ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА
Элла Байбикова
Элла Рушановна Байбикова — начальник Аналитического управления ЕАБР. Имеет степень МВА Школы бизнеса Университета Ноттингема (Великобритания). Опыт работы в банковской сфере — более 10 лет.
Электронная почта: [email protected]
Activities of international development banks in the 2nd half of 2014
Ella Baybikova
The publication presents an analysis of the activities of multilateral development banks (MDB) including the Asian Development Bank (ADB), the World Bank Group, the Eurasian Development Bank (EDB), the European Bank for Reconstruction and Development (EBRD), the European Investment Bank (EIB), the Islamic Development Bank (IDB), the Black Sea Trade and Development Bank (BSTDB). Their activities are analyzed based on the data gathered from the official websites. The first part of the survey contains information on economic situation and banks' activities on increasing their efficiency for the period under review and on the bonds issues. The second part of the survey provides an information on investment activities of MDBs during the 2nd half of 2014, with breakdown by countries and sectors.
Keywords: development banks, development finance, sustainable investments.
JEL: F21, F23, F15, I31
В публикации представлен анализ информации о деятельности таких международных банков развития, как Азиатский банк развития (АБР), Группа Всемирного банка, Евразийский банк развития (ЕАБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Исламский банк развития (ИБР), Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). При анализе их деятельности использованы данные официальных сайтов. Первая часть обзора содержит информацию о приоритетных направлениях деятельности МБР за анализируемый период и о многостороннем сотрудничестве. Во второй части обзора представлена информация об инвестиционной активности МБР во II полугодии 2014 года в разрезе стран и отраслей.
Ключевые слова: банки развития, финансирование развития, устойчивые инвестиции.
JEL: F21, F23, F15, I31
151
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. байбикова
В настоящем обзоре представлена информация о деятельности международных банков развития, называемых также многосторонними (далее МБР), на территории стран СНГ, а именно: Азиатского банка развития (АБР), Группы Всемирного банка (в которую входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР)), Евразийского банка развития (ЕАБР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), Исламского банка развития (ИБР), Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР). Для целей публикации использованы только публичные данные, размещенные на официальных сайтах перечисленных организаций. Обзор является продолжением серии обзоров деятельности МБР на полугодовой основе и охватывает II полугодие 2014 года.
Первая часть обзора содержит информацию о приоритетных направлениях деятельности МБР. Социально-экономическое развитие является объектом постоянного анализа и мониторинга со стороны всех МБР. В условиях кризисных явлений и глобальной нестабильности обновление прогнозов происходит наиболее часто, хотя зачастую они не успевают за быстро меняющейся действительностью. Особый акцент был сделан на повышении собственной эффективности. Кроме того, МБР уделяют внимание вопросам повышения конкурентоспособности развивающихся экономик и уровня государственного управления. В обзоре также освещаются некоторые сделки по привлечению средств банками развития для финансирования своей деятельности.
Во второй части обзора представлена информация об инвестиционной активности МБР во II полугодии 2014 года в разрезе стран и отраслей. Прямое финансирование поддерживает проекты, реализуемые в частном секторе. С помощью льготных кредитов и грантов для наименее развитых стран МБР решают важную проблему доступа к финансированию, помогая правительствам реализовать инфраструктурные проекты, создающие базу для дальнейшего экономического и социального развития стран. Обзор дополнен приложением, где перечисляются сделки, о которых сообщалось во II полугодии 2014 года на официальных сайтах банков развития.
1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБР ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА
1.1. МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНАХ
Международные банки развития продолжают осуществлять анализ экономической ситуации в странах региона. В течение II полуго-
152
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
дия 2014 года выходили регулярные обзоры и обновлялись экономические прогнозы как по отдельным странам, так и по регионам.
АБР в июле обновил прогноз по азиатскому региону, включающему 45 экономик, до 6.2% в 2014 году и 6.4% в 2015-м. В обзоре отмечается более слабый рост в 2014 году, чем ожидался, в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Прогноз для Центральной Азии на 2015 год снижен с 6.5% до 6.1%.
Аналитики ЕАБР в июльском выпуске «Макромонитора СНГ» отметили замедление роста в странах СНГ до 1.2% по сравнению с тем же периодом годом ранее. В исследовании отмечались падение инвестиционной активности в России и ее замедление в Казахстане.
В октябрьском выпуске «Макромонитора СНГ» аналитиками ЕАБР отмечено, что рост в странах СНГ замедлился до 0.9%. При этом ключевым фактором влияния называется украинский кризис. Экономические показатели всех стран региона ухудшились.
В течение указанного периода Всемирным банком выпущено три исследования по Беларуси, включая оценку системы управления госфинансами и анализ системы тарифов на тепло.
В ноябре 2014 года Всемирный банк опубликовал обновление экономического прогноза для Беларуси, согласно которому экономический рост в стране в 2014 году оценивается на уровне 1.5%, а в 2015-м ожидается улучшение до 1.8%. Кроме того, ожидается сокращение бюджетного дефицита до 6.3% ВВП в 2015 году. Специальное дополнение посвящено тарифам ЖКХ и необходимости повышения энергетической независимости Беларуси и энергоэффективности экономики. Повышение тарифов до полной стоимости принесет в бюджет, по оценке ВБ, до 2.5% ВВП.
В связи с ростом ВНД на душу населения в Кыргызской Республике по методу расчета Всемирного банка с $1040 в 2012 году до $1200 в 2013-м страна перешагнула порог в $1045, отделяющий бедные страны от стран со средненизким уровнем дохода. Реклассификация КР отражена в регулярном обзоре ВБ «Классификация по доходам-2014», выпущенном в июле 2014 года.
По данным Всемирного банка, опубликованным в октябре, в Молдове в первой половине 2014 года зарегистрирован рост ВВП на 3.9%. В отчете отмечаются низкий рост потребительского спроса, хороший урожай и ограничения на ввоз продукции АПК со стороны России, а также ослабление курса национальной валюты и снижение уровня международных резервов, которые продолжают оставаться на уровне выше пяти месяцев импорта. Пересмотрены прогнозы на 2015 и 2016 годы до 3 и 3.5% соответственно.
Всемирный банк в сентябрьском исследовании российской экономики Russia economic report отметил ее приближение к стагнации. В ис-
153
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. байбикова
следовании отмечаются структурные проблемы и выжидательная позиция бизнеса и потребителей. В качестве основных факторов отмечается и усиление геополитического напряжения в регионе. Рассматриваются несколько сценариев дальнейшего развития. Согласно базовому сценарию, в 2014 году рост окажется на уровне 0.5%, в 2015-м рост прогнозируется на уровне 0.3%, в 2016 году — на уровне 0.4%. Оптимистичный сценарий предусматривает рост в 0.9% и 1.3% в 2015 и 2016 годах соответственно. Пессимистичный сценарий предусматривает рецессию: сокращение ВВП на 0.9% в 2015-м и -0.4% в 2016 году. Росту экономики могут способствовать частные инвестиции и повышение потребительского доверия, чему помогут структурные реформы.
Всемирный банк пересмотрел в декабре экономический прогноз по России на 2015-2016 годы по трем сценариям. Согласно базовому сценарию, при средней цене на нефть $78 за баррель в 2015 году и $80 в 2016-м прогнозируется сокращение ВВП на 0.7% в 2015 году и рост на 0.3% в 2016-м. При этом уровень инвестиций в 2016-м прогнозируется ниже уровня 2014 года. Согласно пессимистичному сценарию, при цене на нефть на уровне $70 в 2015 году экономика сократится на 1.5%, а на уровне $72 в 2016 году рост составит 0.3%. Более оптимистичный сценарий включает цены на нефть $85 в 2015-м при нулевом росте. При цене $90 в 2016 году ожидается рост 0.5%.
Согласно октябрьскому отчету Всемирного банка, в Таджикистане рост экономики замедлился до 6.7% (с 7.5% годом ранее). Причиной названы низкий мировой рост, снижение цен на хлопок и алюминий, снижение объемов поступлений от трудовых мигрантов, что отразилось на снижении внутреннего спроса и замедлении секторов услуг и строительства. В отчете заключается, что в среднесрочном периоде стране необходима осторожная макроэкономическая политика, лучшая глобальная и региональная интеграция, инвестиции в человеческий и институциональный капитал.
По экономике Украины за рассматриваемый период был опубликован только один отчет — обновление Всемирного банка в октябре. В нем отмечается резкое падение уровня ВВП (на 8%) и ожидается медленное восстановление в 2015 году (на 1%). В отчете отмечается ухудшение платежного баланса, снижение деловой активности и собираемости налогов, значительный внешний долг, низкий уровень иностранных инвестиций и ограниченный доступ к рынкам капитала. Отдельно эксперты ВБ отметили необходимость проведения структурных реформ с целью повышения производительности и стимулирования роста, а также повышения эффективности госуправления и борьбы с коррупцией.
