Научная статья на тему 'Применение психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза'

Применение психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ХРОНИЧЕСКОЕ УТОМЛЕНИЕ / MANAGEMENT POTENTIAL / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS / INTERPERSONAL DIALOGUE / CHRONIC EXHAUSTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усольцев Борис Петрович, Шансков Михаил Алексеевич, Пономарев Геннадий Николаевич, Горбунов Геннадий Дмитриевич

Исследовано применение психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте». Положительная динамика параметров менеджерского потенциала после курса психологической коррекции указывает на возможности его целенаправленного формирования в процессе подготовки в вузе. Влияние коррекции сказалось на гармонизации межличностных отношений и снижении показателей, характеризующих хроническое утомление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усольцев Борис Петрович, Шансков Михаил Алексеевич, Пономарев Геннадий Николаевич, Горбунов Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of psychological correction in the course of formation of management potential of higher school students

Successful growth and development of any organization demands purposeful formation of professional potential of employees. The professional potential of the manager can be understood as a complete selfdirected and self-developing system including resource possibilities of the manager. The management education system should form a professional class of managers possessing professionally important qualities. The psychological structure of the professionally important qualities of the manager is formed by the qualities defining the professional orientation of the leader, cogitative, organizing and communicative qualities. Thus, a rather wide range of important qualities defining management potential should be formed basically by the time of the higher school graduation. It should be the base for further professional growth of the manager. The psychological correction of the higher school students forming management potential can be made by using psychological training, sessions of psychological regulation directed at the activation of resource and creative possibilities. It allows not only acquiring knowledge and generating skills useful for life and professional work, but also providing the corresponding development and perfection of students. The purpose of the work was to research the application of psychological correction in the course of formation of higher school students management potential. The analysis of the literature and the results showed that at present some personal characteristics connected with effective communication, interaction with people, motivation for success, creation of teams and ability to work in them, art of negotiating and achievement of arrangements become the most significant factors for the manager. The positive dynamics of parameters of management potential we noted after a course of psychological correction points out possibilities of its purposeful formation in the course of higher school training. Application of psychological correction has allowed students to overcome the emotional and intellectual pressure from studying in a higher school more freely. The positive dynamics of interpersonal relations after a course of psychological correction allow recommending its application in the course of higher school training for students who major in organization management. The research of the application of a specifically developed course of psychological correction of the basic professionally important qualities for students specialising in sports management has convincingly shown its positive influence on such indicators as problem-solving skills, teamwork organization, self-management, clearness of purposes and ability to supervise. The positive influence of the psychological correction course has also affected harmonization of interpersonal relations, which, in turn, undoubtedly, has decreased the indicators characterizing chronic exhaustion.

Текст научной работы на тему «Применение психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза»

Б.П. Усольцев, М.А. Шансков, Г.Н. Пономарев, Г.Д. Горбунов

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Исследовано применение психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте». Положительная динамика параметров менеджерского потенциала после курса психологической коррекции указывает на возможности его целенаправленного формирования в процессе подготовки в вузе. Влияние коррекции сказалось на гармонизации межличностных отношений и снижении показателей, характеризующих хроническое утомление.

Ключевые слова: менеджерский потенциал; психологическая коррекция; студенты вузов; межличностное общение; хроническое утомление.

Успешный рост и развитие любой организации требует целенаправленного формирования профессионального потенциала сотрудников. Это наиболее актуально по отношению к управленческим кадрам. Как отмечают И.Ю. Дергалева и ИВ. Резанович [6], под профессиональным потенциалом менеджера следует понимать целостную самоуправляемую и само-развивающуюся систему, включающую в себя ресурсные возможности менеджера. Последние основаны на общем уровне специального профессионального образования, включении его в управленческую деятельность и состоят из следующих компонентов: личностных качеств, профессионально-управленческих знаний и способностей в сфере управленческой деятельности [1].

Система менеджмент-образования должна формировать профессиональный класс менеджеров, обладающих профессионально-важными качествами. По мнению Н.И. Иоголевича [1], психологическую структуру профессионально-важных качеств менеджера образуют различные компоненты четырех блоков качеств. К первому блоку относятся качества, определяющие профессиональную направленность руководителя. В этот блок входят общий показатель осмысленности жизни, мотивация достижения, компетентность во времени (целостное видение своей жизни) и поддержка (степень независимости ценностей субъекта от воздействия извне). Второй блок наполняют мыслительные качества, к которым автор относит системность, динамичность, нестандартность, гибкость мышления и общий уровень интеллектуального развития. Третий блок включает организаторские качества: ориентация на конкретный результат деятельности, умение планировать и проектировать, руководство группой. Четвертый блок образован коммуникативными качествами: эффективность взаимодействия с людьми, гибкость в общении и способность к ведению переговоров [2].

