ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
1 2 Саякбаева А.А. , Шербекова А.А.
1Саякбаева Айганыш Апышевна - доктор экономических наук, профессор, кафедра управления финансами, экономический факультет, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына;
2Шербекова Анарабубу Аманкуловна - кандидат экономических наук, профессор, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Институт экономики и менеджмента Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры
им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрена одна из значимых проблем отрасли - управление конкурентоспособностью строительных компаний. Исследованы факторы, влияющие, на конкурентоспособность субъектов строительной отрасли, и выделен, как наиболее значимый, - фондовооруженность строительства. Проведен сравнительный анализ динамики строительного рынка стран ЕАЭС и уровня его инвестиционной активности. Определены пути повышения конкурентоспособности строительной отрасли стран ЕЭАС на основе роста их инвестиционной активности.
Ключевые слова: строительная отрасль, конкурентоспособность, ЕАЭС, основные фонды, инвестиционная активность.
УДК: 336.662:658.152:69
Проблема управления конкурентоспособностью строительных компаний является одной из главных в отрасли, так как важными векторами их деятельности являются динамичность и масштабность. В связи с этим стратегический анализ и оценка конкурентоспособности выступают необходимым условием для управления устойчивым развитием субъектов строительной отрасли как в Кыргызской Республике, так и других странах, членах ЕАЭС.
Согласно теории управления экономикой конкурентоспособность строительных компаний оценивается по определенным показателям, с учетом целей функционирования. По итогам анализа специфики работы строительных компаний, исследованиями установлены наиболее значимые факторы оценивания конкурентоспособности этих субъектов, к которым относятся:
- производственная деятельность, характеризующаяся степенью использования машин, оборудования и технологий при выпуске строительной продукции. При этом процесс производства и выпуска продукции, затраты на них, прибыль, рентабельность предприятия, производительность труда непосредственно связаны с такими показателями, как фондоотдача, фондоемкость, фондооворуженность и степень износа основных фондов.
- финансовая деятельность, характеризующаяся динамикой изменений в размере, составе собственного и заемного капитала строительной компании и показателями финансовой устойчивости; финансовой независимости; ликвидности.
- маркетинговая деятельность - включает изучение рыночного спроса предложений что, в свою очередь, требует от компании концентрирования на научно - технической, производственной и сбытовой деятельности.
- инновационная деятельность, которая подразумевает производство инновационной конкурентоспособной продукции, как результата использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок.
- социально-управленческая деятельность, включающая количественные и качественные характеристики персонала, состоит из совокупности методов форм и средств при помощи которых можно эффективно координировать деятельность организации для
16
достижения конкретной цели, например, повышение рентабельности и роста производительности труда и т.д. [3].
В связи с этим, по-нашему мнению, конкурентные преимущества строительных предприятий и отрасли региона выражаются в их потенциальных возможностях обеспечивать реализацию лидерских позиций в решении стратегических задач прибыльности и устойчивости в условиях меняющейся внутренней и внешней среды.
Одним из значимых факторов, влияющих на оценку конкурентоспособности строительных компаний выступает, как отмечалось выше, производственная деятельность строительных компаний. При этом необходимо отметить, что одной из ключевых проблем строительных компаний в условиях конкурентной среды выступает соответствующий уровень фондовооруженности, который отвечал бы быстрорастущим требованиям эффективного рынка - технологичности и инновационности.
В процессе своей деятельности собственники и менеджмент строительных компаний должны обеспечить количественное и качественное превосходство над конкурентами в масштабах своих возможностей. В этой связи, несмотря на содержание производственной деятельности фондовооруженность строительных компаний необходимо всегда рассматривать как ключевой показатель конкурентоспособности предпринимательского бизнеса. Такой точки зрения придерживаются А. Томпсон и А. Стрикленд, они считают, что «фондовооруженность, как элемент ресурсного потенциала компании является важным фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности этих компаний на долгосрочный период» [1].
Строительный рынок стран - членов ЕАЭС в целом имеет положительную динамику развития, несмотря на возникающие трудности и противоречия.
Таблица 1. Динамика изменения удельного веса строительства в ВВП стран - членов ЕАЭС, %
Страны 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 в % к 2010
Кыргызстан 5,9 5,4 7,2 7,1 8,3 9,2 9,3 9,2 155
Казахстан 8,0 7,1 6,7 6,5 6,4 6,3 6,2 5,9 73
Россия 5,59 6,3 6,5 6,03 5,55 5,5 5,32 5,28 94
Беларусь 9,4 6,5 7,3 10,0 10,4 7,8 5,7 5,43 57
Армения 14,6 12,8 12,2 11,6 10,10 9,8 9,4 8,0 55
Источник: Национальный статистический комитет КР.
