УДК 784.3
Н. В. Константинова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ворческое сотрудничество педагога и студента в классе фортепиано -важная характеристика высшего профессионального образования, реализующего задачи становления специалиста в области музыкально-педагогической практики. В связи с увеличением значимости человеческого фактора, нового уровня взаимоотношений, повышения требований к социальной зрелости личности, творческое сотрудничество педагога и студента в классе фортепиано наиболее полно отвечает запросам нашего времени, ориентирует студентов на дальнейшую профессию педагога-музыканта, формирует готовность к самостоятельной творческой деятельности.
Идея сотрудничества в педагогике возникает на основе личностно-ориентиро-ванного образования, которое призвано развивать личность, ее индивидуальность и неповторимость (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.). Учебное сотрудничество влияет на повышение качества и музыкального образования, так как в процессе музыкально-исполнительской деятельности развиваются нравственные и творческие качества студентов.
Творческое сотрудничество в классе фортепиано понимается как особое взаимодействие педагога и студента, построенное на доверии, искренности, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании, в результате которого происходит процесс самоопределения и самореализации студента, раскрытие его творческого потенциала.
© Н. В. Константинова, 2016
Процесс исполнительской подготовки в классе фортепиано в системе высшего музыкально-педагогического образования объединяет студентов различных по уровню развития музыкальных и творческих способностей, различных по возрасту и мировоззрению. В этой связи становится понятой важность занятий фортепиано, которые организованы в индивидуальной форме обучения. Исполнительская подготовка осуществляется на дисциплинах «Основной музыкальный инструмент» и «Фортепиано».
«Основной музыкальный инструмент (фортепиано)» на музыкальных факультетах вузов занимает ведущее место в комплексе инструментальных дисциплин, на основе которых осуществляется подготовка педагогов музыкантов и формируется творческий облик будущего специалиста. Дисциплина «Фортепиано», является дополнительной дисциплиной, которая включена в учебный план хоровиков, исполнителей на народных инструментах, студентов народного хорового пения.
Все разновидности исполнительских направлений объединяются единой целью обучения в классе фортепиано, а именно 6 развитием музыкально-твор-ческих способностей, формированию разностороннего музыкально образованного исполнителя, свободно владеющего умениями и навыками исполнения на инструменте. Этим актуализируется целесообразность выявления педагогические условия творческого сотрудничества педагога и студента в классе фортепиано.
Под педагогическими условиями подразумеваются те обстоятельства, харак-
т
теристики среды, которые необходимо учитывать педагогу в процессе коммуникации со студентом в классе фортепиано, опираясь на психологические знания о его индивидуальных способностях.
Под необходимыми условиями творческого сотрудничества педагога и студента в классе фортепиано в системе высшего музыкального образования целесообразно выделить следующие:
- поддержка у студентов устойчивого профессионального интереса в классе фортепиано путем создания педагогически комфортной творческой среды;
— демократический стиль педагогического общения, в котором диалог направлен на совместный поиск и становится взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в высшей школе;
- педагогическое руководство (тью-торство) исполнительской деятельностью студентов, которое будет ориентировать их на будущую профессионально-педаго-гическую деятельность;
— развитие самостоятельности студентов к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения игре на фортепиано.
Рассмотрим и аргументируем выбор предлагаемых педагогических условий.
Условие первое - поддержка у студентов устойчивого профессионального интереса в классе фортепиано путем создания педагогически комфортной творческой среды.
Термин педагогически комфортная среда в педагогике появился недавно. В педагогических и философских исследованиях чаще использовались понятия «среда» (И. А. Тен), «образовательная среда» (Т. В. Менг, Н. А. Лабунская) и др. Так, понятие «педагогическая среда» в педагогическом словаре толкуется как «педагогическая среда - целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей и юношества, микрорайоне» [3, с. 102]; «среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими целями, со-
здаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу» [4, с. 142].
