; учебное пособие I Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону ; Феникс, 2000. - 416 с.
3. Голубева, Г.Н. Этапы формирования двигательного режима ребенка до 6 лет II Материалы итоговой научной конференции финала Казанского государственного университета в г. Набережные Челны. - Набережные Челны, 2006. - С. 198-202.
4. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста і методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ I Т. А. Тарасова. - М. і ТЦ Сфера, 2005. - 176 с. - (приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения і методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений I под ред. С.О. Филипповой. - СПб. і ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 416 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ В
СПОРТЕ»
Михаил Алексеевич Шансков, кандидат биологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Борис Петрович Усольцев, кандидат технических наук, профессор, Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова (БГТУ Военмех им. Д. Ф. Устинова), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты психодиагностического исследования факторной структуры управленческих способностей студентов, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте».
Ключевые слова: управленческие способности, факторная структура, менеджмент в спорте
FACTORIAL STRUCTURE OF ADMINISTRATIVE ABILITIES OF THE STUDENTS SPECIALIZED IN «MANAGEMENT IN SPORTS»
Michael Alekseevich Shanskov, the candidate of biological sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Gennadii Nikolaevich Ponomarev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg,
Boris Petrovich Usoltsev, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Ustinov Baltic State Technical University “VOENMEKH”, St.-Petersburg,
Annotation
The article presents the results of psychodiagnostic research of factorial structure of administrative abilities of the students specialized in «management in sports».
Keywords: administrative abilities, factorial structure, management in sports.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность менеджера представляет управленческий труд, направленный на решение целей и задач конкретной компании той или иной сферы эко-
номики. Менеджер обладает полномочиями по принятию решений управленческого характера и полностью отвечает за результаты работы предприятия. Анализ особенностей профессиональной деятельности менеджера, проведенный в [1], показал, что под профессиональным потенциалом менеджера следует понимать целостную систему, включающую в себя ресурсные возможности менеджера, состоящие из следующих компонентов: личностные качества, профессионально-управленческие знания и способности в сфере управленческой деятельности. Авторы считают, что для мониторинга состояния профессионального потенциала менеджера необходимо иметь диагностический инструментарий, включающий критерии, показатели и методики оценивания. Значительное место в структуре управленческих способностей занимает социальная компетентность. Под социальной компетентностью менеджера понимаются его способности эффективно выстраивать свое взаимодействие с различными субъектами в соответствии с принятыми в организации нормами и правилами поведения [2]. Цель настоящего исследования состояла в выявлении факторов, определяющих структуру управленческих особенностей у студентов, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте»
МЕТОДИКА
Решение поставленной цели в данной работе осуществлялось с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса Мультипсихометр. Применялись методики для оценки ограничений менеджерского потенциала по М. Вудкоку и Д. Френсису, «цикл управленческих умений» по К. Вильсону, коммуникативных и организаторских склонностей по Б. А. Федоришину, социально-психологического климата по О. Михалюк и А. Шалыто, аффилиации по А. Мехрабиану, личностной тревожности по Ч. Д. Спилбергеру, субъективной оценки межличностных отношений (СОМО) по С.В. Дух-новскому. Результаты тестирования помимо количественных выражений оценивались по 10-стэновой шкале. Факторный анализ проведен по методу главных компонент с ротацией референтных осей по варимакс-критерию. В исследовании приняли участие 36 студентов 4 курса БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения факторной структуры управленческих способностей у студентов был проведен анализ 48 показателей по 7 психодиагностическим тестам. Факторный анализ продемонстрировал, что структура управленческих способностей определяется 7 самостоятельными факторами, охватывающими 100 % всей дисперсии выборки (Рис. 1).
Рис. 1. Факторный анализ психодиагностических показателей студентов специальности
«Менеджмент в спорте»
Суммарная дисперсия трех наиболее представительных факторов достигает 74,77% общей дисперсии выборки. При этом на долю двух наиболее значимых приходится более половины (58%) общего веса. Наиболее весомым - 36,20% - в структуре управленческих способностей будущих менеджеров оказался фактор, состоящий из 6 показателей, характеризующий способность к прогнозированию. В данном факторе ведущее место заняли показатели четкость ценностей, организация работы группы, четкость целей, навыки решения проблем, самоуправление (методика оценки ограничений менеджерского потенциала) и показатель разъяснение целей (методика «цикл управленческих умений»). Второй фактор с дисперсией 22,09% содержит в себе 13 параметров, характеризующих включенность в работу, поощрение, качество работы, контроль времени, компетенцию менеджера, уровень напряженности, доверие подчиненных, планирование рабочего процесса, духовный настрой, профессиональная компетентность подчиненных, создание команды, сплоченность группы и влиятельность. Первые пять показателей играет важную роль, о чем свидетельствуют высокие значения корреляционных коэффициентов (от 0,95 до 0,82). Этот фактор определен нами как командный потенциал.