Доля строительной отрасли в ВВП Кыргызской Республики имеет более высокий уровень, чем доля строительной отрасли в ВВП других стран - членов ЕАЭС, что объясняется различием масштабов экономики стран СНГ. Так, в абсолютных размерах объемы работ в строительстве России и Казахстана значительно превосходят их в Кыргызстане.
Масштабы строительства в странах можно оценить по показателям жилищного строительства и, особенно по вводу жилья.
По статистическим данным, в 2016 году сданы в эксплуатацию в общем по странам ЕАЭС 103,6 млн кв. м жилья, что выше показателя предыдущего года на 2,6 млн кв. м, т.е на 2,6%. На первом месте по вводу жилья стоит Российская Федерация, на ее долю приходится 84% общего объема введенной в эксплуатацию недвижимости. Казахстан
занимает второе место - 9,5%, соответственно Республика Беларусь на третьем месте -5,0%, Кыргызстан на четвертом месте -1,45%, Армения на пятом месте -0,05%.
Таблица 2. Динамика ввода жилых домов в странах ЕАЭС,млн кв. метров общей площади
2000 2005 2008 2009 2010 2013 2014 2015 2016 2016 Доля в %
Россия 30,3 43,6 64,1 59,9 58,4 70,5 84,2 85,3 87,2 84
Армения 0,2 0,4 0,5 0,4 0,5 0,3 0,3 0,3 0,4 0,05
Беларусь 3,5 3,8 5,1 5,7 6,6 5,2 5,5 5,1 5,3 5,0
Казахстан 1,2 5,0 6,8 6,4 6,4 6,8 7,5 8,9 9,3 9,5
Кыргызстан 0,5 0,5 0,8 0,9 0,7 0,9 1,1 1,2 1,4 1,45
Итого 35,7 53,3 77,3 73,3 72,6 83,7 98,6 100,8 103,6 100
Источник: Госстат РФ.
Вместе с тем, следует отметить, что строительный потенциал Кыргызской Республики реализован недостаточно. Динамика позитивного развития отмечается только в жилищном строительстве, так как спрос превышал предложение, и владельцы компаний были заинтересованы в получении быстрой прибыли, в то же время промышленно-гражданское строительство сведено к минимуму. Однако государство и собственники строительных компаний должны понимать, что для дальнейшего развития в условиях членства Кыргызстана в ЕАЭС необходимо развивать и другие секторы строительного рынка.
В 2010-2014 гг. произошло оживление строительной отрасли республики, в связи как с резким повышением спроса на недвижимость, так и с увеличением инвестиций в отрасль, в том числе и иностранных. Зарубежные компании из Казахстана, России, Германии, Великобритании, Турции и Китая оценили перспективность вложения инвестиций в развитие строительного бизнеса в городе Бишкек. В 2016 году отмечается незначительный спад.
Активное строительство объектов недвижимости на рынке содействует росту конкуренции. В Кыргызской Республике многие инвесторы при строительстве или реконструкции объектов руководствуются стремлением получить стабильный доход от вложенных средств.
Вместе с тем в строительных компаниях Кыргызской Республики за 2005-2009 гг. отмечается динамичное выбытие строительной техники в результате накопленного износа и отсутствия процессов обновления и воспроизводства активной части основных фондов строительных компаний. За 2009-2016 гг. наблюдается незначительная тенденция роста фондовооруженности с 1,66 млн сомов до 2,1 млн сомов. Однако, уровень 2005 г. (3,6 млн сомов) не достигнут, что свидетельствует о проблемах в обновлении строительной техники и в управлении фондовооруженностью строительных компаний [2].
В этой связи следует отметить, что проблема повышения фондовооруженности в инвестиционно-строительной сфере в Кыргызской Республике требует особого внимания и системного решения. Во - первых, органы государственной власти должны быть задействованы в привлечении инвестиций в строительный комплекс, так как от этого в будущем зависит деятельность хозяйствующих субъектов всех отраслей и благосостояние государства и общества, учитывая синергетический эффект строительства. Во-вторых, проблему повышения эффективности инвестиционно-строительного комплекса нужно решать, с учетом состояния внешних условий и мировых процессов. В-третьих, путем развития самого строительного рынка, его сегментов.
Следует отметить, что, несмотря на положительную динамику развития строительной отрасли стран ЕАЭС, уровень инвестиционной активности оставляет желать лучшего, о чем свидетельствует сравнение индексов физического объема валового накопления основного капитала строительства на душу населения стран ЕАЭС с ведущими странами мира.