И. А. Ларисова предлагает рассматривать педагогически комфортную среду как фактор образования, «в результате которого происходит развитие и становление личности» [5]. Автор выделяет основные блоки педагогически комфортной среды: мотивационно-творческий, твор-ческо-деятельностный и личностно-твор-ческий. Взаимосвязь данных блоков происходит благодаря психолого-педагогической поддержке. И. А. Ларисова пишет: «Среда и средовое окружение влияет на самочувствие, дает или не дает ощущение комфортности, безопасности, привычности обстановки. Педагогически комфортная среда, работающая позитивно, становится одним из условий сотрудничества и доброжелательности. Благодаря педагогически комфортной среде утверждается благоприятный нравственный климат, то есть сохраняется настрой на взаимоподдержку и взаимодействие» [5].
Опираясь на данное исследование И. А. Ларисовой, попытаемся проанализировать содержательное наполнение мо-тивационно-творческого блока, как составляющей педагогически комфортной среды, применительно к занятиям в классе фортепиано. Этот блок служит тем основанием, благодаря которому приводится в действие весь механизм педагогического общения. Содержание его охватывает, прежде всего, эмоциональ-но-ценностную сферу личности педагога-музыканта. Выражением этого является нацеленность педагога-музыканта на организацию в музыкально-педагогичес-ком процессе особого «коммуникативного поля», в котором все связи и отношения устанавливаются в соответствии с закономерностями художественного воздействия музыкального искусства, исполнительской интерпретации музыкального произведения.
Роль педагога, его такт, уровень владения педагогическим общением в данном случае трудно переоценить. Принципиальное значение имеет личностное об-
щение педагога с учениками, так как продуктивная работа возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг другу. Значительное место в содержании мотивационно-творческого блока занимают эмоционально-эстети-ческие и творчески-волевые проявления педагога-музыканта, такие, как потребность эмоционально, открыто выражать перед студентами свои чувства и мысли, стремление достичь в ходе музыкально-педагогического общения духовно-лич-ностного контакта с музыкой, проявление настойчивости и целеустремленности при решении художественно-коммуникативных задач. В анализируемом блоке педагогически комфортной среды особая роль принадлежит творческим установкам и мотивам самого педагога-музыкан-та и в первую очередь — его стремлению быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях музыкально-пе-дагогической коммуникации, оперативно находить адекватные той или иной конкретной ситуации коммуникативные средства, причем такие, которые одновременно соответствуют реальным условиям музыкально-педагогического общения на уроке и индивидуальности самого педагога-музыканта.
Вопросы изучения специфики креативной среды проанализированы в работе Р. А. Шамаевой. Автор, опираясь на результаты исследования зарубежных психологов Ф. Баррона и Д. Харрингто-на (1970-1980), а также Р. Муни (1963) и А. Штейна (1969 г.), определяет креативную среду как среду «создания, аккумулирования, сохранения, трансляции и восприятия духовных ценностей общества, в которой создаются благоприятные условия существования, формирования и деятельности субъектов культуры. В креативной среде формируется креативная личность, осуществляется креативный процесс, транслируются креативные продукты» [7].
Таким образом, создание комфортной креативной среды связано с особыми отношениями (мотивационными, деятель-ностными, личными) всех участников процесса исполнительской подготовки,
а именно: педагога, студента и музыки. Особенность этих отношений во многом обусловлена демократическим стилем сотрудничества, который является наиболее продуктивной формой общения в классе фортепиано.
Данное положение аргументирует выбор следующего педагогического условия, а именно: продуктивной формой сотворчества преподавателя и студентов выступает демократический стиль педагогического общения, в котором диалог направлен на совместный поиск и становится взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в высшей школе.
