УДК 372.85
ББК 74.262.21 Э.С. РИЗОЕВ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ КРЕДИТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Вопрос о широком использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении высшей математике в вузах Республики Таджикистан на протяжении последних десяти лет вызывает заинтересованность в отечественной педагогической науке. Огромную роль в разрешении вопроса о применении ИКТ при обучении высшей математике в высших учебных заведениях нашей республики сыграли труды Р.Р. Мирзоева, К. Тухлиева, М. Муллоджонова, А. Халафала, Х. Джураевой, Ф.Ф. Шарипова, С. Мавлоназарова и др.
В последнее время понятие «информационные технологии» часто служит синонимом понятия «компьютерные технологии», поскольку все информационные технологии сегодня так или иначе связаны с использованием компьютера. Но понятие «информационные технологии» является широким, и термин «компьютерные технологии» входит в него в виде составляющей.
Информационные технологии, которые основаны на применении современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии». Исследователь И.В. Роберт считает, что под средствами современных информационных и коммуникационных технологий необходимо понимать программные, программно-аппаратные и технические средства. Сюда же входят устройства, работающие на основе микропроцессорной вычислительной техники, современных приемов и систем транслирования данных, информационного обмена, позволяющие совершать операции по сбору, просмотру, накоплению, хранению, обработке, передаче данных и включающие способность доступа к информационным компонентам компьютерных сетей (в том числе глобальных) (3). Формирование и организация информационного общества включает в себя активное использование ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения, что обусловлено несколькими факторами. В первую очередь внедрение применения ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения значительно ускоряет темпы передачи знаний и накопленного социального опыта не только от старшего поколения младшему, но и от одного человека другому. Во-вторых, применение ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения, улучшая качество обучения высшей математике, дает студентам возможность результативно приспособиться к социальным преобразованиям, которые происходят сегодня. В-третьих, активное и результативное применение ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения - главное условие обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества. Проникновение ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения высшей математики в вузе. Целью использования ИКТ при обучении высшей математике в системе кредитного обучения представляется повышение умственных способностей учащихся, живущих в информационном обществе, а также гуманизация и индивидуализация обучения, усиление процесса обучения и рост его качества на каждом этапе образовательной системы (4). Следует отметить несколько аспектов применения разнообразных образовательных приемов ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения позволяет повысить интерес и сформировать позитивную мотивацию студентов, так как создаются ситуации для:
- всестороннего использования и учета личных образовательных способностей и нужд
студентов;
- огромного выбора содержания, форм, темпов и уровней ведения занятий;
- раскрытия творческого потенциала студентов;
- освоения высшей математики студентами и преподавателями;
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения могут применяться:
- при создании интерактивных таблиц, плакатов, различных цифровых образовательных ресурсов по конкретным темам и частям учебного предмета, для разработки индивидуальных мини-занятий в форме тестов;
- для организации интерактивных индивидуальных заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов;
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные средства в процессе использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения могут сопровождать учебный процесс как методический прием. При обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения, педагог, готовясь к занятию, может использовать разнообразные образовательные приемы ИКТ: при подаче новой информации, для закрепления полученных знаний, в ходе контроля за качеством знаний; для создания студентами индивидуального исследования, подбора дополнительного материала и т. д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут использоваться для реализации разных форм контроля и оценки знаний;
4. Организационный аспект. Использование ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения может применяться в разнообразных формах:
- при обучении студентов по индивидуальной программе, на основе индивидуального плана;
- работа ведется или со всей аудиторией, или по группам;
5. Контрольно-оценочный аспект. Главным средством наблюдения и оценки образовательных итогов студентов в ходе применения ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения представляются задания в виде тестирования, которые позволяют реализовать разные типы контроля: входной, промежуточный и итоговый. Можно проводить тесты в онлайн-доступе (такие задания предлагаются для выполнения на компьютере в интерактивном режиме, оценивание результата ведется системой автоматически) и в режиме off-line (т.е. педагог сам оценивает выполненные задания, подводит итоги, комментирует, проводит работу над ошибками). Следовательно, применение ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения не только многократно повышает результативность обучения, но и способствует применению разнообразных форм и методов обучения, увеличивает количество студентов, которые заинтересованы в углубленном изучении программного материала (5).
