Е.Ю. Горбатенко, аспирант, кафедра мировой экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, [email protected]
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЕС ДО 2020 ГОДА
В настоящее время проблема инновационного развития экономики приобретает все большую актуальность. Конкурентоспособность современной экономики определяется наличием благоприятного климата для инновационной политики, а также долей средств, выделяемых из общего ВВП на ее успешную реализацию. На сегодняшний день Евросоюз отстает от таких ведущих стран, реализующих инновационную политику, как США и Япония. В данной статье анализируется подход Евросоюза к внедрению инновационной политики с середины 80-х годов XXвека с перспективой реализации новых инновационных задач до 2020 года. Будучи комплексным, интегрированным, блоком, ЕС ставит перед собой ряд задач по внедрению и реализации инновационной политики на разных уровнях управления: местном, региональном, наднациональном. С 2014 года реализуется восьмая программа под общим названием «Горизонт 2020», в ходе которой ЕС должен выйти на новый уровень управления инновационной политикой и достигнуть поставленных в рамках программы задач до 2020 года. В настоящей статье представлена современная стратегия развития ЕС, которая базируется на внедрении инноваций в различные сферы экономики на всех уровнях управления.
Ключевые слова: «Горизонт 2020», Евросоюз, Европа 2020, инновации, инновационная политика, инновационная экономика, НИОКР, перспективы ЕС.
Сегодня мировая экономика все больше ориентируется на инновационное развитие, которое способствует формированию конкурентоспособной экономики отдельных стран и прогрессу мирового сообщества в целом. Одной из приоритетных задач Евросоюза, отстающего от США и Японии в сфере инновационных технологий, является внедрение инновационной стратегии развития и преобразование экономики по современному образцу до 2020 года.
Отставание ЕС от передовых стран, успешно реализующих инновационную политику, обусловлено рядом причин. Во-первых, неоднородностью самого региона в силу специфики экономики каждой из входящих в него стран. Во-вторых, несогласованностью национальных политик в сфере инноваций с наднациональными
институтами и общеевропейским курсом. В-третьих, недостаточным стимулированием предпринимательской деятельности в сфере инновационных технологий.
Кроме того, ситуация по реализации политики инновационного развития осложняется постоянной динамикой ЕС по вектору расширения за счет присоединения новых стран, которые, в свою очередь, осложняют задачи европейских институтов по внедрению инновационной политики, так как последние расширения 2004 и 2007 годов охарактеризовались тем, что новые страны — члены ЕС имеют собственный негативный опыт научно-технического развития, оставшийся в частности от плановой экономики XX века.
Лиссабонский саммит ЕС 2000 года обозначил курс на формирование конку-
дискуссия t
журнал научных публикаций Щ
рентоспособной экономики путем внедрения инноваций. В 2002 году Совет Европы в рамках данного курса озвучил ряд задач по инновационному развитию: создание консолидированного ев- =
ропейского исследовательского пространства, увеличение спонсирования НИОКР и координация инновационной политики на всех уровнях регулирования. Все вышеперечисленные задачи необходимо реа-лизовывать с корректировкой на постоянный прогресс интеграционного процесса — его интенсивное и экстенсивное расширение.
Еврокомиссия, в свою очередь, изложила свои предложения по реализации инновационной политики в документе под названием «Инновационная политика: современные подходы в контексте Лиссабонской стратегии». Данный документ содержит в себе основные приоритетные направления реализации инновационной политики на территории ЕС: формирование системы поощрений для рынков, развивающихся в рамках политики инновации: стимулирование инновационного бизнеса и формирование лояльности к нему со стороны государственного сектора; поддержка региональной политики, направленной на стимулирование инноваций.
Немаловажную роль в координации инновационной политики имеют анализ и оценка уровня инновационной деятельности стран — членов ЕС с выводом наиболее успешных примеров по реализации инновационной политики. Среди них различные источники, которые позволяют отследить основные тренды в сфере инноваций на территории ЕС (The Trend Chart on Innovation in Europe, The European Innovation =
Scoreboard и др.)1. На наш взгляд, оценочные и статистические институты, а также их информационные ресурсы играют большую роль в корректировке инновационной
В 2002 году Совет Европы озвучил ряд задач по инновационному развитию: создание консолидированного европейского исследовательского пространства, увеличение спонсирования НИОКР и координация инновационной политики на всех уровнях регулирования.
Значимость регионального сотрудничества в сфере НИОКР и инноваций значительно возросла в последние годы, поскольку местные власти имеют большее представление о нуждах региона в сфере научно-технического и инновационного прогресса.