Демократический стиль общения предполагает в основе модели творческого сотрудничества рассматривать дружбу, которая может существовать только как связь разных, но равных людей. И цель дружбы - не передать какую-то информацию, не научить чему-то. Суть дружбы - добиться общности педагога и студента, выработать общие ценности, единые жизненные позиции, при этом каждый из них, остается неповторимой индивидуальностью и ценит ее в другом. Конечно, нужно осознать условность и идеальность модели общения-дружбы, понять абсолютную невозможность ее применения в чистом виде на занятиях в классе фортепиано. Можно ли так безоговорочно заявлять о равенстве столь разных «партнеров», какими является педагог, возможно кандидат наук или доцент или профессор, студент и музыка? Различия в возрасте и багаже знаний, жизненном опыте и творческом потенциале, психических и других особенностях студентов и педагога; разница взглядов на музыкальное искусство, на жизнь и на способы ее выражения в творчестве композиторов, живших в далекие от нас эпохи, и у наших современников; национальные различия. Все эти и многие другие особенные черты и составляют то, что мы называем уникальностью «партнеров», эту уникальность каждый из партнеров должен признавать и уважать в другом, и в этом
принятии и уважении будет заключаться равенство всех общающихся. Равенство, понимаемое как право каждого оставаться самим собой, право на свою позицию, право быть понятым.
Л. Л. Бочкарёв, определяет принципы реального преподавания искусства, которые позволят приблизиться к решению сложнейших задач духовного формирования и творческого развития студентов. Рассмотрим их более подробно.
Первый принцип сформулируем так: признание равенства всех «партнеров» общения и уникальности каждого. «Искусство быть другим» — так определил общение В. И. Леви, что означает необходимость понимать другого таким, каков он есть, а «чтобы понять другого, нужно проникнуться его значимостями, т. е. вжиться в его мир» [2, с. 144]. Другими словами, нужно стремиться к установлению в классе фортепиано обстановки взаимного интереса, доверия и уважения друг к другу, созданию атмосферы взаимного единения всех участников, а это будет возможным только в том случае, если все три «партнера» - педагог, музыка и студенты (причем каждый из студентов) войдут в духовный контакт друг с другом.
Общение в классе фортепиано не состоится без соблюдения, наряду с первым, и его второго принципа: организации действия, по терминологии М. М. Бахтина - «события» общения, способного создать и активизировать диалогические отношения между тремя общающимися сторонами. То есть такого «события», которое бы объединило всех, вызвало желание общаться, всколыхнуло, взволновало и педагога и студентов, заставило бы каждого «заиметь» свое мнение и захотеть его проявить.
Третьим принципом назовем активизацию сопереживания в классе фортепиано. Сопереживание, сочувствие, соучастие, как утверждают ученые, важные психологические механизмы общения. Чувство, эмоциональный отклик на переживание другого человека только и могут показать, что один человек значит для другого, в какой мере он смог
проникнуться его ценностями и значимостями - без этого общение состояться не может. Конечно, и об этом нужно всегда помнить, переживание и сочувствие неотделимы от понимания и составляют с ним единое целое.
Отметим чрезвычайную важность этого принципа, так как мы организовываем общение с таким «партнером», как искусство, стремимся к развитию у студентов такой деятельности, как эстетическая - ведь переживание лежит в самой природе ценностного познания мира.
Четвертым принципом является воплощение своих позиций каждой из общающихся сторон. В классе фортепиано обязательно «высказывается» какое-либо произведение музыки, пронизывая отношением композитора к изображаемой в произведении жизни. Высказыванием педагога является трактовка данного музыкального произведения, которую он создал и где видна его позиция по поводу раскрываемого содержания. Высказывания студентов (они могут выражаться в разных формах, не обязательно в словесной) в той же мере должны подчиняться законам диалогического общения - у каждого из них должен быть свой голос.
Подлинно диалогическое взаимодействие способно обогатить процесс обучения особыми смысловыми, этическими отношениями, наполнить его подлинно человеческим содержанием. Совместная работа понимания - объяснения представляет собой движение от социального предметного значения, имеющего личностный смысл для одного, к его означиванию другим и обратно. Она включает в себя переживание и эмоционально-цен-ностной отношение к постигаемому. В результате знание не усваивается, оно проживается и строится и процессе постижения и обретения его смысла для себя каждым субъектом. При этом принципиально важно то, что в диалоге с другим субъектом обучения, установка на понимание ведет к развитию непосредственных участников процесса, к их самоопределению, самопознанию.
