Б.П. Усольцев, М.А. Шансков, Г.Н. Пономарев, Г.Д. Горбунов
ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Исследовано применение психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте». Положительная динамика параметров менеджерского потенциала после курса психологической коррекции указывает на возможности его целенаправленного формирования в процессе подготовки в вузе. Влияние коррекции сказалось на гармонизации межличностных отношений и снижении показателей, характеризующих хроническое утомление.
Ключевые слова: менеджерский потенциал; психологическая коррекция; студенты вузов; межличностное общение; хроническое утомление.
Успешный рост и развитие любой организации требует целенаправленного формирования профессионального потенциала сотрудников. Это наиболее актуально по отношению к управленческим кадрам. Как отмечают И.Ю. Дергалева и ИВ. Резанович [6], под профессиональным потенциалом менеджера следует понимать целостную самоуправляемую и само-развивающуюся систему, включающую в себя ресурсные возможности менеджера. Последние основаны на общем уровне специального профессионального образования, включении его в управленческую деятельность и состоят из следующих компонентов: личностных качеств, профессионально-управленческих знаний и способностей в сфере управленческой деятельности [1].
Система менеджмент-образования должна формировать профессиональный класс менеджеров, обладающих профессионально-важными качествами. По мнению Н.И. Иоголевича [1], психологическую структуру профессионально-важных качеств менеджера образуют различные компоненты четырех блоков качеств. К первому блоку относятся качества, определяющие профессиональную направленность руководителя. В этот блок входят общий показатель осмысленности жизни, мотивация достижения, компетентность во времени (целостное видение своей жизни) и поддержка (степень независимости ценностей субъекта от воздействия извне). Второй блок наполняют мыслительные качества, к которым автор относит системность, динамичность, нестандартность, гибкость мышления и общий уровень интеллектуального развития. Третий блок включает организаторские качества: ориентация на конкретный результат деятельности, умение планировать и проектировать, руководство группой. Четвертый блок образован коммуникативными качествами: эффективность взаимодействия с людьми, гибкость в общении и способность к ведению переговоров [2].
Анализ исследований в области менеджмента позволил С. И. Голицыну (2009) выделить пять групп качеств, которыми должен обладать современный руководитель:
1) общечеловеческие качества: трудолюбие, принципиальность, обязательность, самокритичность, человечность, корректность, справедливость, целеустремленность, высокая культура, безупречная нравственность, предприимчивость, хладнокровие, любовь к своему делу, оптимистичность, требовательность к себе и другим, чувство юмора, внешняя привлекательность и многие другие;
2) психофизиологические качества: крепкое здоровье, устойчивость к стрессам, общий уровень развития, интеллектуальные свойства и индивидуально-типологические особенности личности;
3) деловые качества и организаторские способности: инициативность, самостоятельность в решении вопросов, самоорганизованность, дисциплинированность, исполнительность, умение определять цели, ставить задачи, организовать взаимодействие кадров, способность менять стиль поведения, мобилизовать коллектив и повести его за собой, умение контролировать деятельность подчиненных, способность оперативно принимать решения, объективно анализировать результаты, умение стимулировать подчиненных; творческий подход к исполнению порученного дела; умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет;
4) коммуникативные качества: умение устанавливать деловые отношения с выше- и нижестоящими и руководителями, с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, общаться, умение выступать публично;
5) профессиональные качества: знание науки об управлении (основ менеджмента, управления персоналом и др.); применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов; умение работать с документацией [3].
Таким образом, весьма широкий круг важных качеств, определяющих менеджерский потенциал, должен быть в основном сформирован к моменту окончания вуза и являться фундаментом для дальнейшего профессионального роста руководителя. Следует отметить, что обучение в вузе характеризуется значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением, гипокинезией и наличием стрессовых ситуаций, негативно влияющих на психофизиологическое состояние студентов. Экзаменационный стресс, которым завершается каждый семестр, оказывает выраженное влияние на организм студентов, вызывая повышение уровня субъективной тревоги и объективные изменения в нервной и сердечно-сосудистой системах [4].
По мнению Т.Ю. Артюховой [4], психологическими механизмами коррекции состояния тревожности являются мотивационный и рефлексивный механизмы, способствующие формированию адекватного восприятия человеком ситуации. При использовании рефлексивноперцептивного тренинга и специальных приемов оптимизации мотивационного потенциала личности снижается ситуативная тревожность студентов [5].
Психологическая коррекция формирующегося менеджерского потенциала студентов вуза может быть реализована с использованием психотренингов, сеансов психорегуляции, направленных на раскрытие ресурсных возможностей и творческого потенциала. Она позволяет не только усвоить знания и сформировать полезные для жизни и профессиональной деятельности навыки, но и обеспечить соответствующее развитие и совершенствование студентов.
Цель работы - исследование применения психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза.