1.2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МБР
В центре внимания МБР во II полугодии 2014 года оказались закупочные процедуры, которые подверглись пересмотру, оптимизации
154
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
и переоценке во многих банках развития: ЕБРР, ВБ, АБР. Кроме того, Всемирный банк проводил обновление экологических и социальных политик, а также опубликовал отчет о борьбе с коррупцией и мошенничеством. Президент ЕБРР выступил с программным заявлением касательно роли банков развития, а МФК представила годовой отчет о своей деятельности.
ЕБРР первым из международных банков развития объявил о внедрении электронной системы закупок, покрывающей потребности проектов на протяжении всего инвестиционного цикла от планирования до проведения тендеров и заключения контрактов. Новая система на базе облачных технологий значительно ускорит процессы, упростит доставку и раскрытие конкурсной документации и позволяет участвовать в тендерах поставщикам из различных стран.
Следуя в этом направлении, Всемирный банк провел глобальные консультации по реформам в сфере закупок в рамках реализуемых проектов. Новый подход базируется на стоимостной оценке качества, то есть в дополнение к цене будут учитываться определенные заранее неценовые критерии качества. Новый подход предполагает устойчивые закупки, привлечение стратегических поставщиков, более эффективную работу с жалобами, которую предполагается централизовать.
АБР в сентябре также объявил об улучшении процедур закупок с целью повышения эффективности реализации инвестиционных проектов. Цель изменений: сокращение времени закупок вдвое, расширение возможностей для участия национальных компаний в тендерах, предоставление клиентам большей гибкости при выборе методов закупок, предоставление большей свободы и делегирование ответственности по вопросам закупок страновым офисам, рационализация внутренних процедур и документооборота, учреждение новой системы последующих проверок, индивидуальный подход.
Опубликован отчет об эффективности развития Азиатского банка развития, в котором анализируются операции за период 20112013 годов. По сравнению с предыдущим периодом (2010-2012) уровень успешных проектов вырос с 53% до 67%. Более того, в отчете отмечается, что операции в частном секторе в целом достигают либо превышают поставленные цели и вносят заметный вклад в результаты развития.
В рамках борьбы с коррупцией и мошенничеством Всемирный банк, согласно опубликованному отчету, в течение фискального года провел 71 расследование нарушений корпоративной этики и неблаговидного поведения. В качестве предупредительной меры были разработаны анкеты для сотрудников, вовлеченных в процессы закупок, с целью оказания помощи при проведении тендеров и выборе моделей реализации проектов. INT (ответственная дирекция ВБ) также использует и улучшает технологические решения для иденти-
155
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. байбикова
фикации и предотвращения случаев коррупции и мошеннического поведения.
Комитет по эффективности развития Всемирного банка провел публичные консультации по обновлению социальных и экологических политик банка. Предложенный проект документа включает не только ответственность Всемирного банка в реализации этих политик, но и внедрение 10 экологических и социальных стандартов страна-ми-партнерами. Эти стандарты включают оценку и управление экологическими и социальными рисками, условия труда, эффективное использование ресурсов и снижение уровня загрязнений, здоровье и безопасность общин, экономические и социальные вопросы при перемещении людей, биологическое разнообразие и устойчивое развитие природных ресурсов, вопросы сохранения туземной жизни, культурного наследия, вовлечение финансовых посредников и заинтересованных кругов общества.
МФК (член Группы Всемирного банка), чей отчетный период завершился 30 июня 2014 года, сообщила об инвестициях в объеме более чем $915 млн в инфраструктуру Европы и Центральной Азии с целью улучшения доступа к рынкам в регионе. Эта сумма включает $350 млн, мобилизованных из других источников, включая гарантии МИГА (еще один член Группы ВБ). По итогам года общий объем портфеля инфраструктурных проектов составил $3.9 млрд, включая $1.5 млрд из мобилизованных источников.
Президент ЕБРР в своей речи «Новый мультилатерализм: роль региональных банков развития» обозначил следующие основные направления деятельности МБР: 1) трансфер технологий, который может обеспечить частный сектор, способствует повышению энергоэффективности и экологически чистых проектов; 2) банки развития могли бы повысить эффективность путем создания совместных предприятий в частном секторе, предоставляя свою экспертизу, финансовые инструменты и профессиональные ресурсы; 3) создание глобальных платформ поможет объединить экспертизу институтов развития и повысить их эффективность; 4) предложено реализовать пилотный проект для разработки совместных страновых стратегий, отражающий различные мандаты институтов развития, что даст положительный эффект для стран-реципиентов.
1.3. ТЕМАТИЧЕСКИЕ И РЕГУЛЯРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Всемирный банк и ЕАБР во II полугодии опубликовали ряд отчетов по итогам проведенных исследований, посвященных вопросам деловой активности и интеграции в евразийском регионе, взаимным инвестициям, тарифам на энергию и качеству госуправления в Беларуси.
Всемирный банк по запросу правительства Беларуси провел оценку системы управления госфинансами в стране, включая опреде-
156
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
ление направлений для улучшения. 28 показателей сгруппированы в шесть модулей и покрывают последние два-три года. 14 показателей получили хорошие оценки: в основном они касаются улучшения публичного доступа к ключевой фискальной информации, повышения прозрачности по налоговым обязательствам и платежам, расширения покрытия единого казначейского счета, усиления контроля в сфере кредитов и гарантий, модернизации правовой базы для межгосударственных фискальных отношений.
Исследование Всемирного банка «Беларусь: реформа тарифов на отопление и снижение социальных рисков» показало низкую эффективность действующей тарифной системы и ее неустойчивость в долгосрочном периоде. В отчете проанализированы социальные, отраслевые и фискальные факторы реформы и предлагаются рекомендации для устойчивого развития сектора. В частности, отмечается высокий уровень корпоративных цен на тепло, за счет которых субсидируются цены для населения, что в результате приводит к неконкурентно высоким тарифам для промышленных предприятий по сравнению с европейскими ценами. Исследователи предлагают изменить политику поддержки на более целевую, а также поднять уровень информированности потребителей о существующей разнице цен и рекомендуемых реформах, улучшить механизмы социальной поддержки и привлечь инвестиции в энергоэффективность как на производстве, так и на уровне потребителей.
Тему энергоэффективности продолжил ЕАБР, выпустивший обзор «Невидимое топливо. Исследование возможностей повышения энергоэффективности в промышленности стран СНГ». Обзор охватывает главным образом три страны: Беларусь, Россию, Казахстан и Украину. Обзор содержит множество примеров реализации энергоэффективных проектов в наиболее энергоемких отраслях.
ЕАБР выпустил в сентябре годовое исследование «Интеграционный барометр», согласно которому в Казахстане, России и Беларуси зафиксирован высокий уровень общественного одобрения участия в Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). При этом в Казахстане и России поставлен рекорд роста уровня поддержки населением участия в Таможенном союзе и ЕЭП. В Беларуси участие в ТС одобряет 68% населения. Из стран, не являющихся членами ТС и ЕЭП, наиболее высокая поддержка населением планов по присоединению к ним была зафиксирована в Таджикистане (72%) и Узбекистане (68%), что соответствует результатам 2014 года. Уровень поддержки выше среднего выявлен также в Армении (64%).
Взаимные иностранные прямые инвестиции в странах СНГ и Грузии упали на 10% и достигли $49.1 млрд, согласно исследованию Центра интеграционных исследований ЕАБР. Связано это как с завершением реализации значительного числа проектов, так
157
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. байбикова
и со снижением российско-украинских инвестиций в обоих направлениях. Крупнейшими получателями инвестиций из соседних стран являются Украина (около 30%), Казахстан (19%), Беларусь (16%) и Россия (9%). Структура иностранных инвестиций в регионе сформирована значительным образом за счет российских источников.
Всемирный банк опубликовал новый отчет Doing business 2015. Армения в нем на 45-м месте, Беларусь заняла 57-е место среди 189 экономик, Россия на 62-м, Молдова — на 63-м месте, Казахстан занял 77-е место, Азербайджан — 80-е, Украина на 96-м, Кыргызская Республика на 102-м, Узбекистан на 141-м, Таджикистан на 166-м месте.
«База данных региональной интеграции ЕАБР» раскрывает ключевую информацию по 92 региональным экономическим блокам, таможенным союзам и торговым соглашениям, опыт которых важно учесть при дальнейшем развитии Евразийского экономического союза. В числе более 130 показателей, по которым анализируются региональные экономические организации, — торговые потоки, инвестиции, бюджет, валютно-финансовые вопросы, институциональное строительство, политические аспекты и другое. Данный подход позволяет использовать базу данных для широкого спектра тем и вопросов — более широкого, чем большинство существующих баз данных. Представляемая база находится в открытом доступе на сайте Евразийского банка развития.
