Рисунок 2 - Продукт туристского направления
Как показано на рисунке 2, туристское направление можно рассмотреть в различных областях: 1 - культура; 2 - пейзаж и природа; 3
- события (спорт, музыка, развлечения и т.д.). 4
- творчество.
В частности, последний сектор представляет различные режимы использования культуры, природы и событий через творческие аспекты мультимедийных технологий. А культура и природный ландшафт вместе представляют специфические ресурсы, которые помогут оправдать надежды и повысить качество обслуживания клиентов.
Вокруг основной услуги должны располагаться два типа дополнительных услуг: услуги дополнительные и вспомогательные - дифференцированные услуги. Первые - необходимы для удовлетворения основных запросов туристов; другими словами, они облегчают доступ
и использование основного обеспечения клиентов: т.е. размещение, информационные услуги, транспорт и так далее. Вторые услуги должны иметь реальные отличительные особенности по сравнению с услугами конкурентов. Они способны обеспечить реализацию уникальных потребностей клиентов (примерами являются финансовые услуги, специализированные магазины, местные ремесла и так далее), тем самым оказывая влияние на степень дифференциации туристского направления. Возможность обеспечения комплексного туристского направления, которая отличается самобытностью, возможность организовать и предложить клиентам пакет, который интегрирует широкий спектр конкретных ресурсов, может дать положительные результаты в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Примечания:
1. Barney, J. (2011), Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of management, vol. 17(1), pp. 99-120.
2. Hankinson, G. (2004), Relational network brands: towards a conceptual model of place brands // Journal of vacation marketing, vol. 10, (2), pp. 109121.
3. Kaplanidou, K.V, (2013), Destination branding: concept and measurement //Working paper Michigan state university - Michigan state university, department of park, recreation and tourism resources, august, pp. 342-367.
INNOVATION DEVELOPMENT IN INTEGRA TION UNION (BY THE EXAMPLE OF EU)
Shpolyanskaya Anna Artemovna, Post-graduate student, Russian peoples friendship University, Moscow E-mail: a. a. rogozhniko va@gmaii. com
The actual matter is creation of Innovation Union in the strategy of the future development of EU. The article is devoted to examination of formation common innovation policy in frame of integration union by the example of EU. The author examined the tasks of innovation development in EU, mechanism to approach aims and tasks of innovation development of the country - EU member (by the example of Germany) with the all-european, and ways to value efficiency of strategy's fulfillment. The author makes a conclusion about prospects to collaborate in innovation development in EEU integration based on experience of EU.
Keywords: integration; innovation; strategy; European Union; Germany; experience; Eurasian Economic Union.
УДК 338.24 ВАК РФ 08.00.14
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЕС)1
5 Шполянская А.А., 2016
> <
X
■X.
о
ш т S
о
X
о
со
136
Актуальным вопросом стратегии будущего развития ЕС является создание Инновационного Союза. Данная статья посвящена изучению формирования общей инновационной политики в рамках интеграционного объединения на примере ЕС. Автором рассмотрены задачи инновационного развития ЕС, механизм сближения целей и задач страны-участницы ЕС (на примере Германии) с общеевропейскими, и способ оценки эффективности реализации стратегии. Автором сделан вывод о перспективах сотрудничества в инновационном развитии на просторах интеграционного объединения ЕАЭС, основываясь на опыте ЕС.
Ключевые слова: интеграция; инновации; стратегия; Европейский союз; Гэр-мания; опыт; Евразийский экономический союз.
I
ШПОЛЯНСКАЯ Анна Артёмовна, аспирант, Российский университет Дружбы народов, Москва a.a.rogozhnikova@gmail. com
Экономическая интеграция: от Объединения угля и стали к Инновационному союзу
Определение понятий интеграции и интеграционное объединение, предпосылок и целей подобного сближения стран, этапов и направлений интеграции обращало на себя внимание экономистов на протяжении XX века, с момента закладывания основ крупнейшего интеграционного объединения современности Европейского Союза, и продолжает интересовать в связи с расширением сфер взаимного сотрудничества объединившихся стран Европы и в связи с появлением новых интеграционных объединений в мире.
