На наш погляд, даний щдхвд спрямований на формування професшно! свщомосп на допрофесш-ному етат. Подальша робота мае нащлюватися на виявлення психолого-педагопчних умов формування професшно! самосвщомосл педагопв на етат допрофесшного навчання.
Проблема вивчення та дослщження професшно! самосввдомосп педагопв викликана необхвднь стю спрямованого формування штересш, напрямк1в розвитку, погляд1в на життя, мотив1в, особистюно! позици майбутшх вчител1в з метою ошгашзацп тд-готовки педагопчних кадр1в.
Важливють дано! проблеми у сучасних психо-лопчних дослщженнях обумовлюе необхвдшсть ро-зроблення практичних рекомендацш щодо формування професшно! самосвщомосл педагопв на етат допрофесшно! подготовки.
Список лiтератури
1.Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Материалы симпозиума по соотношению биологического и социального в человеке / П.К. Анохин. - М., 1975.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна / Л.И. Божович - 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. «Введение в общую психологию: курс лекций» / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, Астрель, 2008.
4. Селезнева Н.А., Татур Ю.Т. Проэктирование квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием / Н.А.Селезнева, Ю.Т. Татур. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991.
5. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., Политиздат, 1972. - 303 с.
6. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания / П.Р. Чамата. - М., 1966.
7. Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании / Е.В. Шорохова. - М., 1961
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Петрова Л.В.
Краснотурьинская городская больница «Пелымское отделение» клинический психолог, акушер кандидат психологических наук
FACTORS AND CONDITIONS HEALTH-SAVING SPACE IN THE EDUCATIONAL
ESTABLISHMENT
Petrova L.
Krasnoturinsk city hospital "Pelym branch» clinical psychologist, obstetrician PhD in psychology
Аннотация
В статье рассматривается здоровье учащихся как жизненно важная ценность, но с учетом создания комфортной среды, в которой он может реализовать все свои возможности, интеллектуальные способности, развитие физической активности, формируя культуру и привычку вести здоровый образ жизни. Формирование культуры подростка зависит от правильной организации здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения, возможно при условии взаимодействии всех компонентов среды. Результат будет эффективен, если повысить уровень профессионализма и компетентность педагогов в области значимости культуры здоровья, так как они являются генераторами этого пространства и примером для подражания учащихся.
Abstract
The article considers the health of students as a vital value, but taking into account the creation of a comfortable environment in which it can realize all its capabilities, intellectual abilities, development of physical activity, forming a culture and a habit to lead a healthy lifestyle. The formation of the culture of the teenager depends on the proper organization of health-saving space of the educational institution, possibly subject to the interaction of all components of the environment. The result will be effective if you increase the level of professionalism and competence of teachers in the field of the importance of health culture, as they are the generators of this space and an example to follow students.
Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство, образовательное учреждение, условие, факторы, педагоги, учащиеся, семья, школа, здоровье, здоровый образ жизни.
Keywords: health-saving space, educational institution, condition, factors, teachers, students, family, school, health, healthy lifestyle.
В настоящее время происходит активизация внимания к здоровью и здоровому образу жизни подрастающего поколения. Усиливается озабоченность общества ростом заболеваемости учащихся, увеличением переутомления и снижением трудоспособности развивающейся личности. Чепурных, Е.Е. [2002] отмечает, по результатам исследования лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различные хронические заболевания. По результатам исследовательских работ Анетисовой Э.С., [2014] число детей с близорукостью увеличилось в образовательных учреждениях в пять раз, с точки зрения Безруких М.М., [2010] увеличение количества учащихся с нарушением психического здоровья увеличилось в два, три раза в классах с авторитарным педагогом.
Здоровьесберегающим пространством для учащихся является образовательное учреждение, так как основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период учебной жизни от 6 до 18 лет. Поэтому с образовательное пространство имеет важное значение для охраны здоровья детей и развития здоровьесберегающих технологий [6, с. 12].