Во власти преподавателя создать гармонию опыта студентов со своим собственным опытом и с опытом науки или их диссонанс. Говоря словами Я. Корча-ка, «пусть обучение движут вера и опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчестве преподавателя и студента, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и студента и преподавателя» [6].
Понимание, осмысление содержания обучения в классе фортепиано в условиях высшей школы предполагает овладение его значениями и порождение личностных смыслов непосредственными участниками процесса обучения. Необходимым условием, продуктивной формой сотворчества преподавателя и студентов выступает диалог. Диалогическое понимание это совместный поиск, способный стать взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в высшей школе.
Диалогические отношения в обучении обусловлены не только природой (происхождением) содержания образования, но и самим процессом обучения. Ориентация на культуру участников учебного диалога прослеживается в направлениях, по которым сегодня развивается высшая школа: гуманистическая и гуманитарная направленность образования, личностная обращенность, создание будущим специалистам реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения, то, что называют смысловой педагогикой.
Действительное взаимодействие учителя и учащихся в обучении является центральным звеном в педагогике сотрудничества. В этом случае занятие в классе фортепиано становится продуктом творчества не только учителя, но и учеников. Диалог в профессиональном обучении, и прежде всего диалог «преподаватель - студент», «студент - музыкальное произведение», «преподаватель - музыкальное произведение». Это не только и не столько спор, полемика,
дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта.
Третьим условием творческого сотрудничества педагога и студентов в классе фортепиано является педагогическое руководство (тьюторство) исполнительской деятельностью студентов, которое будет ориентировать их на будущую профессионально-педагоги-ческую деятельность.
В данном контексте целесообразным видится рассмотрение технологии тью-торства как элемента творческой среды, необходимой для сотрудничества педагога и студента в классе фортепиано.
Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формированием учебной и образовательной рефлексии учащегося1. Тьюторское сопровождение опирается па принцип индивидуализации образования, предполагающий возможности учащегося к выстраиванию собственной образовательной программы и содержания образования, потому что любое обучение не может быть эффективным, без учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Н. П. Баскакова в своей статье подчеркивает, что «своеобразие деятельности тьютора заключается в том, что она органично может сочетать в себе творческую, научную и педагогическую работу. Работа тьютора протекает в условиях общения со студентами, суть которого не исчерпывается информационным обменом. Личностное взаимодействие студента и наставника приобретает вид сотрудничества. В общепедагогическом смысле тьюторское сопровождение заключается в организации образовательной траектории студента, которая строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Пе-
дагог, осуществляющий тьюторские функции, выступает в роли своеобразного «консультанта по развитию».
Обучающийся с помощью тьюторско-го сопровождения включается в процесс рефлексии своего образования, что позволяет ему наиболее точно выбирать варианты освоения образовательной программы и последовательно строить дальнейшие шаги творческого саморазвития и профессионального самосовершенствования. Педагог-тьютор обустраивает, организует и помогает осуществлять этот выбор. Кроме того, он учит студента тому, как его образовательные достижения могут быть в дальнейшем представлены в социальном пространстве: в вузе, потенциальным работодателям. Для студента тьютор появляется в образовательном пространстве вуза либо в результате административного решения, либо в результате выбора самим студентом. Основанием для такого выбора является его желание работать именно с конкретным педагогом, основанное на коммуникативной совместимости, общности предметных интересов, личном авторитете преподавателя.
Тьюторское сопровождение профессиональной подготовки студентов стимулирует инновационный потенциал педагога, представляющий совокупность творческих и социокультурных характеристик его личности, критериями определения которых, выступают два принципа:
- признание педагогом самоценности собственной личности; творческое понимание ее индивидуальности;
— принятие личности Другого, его интересов, признание ценности, ориентация на творческие интересы как основу совместной творческой деятельности» [1, с. 15].
