Литература
1. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. - М., 1991 (репринт).
2. Гомо Сум. Гиллелизм. Проект решения еврейского вопроса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esperanto-mv.pp.ru/hilelismo/hilelismo_m.html (дата обращения 13.01.2010).
3. Российский эсперантист. 1906. № 1.
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СТАБИЛЬНОСТЬ В АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Литвиненко В.Т.,
кандидат юридических наук, доцент Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Ставрополе
г. Ставрополь, Россия
Как известно, Кавказ в настоящее время является одним из регионов мира, где возможны вспышки конфликтов, носящих этно-религиозно-территориальный характер с акцентированием на одном из трёх компонентов - этническом, религиозном, территориальном.
Причинами возникновения межэтнических конфликтов могут быть как лежащие на поверхности факторы, так и являющиеся латентными, скрытыми от большинства представителей этнических групп.
В одной из своих работ политолог Пол Брасс показывает, что конкуренция между группами элиты является основным катализатором развития этнического конфликт [1]. В то же время, специалисты отмечают, что одной из особенностей менталитета горских народов Кавказа является то, что они веками ориентировались на «разрешение» конфликтов с помощью силы [2]. На это ориентированы как горские народы, так и часть казачества.
«Мы не имеем права вооружать казаков и вводить в Абхазию войска, поскольку эта земля не принадлежит России», - подчеркнул в одном из интервью тогдашний советник президента РФ по вопросам казачества Геннадий Трошев. В то же время, по словам генерала, казаки и другие общественные организации вправе оказывать помощь братьям-казакам, проживающим в зоне конфликта [3]. К счастью, во время конфликта августа 2008 года казаки в организованном порядке не принимали участия в боевых действиях в Южной Осетии.
Тем не менее, воинственный настрой части казачества не изменился. "Казачьи войска оказывали и будут оказывать помощь гражданам РФ, проживающим в Абхазии, Южной Осетии и в Крыму, где также нездоровая атмосфера", - заявил 30 апреля 2008 года на пресс-конференции в Ростове-на-Дону депутат Госдумы, верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий. Казачьи атаманы давно грозят в случае грузинской агрессии против Северной Осетии и Абхазии направить туда своих казаков. К войне им не привыкать: за последние годы они воевали не только в Абхазии, но и в Приднестровье, и Югославии.
"В случае вторжения подразделений Грузии на территорию Абхазии казаки поедут, как и 15 лет назад, защищать республику вместе с местными жителями", - сказал атаман, отметив, что он не может "ни заставить, ни запретить казакам выехать на территорию Абхазии". Отметим, что Союз казачьих войск России и зарубежья и казаки Абхазии еще в августе 2006 года подписали "Договор о сотрудничестве в экономической, культурной, общественно-политической, военной сферах". В этом договоре оговорено, что гражданам России, проживающим в Абхазии, по мере необходимости будет оказана "всяческая помощь", в том числе и военная.
Затем атаманы заявляли, что помощь Абхазии и Южной Осетии тоже не будет лишь на словах. По словам атамана Всевеликого войска Донского (нереестрового) генерала казачьих войск Николая Козицына, в случае нападения Грузии на Абхазию казачество России направит на помощь абхазскому народу от 10 до 15 тысяч добровольцев. «Это будут не юноши, а бойцы, имеющие многолетний опыт боевой службы, - заявил журналистам начальник политического управления войска Владимир Филонов. - За последние годы казакам довелось воевать не только в Абхазии (тогда там погибло 12 человек), но и в Приднестровье и Югославии. Если в 1993 году в Абхазии воевало около тысячи казаков, то теперь их будет значительно больше». Такое решение, по
словам Филонова, было принято на правлении войска. «Как и в первую войну, казаков будут вооружать в Абхазии, - подчеркнул Филонов». Кроме того, казаки готовы «оказать помощь и братскому народу Южной Осетии в аналогичной ситуации» [4].
Готовы были к войне и терские казаки. «В случае агрессии Грузии против Абхазии казачество Терского войска направит на помощь республике своих казаков, которые встанут на защиту и русского населения, проживающего там, - сказал атаман Терского войска Василий Бондарев. - У нас есть добровольцы». При этом атаман не стал уточнять их количество, лишь подчеркнув: «Сколько надо - столько и направим». По словам Василия Бондарева, казаки-терцы направятся в Абхазию сразу же, как только их позовут власти непризнанной республики. Там же их будут и вооружать [5]. Казачьи войска Всевеликого войска Донского готовы прийти на помощь российским гражданам, проживающим не только в Абхазии, Южной Осетии, но и в Крыму. Важно отметить, что хотя процитированные высказывания по всем признакам попадают под определение экстремистской деятельности, руководство России предпочитает их не замечать, что дает сопредельным государствам обвинять РФ в потворстве подготовке наемников.
Подобная активность казаков и представителей горских народов может играть на руку заинтересованным в начале военных действий акторам. «Ряд влиятельных советников и структур вокруг президента Саакашвили кажутся все более убежденными в том, что военная операция <...> осуществима и необходима», — говорится в докладе, подготовленном неправительственной организацией The International Crisis Group (ICG), базирующейся в Брюсселе. По данным авторов доклада, беседовавших в Тбилиси с высокопоставленными чиновниками, последние два года ближайшие соратники президента Михаила Саакашвили обсуждают возможность вернуть силой под свой контроль хотя бы часть абхазской территории. Поводом для начала военной операции может стать «российская провокация» или же «организованный инцидент» [6]. Поскольку казаков спровоцировать не так сложно, то в интересах национальной безопасности России необходимо принять меры по недопущению указанного варианта эскалации напряженности и возможной гибели граждан России.
