Февраль №2 (251) знсо
13
группе и не изменялась в опытной группе, что указывает на существенное повышение активности симпатического звена вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у ТП, не использовавшего противошумы с адекватным шумовой нагрузке уровнем шумоподавления, усиливается симпатическая регуляция вегетативных реакций, которая вызывает ва-зоконстрикцию. Одновременно отмечается усиление тонуса симпатической нервной системы и изменение регуляторных механизмов сердечной деятельности в пользу централизации, что свидетельствует об активации адаптационного механизма по типу стресс-реакции.
Использование противошумов с адекватной шумовой нагрузке заглушающей способностью устраняет неблагоприятную в данном случае веге-тососудистую реакцию стрессорного ответа. Таким образом, противошумы снижают прямое (на рецеп-торные клетки кортиева органа) и экстраауральное (на вегетативный статус) воздействие шума, тем самым устраняя предпосылки для возникновения НСТ у этой категории специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолов А.В., Скуратовский Н.И., Драган С.П., Сомов М.В. Методика эргономической экспертизы противошумных наушников //Инженерный вестник. 2013. № 9. С. 8.
2. Драган С.П., Зинкин В.Н., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К. Гигиеническая оценка акустической обстановки на ра-
бочих местах авиационных специалистов и водителей тяжелых грузовиков, и способы их защиты от шума / С.П. Драган, В.Н. Зинкин, Ю.А. Кукушкин, С.К. Солдатов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249). С. 29—30).
Зинкин В.Н., Ахметзянов И.М., Драган С.П., Богомолов А.В. Особенности сочетанного действия шума и инфразвука на организм // Безопасность жизнедеятельности. 2011. № 9. С. 2—10.
Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Риски здоровью, обусловленные кумулятивным действием авиационного шума, и мероприятия по борьбе с ним //Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2011. № 1. С. 80—88. Панкова В.Б. Профессиональная тугоухость у работников транспорта //Вестник оториноларингологии. 2008. № 3. С. 11 — 14.
Симухин В.В., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В., Ворона А.А. Методические аспекты нормирования импульсных промышленных шумов //Безопасность труда в промышленности. 2013. № 10. С. 32—35.
Щербаков С.А., Кирий С.В., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К., Богомолов А.В. Результаты исследований акустической обстановки на рабочих местах инженерно-технического состава авиации //Проблемы безопасности полетов. 2007. № 3. С. 27.
Контактная информация:
Чистов Станислав Дмитриевич, тел.: 8 (495) 155-12-12, e-mail: [email protected]
Contact information: Chistov Stanislav, phone: 8 (495) 155-12-12, e-mail: [email protected]
УДК 614.7
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ФЛОТЕ
В.И. Зайцев, С.А. Виноградов ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва
Представлен анализ литературных источников, посвящённых изучению условий труда на флоте. Выделены основные группы факторов технической и социальной среды, обусловливающих неблагоприятные условия труда плавсостава. Приводятся фактические данные, характеризующие условия труда и их возможную связь с профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемостью моряков. Сформулированы основные задачи, стоящие перед специалистами Роспотребнадзора осуществлявшими надзор за условиями труда плавсостава. Ключевые слова: неблагоприятные условия труда, факторы риска, профессиональная заболеваемость, напряжение адаптационно-приспособительных механизмов.
V.l. Zaytsev, S.A. Vinogradov □ SOME THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF STUDYING OF WORKING CONDITIONS ON FLEET □ The federal budgetary health institution «Federal center of hygiene and epidemiology» of the federal being protectionoffice for inspectorate in the field of customers and human well-being protection, Moscow □ The
analysis of the references devoted to studying of working conditions on fleet is submitted. The main groups of factors, the technical and social environment, causing adverse working conditions of crew personnel are allocated. The actual data characterizing working conditions and their possible communication with professional and production caused incidence of seamen are provided. The main objectives facing specialists of Rospotrebnadzor exercising supervision of working conditions of crew personnel are formulated. Key words: adverse working conditions, risk factors, professional incidence, tension of adaptation and adaptive mechanisms.
Эксплуатация большинства объектов водного транспорта (суда различного назначения, морские и речные порты) осуществляется в условиях повышенного профессионального риска здоровью экипажей судов, портовых рабочих, иных участников транспортного процесса. К неблагоприятным условиям труда и обитаемости плавсостава относят три группы факторов: природной, технической и социальной среды.
Первую группу составляют климатогеографи-ческие факторы, характеристика которых связана, прежде всего, с быстрым перемещением в широт-
ном и территориальном направлениях, что вызывает изменения суточных и сезонных биоритмов, требует адаптации к новому поясному времени и непривычным гидрометеорологическим условиям.
