ЗИК касаются и привлекают внимание всех сфер деятельности, то необходимо думать о проблемах в управлении ЗИК, которые непосредственным образом связаны с методологией формирования эффективных информационных и экономических механизмов данного комплекса.
Многие законы и подзаконные акты регулирующие земельные отношения изжили себя и противоречат друг другу, поэтому на мой взгляд необходимыми действиями в этой связи являются:
Во-первых, упорядочить законодательство о земле и свести все имеющиеся на этот счет акты в ЗК РФ;
Во-вторых, детализировать право, т. е. четко понимать кто и за что ответственен и какие права имеет;
Также я считаю, что важным в развитии ЗИК является система грамотного налогообложения. На данный момент по моему мнению необходим переход к единому налогу на недвижимость.
На сегодняшний день существует три вида налога:
- налог на землю;
- на имущество физических лиц;
- налог на имущество организаций.
Пополнение бюджета осуществится за счет полного учета, инвентаризации и рыночной оценки земли и имущества. А главное, что от единого налога на недвижимость будут пополняться местные бюджеты (кроме жилой недвижимости).
В связи с этим возникает предложение: передать на уровень муниципалитета налог на имущество тех организаций, которые расположены в жилых и общественно-деловых центрах населенных пунктов, а также офисные здания, торговые и прочие комплексы;
Также хотелось бы посмотреть развитие ЗИК с точки зрения экономических факторов воздействующих на ее развитие. Я считаю необходимым для развитие следующие действия:
1. Привлечение инвестиций в муниципальные образования, а именно в городскую недвижимость, повышение ее капитализации и инвестиционной привлекательности муниципальных земель. Это будет толчком для развития всего муниципалитета, а потом и региона и сильно скажется на дальнейшем развитии остальных субъектов, главное создать эффективную конкурентную среду развития.
2. Увеличение поступления земельных налоговых платежей и арендной платы в доход местного бюджета. Поэтому органам власти на местах необходимо организовать работу по выявлению, проведению, инвентаризации и постановке на налоговый учет объектов, долгие годы фиктивно числящихся как незавершенное строительство, а также самовольно занятых земельных участков.
Во-вторых, следует установить четкий порядок межведомственного взаимодействия с территориальными органами по управлению ЗИК, с местными муниципалитетами при подготовке материалов по распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности.
В-третьих, необходимо усовершенствование кадрового состава в муниципальных образованиях, занимающимися вопросами управления ЗИК.
В-четвертых, необходимо повысить уровень контроля за сохранностью, использованием по назначению, а также эффективностью использования муниципальной недвижимости, которая закреплена на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, можно сделать вывод, что на эффективность управления ЗИК могут влиять различные факторы, начиная от экономической стабильности в стране, общим состоянием законодательной базы и заканчивая необходимым информационным обеспечением. В настоящее время в России существует множество проблем, которые связаны с эффективностью управления ЗИК, а это отражается, в первую очередь, на доходности бюджета и уровня жизни населения. Для преодоления этих проблем необходимо, главным образом:
- упорядочить законодательную базу в сфере земельно-имущественных отношений;
- четко осуществлять учет и контроль земельных ресурсов и недвижимого имущества;
- актуализировать организацию в структуре управления ЗИК, межведомственное взаимодействие, порядок и дисциплину кадрового состава;
- повышать инвестиционную привлекательность в земельные ресурсы и недвижимость на ней.
Список использованной литературы
1. Волков, С.Н. Землеустройство: учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений / С.Н. Волков. М.: ГУЗ, 2013. 992 с.
2. Теория и методика формирования и ведения государственного кадастра недвижимости муниципальных образований: монография / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, А.А. Мурашева и др. М: ГУЗ, 2010. 229 с.
3. Хаметов, Т.И. Земельно-имущественный комплекс как система управления объектами недвижимости [Текст] /Т.И. Хаметов //Финансы как особая форма экономических отношений. Управление финансами. Сб. материалов международной НПК — Пенза: Приволжский дом знаний, 2007. -С.149-155 с. — 0,4 п. л.
4. Сай, С.И. Земельно-имущественный комплекс России как объект регулирования Текст. / С.И. Сай // Недвижимость и инвестиции. — 2011. — №4(9).-С. 5-12.
5. Плескачевский, B.C. Об основных направлениях повышения эффективности использования государственного имущества Текст. / B.C. Плескачевский // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2008. — №1(34) апрель. С. 32-36.
6. Фомин А.А., Шаповалов Д.А., Лепехин П.П. Создание общедоступных информационных систем управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 45.
7. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Органическое сельское хозяйство: распространение и перспективы развития в Российской Федерации. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 50-55.
8. Рубанов Н.И., Фомин А.А. Рынок биопродуктов в растениеводстве. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 2.
9. Фомин А.А. Состояние и перспективы формирования экономических механизмов регулирования земельных отношений. Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 19.
10. Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.
11. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.
12. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relation and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 8.
13. Пантелеев А.А., Жадан А.В., Фомин А.А., Шаповалов Д.А. Методика и требования к проведению пилотных испытаний на промышленных предприятиях. В книге: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ материалы IX международной научно-практической конференции. 2016. С. 11 -12.
14. Рубанов И., Фомин А. Рынок биопродуктов. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 19.
15. Валовой_внутренний_продукт[Электронный ресурс] - режим
доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
16. Налоговые поступления в США [Электронный ресурс] - режим доступа: http://data.trendeconomy.ru/dataviewer/wb/wbd/wdi?ref_area=USA&series=GC_TAX