Факторы, определяющие эффективность управления земельно-имущественным
комплексом
УДК 332.3
А. Г. Григорян,
магистрант кафедры Экономики недвижимости, ФГБОУВО «ГУЗ», г. Москва
Аннотация: В статье рассматривается ситуация на уровне государственных структур, муниципалитетов. Затрагивается тематика развития управления-имущественного комплекса, как залога развития государства и улучшения благосостояния страны. Выдвигаются основные факторы и доводы проблем развития ЗИК в нашей стране, через решения которых можно добиться внутреннего развития страны и его населения.
Ключевые слова: земельно-имущественный комплекс, налоги, эффективность, государство, законодательство.
Земельно-имущественный комплекс - это объект, включающий в себя разносторонние интересы и факторы воспроизводственного процесса, в связи с этим управление такими комплексами также должно быть разносторонним, глубоким и эффективным. Это позволит развиваться и прогрессировать в первую очередь предпринимателям, а также муниципальным структурам, что влечет за собой, как мне кажется, достижение основной цели - благосостояния государства и его населения.
Так как ЗИК касаются и привлекают внимание всех сфер деятельности, то необходимо думать о проблемах в управлении ЗИК, которые непосредственным образом связаны с методологией формирования эффективных информационных и экономических механизмов данного комплекса.
К сожалению, многие правовые нормы, не решают многих вопросов связанных с проблемами в управлении ЗИК. Многие законы и подзаконные акты регулирующие земельные отношения изжили себя и противоречат друг другу, поэтому на мой взгляд необходимыми действиями в этой связи являются:
Во-первых, упорядочить законодательство о земле и свести все имеющиеся на этот счет акты в ЗК РФ;
Во-вторых, детализировать право, т. е. четко понимать кто и за что ответственен и какие права имеет;
Также я считаю, что важным в развитии ЗИК является система грамотного налогообложения. На данный момент, по моему мнению, необходим переход к единому налогу на недвижимость.
На сегодняшний день существует три вида налога:
- налог на землю;
- на имущество физических лиц;
- налог на имущество организаций.
Пополнение бюджета осуществится за счет полного учета, инвентаризации и рыночной оценки земли и имущества. А главное, что от единого налога на недвижимость будут пополняться местные бюджеты (кроме жилой недвижимости).
По моему мнению, делать единый налог на недвижимость по отношению к производственным объектам не целесообразно, потому что в некоторые муниципальные бюджеты будут попадать налоги от огромных производственных комплексов, которые имеют многомиллиардную стоимость, что может вызвать закорумпированность местной власти.
В связи с этим возникает предложение: передать на уровень муниципалитета налог на имущество тех организаций, которые расположены в жилых и общественно-деловых центрах населенных пунктов, а также офисные здания, торговые, развлекательные и прочие комплексы;
Также хотелось бы посмотреть развитие ЗИК с точки зрения экономических факторов, воздействующих на ее развитие. Я считаю необходимым для развитие следующие действия:
1. Привлечение инвестиций в муниципальные образования, а именно в городскую недвижимость, повышение ее капитализации и инвестиционной привлекательности муниципальных земель. Это будет толчком для развития всего муниципалитета, а потом и региона и сильно скажется на дальнейшем развитии остальных субъектов, главное создать эффективную конкурентную среду развития.
Для решения этой задачи необходима в первую очередь активизация работы органов местного самоуправления по завершению кадастровой оценки городских территорий.
2. Увеличение поступления земельных налоговых платежей и арендной платы в доход местного бюджета. Поэтому органам власти на местах необходимо организовать работу по выявлению, проведению, инвентаризации и постановке на налоговый учет объектов, долгие годы фиктивно числящихся как незавершенное строительство, а также самовольно занятых земельных участков.
Большое значение имеет эффективная организация системы управления земельно-имущественными комплексами городов.
Также, как уже было сказано прежде, во-первых, муниципалитеты зачастую имеют разную структуру управления ЗИК. Наиболее эффективной, как мне кажется, представляется модель, предполагающая, что вопросы планировки и застройки города и управления его земельно-имущественным комплексом будут подведомственны одному структурному подразделению муниципалитета, который отвечает за комплексное решение перечисленных проблем и поступление всех имущественных доходов в местный бюджет.