ЕАБР провел в ноябре 2014 года международную дискуссию по проблемам и перспективам сотрудничества ЕС и ЕАЭС. Каковы в нынешних условиях перспективы сотрудничества и кооперации между Европейским союзом (ЕС) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), где пролегает грань между политической конъюнктурой и их объективными интересами, когда и как может реализоваться идея соглашения об экономической интеграции между этими двумя объединениями — именно эти темы занимали экспертов различных структур ЕС и ЕАЭС в Вене в октябре 2014 года.
Несмотря на мировой экономический кризис, накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из четырех крупнейших экономик СНГ в странах Евразии за пределами СНГ увеличились в 20102013 годах с $41.1 млрд до $69 млрд, отмечается в докладе Центра интеграционных исследований ЕАБР «Мониторинг прямых инвестиций России, Беларуси, Казахстана и Украины в странах Евразии-2014». 89.8% (а это $62.6 млрд) приходится на ПИИ из России. Среди реципиентов российских ПИИ доминируют страны Евросоюза. По итогам 2013 года их доля составила свыше 54% всех ПИИ. В целом за прошедшие несколько лет опережающими темпами росли российские ПИИ в страны Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии.
158
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
1.4. ВЫПУСКИ ЗЕЛЕНЫХ И ЭТИЧЕСКИХ ОБЛИГАЦИЙ
В течение II полугодия 2014 года банки развития довольно активно размещали новые выпуски ценных бумаг на рынках капитала. Часть из них имеют специальное целевое назначение и выпущены для конкретных инвесторов.
В июле 2014 года Всемирный банк в лице МБРР разместил десятилетние индексированные зеленые облигации, которые выкупил банк BNP Paribas Cardif в объеме €50 млн. Эти облигации привязаны к Этическому европейскому индексу (Ethical Europe Equity Index). Средства от размещений этих облигаций будут направлены Всемирным банком на проекты в сфере борьбы с изменением климата и помощи в адаптации. Это проекты в сфере возобновляемой энергетики, энергоэффективности, новых технологий в обработке мусора и сфере АПК, которые направлены на снижение выбросов и переход к низкоуглеродному типу экономики.
В августе Всемирный банк (МБРР) выпустил 10-летние зеленые облигации с досрочным выкупом для клиентов Merril Lynch Wealth Management объемом $12.057 млн. Купон составит 2.32% годовых в первые пять лет, с возможным увеличением ставки до 8.82%. Предусмотрена вероятность досрочного выкупа и погашения выпуска. Таким образом, Всемирный банк предлагает инвесторам возможность поддержать экологически чистые проекты и развитие зеленых технологий. Этот выпуск дополнен сентябрьским выпуском зеленых облигаций объемом 5 млн на 10 лет с правом досрочного выкупа.
МФК с октября 2014 года запустила программу инклюзивных облигаций, она поддерживает инвестиции в компании, которые обеспечивают работой, товарами и услугами бедные слои населения — людей, живущих на $8 в день или меньше. Первое размещение прошло среди японских инвесторов на $100 млн, номинированных в бразильских реалах. В декабре МФК продала пятилетние инклюзивные облигации, номинированные в мексиканских песо, на $100 млн институциональному инвестору — компании по страхованию жизни Dai-ichi.
МФК также выпустила в ноябре 10-летние облигации в индийских рупиях с доходностью 6.3% с целью мобилизации международных рынков капитала для поддержки развития инфраструктуры в Индии.
Это не первый выход МФК на индийский рынок. Ранее, в сентябре, МФК выпустила на внутреннем рынке облигации на 6 млрд рупий (примерно $100 млн). Облигации будут листинговаться на Национальной фондовой бирже. С целью привлечения широкого круга инвесторов облигации выпущены четырьмя траншами с четырьмя различными сроками погашения: пять лет с купоном 8%, 10
159
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. байбикова
лет с купоном 7.97%, оба с полугодовыми выплатами, и два отзывных выпуска с возможностью погашения от 13 до 25 лет. Купон на 13-18 лет составляет 8.88%, а на 19-20 лет — 9% годовых. Объем выпусков может быть увеличен. Привлеченные средства планируется направить на инфраструктурные проекты.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) выпустил в сентябре климатические облигации на €500 млн с купоном 1.25% годовых и погашением 13 ноября 2026 года. Такой длительный срок к погашению позволит реализовать проекты в сфере возобновляемой энергетики и энергоэффективности. Неделей позже выпуск был увеличен на $250 млн.
ЕИБ также запустил в сентябре новый выпуск семилетних бумаг на $3 млрд с купоном 2.125%. Цена составила 99.249%.
Всемирный банк привлек в июле $1.75 млрд под двухлетний бенчмарк с полугодовым купоном 0.75% и погашением 15 декабря 2016 года. Спрэд к американским облигациям составил 27.45 базисного пункта.
Евразийский банк развития продолжил практику выпуска облигаций, номинированных в национальных валютах стран-участниц, разместив в августе на казахстанском рынке пятилетние облигации в объеме 20 млрд казахстанских тенге с годовым купоном 7.2%. Средства от размещения будут направлены на инвестиционные проекты в Республике Казахстан. В сентябре выпущена новая серия облигаций на такую же сумму.
Исламский банк развития вышел на рынок с пятилетними доверительными сертификатами (сукук) на сумму $1.5 млрд с объявленным уровнем полугодовой прибыли 2.111%.
В сентябре МБРР предложил пятилетние глобальные облигации на $4 млрд. Сумма трансакции увеличилась вдвое в ходе подписки ввиду большого успеха предложения среди инвесторов. Полугодовой купон объявлен на уровне 1.875%.
В ноябре МБРР (Группа Всемирного банка) разместил 10-летние облигации на $4 млрд, а объем поступивших предложений превысил $5 млрд. Полугодовой купон объявлен на уровне 2.5%.
2. КРАТКИЕ ИТОГИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МБР ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА
Ниже рассматривается финансирование инвестиционных проектов, предоставление суверенных займов и грантовой помощи, оказание технического содействия со стороны МБР во II полугодии
160
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
2014 года. Условно финансирование разделено на две группы. К первой относится финансирование инвестиционных проектов в корпоративном секторе (то есть финансирование предоставляется непосредственно компаниям в виде займов, гарантий и вхождения в капитал). Ко второй группе относятся суверенные займы и гранты, выделяемые правительствам на различные цели. В приложении представлен список всех проектов, сгруппированный по банкам и странам с кратким описанием.
2.1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА
Во II полугодии 2014 года пять МБР утвердили 68 проектов в девяти странах региона на общую сумму более $2 млрд. Из них 69.6% всех инвестиций ($1.4 млрд) будет реализовываться ЕБРР.
Инвестиционный тренд в регионе отражает политические события: ЕБРР и МФК, ранее наибольшие инвестиции направлявшие в Россию, во II полугодии 2014 года закрыли работу в данном направлении. Одновременно с этим значительно вырос портфель проектов на Украине — утверждено к финансированию 15 проектов на сумму $409.17 млн (в предыдущем полугодии объем проектов в этой стране составлял $558 млн). Проекты на Украине в течение рассматриваемого периода подписали ЕБРР, МФК и ЧБТР.
Так, ЕБРР усилил поддержку экспортно-импортных операций, увеличив объемы финансирования по программе содействия торговле (ПСТ) для Укрэксимбанка на $100 млн до $270 млн. Ряд компаний в сфере торговли, пищевой промышленности и АПК смогли благодаря кредитам ЕБРР в отсутствие доступа к внешнему финансированию пополнить оборотный капитал.
В России во II полугодии 2014 года проекты утверждались только
1600
1400
1200
1000
800
600
400
200
0
1440
ЕАБР ЕБРР МФК ЕИБ ЧБТР
Рисунок 1. Объем утвержденного финансирования инвестиционных проектов во II полугодии 2014 года, $ млн
161
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. байбикова
Таблица 1. Утвержденное Страна ЕАБР ЕБРР ЕИБ МФК ЧБТР Сумма, $ млн Доля, % Кол- во, шт.
финансирование азербайджан 18 3 20 41 2 5
инвестиционных армения 21 10 10 41 2 4
проектов во II беларусь 66.57 33.68 20 120.25 5.8 9
казахстан 67.56 887.16 5 959.72 46.4 13
полугодии 2014
кыргызстан 5 20 88.78 113.78 5.5 6
года, $ млн молдова 30 30 1.5 2
россия 194.78 0 194.78 9.4 5
таджикистан 5 64.07 88.78 157.86 7.6 7
туркменистан 0 0 0 0
узбекистан 0 0 0 0
украина 376.67 25 7.5 409.17 19.8 15
ИТОГО: 359.92 1 439.59 177.56 53 37.5 2 067.57 100 66
в % 17.4 69.6 8.6 2.6 1.8
Выделение цветом означает, что страна не является участником данного банка развития.