Применение ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения дает возможность повысить мотивацию в получении знаний с помощью новизны работы с компьютером, которая позволяет повысить заинтересованность в учебе, и контролировать предъявленные задачи по сложности, стимулируя правильные ответы, не используя при этом нравоучительный тон и порицания. Использование ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, осуществляя интерактивный разговор с обучаемым, давая ему возможность выбора режима учебной работы и компьютерной визуализации исследуемых предметов. Присутствие программно-методического обеспечения, направленного на поддержание учебного процесса, и учебного оснащения для показа, которое соотносится с компьютером, дает возможность создать на занятиях аналитическую работу, способствовать возможности для самостоятельной индивидуальной учебной и предметной работы с помощью новейших средств информационных технологий. Компьютер дает возможность на должном уровне организовать наблюдения за работой студентов, гарантируя при этом мобильность управления ходом занятия. Работая за компьютером, студент может размышлять над вопросом: столько времени ему нужно для выполнения задания; отпадает проблема индивидуального оценивания знаний при опросе, так как их оценивает компьютер с помощью подсчета правильных ответов на задания; производится быстрый анализ ответа, что позволяет опрашиваемому или укрепиться в своих знаниях, или изменить неправильный ответ, или попросить помощи у педагога. ИКТ дают студентам возможность активно вести диалог с виртуальным партнером, улучшая свои умения по монологическому и диалогическому высказыванию.
Для использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения могут использоваться следующие средства обучения:
1. Печатные издания. Одна из актуальных задач использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения - вопрос о систематизации образовательных электронных пособий, ресурсов и других компонентов ИКТ. Данное структурирование может проводиться с опорой на разнообразные критерии. Во-первых, по реализуемым функциям. Образовательные электронные пособия можно отнести к
классическим, а значит, к ним можно применять принципы структурирования, которые используются для учебной книги. Во-вторых, они относятся к типу электронных изданий и к ним могут применяться принципы структурирования электронных изданий.
Перед тем как перейти к непосредственному применению образовательных электронных изданий, используя информационно-коммуникационные технологии при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения, важно определить главные параметры, отличающие образовательные электронные издания, которые затем могут стать базовыми для классификации. Кроме того, вероятные значения схожих параметров требуют наиболее конкретной и предварительно фиксированной рубрикации. В виде главных схожих параметров-критериев определяются:
- вид электронного издания;
- предметная образовательная область;
- рекомендуемый уровень образования;
- рекомендуемый тип образовательного процесса;
- рекомендуемая форма образовательного процесса;
- специфика аудитории;
2. Электронные информационные продукты. Электронный образовательный ресурс способен содержать в себе материалы, данные, программное обеспечение, важные для его создания и применения в ходе использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения.
Структура, содержание дисциплины, приемы и средства создания и использования электронного образовательного элемента в ходе применения ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения определяются его функциональным назначением и характеристикой использования в определенных темах.
Данные электронного образовательного компонента в процессе использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения включают в себя стандартные данные, важные для нахождения необходимого ресурса с помощью технологической системы обучения высшей математике.
3. Презентация (демонстрация). Инновация - это новшество, обновление, новейший подход, устройство нового, применение известного в абсолютно других качествах. Технология состоит из методов, приемов, режима работы, различных последовательных задач и процедур, связана с используемыми приемами, оснащением, инструментами, материалами. Также под инновацией понимается и способ воссоздания различного рода информации через её презентацию.
Одна из главных целей презентации с использованием ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения - оказать значимое воздействие на аудиторию. Определение «влияния» состоит из приемов и способов, которые необходимы для активизации аудитории, так как они позволят сделать ее более восприимчивой.
Следует отметить, что заключительные моменты презентации имеют существенное значение, как и её начало. Работая над заключительной частью презентации, важно сделать отсылку к началу. Цель презентации в процессе использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения формирует ее итог, который состоит из следующих фрагментов:
- небольшая аннотация в связи с главными факторами и доводами, повторение основных видеофактов;
- отзыв из плана действия участников презентации;
- рекомендации относительно ближайших действий в случае, если советы даны на ближайшие сроки;
- содержание дополнительной литературы, если она есть;
- размещение списка литературы на экране;
- благодарность за внимательное отношение;
- свободный микрофон.
Педагогам, разрабатывающим презентации, необходимо помнить, что кому-то необходимо анализировать, совершенствовать и критиковать презентацию от лица обучаемого.
4. Электронный журнал. Одними из условий повышения качества обучения высшей математике в высших учебных заведениях являются инновационные технологии. Введение электронных форм учета результатов учебной деятельности, т.е. электронного документооборота, является составной частью работы по внедрению ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения. Важное место в регулировании
качества образования сегодня занимает информационно- операционная система образовательного учреждения. Система регулирования качества образования способна результативно осуществляться в то время, когда в образовательном учреждении имеет место определенное развитие информационной среды.
Электронный журнал функционирует как диалоговая экспертная система наблюдения за качеством образования, которая реализует разграничивающий подход к каждому студенту, создает и анализирует его личностные образовательные пути в течение всего обучения.
Электронный журнал - это «программный комплекс для хранения и обработки информации об успеваемости студентов, выполненный в виде клиент-серверного приложения и ориентированный для применения в образовательном учреждении». Это важный ресурс для администрации и преподавательского состава, облегчающий их постоянную работу с бумагами, документами, это необходимое подспорье для родителей, так как с его помощью они могут следить за успеваемостью студента, контактировать с вузом.
