Научная статья на тему 'Факторная структура физической подготовленности студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин'

Факторная структура физической подготовленности студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СТУДЕНТЫ-ХОРЕОГРАФЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / THE FACTORIAL ANALYSIS / STUDENTS-CHOREOGRAPHERS / PHYSICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна

В статье представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов. Идентификация факторов позволила интерпретировать их степень влияния на физическую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factorial structure of physical condition of students — the future teachers of choreographic disciplines

In the article results of the factorial analysis of physical condition of students choreographers are presented. Identification of factors has allowed to interpret their degree of influence on physical training.

Текст научной работы на тему «Факторная структура физической подготовленности студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин»

4. Соловьева, Е. Б. Статистические аспекты выбора упражнений для занятий шейпингом в студенческих группах / Е. Б. Соловьева, А. Д. Скачков // Теория и практика физичес--кой культуры. — 2006. — № 2. — С. 15 — 17.

5. Астраханцев, Е. А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А Астраханцев. — М., 1991. — 22 с.

6. Приходько, Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук /

Н. К. Приходько. — Хабаровск, 2000. — 18 с.

7. Садовникова, В. В. Валеологический подход к организации занятий по физическому воспитанию студенток основного учебного отделения вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. В. Садовникова. — Минск, 2004. — 22 с.

8. Кохан, Т. А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. А. Кохан. — М., 2001. — 24 с.

9. Смирнова, О. Л. Технология применения видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук /

О. Л. Смирнова. — Хабаровск, 2006. — 24 с.

10. Тимофеева, О. В. Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкультурно-показательных выступлений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Тимофеева. — Омск, 2010. — 24 с.

11. Дуруда, А. Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток

с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Дуруда. — Омск, 1997. — 24 с.

12. Мудриевская, Е. В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физической подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 13.01.09 : утв. 26.06.09 / Е. В. Мудриевская. — Сургут, 2008. — 171 с.

13. Попова, Е. В. Организация и содержание занятий степ-аэробикой со студентками в системе неспециального физкультурного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Попова. — Санкт-Петербург, 2003. — 22 с.

14. Дубогрызова, И. А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентками технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Дубогрызова. — Смоленск, 2005. — 22 с.

15. Пирназарова, Н. Л. Комплексное применение динамических и статических упражнений в физическом воспитании студенток (на примере ритмической гимнастики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Пирназарова. — Красноярск, 2006. - 24 с.

МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: е-шаіі: е1епа_ши^ау55@ maii.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2011 г.

© Е. В. Мудриевская

уДК 7968 Т. В. САБАНЦЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ —

БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов. Идентификация факторов позволила интерпретировать их степень влияния на физическую подготовку.

Ключевые слова: факторный анализ, студенты-хореографы, физическая подготовленность.

Введение. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Фактор — это причина, движущая сила кокого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты [1, с. 3]. Факторный анализ является эффективным методом определения информативных данных, полученных в результате исследований.

Результаты факторного анализа позволят от множества исходных переменных перейти к существенно меньшему их числу и уточнить особенности их влияния на развитие профессионально значимых физических качеств студентов-хореографов.

Сегодня в процессе физического воспитания студентов-хореографов сложилась проблемная ситуация, требующая дополнительных исследований. Суть ее заключается в необходимости поиска новых путей совершенствования структуры и содержания специальной физической подготовки студентов. Вышеизложенное и предопределяет актуальность и своевременность исследования.

Для совершенствования процесса физического воспитания студентов-хореографов необходимым является изучение комплекса факторов, влияющих на физическую подготовку данного контингента. Наиболее важным является выделение компонентов структуры физической подготовленности, то есть

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов

№ п/п Тестовые задания Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

1 Музыкально-ритмические способности - 0.31 - 0,13 - 0,22 - 0,05

2 Ритмическая память - 0,25 0,06 - 0,13 - 0,43

3 Музыкально-ритмическая координация - 0,15 - 0,33 - 0,37 0,17

4 Мост - 0,03 - 0,60 - 0,12 - 0,25

5 Наклон туловища вперед в положении стоя 0,30 0,71 0,28 - 0,01

6 Поднимание рук с гимнастической палкой вверх в положении лежа на животе 0,18 0,62 0,35 - 0,01

7 Стойка на одной ноге 0,01 0,35 - 0,36 - 0,29

8 Проба А. И. Яроцкого - 0,10 0,23 0,15 - 0,18

9 Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов - 0,04 - 0,28 0,25 0,67

10 Удержание в висе на согнутых руках - 0,10 0,42 - 0,50 0,24

11 Удержание определенных поз с помощью мышечных групп - 0,18 0,12 - 0,30 - 0,56

12 Челночный бег (3 по 10) 0,49 0,08 - 0,07 - 0,02

13 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 0,52 0,11 - 0,51 0,23

14 Прыжок в длину с места 0,76 - 0,09 - 0,09 - 0,05

15 Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 с 0,51 - 0,18 - 0,02 - 0,16

16 Приседание на опорной ноге, опора о стену - 0,28 - 0,19 0,53 - 0,28

17 Подтягивание на руках 0,52 - 0,28 - 0,06 - 0,15

18 Отжимание лежа, ноги выше туловища 0,60 - 0,31 0,27 - 0,25

Вклад в дисперсию, % 24,2 20,8 16 14,7

Кумулятивный вклад в дисперсию, % 13 12 9 8

структуры и содержания дисциплины «Физическая культура», где «хореографический тренаж» является основным средством физической подготовки сту-дентов-хореографов. Анализ факторов компонентов физической подготовленности позволит определить сильные и слабые стороны процесса физической подготовки. Анализ научно-методической литературы по проблемам физической подготовки студентов высших учебных заведений позволил определить, что недостаточно исследованными остаются вопросы факторной структуры физической подготовленности студентов-хореографов.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении ведущих факторов физической подготовленности студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Определить показатели общей и специальной физической подготовленности студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин, имеющие наиболее высокие показатели взаимосвязи.

