Научная статья на тему 'Евросоюз: новое в инновационном строительстве'

Евросоюз: новое в инновационном строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИННОВАЦИОННЫЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Циренщиков Вадим Сергеевич

Работа посвящена рассмотрению комплекса новых направлений и мер поддержки инновационного строительства Евросоюза как стержневого направления перевода европейской экономики на инновационную модель развития. Раскрываются основные концептуальные основы, ориентиры, институционально-организационные формы и механизмы стимулирования формирования Инновационного союза. Оценивается его текущее состояние и перспективы на текущее десятилетие. Формулируются выводы, имеющие принципиальное значение для российской теории и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евросоюз: новое в инновационном строительстве»

УДК 339.9

Вадим ЦИРЕНШИКОВ

ЕВРОСОЮЗ: НОВОЕ В ИННОВАЦИОННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация. Работа посвящена рассмотрению комплекса новых направлений и мер поддержки инновационного строительства Евросоюза как стержневого направления перевода европейской экономики на инновационную модель развития. Раскрываются основные концептуальные основы, ориентиры, институционально-организационные формы и механизмы стимулирования формирования Инновационного союза. Оценивается его текущее состояние и перспективы на текущее десятилетие. Формулируются выводы, имеющие принципиальное значение для российской теории и практики.

Ключевые слова: Европейский Союз, инновационный союз, экономическая интеграция инновационная экономика, инновационная политика, инновационные системы.

Воплощение в жизнь комплексной программы социально-экономического развития Европейского Союза, получившей название Лиссабонской стратегии, характеризуется сегодня расстановкой ряда новых акцентов, среди которых первостепенное значение придаётся активной поддержке скорейшего перевода западноевропейской экономики на инновационную модель развития. Принята новая, третья версия этой стратегии, известная как "Европа 2020". Она ориентирована на достижение к концу текущего десятилетия так называемого "умного, устойчивого и всеобъемлющего роста" - т.е. на достижение инновационного развития экономики. Главный инструмент реализации этой стратегии - запущенная в 2014 г. беспрецедентно крупная новая семилетняя рамочная программа научных исследований и инноваций "Горизонт 2020" с кумулятивным бюджетом в 80 млрд евро. Она стала преемницей закончивших своё действие традиционных рамочных программ поддержки научных исследований ЕС. Для этой программы сформулированы и реализуются так называемые флагманские инициативы - приоритетные направления деятельности, концентрация усилий на которых призвана поддерживать намеченные инновационные преобразования. Наиболее значимыми среди них следует признать комплекс мероприятий, направленный на формирование Инновационного союза. Рассмотрению состояния и последних достижений, а также основным мотивам активизации ЕС и перспективам в этой области и посвящена настоящая статья.

© Циренщиков Вадим Сергеевич - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАИ. Адрес:125993, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ — грант РГНФ № 15-07-00040. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12016107121

Инновационные позиции

Заметная активизация инновационной деятельности со стороны ЕС, европейских национальных правительств и бизнеса в последнее время вызвана существенным обострением международной конкурентной борьбы среди стран экономического авангарда за выход в первых рядах на очередную восходящую волну длинного экономического цикла, формирующую новый, теперь уже инновационный технико-экономический уклад. В Европе в полной мере осознают, что запаздывание в достижении этой цели грозит отставанием в инновационном обновлении экономики со всеми вытекающими из этого серьёзными негативными последствиями для социально-экономического развития, включая невозможность преодоления текущего структурного кризиса. Это становится особенно актуальным для Западной Европы с учётом всё ещё сохраняющегося значительного отставания от мировых лидеров по важнейшим показателям инновационного развития.

Реализация конкретных мер, осуществлённых в рамках первых версий Лиссабонской стратегии, бесспорно, принесла позитивные результаты. Однако, несмотря на сравнительно успешное в целом инновационное развитие стран Евросоюза в последние годы при рассмотрении его динамики на основе применяемых общепринятых показателей, обращает на себя внимание и наличие серьёзных негативных тенденций (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.

Среднегодовые темпы прироста показателей инновационного развития Евросоюза за 2007-2014 гг.

Человеческие ресурсы

Вновь выпущенные докторанты Доля населения с законченным высшим образованием Молодежь с образованием выше среднего Открытые образцовые научно-исследовательские системы Совместные международные научные публикации Наиболее цитируемые научные публикации Обучающиеся в докторантуре нерезиденты ЕС Финансирование и поддержка Затраты на НИОКР в публичном секторе

Инвестиции в рисковый капитал ■■ -7,9% р Инвестиции компаний Затраты на НИОКР в частном секторе Затраты на инновации, исключая расходы на НИОКР Предпринимательство и производственные связи Малые и средние компании с собственными инновационными разработками Инновационное малое предпринимательство, взаимодействующее с внешними партнерами Совместные научные публикации публичного и частного секторов Интеллектуальные активы Патентные заявки в Международной патентной системе Патентные заявки социальной ориентации в Международной патентной системе

Торговые марки ЕС Дизайн ЕС Инноваторы

Малые и средние компании с инновационными продуктовыми и технологическими разработками Малые и средние компании с инновационными разработками в области маркетинга и организации Занятость в быстро растущих компаниях инновационных секторов Экономический эффект Занятость в наукоемких секторах Экспорт продукции средней и высокой технической сложности Экспорт наукоемких услуг Доля продаж новых инновационных товаров Доходы от продажи патентов и лицензий из за рубежа

-1,5% •1,7% ■

-0.8% -0,8%

! 1.9% 1.9% 1.9%

■ 2.5%

■ 2,3% 2,1% i

■ 2,0% !