политики через подведение итогов деятельности стран — членов ЕС в сфере инноваций. Это позволяет, в свою очередь, определить перспективные задачи инновационного развития ЕС.
В течение последнего десятилетия в ЕС наблюдается формирование инновационной политики на трех уровнях: региональном, межрегиональном и наднациональном. Значимость регионального сотрудничества в сфере НИОКР и инноваций значительно возросла в последние годы, поскольку местные власти имеют большее представление о нуждах региона в сфере научно-технического и инновационного прогресса. К тому же ограниченность бюджета ЕС заставляет регионы выходить на мировой рынок в поисках венчурного капитала, что также имеет немаловажное значение для интеграции ЕС в мировой инновационный сектор. Региональная составляющая инновационной политики ЕС приобретает особое значение в распространении знаний, внедрении инноваций, подготовке высококвалифицированных научных кадров и в проведении фундаментальных научных исследований. Так, по мнению автора, очевидна необходимость эффективной реализации инновационной политики на базовом, региональном уровне таким образом, чтобы происходила корреляция с общей инновационной политикой ЕС.
Сглаживание различий на разных уровнях в сфере реализации инновационной политики отводится специальным наднациональным программам ЕС, таким как «Сеть инновационных регионов» (Forum of Innovation Regions), а также специальным центрам по распространению инноваций (Innovation Relay Centres). Основная роль данных программ — обмен опытом по разработке и внедрению инноваций, а также всевозможная поддержка инновационного
дискуссия
журнал научных публикаций
предпринимательства, начиная с вопросов интеллектуальной собственности и заканчивая внедрением результатов НИОКР в бизнес.
Инновационная политика в ЕС, как и всякая другая политика в рамках интеграционной группировки, имеет системный характер. Так, были созданы специальные механизмы и специальные институты для регулирования сферы инноваций. Большинство стран Западной Европы учредили новые или реформировали старые институты, в ведомстве которых находились вопросы, связанные с инновационной деятельностью. Кроме того, правительствами отдельных стран на национальном уровне проводилась широкая пропаганда необходимости инноваций для дальнейшего экономического развития как регионов, так и Евросоюза в целом. Таким образом, вышеперечисленные меры способствовали вовлечению отдельных стран во всеобщий процесс внедрения инноваций, а также стимулировали распространение новой политики в соседние страны посредством демонстрационного эффекта успешной ее реализации.
Уже в конце 80-х годов страны Западной Европы стали задумываться над тем,
чтобы создать благоприятный климат для формирования инновационной экономики через введение в практику «рамочных программ» (framework programmes) с четкими сроками реализации, представлены в таблице.
Сроки реализации рамочных программ2
Первая 1984-1987
Вторая 1987-1991
Третья 1991-1994
Четвертая 1994-1998
Пятая 1998-2002
Шестая 2002-2006
Седьмая 2007-2013
Восьмая 2014-2020
Современная стратегия развития Европейского Союза «Европа 2020» устанавливает пять основных приоритетных задач: повышение занятости населения, внедрение инноваций, улучшение качества образования, социальная интеграция и решение проблем, связанных с изменением климата и недостатком энергетических и других ресурсов.
Для исполнения поставленных задач с 1 января 2014 года началась реализа-
дискуссия
журнал научных публикаций
ция новой рамочной программы «Горизонт 2020», ядро которой составляют три основных приоритетных направления, а именно: генерирование передовых знаний для укрепления позиций Евросоюза среди ведущих научных держав мира; достижение индустриального лидерства и поддержка бизнеса, включая малые и средние предприятия и инновации; решение социальных проблем в ответ на вызовы современности, определенные в стратегии «Европа 2020», — с помощью исполнения всех стадий инновационной цепочки от получения результатов исследований до их коммерциализации и вывода на рынок. При этом принимаются во внимание не только технологические, но и социальные инновации. Еще одним, четвертым, компонентом является программа неядерных исследований Объединенного научно-исследовательско-го центра3.
Кроме того, для поддержки отстающих экономик и регионов Европы около 86 млрд. евро будет предоставлено фондами европейской программы выравнивания или около 25% всех средств структурных фондов. В общем бюджете ЕС доля расходов на исследования и инновации также возрастет до 8,5% в 2020 году по сравнению с 6,7% в 2013-м4.