2. Выявить основные факторы в физической подготовке студентов-хореографов, способствующие разработке рациональной структуры и содержания специальной физической подготовки студентов.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научнометодической и учебной литературы, педагогические наблюдения, тестовые задания, корреляционный и факторный анализы, методы математической обработки результатов исследования.

Организация и результаты исследования. В исследовании принимали участие студенты кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского в количестве 93 человек. Было проведено тестирование всех студентов по основным показателям общей физической и специальной физической подготовленности. Для факторного анализа были отобраны результаты 18 тестовых заданий, имеющие наиболее значимые результаты в ходе анализа корреляционной матрицы. Для обоснования структуры и содержания специальной физической подготовки студентов-хореографов был проведен факторный анализ. Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить скрытые факторы, влияющие на физическую подготовленность студентов-хореографов. Выявление факторов физической подготовленности студентов-хореогра-фов позволит на научной основе целенаправленно подобрать комплексы упражнений, способствующих развитию профессионально важных физических качеств.

Обработка методом факторного анализа проводилась с помощью стандартного пакета программ статистической обработки первичной социологической информации (ЗРЗБ) [2]. В табл. 1 представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов-хореографов.

В результате факторного анализа выявлено четыре фактора, вклад которых в обобщенную дисперсию выборки составил почти 76 %. Выявлено, что показатели, которые характеризовали скоростносиловые физические качества, с коэффициентом

значимости и суммой дисперсии 25 % составил первый фактор. При этом самый высокий факторный вес наблюдается у показателя, характеризующего скоростно-силовые качества, он составляет 0,76. Вклад в обобщенную дисперсию второго фактора составил почти 21 %. В него вошли показатели гибкости, и самая высокая факторная нагрузка равна 0,71. Третий фактор составляют показатели, характеризующие такое физическое качество, как выносливость. Вклад в обобщенную дисперсию третьего фактора составил 16 % с факторным весом 0,51. Четвертый фактор с вкладом в обобщенную дисперсию около 15 % составили показатели, характеризующие координацию, и самая высокая факторная нагрузка равна 0,67.

Выводы. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что факторную структуру физической подготовленности студентов-хореографов составляют четыре фактора. Факторный вес показателей скоростно-силовых качеств составляет первый фактор (24 %), второй — показатели гибкости (21 %), третий — показатели выносливости (16 %), четвертый — показатели координации (15 %).

Результаты факторного анализа позволяют определить структуру и содержание специальной физической подготовки студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин. Подбор физических упражнений должен быть направлен в первую очередь на развитие физических способностей, требующих проявления скоростно-силовых качеств, а также гибкости, выносливости и координации, необходимых в хореографической подготовке.

Таким образом, содержание специальной физи-

ческой подготовки студентов-хореографов помимо «хореографического тренажа» должно содержать комплексы упражнений, направленных на совершенствование профессионально значимых физических качеств. Тем самым можно предположить, что комплексное использование средств хореографии и физического воспитания в виде целенаправленных физических упражнений позволит обосновать совершенствование структуры и содержания специальной физической подготовки студентов-хореографов.

В дальнейшем планируется разработать и экспериментально обосновать технологию соединения средств хореографии и физического воспитания в учебном процессе студентов-хореографов.

Библиографический список

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.

2. Начинская, С. В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Начинская. — М. : Академия, 2005. — 240 с.

САБАНЦЕВА Татьяна Виталиевна, преподаватель кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, соискатель по кафедре теории и методики гимнастики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.08.2011 г.

© Т. В. Сабанцева

УДК 378.662 : 796.325 М. Ю. СЛАВНОВА

Омский государственный технический университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ______________________________________

В статье представлен принцип организации учебного процесса с использованием блочномодульной системы подготовки студентов специализации «волейбол» в высших учебных заведениях. Показана эффективность использования модульного обучения в освоении техники простых и сложнокоординационных приемов игры, развития тактического мышления и группового взаимодействия.

Ключевые слова: техническая подготовленность, учебно-тренировочная работа, двигательные и функциональные способности, модульное обучение.

Развитие физической культуры и спорта — приоритетное направление социальной политики государства. Важное место занимают исследования, направленные на поиск новых, более эффективных, форм организации физкультурно-оздоровительной работы со студентами технических вузов.

Волейбол является одной из самых распространенных и любимых игр многих стран мира. Эта игра способствует всестороннему физическому развитию человека. Овладение техникой и тактикой игры, при-

обретение специальных знаний осуществляется в процессе технико-тактической подготовки, ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно-тренировочного процесса [1].

При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технической подготовленности игроков, для чего необходимо в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми способами их выполнения. Такая необходи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.