4. Соловьева, Е. Б. Статистические аспекты выбора упражнений для занятий шейпингом в студенческих группах / Е. Б. Соловьева, А. Д. Скачков // Теория и практика физичес--кой культуры. — 2006. — № 2. — С. 15 — 17.
5. Астраханцев, Е. А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А Астраханцев. — М., 1991. — 22 с.
6. Приходько, Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук /
Н. К. Приходько. — Хабаровск, 2000. — 18 с.
7. Садовникова, В. В. Валеологический подход к организации занятий по физическому воспитанию студенток основного учебного отделения вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. В. Садовникова. — Минск, 2004. — 22 с.
8. Кохан, Т. А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. А. Кохан. — М., 2001. — 24 с.
9. Смирнова, О. Л. Технология применения видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук /
О. Л. Смирнова. — Хабаровск, 2006. — 24 с.
10. Тимофеева, О. В. Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Тимофеева. — Омск, 2010. — 24 с.
11. Дуруда, А. Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток
с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Дуруда. — Омск, 1997. — 24 с.
12. Мудриевская, Е. В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физической подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 13.01.09 : утв. 26.06.09 / Е. В. Мудриевская. — Сургут, 2008. — 171 с.
13. Попова, Е. В. Организация и содержание занятий степ-аэробикой со студентками в системе неспециального физкультурного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Попова. — Санкт-Петербург, 2003. — 22 с.
14. Дубогрызова, И. А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентками технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Дубогрызова. — Смоленск, 2005. — 22 с.
15. Пирназарова, Н. Л. Комплексное применение динамических и статических упражнений в физическом воспитании студенток (на примере ритмической гимнастики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Пирназарова. — Красноярск, 2006. - 24 с.
МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: е-шаіі: е1епа_ши^ау55@ maii.ru
Статья поступила в редакцию 03.11.2011 г.
© Е. В. Мудриевская
уДК 7968 Т. В. САБАНЦЕВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ —
БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов. Идентификация факторов позволила интерпретировать их степень влияния на физическую подготовку.
Ключевые слова: факторный анализ, студенты-хореографы, физическая подготовленность.
Введение. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Фактор — это причина, движущая сила кокого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты [1, с. 3]. Факторный анализ является эффективным методом определения информативных данных, полученных в результате исследований.
Результаты факторного анализа позволят от множества исходных переменных перейти к существенно меньшему их числу и уточнить особенности их влияния на развитие профессионально значимых физических качеств студентов-хореографов.
Сегодня в процессе физического воспитания студентов-хореографов сложилась проблемная ситуация, требующая дополнительных исследований. Суть ее заключается в необходимости поиска новых путей совершенствования структуры и содержания специальной физической подготовки студентов. Вышеизложенное и предопределяет актуальность и своевременность исследования.
Для совершенствования процесса физического воспитания студентов-хореографов необходимым является изучение комплекса факторов, влияющих на физическую подготовку данного контингента. Наиболее важным является выделение компонентов структуры физической подготовленности, то есть
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
Результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов
№ п/п Тестовые задания Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
1 Музыкально-ритмические способности - 0.31 - 0,13 - 0,22 - 0,05
2 Ритмическая память - 0,25 0,06 - 0,13 - 0,43
3 Музыкально-ритмическая координация - 0,15 - 0,33 - 0,37 0,17
4 Мост - 0,03 - 0,60 - 0,12 - 0,25
5 Наклон туловища вперед в положении стоя 0,30 0,71 0,28 - 0,01
6 Поднимание рук с гимнастической палкой вверх в положении лежа на животе 0,18 0,62 0,35 - 0,01
7 Стойка на одной ноге 0,01 0,35 - 0,36 - 0,29
8 Проба А. И. Яроцкого - 0,10 0,23 0,15 - 0,18
9 Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов - 0,04 - 0,28 0,25 0,67
10 Удержание в висе на согнутых руках - 0,10 0,42 - 0,50 0,24
11 Удержание определенных поз с помощью мышечных групп - 0,18 0,12 - 0,30 - 0,56
12 Челночный бег (3 по 10) 0,49 0,08 - 0,07 - 0,02
13 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 0,52 0,11 - 0,51 0,23
14 Прыжок в длину с места 0,76 - 0,09 - 0,09 - 0,05
15 Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 с 0,51 - 0,18 - 0,02 - 0,16
16 Приседание на опорной ноге, опора о стену - 0,28 - 0,19 0,53 - 0,28
17 Подтягивание на руках 0,52 - 0,28 - 0,06 - 0,15
18 Отжимание лежа, ноги выше туловища 0,60 - 0,31 0,27 - 0,25
Вклад в дисперсию, % 24,2 20,8 16 14,7
Кумулятивный вклад в дисперсию, % 13 12 9 8
структуры и содержания дисциплины «Физическая культура», где «хореографический тренаж» является основным средством физической подготовки сту-дентов-хореографов. Анализ факторов компонентов физической подготовленности позволит определить сильные и слабые стороны процесса физической подготовки. Анализ научно-методической литературы по проблемам физической подготовки студентов высших учебных заведений позволил определить, что недостаточно исследованными остаются вопросы факторной структуры физической подготовленности студентов-хореографов.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении ведущих факторов физической подготовленности студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить показатели общей и специальной физической подготовленности студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин, имеющие наиболее высокие показатели взаимосвязи.