Анализ исследований в области менеджмента позволил С. И. Голицыну (2009) выделить пять групп качеств, которыми должен обладать современный руководитель:

1) общечеловеческие качества: трудолюбие, принципиальность, обязательность, самокритичность, человечность, корректность, справедливость, целеустремленность, высокая культура, безупречная нравственность, предприимчивость, хладнокровие, любовь к своему делу, оптимистичность, требовательность к себе и другим, чувство юмора, внешняя привлекательность и многие другие;

2) психофизиологические качества: крепкое здоровье, устойчивость к стрессам, общий уровень развития, интеллектуальные свойства и индивидуально-типологические особенности личности;

3) деловые качества и организаторские способности: инициативность, самостоятельность в решении вопросов, самоорганизованность, дисциплинированность, исполнительность, умение определять цели, ставить задачи, организовать взаимодействие кадров, способность менять стиль поведения, мобилизовать коллектив и повести его за собой, умение контролировать деятельность подчиненных, способность оперативно принимать решения, объективно анализировать результаты, умение стимулировать подчиненных; творческий подход к исполнению порученного дела; умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет;

4) коммуникативные качества: умение устанавливать деловые отношения с выше- и нижестоящими и руководителями, с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, общаться, умение выступать публично;

5) профессиональные качества: знание науки об управлении (основ менеджмента, управления персоналом и др.); применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов; умение работать с документацией [3].

Таким образом, весьма широкий круг важных качеств, определяющих менеджерский потенциал, должен быть в основном сформирован к моменту окончания вуза и являться фундаментом для дальнейшего профессионального роста руководителя. Следует отметить, что обучение в вузе характеризуется значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением, гипокинезией и наличием стрессовых ситуаций, негативно влияющих на психофизиологическое состояние студентов. Экзаменационный стресс, которым завершается каждый семестр, оказывает выраженное влияние на организм студентов, вызывая повышение уровня субъективной тревоги и объективные изменения в нервной и сердечно-сосудистой системах [4].

По мнению Т.Ю. Артюховой [4], психологическими механизмами коррекции состояния тревожности являются мотивационный и рефлексивный механизмы, способствующие формированию адекватного восприятия человеком ситуации. При использовании рефлексивноперцептивного тренинга и специальных приемов оптимизации мотивационного потенциала личности снижается ситуативная тревожность студентов [5].

Психологическая коррекция формирующегося менеджерского потенциала студентов вуза может быть реализована с использованием психотренингов, сеансов психорегуляции, направленных на раскрытие ресурсных возможностей и творческого потенциала. Она позволяет не только усвоить знания и сформировать полезные для жизни и профессиональной деятельности навыки, но и обеспечить соответствующее развитие и совершенствование студентов.

Цель работы - исследование применения психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза.

В исследованиях использовались методики хронического утомления по А.Д. Леоновой, опросник для оценки менеджерского потенциала по М. Вудкоку и Д. Френсису, субъективная оценка межличностных отношений (СОМО) по С.В. Духновскому. Исследование выполнялось бланковым методом с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса Мультипсихометр. Подробное описание тестов представлено в Методическом руководстве к Мультипсихометру [5]. Показатели тестов приведены в шкале стэнов. Исследование проводилось дважды: до и после курса психологической коррекции.

Психологическая коррекция выполнялась на основе разработанного Г. Д. Горбуновым курса «Основы личностного и профессионального роста менеджера». Цель курса - раскрыть содержание главных качеств, способностей, навыков, действий успешных менеджеров и стимулировать процесс их самосовершенствования.

Задачи курса:

1. Раскрыть сущность профессионализма и личностные особенности успешного менеджера.

2. Представить новейшие технологии профессионального роста и обозначить особенности их использования в деятельности менеджера.

3. Представить достоинства и недостатки командно -административного управления, с тем чтобы оттенить преимущества современного коучинга как системы личностного и командного роста и успеха.

4. Осветить основные вопросы психологии общения в деятельности менеджера.

5. Раскрыть основные приемы скрытого управления в деятельности менеджера.

