дый участник, руководитель или любой желающий может пройти серию мастер-классов от разных педагогов, они же в свою очередь привозят свои танцевальные компании и показывают свои спектакли. В этом смысле хочется отметить: Международный фестиваль современного танца «Точка» организаторы Андрей и Ольга Горобчук г. Омске, Всероссийский хореографический фестиваль-конкурс «Контур» организатор Елена Коротаева г. Екатеринбург, Международный фестиваль «На грани» организатор Лариса Барыкина, Наталья Курюмова г. Екатеринбург, Национальная премия в области современной хореографии - «Приз хореографа Сергея Смирнова» г. Сочи, Фестиваль «Неделя современного танца» Андрея Разживина г. Самара, Международный фестиваль CONTEXT. Дианы Вишневой г. Москва, Международный фестиваль - конкурс современной хореографии «Новая Лиса», г. Саранск, Фестиваль современной хореографии «CDF» г. Москве, Международный фестиваль современной хореогра-
Библиографический список
фии «Айседора» Елены Слободчиковой г. Красноярск, Международный фестиваль-конкурс балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ» организаторы Ольга Вернигора, Дмитрий Голубев г. Барнаул, которые уже на протяжении многих сезонов открывают новые имена, новых постановщиков, хореографов, танцовщиков и новые веяния в современной хореографии, дают ориентир подрастающему поколению.
Таким образом, современный танец в России успешно начал свое развитие и как любое новое направление в искусстве, уже имеет свою историю, особенности и выдающиеся имена. Своим повсеместным распространением он обязан театрам танца и школам, создатели которых долгое время проходили зарубежные практики и интегрировали полученные знания в своем творчестве, передавая опыт своим ученикам. На данный момент есть большой выбор вузов, которые готовят специалистов в области современного танца.
1. Дункан А. Моя жизнь: Мемуары; Танец будущего. Москва: «Контракт-ММТ» 1992.
2. Перлина Л.В. Танец модерн и методика его преподавания: учебное пособие. Барнаул: АлтГАКИ, 2009.
3. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. Москва: Книга, 1990.
4. Полятков С.С. Основы современного танца. Москва: Феникс, 2005.
5. Никитин В.Н. Пластикодрама: новые направления в арт-терапии. Москва: Когито-центр, 2003.
6. Никитин В. Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры. Available at: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyb erleninka:33002:16153705
7. Современный танец в России. Available at: https://studfiles.net/preview/4583329/
References
1. Dunkan A. Moya zhizn': Memuary; Tanec buduschego. Moskva: "Kontrakt-MMT" 1992.
2. Perlina L.V. Tanec modern i metodika ego prepodavaniya: uchebnoe posobie. Barnaul: AltGAKI, 2009.
3. Fomin A.S. Tanec: ponyatie, struktura, funkcii. Moskva: Kniga, 1990.
4. Polyatkov S.S. Osnovy sovremennogo tanca. Moskva: Feniks, 2005.
5. Nikitin V.N. Plastikodrama: novye napravleniya vart-terapii. Moskva: Kogito-centr, 2003.
6. Nikitin V. Yu. Tanec kak sociokul'turnyj fenomen. Tri lika Terpsihory. Available at: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberlenin ka:33002:16153705
7. Sovremennyj tanec v Rossii. Available at: https://studfiles.net/preview/4583329/
Статья поступила в редакцию 14.09.18
УДК 378
Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Mathematics Teaching Methods,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PERFECTION OF THE PROCESS OF FORMING THE PROJECT RESEARCH CULTURE OF STUDENTS. The article reveals the ways and pedagogical conditions for improving the process of forming the design and research culture of students of pedagogical specialties in the system of mathematical education; the principles of organizing collective scientific activity have been supplemented and refined. The conclusion is made that the evaluation of the effectiveness of the influence of the professional-pedagogical orientation on the quality of students' design and research activities and the development of their creative abilities depends on a number of factors and the conditions for its organization. The author notes that students' active participation in the discussion and decision of professional and pedagogical tasks together with teachers of secondary schools in the process of teaching practices and university lecturers with pronounced creative research approach are very important.
Key words: research activity, design and research culture, student, future teacher of mathematics.
М.А. Исаева, кан. пед. наук, доц. каф. геометрии и методики преподавания математики,
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
В статье выявлены пути и педагогические условия совершенствования процесса формирования проектно-исследова-тельской культуры студентов педагогических специальностей в системе математического образования; дополнены и уточнены принципы организации коллективной научной деятельности. Сделан вывод о том, что оценка эффективности влияния профессионально-педагогической направленности на качество проектно-исследовательской деятельности студентов и развитие их творческих способностей зависит от целого ряда факторов и условий ее организации. Большое значение автор предаёт активному участию студентов в обсуждении и решении профессионально-педагогических задач совместно с учителями средних школ в процессе педагогической практики и преподавателями университета, обладающими выраженным творческим, исследовательским подходом к делу.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская культура, студент, будущий учитель математики.
Воспитывая у студентов готовность к проектно-исследова-тельской деятельности, мы формируем и творческие качества будущего специалиста. Эти процессы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Благодаря своей игровой, соревновательной форме предметные олимпиады и конкурсы спо-
собствуют привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности (НИД), выработке у них готовности к исследовательской деятельности.
Ретроспективный анализ собственного опыта участия в исследовательской деятельности и руководстве НИД студентов,
а также передового опыта своих коллег позволю дополнить и уточнить принципы организации коллективной научной деятельности:
1. Принцип регулируемого эволюционирования системы НИР студентов и создания благоприятных для этого предпосылок. К их числу относятся: наличие на кафедре плодотворных исследований по научному направлению, соответствующему профилю подготовки специалистов. Это позволяет ограничить круг рассматриваемых вопросов и развивать их в глубь, что повышает эрудицию студентов.