0,5%

j 1,8% I 0.6%

Источник: Innovation Union Scoreboard 2015. European Commission, 2015, p.29.

При суммарном среднегодовом приросте значений приведённых на диаграмме основных показателей, используемых для оценки инновационного развития, в 1%, заметны существенные различия в динамике и направленности изменения значений

отдельных из них. В последние годы Евросоюзу удалось добиться заметных успехов в формировании открытых образцовых научно-исследовательских систем (темпы прироста 3,9%), который поддерживался ещё более высоким увеличением международных совместных публикаций (6,7%). Это во многом свидетельствует о нарастании взаимодействия европейских национальных инновационных систем, как между собой, так и в глобальном масштабе. Сравнительно успешным можно считать развитие человеческих ресурсов (2,2%) и интеллектуальных активов (2,1%). Существенным оказался прирост выпуска докторантов (2,6%) и населения с законченным высшим образованием (3,6%). Наращивание интеллектуальных активов происходило в значительной мере за счёт увеличения количества разработанных торговых марок (5,1%), в то время как прирост международных патентных заявок сохранялся примерно стабильным.

Меньшее, но всё же превышающее средние значения темпов прироста инновационной активности показало относительное увеличение инвестиций корпоративного сектора (1,9%) и экономического эффекта от производственной деятельности (1,8%). Последний, как можно полагать, сохранил положительную динамику только благодаря чрезвычайно высоким темпам прироста доходов от продажи за границу европейских патентов и лицензий (9,8%). В то же время экспорт продукции средней и высокой степени обработки, а также изменение доли инновационных продуктов показали негативную динамику.

Весьма скромно шло развитие предпринимательства и налаживание производственных связей (1,3%), которое поддерживалось преимущественно активизацией сотрудничества мелких и средних новаторских компаний с третьими партнёрами (2,5%), а также совместных научных публикаций организаций государственного и частного секторов (2,3%). Однако количество мелких и средних предприятий с собственными новаторскими разработками сокращалось (0,8%).

Устойчиво негативная тенденция проявилась в рассматриваемый период в области финансовой поддержки. Снижение

(-3,1%). Особенно сильно оно проявилось в снижении объёмов рискового финансирования, которые уменьшались на 7,9% в год. Это явное свидетельство серьёзных проблем в сфере формирования в Европе новых новаторских компаний. Рост инвестиций в государственный сектор (1,9%) оказался не в состоянии переломить эту тенденцию. Не случайным поэтому можно считать заметное ежегодное сокращение новаторского малого и среднего предпринимательства в сфере маркетинга и управления (-3,3%), а также в производстве продуктовых и технологических новаций (-1,5%).

Следует особенно отметить, что приведённые выше данные за 2007-2014 гг., показывают ухудшение динамики большинства из рассмотренных показателей по сравнению с их известными аналогичными значениями за период 2006-2013 гг.1 Это прежде всего относится к динамике финансовой поддержки (-3,1% против -0,5%), в том числе рисковых инвестиций (-7,9 против -2,8%), развития новаторского мелкого и среднего предпринимательства (-0,8% против -0,1%), Такие данные, безусловно, можно рассматривать как результат негативных последствий развивающегося в Европе структурного кризиса и недостаточно полного и эффективного использования имеющихся в Евросоюзе ресурсов инновационного развития.

Данная тенденция негативно сказалась на показателях инновационного развития Евросоюза в сравнении с основными мировыми конкурентами. Для целей такого сравнения в ЕС используют оценки, проведённые на базе шкалы инноваций Ев-

1 См.: Innovation Union Scoreboard 2014. European Comission, 2014. P. 25.

росоюза1. Использование этого инструмента, разработанного для мониторинга инновационной политики стран Евросоюза, в последние годы Еврокомиссия успешно распространяет для целей соответствующих сравнительных исследований со странами - своими основными и потенциальными конкурентами. Полученные на его основе данные представляются более содержательными по сравнению, к примеру, с известными результатами проектов по оценке инновационных систем, выполненной в рамках соответствующих проектов ОЭСР.

На диаграммах 2 и 3 представлены данные, характеризующие развитие инновационной системы Евросоюза и стран-конкурентов по агрегированным параметрам затраты-выпуск в статике (innovation performance - индекс инновационного развития) и динамике (innovation growth rates - индекс прироста инновационного развития).

Диаграмма. 2.

Индекс инновационного развития (рассчитано преимущественно по последним из имеющихся данных за 2012/2013 гг. )

Южная Корея США Япония ЕС Канада Австралия Китай Бразилия Россия Индия Южная Африка

0,457 0,405

0,301

| 0.194 ! 0,190 0,176 0,077

0.759 0,746 0.702 0,613

4-

Ч

0,000 0,200 0,400 0,600 0,800 1,000

Источник: Innovation Union Scoreboard 2015. European Comission, 2015. p. 32.

Как видно из диаграммы 2, Южная Корея, США, Япония и страны Евросоюза, вместе взятые, - безусловные, лидеры по суммарному индексу развития своей инновационной системы. ЕС, замыкая четвёрку лидеров, заметно опережает по этому показателю следующие за ним страны, особенно, Россию, Индию и Южную Африку. Причём Южная Корея продолжает наращивать своё опережение Евросоюза, показывая двукратную величину в темпах инновационного развития (см. диаграмму 3). Тенденцию к значимому опережению европейского инновационного развития показывает и Китай, требуя к себе пристального внимания как к серьёзному конкуренту в ближайшей перспективе.

