2. В настоящей работе предложен алгоритм консолидации результатов игр. Он призван решить противоречие между слишком большим числом относительно устаревших результатов участника соревнования и небольшим числом последних результатов. Если не использовать данные всего года, то для СЛУ может не быть решения. С этой целью данные за последний год заменяются гипотетическими результатами соседей по рейтингу. Это позволяет решать СЛУ при любом наборе данных. К этим гипотетическим результатам добавляются данные за 8 последних туров в футболе. В этом случае получается наибольшая точность результатов при гарантированном получении рейтингов из СЛУ.
3. Практическая реализация данного алгоритма была осуществлена аспирантом Михряковым С. на сайте http://ra-first.com/ru/soccer-world-cup-2018/ Созданный алгоритм можно будет проверить уже по окончании ЧМ 2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Полозов, А.А. Личное первенство в командном виде спорта без изменения структуры игры / А.А. Полозов, В. А. Щербакова // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 8. - С. 29-30.
2. Полозов, А.А. Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра / А.А. Полозов. - М. : Советский спорт, 2007. - 316 с.
3. Полозов, А.А. Система рейтинга в игровых видах спорта и единоборствах / А.А. Полозов. - Екатеринбург : Изд-во Уральского федерального ун-та, 1995. - 110 с.
4. Karminsky, A. Handbook of Ratings. Approaches to Ratings in the Economy, Sports, and Society/ A. Karminsky, A. Polozov. - London : International Publishing house "Springer", 2016. - 360 c.
REFERENCES
1. Polozov, A.A. and Scherbakova, V.A. (1998), "Individual competition in team sport without change of structure of game", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 29-30.
2. Polozov, A.A. (1995), System of the rating in game sports and single combats, UGTU-UPI Publishing house, Yekaterinburg.
3. Polozov, A.A. (2007), Rating in sport: yesterday, today, tomorrow, Soviet sport, Moscow.
4. Karminsky, A. and Polozov, A. (2016), Handbook of Ratings. Approaches to Ratings in the Economy, Sports, and Society, International Publishing house "Springer", London.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2018
УДК 796.07
ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ, С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ
ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА (В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВЯЗИ)
Александр Сергеевич Пономарев, сотрудник, Николай Иванович Биркун, сотрудник, Игорь Иванович Ветров, сотрудник, Антон Юрьевич Федоров, сотрудник, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел
Аннотация
В статье подчеркивается важность обеспечения будущего военного специалиста набором методик развития, с помощью физических упражнений, профессиональных качеств в широком спектре возможных условий несения службы. Решение задач более качественной подготовки военнослужащих, рассматриваемой нами специальности, возможно, включив в перечень направленных педагогических воздействий характерные военно-профессиональной деятельности выпускника упражнения, а также обеспечить их правильное применение в рамках самостоятельной
физической тренировки.
Ключевые слова: физические упражнения, курсант, самостоятельная физическая тренировка, военный вуз, специальные физические качества, военно-прикладные навыки.
CHARACTER OF USED EXERCISES IN THE COURSE OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING FOR THE PURPOSE OF FORMATION OF SPECIAL PHYSICAL QUALITIES AND SKILLS OF THE MILITARY SPECIALIST (IN THE
FIELD OF COMMUNICATION)
Aleksandr Sergeevich Ponomarev, the staff member, Nikolay Ivanovich Birkun, the staff member,
Igor Ivanovich Vetrov, the staff member, Anton Yurievich Fedorov, the staff member, Academy of the Federal Security Service of Russian Federation, Orel
Annotation
The article emphasizes the importance of providing the future military specialist with a set of methods of development, with the help of exercise, the professional qualities in a wide range of possible conditions of service. The solution of problems of qualitative training of military personnel, the specialty outlined by us, may include a list of the directed pedagogical influences, exercise characteristic to the military-professional activities of the graduate, as well as to ensure their correct application within the framework of the independent physical training.
Keywords: physical exercises, cadet, physical self-training, military higher school, special physical qualities, military-applied skills.
