В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
УДК 614.862:614.872/.875
ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ СРЕДУ ОБИТАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Людмила Моисеевна Мацевич, Александр Михайлович Вишневский, Анна Борисовна Разлетова, Александр Сергеевич Гамаюнов, Татьяна Михайловна Лукина
ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, втаИ:кгу(оу@ krylov.spb.ru
Реферат
Приведены обобщенные результаты собственных многолетних исследований, посвященных изучению условий труда и состоянию здоровья моряков. Представлено описание наиболее значимых факторов рабочей среды и трудового процесса, а также структуры актуальных производственно-обусловленных заболеваний. Предложены рекомендации по улучшению условий труда и медицинского обслуживания плавсостава.
Ключевые слова: условия труда, объекты водного транспорта, здоровье моряков.
Произошедшие в стране в последнее десятилетие социально-экономические преобразования привели к временному сокращению числа па-роходств и уменьшению численности объектов водного транспорта (ОВТ). Вместе с тем интенсивное освоение месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых на морском шельфе России требует развития существующих и строительства новых портов, а также создания современного водного транспорта, который должен обеспечить рост объема грузоперевозок как внутри страны, так и за ее пределами.
Многолетние комплексные гигиенические и психофизиологические исследования на ОВТ в условиях их эксплуатации показали, что на членов экипажа одновременно действует комплекс различных по своей природе, интенсивности и биологическому действию факторов. Параметры и значимость этих факторов могут варьировать в весьма широких пределах. Среда обитания на ОВТ представляет сложный динамичный комплекс физических, химических и социально-психологических факторов, действующих круглосуточно в течение всего времени пребывания на объекте. Рассматривать эти факторы необходимо как особый, присущий ОВТ комплекс, способствующий развитию у членов экипажа неблагоприятных функциональных и патологических состояний.
Помимо среды обитания, определяемой эксплуатационными характеристиками корабля, на плавсостав оказывает влияние и природная обстановка с её естественными факторами. К ним прежде всего относятся макроклимат района плавания, ультрафиолетовая инсоляция, магнитное поле земли, смена широт и часовых поясов, судовая качка и т.д. Штормы, сильные ветры и обильные осадки являются непредсказу-598
емыми природными факторами, в значительной степени усугубляющими стрессовое состояние организма работающих. Кроме того, значительное воздействие на членов экипажа оказывают гидрометеорологические условия тропического или полярного районов плавания: облачность, осадки, туманы, льды, характеристики моря, резкие перепады температуры и атмосферного давления, высокая интенсивность солнечной радиации или ее отсутствие [2—4].
Негативно влияют на здоровье работающих на судне шум, вибрация, качка, эпизоды ускорения, электромагнитные поля, неблагоприятные климатические условия и их частая смена, загрязнение воздушной среды веществами, выделяемыми транспортируемыми грузами и материалами, используемыми при строительстве и ремонте ОВТ.
Вместе с тем, по результатам проведенных исследований, а также по данным многократного контроля условий труда, проводимого центрами Роспотребнадзора, установлено, что на объектах морской техники и водного транспорта в большинстве случаев до сих пор не выполняются в полном объеме даже явно устаревшие требования гигиенических нормативов по ряду физических факторов, в том числе по уровням шума, вибрации, параметрам микроклимата, освещенности.
Для ОВТ, кроме многофакторной среды обитания, характерен также выраженный, постоянно сохраняющийся стресс, обусловленный как производственным процессом, так и самим фактом пребывания на объектах в связи с непреходящим риском для жизни. Повышение технической оснащенности современных ОВТ, внедрение новых элементов навигационного оборудования на ходовом мостике не только не снизило роль человека в процессе их эксплуатации, а наоборот, возложило на членов экипажа дополнительные функции и ответственность. Исследования показали, что даже при сплоченном в начале рабочего периода (рейса) коллективе, по истечении 2 месяцев происходит ухудшение взаимоотношений между его членами. Нередко наблюдаются конфликтные ситуации, что влияет на состояние нервной системы работающих и отражается не только на изменении физиологических реакций в организме моряков и состоянии их здоровья, но и на безопасности мореплавания [4].