С лингвистической точки зрения "интеграция" - это процесс объединения разнородных частей в единое целое. При этом в ходе процессов интеграции увеличивается объём и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между интегрирующимися элементами.
В 1962 г. венгерский экономист Б. Баласса определяет экономическую интеграцию как процесс движения от торговой дискриминации между странами, расширение которого приведет к отмене дискриминации в других сферах, то есть как движение от простых форм взаимодействия к более сложным. [20,13]
В 1987 г. П. Робсон предложил определять экономическую интеграцию как объединение, изначально созданное для эффективного использования ресурсов, в дальнейшем ведущее к свободному перемещению товаров и факторов производства, а также к созданию специальных новых учреждений и инструментов, обеспечивающих действие рыночного механизма вне зависимости от наличия государственных границ. [3,372]
Таким образом, экономическая интеграция, первоначально строящаяся на отмене торговых барьеров и объединений важнейших отраслей, стремится к слиянию всех сфер - валютной, финансовой, образования, и созданию наднациональных институтов, с целью координации и унификации внутренней и внешней политики путем структурных преобразований в хозяйстве стран-участниц интеграционного объединения. Фундаментальный аспект процесса интеграции - формирование всеобщей политики, которая должна соответствовать национальным интересам государств и отвечать социально-экономическим потребностям, возникающим в сообществе. [2,44]
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-0605146.
Европейский союз прошел важнейшие этапы экономической интеграции и имеет общую политику по наиболее важным сферам деятельности:
1. Создание ЕОУС (Европейское объединение угля и стали) в 1952 г. - объединение значимых отраслей экономик.
2. Создание Общего рынка в 1957 г. - формирование единой торговой политики и общей аграрной политики.
3. Заключение Единого европейского акта в 1987 г. для устранения барьеров в свободном перемещении товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
4. Заключение Маастрихтского договора в 1993 г. для создания экономического, валютного и политического союза, что привело к сближению внешней политики, политики безопасности, правовой системы стран-участниц союза. Крометого, определены единые финансовые и экономические критерии для участия в интеграционном объединении.
5. Создание единого визового пространства - Шенгенское соглашение 1995 г.
6. Принятие Европейской Конституции и новых должностей: Президент и Министр иностранных дел ЕС в 2001 г.
7. Создание валютного союза, введение единой валюты евро в 1999-2002 гг.
Таким образом, к началу XXI века в Европе сформировалось крупное интеграционное объединение, имеющее единую торговую, аграрную, внешнюю, миграционную (Шенгенское соглашение), правовую, валютную, финансовую, энергетическую, транспортную, культурную, образовательную (Болонский процесс) политику. Безусловно, строительство данного интеграционного объединения не было триумфальным шествием, и страны сталкивались с различными проблемами политического, экономического характера, в том числе на сегодняшний день по причине сближения достаточно большого количества стран (28) с разным уровнем развития экономики, финансовой, социальной сферы. [8,8] Это естественным образом влечет за собой некоторые препятствия в установлении единого уровня политического и экономического развития, в частности это проявляется в области миграционной политики, формирования единого валютного союза. Европейские страны, в большинстве своем монокультурные, постоянно вынуждены заниматься проблемами миграции населения, то ограничивая, то расширяя миграционные потоки и способствуя адаптации мигрантов с местными жителями внутри ЕС,
