ния России ускорить развитие собственной национальной платежной системы вместо Visa и MasterCard.
В то же время автор выражает беспокойство относительно того, что и Россию санкции заставили искать альтернативных экономических партнеров на развивающихся рынках стран Латинской Америки и КНР, с последним уже в октябре 2014 г. Россия заключила около 40 соглашений в области финансов и технологий (c. 13).
В заключение автор приходит к следующим выводам. Во-первых, степень влияния антироссийских санкций на американскую экономику в долгосрочной перспективе будет зависеть от способности американских компаний находить альтернативные рынки. Во-вторых, эффективность их воздействия на экономику и политический курс России обусловлена рядом сопутствующих экономических факторов, в первую очередь уровнем цен на нефть. В-третьих, хотя Россия до сих пор сталкивается с экономическими проблемами, большинство из них не связаны с санкциями, а экспертные прогнозы говорят об улучшении инвестиционного климата и стабилизации российской экономики в целом.
Н.А. Коровникова
2018.01.038. ПОЛОЖИХИНА М.А. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АСПЕКТЫ. (Обзор).
Ключевые слова: Россия; финансовый рынок; эффективность финансового рынка; конкурентоспособность финансового рынка; Евразийский банк развития; прямые иностранные инвестиции.
Финансовый рынок России, подчеркивает Ю.А. Данилов (1), является встроенной подсистемой национальной социально-экономической системы и одновременно подсистемой глобального финансового рынка. При проведении государственной политики в этой сфере необходимо учитывать повышение роли финансового сектора в социально-экономическом развитии и росте рисков, сопровождающее такое возвышение финансового сектора, а также кардинальный рост конкуренции на финансовых рынках, выход этой конкуренции на глобальный уровень.
Социально-экономическая эффективность финансового рынка, отмечает автор, определяется эффективностью функций, выполняемых финансовым рынком (сектором) в социально-экономической системе. Основной социально-экономической функцией финансового рынка является предоставление финансирования, в первую очередь долгосрочного, нефинансовым секторам экономики. Данная функция характеризуется потоками капитала, направляемыми предприятиям. В работе рассматривается три канала перераспределения финансовых ресурсов: банковские кредиты; размещение акций на первичном рынке; размещение корпоративных облигаций на первичном рынке (1, с. 11, 13).
Глобальная эффективность национального финансового рынка определяется характеристикой его конкурентной силы на глобальном рынке капитала. В свою очередь, это описывается оценками факторов, предопределяющих его способности к ведению конкурентной борьбы на глобальном рынке, и оценками результатов этой конкуренции (1, с. 62).
Анализ количественных данных об объемах и структуре инвестиций в основной капитал в России, а также существующих рейтингов национальных финансовых рынков и долей страны на различных сегментах глобального рынка капитала позволили автору сделать следующие выводы.
Отечественный финансовый рынок характеризуется низкой эффективностью из-за неполного выполнения им своих социально-экономических функций. Трансформация сбережений в инвестиции выполняется российским финансовым рынком недостаточно успешно, он недостаточно эффективен как для инвесторов, так и для реципиентов инвестиций. Также констатируются низкие позиции России на глобальном рынке капитала, отставание российского финансового рынка от других развивающихся рынков в рамках БРИКС. Особенно заметно ухудшились позиции национального финансового рынка в течение 2014-2015 гг. Кроме того, существуют многочисленные внутренние структурные проблемы, негативно влияющие на функционирование российского финансового рынка (1, с. 90-91).
Основными причинами отставания России в части развития финансовых рынков, по мнению автора, являются отсутствие крупных институтов, аккумулирующих долгосрочные инвестиции, и
недостаточная развитость небанковского сегмента финансового рынка.
В России кардинально отстают от мирового уровня сегмент открытых инвестиционных фондов и сегмент страхового рынка в части страхования жизни. А именно они, наряду с сегментом пенсионных накоплений, являются поставщиками в экономику наиболее долгосрочных инвестиционных ресурсов. При этом, в отличие от сегмента пенсионных накоплений, сегмент открытых инвестиционных фондов и сегмент страхования жизни являются наиболее эффективными (по крайней мере, в современном мире за пределами РФ) механизмами трансформации сбережений населения в инвестиции. Слабость этих двух звеньев в конечном счете привела к появлению в 2014 г. третьего сегмента на отечественном финансовом рынке - сектора 1РО / SРО1, - отставание которого в настоящее время от мирового уровня может быть оценено как катастрофическое (1, с. 85-86).