Россия в разы отстаёт от стран экономического авангарда по суммарному индексу инновационного развития, лишь незначительно опережая Индию и Южную Африку. Китай и Бразилия, всё ещё существенно отставая от лидеров, не намного, но опережают Россию. Однако даже эти весьма скромные "достижения" в развитии отечественной инновационной системы могут быть в ближайшие годы утеряны в

1 См.: Innovation Union Scoreboard 2014. European Comission, 2014. P. 77-94.

Диаграмма 3.

Прирост индекса инновационного развития (рассчитано преимущественно по последним из имеющихся данных за 2006-2013 гг. )

South Korea China EU Brazil Japan Australia India United States Canada Russian Federation South Africa

-1,6% -1.i

! 4,8%

3.6%

^^^ 2.4%

1,8% ! 1 |

1,7%

1,0%

1.1%

1,0%

,6% t 1 1 1 1 1 t t i t t t r -

-4%

-2%

0%

2%

4%

6%

6%

Источник: Innovation Union Scoreboard 2015. European Comission, 2015. p. 32.

результате явной негативной его динамики. Из диаграммы 3 также следует, что тройка лидеров по скорости инновационных перемен - это Южная Корея, Китай и Евросоюз, а Россия и Южная Африка - единственные из всех рассматриваемых стран, теряющие свои сравнительные инновационные позиции. По данным Евро-комиссии, сегодня практически по всем показателям инновационного развития, используемым для его оценки, наблюдается сильное отставание России от ЕС. Исключение составляет выпуск специалистов с высшим образованием. Однако принимая во внимание катастрофическое падение его качества за годы всё ещё продолжающейся безответственной перестройки отечественной высшей школы, можно считать это "достижение" весьма спорным. Более всего Россия отстаёт от ЕС по числу наиболее цитируемых научных публикаций, зарегистрированных международных патентов, по размерам доходов, получаемых от продажи патентов и лицензий за рубеж, а также по объёмам экспорта продукции средней и высокой технической сложности.

Очевидно, что эта негативная динамика может ещё более усилиться в ближайшие годы в ходе дальнейшего развития структурного экономического кризиса, а также в результате негативных для нас последствий весьма вероятного существенного усиления военно-политического и экономического противостояния России с Западом.

В этой связи изучение современного опыта строительства инновационного союза - ключевого направления инновационной стратегии "Европа 2020" представляется весьма актуальным и важным как в концептуальном, так и в практическом плане, особенно с точки зрения решения задач инновационного преобразования отечественной экономики на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Имеющиеся данные о реализации мер этого ключевого направления инновационной политики ЕС с 2010 г. - момента запуска данного проекта в рамках страте-

гической программы "Европа 2020" свидетельствуют о заметном акцентировании внимания на совершенствовании рассматриваемых ниже его составляющих. Они считаются наиболее важными в европейском инновационном строительстве.

Новые акценты в инновационном строительстве

Упрочение базы знаний и её консолидация. Главными инструментами поддержки этого направления в последние годы явилась новая рамочная программа научных исследований "Горизонт 2020" и мероприятия, разработанные для поддержки формирования Европейского научно-исследовательского пространства.

Упрочение базы знаний в Европе в ходе реализации программы "Горизонт 2020" происходит не только за счет финансирования НИОКР, но также путём финансовой поддержки всех стадий инновационного цикла, участия в инновационных проектах бизнеса, включая мелкое и среднее предпринимательство, формирования государственно-частных партнёрств. В рамках этой программы разрабатываются и реализуются ключевые мероприятия по подготовке и привлечению квалифицированных кадров в научные исследования, особенно содействующие формированию Европейского научно-исследовательского пространства (ЕНП).

Они, в частности, направлены на устранение фрагментарности базы знаний в Европе путём запуска мер, нацеленных на активизацию трансграничной внутриотраслевой и институциональной (университеты, НИИ и др.) мобильности учёных. Эти и известные другие направления упрочения базы знаний в Европе и повышения её консолидации поддерживаются в последние годы целым комплексом конкретных мероприятий. Наиболее значимыми среди них представляются следующие.

Реализация стратегии, направленной на подготовку в достаточных объёмах научных кадров, необходимых для достижения национальных целей в области развития НИОКР, и на формирование для них привлекательных условий занятости в государственных научно-исследовательских институтах. Большое внимание при этом уделяется вопросам тендерного характера и альтернативным возможностям карьерного роста.

Разработка с 2001 г. при поддержке комиссии новой мулътиразмерной системы ранжирования университетов (и-МыШгапк) с целью оценки деятельности институтов высшего образования. В отличие от существующих подобных систем международного ранжирования эта система ориентирована на учёт более широкого круга факторов, существенных при сравнительном анализе, и на потребности работодателей. В результате использования этой новой методики подсчёта удаётся более адекватно оценивать деятельность университетов, выявляя наиболее передовые из них во всех сферах востребованных компетенций.

Формирование так называемых альянсов знаний между академической средой и бизнесом, что рассматривается в качестве важного шага по пути сокращения существующего инновационного отставания Евросоюза в ряде областей от основных конкурентов. Эти альянсы задумываются как структурированное партнёрство, объединяющее институты высшего образования и компании с целью создания новых учебных курсов и программ, разработки современных методов обучения и преподавания, стимулирования междисциплинарных исследований, развития предпринимательского мастерства.