Прежде всего, для сохранения здоровья подростка важно рассмотреть условия и факторы, влияющие на его здоровье, в которых личность сможет реализовать все свои возможности, а именно сохранять свое здоровье, развивать свои интеллектуальные способности, творческий потенциал, трудовую и физическую активность.
Рассматривая проблему здоровья участников образовательного пространства исследователи (Найн, А.Я. 2000; Сериков, 2002; С.Г. Ильин, А.Г. 2005; Звездина, И.В. 2016), делают необходимый анализ о влиянии учебно-воспитательной системы на здоровье всех участников образовательной среды.
Основные факторы риска связаны с процессом обучения и имеют поведенческую основу. Выгост-кий, Л.С. [2014] пишет, что при организованном обучении для умственного развития ребенка важна зона ближайшего развития, способность усваивать учебный материал с помощью учителя и без ущерба для здоровья.
Абаскалова, Н. П. [2008].
выделяет комплекс организационно-педагогических факторов влияющих на здоровье учащихся:
- введение в классно-урочные технологии обучения;
- педагогический стиль учителя;
- санитарно-гигиенические условия обучения [2, с. 11].
Среди факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье обучающихся, Безруких М.М. выделяет технологию обучающих программ: объем учебной нагрузки, личностные характеристики учителя, санитарно-гигиенические условия обучения: второй фактор - авторитарная педагогика, преобладающая в школе; третий - нерациональная организация учебного процесса [4, с. 23].
Чепурных Е.Е. относит к школьным факторам, влияющим на здоровье учащихся:
- длительность и интенсивность учебного процесса;
- авторитарный стиль педагогики;
- несоответствие учебных функциональных программа и технологий возрастным особенностям обучающего процесса;
- несоблюдение гигиенических норм и требований организации образовательного процесса;
- низкий уровень квалификации в вопросах развития и охраны здоровья детей [8, с. 12].
Согласно научных работ (Колбанова, В.В.,2009; Зайцевой Г.К. 2004) большинство случает эмоциональных расстройств школьников связано с нравственно педагогическим ущербом, нанесенным педагогом учащимся. Громбах, С.М. [1987] пишет, что это один из ведущих школьных факторов, влияющих на здоровье учащихся, формируя психологические расстройства личности.
Среди неблагоприятных факторов, способствующих заболеванию школьников, 2-3 сменная работа школ, спаривание уроков, внедрение дополнительных факультативных занятий. Названные факторы создают дополнительную нагрузку, вызывают перенапряжение и переутомление организма [7, с. 76].
(Шамова Т.И, Ильина, И.В. 2006), рассматривая проблему здоровьесбережения учащихся, называют следующие педагогические факторы риска (риски связанные с педагогической деятельностью):
- недостаточность валеологических знаний учителей направленных на укрепление и сохранение здоровья учащихся
- стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, оскорбления, угрозы, запугивание, речевые атаки и т.д.);
- нерациональная организация учебного процесса (сложность сочетания учебной и внеучебной деятельности);
- отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения;
- недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники);
- ограничение или недоступность консультативной помощи в вопросах здоровьесбережения школьников (невролога, психолога, логопеда);
- неэффективность взаимодействия педагогов с родителями [5, с. 11].
Большинство авторов (Кожемячко, Н.М. 2001; Кондратьева, М.М. 2015; Попова, Н.М. 2005; Прошкувене, Р.Т. 1988; Толкачев, Б.С. 1999; Федорова, В.Н. 2008 и др.) утверждает, хорошие показатели успеваемости учащихся достигаются за счет физиологических функций организма детей. Ученые считают, что дети для достижения хороших отметок стараются выполнить все задания, но при этом рассчитываясь повышением, недостатком и ухудшением сна, эмоциональной раздражительностью, изменением в поведении.