поскольку остро стоит проблема принятия мигрантов коренными жителями и обеспечение их социальных нужд. [7 ,114] Проблемы, возникающие после введения единой валюты, не менее серьезные и рождают не меньшие социальные волнения по причине не готовности ряда стран к росту цен и обострившимся в период финансового кризиса проблемам банкротства и безработицы. [1,52-53]
На этом, однако, интеграция не останавливается. В 2000 г. ЕС была принята Лиссабонская стратегия, основной целью реализации которой является укрепление конкурентоспособности ЕС на мировой арене путем перехода к инновационной модели развития и формирования экономики знаний. Данная стратегия задала новый вектор сближения - сближение инновационной политики стран-участниц Союза. Вместе с тем декларировался максимальный экономический рост, полная занятость и превращение ЕС "в самый конкурентоспособный и динамичный" экономический регион мира. [6,46]
Конечно, научно-техническое сотрудничество не является принципиально новым направлением в европейской интеграции. С 1984 г. каждые 5 лет (с 2007 г. каждые 7 лет) в ЕС принимаются рамочные программы для финансирования научных исследований и разработок стран Евросоюза. Однако в Лиссабонской стратегии инновационное развитие выносится на первый план, инновации признаются драйвером будущего роста и решением многих социально-экономических проблем. В связи с этим финансирование рамочных программ было существенно расширено2, а для координации инновационной политики стран ЕС в 2007 и 2008 гг. были созданы Европейский исследовательский совет (первая общеевропейская организация, призванная стимулировать развитие НИОКР в ЕС) и Европейский институт инноваций и технологий (организация, объединяющая исследовательские центры и бизнес для быстрой трансформации идей в продукты).
В 2010 г. после кризиса 2008-2009 гг., столкнувшись с серьезными экономическими проблемами - безработица, падение уровня жизни граждан,замедление экономического роста, возрастание внешнего долга, - руководство стран ЕС, признавая необходимость улучшения экономического положения стран-участниц, решения социальных задач, укрепления
2 С 18 млрд евро в б-й рамочной программе (20022006) до 50,5 млрд евро в 7-й рамочной программе (2007-2013).
> <
X
■X.
о и! т
о
ПС
о
со
138
позиций на международной арене, необходимость ответа на глобальные вызовы современности - изменение климата, нехватка ресурсов, - принимает новую стратегию развития до 2020 г. "Европа 2020". Причиной замены стратегии стало осознание в период кризиса, что страны ЕС оказались очень далеки от реализации целей, поставленных Лиссабонской стратегией: Европейский союз не смог стать динамично развивающимся регионом мира. [6,47]
Стратегия "Европа-2020" имеет менее амбициозные цели и их количество существенно меньше - всего 5 ключевых целей заявлено в документе: увеличение занятости, расходов на НИОКР, числа образованных, повышение энергетической эффективности и снижение доли бедного населения. Как заявлял президент ЕС Херман ван Ромпей (до 2014 г.), "принцип гласит: меньше, но лучше обоснованных и контролируемых целей". [4]
Текущая стратегия закрепляет важность инновационного развития для Европейского Союза, определяя разумный рост, основанный на знаниях и инновациях, как одну из трех основ дальнейшего развития, и устанавливает ряд целевых показателей, которые будут являться критериями для оценки выполнения поставленных задач.
В рамках "Европа-2020" было сформировано 7 флагманских инициатив, одна из которых - "Инновационный союз" - создание благоприятной, открытой среды для облегчения трансформации научных идей и разработок в продукты и услуги, которые будут способствовать экономическому росту, и переориентация деятельности по ведению НИОКР в области, требующие повышенного внимания - изменения климата, эффективное расходование ресурсов и энергии, демографические изменения и здоровье населения.