Концентрация значительных усилий на создании рамочной инфраструктуры, предназначенной для повышения квалификации рабочей силы в области электроники путём объединения усилий всех заинтересованных сторон. Чрезвычайно быст-

рое развитие информационно-коммуникационных технологий, их быстрое обновление формируют повышенный спрос на квалифицированные кадры, который заметно опережает предложение. Имеющиеся оценки свидетельствуют о том, что Европа в 2015 г. столкнулась с нехваткой специалистов этого профиля в 560 тыс. человек, и она может превысить 1 млн человек к 2020 году.

Всё более широкое использование Европейской системы квалификации научных кадров (The European Framework for Research Careers (EFRC)), разработанной с целью стимулирования международной и межсекторальной мобильности научных работников, а также оказания им помощи в оценке предложений по найму, а работодателям - в поиске подходящих кандидатов. Эта унифицированная система, рекомендуемая для стран Евросоюза, позволяет определять как необходимые, так и желательные требования, предъявляемые к широкому кругу должностей, включая области высшего образования, государственный и частный сектор.

С 2013 г. уже большинство университетов и других научно-исследовательских организаций, фонды и компании используют эту систему для найма персонала, в процессе управления им и повышения квалификации. На неё перешли соответствующие национальные порталы, а также рамочные программы научных исследований Евросоюза.

Осуществление перехода на инновационные принципы постобразовательной (докторской) подготовки специалистов. Эти принципы включают в себя проведение научных исследований, направленных на достижение мирового уровня, формирование для них привлекательного институционального окружения, открытость промышленности и связанных с ней секторов в части найма специалистов, на усиление междисциплинарного кооперирования и повышения качества НИ ОКР.

Создание панъевропейского пенсионного фонда для научных работников с целью существенного повышения их мобильности. Оценки экспертов свидетельствуют о том, что около 12% всех занятых исследователей в институтах высшей школы, или 150 тыс. человек, рискуют потерять часть причитающихся им пенсий при переезде на работу в другую страну. Ещё в 2012 г. Еврокомиссия начала активную организационную работу по поддержке всех заинтересованных сторон в деле формирования дополнительных пенсионных фондов для мобильных и неперемещающих-ся научных кадров в рамках Евросоюза. Полагают, что этот институт может начать свою деятельность уже в 2015 году1.

Активная разработка и реализация приоритетных направлений европейской научно-исследовательской инфраструктуры. Они вырабатываются на Европейском стратегическом форуме по вопросам научно-исследовательской инфраструктуры (The European Strategy Forum on Research Infrastructures - ESFRI) . Уже к началу 2015 г. было запущено формирование более половины этих направлений. Этот форум рассматривается в качестве стратегического инструмента, миссия которого состоит в поддержке придания стратегического подхода процессу формирования научной инфраструктуры в Европе. Значимым также считается его вклад в стимулирование многосторонних инициатив, направленных на лучшее использование и развитие научно-исследовательской инфраструктуры на региональном и международном уровне.

1 Institutions for Occupational Retirement Provision (IORPs). European Commission; 18.11.2014; http://ec.europa.eu/internal_market/pensions/iorp/index_en.htm

2 Cm.: Towards the ESFRI Roadmap 2016. European Commission. 25/08/2015; http://ec.europa.eu/research/infrastructures/index_en.cfm?pg=esfri

Упрощение рамочных программ научных исследований Евросоюза. Особый акцент в них делается на проблематике формирования Европейского инновационного союза, а также поддержке участия в инновационном обновлении ЕС его сравнительно менее развитых стран и взаимодействия между Европейским структурным и инвестиционным фондом как институтами, активно содействующими этому процессу. Эти программы формируются с учётом обеспечения более легкого доступа к ним и более широкого участия в них мелкого и среднего бизнеса.

Формирование нового типа партнёрств - Сообщества знаний и инноваций -(Knowledge and Innovation Communities (KICs), запущенного Европейским институтом инноваций и технологий (EIT).1 Партнёрства являются независимыми операционными подразделениями этого института, воплощающими в себе все три составляющие так называемого треугольника знаний - высшее образование, научные исследования и инновации. Они объединяют сферы образования, технологий, научных исследований, бизнеса, предпринимательства с целью производства новых инноваций и инновационных моделей и их дальнейшего распространения2. Эти Сообщества призваны стать ключевыми факторами обеспечения устойчивого роста Европы и её международной конкурентоспособности посредством эффективного взаимодействия идей, технологий, культур и бизнес-моделей, создающего новые бизнесы для действующих производств и новых предприятий. В состав таких партнёрств могут входить предприниматели, научно-исследовательские и проектные организации, учреждения высшего образования, инвестиционные институты, фонды, представители местных региональных и национальных правительств.

Коммерциализация новых знаний. В последние годы страны Евросоюза демонстрируют существенный прогресс в использовании различных инструментов стимулирования коммерциализации нововведений, а также в применении ясных правил их государственной поддержки. Формируется основа развития эффективной системы воспроизводства знаний, обеспечивающая защиту интеллектуальной собственности и инвестиций путём создания благоприятных условий для разделения труда и сотрудничества в этой области. Это прежде всего относится к использованию единого патента и переходу от концепции передачи технологии к системе, основывающейся на принципах совместного созидания и открытой инновации.

Осваиваются усовершенствованные инструменты стимулирования спроса на инновации, включая запуск более эффективных стандартов, операционных методов регулярного мониторинга, а также осуществление государственных закупок и реализации плана действий по созданию экоинноваций.