Готовность преподавателя встать на позицию студента, в позицию студента — принципиально важное условие сотворчества. Такая установка предупреждает ориентацию профессионального обучения на так называемый утвердительный характер: поставленный на занятии вопрос должен быть непременно разрешен, и решен однозначно, раз и навсегда разрешен.
Творческое сотрудничество в классе фортепиано осуществляется через понимание в первую очередь. Через понимание студента преподаватель включает себя в его культуру как соавтор. В обучении учатся оба, созидая себя и друг друга. И в этом контексте сакраментальное «Не сотвори себе кумира» приобретает противоположный смысл: «Учитель, сотвори себе Ученика».
Четвертым условием является развитие самостоятельности студентов к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения игре на фортепиано.
Развитие личности студентов в классе фортепиано осуществляется преимущественно в процессе самостоятельной работы. Проведение самостоятельной работы возможно лишь при условии владения учащимися методами выполнения творческих задач, которые поставил педагог. Вначале это будет самостоятельное выполнение отдельных заданий, затем самостоятельная работа на отдельных этапах урока, и, наконец, самостоятельная работа в течение всего урока или нескольких уроках. Следует иметь в виду, что уровень самостоятельности студентов зависит от развития учебных умений, необходимых для выполнения заданий и степени развития мотивации к учебной деятельности. Самостоятельная работа студентов, обучающихся в классе фортепиано, должна осуществляться через включение сознания и самосознания во все действия исполнителя, будь то анализ музыкального произведения или осознание собственных ощущений и впечатлений. Все эти компоненты последовательно приводят студентов к постепенному познанию законов музыкального искусства. Анализируя музыкальное произведение самостоятельно, студент должен обратить внимание на принципиально важные особенности формы сочинения, детали текста, на развитие музыкальной мысли композитора, на исполнительское выявление особых трудностей.
Каждое занятие в классе фортепиано должно заканчиваться анализом результатов, сравнением количества выполнен-
ных заданий с планом урока. При этом очень важно научить студентов самостоятельно определять причины успешной и
неуспешной работы и планировать самостоятельную дополнительную работу по дисциплине.
Примечание
1 Возникновение тьютерского движения и оформление его как педагогической практики в России тесно связано с именем д. □. н. Ковалёвой Татьяны Михайловны, которая создала
в г. Томске школу «Эврика-развитие». Именно эта школа стала распространителем тьютерства в России. В Томске впервые стали проводиться всероссийские тыоторские конференции.
Литература
1. Баскакова Н. П. Опыт кафедры музыкального образования по применению технологии тью-торского сопровождения в профессиональном образовании учителей музыки // Опыт, тенденции и перспективы многоуровневой подготовки кадров в сфере культуры и искусств: материалы XII Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) (Барнаул, 2 апреля 2012 г.) / редкол.: А. С. Кондыков [и др.]; Алт. гос. акад. культуры и искусств. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2012. - С. 14-18.
2. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарёв. - М.: изд-во Института психологии РАН, 1981. - 352 с.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
4. Краткий педагогический словарь: учебное справочное пособие / Г. А. Андреева, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. - М.: В. Се-качёв, 2005. - 181 с.
5. Ларисова И. А. Педагогически комфортная среда как средство формирования творческой самореализации подростков во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Режим доступа : http: // www.rae.ru
6. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с.
7. Шамаева Р. М. Реализация креативного цикла в музыкальном образовании // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. - Душанбе: Сино, 2014. - № 3/2 (132). - С. 249-253.