ЕАБР на общую сумму $194.8 млн, что составляет лишь 9.4% от региональных инвестиций. В предыдущем полугодии доля России достигала 35% от объема инвестиций в евразийском регионе.
В результате таких структурных сдвигов лидером по объему инвестиций в регионе стал Казахстан. Именно там реализуются наиболее крупные проекты, а суммарно на страну пришлось 46.4% всех инвестиций в регионе, что составляет $959.72 млн (13 проектов).
Значительно вырос объем инвестиций в Таджикистане, где подписано семь проектов на сумму $158 млн, и в Кыргызской Республике (шесть проектов на $113 млн). В Беларуси подписано девять проектов на сумму $120 млн. В Азербайджане, Армении, Молдове объем нового финансирования находится в диапазоне $30-41 млн.
О проектах в частном секторе в Туркменистане и Узбекистане не сообщалось.
Инфраструктура является приоритетным направлением для всех банков развития, поэтому значительный объем проектов реализуется в сфере транспортной инфраструктуры (29%) и энергетики (16%).
В частности, ЕБРР вложил почти $300 млн в еврооблигации АО «НК «Казахстан темир жолы» (Казахстанская железная дорога), которые будут использованы компанией на достижение общекорпоративных целей в сфере логистики, для привлечения дополнительных грузопотоков, повышения качества корпоративного управления и осуществления дальнейших реформ в железнодорожном секторе.
162
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Транспорт и ТИ АПК
Финансовый сектор Муниципальная инфраструктура Энергетика и ЭИ Производство и услуги Торговля
Телекоммуникации Нефтегазовый сектор Строительство и недвижимость Природные ресурсы
Рисунок 2. Отраслевая структура инвестиционного финансирования МБР во II полугодии 2014 года
Также компании выдан кредит в национальной валюте на сумму около $150 млн на закупку товарных вагонов и оборудования. Таким образом, Казахстанская железная дорога в течение II полугодия получила от ЕБРР около $450 млн, что сделало компанию самым крупным получателем средств от одного МБР. Кроме того, «Исткомтранс» —
частный железнодорожный оператор в РК — получил $30 млн в на- jj0k^
циональной валюте. Ведется работа над выделением еще $25 млн
на проекты компании. f *v*s
Кроме того, в сфере энергетики ЕБРР поддержал крупномасштабный ветропарк в Казахстане мощностью 50 МВт в районе Ерейментау на сумму до 14 млрд казахстанских тенге — это почти $94 млн.
В Таджикистане финансируется модернизация Кайраккумской ГЭС.
ЕИБ приступил к финансированию строительства новой линии электропередачи проектов в рамках CASA-1000 в Кыргызстане и Таджикистане.
С помощью проектов в финансовом секторе (13%) осуществляется поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, торговое финансирование, содействие небольшим предприятиям АПК, проектам с целью энергоэффективности. Практически все МБР предоставляли кредиты банкам второго уровня по всем странам региона. В то же время необходимо выделить финансирование, предоставляемое ЕБРР в национальных валютах: в частности, ЕБРР выделил белорусскому MTБанку с целью финансирования МСБ кредит в $5 млн в национальной валюте, что будет способствовать снижению валютных рисков как для МТБанка, так и для небольших компаний — его клиентов, которые не имеют валютной выручки.
Крупные проекты, финансируемые МБР напрямую, в сфере АПК занимают 11% утвержденного финансирования. Такие проекты ЕАБР финансирует в Таджикистане, ЕБРР — в Беларуси, Кыргызстане,
Молдове, Украине, МФК — на Украине.
163
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. байбикова
Рисунок 3. Объем утвержденных суверенных и специальных займов, грантов и технической помощи, $ млн
2400
2100
1800
1500
1200
900
600
300
0
2110
ЕАБР АБР МБРР/МАР ИБР АКФ
Сразу три проекта будут реализованы ЕБРР в Кызылординской области Казахстана в сфере муниципальной инфраструктуры, включая повышение эффективности использования воды, тепла и электричества, что будет способствовать снижению выбросов СО2
2.2. ВЫДЕЛЕНИЕ СУВЕРЕННЫХ ЗАЙМОВ, ГРАНТОВ
И ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА
Объем суверенного финансирования, включая гранты и оказание технической помощи, превысил во II полугодии $3 млрд. Это 39 проектов в 10 странах. Наибольший объем помощи выделялся через организации Группы Всемирного банка — МБРР и МАР. Объем помощи с их стороны превысил $2 млрд (67% всего объема за период). АБР предоставил помощь в объеме $593 млн (19% объема в регионе).
42% всех средств направлено на Украину: это пять проектов на $1.3 млрд со стороны ЕБРР и МБРР. Помощь Армении составила 13% ($406 млн на реализацию семи проектов).
Значительные объемы помощи — от 8% до 11.2% — получили Беларусь ($250 млн), Азербайджан ($302 млн), Узбекистан ($351 млн).
Основным направлением помощи стала энергетика — 30% от всего объема. Так, АБР выделяет $300 млн на строительство парогазовой установки на Тахиаташской ТЭС в Узбекистане и $110 млн на реабилитацию Токтогульской ГЭС в Кыргызстане. Реализуются проекты в сфере энергетической инфраструктуры в Армении, Азербайджане, Кыргызстане, Таджикистане, Молдове и на Украине.
Проекты транспортной инфраструктуры и в финансовом секторе занимают доли по 16%. АКФ (под управлением ЕАБР) сообщил о выделении инвестиционного кредита на строительство автодорож-
164
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Страна АБР ЕБРР МБРР/ МАР АКФ ИБР Сумма, $ млн Доля, % ц
Азербайджан 2.2 0 300 0 302.2 9.6 5
Армения 86.9 4.25 165 150 406.15 12.9 7
Беларусь 0 250 0 250 7.9 1
казахстан 0 0 88 0 0 88 2.8 1
кыргызстан 148.3 0 40 0 10 198.3 6.3 8
молдова 84.96 85.5 170.46 5.4 5
россия 0 0 0 0 0 0
таджикистан 54 5.08 0 0 0 59.08 1.9 2
туркменистан 0.5 0 0 0 0.5 0 1
узбекистан 301.1 0 49.9 0 351 11.2 3
украина 189.51 1 131.16 1 320.66 42 6
ИТОГО: 593 283.8 2 109.56 150 10 3 146.36 100 39
в % 19 9 67 5 0
Таблица 2. Суверенные займы, техническая помощь и гранты правительствам, утвержденные во II полугодии 2014 года, $ млн
ного коридора «Север — Юг» (четвертая очередь). В Кыргызстане и Азербайджане финансируются проекты в рамках ЦАРЭС. МБРР финансирует модернизацию отдельных участков дороги между Минском и Гродно в Беларуси, комплексную реформу железнодорожного сектора в Молдове и восстановление автомобильных дорог в Таджикистане.
Проекты в социальном секторе и сфере госуправления занимают 12% и 11% соответственно. Укрепление системы образования преследуют проекты АБР в Кыргызстане, МБРР в Узбекистане. На Украине ВБ приступил к реализации проекта модернизации системы социальной поддержки населения. ИБР предоставил пять мобильных клиник Кыргызской Республике на безвозмездной основе.
2%
Государственное управление Социальный сектор Нефтегазовый сектор Муниципальная инфраструктура Транспорт и ТИ Энергетика и ЭИ Финансовый сектор АПК
Рисунок 4. Отраслевая структура суверенных займов, технической помощи и грантов правительствам, утвержденных во II полугодии 2014 года
165
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Проекты в сфере госуправления в основном преследуют цели улучшения инвестиционного климата в стране, повышения качества госуслуг, внедрения электронного правительства, реформы судебной системы. Такие проекты реализуются АБР в Кыргызстане и Узбекистане, Всемирным банком — в Армении, Азербайджане, Казахстане и Молдове.
ПРИЛОЖЕНИЕ. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УТВЕРЖДЕННЫХ ПРОЕКТАХ
АБР (СУВЕРЕННЫЕ ЗАЙМЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ГРАНТЫ)
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Азербайджан
Правительство Азербайджана 0.8 Энергетика и ЭИ Техническая помощь. Подготовка благоприятных условий для участия частного сектора в энергетических проектах.
Правительство Азербайджана 1.4 Транспорт и ТИ Техническая помощь для реализации третьей инвестиционной программы развития дорожной сети. Инвестиционная программа вписывается в Стратегию по содействию транспорту и торговле и План действий по программе Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).
Армения
Правительство Армении 37 Энергетика и ЭИ Программа реконструкции сети передачи электроэнергии: капитальный ремонт системы электропередачи, включая расширение системы управления и обмена данными и модернизацию двух высоковольтных подстанций.
Правительство Армении 49.9 Муниципальная инфраструктура Кредит $49 млн и грант $0.9 млн. Средства будут предоставлены в рамках программы содействия стабильности в сферах водоснабжения и дорог. Срок кредита составляет 25 лет, льготный период — пять лет, процентная ставка — 2% годовых.
