Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья в ходе профессионально- педагогической подготовки выпускников университета'

Формирование культуры здоровья в ходе профессионально- педагогической подготовки выпускников университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / МОТИВАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CULTURE OF HEALTH / MOTIVATION OF HEALTH AND A HEALTHY WAY OF LIFE / FUNCTION OF EDUCATION IN HEALTH-FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайгородова Надежда Захаровна

Анализируется проблема формирования культуры здоровья преподавателя как элемента профессионально-педагогической культуры. Сообщаются результаты исследований, проведенных среди студентов АлтГУ и учителей школ, по вопросам потенциальных возможностей современной школы в плане сохранения здоровья учащихся. Выделены направления работы по формированию культуры здоровья студентов в ходе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайгородова Надежда Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health Culture Formation during Professional - Pedagogical Preparation of Graduates of University

The problem of culture and health formation of the teacher as the element of professional and pedagogical culture is analyzed. The results of the research among students AltSU and of teachers of schools, into potential opportunities of modern school in preservation of pupils health are reported. The lines of work on formation of culture of the students health are allocated during vocational training.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья в ходе профессионально- педагогической подготовки выпускников университета»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 3

РЕАЛИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

Н.З. Кайгородова

(Алтайский государственный университет; e-mail: [email protected])

Анализируется проблема формирования культуры здоровья преподавателя как элемента профессионально-педагогической культуры. Сообщаются результаты исследований, проведенных среди студентов АлтГУ и учителей школ, по вопросам потенциальных возможностей современной школы в плане сохранения здоровья учащихся. Выделены направления работы по формированию культуры здоровья студентов в ходе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: культура здоровья, мотивация здоровья и здорового образа жизни, здоровьеформирующая функция образования.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г., отмечено, что роль образования заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечении ее социальной и профессиональной мобильности. Безусловно, что такими качествами преимущественно обладает здоровая личность. Таким образом, получить здорового специалиста — один из важнейших социальных заказов современного общества.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экономические условия. Но одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны неблагоприятное воздействие оказывает множество факторов риска здоровья, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Прежде всего, отсутствие культуры

здоровья у всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).

По мнению А.П. Андреева, основы культуры, элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у учащихся культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этическую культуру, эстетико-художественную культуру, политическую, психологическую и физическую [1]. Последнее можно расширить до развития культуры здоровья, учитывая его многокомпонентность (здоровье физическое, психическое, социальное, нравственное и др.). Культура здоровья включает определенный объем знаний о различных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития, стойкие сформированные мотивации и нравственно-волевые качества личности, направленные на заботу о своем здоровье, самореализацию, а также на формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни [2].

Одним из условий (и, пожалуй, главным) эффективного формирования мотивации здоровья и здорового образа жизни у подрастающего поколения является сформированность у педагогов культуры здоровья в целостной профессионально-педагогической культуре. По результатам исследования В.Е. Кривобородского [3], в большинстве своем учителя средней школы имеют лишь средний и низкий уровень культуры в своей педагогической деятельности, а только 10—15% — высокий уровень культуры. Относительно культуры здоровья ситуация выглядит еще печальнее [4,5].

Ряд ученых детально проанализировали педагогическую культуру с позиций ее функционирования, развития, совершенствования и трансляции (В.Л. Бенин, И.Б. Котова, В.В. Кузнецов, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов). С позиций педагогики, психологии, философии и социологии проведены исследования, посвященные отдельным аспектам профессионально-педагогической культуры: гуманитарной культуре личности учителя (Г.И. Гай-сина, Ю.В. Сенько), методологической культуре (СВ. Кульне-вич, В.Э. Тамарин, А.Н. Ходусов), профессиональной культуре (И.Ф. Исаев, В.А. Сластёнин), культуре управления (B.C. Лазарев, М.М. Поташник), коммуникативной культуре (А.В. Мудрик, P.M. Фатыхова) и др. Исследования по формированию культуры здоровья носят единичный характер (С.Ю. Лебедченко), в то время как она является основополагающей для всех вышеперечисленных аспектов профессионально-педагогической культуры. Ибо только педагог, который заботится о своем здоровье и здоровье других, способен успешно осуществлять не просто обучение, а обучение, сохраняющее и укрепляющее здоровье, способен сформировать мотивацию здоровья и здорового образа жизни у школьников.