Недостаточное развитие институциональных инвесторов существенно ограничивает объем спроса на рынках ценных бумаг в целом, и особенно на первичном рынке акций. В результате значительная часть пакетов акций, размещающихся в ходе 1РО / SРО, распределяется среди ограниченного круга инвесторов, преимущественно иностранных. Преобладание иностранных инвесторов среди покупателей акций в ходе 1РО / SРО способствует оттоку ликвидности с национального рынка. И то и другое существенным образом угнетает рост ликвидности внутреннего рынка акций.
Низкая ликвидность внутреннего рынка акций ограничивает круг инвесторов, которые могли бы участвовать в последующих размещениях акций на этом рынке, снижая уровень цен. Более низкие цены потенциальных 1РО / SРО, в свою очередь, уменьшают количество корпораций, желающих разместить свои акции, и, соответственно, снижают объем 1РО / SРО. Снижение цен способствует снижению капитализации.
На уровень ликвидности также отрицательно влияет нарастающая диспропорция в развитии банковского и небанковского
1 IPO (Initial public offering) - первичное публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке; SPO (secondary public offering) - вторичное публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. -Прим. авт.
сегментов российского финансового рынка. При наличии достаточного количества крупных небанковских финансовых организаций они могли бы без существенного участия банков обеспечивать себя ликвидностью через операции купли-продажи ценных бумаг на бирже и отчасти - на внебиржевом рынке. Но в ситуации угнетенного состояния небанковских финансовых организаций функцию поставщика ликвидности берут на себя банки. Однако банки, в силу своей природы и требований риск-менеджмента, предпочитают не покупать ценные бумаги в рамках обычных сделок купли-продажи, а предоставлять ликвидность через сделки репо1. В результате в России сделки репо в структуре сделок с ценными бумагами на фондовой бирже составляют более 90%. Следствием такой структуры биржевого оборота является постоянное давление на нормальный режим торговли ценными бумагами, ведущее к сокращению ликвидности рынков (1, с. 88).
Россия - не единственная страна, которая сталкивается с серьезными проблемами в развитии своего финансового сектора, указывает Данилов. Многие страны с развивающимися финансовыми рынками разрабатывают и реализуют специальные государственные программы, направленные на повышение эффективности своего финансового рынка и укрепление его позиций на глобальном уровне. В условиях сохранения внешних санкций, значительно затруднивших доступ российских предприятий к мировым инвестиционным ресурсам, развитие отечественного финансового рынка приобретает особую важность. Необходимо, адекватно оценив ситуацию и опираясь на мировой опыт, выработать меры по преодолению существующих препятствий в данной сфере.
Развитие евразийской интеграции, одним из основных инициаторов и участников которой является Россия, оказывает непосредственное воздействие на деятельность отечественных финансовых институтов и функционирование финансового рынка в целом. В частности, в целях создания условий для устойчивого экономического развития и углубления интеграционных процессов между государствами Евразии и на основании межгосударственного соглашения от 12 января 2006 г. между Российской Федерацией
1 Репо (REPO, repurchasing operations) - сделка купли (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной в этом соглашении цене. - Прим. автора.
и Республикой Казахстан был учрежден Евразийский банк развития (ЕАБР). В 2009 г. полноправными участниками банка стали Республика Армения и Республика Таджикистан, в 2010 г. - Республика Беларусь, а в 2011 г. - Кыргызская Республика. Штаб-квартира ЕАБР расположена в г. Алматы. Банк имеет филиал в Санкт-Петербурге, представительства в Астане, Бишкеке, Душанбе, Ереване, Минске и Москве.
ЕАБР является управляющим средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 8,513 млрд долл. Фонд учрежден в 2009 г. правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызской Республики, России и Таджикистана.
