Научная статья на тему 'Факторы компьютерной тревожности в освоении информатики'

Факторы компьютерной тревожности в освоении информатики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
453
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуликов С. Е., Жуликова О. В.

В статье рассматриваются факторы возникновения компьютерной тревожности. Неспособность самостоятельно работать с компьютерными технологиями формирует отрицательные эмоции и психологический дискомфорт по отношению к компьютеру. Большинство студентов считают себя продвинутыми пользователями, так как хорошо освоили информационно-коммуникативные и поисковые технологии на различных платформах, однако мало интересуются многообразием возможностей даже этих технологий. Формирование компьютерной тревожности у студентов зачастую связано с методами преподавания предметов информационного цикла. Создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места компьютера в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию изучения. «Безболезненное» обучение требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым в ходе обучения, что способствует профилактике и преодолению компьютерной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы компьютерной тревожности в освоении информатики»

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

ФАКТОРЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ОСВОЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

С.Е. Жуликов, О.В. Жуликова

В статье рассматриваются факторы возникновения компьютерной тревожности. Неспособность самостоятельно работать с компьютерными технологиями формирует отрицательные эмоции и психологический дискомфорт по отношению к компьютеру. Большинство студентов считают себя продвинутыми пользователями, так как хорошо освоили информационно-коммуникативные и поисковые технологии на различных платформах, однако мало интересуются многообразием возможностей даже этих технологий. Формирование компьютерной тревожности у студентов зачастую связано с методами преподавания предметов информационного цикла. Создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места компьютера в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию изучения. «Безболезненное» обучение требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым в ходе обучения, что способствует профилактике и преодолению компьютерной тревожности.

Ключевые слова: компьютеризация, компьютерная тревожность, информационные технологии.

Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, ряд исследователей выделяет феномен компьютерной тревожности.

Условно пользователей по уровню тревожности в восприятии компьютеров можно разделить на три группы:

- тех, кто является активным пользователем и, собственно, тревожность в отношении компьютеров не испытывают;

- тех, кто отрицает для себя возможность использования компьютеров в профессиональной деятельности или бытовых вопросах повседневной жизни, не осознавая того факта, что на самом деле часто пользуются компьютерными технологиями без компьютера как такового - оплата через терминалы, пользование современной бытовой техникой, в том числе сотовым телефоном, вождение автомобиля, применение современных измерительных приборов;

- тех, кто имеет компьютер и использует его по мере необходимости, ограничиваясь программами, не требующими специального освоения и изучения.

Именно третья группа пользователей наиболее склонна к проявлению компьютерной тревожности и чаще всего встречается среди студентов.

Компьютерная тревога отличается от негативного отношения к компьютеру, информатике. Компьютерная тревожность - более аффективно окрашенное ситуативное переживание, возникающее при непосредственном использовании либо при обдумывании (обсуждении) возможности использования ЭВМ. Таким образом, ею страдают люди, для которых вопрос освоения и применения компьютера уже положительно решен ими или обстоятельствами.

Компьютерная тревожность негативно значимо коррелирует с доверием и симпатией к технике, с практическим опытом. Обширная библиография по компьютерной тревожности и психологическим аспектам использования компьютеров показывает, что почти 70% сообщавших о том, что они испытывают компьютерную тревожность, не были практиками.

Установлено, что высокая компьютерная тревожность отрицательно сказывается на успешности обучения работе на компьютере. Формирование компьютерной тревожности у студентов зачастую связано с методами преподавания предметов информационного цикла. Так как данный феномен порождается, прежде всего, ситуацией освоения и использования компьютерных технологий для

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

решения практических задач - как профессиональных, так и жизненных.

В случае, когда студент не способен самостоятельно освоить ту или иную программу, решить задачу и выполнить практическую работу с использованием компьютерных технологий, у него формируются отрицательные эмоции и психологический дискомфорт по отношению к компьютеру в целом, что требует выхода из ситуации. Поведение при выходе может быть двух типов: поведение избегания или внутреннее изменение.

Конечно же, в современном мире студенты не могут избегать компьютеров, так как они понимают, что это технологии не только сегодняшнего дня, но и будущего, поэтому избегание проецируется в уход от данной ситуации - отказ выполнять задание, принижение собственной самооценки и интеллектуальных возможностей, ускользание от самостоятельного решения задания, вплоть до списывания и плагиата. Единственный положительный эффект, который может дать такое отношение к проблеме, -поиск альтернативных путей решения задачи в рамках компьютерных технологий иными программными средствами, разработка собственного программного продукта, создание информационного объекта другого формата.

Более того, собственные наблюдения свидетельствует об интенсивном использовании студентами современных компьютерных технологий не только в процессе обучения, но и в обыденной жизни. Как и по данным зарубежных авторов, основными сферами применения компьютера российскими студентами являются обработка тестов, работа с электронными таблицами и компьютерные игры.

Поведение, связанное с внутриличност-ным изменением, опирается на внутреннюю потребность студента освоить данный программный продукт, решить задачу или выполнить практическую работу с помощью компьютерных технологий, что влечет трансформацию мотивации работы за компьютером, а также преобразование ассоциативного ряда «пользователь компьютера».