Основные темы занятий:

1. Успешность деятельности менеджера и профессионализм.

2. Коучинг - личностный и командный рост и успех.

3. Навыки и действия менеджера, коуча.

4. Техника проведения беседы.

5. Конфликты в деятельности менеджера.

6. Уверенность в себе как фактор успешности деятельности менеджера.

7. Скрытое управление в деятельности менеджера.

Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики с использованием пакета 8іа.1І8-Ііса 6. В исследовании приняли участие 24 студента Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург), обучающиеся по специальности «менеджмент в спорте».

Некоторые результаты и их обсуждение

По результатам, полученным на основе опросника «Ограничений управленческого потенциала» М. Вудкока и Д. Френсиса и представленным на рис. 1, выявлено достоверное (р < 0,01) улучшение показателя «навыки решения проблем» с 6,25 ± 0,30 до 6,88 ± 0,22 стэна. Показатель «организация работы группы» также достоверно улучшился с 5,50 ± 0,18 до 6,25 ± 0,14 стэна (р < 0,001). Показатели «четкость ценностей», «саморазвитие», «творческий подход», «влиятельность», «понимание управления» и «умение обучать» после проведения курса психологической коррекции достоверно не изменились. Их величины лежат в диапазоне от 6,00 до 6,88 стэна, что свидетельствует о высоких значениях и может интерпретироваться как отсутствие у данной группы студентов навыков и качеств, ограничивающих способности к управлению.

Рис. 1. Изменение показателей «навыки решения проблем» и «организация рабочей группы» под влиянием психологической коррекции у студентов

На рис. 2 приведены изменения показателей «самоуправление», «четкость целей» и «способность руководить», также полученные на основе опросника «Ограничений управленческого потенциала» М. Вудкока и Д. Френсиса. Показатель «самоуправление» возрос с 6,04 ± 0,31 до 6,54 ± 0,20 стэна (р < 0,05). «Четкость целей» изменилась наиболее значительно с 5,75 ± 0,37 до 7,38 ± 0,21 стэна (р < 0,001). Показатель «способность руководить» также увеличился с 6,75 ± 0,32 до 7,13 ± 0,17 стэна (р < 0,05).

Таким образом, факторы, сдерживающие потенциал и результаты работы организации в целом, рабочей группы или отдельного менеджера, у обследованных нами студентов, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте», не выявлены. Можно считать, что изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту, будет являться быстрейшим и наиболее практичным способом ускоре-

ния саморазвития будущих менеджеров. Концепция ограничений личностного потенциала дает менеджеру отчетливый и исчерпывающий способ проверки имеющихся у него способностей и поиска действительных путей развития личностных и деловых качеств.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время наиболее значимыми факторами для руководителя становятся не столько профессиональные знания, сколько некоторые личностные характеристики, связанные с результативными коммуникациями, взаимодействием с людьми, мотивацией на успех, созданием команд и умением работать в них, искусством ведения переговоров и достижения договоренностей. Позитивная динамика показателей, характеризующих менеджерский потенциал, под влиянием курса психологической коррекции указывает на наличие возможностей его целенаправленного формирования в процессе подготовки и в вузе.

Рис. 2. Изменение показателей «самоуправление», «четкость целей» и «способность руководить» под влиянием психологической коррекции у студентов

Результаты исследования теста «Хроническое утомление» показаны на рис. 3. Исходные показатели «хроническое утомление» и «физиологический дискомфорт» соответствуют среднепопуляционным значениям, составляя соответственно 4,88 ± 0,57 и 5,00 ± ± 0,47 стэна. После проведения курса психологической коррекции они снизились. «Хроническое утомление» составило 3,75 ± 0,50, а «физиологический дискомфорт» - 3,63 ± 0,56 стэна.

Изменения достоверны (р < 0,05). Другие показатели обнаружили положительную, но недостоверную динамику. Это относится к показателям «аффективные нарушения», «когнитивный дискомфорт» и «демотивация». Хроническое утомление даже на ранних стадиях своего развития существенно снижает работоспособность человека, а в выраженных степенях приводит к затруднению выполнения даже хорошо знакомой работы и в крайних степенях - к полному срыву деятельно -сти. Применение психологической коррекции позволило студентам свободнее преодолевать эмоциональные и интеллектуальные напряжения, возникающие в процессе обучения вузе.