Существует точка зрения на образование как на особую форму культурогенеза (А.П. Андреев, С.Ю. Степанов, Е.З. Кремер) [1,6]. В этой связи применительно к здоровью человека актуализируется здоровьеформирующая функция образования. В связи с этим актуализируется роль преподавателя в формировании как собственной культуры, так и культуры здоровья студента — будущего учителя.

С.Ю. Степанов [6] выделяет несколько способов реализации отношения между культурой и педагогом как субъектом, наиболее четко идентифицированным с образовательной инфраструктурой.

1. Ретрансляционный — педагог сообщает культурные формо-содер-жания через учебный предмет, моральные нормы воспитания и др.

2. Потребительский — педагог не просто репродуктивно транслирует готовые формо-содержания культуры в виде знаний, умений, навыков, но и задается вопросом о способах их получения и границах применения. Это требует от педагога обращения к культуре как к источнику более эффективных средств решения профессиональных задач и создает необходимость адаптации культурных образцов к иным условиям, порождает возможность получения продукта, отличающегося от традиционного.

3. Новаторский — педагог обращается к культуре как к полю профессиональных инноваций. Его деятельность сосредоточена в том числе и на изобретении новых средств и форм организации образовательного процесса, понимаемого как приобщение к содержательным ценностям живой культуры. В результате появляются инновации локального характера, не оказывающие радикального воздействия на структуру культуры в целом.

4. Рефлексивный — педагог видит себя субъектом развития культуры, а культуру — как условие личностно-профессионального саморазвития.

Выделенные типы отношений позволяют увидеть возможность перехода от традиционного к инновационному, культурно обусловленному типу образовательной системы. Правомерно считать, что для формирования мотивации здоровья и здорового образа жизни у студентов и школьников приоритетными являются третий и четвертый тип отношений. Одним из главных условий их эффективной реализации является сформированность у педагогов культуры здоровья как одного из компонентов целостной профессионально-педагогической культуры.

Исследования показали, что в массе своей педагоги и студенты педагогических специальностей серьезно не задумываются о потенциальных возможностях современной школы в плане сохранения здоровья учащихся, о роли учителя в формировании у них мотивации здоровья и здорового образа жизни.

Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по педагогическим специальностям и учебно-производственных планов показал наличие ряда курсов, которые могут являться основой формирования культуры здоровья учителя. Это психология (общая, возрастная, педагогическая), возрастная анатомия и физиология, основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Однако на настоящем этапе подготовки будущих учителей содержание этих курсов не ориентировано на формирование культуры здоровья как составляющей профессионально-педагогической культуры. Поэтому процесс становления у будущего учителя культуры здоровья характеризуется хаотичностью, дискретностью, дробностью. Как показали наши исследования, отсутствие непрерывности и целостности при построении процесса формирования культуры здоровья будущего учителя приводит к тому, что 35,7% студентов, не прошедших специальной подготовки по воспитанию культуры здоровья, не имеют убежденности в необходимости присвоения ценностей культуры здоровья и их дальнейшей трансляции в предстоящую профессиональную деятельность. 57,2% студентов критично относятся к предлагаемым вопросам культуры здоровья в рамках преподавания спецдисциплин.

Опрос учителей также показал, что:

- сохранение, укрепление и формирование здоровья школьников не является целью их педагогической деятельности (100%);

- сохранение и формирование здоровья школьников не является критерием отбора содержания учебного материала и методов обучения(100%);

- в системе ценностей учителей здоровье не является приоритетным, а занимает пятое или шестое место (65%);

- учителя характеризуются низкой компетентностью в вопросах здоровья (78%);

- учителя, констатируя ухудшение здоровья школьников, причину этого явления видят вне школы (98%);

- здоровьесберегающий подход в обучении если и используется учителями, то не на основе научных исследований, а на интуитивном применении некоторых педагогических и здоровь-есберегающих приемов (15%);

- отсутствует взаимодействие учителей и родителей и координация действий учителей, направленных на формирование мотивации здоровья и здорового образа жизни школьников (100%).

Специфика педагогического образования состоит в том, что оно должно быть направлено прежде всего на широкую культурную подготовку. Последнее предполагает введение целого ряда челове-коведческих дисциплин в контексте общечеловеческой культуры.