Не секрет, что для большинства современных студентов современные информационные технологии сводятся к информационно-коммуникативным и поисковым технологиям, что выражается в общении в социаль-

ных сетях и удовлетворении информационных запросов посредством поисковых систем, но зачастую ограничиваясь сайтом Ви-кипедии. Тем самым студенты, с одной стороны, считают себя продвинутыми пользователями, потому что могут осуществлять указанные выше функции не только непосредственно с компьютера, но и с телефона, находя быстро ответы на поставленные преподавателем вопросы, с другой стороны, собственно все многообразие самих технологий и их возможностей им не знакомо и, к сожалению, не интересно.

Именно поэтому при освоении компьютерных технологий в рамках учебных занятий продуктивность деятельности значительно снижается, вплоть до полной ее дезорганизации. Это приводит к формированию мотивации отвержения как предметного содержания курса, связанного с освоением информационных технологий, так и самого учебного процесса.

Компьютерная тревожность студентов, как правило, имеет две формы проявления. Первая связана с ощущением незнания, неумения, некомпетентности. При этом, вместо того, чтобы проявить интерес, осознать потребность и необходимость в освоении новых технологий, студент проявляет негативное отношение и к преподавателю, и к данному программному продукту, и к компьютеру в целом, оправдывая себя тем, что он обойдется без данной технологии.

Близким к данному типу компьютерной тревожности и следующим по частоте упоминания оказался страх сделать что-то не так, сломать, испортить, сделать ошибку, которую не смогут исправить, уничтожить машинную или системную информацию, сломать компьютер. Однако основным мотивом такого поведения в первую очередь является боязнь попасть впросак, оказаться некомпетентным в глазах однокурсников.

Еще одной причиной возникновения компьютерной тревожности является новизна мыслительных навыков, которые требуются для овладения компьютерными технологиями. В ходе обучения работе на компьютере практически никогда не уделяется внимание формированию инновационной мыслительной готовности, готовности к функциональной перестройке мыслительных про-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013

цессов, происходящей при взаимодействии с компьютером. В результате возникает ряд негативных эффектов, снижающих эффективность мыслительной деятельности и ведущих к пассивному, нетворческому восприятию информации, ошибкам и эмоциональному дискомфорту.

Овладение работой на компьютере с самого начала выступает в качестве средства достижения значимой цели, реализует субъективную потребность. Использование компьютерных игр и игровых форм обучения, особенно на начальных этапах обучения, растормаживает творческое мышление, способствует усвоению нового, безболезненно стимулирует процесс обучения.

Создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места компьютера в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию изучения. «Безболезненное» обучение требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллекту-

ального опыта с приобретаемым в ходе обучения, что способствуют профилактике и преодолению компьютерной тревожности.

ANXIETY FACTORS FOR MASTERING COMPUTER SCIENCE

S.E. Zhulikov, O.V. Zhulikova

The article discusses factors of computer anxiety. The inability to work independently with computer technology creates negative emotions and psychological distress in relation to the computer. Most students consider themselves advanced users, as well mastered information and communication technology and the search for a variety of platforms, but have little interest in the variety of opportunities even for these technologies. Formation of computer anxiety among students is often linked with the methods of teaching subjects of the information loop. Creating adequate motivation, interest, aid in determining the location of the computer in his own life, the initial practical step in an accessible, simplified form to remove any sense of fear of the computer, forming a positive motivation to study. "Painless" learning requires the organization to transfer knowledge and skills acquired earlier, in the new situation, the occurrence of ties with former intellectual experience acquired during the training, which contribute to the prevention and overcoming of computer anxiety.

Key words: computerization, computer anxiety, and information technology.

УДК 004(075)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

О.Н. Зенкина

Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с формированием информационной культуры в рамках продолжающегося процесса информатизации общества. Игнорирование процесса информатизации может привести к потере рынков сбыта и резкому снижению конкурентоспособности страны. Бездумная и слишком активная информатизация общества приводит к социальному регрессу. В статье рассматриваются основные направления информатизации в стране, наметившиеся в России с 2002 г., после присоединения к Болонскому соглашению. Перечисляются направления информатизации образования, определенные Федеральной целевой программой развития образования. В качестве основной проблемы информационной культуры называется создание качественных электронных образовательных ресурсов для разных специальностей. Второй проблемой является снижение числа ^-специалистов в стране, в связи с тяжелой демографической ситуацией. В статье показаны направления решения поставленных проблем. Показано, что для гармоничного развития и процветания общества уровень информационной культуры населения должен быть достаточно высоким. Обеспечить его предназначена система образования. Формирование информационной культуры является одним из основных направлений информатизации общества, зависит от модернизации образования и является приоритетным в отношении молодого поколения.

Ключевые слова: информатизация, информационная культура, электронный образовательный ресурс.

В 2002 г. Россия присоединилась к Бо-лонскому соглашению, поэтому наметились следующие основные направления информатизации в стране [1]:

1) оснащение образовательных учреждений современными средствами информатизации и использование их для обучения учащихся;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.