Научная статья на тему 'Проблемы и новые подходы к гуманитарно-естественным исследованиям ученых Тамбовского госуниверситета'

Проблемы и новые подходы к гуманитарно-естественным исследованиям ученых Тамбовского госуниверситета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович

The article covers the main problems of research in humanitarian and natural sciences at Tambov State University. Through the analysis of the present state of research work at TSU, new approaches to the priorities in the course of formation and development of the youngest classical university in Russia are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и новые подходы к гуманитарно-естественным исследованиям ученых Тамбовского госуниверситета»

В.М.ЮРЬЕВ

Проблемы и новые подходы к гуманитарно-естественным исследованиям ученых Тамбовского госуниверситета

"К наследству нетленному, чистому, неувядаемому..."

Библия. Первое соборное послание святого апостола Петра. (1:4)

The article covers the main problems of research in humanitarian and natural sciences at Tambov State University. Through the analysis of the present state of research work at TSU, new approaches to the priorities in the course of formation and development of the youngest classical university in Russia are determined.

Общество, переживающее духовный кризис, более трагично, чем общество, испытывающее материальные лишения.

Но когда в стране перманентно развивается и углубляется социально-экономический кризис, идет технологический распад материального производства, то вопросом вопросов становится сама возможность выживания общества. Россия сегодня находится именно в таком состоянии.

В преддверии президентских выборов все ожидают чуда. С экранов телевизоров, со страниц газет и журналов маститые ученые пытаются доказать, что стоит чугь-чуть подождать, и Россия выйдет на путь экономического развития и духовного обновления. Но идут годы, месяцы, а обстановка не только не улучшается, а, напротив, ухудшается. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в 1995 году составил 1659 триллионов рублей, сократившись в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом на 4%. При этом следует отметить, что, как сообщает Гос-

комстат России, нарастание стоимости ВВП сохранилось в 1995 году за счет повышения цен при одновременном сокращении физического объема продукции в основных отраслях экономики. Одновременно шло резкое ухудшение в социальной сфере. Рос прожиточный минимум населения. Сокращались расходы на здравоохранение и образование. Так, расходы на образование по консолидированному бюджету страны не превышают 60-65% от потребностей. Задолжность Минфина РФ учреждениям образования по федеральному бюджету 1995 года составляет 616 млрд.рублей. При этом еще сохранилась задолжность за 1994 год в размере 700,3 млрд.руб. Долг Минфина за январь 1996 года составляет более 290 млрд .рублей, в том числе по зарплате - 58,4 млрд.рублей, расходам на организацию питания студентов и учащихся - 87,4 млрд.рублей. Растет число безработных. По состоянию на 1 января 1996 года органы Федеральной службы занятости России зарегистрировали в стране 2,3 млн. безработных граждан.

Численность безработных увеличилась за 1995 год на 691,2 тыс. человек, что в 1,4 раза больше уровня 1994 года. Число зарегистрированных безработных, согласно данным службы, составляет 3,1% от числа экономически активного населения страны.

Все эти негативные тенденции в социально-экономической жизни страны испытывает на себе и коллектив преподавателей, сотрудников и студентов Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина. Долг Минобразования РФ университету составляет более 3,5 млрд. рублей.

Особенно остро стоит вопрос с государственным финансированием научных исследований по гуманитарным, экономическим и естественным наукам, и особенно по фундаментальным проблемам.

В 1995 году на эти цели было выделено из бюджета лишь 40 млн. рублей. На 1996 год предусмотрено выделение чуть более 42 млн. рублей. Ясно, что эти средства не могут покрыть и 5% проводимых в ТГУ исследований. Не могут быть они покрыты и финансированием из средств фонда Сороса, хотя ряд стипендий и грантов ученые университета уже получают из этого источника. Но есть в этом финансировании определенный привкус ущемления национальной науки. Явно ослабевает хозрасчетное финансирование прикладных исследований, так как экономический кризис сокращает возможности использования фондов НИОКР крупных и средних предприятий, а новый, негосударственный сектор экономики, из-за высокого бремени налогов не может позволить себе достаточные затраты на перспективные научные программы.

Но означает ли все это, что наука в вузе должна замереть? Нет, и еще раз не^! Напротив, именно в этих архисложных условиях наука должна найти выход из создавшейся обстановки. Иначе она не просто впадет в состояние летаргического сна, а подвергнется технологическому распаду и разрушению.