Вводятся в действие новые финансовые инструменты коммунитарного уровня для привлечения частных инвестиций. Впервые за всю историю осуществления рамочных программ научных исследований ЕС в программу "Горизонт 2020" включена подпрограмма "Доступ к рисковому финансированию", которая предлагает долговые и долевые инструменты стимулирования инноваций. Общий объём бюджетного финансирования этого направления на период 2014-2020 гг. оценивается в 2,842 млрд евро3.

1 Cm.: Knowledge and Innovation Communities (KICs). European Institute of Innovation and Technologies, 2015; http://eit.europa.eu/activities/innovation-communities

2 Knowledge and Innovation Communities. Centre for Social Innovation (ZSI) Wien. 2015; http://wbc-inco.net/glossary/114

3 What is Horizon 2020. European Commission. 2015; https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/sites/horizon2020/les/Factsheet_budget_H2020_0 .pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важное место среди мер стимулирования инновационной активности, поддерживаемых Еврокомиссией, занимает обеспечение трансграничной деятельности фондов рискового капитала. В конце 2011 г. она выступила с предложением введения нового правового режима, позволяющего этим фондам различной юрисдикции, зарегистрированным в той или иной стране, свободное перемещение и инвестирование в рамках Евросоюза по единым для него правилам. И такое регулирование - Европейское регулирование деятельности рискового капитала (The European Venture Capital Régulation (EuVECA))1 - вступило в силу в 2013 г. В соответствии с ним все менеджеры венчурных фондов, прошедшие соответствующую аттестацию, получили право создавать на территории ЕС такие фонды под маркой European Venture Capital Fund и работать в них, не принимая во внимание различия в национальных требованиях к ним стран Евросоюза. Это облегчает фондам привлекать капиталы и наращивать свои активы.

Наблюдается существенный прогресс во введении в действие Европейского патента. В период с 2012 по 2013 г. был согласован пакет документов о Едином европейском патенте (Unitary Patent (UP)). Он включал в себя правила создания Единого патента и правила установления режима перевода патентной документации, а также международное соглашение между странами Евросоюза о введении единой и специализированной патентной юрисдикции (Единый патентный суд).

По имеющимся оценкам, такая унифицированная патентная защита по сравнению с традиционной может позволить снизить издержки патентодержателя на 85%.

С 2011 г. Еврокомиссия и страны Евросоюза ведут работу по тщательному анализу (скринингу) условий регулирования ключевых отраслей экономики. Эта работа началась с соответствующего анализа деятельности, связанной с эко-инновациями и европейскими инновационными партнёрствами. Идентифицируются и изучаются существующие правила, нуждающиеся в совершенствовании, а так же новые, которые следует осваивать для придания необходимой активности и динамики инновационной деятельности.

Идёт ускоренное освоение новых и совершенствование существующих стандартов. Бизнес использует европейские стандарты прежде всего в качестве средства поддержки проникновения инновационной продукции на внешние рынки и снижения производственных издержек. Поэтому при установлении стандартов в ЕС исходят из того, что в тех областях, где Европа занимает прочные позиции в создании новых инновационных продуктов, услуг и технологий с высокими рыночными перспективами (электродвигатели, безопасность, электроэнергетика и др.) развитие европейской стандартизации не должно уступать международному уровню. Они должны становиться международными. Считают, что только те процессы стандартизации, которые поспевают за быстрым сокращением инновационного цикла и обновлением производства, могут обеспечивать высокую международную конкурентоспособность европейских компаний. Не случайно поэтому одним из ключевых индикаторов-ориентиров совершенствования своей деятельности европейские организации стандартизации устанавливают 50-процентное сокращение сроков разработки стандартов к 2020 г. И это при том что к сегодняшнему дню время разработки новых стандартов сократилось в среднем до 2,5 лет, по сравнению с че-

1 CM.:The European Venture Capital Funds Regulation: will a new fund label arise?

September 2013 | SPECIAL REPORT: PRIVATE EQUITY

Financier Worldwide Magazine; http://www.financierworldwide.com/the-european-venture-capital-funds-regulation-will-a-new-fund-label-arise/#.Vjsq7umJqT8

тырьмя годами в 2010 г. В числе других важных целевых установок развития европейской стандартизации - её готовность поддерживать инновационное и технологическое развитие Европы в долгосрочной перспективе.

Начиная с 2011 г. Еврокомиссия выходит с предложениями о прекращении использования государственного национального и регионального бюджетного финансирования закупок инновационных товаров и услуг и переходе на формирование единого рынка закупок в рамках Евросоюза объёмом свыше 10 млрд евро для поддержания эффективности и повышения качества публичных услуг, отвечающих задачам общественного развития. Другая цель этой деятельности - сравняться с США по ёмкости данного рынка.

С начала текущего десятилетия европейскими экспертами рассматривается создание Европейских креативных промышленных альянсов (The European Creative Industries Alliance (ECIA)) как качественно новое направление поддержки новаторских производств и услуг. Эта инициатива представляет собой комплексный политический подход, ориентированный на поддержку осуществления конкретных мероприятий по освоению инновационных ваучеров, 1 а также по обеспечению облегчённого доступа к финансовым ресурсам, формирования образцовых кластерных образований и эффективного сотрудничества в инновационной сфере.