Электронный журнал— это новый стандарт информатизации высших учебных заведений и ныне, и в ближайшем будущем.
В электронный журнал можно выставлять оценки, отмечать в нём посещаемость занятий, опоздания, пропуски без уважительной причины и по болезни, список домашних заданий как всей группы, так и отдельных студентов, а также прикреплять файловые документы с заданиями, упражнениями, дидактическим материалом.
Данная программа установлена на компьютерах в каждом кабинете учебного учреждения. Преподаватели на занятиях всегда могут воспользоваться электронным журналом. Информация, которую преподаватель отправляет в электронный журнал, самостоятельно дублируется в его личном рабочем месте, после синхронизации она передаётся на сервер в общую базу. Благодаря этому оценки, которые выставляются в журнал на занятиях, будут доступны для просмотра всем, для кого открыт доступ к данному виду информации в любом кабинете. На компьютерах доступ ограничен паролем для всех пользователей.
Необходимой для деятельности преподавателя является страница, где содержатся сводные данные об оценках. Страница состоит из следующих колонок:
1. Количество последних занятий, когда студент не получал оценок;
2. Число оценок за отчетный период;
3. Средний балл по дисциплине;
4. Число пропусков занятий студентами;
Достоинство электронной версии журнала в процессе использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения заключается и в использовании блокнота - подобия записной книжки, куда педагог может записать оценки, которые «не хочет» выводить на главную страницу журнала, и таким образом дать возможность студенту исправить их.
Главным достоинством программы выступает доступная и быстрая подготовка различной документации для отчетов. Программа может формировать разнообразные отчеты, в том числе отчеты по успеваемости, в зависимости от выбранного типа: по группам, дисциплинам, параллельным группам, по преподавателям.
Главная цель введения электронных журналов в процесс использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения - рост популярности оценки и устойчивость ее функции, так как оценка - это важный стимул в учебном процессе. Данного результата можно достичь с помощью системы рейтинга, которая есть в электронном журнале.
Таким образом, внедрение электронного журнала в процесс использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения дает возможность:
1. уменьшить затраты энергии на работу с документацией;
2. уменьшить время на принятие управленческих решений;
3. увеличить информационную культуру управления;
5. Мультимедийная запись. В педагогической работе в числе информационных технологий важное место отводится мультимедийным технологиям.
Под мультимедийными технологиями обучения в процессе использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения понимают принципы организации учебного процесса на основе интерактивных средств, которые объединяют в одном цифровом представлении многокомпонентной информационной среды. К современным средствам необходимо отнести: мультимедийные доски, интерактивные приставки, интерактивные проекторы и другое подобное оборудование, которое позволяет одновременно
проводить операции со статическими изображениями, видеофильмами, анимациями, графическими образами, текстами, спроектированными на большой интерактивный экран (2).
Применение мультимедийных технологий в процессе использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения значительно повышает качество подачи материала, а также влияет на способы обучения.
Мультимедиа-технологии в процессе использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения продуктивно влияют на процесс обучения, дают возможность сделать обучение более результативным, привлекая к усвоению учебной информации большинство мыслительных качеств студента (1).
6. Электронные библиотеки с удаленным доступом. Словосочетание «электронная библиотека» за последние десять лет становится все более популярным и повсеместно употребляемым. Постоянно возрастает количество систем от абсолютно легких до весьма сложных, в наименовании которых используется названное словосочетание. Проводятся научные исследования и опытный анализ, организуются различные электронные библиотеки, которые доступны широкому кругу пользователей. Круг участников таких видов деятельности весьма широк: от отдельных энтузиастов до объединений университетов, исследовательских центров и крупных фирм.
Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Учитывая большую эффективность этих технологий, многие преподаватели включают эту методику в педагогическую деятельность. Однако это процесс постепенный и непрерывный, который не может произойти мгновенно и не происходит мгновенно.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ляшко, И.И. Справочное пособие по высшей математике. Т.1. Ч.1. Математический анализ: введение в анализ, производная, интеграл. Введение в анализ / И.И. Ляшко.— М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.— 240 с.— (АнтиДемидович).— ISBN 978-5-397-03789-1: 1,00.
2. Пасхин, Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования / Е.Н.Пасхин // Системы и средства информатики: информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества / Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996. - С. 84-90.
3. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования/ И.В. Роберт //. - М.: Школа-Пресс, 1994 - 204 с.
4. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство/ Б.П.Сайков. — М., 2005.