ВВЕДЕНИЕ
Сфера военного образования предлагает курсанту широкий диапазон воздействия на различные аспекты его личности. При этом обучающийся в военном вузе сталкивается с рядом затруднений, среди которых наиболее остро оказывает влияние на его работоспособность недостаток времени, а также ограниченные возможности использования тех или иных средств, способных повлиять на динамику его развития. Справиться с подобными негативными факторами возможно с помощью грамотного использования того перечня возможностей, которыми курсант обладает большую часть своего свободного времени, во время самостоятельной активности различного рода (самостоятельной физической тренировки), а также за счет четкого планирования последовательности действий. Таким образом, возможно решение различного рода проблем, в том числе и связанных со становлением будущего офицера, в частности в области формирования у него специальных физических качеств и навыков, оказывающих качественную поддержку служебно-профессио-нальной деятельности специалиста в области обеспечения связи.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Получение высокого уровня отдачи от самостоятельных занятий зависит от ряда факторов, которые в целом можно объединить в три группы, о чем свидетельствуют исследования в области самостоятельной активности в различных сферах деятельности, в том числе и физической культуре.
В рамках первой группы факторов, влияющих на эффективность самостоятельной деятельности, выделяются способы воздействия на объект активности подобного вида. Они могут быть внешними, когда оказывается влияние на занимающегося характерными субъектами данной деятельности, а также внутренними, когда сам объект путем имеющихся знаний и возможностей оказывает на себя то или иное воздействие. Основной задачей способов внешнего воздействия является получение обучающимся необходимой для самостоятельной деятельности информации и способностей к ней. Подтверждение данных слов находится в ряде исследований, среди которых работа Турбиной Н.Е., в которой
описываются условия организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе университета, в числе которых: мотивация, учебно-методическое обеспечение, поэтапное усложнение видов самостоятельной деятельности, управление самостоятельной деятельностью на основе индивидуализации обучения и др. [1]. К характерным способам самовоздействия обучающимся на свои способности можно отнести: самосовершенствование [2], креативность и творчество [3], самообразование [4], саморегуляция [5], аутогенная тренировка [6], проектная деятельность [7] и др. Следует учитывать и тот нюанс, что, несмотря на теоретически самостоятельное воздействие человека на свое состояние, фактически в этом процессе участвует неограниченное количество людей, представляя таким образом симбиоз объекта и субъектов процесса самостоятельной деятельности.
Ко второй группе факторов, влияющих на эффективность самостоятельной деятельности, относятся организационно-мотивирующие процессы. Грамотная организация любой деятельности значительно повышает шанс ее успеха [8]. Организационные мероприятия, направленные на самостоятельную деятельность, подразумевают четкое планирование предстоящих действий, как на короткие временные циклы, так и на долгосрочную перспективу. Также необходимо рассчитывать материальное обеспечение предстоящей деятельности, и из расчета на представленные возможности, в ходе выполнения запланированного процесса. Говоря о мотивации занимающегося самостоятельно, стоит упомянуть значительное количество исследований, подтверждающих важнейшую роль заинтересованности человека в выполнении действия. Среди работ в области мотивации обучающегося, значительная доля внимания обращена к физкультурно-спортивной деятельности, где данный фактор, является основополагающим в достижении поставленных целей [9]. Обладая весомыми аргументами к реализации самостоятельной деятельности, человек прикладывает значительно больше усилий к выполнению тех действий, которые повлекут достижение поставленных задач.
Третья группа факторов, влияющих на эффективность самостоятельной деятельности, объединяет средства ее реализации. Грамотно составляя набор средств, способных осуществить поставленные перед человеком цели, ограничивается возможность неудачи, а также значительно упрощается сам процесс. Используя эффективные средства в той или иной области, человек автоматически обрекает себя на успех, кончено, учитывая грамотное обращение с другими составляющими осуществления самостоятельной деятельности.
Таким образом, накладывая предложенную выше систему разграничения факторов на процесс самостоятельной физической тренировки, мы следуем конкретным рекомендациям, соблюдение которых способно подвести занимающегося к высоким результатам по итогам определенного периода проделанной самостоятельной работы над его способностями в области специальных физических качеств и военно-прикладных навыков. Занимающийся самостоятельной физической тренировкой должен:
1. Повсеместно сопровождаться специалистом по физической подготовке, а также иметь медицинское обеспечение, направленное на мониторинг состояния его здоровья ввиду дополнительной, весьма тяжелой и интенсивной физической нагрузки.
2. Быть обеспеченным необходимыми методическими и теоретическими знаниями в области физической тренировки, обладать достаточно развитыми физическими качествами, навыками и умениями для используемой системы тренировок.
3. Иметь доступ к использованию материально-технических средств, обеспечивающих качественное проведение тренировочной деятельности.
4. Быть уверенным в собственных силах, а также важности самостоятельных занятий физической тренировкой.