Кыргызстан
Правительство КР 22 Социальный сектор Грант на укрепление системы образования, направленный на улучшение качества школьного образования, что отражено в Стратегии развития образования на 2012-2020 годы и в Национальной стратегии устойчивого развития, запущенной в 2013 году.
Правительство КР 0.6 Государственное управление Грант технической помощи в рамках программы по улучшению инвестиционного климата.
166
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Правительство КР 110 энергетика и ЗИ Проект реабилитации токтогульской ГЭС, Фаза 2, нацелен на дальнейшую реабилитацию токтогульской гидроэлектростанции (ГЭС), замену двух гидроагрегатов и связанных с ними вспомогательных систем, а также проведение финансового аудита и анализ корпоративного управления компаний энергетического сектора.
правительство кр 15.1 транспорт и тИ Дополнительное финансирование в рамках ЦАРЭС, коридор 1 (трасса Бишкек — то-ругарт), проект 3 (60 км трассы Бишкек — торугарт) будет способствовать развитию региональной торговли между КР и КНР и повышению устойчивости национальной дорожной сети путем обучения персонала управлением инфраструктурой.
правительство КР 0.6 Государственное управление техническая помощь с целью укрепления потенциала правительства для реализации проектов.
таджикистан 1
правительство рт 54 Энергетика и ЗИ Грант на проект по учету оптового электропотребления и укреплению системы передачи электроэнергии. проект позволит улучшить учет оптового электропотребления и биллинг (систему выставления счетов) по всей Республике таджикистан, а также электроснабжение в Пенджикентском районе посредством укрепления высоковольтной сети электропередачи. Результатами проекта будут: 1) установка 2700 счетчиков оптового электропотребления и биллинговой системы; 2) 90 км новой линии электропередачи 220 кВ, соединяющей Пенджикентский и Ай-нинский районы. Общая стоимость проекта составляет $67 млн, в т. ч. софинансирование правительства Рт — $13 млн.
туркменистан
правительство туркменистана 0.5 Финансовый сектор техническая помощь будет поддерживать Центральный банк туркменистана в разработке современной, передовой практики законодательства по внедрению электронной цифровой подписи и страхованию депозитов.
узбекистан 1
прави- тельство Республики узбекистан 1.1 Государственное управление в ноябре 2012 года между правительством страны и АБР был подписан меморандум о взаимодействии по внедрению электронного правительства. для реализации этого проекта были разработаны и внедрены необходимая нормативно-правовая база и программы по его внедрению. Кроме того, на проект было выделено дополнительно $0.4 млн со стороны фонда E-Asia and Knowledge Partnership Fund (EAKPF) Республики Кореи.
167
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
прави- тельство республики узбекистан 300 энергетика и ЗИ Строительство парогазовой установки на Тахиаташской ТЗС. В рамках проекта будет смонтирована парогазовая установка, выведены из эксплуатации неэффективные существующие установки, проведены мероприятия по развитию потенциала. Общая стоимость проекта составляет $430 млн, в т. ч. $130 млн будет финансировать правительство Узбекистана.
АКФ (СУВЕРЕННЫЕ ЗАЙМЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ГРАНТЫ) ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЕАБР
Наиме- нование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Армения
Правительство Армении 150 Транспорт и ТИ Инвестиционный кредит на строительство автодорожного коридора «Север — Юг» (четвертая очередь). Предусматривается реконструкция участка транспортного коридора в рамках проекта. В результате реализации улучшится путесообщение Европа — Кавказ — Азия в зоне соединения Западной Азии и Восточной Европы.
ЕАБР (ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОЕКТНЫЕ ЗАЙМЫ)
Наиме- нование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Армения
ЗАО «Ардшин-инвестбанк» 10 Финансовый сектор Кредит на пять лет для финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Армении. Проект реализуется в рамках программы по поддержке и развитию МСБ.
ЗАО «Сага-мар» 11 Горнодобывающая промышленность Кредит на пять лет с целью реализации проекта по производству медного и цинкового концентратов с контролируемым содержанием золота и серебра на полиметаллическом месторождении Арманисское в Республике Армении, включая финансирование вскрышных работ, геологоразведки, закупку горного оборудования и частично на рефинансирование текущих кредитов. Общая стоимость проекта составляет около $70 млн.
168
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Наиме- нование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Беларусь
ЗАО «АльфаБанк» 10 Финансовый сектор Средства будут целевым образом — в виде субкредитов — предоставляться АльфаБанком своим клиентам, отвечающим согласованным с ЕАБР критериям, для финансирования проектов ресурсо- и энергосбережения.
ОАО «белгазпромбанк» 10 Финансовый сектор Средства будут направлены на развитие агропромышленного комплекса Беларуси. При этом 20% финансирования будет направлено на покупку сельскохозяйственной техники, произведенной в государствах ЕАБР. Проект реализуется ЕАБР в рамках принятой им в 2013 году программы по развитию агропромышленного комплекса.
ОАО «минский электротехнический завод имени в. И. козлова» 15 производство и услуги Кредитные средства ЕАБР будут направлены на финансирование перевооружения производства за счет приобретения современного высокотехнологичного оборудования. Общая стоимость проекта составляет более $55 млн, срок кредита — семь лет.
Гк «Алютех» 31.57 производство и услуги Средства будут направлены на развитие бизнеса группы с целью обеспечения текущих поставок и увеличения экспорта белорусской металлопродукции в Россию.
казахстан
тОО «тургу-сун-1» 26.26 энергетика и ЗИ проект предусматривает строительство гидроэлектростанции мощностью 24.9 МВт на реке тургусун в Зыряновском районе Восточно-Казахстанской области РК.
АО «транстелеком» 41.31 транспорт и ТИ внедрение автоматизированной системы управления «энергодиспетчерская тяги». В соответствии с документом ЕАБР увеличит свою долю в финансировании проекта за счет предоставления АО «транстелеком» кредита на 7.5 млрд тенге (эквивалент $41.306 млн) в дополнение к 17.5 млрд тенге, которые банк направил на финансирование проекта в 2013 году. В рамках проекта будет создана автоматизированная система управления перевозочным процессом в железнодорожной отрасли Казахстана путем внедрения автоматизированной системы управления энергодиспетчеризации тягового подвижного состава.
169
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Наиме- нование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
кыргызстан
ОАО «Айыл банк» 5 Финансовый сектор Финансирование предоставляется в рамках «программы по поддержке микрофинансирования посредством предоставления целевых кредитных линий финансовым институтам». Айыл Банк будет самостоятельно отбирать для финансирования субзаемщиков, отвечающих согласованным с ЕАБр критериям, и целевым образом предоставлять им субкредиты на развитие бизнеса. Субкредиты на сумму от $1 тыс. до $200 тыс. будут предоставляться на срок до 36 месяцев.
россия
тОО«Ба-кырчикское горнодобывающее предприятие» 80 Горнодобывающая промышленность Средства будут направлены на финансирование подготовки к строительству в 2015 году и в первом полугодии 2016 года, в том числе на подготовку тэО и проектной документации, приобретение горной техники, геологоразведку и строительство инфраструктуры.
ООО «парк шушары» 42.22 Строительство и недвижимость Строительство с последующей сдачей в аренду помещений производственноскладского комплекса. проект реализуется с 2014 года на земельном участке общей площадью 22 га в Санкт-петербурге.
оао «нбд- Банк» 3.54 Финансовый сектор в рамках проекта малые и средние региональные предприятия — клиенты нБД-Банка смогут получить денежные средства в рублях сроком до трех лет. нБД-Банк будет самостоятельно отбирать для финансирования субзаемщиков, отвечающих согласованным с ЕАБр критериям, и целевым образом предоставлять им субкредиты на развитие бизнеса. Средства предназначены для кредитования предприятий в городах нижегородской, кировской, ивановской, пензенской областей, чувашской республике и республике марий эл.
оао «магаданский морской торговый порт» 18.52 транспорт и ти Обновление оборудования позволит ускорить процесс обработки грузов, что скажется на увеличении грузооборота через порт. магаданский морской торговый порт имеет приоритетное значение для обеспечения жизнедеятельности региона. Более 90% грузов, в том числе 100% твердого и жидкого топлива, тяжелой техники и строительных материалов, доставляются сюда морским транспортом. Общая сумма проекта оценивается в $30 млн.
170
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Наиме- нование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
ЗАО «Русские Башни» 50.51 телекоммуникации развитие телекоммуникационной инфраструктуры компании на всей территории страны. Будет профинансировано строительство и модернизация антенно-мачтовых сооружений, предназначенных для совместной эксплуатации операторами сотовой связи. компания «русские башни» — независимый владелец антенно-мачтовых сооружений на территории России.