Важно отметить, что в квазигосударствах с каждым годом становится все больше вооружений. К примеру, в июле 2006 года в результате обысков у населения Сванетии грузинскими силовыми структурами были изъяты десятки автоматов, гранатометы, большое количество боеприпасов и даже шесть ПЗРК "Стрела" и "Игла". В Абхазии гражданам официально запрещено иметь у себя танки и бронетранспортеры, иные виды вооружения разрешены и даже рекомендовано их иметь на случай возможной агрессии со стороны Грузии. В Приднестровье ситуация осложняется наличием оставшихся со времен СССР складов боеприпасов, большая часть которых подлежит утилизации.
Оборонный бюджет Грузии превышает 7% от ВВП, что явно отражает ориентацию руководства Грузии на использование вооруженных сил для разрешения проблемы непризнанных государств, что и подтвердилось в августе 2008 года. Для защиты от возможного нападения Абхазия ежегодно выделяла 22% республиканского бюджета, при этом руководство республики утверждает, что всегда самостоятельно финансирует собственные вооруженные силы, а внешняя помощь крайне незначительна. С обеих сторон строятся новые фортификационные сооружения, периодически к границе подтягивается большое количество современной военной техники.
Нарастание на Кавказе угрозы военного конфликта фиксировалось не только отечественными, но и зарубежными политиками и учеными. В частности, Дитер Боден - экс-представитель Генерального секретаря ООН по грузино-абхазскому урегулированию, бывший руководитель Миссии ООН по наблюдению в Грузии (UNOMIG) пришел к выводу, в соответствии с которым, «взрывоопасный потенциал Кавказа, включая относящийся к Российской Федерации Северный Кавказ, сегодня, в эру глобальных угроз, воспринимается острее, чем еще несколько лет назад. Спектр его воздействия широко распространяется не только на непосредственно затронутые регионы, но и на Европу, на Ближний и Средний Восток. Только этим можно объяснить тот факт, что к миротворческим усилиям подключились новые действующие лица, как, например, Европейский союз. Правда, обостренное осознание исходящей из Кавказского региона угрозы пока не привело к существенному прогрессу в деле урегулирования конфликтов»[7]. Более того, официальный Тбилиси добивался вывода российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии и введения вместо них международных полицейских сил, что было неприемлемо для вышеуказанных тогда еще непризнанных государств.
Политолог, советник президентов Грузии Михаила Саакашвили и Эдуарда Шеварднадзе Ра-маз Сакварелидзе пишет: «Если Россия выполнит обещание и сделает шаг в сторону независимости Абхазии и Южной Осетии только из-за ошибок, допущенных западными странами в плане признания Косово, так сказать назло Западу, то это реально грозит войной. Потому что у Грузии не останется другого выхода, как начать проигрышную войну. Но она должна как-то застолбить свой интерес в вопросе Абхазии и Южной Осетии и настаивать на этом интересе» [8]. Как показала практика, Россия была вынуждена признать суверенитет Абхазии и Южной Осетии, чтобы не допустить повторения событий августа 2008 года и тем самым защитить проживающих на этих территориях своих граждан.
В указанном контексте достаточно показательно, что именно в разгар первого грузино-осетинского вооруженного конфликта, 29 мая 1992 года Верховный Совет республики принял Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия. Практически все годы после окончания вооруженной фазы конфликтов фиксируется появление в «горячих точках» диверсионных групп, которые занимаются разведкой и устраивают провокации с человеческими жертвами. Грузинские диверсионные и партизанские отряды, достаточно активно действовали в районе административной границы между Грузией и Абхазией в 1990-е. Некоторые из задержанных грузинских диверсантов, помимо прочего занимались похищениями людей. После оказания диверсантам противодействия и активного неприятия подобных действий международными организациями эти отряды в первые годы XXI века прекратили боевые действия и самораспустились.
Тем не менее, до начала пятидневной войны августа 2008 года периодически совершались нападения на посты и транспортные колонны миротворцев. Грузинская сторона неоднократно препятствовала передвижению миротворческих патрулей и автомобильных колонн миротворцев. Апофеозом этой политики стало нападение регулярных грузинских войск на посты миротворцев в Южной Осетии в августе 2008 года
Что касается РФ, то ее средне- и долгосрочные интересы совершенно очевидно требуют стабильности на Южном Кавказе и в Молдавии. Отсюда вытекает стратегия обеспечения национальной безопасности, ориентированная на необходимость справедливого согласования интересов всех участвующих в конфликтах сторон. В этом контексте законные интересы безопасности России в приграничных регионах должны учитываться международными акторами в той же мере, в какой и законное право метрополий, от которых отколись квазигосударства, на обеспечение своей территориальной целостности.
Литература
1. Brass P.R. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. -Newbury Park, CA: Sage Publications. 1985.
2. Соловьев В.А. Проблемы урегулирования этнотерриториальных конфликтов и ликвидации их последствий // Ксенофобия на Юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления / Отв. ред. В.В. Черноус. Вып. 6. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ. 2002. С. 114.
3. Шаповалов А. Геннадий Трошев помирился с донскими казаками. Войсковой круг отказался от намерения «всыпать плетей» советнику президента РФ // Независимая газета, 2006, 14 августа. С. 6.
4. Шаповалов А., Серенко А. Атаманы ждут часа «Х» Российское казачество готово снова повоевать в Абхазии // Независимая газета, 2006, 4 августа. С. 5.
5. Там же.
6. Баусин А. В Тбилиси планируют абхазский блицкриг // Ведомости, 2008, 5 июня.
7. Боден Д. Конфликты в Грузии: как быть дальше? // Россия в глобальной политике, 2007, № 6, Ноябрь - Декабрь.
8. Сакварелидзе Р. Признание независимости приведет к войне // Независимая газета, 2007, 6 декабря.