В исследованиях использовались методики хронического утомления по А.Д. Леоновой, опросник для оценки менеджерского потенциала по М. Вудкоку и Д. Френсису, субъективная оценка межличностных отношений (СОМО) по С.В. Духновскому. Исследование выполнялось бланковым методом с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса Мультипсихометр. Подробное описание тестов представлено в Методическом руководстве к Мультипсихометру [5]. Показатели тестов приведены в шкале стэнов. Исследование проводилось дважды: до и после курса психологической коррекции.
Психологическая коррекция выполнялась на основе разработанного Г. Д. Горбуновым курса «Основы личностного и профессионального роста менеджера». Цель курса - раскрыть содержание главных качеств, способностей, навыков, действий успешных менеджеров и стимулировать процесс их самосовершенствования.
Задачи курса:
1. Раскрыть сущность профессионализма и личностные особенности успешного менеджера.
2. Представить новейшие технологии профессионального роста и обозначить особенности их использования в деятельности менеджера.
3. Представить достоинства и недостатки командно -административного управления, с тем чтобы оттенить преимущества современного коучинга как системы личностного и командного роста и успеха.
4. Осветить основные вопросы психологии общения в деятельности менеджера.
5. Раскрыть основные приемы скрытого управления в деятельности менеджера.
Основные темы занятий:
1. Успешность деятельности менеджера и профессионализм.
2. Коучинг - личностный и командный рост и успех.
3. Навыки и действия менеджера, коуча.
4. Техника проведения беседы.
5. Конфликты в деятельности менеджера.
6. Уверенность в себе как фактор успешности деятельности менеджера.
7. Скрытое управление в деятельности менеджера.
Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики с использованием пакета 8іа.1І8-Ііса 6. В исследовании приняли участие 24 студента Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург), обучающиеся по специальности «менеджмент в спорте».
Некоторые результаты и их обсуждение
По результатам, полученным на основе опросника «Ограничений управленческого потенциала» М. Вудкока и Д. Френсиса и представленным на рис. 1, выявлено достоверное (р < 0,01) улучшение показателя «навыки решения проблем» с 6,25 ± 0,30 до 6,88 ± 0,22 стэна. Показатель «организация работы группы» также достоверно улучшился с 5,50 ± 0,18 до 6,25 ± 0,14 стэна (р < 0,001). Показатели «четкость ценностей», «саморазвитие», «творческий подход», «влиятельность», «понимание управления» и «умение обучать» после проведения курса психологической коррекции достоверно не изменились. Их величины лежат в диапазоне от 6,00 до 6,88 стэна, что свидетельствует о высоких значениях и может интерпретироваться как отсутствие у данной группы студентов навыков и качеств, ограничивающих способности к управлению.
Рис. 1. Изменение показателей «навыки решения проблем» и «организация рабочей группы» под влиянием психологической коррекции у студентов
На рис. 2 приведены изменения показателей «самоуправление», «четкость целей» и «способность руководить», также полученные на основе опросника «Ограничений управленческого потенциала» М. Вудкока и Д. Френсиса. Показатель «самоуправление» возрос с 6,04 ± 0,31 до 6,54 ± 0,20 стэна (р < 0,05). «Четкость целей» изменилась наиболее значительно с 5,75 ± 0,37 до 7,38 ± 0,21 стэна (р < 0,001). Показатель «способность руководить» также увеличился с 6,75 ± 0,32 до 7,13 ± 0,17 стэна (р < 0,05).
Таким образом, факторы, сдерживающие потенциал и результаты работы организации в целом, рабочей группы или отдельного менеджера, у обследованных нами студентов, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте», не выявлены. Можно считать, что изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту, будет являться быстрейшим и наиболее практичным способом ускоре-
ния саморазвития будущих менеджеров. Концепция ограничений личностного потенциала дает менеджеру отчетливый и исчерпывающий способ проверки имеющихся у него способностей и поиска действительных путей развития личностных и деловых качеств.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время наиболее значимыми факторами для руководителя становятся не столько профессиональные знания, сколько некоторые личностные характеристики, связанные с результативными коммуникациями, взаимодействием с людьми, мотивацией на успех, созданием команд и умением работать в них, искусством ведения переговоров и достижения договоренностей. Позитивная динамика показателей, характеризующих менеджерский потенциал, под влиянием курса психологической коррекции указывает на наличие возможностей его целенаправленного формирования в процессе подготовки и в вузе.
Рис. 2. Изменение показателей «самоуправление», «четкость целей» и «способность руководить» под влиянием психологической коррекции у студентов
Результаты исследования теста «Хроническое утомление» показаны на рис. 3. Исходные показатели «хроническое утомление» и «физиологический дискомфорт» соответствуют среднепопуляционным значениям, составляя соответственно 4,88 ± 0,57 и 5,00 ± ± 0,47 стэна. После проведения курса психологической коррекции они снизились. «Хроническое утомление» составило 3,75 ± 0,50, а «физиологический дискомфорт» - 3,63 ± 0,56 стэна.