Поиск выхода из кризисной обстановки возможен лишь при четком определении важнейших проблем естественно-гуманитарных исследований ученых ТГУ. Суть этих проблем лежит не в методике и методологии исследований, не в их технологическом алгоритме, а в стратегии движения и развития. Прежде всего, эго определение направления движения, то есть выбор заказчика. Да, именно заказчика. Наука не может быть бесхозной и самодеятельной. Она должна быть ориентирована на инте-

ресы общества, региона, предприятия. Это касается как прикладных исследований, так и фундаментальной науки. Хотя для последней это имеет больший характер относительности.

Следовательно, определение заказчиков является сегодня стратегической проблемой организации научных исследований. В числе этих заказчиков особое место должно быть отведено участию в программах Госкомитета по высшему образованию, Министерства по науке и технической политике, Академии наук России, других российских академий (медицинской, сельскохозяйственной, гуманитарных наук и др.). Важное место среди заказчиков должны занять крупнейшие научно-исследовательские центры и институты России и других стран СНГ. Больше внимания должно быть отведено иностранным заказчикам из дальнего зарубежья. Одним из главных заказчиков научных исследований должен стать регион как в лице администрации области и районов, так и предприятий Тамбовщины. Финансовая база заказчиков и их материальные возможности придадут научным исследованиям логически завершенный характер и форму.

Определенная работа в этом плане уже проводится рядом кафедр ТГУ. Устойчивые связи с важнейшими научными центрами России имеют кафедры: теоретической физики (зав. каф. проф. Головин Ю.И.; анатомии и физиологии человека (зав. каф. проф. Маляренко Ю.Е.); литературы (зав. каф. проф. Полякова JI.B.); математического анализа (зав. каф. проф. Молчанов В.Ф.); русского языка (зав. каф. проф. Руделев В.Г.); английского языка (зав. каф. проф. Мильруд Р.П.); немецкого языка (зав. каф. проф. Милосердова Е.В.); Органической химии (зав. каф. проф. Ви-гдорович В.И.); физической географии (зав. каф. проф. Дудник Н.И.); российской истории (зав. каф. проф. Протасов Л.Г.); хорового дирижирования (зав. каф. проф. Козляков В.В.); информатики (зав. каф. проф. Тютюнник В.М.); методики начального обучения (зав. каф. проф. Агаркова Н.Г.); социальной педагогики (зав. каф. профг Куличенко P.M.) и др. Но эта работа носит во многом спонтанный характер и, в основном, строится на личных связях ученых. Сегодня этого уже мало. Научной части, научно-исследовательскому сектору необходимо программное планирование данной работы. Его главным слагаемым должно стать согласование научных интересов ученых ТГУ и профиля научных исследований заказчика. Обратное вряд ли будет эффективно.

Другой важнейшей проблемой организации гуманитарно-естественных исследований в ТГУ является формирование научных школ и направлений. То есть заказчик должен иметь предложение или делать предложение не ученому-одиночке, пусть талантливому, но оторванному от кафедры или лаборатории, а творческому коллективу, сплоченному вокруг научной идеи, сформировавшему научное направление. Это позволит вывести в сферу большой науки не только несколько десятков уже сложившихся ученых, а охватить фактически большую часть научно-педагогических кадров вуза. Во многом это обеспечит нормальное функционирование аспирантуры и актуальность диссертационных исследований.

В ТГУ уже сложился ряд научных школ и научных направлений. Признанными в России стали научные школы, руководимые профессорами, докторами наук Молчановым В.Ф., Вигдоровичем В.И., Головиным Ю.И., Маляренко Ю.Е., Протасовым Л.Г., профессором Окатовым Н.А. и др. Но как обязательным условием такой подход в научной деятельности кафедр еще не стал. Например, есть еще немало кафедр в университете, где не сложилось общего (единого) научного направления. Ученые этих кафедр заняты своими научными проблехмами, часто не имеющими даже точек соприкосновения. Это приводит не только к распылению научных сил, но и к потере реальных заказчиков. Первым подходом к реализации этой задачи должно стать возвращение к выработке и выделению общекафедральных тем научных исследований, то есть сужение исследовательского пространства и определение важнейших, приоритетных задач кафедр. Сегодня такая возможность есть. И она должна быть реализована.

Формирование научных школ и направлений выдвигает на первый план и проблему кадрового потенциала университета. К началу 1996 года в ТГУ трудилось 44 доктора наук и профессора, еше 21 человек занимает должность профессора. Достаточно ли этого для широкомасштабной и многогранной программы развития естественно-гуманитарных исследований в вузе? Конечно, нет. И особенно остро это ощущается при прогнозировании развития ТГУ как научного регионального центра.