Уставный капитал Банка составляет 7 млрд долл., в том числе оплаченный - 1,5 млрд долл. и капитал до востребования -5,5 млрд. долл. По состоянию на 1 октября 2017 г. объем инвестиционного портфеля ЕАБР с учетом реализованных проектов составляет 6,1 млрд долл. Объем текущего инвестиционного портфеля - 2,7 млрд долл. В стадии финансирования находятся 74 инвестиционных проекта в шести государствах - участниках банка. В отраслевом разрезе текущего инвестиционного портфеля больше всего занимает энергетика (24,3%), финансовый сектор (20,3%), транспорт (16,5) и горнодобывающая промышленность (13,8%). В страновой структуре текущего инвестиционного портфеля 41,8% приходится на Казахстан, 38,0 - на Россию, 17,2 - на Белоруссию, 1,2 - на Армению и по 0,3% - на Таджикистан и Кыргызстан (4).
Помимо непосредственно инвестиционной деятельности в ЕАБР ведется разнообразная аналитическая работа, направленная на содействие развитию евразийской интеграции. Так, Центром интеграционных исследований ЕАБР (ЦНИИ ЕАБР) в партнерстве с ИМЭМО РАН с конца 2011 г. реализуется проект мониторинга и анализа взаимных прямых инвестиций в странах СНГ и Евразии. Исследование охватывает сферу прямых капиталовложений России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана и Украины во всех странах Евразии за пределами СНГ и Грузии, а также встречные прямые инвестиции Австрии, Нидерландов, Турции, ОАЭ, Ирана, Индии, Сингапура, Вьетнама, Китая, Республики Корея и Японии в названных восьми странах
СНГ. На сайте ЕАБР в открытом доступе представлено 12 аналитических докладов о результатах проводимых исследований.
Согласно докладу по итогам 2016 г. (2), азиатские инвесторы наращивают прямые капиталовложения в ЕАЭС. Накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) девяти азиатских стран (Китай, Япония, Турция, Индия, Республика Корея, ОАЭ, Иран, Сингапур и Вьетнам) увеличились с 30,4 млрд долл. в 2008 г. до 61,9 млрд долл. в начале 2016 г. Лидером среди азиатских стран по накопленным ПИИ в регионе является Китай. Начиная с 2008 г. суммарный объем накопленных ПИИ китайских компаний в пяти странах ЕАЭС увеличился на 138% и достиг 25,7 млрд долл. Лидируют по темпам роста входящих китайских прямых инвестиций Белоруссия и Кыргызстан, где по итогам данного периода наблюдений ПИИ выросли соответственно на 48% и 19%. В абсолютном выражении основным получателем китайских ПИИ в ЕАЭС традиционно является Казахстан, где их накопленный объем достиг 21 млрд долл. Главными секторами для китайских инвесторов в этой стране остаются топливный комплекс, а также нефте- и газотранспортная отрасли.
На российском рынке активность китайских инвесторов пока остается невысокой. Объем накопленных китайских ПИИ в России составил на начало 2016 г. 3,4 млрд долл., снизившись по сравнению с предыдущим годом на 1,4%. Китайские компании опасаются попасть под действие санкций со стороны ЕС и США или ждут более выгодных предложений со стороны российского бизнеса, занимая выжидательную позицию.
Лидером среди азиатских стран по накопленным в России ПИИ остается Япония. Несмотря на девальвацию курса российского рубля объем накопленных японских ПИИ в России практически не изменился - 14,5 млрд долл., из которых 70% направлено в российский топливный комплекс. По отношению к другим странам ЕАЭС и Центральной Азии японские компании заняли выжидательную позицию и присматриваются к наиболее перспективным экономическим проектам.
Имевший место кризис российско-турецких отношений не оказал значимого негативного эффекта на объемы накопленных ПИИ Турции. Она остается одним из крупнейших инвесторов в ЕАЭС. Общий объем накопленных Турцией прямых инвестиций в
ЕАЭС составил 7,4 млрд долл., увеличившись за год на 1,4%. Стабильность инвестиционных потоков из Турции во многом объясняется высокой страновой диверсификацией турецких ПИИ. Проекты с участием турецкого капитала были зафиксированы во всех государствах ЕАЭС, за исключением Армении. На Россию при этом приходится около половины представленных сделок и почти 66% объема накопленных турецких прямых инвестиций в ЕАЭС. Важная особенность турецких ПИИ - их внушительный отраслевой охват: капитал турецкого происхождения представлен почти во всех секторах инвестирования. Турция - лидер среди азиатских стран по объемам ПИИ в секторах, не связанных с добычей углеводородов и их транспортировкой. В этом ключевое отличие турецкого капитала от, например, китайского или японского.