таджикистан
Гк «Галлаи Сугд» 5 апк Финансирование приобретения производственного оборудования и завершения строительства производственных объектов, а также пополнение оборотного капитала компании. реализация проекта позволит запустить современный высокотехнологичный мельничный комплекс, перерабатывающий до 150 тонн пшеницы в сутки, а также наладить производство макаронных изделий.
ЕБРР (ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОЕКТНЫЕ ЗАЙМЫ И ИНВЕСТИЦИИ В КАПИТАЛ)
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Армения
HSBC банк Армения 10 Финансовый сектор Средства будут предоставлены компаниям, желающим осуществить капитальные вложения в оборудование, технику и другие средства производства для достижения общей энергоэффективности и сокращения более чем на 20% своего энергопотребления. кредиты будут выдаваться сроком до пяти лет. данное финансирование является частью программы энергоэффективности кавказа.
I Азербайджан 1
Dalgidj LLC 10 производство и услуги ЕБрр и азербайджанский Unibank выделяют кредит в размере $10 млн азербайджанской нефтесервисной компании Dalgidj LLC. кредитные средства будут направлены на приобретение компанией нового оборудования для дистанционного управления (ROV) и на строительство нового склада. компания Dalgidj осуществляет свою основную деятельность в сфере подводнотехнических, воздушно-водолазных работ, а также судоремонтных работ в акватории каспийского моря.
171
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
DemirBank 5 Финансовый сектор Средства выделены в рамках программы «Знергоэффективность Кавказа» и будут направлены на финансирование местных предпринимателей и частных лиц для приобретения более эффективного технологического оборудования, материалов и бытовой техники, которые позволят уменьшить расходы на электроэнергию в жилых домах и на предприятиях.
ОАО Muganbank 3 Финансовый сектор кредитные средства выделены в рамках программы «Знергоэффективность Кавказа» и будут направлены на финансирование частного сектора для поддержки инноваций в сфере энергоэффективности в промышленных и жилых секторах, а также проектов в области возобновляемых источников энергии.
Беларусь
минский завод безалкогольных напитков 12.68 апк Модернизация оборудования, обновление автопарка и реструктуризация существующего долга, а также проект будет способствовать установлению новых норм корпоративного управления и делового поведения в Беларуси.
МТБанк 5 Финансовый сектор Выделенные средства позволят МТБанку, одному из основных кредиторов малого бизнеса в Беларуси, увеличить свою способность в финансировании белорусских микро-, малых и средних предприятий. Кредит будет предоставлен в национальной валюте, что поможет уменьшить валютные риски как для МТБанка, так и для небольших компаний, которые не имеют валютной выручки.
компания Магк Formelle 4 Производство и услуги Цель кредитования — расширение розничной сети Магк Formelle в Беларуси, России, на Украине и в Казахстане, а также финансовая реструктуризация.
белорусский народный банк 12 Финансовый сектор Синдицированный двухуровневый кредит, который включает в себя кредит А на сумму $5 млн, предоставляемый непосредственно ЕБРР, и кредит В в размере $7 млн, который будет синдицирован другим участникам: компании Incofin (Королевство Бельгия) и Европейскому фонду для стран ЮгоВосточной Европы (EFSE, Люксембург). Ресурсы предоставляются с целью развития поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.
172
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Казахстан
АО «НК «Казахстан темир жолы» 299.68 транспорт и ти подписка ЕБрр на выпускаемые АО «Нк «казахстан темир жолы» (ктж) еврооблигации на сумму в 285 млн швейцарских франков (эквивалент $299.68 млн). Средства от приобретения банком еврооблигаций пойдут на финансирование деятельности ктж по достижению общекорпоративных целей: логистика, привлечение дополнительных грузовых перевозок, в частности по маршруту китай — ЕС. данный проект предусматривает дальнейшее оказание банком поддержки осуществлению программы реформ в железнодорожном секторе, а воздействие на переходный процесс, как ожидается, будет выражаться в повышении роли частного сектора в логистике и укреплении у логистического оператора ктж — ОАО «KTZ Express» методов корпоративного управления.
«Шымкентце- мент» 25.37 производство и услуги реконструкция цементного завода в г. шымкенте. Средства пойдут на замену четырех действующих печей на новую энергоэффективную вращающуюся обжигательную печь, работающую по сухому способу. проект будет способствовать существенному снижению заводом энергопотребления и выбросов.
АО «Нк «казахстан темир жолы» 152.2 транспорт и ти кредит в национальной валюте на финансирование программы логистики и развития инфраструктуры, которая включает ряд компонентов, таких как закупка товарных вагонов для логистических операций, оборудования для аварийно-спасательных работ и оборудования для ремонтно-профилактических работ на существующих железнодорожных линиях ктж. часть средств будет потрачена на реструктуризацию обязательств ктж.
Банк центркредит 54.79 Финансовый сектор первый проект в рамках новой программы ЕБрр по поддержке мСБ в казахстане. более 60% от объема транша планируется разместить за пределами городов Астана и Алматы. Заем будет выдан под гарантию фонда «даму» и сопровожден программой технической помощи.
Гкп «кы- зылорда Су жуйеси» 10 муниципальная инфраструктура улучшение качества услуг по водоснабжению и водоотведению, предоставляемых государственной компанией, путем финансирования реконструкции и модернизации ее инфраструктуры. проект приведет к повышению энергоэффективности и эффективности использования воды, снижению потерь и улучшению экологических стандартов.
173
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Гкп «Кызыл-орда-теплоэлектроцентр» 18.5 Муниципальная инфраструктура Финансирование будет использовано для модернизации системы теплоснабжения и реконструкции производственных объектов, а также внедрения индивидуальных тепловых пунктов в зданиях для повышения энергоэффективности, снижения потерь и сокращения выбросов СО2.
ай «Кызыл-ординская распределительная электросетевая компания» 24.7 Муниципальная инфраструктура Средства в национальной валюте (4.5 млрд тенге) будут предоставлены для модернизации системы распределения электроэнергии, включая установку современной автоматизированной системы контроля и учета, увеличения мощности и эффективности электрических трансформаторов и распределительных сетей с целью снижения потерь и увеличения энергоэффективности. Ожидается, что проект приведет к снижению потерь электроэнергии до 30 млн кВт в год, что эквивалентно снижению выбросов СО2 на 30 тыс. тонн.
ТОО «Истком-транс» 30 Транспорт и ТИ Кредитные средства будут использованы на приобретение до 500 вагонов-гондол и иных активов, использующихся для транспортировки грузов. Часть финансирования пойдет на реструктуризацию баланса компании.
ТОО Ereymentau Wind Power 93.78 Энергетика и ЭИ Строительство, подключение к сети и ввод в эксплуатацию 50 МВт ветровой электростанции в районе Ерейментау, в Центральном Казахстане.
КОМ Мунай 100 Нефтегазовый сектор Инвестиционная программа компании на следующие три года включает в себя внедрение передовых технологий в области управления водными ресурсами и буровыми работами, что приведет к значительной экономии воды и сократит время бурения. проектом также предусмотрена возможность замены турбин, работающих на добываемом попутном нефтяном газе, на более современный тип.
Кыргызстан
Демир Кыргыз Интернэшнл Банк 4 Финансовый сектор Заем будет предоставлен для последующей выдачи предприятиям и домохозяйствам кредитов на цели повышения энергоэффективности.
Кыргызский инвестицион- но-кредитный банк 2 Финансовый сектор Это уже третья кредитная линия, которая выдается банку для предоставления кредитов на повышение энергетической эффективности.
Банк «Бай-Тушум» 10 Финансовый сектор Средства будут использованы для кредитования микро-, малого и среднего бизнеса в Кыргызстане.
174
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Кыргызский инвестицион- но-кредитный банк 4 Финансовый сектор ЕБрр и кыргызский инвестиционно-кредитный банк совместно выделили ссуду сроком на четыре года в размере $4 млн компании «Элнур-дан», являющейся третьей в кыргызстане по объему производства муки. по окончании строительства мукомольного завода его производительность будет составлять 170 тонн муки в день, что позволит снизить зависимость кыргызстана от дорогостоящих грузовых перевозок муки из северных районов страны.
молдова
министерство финансов молдовы 12.68 муниципальная инфраструктура ЕБрр предоставит молдове €10 млн (эквивалент $12.68 млн) на развитие региональной системы водоснабжения и канализации в муниципии бэлць и шести районах севера страны. Соответствующее соглашение о финансировании подписано министерством финансов и ЕБрр. кредит будет предоставлен двумя траншами — €6 млн (эквивалент $7.61 млн) и €4 млн (эквивалент $5.07 млн) — как часть пакета финансирования в размере €30 млн (эквивалент $38.05 млн), который включит и кредит в €10 млн от Европейского инвестиционного банка, и грант в €10 млн из Инвестиционного фонда соседства.