Третий фактор образуют 7 показателей, характеризующих особенности межличностного взаимодействия студентов. Его дисперсия достигает 16,48%. В нем сосредоточены эмоциональный, поведенческий и интегративный показатели психологического климата, стремление к принятию, понимание управления, профессиональный рост подчиненных, создание рабочих условий. Этот фактор был назван фактором групповой сплоченности. Еще один фактор 4 - с дисперсией 9,07% составлен из 4 показателей, характеризующих отчужденность, дисгармонию и конфликтность в межличностных отношениях, а также саморазвитие. Он получил название психологической совместимости. Пятый фактор с дисперсией 7,80% также составили четыре показателя (творческий подход, коммуникативные способности, личностная тревожность и когнитивный компонент психологического климата), обладающих высокими корреляционными взаимосвязями (от - 0,76 до - 0,85). Фактор был нами определен как коммуникативная изобретательность. Следующие два фактора обладают незначительными долями в дисперсии. В шестом факторе, на долю которого приходится 4,58% общей дисперсии, сгруппировались 3
показателя, один из которых - ориентация на людей - имеет высокое значение -
0,92, а два другие - организационные способности и способность руководить обладают низкими величинами корреляционных взаимосвязей (-0,49 и -0,45). Этот фактор определен как открытость руководителя. Следующий седьмой фактор с дисперсией 3,78% образован также тремя показателями. В него входят показатели обратная связь, контроль деталей и умение обучать. Это характеризует его как адаптивную самоорганизацию.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Факторный анализ показал, что структура управленческих способностей у студентов, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте» определяется пятью наиболее значимыми факторами с дисперсией от 36,20% до 7,80%. Этими факторами являются способность к прогнозированию, командный потенциал, групповая сплоченность, психологическая совместимость и коммуникативная изобретательность. Несколько меньшее значение студенты уделяют факторам открытости руководителя и адаптивной самоорганизации. Более глубокий анализ полученных результатов ограничивают отсутствие модельных характеристик (тестовых норм), полученных на менеджерах среднего и высшего звена специальности «менеджмент в спорте», а также то, что в настоящей версии Муль-типсихометра представлен исключительно самооценочный вариант методики. Применение варианта опросников для оценки менеджера коллегами - начальником, равными по должности сослуживцами, подчиненными - позволит существенно повысить объективность анализа структуры управленческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дергалева, И. Ю. Мониторинг профессионального потенциала менеджера I И.Ю. Дергалева, И.В. Резанович II Вестник ЮУрГУ. - 2008. - № З0. - С. 50-57.
2. Калугина, Т.Г. Сущностные характеристики и структурные компоненты социальной компетентности менеджеров I Т.Г. Калугина, Н.И. Терещук II Вестник Челябинского государственного университета. - 200б. - № 5. - С. 91-95.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.799
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СПОРТА В РЕГИОНЕ (НА
ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ДЗЮДО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 1996-2011 ГГ.)
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент,
Максим Николаевич Егоров, ассистент,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)
Аннотация
В статье рассматривается возможность внедрения балльно-рейтингового метода в методологию изучения спортивного краеведения. Использование данного инструментария позволило объективно (опираясь па цифры) определить наиболее успешные спортивные коллективы, спады и подъёмы в соревновательной результативности борцов Липецкой области. Апробированные в результате исследования подходы могут использоваться при анализе диалектики развития различных видов спорта в регионах России.
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, дзюдо, история, Липецкая область.
RATING SYSTEM AS A METHODICAL UNIT OF SPORT DEVELOPMENT HISTORICAL RESEARCH IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE JUDO HISTORY IN LIPETSK REGION IN 1996-2011)
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maxim Nikolaevich Egorov, the assistant,
Yelets State University named after I.A. Bunin
Annotation
The article considers the possibility of rating system introduction in the research methodology of sporting local history. Usage of this instrument allows to detect objectively (basing on the numerical data) the most effective sporting groups, increase and decrease in the competitive efficiency of wrestlers. The approaches tested as a result of the research may be used in analysis of different kinds of sport development dialectics in any Russian regions.
Keywords: rating system, judo, history, Lipetsk region.
ВВЕДЕНИЕ
Идея использования различных вариаций балльно-рейтинговых систем в спорте не нова. Они с успехом применяются при неофициальном определении стран победителей и призёров Олимпийских игр, эффективности работы спортивного коллектива, состава участников крупных спортивных форумов и пр. В то же время на сегодняшний день специалисты сферы физической культуры и спорта серьёзный потенциал данной методики используют не в полной мере.
МЕТОДИКА
Так, занимаясь исследованием истории самбо и дзюдо Липецкой области, мы столкнулись с проблемой систематизации и анализа большого массива данных. Разра-