Еврокомиссия поддерживает меры по расширению открытого доступа к результатам научных исследований. Это прежде всего относится к данным о результатах научных исследований рамочных программ ЕС. Находят поддержку со стороны Комиссии также легкодоступные информационные услуги по поиску новейшей информации об осуществляемых научно-исследовательских проектах. Эти мероприятия финансируются, главным образом, в рамках соответствующих проектов рамочной программы "Горизонт 2020".

Предпринимаются заметные усилия по формированию европейского рынка знаний, пригодных для патентования и лицензирования. В основу формирования рынка закладывается имеющийся у стран Евросоюза опыт в организации деятельности торговых платформ, увязывающих вопросы спроса и предложения различных рыночных площадок, обеспечивающих вложение финансовых инвестиций в нематериальные активы, а также задел в разработке концептуальных подходов, способных вдохнуть новую жизнь в решение проблем интеллектуальной собственности в плане создания, к примеру, патентных пулов и инновационного посредничества.

Социальное и территориальное сплочение. Большое значение Евросоюз придаёт выработке и реализации новых стратегий и инструментов, ориентированных на достижение максимально возможного социального и территориального сплочения.

Резервы повышения инновационного потенциала Евросоюза видятся европейским экспертам в более активном, чем ранее, наращивании этого потенциала за счёт включения в него возможностей стран и регионов, проявляющих традиционно слабую активность в сфере НИОКР. Это, как ожидают, привнесёт конвергентность

1 См.: Innovate UK. http://vouchers.innovateuk.org . Инновационный ваучер представляет собой финансовое обеспечение на благотворительной или иной основе, позволяющее бизнесу первое время функционировать с помощью внешней экспертизы, создавая новые знания и развивая инновационный потенциал. В качестве экспертных организаций могут выступать университеты и колледжи, научно-исследовательские институты, консультационные компании, действующие в области защиты прав на интеллектуальную собственность и проектирование.

в инновационную активность стран и регионов. Один из важных инструментов содействия этому - реализация подпрограммы программы "Горизонт 2020" - "Распространение передового опыта и расширение участия", которая направлена на достижение тех же целей.

Обязательство развивать территориальную специализацию и кооперирование выдвинуто Европейским фондом регионального развития в качестве предварительного условия для получения инвестиций, направляемых в инновационные проекты. Следствием этого явился пересмотр странами и регионами Евросоюза своих стратегий и политик инновационного развития. Этого же направления инновационной политики стали придерживаться и другие национальные и региональные инвестиционные институты, включая Европейский сельскохозяйственный фонд, а также Европейский социальный фонд, выделяющий инвестиции в целях стимулирования формирования человеческого капитала в областях научных исследований и инноваций.

Социальные инновации и инновации в публичном секторе приковывают к себе особое внимание. Еврокомиссия, к примеру, осуществляет их поддержку сегодня по многим направлениям, включая стимулирование тиражирования наиболее удачных проектов. В эти мероприятия оказываются включёнными новые заинтересованные стороны, что содействует распространению инновационной культуры в другие хозяйственные области, повышению уверенности в создании необходимого потенциала для инновационного развития всех стран Евросоюза и европейского региона в целом.

Начиная с 2010 г. страны Евросоюза предпринимают активные усилия для расширения использования возможностей существующих структурных фондов в плане поддержки научных исследований и инноваций. Особое внимание уделяется оказанию помощи занятым специалистам в повышении квалификации, мерам по совершенствованию функционирования национальных инновационных систем, а также освоению так называемых стратегий рациональной специализации (Research and Innovation strategies for smart specialization) и реализации транснациональных проектов1.

В документах ЕС "стратегии рациональной специализации" определяются как "национальные или региональные инновационные стратегии, которые устанавливают приоритеты с целью создания конкурентных преимуществ, развивая и приспосабливая собственный научно-исследовательский и инновационный потенциал к потребностям бизнеса. Это даёт возможность скоординированно использовать возникающие возможности и отвечать на рыночные потребности, избегая дублирования и разобщения усилий2.

Еврокомиссия активно поддерживает страны Евросоюза в переходе к этой новой стратегии. Экспертами ЕС, в частности, разработано "Руководство по вопросам освоения научно-исследовательских и инновационных стратегий для рациональной специализации" при участии ведущих специалистов академической сферы, различных консультационных групп и экспертов ОЭСР. Комиссия уже профинансировала экспертизу свыше 15 национальных и 80 региональных стратегий в 20 странах.

1 Inger Midtkandal and Jens Sörvik. What is Smart Specialisation? // Nordic Center for spartial development. NORDREGIO. http://www.nordregio.se/en/Metameny/Nordregio-News/2012/Smart-Specialisation/Context/

2 Regulation (EU) N° 1303/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013.

Социальные инновации продолжают сохранять особое место среди значимых приоритетных направлений поддержки. В документах ЕС под этими инновациями понимают "... разработку и внедрение новых идей (продуктов, услуг и моделей) для удовлетворения социальных потребностей и создания новых социальные отношений и взаимодействий ". Можно ожидать, что во второй половине текущего десятилетия социальные инновации превратятся в мейнстрим социальной политики в странах Евросоюза.

Инновационное партнёрство. Европейское инновационное партнёрство (ЕИП) трактуется европейскими экспертами как новая форма сотрудничества в осуществлении научных исследований и инноваций, которая предполагает подчинение существующих инструментов и выдвигаемых инициатив задачам инновационного развития. Решающую роль в разработке концепции ЕИП и её практической реализации сыграла Еврокомиссия.