Изменения достоверны (р < 0,05). Другие показатели обнаружили положительную, но недостоверную динамику. Это относится к показателям «аффективные нарушения», «когнитивный дискомфорт» и «демотивация». Хроническое утомление даже на ранних стадиях своего развития существенно снижает работоспособность человека, а в выраженных степенях приводит к затруднению выполнения даже хорошо знакомой работы и в крайних степенях - к полному срыву деятельно -сти. Применение психологической коррекции позволило студентам свободнее преодолевать эмоциональные и интеллектуальные напряжения, возникающие в процессе обучения вузе.
Результаты теста СОМО приведены на рис. 4. Результаты исследований показали, что в исходном состоянии все индикаторы дисгармоничности отношений: «напряженность», «отчужденность», «конфликтность», «дисгармония» и «агрессивность» у данного контингента обследованных студентов находится на высоком уровне (в диапазоне от 6,75 до 7,50 стэна). Под влиянием курса психологической коррекции отмечается достоверное снижение (р < 0,05) по показателям «напряженность» - с 7,00 ± 0,32 до 5,88 ± 0,44 стэна, «агрессивность» - с 7,50 ± 0,38 до 6,50 ± 0,50 стэна и «дисгармония» - с 7,38 ± 0,49 до 6,63 ± 0,50 стэна.
Напряженность в межличностных отношениях может перерастать в конфронтацию, конфликты между субъектами отношений и приводить к разрыву, прекращению отношений. Агрессия в межличностных отношениях - физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой, открытой либо косвенной формах; в последнем случае она скрывается под маской неприязни, ехидства, сарказма или иронии, оказывающих давление на жертву.
Гармония межличностных отношений характеризуется стройностью (упорядоченностью развития, согласованностью, слаженностью действий); равенством субъектов отношений, их позиций; взаимозависимо -стью субъектов отношений (обоюдной потребностью в продолжении отношений); взаимностью (общно-
стью чувств по отношению друг к другу), единством (неразрывностью). Таким образом, гармоничные отношения - стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у всех партнеров [6].
Рис. 3. Изменение показателей «хроническое утомление», «физиологический дискомфорт» под влиянием психологической коррекции у студентов
Рис. 4. Изменение показателей «напряженность», «агрессивность» и «дисгармония» под влиянием психологической коррекции у студентов
Исходя из анализа литературы и полученных результатов, можно отметить, что в настоящее время наиболее значимыми факторами для руководителя становятся некоторые личностные характеристики, связанные с эффективными коммуникациями, взаимодействием с людьми, мотивацией на успех, созданием команд и умением работать в них, искусством ведения переговоров и достижения договоренностей. Отмеченная нами положительная динамика параметров менед-
жерского потенциала после применения курса психологической коррекции указывает на существование возможностей его целенаправленного формирования в процессе подготовки в вузе.
Основная черта хронического утомления - его длительное малозаметное накопление, которое выражается наиболее часто только в различных субъективных жалобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объективно регистрируемых проявлений. При выраженной
степени хронического утомления угнетение деятельности и ухудшение здоровья могут обнаружиться в форме массированного «обвала» [6].
Следовательно, своевременная диагностика развития хронического утомления чрезвычайно важна для организации профилактических и коррекционных мероприятий по поддержанию общей трудоспособности студента вуза. Применение психологической коррекции позволило студентам свободнее преодолевать эмоциональное и интеллектуальное напряжение, возникающее при обучении в вузе.
Позитивная динамика межличностных отношений после курса психологической коррекции делает возможным рекомендовать его применение в процессе
обучения в вузе у студентов, обучающихся по специальности «менеджмент организации».
Таким образом, исследование применения специально разработанного курса психологической коррекции основных профессионально -важных качеств у студентов специальности «менеджмент в спорте» убедительно продемонстрировало его положительное влияние на такие показатели, как «навыки решения проблем», «организация работы группы», «самоуправление», «четкость целей» и «способность руководить». Также позитивное влияние курса психологической коррекции сказалось на гармонизации межличностных отношений, что, в свою очередь, несомненно, повлияло на снижение показателей, характеризующих хроническое утомление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иоголевич Н.И. Личностные детерминанты профессиональной успешности менеджеров: полисистемный подход // Мир науки, культуры и
образования. 2007. № 1. С. 100-103.
2. Голицын С.И. Формирование нравственной позиции будущего менеджера организации // Известия УрГЭУ. 2009. № 2 (24). С. 220-224.
3. Щербатых Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал
ВНД им. Павлова. 2000. № 6. С. 959-965.
4. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новоси-
бирск, 2000. 22 с.
5. Сугоняев К.В., Чуплин А.Ю., Медведев Е.В. и др. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс Мультипсихометр : метод. руко-
водство / ЗАО «Научно-производственный центр ДИП». М., 2008. Ч. 1. 366 с.
6. Дергалева И.Ю., Резанович И.В. Мониторинг профессионального потенциала менеджера // Вестник Южно-Уральского государственного
университета. 2008. № 30. С. 50-57.
Статья представлена научной редакцией «Педагогика и психология» 14 октября 2011 г.