компания Unimarket Discount 5 торговля Инвестиционный план компании оценивается в $6.5 млн и предусматривает открытие 17 новых магазинов как в кишиневе, так и в небольших городах, таких как хынчеш-ты, дондюшаны, дрокия, Единцы и Сороки. также планируется построить новый склад и логистический центр для обслуживания сети ритейла компании и повышения эффективности затрат.
Trans-Oil Group 25 апк ЕбРР предоставит кредит в размере $25 млн компании Trans-Oil Group. кредит ЕбРР позволит Trans-Oil Group — лидеру в области экспорта зерновых и крупнейшему производителю растительного масла в молдове — расширить свой зерновой терминал в порту джурджулешты на дунае, а также приобрести и модернизировать зернохранилище в соседнем порту Рени на украине.
таджикистан
кайраккумская гэс Барки точик 50 Энергетика и ЭИ Финансирование первой очереди модернизации кайраккумской гидроэлектростанции. Общая стоимость проекта оценивается приблизительно в $75.7 млн. кредит ЕбРР будет дополнен донорскими средствами в размере $21 млн.
жилищно- коммунальное хозяйство «хочагии манзилию коммунали» 4 муниципальная инфраструктура новое соглашение позволит муниципалитету города нурек с населением 27 тыс. человек получить современную свалку, построить новый полигон и приобрести технику для сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
175
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Зсхата банк 0.5 Финансовый сектор ЕБРР и «Банк Зсхата» расширяют поддержку компании «Дилписанд», которая выпускает традиционные таджикские продукты питания. Новое финансирование поможет «Дилписанд» открыть 14 новых кафе в разных областях страны, в том числе в столице Душанбе. Кредит предоставляется в рамках Механизма совместного финансирования средних предприятий ЕБРР (МССП), который предназначен для удовлетворения потребностей в финансировании средних частных компаний в таких странах, как Таджикистан, где нужды таких предприятий в финансировании превышают возможности финансового сектора.
компания «Шивер-Тад- жикистан» 6.07 Торговля Новый гипермаркет «Ашан» площадью в 5 тыс. м2 принесет не только конкуренцию и снижение цен, но также и новые стандарты качества продуктов питания, санитарногигиенических норм и логистики. В рамках проекта и в партнерстве с местными поставщиками будет реализована программа по развитию цепочки добавленной стоимости в пищевой отрасли Таджикистана. ЕБРР станет миноритарным акционером «шивер Таджикистан» и предоставит долгосрочный кредит компании на поддержку открытия гипермаркета.
Муниципальная компания водоснабжения г. Худжанда 3.5 Муниципальная инфраструктура Модернизация канализационной сети и реконструкция старой станции по очистке сточных вод. Кредит ЕБРР и грант SECO в размере $5.35 млн дадут возможность муниципальной компании водоснабжения усовершенствовать канализационную сеть и систему очистки сточных вод.
Украина
Холдинг «Астарта» 25.37 АПК Данный проект в рамках фонда поддержки корпораций Украины направлен на пополнение оборотных средств. Кредитные средства будут использованы для поддержки деятельности компании и обеспечения ее потребностей в ликвидности на фоне уменьшения доступности внешнего финансирования на Украине.
Холдинг «Оболонь» 15 АПК Проект в рамках фонда поддержки корпораций Украины направлен на пополнение оборотных средств.
Государ- ственное коммунальное предприятие «Луцктепло» СО со со Энергетика и ЗИ Установление индивидуальных теплопунктов, котлов на биотопливе, замена старых труб в теплосети новыми изолированными трубами, модернизация котельных систем и систем управления, установление системы мониторинга и диспетчеризации.
176
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
ОАО «Ро-китнянский сахарный завод» 6.43 энергетика и ЗИ ЕБРР организует программу финансирования объемом до €7.1 млн для строительства и ввода в эксплуатацию биогазовой установки мощностью 2.25 МВт на базе Рокитнянского сахарного завода в киевской области. Данная установка станет самым крупным объектом этого типа в стране. Генерируемая ею электроэнергия будет отпускаться в энергосистему страны по согласованному «зеленому» тарифу.
ООО «Бру-клин-киев» 60 транспорт и ТИ Строительство зерноперевалочного терминала с прогнозируемой пропускной способностью 4.5 млн метрических тонн зерна в год в Одесском морском порту.
компания «нубилон» 26 АПк Средства планируется направить на пополнение оборотного капитала в рамках программы поддержки существующих корпоративных клиентов. Финансирование необходимо компании для осуществления торговых операций с аграрной продукцией.
компания «вента лтд» 17 Производство и услуги Средства будут направлены на поддержку инвестиционной программы компании на 2014-2016 годы, а также на модернизацию и автоматизацию складов на Украине в соответствии с местными и международными стандартами для распределения лекарственных средств и предметов медицинского назначения.
Comfort Market Luks LLC 25 Торговля Завершение строительства и введение в эксплуатацию современного торгового центра, расположенного в киеве. Предлагаемый проект является частью украинской программы корпоративной поддержки ЕБРР. Общая стоимость проекта составляет $77 млн.
укрэксимбанк 100 Финансовый сектор ЕБРР открыл дополнительный лимит Государственному экспортно-импортному банку (Укрэксимбанк, киев) в размере $100 млн для поддержки экспортно-импортных операций. в рамках программы ЕБРР предоставляет гарантии международным подтверждающим банкам, принимая политические и коммерческие платежные риски по международным торговым сделкам, осуществляемым банками в регионе, в котором он ведет свою инвестиционную деятельность.
Агропромышленная группа «кернел» 50 АПк ЕБРР предоставит финансирование украинской агропромышленной группе «кернел» в рамках синдицированного кредита в размере $230 млн. данный синдицированный кредит планируется направить на поддержку потребностей агрохолдинга в оборотном капитале, связанных с закупками зерна на украине и последующим его хранением, перевозкой и перевалкой.
177
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Гк «Нибулон» 30 апк ЕБрр организовал новый синдицированный кредит в размере до $130 млн для Гк «нибулон», одной из крупнейших украинских зерноторговых компаний, на текущий сезон сборки урожая и маркетинговый год. новый пакет финансирования будет состоять из кредита A на сумму до $30 млн, который будет предоставлен ЕБрр, и кредита B на сумму до $100 млн, который будет предоставлен коммерческими банками на условиях синдиката.
компания «Глобино» 13 апк Оказание поддержки ведущей украинской мясоперерабатывающей компании «Глобино» в Полтавской области на обеспечение потребностей в ликвидности и оборотных средствах.
ЕИБ (ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОЕКТНЫЕ ЗАЙМЫ И ИНВЕСТИЦИИ В КАПИТАЛ)
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
кыргызстан
JSC National Electric Grid of Kyrgyzstan 88.78 энергетика и ЭИ Строительство новой системы линий электропередачи (ЛЭП), соединяющей четыре страны: кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан (проект CASA-1000).
таджикистан
OJSHC Barki Tojik (Tajikistan) 88.78 Энергетика и ЗИ ЕИБ осуществит финансирование строительства новой системы линий электропередачи (ЛЭП), соединяющей четыре страны: кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан (проект CASA-1000).
МФК (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КРЕДИТЫ И ИНВЕСТИЦИИ В КАПИТАЛ)
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
I Азербайджан 1
ЗАО «MCB Leasing» 3 Финансовый сектор Данный проект является первой сделкой между МФк и лизинговой компанией в Азербайджане. Финансирование осуществляется с целью последующего кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в Азербайджане для расширения существующего бизнеса.
178
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Беларусь
Группа компаний «А-100» 20 Строительство и недвижимость кредитные средства будут направлены на финансирование строительства четырех объектов, включающих в себя складские, офисные и торговые помещения недалеко от минска, — на ключевых магистралях и рядом с кольцевой дорогой.
казахстан
KazMicroFinance LLC 5 Финансовый сектор увеличение филиального охвата и новых продуктов для целевой аудитории — микро- и малый бизнес, включающий женщин-предпринимателей в сельских и городских районах.
украина
ООО «нива Пере-яславщины» 25 апк кредит должен поддержать планы компании по расширению деятельности и рефинансированию среднесрочного долга. компания обрабатывает около 22 тыс. га и оперирует 7 свинокомплексами в киевской области с поголовьем свыше 100 тыс.
МБРР/МАР (СУВЕРЕННЫЕ ЗАЙМЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ГРАНТЫ)
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Армения
правительство Армении 40 энергетика и ЗИ предлагаемое дополнительное финансирование позволит повысить влияние реализуемой программы и покрыть расходы на реконструкцию трех важных для сети энергоснабжения Армении подстанций — «Ахтанак», «Чаренцаван-3» и «Ванад-зор-1». Реализуемая в настоящее время программа имеет целью повысить надежность систем энергоснабжения страны путем улучшения пропускной способности основных инфраструктур.