Создание и перепрофилирование кафедр сегодня для университета является одной из важнейших задач, решение которой позволяет перейти от уровня пединститута и института культуры к стандартам классического университета. Но реализо-

вать эту задачу сегодня крайне трудно. И главная трудность - это недостаточное число докторов наук и профессоров, способных создать собственные научные направления и школы.

Следовательно, университету в кадровой политике в сфере научных исследований главный упор необходимо сделать на подготовку докторских диссертаций. Для этого нужны условия, и каждая кафедра должна их создать. Безусловно, докторская диссертация не может являться самоцелью ученого, но, одновременно, именно докторская степень является важнейшей отправной точкой формирования научной школы или направления. Следует также отметить, что защита докторской диссертации является публичной формой заявки о новом научном направлении или развитии научной школы. Это не означает, что должно быть ослаблено внимание к работе над кандидатскими диссертациями и научной работе студентов. Напротив, именно студенческая наука и защита кандидатских диссертаций должны формировать питательный раствор научных школ и направлений.

Решение названных проблем в организации научных исследований в ТГУ усиливает важность конечного результата исследовательской деятельности. Практическая значимость научной работы как в фундаментальной, так и в прикладной сферах должна иметь определенное воплощение. Оно может быть в форме отчета, монографии, учебника, научного открытия, запатентованного соответствующим образом и т.п. Без этих результатов научно-

исследовательская деятельность превращается в самоедство, или, как писал Ф.Ницше: "...прискорбна судьба курицы, несущей и поедающей собственные яйца". Для реализации данной задачи необходимо укрепление редакционно-издательской базы ТГУ. Выход данного первого выпуска журнала "Вестник Тамбовского университета" является важной заявкой решения вышеназванной проблемы. Но это лишь первый шаг. Научной части надо разработать и внедрить программу создания учебников и монографий ведущих ученых вуза и тех, кто выходит на защиту докторских диссертаций.

Среди ученых ТГУ есть целый ряд авторов учебников и монографий. Это проф. Агаркова Н.Г., проф. Ю.Е. и Т.Н.Маляренко, проф. Полякова Л.В., доц. Канищев В.Н., доц. Айрапетов А.Г., проф. Булычев И.И., проф. Руделев В.Г., проф. Вигдоро-вич В.И. и проф. Цыганкова Л.Е., проф. Тютюнник В.М. и др. Их опыт нуждается в

обобщении и изучении. Но данная работа не должна быть пущена на самотек, ее надо корректировать и стимулировать. А для этого вновь необходим поиск потенциальных потребителей конечной научной продукции.

Однако решить все вышеназванные проблемы без нового виденья подходов к гуманитарно-естественным исследованиям в ТГУ просто невозможно.

Прежде всего необходимо нам всем осознать, что с 29 декабря 1994 года мы уже не ТГПИ и ТГИК, а Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина - учебное заведение высшего профессионального образования совершенно другого уровня. Стандарты университетского образования значительно отличаются от стандартов педагогического образования или образования в сфере культуры. Но университетский уровень формируется не сменой вывески, а долгим и кропотливым трудом всего коллектива вуза. И особенно много трудностей рождает переход к университетскому уровню научных исследований.

Классический университет - это центр гуманитарного образования, и гуманитаризация охватывает все сферы жизнедеятельности данного вуза, в том числе и научную деятельность. Это в полной мере относится к естественнонаучным и экономическим исследованиям. Но это, как ни странно может показаться на первый взгляд, относится и к гуманитарным исследованиям. Проблемность гуманитарного образования теснейшим образом связана с аспектом гуманитаризации научных исследований по всему спектру подготовки специалистов в ТГУ. Главнейшим слагаемым этого является формирование обновленной методологии исследования. То есть вопросом номер один должна стать стратегия развития научной школы или направления. Именно методология, а не технология научного поиска должна стать основой нового подхода к исследованиям в ТГУ в целом.

Реальность такова, что наша материально-техническая база слаба, и экспериментальная научная деятельность очень затруднена. Формирование материально-технической базы, особенно в условиях мизерного бюджетного финансирования, дело не одного года. В этих условиях упор должен быть сделан на теоретическую направленность научных исследований. Однако разработка новых теоретических подходов к предмету научных исследований требует философского осмысления. А в современных условиях значимость такого

осмысления возрастает многократно. И в его основе должен лежать гуманистический взгляд на результаты научных исследований, а, следовательно, усилится гума-нитаристическое слагаемое в теоретической парадигме научного продукта.