Результаты теста СОМО приведены на рис. 4. Результаты исследований показали, что в исходном состоянии все индикаторы дисгармоничности отношений: «напряженность», «отчужденность», «конфликтность», «дисгармония» и «агрессивность» у данного контингента обследованных студентов находится на высоком уровне (в диапазоне от 6,75 до 7,50 стэна). Под влиянием курса психологической коррекции отмечается достоверное снижение (р < 0,05) по показателям «напряженность» - с 7,00 ± 0,32 до 5,88 ± 0,44 стэна, «агрессивность» - с 7,50 ± 0,38 до 6,50 ± 0,50 стэна и «дисгармония» - с 7,38 ± 0,49 до 6,63 ± 0,50 стэна.

Напряженность в межличностных отношениях может перерастать в конфронтацию, конфликты между субъектами отношений и приводить к разрыву, прекращению отношений. Агрессия в межличностных отношениях - физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой, открытой либо косвенной формах; в последнем случае она скрывается под маской неприязни, ехидства, сарказма или иронии, оказывающих давление на жертву.

Гармония межличностных отношений характеризуется стройностью (упорядоченностью развития, согласованностью, слаженностью действий); равенством субъектов отношений, их позиций; взаимозависимо -стью субъектов отношений (обоюдной потребностью в продолжении отношений); взаимностью (общно-

стью чувств по отношению друг к другу), единством (неразрывностью). Таким образом, гармоничные отношения - стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у всех партнеров [6].

Рис. 3. Изменение показателей «хроническое утомление», «физиологический дискомфорт» под влиянием психологической коррекции у студентов

Рис. 4. Изменение показателей «напряженность», «агрессивность» и «дисгармония» под влиянием психологической коррекции у студентов

Исходя из анализа литературы и полученных результатов, можно отметить, что в настоящее время наиболее значимыми факторами для руководителя становятся некоторые личностные характеристики, связанные с эффективными коммуникациями, взаимодействием с людьми, мотивацией на успех, созданием команд и умением работать в них, искусством ведения переговоров и достижения договоренностей. Отмеченная нами положительная динамика параметров менед-

жерского потенциала после применения курса психологической коррекции указывает на существование возможностей его целенаправленного формирования в процессе подготовки в вузе.

Основная черта хронического утомления - его длительное малозаметное накопление, которое выражается наиболее часто только в различных субъективных жалобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объективно регистрируемых проявлений. При выраженной

степени хронического утомления угнетение деятельности и ухудшение здоровья могут обнаружиться в форме массированного «обвала» [6].

Следовательно, своевременная диагностика развития хронического утомления чрезвычайно важна для организации профилактических и коррекционных мероприятий по поддержанию общей трудоспособности студента вуза. Применение психологической коррекции позволило студентам свободнее преодолевать эмоциональное и интеллектуальное напряжение, возникающее при обучении в вузе.

Позитивная динамика межличностных отношений после курса психологической коррекции делает возможным рекомендовать его применение в процессе

обучения в вузе у студентов, обучающихся по специальности «менеджмент организации».

Таким образом, исследование применения специально разработанного курса психологической коррекции основных профессионально -важных качеств у студентов специальности «менеджмент в спорте» убедительно продемонстрировало его положительное влияние на такие показатели, как «навыки решения проблем», «организация работы группы», «самоуправление», «четкость целей» и «способность руководить». Также позитивное влияние курса психологической коррекции сказалось на гармонизации межличностных отношений, что, в свою очередь, несомненно, повлияло на снижение показателей, характеризующих хроническое утомление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иоголевич Н.И. Личностные детерминанты профессиональной успешности менеджеров: полисистемный подход // Мир науки, культуры и

образования. 2007. № 1. С. 100-103.

2. Голицын С.И. Формирование нравственной позиции будущего менеджера организации // Известия УрГЭУ. 2009. № 2 (24). С. 220-224.

3. Щербатых Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал

ВНД им. Павлова. 2000. № 6. С. 959-965.

4. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новоси-

бирск, 2000. 22 с.

5. Сугоняев К.В., Чуплин А.Ю., Медведев Е.В. и др. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс Мультипсихометр : метод. руко-

водство / ЗАО «Научно-производственный центр ДИП». М., 2008. Ч. 1. 366 с.

6. Дергалева И.Ю., Резанович И.В. Мониторинг профессионального потенциала менеджера // Вестник Южно-Уральского государственного

университета. 2008. № 30. С. 50-57.

Статья представлена научной редакцией «Педагогика и психология» 14 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.