Сегодня проходят стадию практического внедрения все пять недавно запущенных проектов ЕИП в следующих областях:

здравоохранение в части обеспечения активной и здоровой жизни стареющему населению;

водные ресурсы;

производительность и устойчивое развитие сельского хозяйства; сырьевые материалы; "умные" города и коммуны.

Экспертная оценка деятельности в рамках этих направлений, свидетельствует о её значимом вкладе в европейское инновационное строительство.

Международное сотрудничество. Использование преимуществ международного разделения труда составляет одну из важнейших задач инновационной политики Евросоюза. Здесь особое внимание уделяется выработке перспективного видения и определению приоритетов, включая инфраструктурные, инновационного сотрудничества с третьими странами.

Для привлечения в инновационную сферу талантливых специалистов ЕС использует так называемую интеграционную политику, ориентированную на привлечение на работу лучших специалистов из третьих стран на временную или постоянную работу. Среди её мероприятий выделяется широкий круг инициатив по стимулированию мобильности научных работников и повышению привлекательности научной карьеры в Европе. Они включают в себя меры по облегчению доступа к информации о наличии вакантных мест (используя соответствующий портал ЕиЯЛХЕ88) и по упрощению административных процедур получения виз (научная виза) для въезда на территорию Евросоюза. Важными признаются также инициативы Марии Складовской-Кюри в рамках программы "Горизонт 2020" и пропагандистская кампания, проводимая Евросоюзом и странами-членами под общим названием "Пункт назначения Европа".

Результаты проведённых опросов показывают, что Европа является привлекательным местом для научных работников-иностранцев.2 72% всех опрошенных

1 Cm.: Gaid to social innovation.. European Commission. 2013. P. 6.

http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/presenta/social_innovation/social_innovation _2013.pdf.

2 Cm.: Support for continued data collection and analysis concerning mobility patterns and career paths of researchers. Final report. MORE2 . 2013. P. 20; http://ec.europa.eu/euraxess/pdf/research_policies/more2/Final%20report.pdf

научных работников-нерезидентов, посетивших Евросоюз, выразили желание остаться здесь на более продолжительное время, а 92% из них советовали своим коллегам переехать туда на работу. По их оценкам, условия для научных исследований в Европе оказываются в большинстве случаев более привлекательными, чем за её границами, к примеру, в части оплаты труда и карьерного роста.

Мониторинг инновационного обновления. Ход инновационного развития в Евросоюзе контролируется в основном при помощи следующих трёх поддерживаемых Еврокомиссией инструментов мониторинга:

Европейской шкалы инноваций, или, как её ещё называют, Европейский инновационный таблоид (European Innovation Scoreboard), а применительно к Инновационному союзу - таблоид Инновационного союза (Innovation Union Scoreboard), которые являются сегодня главными статистическими инструментами оценки европейской инновационной политики;

экспертных оценок и самооценок, а также (в рамках мероприятий) так называемой интеграционной экономической координации ("European Semester"). Работа в этом направлении будет активно поддерживаться в предстоящий период мероприятиями программы "Горизонт 2020";

комплексом статистического обеспечения Евростата - индикаторами поддержки стратегии "Европа 2020".1

Эти инструменты мониторинга постоянно совершенствуются и находят сегодня всё более широкое регулярное применение для сравнительной оценки эффективности национальных инновационных систем. Его результаты позитивно оцениваются экспертами, особенно в плане содействия корректировке и модернизации мер текущей инновационной политики, а также формирования её направлений, организационно-институциональных структур и механизмов на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

* * *

Рассмотренные инициативы по формированию Инновационного союза с 2010 г. -момента запуска этого проекта в рамках стратегической программы "Европа 2020" считаются высоко востребованными в европейском инновационном строительстве. Они обладают высоким потенциалом развития на перспективу. Их критическое использование для формулирования концептуальных подходов и выработки практических мероприятий для отечественной инновационной политики могло бы оказаться весьма полезным.

Из принципиальных для нас положений в первую очередь следует отметить высокую адекватность концептуальной основы европейской инновационной политики и её мер основным объективным требованиям современного развития. Страны Евросоюза, как и другие государства экономического авангарда, в полной мере осознают тот факт, что переход на новый инновационный экономический уклад требует обращения к нелинейной модели научно-технического прогресса и концепции открытой инновации. Использование этих теоретических положений кардинальным образом меняет подходы к выработке инновационной политики и её практических мероприятий.

1 Cm.: Smarter, greener, more inclusive? Indicators to support the Europe 2020 strategy. Eurostat Statistical books. Eurostat. 2015.

Сегодня следует исходить из того, что современные инновации становятся не столько результатом НИОКР, проводимых в лаборатории той или иной компании, сколько итогом деятельности инновационных акторов, действующих в сети, объединяющей учёных и инженеров, рисковые компании и университеты, поставщиков исходных материалов и потребителей продукции и услуг. Совместное использование ими идей и ноу-хау стимулирует появление нововведений и формирует новые рынки. Очевидно, что становление таких отношений требует благоприятного социального и культурного окружения.

В свою очередь, теория открытой инновации указывает на то, что в экономике, основанной на знаниях, инновации должны быть диверсифицированы и всеобъемлющи, основываться не только на научных знаниях, научных исследованиях и технологических разработках, но и на предпринимательской инициативе и мастерстве. Наиболее успешные из них в значительной степени зависят также от наличия адекватных социальных, культурных, организаторских, экономических, маркетинговых и прочих компетенций. И это, судя по всему, как раз те области, серьёзное отставание в которых не позволяет нам начать масштабное инновационное обновление отечественной экономики, ставит под удар национальные интересы страны.