Основными компонентами здоровьесберегаю-щего пространства образовательного учреждения выступают здоровьесберегающая организация
учебно - воспитательного процесса, привлечение родителей к здоровьесберегающей работе школы; согласованность действий с другими специалистами (психологами, логопедами, медицинским персоналом); комплексный подход в повышении квалификации всех специалистов педагогического учреждения, создание экспертных групп в изучении условий и причин, влияющих на здоровьесбе-режение школьников, анализ проведенных экспертиз позволит разработать новые технологии и инновационные подходы [8, с. 17].
К основным показателям здоровьесберегаю-щего пространства образовательных учреждений можно отнести:
- гуманистическую направленность эмоционально поведенческий компонент;
- индивидуальные возрастные особенности учащихся;
- информационно-просветительские и лечебно-профилактические мероприятия;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной среды;
- оздоровительная система физического воспитания;
- разработка комплексных программ, включая по формированию осознания учащимися здоровья и здорового образа жизни, профилактика вредных привычек [5, с. 34].
Здоровьесберегающее пространство - многокомпонентная система, создающая комфортную среду для развития физического, психического нравственного здоровья учащихся, формируя у них осознание ценности к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Положительные результаты возможны только при взаимодействии всех компонентов. Основными выступают органы местного самоуправления, администрация образовательного учреждения, здоро-вьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса, семья, санитарно просветительная система.
Особенность здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения включает: повышение психолого-педагогической культуры взрослых (родителей и педагогов), на основании механизма психического заражения, внушения и подражания, расширение потенциала семьи. Совместная активная деятельность с ребенком позволит ускорить процесс осознания и найти правильное решение для ведения здорового образа жизни.
С целью повышения эффективности здоро-вьесберегающего пространства школы можно использовать следующие подходы:
- информационный;
- консультативный;
- тренинговый;
- Целью информационного этапа, работающего на мотивационно- поведенческий компонент,
является осознание значимых взрослых (родителей и педагогов) ценности здорового образа жизни, с вариантами методов и приемов совместно взаимодействуя с детьми.
- Целью консультативного этапа, работающего на исполнительное звено формирующей деятельности, является оказание психологической помощи в решении конкретных проблем в воспитании старшего школьника.
- Целью тренингового этапа, работающего на исполнительное и контрольно-оценочное звено, является обучение родителей эффективным стратегиям формирования учащегося, а также обучение анализу результативности осуществляемой в процессе воспитания и взаимодействия значимых взрослых (родителей и педагогов) с ребенком.
Таким образом, здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения имеет множественный подход, в повышении культуры взрослых: родителей и педагогов, вовлекая в данный процесс ребенка, будет направлять к осознанию ценности здорового образа жизни, приобретения знаний в сохранении своего здоровья, направляя и поддерживая как свое здоровье, так и здоровье близких ему людей.
Список литературы
1. Аметистов Э. М. Международное трудовое право и рабочий класс: - М. - 2014, - 24 с.
2. Абаскалова Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие - Новосибирск: Сибирское университетское издательство.- 2008.- 20 с.
3. Авдуевская, Е.П. Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника /Е.П. Авдуевская. под. ред. В.С. Собкина. Труды по социологии образования: - М.: Центр социологии образования РАО, Т - 1, вып. 2 -1993. - С. 64 - 84.
4. Безруких М.М. Книга для педагогов и родителей. Изд.- во: Дрофа -2010, - 64 с.
5. Звездина М. Л. Проектное обучение как способ формирования у школьника готовности вести здоровый образ жизни /М. Л. Звездина // Биология в школе: - Москва: Школа - Пресс, 2016, N 5.-С.26-30. 3.
6. Педагогическая рабочая матрица проекта " Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу" (подпрограмма " Формирование обще-учебных умений и навыков школьников") / Т.И. Шамова, И. В. Ильина // Завуч. - 2006. - № 2. - с. 112-118.
7. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека: моногр: М.: Мнемозина, - 2002. - 416 с.
8. Чепурных Е.Е. Состояние и перспективы психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: научное издание / Е.Е. Чепурных // Воспитание и обуч. детей с нарушениями развития. - 2002. - N 5. - С. 3-8