2. Обеспечение единства научной и учебной деятельности студентов. На наш взгляд, ответственным за организацию НИР студентов на кафедре должен быть профессор или доцент, имеющий опыт научной, организаторской и воспитательной работы. Его творческая инициатива, личный пример - необходимое условие успешного развития исследовательской деятельности студентов.
3. Актуальная и единая тема научной работы студента на весь период обучения на выпускающей кафедре должна иметь профессиональную направленность. Работа над сквозной темой предполагает последовательность и преемственность форм и методов ее выполнения с постоянно возрастающей сложностью, а также периодическую отчетность о проделанной работе.
4. Организация систематической работы студента. Необходимые условия для ее обеспечения - дозирование заданий, определение конкретного объема работы на каждый отрезок времени и систематический контроль ее выполнения.
5. Привлечение к руководству НИР студентов всего научно-педагогического коллектива кафедры и аспирантов.
9. Преемственность идей, научных традиций, поколений исследователей. Старшекурсники проводят исследования совместно со своими младшими товарищами, помогают им и тем самым приобретают некоторые навыки руководства небольшими коллективами. Изучение работ предшественников позволяет глубже и многограннее провести исследование. У нас стало правилом, что исследование, начатое одним, развивается и продолжается другим. Так передаются умения и навыки творческой деятельности. [1]
Дальнейшее развитие и совершенствование изложенных принципов организации коллективной НИР студентов способствует широкому привлечению студентов к активной научной работе, формированию специалистов с повышенным творческим потенциалом.
Полученные в ходе обучения знания студенты активно применяют при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач. Такая возможность предоставляется им во время прохождения педагогической практики. Студенты оценивают активность учащихся, наблюдают за их деятельностью, выявляют средства, приемы, методы для стимулирования и активизации познавательной деятельности, моделируют эту деятельность на разных уровнях проблемности, дают уроки и ведут учебную и воспитательную работу.
Например, Н.В. Ардашева выделяет следующие педагогические условия формирования исследовательской культуры студентов:
Библиографический список
- взаимодействие субъектов формирования исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности;
- проектирование проблемных заданий и вовлечение студентов в их разрешение в ходе формирования исследовательской культуры в учебно-познавательной деятельности;
- изучение динамики и корректирование формирования исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности [2].
Вместе с тем анализ передового педагогического опыта организации практик показывает, что переход учебно-исследовательской работы в научное творчество студентов происходит при комплексном использовании следующих факторов и условий [3 - 5]:
1) ориентации студентов на учебное, научное, педагогическое творчество в процессе проведения педагогической и преддипломной практики;
2) чёткой и продуманной системы педагогического управления и самоуправления студентов в организации их учебного и научного творчества;
3) активном участии студентов в обсуждении и решении профессионально-педагогических задач совместно с учителями средних школ и преподавателями университета, обладающими выраженным творческим, исследовательским подходом к делу;
4) учете индивидуальных и групповых особенностей и возможностей студентов, а также учащихся, с которыми работают студенты-практиканты;
5) сочетании индивидуальной и групповой учебной и творческой деятельности в процессе педагогической практики;
6) промежуточном и итоговом обсуждении результатов учебного, научного и педагогического творчества студентов как совместно с учителями средних школ, так и в коллективе университета при подведении итогов практики;
7) удачном выборе базовой школы, где организуется педагогическая практика: предпочтение отдается школе с современным оборудованием, внедряющей новые методики и образовательные технологии, в которой поощряется инновационное обучение и творческое отношение к делу;
8) активном участии руководителя педагогической практики и методистов в исследовании научно-методических и воспитательных проблем по профилю подготовки студентов;
9) оформлении результатов научного (педагогического) творчества в форме статьи, программы, макета, прибора, курсовой или выпускной квалификационной работы;
10) гласности, поощрении инициативы, педагогического и научного творчества наиболее отличившихся студентов.
Как видно из проведенного анализа, оценка эффективности влияния профессионально-педагогической направленности на качество проектно-исследовательской деятельности студентов и развитие их творческих способностей определяется комплексом критериев и зависит от целого ряда факторов и условий ее организации.
1. Исаева М.А. Принципы профессиональной подготовки учителя математики. Мир науки культуры и образования. 2017; 6 (67): 350 - 352.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988.
3. Ардашева Н. В. Формирование исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2011.
4. Филимонюк Л.А. Конструктивно-проективные компетенции как условие формирования проектной культуры будущего педагога. Научное обозрение. 2010; 2: 105 - 109.
5. Филимонюк Л.А. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования. Наука и образование. 2008; Т. 2: 651.
References
1. Isaeva M.A. Principy professional'noj podgotovki uchitelya matematiki. Mirnaukikul'tury iobrazovaniya. 2017; 6 (67): 350 - 352.
2. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya isamovospitaniya tvorcheskojlichnosti. Osnovy pedagogiki tvorchestva. Kazan', 1988.
3. Ardasheva N. V. Formirovanie issledovatel'skoj kul'tury studentov v uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2011.
4. Filimonyuk L.A. Konstruktivno-proektivnye kompetencii kak uslovie formirovaniya proektnoj kul'tury buduschego pedagoga. Nauchnoe obozrenie. 2010; 2: 105 - 109.
5. Filimonyuk L.A. Stanovlenie proektnoj kul'tury studentov v usloviyah modernizacii sistemy obrazovaniya. Nauka i obrazovanie. 2008; T. 2: 651.
Статья поступила в редакцию 19.09.18