5. Использовать наиболее эффективные физические упражнения, активно применять оздоровительные силы природы, вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
В данной работе мы обратили внимание именно на последний пункт, перечисленных выше предписаний, для занимающегося самостоятельной физической тренировкой, так как именно грамотный подбор упражнений играет определяющую роль в динамике достижения, поставленных перед началом тренировочного процесса целей.
Физическое упражнение, являясь основным средством физической тренировки, предполагает выполнение элементарных движений, составленных из них двигательных действий и их комплексы, систематизированные в целях физического развития. Практика подготовки специалистов различной направленности определила зависимость физического упражнения от профессиональной деятельности соответствующей направленности. Следовательно, физические упражнения могут способствовать и формированию специальных физических качеств и навыков военного специалиста. Они предусматривают использование двигательных действий, подобных тем, что военнослужащие выполняют в процессе служебно-боевой деятельности.
В ходе подтверждения данного заключения, нами был проведен анализ деятельности военного специалиста (в области обеспечения связи). Специалист в данной области должен быть способен: длительное время выполнять свои обязанности без снижения их эффективности и качества во время несения боевого дежурства, производить установку в кратчайшие сроки мобильных пунктов связи, обеспечивать охрану и оборону места боевого дежурства и при любых условиях доставлять порученную ему информацию до адресата [10, 11]. Таким образом, руководствуясь конкретными действиями военнослужащего рассматриваемой нами категории, были выделены следующие группы упражнений, воздействующих на формирование их специальных физических качеств и навыков.
Группа статических упражнений. Данная группа определяется характером основной деятельности военного специалиста (в области обеспечения связи), а именно длительная работа с аппаратурой в малоподвижном состоянии. Использование статических физических нагрузок способствует привыканию организма к длительной работе в малоподвижном состоянии, что в свою очередь окажет положительное влияние на производительность служебно-боевой деятельности самого подготовленного военного специалиста. Ярким примером данной группы упражнений являются: удержание туловища в положении «упор лежа», вис на перекладине, угол в упоре на брусьях и др.
Группа упражнений на силовую выносливость. Использование аппаратуры, обеспечивающей связь, зачастую сопряжено с необходимостью ее установки и переноса на определенные расстояния, что требует от военного специалиста способности длительное время выполнять действия, связанные с переном, поднятием и опусканием значительных грузов. Следовательно, упражнения, развивающие силовую выносливость, смогут способствовать повышению качества данной деятельности, сокращению времени ее выполнения, а также к скорейшему выполнению дальнейших действий с используемой аппаратурой, без снижения эффективности и качества данных действий ввиду физического утомления. К упражнениям, способствующим развитию силовой выносливости, относятся: рывок гири, толчок гири, марш-броски на 5-10 км, комплексное силовое упражнение и др.
Группа военно-прикладных упражнений. Ввиду профессиональной особенности, военнослужащие должны быть готовы к противостоянию противнику и защите от его нападения при любых условиях. Упражнения развивающие военно-прикладные навыки способствуют общей физической тренировке организма занимающегося, а также обеспечивают его способность к решительным действиям в случае непосредственного столкновения с противником. Данные упражнения представляют собой наборы приемов и действий, отрабатывающих удары, приемы борьбы, перемещения и т.п.
Полный набор возможных упражнений из представленных групп, а также методика их рационального внедрения в процесс самостоятельной физической тренировки планируется представить в виде методического пособия для военных специалистов (в области
обеспечения связи). Но уже на сегодняшний момент использование подобного рода упражнений в представленной нами интерпретации дает положительную динамику в качестве подготовки будущих военных специалистов. В ходе работы по контролю и проведению самостоятельной физической тренировки курсантов военного вуза, готовящего специалистов в рассматриваемой нами области, была дана возможность 1 группе курсантов общей численностью 42 человека, использовать в своем тренировочном процессе упражнения и методики, способствующие, по нашему мнению, формированию специальных физических качеств и навыков, а другие 42 человека из 2 группы занимались в соответствии со стандартными программами тренировок. Перед этим, были получены результаты выполнения упражнений курсантами, которые были включены в группы: рывок гири 24 кг, удержание положения «упор-лежа» и контрольное выполнение приемов рукопашного боя. По истечении трех месяцев, 1 группа курсантов показала положительную динамику роста результатов в выдвинутых на проверку упражнениях, а 2 группа осталась на практически таком же уровне, о чем свидетельствуют данные из таблицы 1.