Особое беспокойство вызывает продолжающееся весьма прохладное отношение у нас к накоплению человеческого и "никакое" - к социальному капиталу - капиталу доверия в обществе, без которых не мыслится инновационное развитие вообще. Ясно, что при показателях социального неравенства в нашей стране, даже худших, чем во многих государствах развивающегося мира, бессмысленно говорить об "инновационном рывке". К тому же отсутствие климата доверия в нашем обществе препятствует поддержанию нелинейных форм современного научно-технического прогресса, на которых собственно и основывается формирование современного инновационного уклада.

Явно прагматический подход Евросоюза к инновационным преобразованиям ставит под сомнение целесообразность выбора у нас излишне либерального курса экономической политики.

Недостаточное внимание уделяется в России и учёту того обстоятельства, что инновационная экономика - это системная экономика, требующая системного подхода в управлении. Недопустимо предпринимать "наскоком" действия по кардинальному тотальному реформированию её ключевых составляющих. Разумный подход предполагает, что выбирают эволюционный путь преобразований, сохраняют доказавшие свою эффективность элементы, модернизируют их, одновременно избавляясь от отживших структур. Меры по реформированию широко обсуждаются в обществе, проходят серьёзную экспертную оценку, предварительное апробирование, постоянно корректируются. К сожалению, этим и многим другим важным сторонам поддержки инновационного развития в России уделяют мало внимания.

Список литературы

Формирование инновационной экономики: концептуальные основы, методы, модели (2014) / Под ред. В.И. Суслова, H.A. Кравченко; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Автограф. 346 с.

Циренщиков B.C. (2014) Инновационное обновление экономики //Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы. Под общей редакцией Ал. А. Громыко и В.П. Федорова. М.: Весь Мир. С.166-185.

Циренщиков B.C. (2011) Инновационная политика Евросоюза: опыт для России / /Россия в многообразии цивилизаций / Под редакцией Н.П. Шмелева В.Б. Белова, АЛ.А. Громыко и др. М.: Весь Мир. С. 270-295.

References

Formirovanie innovatsionnoj economiki: konzeptualnye osnovy, metody, modeli (2014) / pod pedaktsiej V.I. Suslova, N.A. Kravchenko; IEOPP SD RAS. Новосибирск, Avtograf, 346 s.

Inger Midtkandal and Jens Sörvik. What is Smart Specialisation? // Nordic Center for spartial development. NORDREGIO. http://www.nordregio.se/en/Metameny/Nordregio-News/2012/Smart-Specialisation/Context/

Innovation Union Scoreboard 2015. European Commission, 2015; http://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards/files/ius-2015_en.pdf

Innovation Union Scoreboard 2014. European Comission, 2014; http://www.vto.at/wp-content/.../10/ius-2014_en.pdf

Institutions for Occupational Retirement Provision (IORPs). European Commission; 18.11.2014;

http://ec.europa.eu/internal_market/pensions/iorp/index_en.htm

Knowledge and Innovation Communities (KICs). European Institute of Innovation and Technologies. 2015; http://eit.europa.eu/activities/innovation-communities.

Knowledge and Innovation Communities. Centre for Social Innovation (ZSI) Wien. 2015; http://wbc-inco.net/glossary/114.

Regulation (EU) N° 1303/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013.

Smarter, greener, more inclusive? Indicators to support the Europe 2020 strategy. Eurostat Statistical books. Eurostat. 2015.

Support for continued data collection and analysis concerning mobility patterns and career paths of researchers Final report MORE2. 2013. Prepared for European Commission; http://ec.europa.eu/euraxess/pdf/research_policies/more2/Final%20report.pdf

The European Venture Capital Funds Regulation: will a new fund label arise? September 2013 | SPECIAL REPORT: PRIVATE EQUITY

Financier Worldwide Magazine; http://www.financierworldwide.com/the-european-venture-capital-funds-regulation-will-a-new-fund-label-arise/#.Vjsq7umJqT8.

Towards the ESFRI Roadmap 2016. European Commission. 25/08/2015; http://ec.europa.eu/research/infrastructures/index_en.cfm?pg=esfri

Tsirenshchikov V.S. (2014) Innovatsionnoe obnovlenie ekonomiki // Bolshaja Evropa. Idei, realnost, perspectivy. Pod reductsiej Al.A. Gromyko, V.P. Fedorova. M.: Ves MIR. C.166-185.

Tsirenshchikov V.S. (2011) Innovatsionnaja politika Evrosouza: opyt dla Rossii // Rossija v mnogoobra-zii tsivilizatsij. Pod reductsiej N.P. Shmeleva, V.B. Belova, Al.A. Gromyko i dr. M. Ves MIR. C. 270-295.

What is Horizon 2020. European Commission. 2015;

https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/sites/horizon2020/"les/Factsheet_budget_H2020_0.pdf.

European Union: Novelties in Innovation Development

Author. Tsirenshchikov V.S., Doctor of Economics, Professor, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address 11-3 Mokhovaya Street, Moscow 125009, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The author considers new trends in the EU promotion of innovations, designed to secure its economic shift to the innovative development model. The main concept, institutional and organizational format and mechanism of formation of the Innovation Union are explained. The prospects for the further decade are assessed. The author formulates conclusions, useful for the Russian theory and practice.

Key words: European Union, Innovation union, economic integration, innovation systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.