При адаптации к климату морей высоких широт ведущее значение приобретает охлаждение и естественная освещённость. Климатические факторы холодных морей сочетаются с суточными и сезонными особенностями светового режима, ультрафиолетовой недостаточностью в темное полугодие и повышенной космической радиацией в высоких широтах, что постепенно приводит
14
ЗНиСО Февраль №2 (251)
к значительному снижению адаптивных возможностей организма [4, 5].
Во вторую группу входят многообразные факторы производственной и судовой среды:
— микроклимат производственных и производственно-технологических помещений (температура и относительная влажность воздуха, тепловая радиация от оборудования);
— общая и местная «локальная» вибрация;
— шумовое загрязнение;
— вредные химические вещества в воздухе судовых помещений;
— физическая, статическая и динамическая нагрузка [6].
Многочисленные гигиенические и психофизиологические исследования, проводимые на морских, речных и рыбопромысловых судах, показали, что условия труда на большинстве судов, согласно «Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р. 2.2.2006—05, характеризируются как вредные и опасные [1].
К третьей группе факторов относятся социально-психологические особенности работы в море (режим труда и отдыха, гиподинамия, сенсорный голод, монотония, высокое психоэмоциональное напряжение и др.), также существенно сказывающиеся на функциях организма, личностных качествах и требующие напряжения процессов по преимуществу социальной адаптации.
При характеристике факторов всех трех групп необходимо учитывать следующие основные положения:
а) длительность воздействия неблагоприятных факторов может колебаться от нескольких минут до нескольких недель и даже месяцев;
б) многие неблагоприятные факторы действуют комбинированно и вызывают в организме потенцирующий или кумулятивный эффект;
в) параметры факторов обитаемости не остаются постоянными, а могут значительно изменяться в процессе труда;
г) условия труда моряков предъявляют неодинаковые требования к функциональному состоянию различных органов и систем организма;
д) действие неблагоприятных факторов обитаемости и метеогеофизических условий встреча-
ется не только в процессе работы, но может продолжаться и во время отдыха судовых специалистов [3, 4].
В качестве характеристики условий труда на судах водного транспорта представлены материалы отчетной формы отраслевого статистического наблюдения № 28-12 «О санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры» за 2010—2012 гг.
Воздействие шума и вибрации на организм человека в условиях рейса носит многомесячный (причем круглосуточный) характер, наиболее шумными на судах являются помещения энергетических, а также рефрижераторных установок и, наконец, производственно-технологические цеха рыбопромысловых судов.
В основу принципов нормирования допустимых норм шума на судах положена продолжительность пребывания работающих в шумных помещениях. Так, эквивалентный уровень шума при непрерывной вахте в энергетическом отделении судна в течение 8 ч в сутки не должен превышать 80 дБА, тогда как при периодическом облужива-ние он может быть ограничен 105 дБА. При этом значение имеет не только соблюдение санитарных норм, но и строгое соблюдение времени нахождения людей на рабочих местах. Анализ структуры профессиональных заболеваний плавсостава за последние пять лет позволяет сделать вывод, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию профессиональных заболеваний на судах, являются шум и вибрация. Соответственно, основными факторами профессиональной патологии являются нейросенсорная тугоухость и вибрационная болезнь (70 % от общего числа выявленных профессиональных заболеваний), наибольшее число профессиональных заболеваний приходится на возрастную группу свыше 55 лет — 90,91 %, при длительности контакта с производственным фактором свыше 25 лет (86,37 % от числа заболевших). Сопоставляя крайне неудовлетворительные условия труда с данными регистрируемых профессиональных заболеваний плавсостава, можно предположить, что выявляемость профпатологий неполная и не отражает истинную ситуацию с профессиональной заболеваемостью на флоте.
Таблица. Доля рабочих мест на судах водного транспорта, не соответствующих требованиям санитарного законодательства в 2010—2012 гг., %
Шум Вибрация Микроклимат Освещенность Электромагнитные излучения
2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012
Морские суда
12,51 8,23 6,6 7,00 22,10 4,9 3,21 5,37 2,7 7,27 3,58 6,1 0,24 0,00 0,3
Речные суда
9,57 10,40 9,15 12,13 9,68 9,5 4,7 1,39 1,3 4,18 4,59 3,2 0,41 0,31 -
Рыбопромысловые суда
6,21 10,06 5,6 1,63 5,28 8,7 1,37 1,79 1,5 2,00 2,50 4,8 0,0 0,0 0,0
Примечание: «- » — исследования не проводились; 0,0 — явление отсутствует
Февраль №2 (251) знисо
15
^^ Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлено недостатками организации и качества про-с^ ведения медицинских осмотров работающих.