Инвестиции из Республики Корея идут как в Россию, так и в Казахстан. При этом основным получателем южнокорейских прямых инвестиций является Россия. На нее пришлось свыше 2,1 млрд долл., или 88% накопленных южнокорейских ПИИ в ЕАЭС. В отраслевом разрезе лидерами по привлечению капитала из Республики Корея являются машиностроительный, строительный, туристический и агропродовольственный комплексы.
В 2015 г. страны ЕАЭС возобновили экспорт ПИИ в Евразию; его объем увеличился по сравнению с объемом предыдущего года на 16%, или на 13,5 млрд долл. В целом за период 2008-2015 гг. суммарный показатель объема накопленных ПИИ стран ЕАЭС на Евразийском континенте вырос в 2,4 раза.
Основным драйвером роста инвестиционной активности в 2015 г. стали российские компании, которые закрыли ряд новых крупномасштабных сделок. Причем российские ТНК наращивают свое присутствие в странах ЕС. Согласно данным мониторинга, объем накопленных российских ПИИ в ЕС составил 50,8 млрд, а их доля достигла 62% от всего объема прямых капиталовложений в Евразии. В то же время доля инвестиций российских компаний в Азии снизилась с 31% в 2011 г. до 26,7% к концу 2015 г. Топливный комплекс традиционно лидирует в отраслевой структуре экспорта ПИИ России в страны Евразии. Его доля в накопленных российских ПИИ выросла с 25,8% в конце 2008 г. до 33,7% в конце 2015 г. Выделяются также финансовый сектор, связь и информационные технологии (ИТ).
Среди стран - членов ЕАЭС Казахстан является вторым после России по объемам экспорта капитала в страны Евразии. На начало 2016 г. объем накопленных ПИИ казахстанских компаний в странах Евразии вне СНГ составил почти 6 млрд долл. Основными получателями казахстанских прямых капиталовложений остаются страны ЕС - на них приходится 90,5% всех ПИИ Казахстана в странах Евразии. Ключевым сектором международной специализации Казахстана, на который приходится стабильно свыше половины ПИИ, остается топливный сектор. Вторым по значению сектором является оптовая и розничная торговля. Проекты компаний из Армении, Белоруссии и Кыргызстана с прямыми инвестициями в страны Евразийского континента единичны и невелики по объемам. Это объясняется тем, что в экономиках названных стран ЕАЭС практически отсутствуют ТНК с конкурентными преимуществами, позволяющими внедриться на рынки стран дальнего зарубежья.
По мнению аналитиков ЕАБР, в 2017 г. активность прямых инвесторов из стран Евразии на пространстве ЕАЭС наберет обороты. Одним из импульсов притока ПИИ должно стать развитие китайского проекта «Один пояс, один путь». Конкуренцию китайцам составят японцы и корейцы.
Согласно следующему докладу (3) после трех лет (20132015) падения взаимные ПИИ стран ЕАЭС к 2017 г. выросли на 15,9% - до 26,8 млрд долл., а накопленные взаимные ПИИ стран СНГ и Грузии - на 7,9%, до 45,1 млрд долл.
Крупнейшими экспортерами капитала в ЕАЭС стали российские компании - на них пришлось свыше 78% экспорта ПИИ. На втором месте - Казахстан (13,5%), на третьем - Белоруссия (7,8%). Новое явление заключается в том, что Россия начала не только направлять свои инвестиции в другие страны ЕАЭС, но и получать все больше инвестиций от соседей: накопленный объем прямых капиталовложений из других стран ЕАЭС достиг 5 млрд долл. Тем не менее главными получателями ПИИ по-прежнему являются Белоруссия (8,6 млрд долл. США к концу 2016 г.) и Казахстан (8,2 млрд долл. к концу 2016 г.).
По оценкам авторов доклада, высокие показатели по России обеспечивает ограниченный круг компаний. На начало 2017 г. на 25 крупнейших российских компаний, инвестирующих в страны ЕАЭС, пришелся 71% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС.