Группы Рывок гири 24 кг (общ. кол. раз/кол. выполняющих) Удержание положения упор лежа общ. кол. сек./кол. выполняющих) Выполнение 5 приемов рукопашного боя (средний балл)
1 результаты 2 результаты 1 результаты 2 результаты 1 результаты 2 результаты
1 группа 45,69 53,52 161,42 221,42 3,71 4,4
2 группа 45,02 46,12 156,64 167,78 3,64 3,72
Для понимания воздействия развития специальных физических качеств и навыков на профессиональное становление будущих военных специалистов (в области обеспечения связи), нами были проанализирована учебная деятельность группы обучающихся, с которой проводилась работа в рамках рассматриваемой проблемы. Особое внимание уделялось дисциплинам профилирующей направленности, которые подразумевают использование в процессе обучения сдачу практических нормативов, характеризующих будущую профессиональную деятельность военного специалиста. Примером таких нормативов может служить развертывание мобильных пунктов связи, решение практических задач по обеспечению связи на специальной аппаратуре и др. В ходе сравнения средних баллов, которые выведены по результатам сдачи перечисленных испытаний до и после начала занятий на самостоятельных физических тренировках с 1 группой (таблица 2), мы пришли к выводу о том, что повышение уровня сформированности специальных физических качеств и навыков, способствует повышению качества выполнения конкретных действий, которые предстоит выполнять будущему военному специалисту, в ходе военно-профессиональной деятельности.
Таблица 2 - средний балл (по пятибалльной шкале) сдачи практических нормативов по специальным учебным дисциплинам__
Группы Средний балл Разница в баллах
1 результаты 2 результаты
1 группа 3,89 4,25 0,36
2 группа 3,92 4,04 0,12
Таким образом, значение самостоятельной физической тренировки и используемых в процессе ее организации и проведения средств, может иметь весомое значение для становления будущего военного специалиста (в области обеспечения связи) не только в плане общего физического развития, но и как фактор получения профессиональной подготовки, в виде специальных физических качеств и навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельная физическая тренировка для будущего военного специалиста (в области обеспечения связи) может оказаться значительным механизмом, способствующим
качественной подготовки к профессиональной деятельности, после окончания военного вуза. И ее роль в учебном процессе необходимо обозначать не только с позиции физического совершенствования курсантов, но и с точки зрения их специальной подготовки к военно-профессиональной деятельности.
Сделанные в ходе данной работы выводы подразумевают обеспечение курсантов, занимающихся самостоятельной физической тренировкой, необходимой базой физических упражнений, которые способны оказать качественное воздействие на занимающегося и развить его специальные физические качества и навыки. Подбор таких упражнений важно осуществлять в симбиозе со специалистом по физической подготовке, а также медицинским работником, которые с профессиональной точки зрения могут учесть индивидуальные особенности курсанта и выделить максимально приближенные к его данным упражнения, а также технику их выполнения.
Важной также остается проблема мотивации будущих военных специалистов к самостоятельным занятиям физической подготовкой, так как их понимание целей и задач, которые возможно решить с помощью такого рода занятий, ограничивается общими знаниями о физической тренировке. Факт же воздействия правильной подготовки специалиста с физической стороны на служебно-профессиональную сторону его личности, остается для многих не до конца осознанным и требует доработки в этом отношении. Следовательно, решение задач более качественной подготовки военнослужащих, рассматриваемой нами специальности, возможно, включив в перечень направленных педагогических воздействий характерные военно-профессиональной деятельности выпускника упражнения, а также обеспечить их правильное применение в рамках самостоятельной физической тренировки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Турбина, Н.Е. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе университета : дис. ... канд. пед. наук / Турбина Н.Е. - Воронеж, 2011. - 261 с.
2. Елистратова, М.Е. Самосовершенствование как способ развития личности / М.Е. Ели-стратова // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 1 (15). - С. 63-67.
3. Созыкина, Л.С. Развитие креативности и творчества учащихся как способ формирования компетенции личностного самосовершенствования / Л.С. Созыкина // Становление основ гражданской идентичности обучающихся: теория и практика : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ульяновск, 2013. - С. 145-148.
4. Мазитова, Р.И. Самообразование как способ самосовершенствования личности / Р.И. Мазитова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 4. - С. 12-17.