5. http://www.edu-reforma.ru
REFERENCES:
1. Lyashko I. I. Handbook of higher mathematics. Vol.1. Part 1. Mathematical analysis: introduction to analysis, derivative, integral. Introduction to the analysis / I. I. Lyashko x,and others].— M.: Book house "LIBROKOM", 2013.- 240 p. - (AntiDemidovich).- ISBN 978-5-397-03789-1: 1,00.
2. Easter E. N. Philosophical and methodological aspects of education informatization/ / Systems and means of informatics: Information technologies in education: From computer literacy to information culture of society / Resp. edited by I. A. Mizin. Vol. 8. - M.: Science, Fizmatlit, 1996, p. 84-90.
3. Robert I. V. Modern information technologies in education: Didactic problems, prospects of usage. - M.: SHKOLA-Press, 1994 - 204 p.
4. Saikiv B. II. Organization of information space of educational institution: practical guide. - M., 2005.
5. http://www.edu-reforma.ru
Шакщои ташкили ва усущои истифодаи технологияи иттилоотию коммуникатсиони %ангоми омузиши математикаи оли дар низоми таълими кредиты
Вожа^ои калиди: технологияи иттилоотй, истифодаи ТИК, омузиши математикаи оли, низоми кредитии таълим, восита%ои техники, майорату малака, раванди омузиш, маводи электронй, сифати таълим Дар мацола масъалаи нацши технологияи иттилоотию коммуникатсиони (ТИК) %ангоми омузиши математикаи оли дар мактаб%ои оли баррасй шудааст. Кайд шудааст, ки истифодаи ТИК дар рафти омузиши фанни математикаи оли дар шароити низоми кредитй дар мактаб%ои
оли ба баланд бардоштани ангезиши шавци донишцуён дар касби дониш имкон дода, ба назорати пешниуоди супоришуо тибци мураккабии фанни мазкур мусоидат мекунад. Изгори ацида мешавад, ки ТИК ба донишцуён имконият медиуад, бо шарикони виртуалй фаъолона муколама намуда майорату малакаи монологию муоширатии худро такмил диуанд. Пешниуоди маводи таълим ва истифодаи ТИК уангоми омузиши математикаи оли дар низоми кредитии таълим бояд мувофици талаботи психологию педагоги ва дидактикию техники анцом дода шавад. Дар мацолаи воситауои асосии таълими истифодаи технологияи компютери дар тадриси математикаи оли дар низоми кредитй оварда шудааст.
Организационные формы и методы использования информационно-коммуникационных технологий
при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучени Ключевые слова: информационные технологии, использование ИКТ, обучение высшей математике, система кредитного обучения, технические средства, организация, мотивация, процесс обучения, электронные пособия, качество обучения Рассматривается вопрос о роли информационно-коммуникационных технологий в обучении высшей математике в вузах. Отмечено, что применение информационно-коммуникационных технологий в обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения дает возможность повысить мотивацию студентов в получении знаний, способствует контролю при предъявлении задач различной сложности по этой дисциплине. Излогается мнение, что информационно-коммуникационные технологии способствуют активному диалогу студентов с виртуальным партнером, улучшая умения по монологическому и диалогическому высказыванию. Отмечается, что подачу учебного материала и применение информационно-коммуникационных технологий при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения необходимо осуществлять в соответствии с психолого-педагогическими, дидактическими и техническими потребностями. Приводятся основные средства обучения с использованием компьютерных технологий в обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения.
Organizational forms and methods of using information and communication technology in teaching higher
mathematics in a credit learning system Keywords: information technology, the usage of ICT, higher mathematics education, credit training system, technical means, organization, motivation, learning process, electronic aids, quality of learning.
The article deals with the issue on the role of information and communication technology in teaching higher mathematics in universities.
The author of the article notes that the use of information and communication technology in teaching higher mathematics conditions of the credit education system provides an opportunity to increase students' motivation to acquire knowledge helps to control the presentation of tasks according to the complexity of this discipline.
The author considers that information and communication technologies enable students to actively engage in dialogue with a virtual partner, improving their monologue and dialogical utterance skills. The content of educational material and the use of information and communication technology in teaching higher mathematics in a credit learning system must be carried out in accordance with the psychological, pedagogical, didactic and technical needs. The article presents several basic tools for learning the use of computer technology in teaching higher mathematics conditions of a credit education system.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Ризоев Эхсонхон Саидвич, сармуаллими кафедраи фануои риёзи ва цомеашиносии муоссири Донишгоуи давлатии ууцуц, бизнес ва сиёсати Тоцикистон (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд) E - mail: [email protected] Сведения об авторе:
Ризоев Эхсонхон Саидович, старший преподаватель кафедры математических дисциплин и современного естествознания Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г.Худжанд). E - mail: [email protected] Information about author:
Rizoev Ehson Saidovich senior lecturer of the department of Mathematical Disciplines and Modern Natural Science of the Tajik State University law, business and politics (Republic Tajikistan, Khujand), E- mail: [email protected]