А на 25 крупнейших проектов российских компаний - около 61% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС. Углубление евразийской интеграции и строительство общих рынков постепенно будут менять картину корпоративного взаимодействия. Пока же преимущества Союза используют в основном крупные компании-инвесторы. Для крупного бизнеса трансграничные барьеры менее болезненны, так как ресурсы компаний позволяют эффективно их преодолевать. Средний бизнес пока за границу не идет.
На первом месте по объему инвестиций партнеров России по Евразийскому союзу - химический комплекс российской экономики (35,1% объема импортированных ПИИ из стран ЕАЭС по итогам 2016 г.). На втором - агропродовольственный комплекс России (15,8%), где основной объем инвестиций предоставили казахстанские компании, специализирующиеся на растениеводстве и производстве молочной продукции. Прямые капиталовложения из Казахстана в российские аэропорты обеспечили транспортному комплексу третье место (14,2%). А участие казахстанских инвесторов в российском гостиничном бизнесе позволило туристическому комплексу закрепиться на четвертой позиции (14%).
Российские компании нарастили ПИИ во всех странах Евразийского союза. На начало 2017 г. лидером по импорту российских ПИИ является Белоруссия (8,5 млрд долл. США). Далее следуют Казахстан (8,2 млрд долл.), Армения (3,4 млрд долл.), Кыргызстан (0,9 млрд долл.). Более половины российских ПИИ в странах ЕАЭС приходится на топливный комплекс. Заметное место занимают ПИИ в цветную металлургию, связь и ИТ, финансовый сектор.
За первый полный год после вступления в Евразийский союз Кыргызстан показал увеличение притока ПИИ из стран ЕАЭС на 11% (до 1,5 млрд долл. к концу 2016 г.), в том числе из России - на 21% (до 0,9 млрд долл. соответственно). Членство в ЕАЭС позволяет Кыргызстану улучшить свой инвестиционный имидж, поэтому прогнозируется рост российских и казахстанских прямых инвестиций в страну.
По мнению аналитиков ЦИИ ЕАБР, дальнейшая динамика взаимных ПИИ в СНГ будет определяться инвестиционной активностью внутри Евразийского союза. Когда взаимные инвестиции падали в 2013-2015 гг., в ЕАЭС их объем сокращался заметно мед-
леннее, чем в СНГ. Когда в 2016 г. инвестиции стали увеличиваться, в ЕАЭС они росли вдвое быстрее (16% против 8%).
Список литературы
1. Данилов Ю.А. Эффективность финансового рынка России: выполнение социально-экономических функций и глобальная конкуренция: Научные доклады: экономика; № 17/8 / РАНХиГС. - М.: Издательский дом «Дело», 2017. - 96 с.
2. ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций 2016: Доклад № 41 / Евразийский банк развития. Центр интеграционных исследований. - СПб., 2016. - 70 с. - Режим доступа: https://eabr.org/ ир1оа^1Ь1оск/571/е&_сеПге_2016_геро11_41_£(11_ещж1а_гш.р11£
3. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2017: Доклад № 45 / Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований. - СПб., 2017. -60 с. - Режим доступа: ^Ш^://еаЬг.о^/ир1оа(1/1Ыоск/6£а/ЕВВ-Сеп1ге_2017_К£ port-45_MIM-CIS_RUS_2.pdf
4. О банке // Евразийский банк развития. Официальный сайт. - Алматы. — Режим доступа: ^11^://еаЬг.о^/аЬоЩ/
2018.01.039. ПОЛОЖИХИНА М.А. ОФИЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. (Обзор).
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; Евразийская экономическая комиссия; статистические данные по евразийской интеграции; направления развития евразийской интеграции.
Созданный в 2015 г. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал ключевым этапом реализации высказанной в 1994 г. идеи Н. Назарбаева о необходимости создания нового межгосударственного объединения на постсоветском пространстве, которое обеспечивало бы формирование единого экономического пространства и проведение совместной оборонной политики. В настоящее время в ЕАЭС входят пять стран - Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. В 2016 г. ратифицировано соглашение о свободной торговле между членами ЕАЭС и Вьетнамом (9).
Функционирование и развитие ЕАЭС обеспечивает постоянный регулирующий орган - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), начавшая действовать с 2 февраля 2012 г. ЕЭК имеет надна-