Анализ профессиональной деятельности специалистов на ОВТ с целью гигиенической оценки условий и характера их труда выявил, что даже при неполном учёте специфики их работы действующими документами он оценивается как вредный и даже опасный [2, 3]. Так, оценка условий труда по принятым к руководству документу Р 2.2.2006-05 [5] показателям тяжести трудового процесса, учитывающим динамическую физическую нагрузку, массу поднимаемого и перемещаемого вручную груза, стереотипные рабочие движения в течение смены, величину статической нагрузки, характер рабочей позы, наклоны корпуса и характер перемещения в пространстве, обусловленные производственным процессом, показала, что для основных профессий на флоте тяжесть трудового процесса определяется как вредная со степенью вредности 3.1—3.4. В частности, общая оценка условий труда капитана по степени вредности и опасности соответствует классу вредности 3 со степенью 4 (3.4).
По нашим данным, в структуре заболеваний работников ОВТ преобладают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, травмы и отравления. Проводившаяся ранее в стране диспансеризация различных профессиональных групп работников водного транспорта выявила, что по сравнению с рядовым составом представители операторских профессий болеют чаще. У руководящего (командного) состава преобладают болезни системы кровообращения, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, лабильность АД с тенденцией к гипер-тензии, а у рядовых матросов — травмы. Поскольку все работники водного транспорта являются декретированным контингентом и в обязательном порядке проходят предварительные (при поступлении на работу или в учебные заведения) и периодические медицинские осмотры во время работы на ОВТ, то у них можно было бы ожидать отсутствие хронической патологии. Однако, по данным медицинской службы транспорта, полученным на Дальнем Востоке, а также по нашим наблюдениям, у 70% плавсостава, среди которых 80% составляют лица не старше 40 лет, определяются те или иные отклонения в состоянии здоровья. Установлено, что в рейсе обращаемость за медицинской помощью выше, чем на берегу. Хроническая патология в большинстве случаев регистрируется на берегу у лиц в возрасте наивысшей работоспособности (30—40 лет), особенно у командного состава. Средний возраст капитанов, признанных частично или полностью непригодными к работе на судах по состоянию здоровья, составляет 40—45 лет при стаже работы на флоте 21 год, у штурманов — 35 лет при стаже работы 16 лет. Ведущими заболеваниями у них являются болезни сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, анализаторного аппарата (слух, зрение), желудочно-кишечного
тракта и дыхательной системы. Регистрируются также психические расстройства (неврастения, неврозы, реактивные психозы и т.п.). Число лиц, списанных на берег вследствие психических расстройств, достигает 8,8%. Указанную патологию можно рассматривать как профессионально обусловленную, так как по действующему приказу Минздравсоцразвития РФ она является противопоказанием к приему на работу в профессии плавсостава.
Доля хронических заболеваний органов пищеварения у плавсостава превышает общероссийские показатели в 2,7 раза, мочеполовых органов— в 3 раза, болезней глаз — в 4 раза, заболеваний уха — в 1,5 раза и т.д. По данным комиссии медицинского освидетельствования плавсостава в г. Архангельске, ежегодно от работы отстраняются 20—30 человек, а ограничение района плавания имеют 230—240 работающих.
При переходе страны к рыночным отношениям резко сократилось число судовых врачей и фельдшеров, а также заметно изменилась (фактически распалась) система государственного медицинского обеспечения моряков. Возникшие социально-экономические изменения породили отрицательные тенденции в развитии взаимоотношений транспортной отрасли и здравоохранения и привели к снижению качества медицинского обслуживания моряков и речников и, как следствие, падению трудоспособности и профессиональной пригодности плавсостава. Государственная система медицинского обслуживания работников водного транспорта с учетом особенностей эксплуатации транспортной системы в настоящее время практически отсутствует. Прохождение периодических медицинских осмотров моряков в большинстве случаев носит формальный характер, не предусматривающий лечения и предупреждения хронических заболеваний, проведения профилактических мероприятий [1]. Вместе с тем сохранение здоровья работников водного транспорта требует комплексных профилактических мер как во время работы (в рейсах), так и на берегу в (межрейсовый период).
Несмотря на обучение старшего помощника капитана методам оказания медицинской помощи, сокращение штата судовых медицинских работников сузило возможность получения членами экипажа квалифицированной медицинской помощи в рейсе. Система консультационных береговых медицинских радиоцентров, позволяющая проконсультировать моряков в рейсе по сложным медицинским вопросам, фактически не действует.