Таким образом, инновационный союз направлен на улучшение доступа к источникам финансирования исследований и разработок в Европе. «Горизонт 2020» позволит приблизить научные открытия к потребностям рынка в инновационной продукции, а также будет способствовать поиску ответов на глобальные вызовы. ЕС постепенно преодолевает неблагоприятные условия, препятствующие частному сектору инвестировать в исследования, разработки и инновации, с помощью создания реально действующего Европейского исследовательского пространства, призванного решать социальные проблемы, обозначенные в стратегии «Европа 2020»5.
В общем и целом можно заключить, что Евросоюз заинтересован в своем инновационном развитии и видит в нем основной курс на преобразование экономики. В эпоху научно-технического прогресса и информатизации укрепление ЕС на мировом рынке возможно лишь через поддержание и внедрение инновационной политики. Главной целью ЕС в настоящее время является создание благоприятной среды для внедрения нововведений в различные сферы экономики. Конкурентоспособность экономики ЕС на мировой арене в XXI веке зависит от степени успешности реализации инновационной политики на всех уровнях управления — местном, региональном и наднациональном. При условии успешного внедрения и реализации инновационной политики ЕС может прийти в ближайшем будущем к своей конечной цели в этом вопросе — созданию единого общеевропейского инновационного пространства с гибкой структурой управления и координации.
Литература
1. Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС. [Электронный ресурс]. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/12_4_03.htm (дата обращения 01.02.2015).
2. Борисов В.В., Соколов Д.В. Инновационная политика: европейский опыт. М.: Языки славянской культуры, 2012. 128 с.
3.3 European Commission Joint Research Centre [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/jrc/ index.cfm (дата обращения 26.01.2015).
4. Горбатенко Е.Ю. Глобальное научно-технологическое и инновационное развитие Европейского союза в рамках программы «Горизонт 2020». М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013.
5. Пикалова А.Г., Проскурякова Л.Н., Зайцев Ю.К. Направления политики ЕС в сфере науки, технологий и инноваций. Создание Инновационного союза. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/ data/2012/01/30/1264154381/Горизонт_2020.pdf (дата обращения 02.02.2015).
ЕС постепенно преодолевает неблагоприятные условия, препятствующие частному сектору инвестировать в исследования,
разработки и инновации, с помощью создания реально действующего Европейского исследовательского пространства, призванного решать социальные проблемы, обозначенные в стратегии «Европа 2020».
EU STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT TO THE END OF 2020
E.Y. Gorbatenko, postgraduate, the department of world economics, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Today the problem of economic innovative development is coming more urgent. Competitiveness of modern economy is defined by presence offavorable climate for innovative policy, and also by expenditures shares from general GDP for its successful realization. Nowadays EU lags from leading countries in the sphere of innovative policy as the US and Japan. This article analyzes the approach of EU to introduction of innovative policy from 80th of XX with realization perspective of new innovative tasks to 2020. Being a complex and integral block, EU has a set of tasks for introduction and realization of innovative policy on different levels: local, regional and national. Since 2014 the new program under the title «Horizon of 2020» is being realized; as a result EU can get a new level of innovative policy management and achieve goals set to 2020. This article provides a modern development strategy of EU which is based on introduction of innovations in different spheres of economics at all the levels of management.
Key words: Horizon 2020, the European Union, Europe 2020, innovation, innovation policy, innovation economy, R & D, the EU perspective.
References
1. Sheliubskaia N. Novye napravleniia innovatsionnoipoli-tikiES. [New directions of innovation policy of the EU]. Available at: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/12_4_03. htm (data obrashcheniia 01.02.2015).
2. Borisov YV., Sokolov D.V. Innovatsionnaiapolitika: evro-peiskii opyt [Innovation policy: the European experience]. Moscow, Iazyki slavianskoi kul'tury Publ., 2012. 128 p.
3. European Commission Joint Research Centre. Available at: http://ec.europa.eu/dgs/jrc/index.cfm (accessed 26.01.2015).
4. Gorbatenko E.Iu. Global'noe nauchno-tekhno-logicheskoe i innovatsionnoe razvitie Evropeiskogo soiuza
v ramkakh programmy «Gorizont 2020» [Global scientific, technological and innovative development of the European Union within the programme "Horizon 2020"]. Moscow, FGBOU VPO «REU im. G.V. Plekhanova» Publ., 2013.
5. Pikalova A.G., Proskuriakova L.N., Zaitsev Iu.K. Napravleniia politiki ES v sfere nauki, tekhnologii i inno-vatsii. Sozdanie Innovatsionnogo soiuza [The direction of EU policy in the field of science, technology and innovation. The creation of the Innovation Union]. Available at: http://www.hse.ru/data/2012/01/30/1264154381/Goriz-ont_2020.pdf (accessed 02.02.2015).