5. Кочеткова, С .В. Саморегуляция как способ психического самосовершенствования в процессе спортивной и военно-прикладной подготовки / С.В. Кочеткова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 1. - С. 69-73.
6. Легостаев, Г.Н. Аутогенная тренировка как один из возможных способов самосовершенствования человека / Г.Н. Легостаев, Л.Н. Зацепина // Практическая психология образования XXI века: психологическое сопровождение образовательного процесса : сборник научных статей и материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. - Коломна, 2013. - С. 99-103.
7. Скобцова, И.В. Проектная деятельность как один из способов формирования компетенции личностного самосовершенствования / И. В. Скобцова // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее : сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции : в 7 частях. - Тамбов : Изд-во ТРОО "Бизнес-Наука-Общество", 2012. - Ч. 6. - С. 119-120.
8. Сухоруков, В.Н. Процесс организации самостоятельной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / В.Н. Сухоруков, А.А. Танасчишин // Физическая подготовка - основа боеспособности войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции. - Пермь, 2016. - С. 153-154.
9. Гарипов, Г.Р. К вопросу о значении мотивации студентов к занятиям физической культурой в формировании всесторонне развитой личности / Г.Р. Гарипов, Р.А. Загидуллин // Наука,
физическая культура и спорт : материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Барнаул : Мир науки, 2017. - С. 205-211.
10. Церфус, Д.Н. Физиологическое обоснование направлений коррекции функционального состояния курсантов высших военно-учебных заведений связи : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Церфус Д.Н. - М., 2006. - 24 с.
11. Червяков, Ю.А. Оптимизация профессиональной подготовки курсантов высших военно-учебных заведений связи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Червяков Ю.А. - М., 2002. - 24 с.
REFERENCES
1. Turbina. N.E. (2011), Pedagogical conditions of the organization of independent activity of students in the educational process of the university, dissertation, Voronezh.
2. Elistratova, M.E. (2014), "Self-improvement as a way of personal development", Graduate student. Supplement to the journal Bulletin of Transbaikal State University, No. 1 (15), pp. 63-67.
3. Sozykina, L.S. (3013), "Development of creativity and new vision of students as a way of forming the competence of personal self-improvement", Formation of the bases of civil identity of students: theory and practice: Materials of the all-Russian scientific-practical conference with international participation, Ulyanovsk, pp. 145-148.
4. Mazitova, R.I. (2013), "Self-education as a way of self-improvement of personality", Education and upbringing: methods and practice, No. 4, pp. 12-17.
5. Kochetkova, S.V. (2012), "Self-regulation as a way of mental self-improvement in the process of sports and military-applied training", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 1, pp. 69-73.
6. Legostaev, G.N. and Zatsepina, L.N. (2013), "Autogenic training as one of possible ways of self-improvement of the person", Practical psychology of education of the XXI century: psychological accompaniment of the educational process: collection of scientific articles and materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, Kolomna, pp. 99-103.
7. Skobtsova, I.V. (2012), "Project activity as one of the ways of forming the competence of personal self-improvement", Actual problems of science and education: past, present, future: collection of scientific works on the materials of the International extramural Scientific and Practical Conference: in 7 parts, publishing house "Business-Science-Society", Tambov, part 6, pp. 119-120.
8. Sukhorukov, V.N. and Tanaschishin, A.A. (2016), "The process of organizing independent physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Physical training is the basis for the combat capability of the troops of the national guard of the Russian Federation.: collection of scientific articles of the interuniversity scientific and practical conference, Perm, pp. 153-154.
9. Garipov, G.R. and Zagidullin, R.A. (2017), "To the question of the importance of students motivation for practicing physical culture in the formation of a fully developed personality", Science, physical culture and sport: materials of the extramural All-Russian scientific-practical conference with international participation, World of sciences, Barnaul, pp. 205-211.
10. Zerfus D.N. (2006), The physiological substantiation of the directions of correction of the functional state of cadets of higher military educational institutions of communication, dissertation, Moscow.
11. Chervyakov, Yu.A. (2002), Optimization ofprofessional training of cadets of higher military educational institutions of communication, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2018
УДК 796.011.3
ХАТХА-ЙОГА И ПЛАВАНИЕ В КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА
Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент,
Евгений Владимирович Липский, кандидат педагогических наук, доцент, Вера Сергеевна Бабина, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
В статье предлагается разработанная авторами комплексная методика оздоровления с применением гимнастики хатха-йоги в сочетании с традиционным средством физической культуры