Referenses
1. Baskakova N. P. Opyt kafedry muzykal'nogo obrazovanija po primeneniju tehnologii t'jutorskogo soprovozhdenija v professional'nom obrazovanii uchitelej muzyki [Musical education department experience of applying tutor technics in professional training of music teachers] Opyt, tendencii i perspektivy mnogourovnevoj podgotovki kadrov v sfere kul'tury i iskusstv: materialy XII Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) (Barnaul, 2 aprelja 2012 g.) [Experience, tendencies and prospects of multilevel training of specialists in the sphere of culture and arts: XII All-Russian scientific and methodological conference (with international participation) (Barnaul, 2 April 2012)]. Ed. by A. S. Kondykov and others; Altai State Academy of Culture and Arts, Barnaul, 2012, pp. 14-18.
2.Bochkarjov L. L. Psihologija muzykal'noj dejatel'nosti [Psychology of musical activity].
Moscow, Publ. of the Psychology Institute of the RAS, 1981. 352 p.
3. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskij slovar': dlja studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. Zavedenij [Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary pedagogical institutions]. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademija», 2003, 176 p.
4.G. A. Andreeva, G. S. Vjalikova, I. A. Tjut'kova. Kratkij pedagogicheskij slovar': uchebnoe spravochnoe posobie [Concise pedagogical dictionary: study reference book]. Moscow, V. Sekachjov, 2005, 181 p.
5.Larisova I. A. Pedagogicheski komfortnaja sreda kak sredstvo formirovanija tvorcheskoj samorealizacii podrostkov vo vneurochnoj dejatel'nosti [Pedagogically comfortable environment as means of shaping the teenagers' creative self-actualization during non-school activities]. Available at http://www.rae.ru
6.Sen'ko Ju. V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovanija: kurs lekcij: ucheb. posobie dlja stud, vyssh. ucheb. Zavedenij [Humanitarian basis of pedagogical education: lectures: textbook for higher education institutions]. Moscow, Izd. centr «Akademija», 2000, 240 p.
7. Shamaeva R. M. Realizacija kreativnogo cikla v muzykal'nom obrazovanii [Realization of creative cycle in musical education] Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta. Serija gumanitarnyh nauk [Tajik National University Bulletin. Humanities series]. Dushanbe: Sino, 2014, no. 3/2 (132), pp. 249-253.
Педагогические условия творческого сотрудничества в классе фортепиано в системе высшего профессионального образования
В данной статье рассмотрены педагогические условия творческого сотрудничества педагога и студентов в классе фортепиано в системе высшего музыкально-педагогического образования, к которым относятся:
- поддержка у студентов устойчивого профессионального интереса в классе фортепиано путем создания педагогически комфортной творческой среды;
- демократический стиль педагогического общения, в котором диалог направлен на совместный поиск и становится взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в высшей школе; педагогическое руководство исполнительской деятельностью студентов, которое будет ориентировать их на будущую профес-сионально-педагогическую деятельность;
- развитие самостоятельности студентов к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения игре на фортепиано.
Ключевые слова: педагогические условия, творческое сотрудничество педагога и студентов, система высшего музыкально-педагоги-ческого образования, исполнительская подготовка, общение.
Pedagogical terms of teacher—student creative collaboration in piano class in the system of higher education
The article considers the pedagogical terms of teacher and students' creative collaboration in piano class in the system of higher musical-pedagogical education. Among them:
- support of students' steady professional interest in piano class by creation of pedagogically comfortable creative environment;
- democratic style of pedagogical communication, in which the dialogue is aimed at the joint search and becomes mutual studying, basis of creative collaboration of direct participants of educational process at higher school;
- pedagogical guidance over students' performing activity, that will orient them to future professional-pedagogical work; development of students independence in mastering, analyzing and generalizing of knowledge, abilities and skills received in the process of learning to play the piano.
Keywords: pedagogical terms, creative collaboration of teacher and students, system of higher musical-pedagogical education, performance training, communication.
Константинова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул).
E-mail: [email protected]
Natalia Konstantinova - PhD in Pedagogics, Associate Professor of the Department of Musical Education at the Altaian State Institute of Culture (Barnaul).
E-mail: [email protected]