2. Выявить основные факторы в физической подготовке студентов-хореографов, способствующие разработке рациональной структуры и содержания специальной физической подготовки студентов.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научнометодической и учебной литературы, педагогические наблюдения, тестовые задания, корреляционный и факторный анализы, методы математической обработки результатов исследования.
Организация и результаты исследования. В исследовании принимали участие студенты кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского в количестве 93 человек. Было проведено тестирование всех студентов по основным показателям общей физической и специальной физической подготовленности. Для факторного анализа были отобраны результаты 18 тестовых заданий, имеющие наиболее значимые результаты в ходе анализа корреляционной матрицы. Для обоснования структуры и содержания специальной физической подготовки студентов-хореографов был проведен факторный анализ. Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить скрытые факторы, влияющие на физическую подготовленность студентов-хореографов. Выявление факторов физической подготовленности студентов-хореогра-фов позволит на научной основе целенаправленно подобрать комплексы упражнений, способствующих развитию профессионально важных физических качеств.
Обработка методом факторного анализа проводилась с помощью стандартного пакета программ статистической обработки первичной социологической информации (ЗРЗБ) [2]. В табл. 1 представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов.
В результате факторного анализа выявлено четыре фактора, вклад которых в обобщенную дисперсию выборки составил почти 76 %. Выявлено, что показатели, которые характеризовали скоростносиловые физические качества, с коэффициентом
значимости и суммой дисперсии 25 % составил первый фактор. При этом самый высокий факторный вес наблюдается у показателя, характеризующего скоростно-силовые качества, он составляет 0,76. Вклад в обобщенную дисперсию второго фактора составил почти 21 %. В него вошли показатели гибкости, и самая высокая факторная нагрузка равна 0,71. Третий фактор составляют показатели, характеризующие такое физическое качество, как выносливость. Вклад в обобщенную дисперсию третьего фактора составил 16 % с факторным весом 0,51. Четвертый фактор с вкладом в обобщенную дисперсию около 15 % составили показатели, характеризующие координацию, и самая высокая факторная нагрузка равна 0,67.
Выводы. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что факторную структуру физической подготовленности студентов-хореографов составляют четыре фактора. Факторный вес показателей скоростно-силовых качеств составляет первый фактор (24 %), второй — показатели гибкости (21 %), третий — показатели выносливости (16 %), четвертый — показатели координации (15 %).
Результаты факторного анализа позволяют определить структуру и содержание специальной физической подготовки студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин. Подбор физических упражнений должен быть направлен в первую очередь на развитие физических способностей, требующих проявления скоростно-силовых качеств, а также гибкости, выносливости и координации, необходимых в хореографической подготовке.
Таким образом, содержание специальной физи-
ческой подготовки студентов-хореографов помимо «хореографического тренажа» должно содержать комплексы упражнений, направленных на совершенствование профессионально значимых физических качеств. Тем самым можно предположить, что комплексное использование средств хореографии и физического воспитания в виде целенаправленных физических упражнений позволит обосновать совершенствование структуры и содержания специальной физической подготовки студентов-хореографов.
В дальнейшем планируется разработать и экспериментально обосновать технологию соединения средств хореографии и физического воспитания в учебном процессе студентов-хореографов.
Библиографический список
1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
2. Начинская, С. В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Начинская. — М. : Академия, 2005. — 240 с.
САБАНЦЕВА Татьяна Виталиевна, преподаватель кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, соискатель по кафедре теории и методики гимнастики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2011 г.
© Т. В. Сабанцева
УДК 378.662 : 796.325 М. Ю. СЛАВНОВА
Омский государственный технический университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ______________________________________
В статье представлен принцип организации учебного процесса с использованием блочномодульной системы подготовки студентов специализации «волейбол» в высших учебных заведениях. Показана эффективность использования модульного обучения в освоении техники простых и сложнокоординационных приемов игры, развития тактического мышления и группового взаимодействия.
Ключевые слова: техническая подготовленность, учебно-тренировочная работа, двигательные и функциональные способности, модульное обучение.
Развитие физической культуры и спорта — приоритетное направление социальной политики государства. Важное место занимают исследования, направленные на поиск новых, более эффективных, форм организации физкультурно-оздоровительной работы со студентами технических вузов.
Волейбол является одной из самых распространенных и любимых игр многих стран мира. Эта игра способствует всестороннему физическому развитию человека. Овладение техникой и тактикой игры, при-
обретение специальных знаний осуществляется в процессе технико-тактической подготовки, ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно-тренировочного процесса [1].
При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технической подготовленности игроков, для чего необходимо в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми способами их выполнения. Такая необходи-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