Существующая практика проведения медицинам ских осмотров не позволяет связать те или иные патологические изменения у обследуемых с усло-1— виями и характером их труда. Поэтому многие заболевания трактуются как общие. Основной причиной этого является отсутствие документации, подтверждающей воздействие на обследуемого неблагоприятных факторов судовой среды. До сих пор отсутствуют учетные формы, необходимые для работы комиссии по медицинскому обследованию плавсостава (КМОП), в которые ежегодно вносились бы фактические параметры всех неблагоприятных производственных факторов судовой среды и длительность контактов с ними за истекший срок. Основными документами для количественной оценки производственных вредностей у плавсостава должны стать результаты плановых и внеплановых обследований судов, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда. Данные сведения позволили бы врачам-специалистам и профпатологам КМОП на более ранних стадиях диагностировать профессиональные заболевания и принимать решения о лечении, реабилитации или отстранении от работы во вредных условиях, или переводе на работу, исключающую контакт с вредным фактором членов экипажей судов [1].
Кроме гигиенической оценки производственных факторов судовой среды следует дать им социально-гигиеническую оценку, что в дальнейшем позволит наметить еще более конкретные шаги по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний у моряков [2].
Во-первых, производственный фактор может превышать допустимые уровни, даже если суда были спроектированы и построены с учетом санитарных норм и правил.
Превышение допустимых значений гигиенических нормативов возникает за счет естественного старения судна и его механизмов, несвоевременного их ремонта или ремонта без последующего санитарно-эпидемиологического контроля за условиями труда, а также за счет частых форс-мажорных условий эксплуатации судна.
Во-вторых, производственные факторы на уровнях, соответствующих санитарным нормам, могут выступать в качестве факторов риска в случае продолжительности их воздействия на организм человека более 8 часов — т. е. официально установленной продолжительности их воздействия на организм человека. Как известно, в реальной практике эксплуатации флота или организации производства на рыбопромысловых судах и морских нефтегазовых сооружениях, рабочий день может достигать 12 ч.
В-третьих, производственные факторы на уровнях предельно допустимых значений гигиенических нормативов могут рассматриваться как факторы риска применительно к лицам с ослабленным физическим, физиологическим и нервно-психологическим статусом, так как санитарные нормы рассчитаны, как правило, на практически здоровые контингенты работающих. Что касается судовых экипажей, то в условиях рейса при постоянном воздействии неблагоприятных, а порой и экстремальных природных и, неизбежно, социально-психологических факторов формируются признаки, свидетельствующие о напряжении и даже угнетении адаптационно-приспособительных механизмов, что в свою очередь усугубляет действие производственных факторов на их организм.
На основании представленных в статье материалов можно сформулировать следующие задачи по надзору за условиями труда плавсостава:
— оздоровление условий труда и быта через доведение уровня производственных факторов до нормативных требований;
— сокращение времени воздействия вредных факторов, уровни которых превышают установленные санитарные нормы и гигиенические нормативы;
— повышение качества проведения периодических медицинских осмотров работающих с вредными и опасными производственными факторами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов С.А. Некоторые теоритические и методические аспекты проведения социально гигиенического мониторинга за условиями труда на флоте. Актуальные вопросы организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водном и воздушном транспорте // Материалы Всероссийского совещания главных государственных санитарных врачей, осуществляющих Госсанэпиднадзор на водном и воздушном транспорте. М., 2001. С. 58—73.
2. Зайцев В.И. Виноградов С.А. Задачи Госсанэпиднадзора в реализации стратегии развития морской деятельности Российской Федерации // Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Т. I. 2012. С. 459—461.
3. Стенько Ю.М. Психогигиена моряка. М.: «Медицина», 1981. С. 100—129.
4. Зайцев В.И., Виноградов С.А. Особенности формирования адаптационных реакций организма моряков в условиях высоких широт / В.И. Зайцев, С.А. Виноградов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 2 (239). С. 11 — 13.
5. Сапов И.А., Новиков В.С. Неспецифические механизмы адаптации человека. Ленинград: «Наука», 1984. С. 146.
6. Степанов С.А. и др. Как протекают и каков исход профессиональных заболеваний в современной России / С.А. Степанов, В.А. Пилишенко, Н.Ю. Глушкова, Т.Б. Во-ротилова //Здоровье населения и среда обитания.2009. № 4 (193). С. 10—12.
Контактная информация:
Зайцев Вячеслав Иванович, тел.: 8 (495) 958-13-37, e-mail: [email protected]
Contact information:
Zaitsev Vyacheslav, phone: 8 (495) 958-13-37, e-mail: [email protected]