100 90 80
пВаловое накопление основного капитала ЕЗ Строительство НМашины н оборудование
Рис. 1. Индексы физического объема валового накопления основного капитала стран - членов ЕАЭС на душу населения в 2016 г. (в %, США =100)
Источник: Госстат РФ.
Анализируя индексы физического объема валового накопления основного капитала стран - членов ЕАЭС на душу населения в 2016 г., следует отметить, что в сравнении с уровнем США Республика Беларусь имеет по валовому накоплению основного капитала -33%, по строительству - 53%, машинам и оборудованию - 29% находится на первом месте. В России валовое накопление капитала достигло - 32%, строительство - 48%, машины и оборудования - 27%. Таким образом, видим, что уровень индекса накопления основного капитала стран ЕАЭС существенно отстает от его состояния лидера мировой экономики США. Это свидетельствует о существовании проблем в инвестиционном развитии и конкурентоспособности строительной отрасли, как в странах СНГ в целом, так и в странах ЕАЭС, и особенно в Кыргызской Республике и Армении. Такое положение предполагает необходимость активизации инвестиционной деятельности в строительной сфере для улучшения позиций в мировом масштабе и повышения ее конкурентоспособности.
В этой связи полагаем, что для решения такой проблемы в строительной отрасли, с точки зрения ее конкурентоспособности следует в рамках стратегии инновационного развития предусмотреть систему мероприятий по повышению инвестиционной активности.
При этом, на наш взгляд, следует обратить внимание в первую очередь, на рост собственного капитала строительных организаций, путем реинвестирования прибыли. Что особенно актуально в условиях наблюдаемого оттока капитала и зарубежных инвестиций.
Также в условиях сокращения государственного и муниципального финансирования капитальных вложений необходимо добиваться структурных изменений источников инвестиций в отрасли.
В перспективе доля инвестиций в строительной отрасли за счет собственных средств должна быть более 50%. Такое положение по перераспределению источников финансирования в сторону собственных средств повысит чувствительность
инвестиционного процесса к прибыльности предприятий строительной отрасли и амортизационной политике. Рассмотренные процессы позволят обеспечить повышение ресурсного потенциала в строительной отрасли, что является важным направлением роста ее конкурентоспособности и финансовой устойчивости в современных условиях функционирования в рамках ЕАЭС.
Список литературы
1. Томпсон А.А, Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. М.: Вильямс, 2003. 236 с.
2. Шербекова А.А., Рыспаева А.С. Роль информационно-аналитической базы в формировании фондооснащенности строительства // Вестник КГУСТА, 2013. № 4. С. 253-257.
3. Россихина А.Е Алгоритм оценивания конкурентоспособности строительного предприятия // Проблемы развития инновационно-креативной экономики, 2011. С. 255-261.
ВИДЫ МАРКЕТИНГА Куликова Е.С.1, Галикеева К.Г.2
1Куликова Елена Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент;
2Галикеева Кристина Горовна - студент, экономический факультет, Частное образовательное учреждение высшего образования Институт международных связей, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье представлены результаты исследования особенностей маркетинга на мировом рынке. В статье раскрываются процессы использования маркетинга в различных структурах.
Ключевые слова: стратегия, конкуренция, спрос, предложение, маркетинг.
Форма маркетинга - это комплекс ключевых типов и темпов маркетинга свойственной определенной сферы общественно-экономических процессов проходящих в обществе.
Виды маркетинга - это маркетинг определенной формы, которая различается степенью охвата групп потенциальных покупателей и примененных рядом инструментов с целью исследования и влияния на них.
Три типа маркетинга: массовый - используется при всеобщем охвате потенциальных покупателей одной и той же группой схожих товаров.
Дифференцированный - характеризуется тем, что для различных групп покупателей предлагается различные по своим покупательским свойствам продукты.
Целевой (концентрированный) - для определенной узкой группы потенциальных покупателей в ходе предложения им продукта обладающего особыми характеристиками делающие данный продукт привлекательным и желаемый для данной группы покупателя.
В зависимости от состояния спроса определяют следующие типы маркетинга:
1. Конверсионный маркетинг. Используется при негативном или отрицательном спросе. Рынок пребывает в состоянии негативного спроса, в случае если большая часть потенциальных покупателей ненавидит продукт и согласна на определенные издержки, лишь бы исключить его приобретения.
2. Стимулирующий маркетинг. Используется в обстоятельствах неимения спроса. В этом случае покупатели могут быть не заинтересованы в продукте либо безразличны к нему.
Причины неимения спроса: недостаток данных, новшество продукта, расхождение рынка реализации, утрата ценности продукта.