правительство Армении 50 Государственное управление Цель программы — повышение качества услуг, стимулирование экспорта, привлечение местных и иностранных инвестиций и расширение бизнеса.
179
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
правительство Армении 75 Государственное управление Предоставление займа на реализацию реформ в сферах бизнес-среды, финансов, гражданской службы, социальной защиты, общественных инфраструктур и охраны природы. Данная программа является второй из трех программ DPO, которая поможет Армении в реализации своих стратегических целей, в частности, в вопросе создания рабочих мест, что является основным вызовом для Армении на пути развития.
Азербайджан
Правительство Азербайджана 50 АПК Проект «Инвестиции в азербайджанское сельское хозяйство» с целью улучшения благосостояния сельских общин Азербайджана за счет поддержки малого бизнеса. Дополнительное финансирование позволит расширить программу на новые регионы, которые имеют высокую концентрацию вынужденных переселенцев, для снижения их уязвимости и обеспечения экономического развития.
Правительство Азербайджана 100 Государственное управление Проект «Судебная система и эффективная инфраструктура» (JSSIP), который нацелен на улучшение доступа к судебной системе, повышение ее транспарентности и эффективности.
Правительство Азербайджана 150 Муниципальная инфраструктура Улучшение качества водоснабжения и расширение водопроводных и канализационных сетей в регионах страны в рамках второго проекта «Национальное водоснабжение и канализационные услуги».
Беларусь
Республика Беларусь 250 Транспорт и ТИ Проект предполагает модернизацию отдельных участков транзитного коридора M6 между городами Минск и Гродно в рамках национальной стратегии, которая предусматривает, что все шесть областных центров будут соединены дорогами, отвечающими высоким стандартам. Данный проект предусматривает мероприятия по решению проблемы задержек при пересечении границы с Польшей на западе страны за счет упрощения процедур таможенного оформления, что будет способствовать развитию торговли.
180
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Казахстан
Министерство образования и науки рк 88 Государственное управление Стимулирование инноваций в Казахстане путем продвижения национальных высококачественных исследований и коммерциализации технологий. проект предусматривает введение прозрачных конкурентных процедур отбора, открытых для всех секторов экономики Казахстана, которые намерены развивать динамичный производственный сектор в стране, в частности, в сегменте частных стартапов.
Кыргызстан
Кыргызская Республика 15 апк Цели проекта заключаются в совершенствовании управления пастбищами, здоровьем животных и животноводством силами объединений пользователей пастбищ и предоставления частных ветеринарных услуг в зоне реализации проекта.
правительство КР 25 энергетика и ЗИ Целью проекта по улучшению подотчетности и повышению надежности электроснабжения является улучшение качества электроснабжения в Бишкеке, в Чуйской и Таласской областях, обслуживаемых ОАО «Северэлектро», а также совершенствование управления операционной деятельностью компании.
молдова
министерство финансов 45 Государственное управление проект по улучшению конкурентоспособности II, призванный снизить нормативно-правовую нагрузку предприятий Молдовы и повысить конкурентоспособность экспортируемых товаров.
Республика молдова 40.5 Энергетика и ЗИ проект повышения эффективности централизованного теплоснабжения Молдовы будет способствовать повышению операционной эффективности и финансовой состоятельности Newco и улучшит качество и надежность услуг теплоснабжения, предоставляемых населению Кишинева. первый компонент будет поддерживать приоритетные инвестиции, направленные на оптимизацию и модернизацию распределительной сети тепла с целью уменьшения потерь тепла, на улучшение качества услуг, а также повышение эффективности и надежности поставок тепла и горячей воды конечным пользователям. Второй компонент будет поддерживать решение правительства рационализировать операционную и корпоративную структуру Newco, в том числе прекращение деятельности ТЭЦ-1. Третий компонент будет оказывать техническую и финансовую поддержку для управления проектами.
181
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. Байбикова
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
узбекистан
министерство финансов узбекистана 49.9 Социальный сектор Грант предоставлен в рамках программы юниСЕФ «Образование для всех» с целью расширения доступа детей в возрасте трех-шести лет к качественному дошкольному воспитанию, образованию в сельских дошкольных учреждениях и улучшению условий обучения учащихся сельских общеобразовательных средних школ.
украина
украина 300 Социальный сектор «модернизация системы социальной поддержки населения украины». Средства будут предоставлены для расширения адресной программы социальной помощи с целью поддержки наиболее уязвимых и социально наименее защищенных групп населения.
правительство украины 500 Финансовый сектор Средства мбрр будут направлены на поддержку первоочередных мер по реформированию банковского сектора и внедрению комплексной программы антикризисного управления в финансовом секторе украины. ВБ также примет участие в проведении независимой оценки 35 крупнейших украинских банков.
правительство украины 1.16 энергетика Целью проекта является оказание консультационных услуг и технической помощи НАК «Нафтогаз украины» и правительству украины в отношении реформы и реструктуризации газового сектора посредством оказания поддержки правительству украины в разработке и реализации ключевых реформ в нефтегазовом секторе и предоставления консультативных услуг НАК «Нафтогаз украины» в подготовке экономически обоснованных проектов и контроля за их выполнением вместе с такими МФИ, как ЕБРР и ЕИБ.
украина 330 энергетика и эи повышение надежности системы передачи электроэнергии и оказание поддержки функционированию оптового рынка электроэнергии украины.
182
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЕЭИ — № 1 (26) февраль '15
ЕБРР (СУВЕРЕННЫЕ ЗАЙМЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ГРАНТЫ)
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
Армения
Республика Армения 4.25 муниципальная инфраструктура Строительство первого в стране полигона по утилизации твердых отходов, соответствующего требованиям ЕС. кроме того, посредством Инвестиционного инструмента Европейского соседства ЕС суверенный заем будет пополнен капитальным грантом в размере €3.5 млн (эквивалент $4.25 млн). новый полигон будет располагаться в городе раздан котайской области и будет управляться администрациями восьми городов — раздана, Абовяна, чаренцавана, цах-кадзора, Бюрегавана, егварда, нового Ачина и Севана.
молдова
правительство республики молдова 63.78 транспорт и ти проект направлен на комплексную реформу железнодорожного сектора молдовы с целью повышения его безопасности и эффективности, а также для снижения потребления энергии и связанных с этим расходов. кредитные средства пойдут на восстановление железнодорожной инфраструктуры и приобретение десяти новых многофункциональных локомотивов. Европейский союз софинансирует приобретение локомотивов с помощью инвестиционного гранта в €5 млн ($6.07 млн).
республика молдова 8.5 муниципальная инфраструктура ремонт системы централизованного теплоснабжения в бельцах. внедрение соглашения станет не только экономически, но и экологически выгодным.
таджикистан 1
правительство рт 5.08 транспорт и ти восстановление автомобильных дорог. Средства будут направлены на закупку необходимой ремонтной техники (грейдеры, экскаваторы, грузовики, лаборатории и прочее оборудование).
украина
правительство украины 182.22 нефтегазовый сектор модернизация ключевой части газотранспортной системы украины — западного участка газопровода уренгой — помары — ужгород. в рамках реализации проекта предполагается осуществить капитальный ремонт четырех участков линейной части общей длиной около 119 км и реконструировать компрессорную станцию «ромны».
183
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА Э.Р. байбикова
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
администрация 7 29 г. львова . Данный проект позволит удлинить трамвайный маршрут № 4, который свяжет основной жилой массив Сихов с центром ... города. планируется, что в результате уд-транспорт и ти к wry у линения маршрута до Сихова, в котором проживает около 150 тыс. горожан, объем пассажирских перевозок общественным транспортом вырастет на 25%.
ЧБТР (ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОЕКТНЫЕ ЗАЙМЫ И ИНВЕСТИЦИИ В КАПИТАЛ)
Наименование
Краткое описание проекта
Армения
ЗАО «Ардшинин-вестбанк» 10 Финансовый сектор кредит направлен на содействие в расширении программы кредитования малого и среднего бизнеса одного из ведущих банков Армении, чтобы лучше обслуживать быстрорастущие финансовые потребности армянских предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Азербайджан
Embawood Azerbaijan 20 производство и услуги кредит для развития группы компаний Embawood. Группа занимается производством и реализацией мебельной продукции.
у'краина
банк восток 5 Финансовый сектор предоставление торгового финансирования с целью поддержки импортных операций клиентов на украине в соответствии с согласованными критериями.
банк восток 2.5 Финансовый сектор кредит будет использован с целью предоставления субкредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в соответствии с согласованными критериями.
ИБР (СУВЕРЕННЫЕ ЗАЙМЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ГРАНТЫ)
Наименование заемщика Сумма, $ млн Отрасль Краткое описание проекта
кыргызстан
министерство иностранных дел кр 10 Социальный сектор безвозмездное предоставление пяти мобильных клиник, предназначенных для улучшения доступности медицинских услуг в отдаленных районах республики.
184