Во-вторых, следует установить четкий порядок межведомственного взаимодействия с территориальными органами по управлению ЗИК, с отделами Роснедвижимости, а также с местными муниципалитетами при подготовке материалов по распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности.
В-третьих, необходимо усовершенствование кадрового состава в муниципальных образованиях, занимающимися вопросами управления ЗИК.
В-четвертых, необходимо повысить уровень контроля за сохранностью, использованием по назначению, а также эффективностью использования муниципальной недвижимости, которая закреплена на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными хозяйствующими субъектами. Для этого необходимо проведение сплошной инвентаризации объектов недвижимости, которая находится в муниципальной собственности.
На рисунке 1 представлена диаграмма поступлений в бюджет РФ от муниципальных образований.
Рис. 1. Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет РФ в 2011-2017 гг., в млрд. рублей
Как можно заметить, исходя из диаграммы цифры поступлений в бюджет внушительные и составляют 15 % от ВВП страны, поэтому если решить множество тех проблем, которые описаны в данной статье можно этот показатель сделать парадоксально большим, так как в США для сравнения поступления в бюджет от муниципальных образований составляют в районе 2 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что на эффективность управления ЗИК могут влиять различные факторы, начиная от экономической стабильности в стране, общим состоянием законодательной базы и заканчивая необходимым информационным обеспечением. В настоящее время в России существует множество проблем, которые связаны с эффективностью управления ЗИК, а это отражается, в первую очередь, на доходности бюджета и уровня жизни населения. Для преодоления этих проблем необходимо, главным образом:
• упорядочить законодательную базу в сфере земельно-имущественных отношений;
• четко осуществлять учет и контроль земельных ресурсов и недвижимого имущества;
• актуализировать организацию в структуре управления ЗИК, межведомственное взаимодействие, порядок и дисциплину кадрового состава;
• повышать инвестиционную привлекательность в земельные ресурсы и недвижимость на ней.
Список использованной литературы
1. Волков, С.Н. Землеустройство: учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений / С.Н. Волков. М.: ГУЗ, 2013. 992 с.
2. Иванов, Н.Ю. Методологические новации при планировании рационального использования земель урбанизированных и межселенных территорий / Н.Ю. Иванов, Н.И. Иванов // Управление земельно-имущественными отношениями: материалы IX междунар. науч.-практ. конф., посвященной 10-летию факультета «Управление территориями». Пенза: ПГУАС, 2013. С. 43-49.
3. Теория и методика формирования и ведения государственного кадастра недвижимости муниципальных образований: монография / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, А.А. Мурашева и др. М: ГУЗ, 2010. 229 с.
4. Хаметов, Т.И. Земельно-имущественный комплекс как система управления объектами недвижимости [Текст] /Т.И. Хаметов //Финансы как особая форма экономических
отношений. Управление финансами. Сб. материалов международной НПК — Пенза: Приволжский дом знаний, 2007. -С.149-155 с. — 0,4 п. л.
5. Хлыстун В.Н., Мурашева А.А., Разяпов А.З. и др. Методологические основы развития рынка недвижимости/Под ред. А.А. Мурашевой. -М.: ГУЗ, 2017 -368 с.
6. Сай, С.И. Земельно-имущественный комплекс России как объект регулирования Текст. / С.И. Сай // Недвижимость и инвестиции. — 2011. — №4(9).-С. 5-12.
7. Плескачевский, B.C. Об основных направлениях повышения эффективности использования государственного имущества Текст. / B.C. Плескачевский // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2008. — №1(34) апрель. С. 32-36.
8. Валовой внутренний продукт [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ accounts/#
9. Налоговые поступления в США [Электронный ресурс] - режим доступа: http://data.trendeconomy.ru/dataviewer/wb/wbd/wdi?ref_area=USA& series= GC_TAX_omy.ru/dataviewer/wb/wbd/wdi?ref_area=USA&series=GC_TAX_ TOTL_GD_ZS