Основой профилактики заболеваемости плавсостава на берегу в рамках требований Приказа № 770 МЗ СССР должна стать всеобщая диспансеризация: процесс динамического наблюдения практически здоровых лиц, объединенных общими производственными признаками, и больных,
страдающих определенными хроническими заболеваниями, а также лиц, перенесших острые заболевания. Применительно к относительно здоровому контингенту ОВТ основной целью диспансеризации являются наиболее раннее выявление возможных заболеваний и проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья моряков. Определяющую роль в организации и проведении диспансеризации плавсостава должны играть береговые медицинские учреждения, обязанные работать на основе системного подхода, включающего организацию наблюдения на объекте (судне), в поликлинике, а при необходимости проводить лечение и реабилитацию пациентов в стационаре. При этом в каждом портовом городе должно быть выделено медицинское учреждение, отвечающее за проведение диспансеризации плавсостава в порту приписки судна, а также медицинское учреждение, осуществляющее в системе обязательного медицинского страхования оказание необходимой медицинской помощи морякам в портах захода судна. При этом должны быть учтены вопросы дополнительного дорогостоящего лечения моряков. Такая система должна разрабатываться с учетом района плавания судна, дальности и длительности плавания. Обеспечение охраны здоровья работников водного транспорта в современных условиях требует новых организационных подходов.
Важным вопросом является профилактика перенапряжения плавсостава как основного вредного фактора, действующего в периоде производственной деятельности. Профилактика перенапряжения должна обеспечиваться комплексом мероприятий, действующих в рейсе и на берегу.
Международная организация труда разработала и приняла в 2006 г. «Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве», регламентирующую основные принципы в области трудовых отношений и социальной защиты моряков с учетом действующих международных норм [6] с целью оптимизации условий труда моряков. В настоящее время Правительство РФ готовится к ратификации этой конвенции. Однако следует отметить, что в России до сих пор не систематизированы, а по некоторым вопросам даже не определены нормативные документы и мероприятия по обеспечению требований Сводной конвенции в современных экономических условиях, особенно в вопросах медицинского обслуживания моряков на берегу и в рейсе, условий труда и быта на судне.
Создание системы эффективно действующих профилактических мер на водном транспорте является фактором, способным обеспечить повышение эффективности труда работающих при сохранении здоровья за счет внедрения мероприятий, направленных на повышение функциональной устойчивости организма человека, находящегося в специфических условиях обитания на ОВТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буров В.В., Твердохлебов А. С. Современные медико-социальные проблемы подготовки и трудовой деятельности инженерного состава торгового флота. — СПб.: Медицинская пресса, 2006.
2. Васильев О.А., Вишневский А.М., Мацевич Л.М. и др. Технико-гигиенические аспекты экспертизы проектов судов и современные проблемы оптимизации условий обитания на них/В сб.: Труды II конференции по судостроению ISC'98.— СПб, 1998. — С.50 — 54.
3. Вишневский А.М., Мацевич Л.М., Разлетова А.Б. Технико-гигиенические аспекты защиты плавсостава от неблагоприятного влияния среды обитания и обеспечение безопасности мореплавания/В сб.: Субстандартное судоходство — проблемы и пути их решения через сотрудничество. Обеспечение безопасности и охраны труда на море — путь к исключению субстандартного судоходства. — СПб: РМРС, 2003.
4. Мацевич Л.М. Охрана здоровья моряков. — М.: Транспорт, 1986.
5. Руководство по гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006 — 05М., 2005.
6. Сводная Конвенция о труде в морском судоходстве. — Женева: МОТ, 2006.
Поступила 26.05.09.
THE FACTORS FORMING ENVIRONMENT DURING
OPERATION OF WATER TRANSPORT UNITS
L.M. Matsevich, A.M. Vishnevskij, A.B. Razletova, A.S. Gamayunov, T.M. Lukina
Summary
Given were the summarized results of several years' studies devoted to investigating the working conditions and health status of the seamen. Presented were the descriptions of the most significant factors of the working environment and working process and also the structure of the actual production-mediated disease. Proposed were recommendations for improving the working conditions and medical care for the seamen.
Key words: working conditions, water transport objects, seamen's health