Думается, что эта тема должна стать предметом специального разговора. Местом его проведения могла бы стать университетская научно-практическая конференция и создание соответствующего научного сборника.

Говоря о новых подходах к научным исследованиям, особо следует остановиться на вопросе их взаимосвязи с региональными долгосрочными интересами. Ведь регион (область, город, район) развивается по своим законам и с определенной последовательностью. И в этом развитии есть цели сегодняшнего дня, решать которые призваны прикладные научные исследования, но есть и цели перспективные, реализовать которые без теоретической проработки просто невозможно. С учетом этого необходим опережающий ход научных исследований, в том числе и прикладных, а также четко определенный выход научной продукции.

Следовательно, необходим программный подход к перспективным интересам региона, которые могут быть отражены в стратегии промышленного развития, совершенствовании структуры и технологии АПК, решении социальных вопросов. Например, нынешняя обстановка на Тамбовщине в сфере социальных вопросов сложна и на ее состояние активно влияют такие процессы, как миграция, старение населения, рост жителей городов и т.д. Это должно быть отражено в научных исследованиях уже сегодня. А выход научной продукции должен быть воплощен как в подготовке новых кадров, что требует задействования всего учебно-методического комплекса обеспечения, так и в выработке реальных практических рекомендаций для всей системы служб социальной защиты населения.

Научное прогнозирование в современных условиях является незаменимым элементом организации исследовательской работы в вузе. Роль такого центра прогнозов должна быть возложена на научную часть университета и на службу проректора по маркетингу. Их взаимодействие обеспечит перспективные научные разработки и программы потенциальными заказчиками, даст возможность авансирования средств на исследовательские мероприятия.

Но, пожалуй, самым сложным в новых подходах и исследованиях в вузе является

их преемственность. Особенно остро этот вопрос стоит перед экономическими и гуманитарными науками. В их развитии образовалось несколько этапов, которые по своей сущностной начинке диаметрально разнятся между собой. То, что было верно и правильно до 1985 года, в период "перестройки", стало ложным и тупиковым. По существу была полностью пересмотрена конструкция и содержание экономической теории, философии, истории, социологии, культурологии. Был объявлен искажающим действительность социалистический реализм в литературе и искусстве. Широкомасштабные дискуссии развернулись по поводу содержания психологии, педагогики, экономической географии и других дисциплин. Все это нашло свое отражение и в научных исследованиях. Сегодня наблюдается реанимация того, что было разрушено и уничтожено в перестроечный период. Но все помнят постулатную истину, что в одну реку дважды войти нельзя. Обвальная критика основоположников марксизма-ленинизма, полное отрицание конструктивности решений партийных съездов и социалистического строительства в целом обернулось на практике очернительством всего исторического периода 1917-1985 годов в жизни России. Из ванной вместе с грязной водой выплеснули и ребенка. Произошло ущемление национально-патриотической идеи, и, как следствие, была разорвана логика событий, а в народе порождено безверие и отсутствие гордости за свою Родину.

Сегодня начался обратный процесс. Патриотическая идеология завоевывает все больше и больше сторонников. Вновь активно возрождаются коммунистические

идеалы. Но настораживает то, что, зачастую, это протекает по той же схеме, что и их разрушение. Вслед за ребенком в ванну пытаются налить вновь грязную воду.

Осмысление этого не может быть уделом митингов. Наука в этом процессе играет главную конструктивную роль. Она должна быть объективна, хотя классовость и партийность экономических и гуманитарных исследований вряд ли кто оспорит. Но без объективности наука превратится в служанку политических сил и не сможет оказать реальной помощи России в ходе ее национального, духовного и экономического возрождения. Образно говоря, наука должна стать немного узницей "башни из слоновой кости". Ведь еще К.Маркс в "Капитале" писал, что без абстрактного виденья проблемы нельзя познать ее сути. Именно познание сути, а не популизм выводов должен определить стержневое содержание научных исследований. Опыт прошлого, динамика настоящего, познанные в своей сущности и объективно отраженные в научном исследовании, создают прочный фундамент для ясного понимания будущего и формируют рекомендации для его достижения.

Позитивная научная деятельность для реального становления нового университета неоспорима. Но исследовательская работа может динамично развиваться лишь в единстве с другими звеньями жизнедеятельности университета - учебной, производственной, социальной. Гармонично комбинируясь и интегрируясь, они формируют единый учебно-научно-

производственный комплекс - Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.