В этой связи представляется целесообразным разработка и организация различных спецкурсов и спецсеминаров, способствующих формированию культуры здоровья студентов — будущих учителей. Кроме того, большими и невостребованными возможностями обладает использование межпредметных связей, интеграция вопросов, связанных со здоровьем, в традиционные предметы. Анализируя опыт работы вузов в этом направлении (в том числе и Алтайского государственного университета), считаем возможным выделить как минимум три направления работы по формированию культуры здоровья студентов в ходе профессиональной подготовки:

1. Разработка и внедрение в учебный процесс спецкурсов и спецпрактикумов, факультативов, направленных на формирование культуры и мотивации здоровья и здорового образа жизни.

С этой целью для студентов педагогических специальностей в АлтГУ автором был разработан и апробирован спецкурс "Основы педагогической валеологии", а также спецпрактикум. Задача курса и спецпрактикума состоит в формировании у студентов — будущих учителей целостного представления о факторах риска здоровью, сопровождающих образовательный процесс, и возможностях образовательного пространства для сохранения и укрепления здоровья школьников и формирования у них мотивации здоровья и здорового образа жизни.

Подготовка студентов завершается написанием выпускной квалификационной работы по педагогике здоровья на основе проведенного исследования.

Трехлетний опыт работы со спецкурсом и спецпрактикумом показал, что у студентов вопросы здоровьесохранения и здоровье-формирования в ходе учебной деятельности вызывают несомненный интерес. Так, около 30% прослушавших курс выбрали тематику выпускной квалификационной работы по педагогике здоровья. В период педагогической практики студенты грамотно и активно проводили пропаганду здоровья и здорового образа жизни как через предмет, так и через внеклассную работу.

Материалы спецкурса активно использовались на методических семинарах для учителей (на протяжении двух лет), что позволило изменить позицию учителей по отношению к сбережению и укреплению здоровья школьников. Более 50% учителей, прошедших семинары, всерьез рассматривают возможность изменения своего подхода к организации и реализации педагогического процесса с учетом здоровьесберегающего и здоровьеформирующего аспектов.

2. Активное использование потенциальных возможностей межпредметных связей для формирования мотивации здоровья и здорового образа жизни.

В АлтГУ в рамках дополнительного образования по программе "Преподаватель высшей школы" слушатели (прежде всего преподаватели АлтГУ) выполняют творческие работы, показывающие потенциальные возможности междисциплинарной интеграции в формировании культуры здоровья, часть из которых находит успешное применение на практике.

3. Использование потенциальных возможностей внеучебной деятельности (спортивные секции, спортивные клубы, дни здоровья, средства массовой информации вуза, волонтерское движение студентов, центр здоровья).

Таким образом, в современном педагогическом образовании имеются возможности для формирования такого важного компонента профессионально-педагогической культуры будущего учителя, как культура здоровья.

Высказанные нами соображения, разумеется, не дают полного ответа на вопрос: "Как эффективно формировать культуру здоровья у обучающихся?" Эта проблема требует дальнейшего глубокого и системного изучения.

Список литературы

1. Андреев А.П. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под ред. Э.М. Казина, Н.А. Заруба. Кемерово, 2003.

3. Кривобородский В.Е. Развитие культуры педагогической деятельности учителей средней школы: Автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 1999.

4. Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья. Барнаул, 2002.

5. Лебедченко С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

6. Степанов С.Ю, Кремер Е.З. От культуропроизводства в образовании к образовательному культуротворчеству // Культуросообразная школа. М., 2002. № 3.

HEALTH CULTURE FORMATION DURING

PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PREPARATION

OF GRADUATES OF UNIVERSITY

N.Z. Kaigorodova

(Altay State University; e-mail: [email protected])

The problem of culture and health formation of the teacher as the element of professional and pedagogical culture is analyzed. The results of the research

among students AltSU and of teachers of schools, into potential opportunities of modern school in preservation of pupils health are reported. The lines of work on formation of culture of the students health are allocated during vocational training.

Key words: culture of health, motivation of health and a healthy way of life, function of education in health-forming.

Сведения об авторе

Кайгородова Надежда Захаровна — кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики АлтГУ. Тел. (83852) 62-31-58; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.