Для Европейского союза, обладающего первоклассными учеными, крупными исследовательскими центрами, университетами, являющегося центром привлечения инвестиций, местом расположения огромного числа известных производителей с продукцией высокого качества, одной из главных причин отставания от США и Японии в инновационном развитии [15] является низкий уровень интенсивности НИОКР и слабые показатели вывода инновационных разработок на рынок. [10,102103] Кроме того, ЕС столкнулся с проблемами в подготовке высококвалифицированных сотрудников - низкий рейтинг университетов, падение интереса к высшему образованию, получению докторской степени, несоответ-
ствие уровня образования требованиям рынка труда и т.д. [17,2-3,8]
Создание Инновационного Союза, согласно стратегии "Европа 2020", будет способствовать решению или по крайне мере положительной динамике в решении ряда социально-экономических проблем и принесет следующие выгоды: [17,10-11]
- облегчение доступа к финансированию для предприятий;
- создание законодательной базы для стимулирования инноваций;
- более дешевое патентование;
- поддержка инноваций со стороны государственного сектора;
- инновационное партнерство между странами ЕС для повышения конкурентоспособности;
- легкий доступ для предприятий ЕС к исследовательским программам;
- улучшение условий труда для исследователей;
- повышение мобильности персонала;
- открытый доступ к результатам исследований;
- усиление взаимодействия бизнес и государственного секторов;
- повышение уровня жизни населения;
- поиск путей к здоровой и продолжительной жизни;
- улучшение экологической обстановки.
В 2014 г. для реализации целей была принята 8-рамочная программа финансирования "Горизонт 2020" с рекордным бюджетом в 80 млрд евро. "Горизонт 2020" является главным инструментом реализации целей стратегии "Европа 2020", включая создание Инновационного Союза. Это первая, столь масштабная по объему финансирования и направлениям программа инновационного развития в Евросоюзе.
Сближение целей общеевропейской и национальной стратегий инновационного
развития (Германия и ЕС)
Безусловно, интеграция в инновационном направлении 28 стран-участниц ЕС не может быть быстрой и беспрепятственной, поскольку каждая страна имеет совершенно разный уровень научно-технического развития, разный уровень образованности населения и подготовки кадров. Кроме того, ряд стран может рассчитывать только на помощь общеевропейских фондов финансирования, не имея возможностей создания собственных.
Для наблюдения за инновационным развитием стран и его динамикой в ЕС разработан
показатель Innovation Union Scoreboard, оценивающий уровень развития инновационной системы в стране по 25 различным показателям, разделенным на 3 группы "Ресурсы", "Активность предприятий", "Достижения". Соглас
но ему все страны ЕС делятся на группы - "ли-деры-инноваторы", "преследователи", "умеренные инноваторы", "скромные инноваторы". (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Рейтинг стран ЕС по Инновационному Индексу ЕС 2015
Источник данных: European Commission (2015) Innovation Union Scoreboard 2015.
Таким образом, наблюдается существенный разрыв между странами лидерами в инновационном развитии (Швеция, Дания, Финляндия, Германия) и скромными инноваторами (Румыния, Болгария, Латвия), что не позволяет ЕС в совокупности продемонстрировать высокий показатель. Существует также мнение, что программа "Европа 2020" будет реализована в каких-то частях и в какой-то степени, но в целом не будет выполнена в срок. Поскольку обозначенные в ней приоритеты и их количественные параметры сохраняют свою актуальность, программу, скорее всего, продлят, несколько модифицировав и проставив новую дату, например, 2030. [9,218]
На сегодняшний день согласно Индексу инновационного развития сохраняется отставание ЕС (0,613) от США (0,746), Японии (0,702) и Южной Кореи (0,759), однако динамика изменения общего индекса и его компонентов положительная (+2,4% за период 2007-2014 гг.) [19], что свидетельствует о развитии в правильном направлении и реализации странами ЕС поставленных задач.
Для того чтобы государства-члены ЕС смогли адаптировать стратегию "Европа-2020" к
своей конкретной ситуации, Европейская Комиссия предлагает государствам трансформировать цели ЕС в свои национальные стратегии.
Рассмотрим, как происходит сближение национальных стратегий с общеевропейской на примере одного из лидеров инновационного развития в ЕС, страны - экономического лидера интеграционного объединения ЕС -Германии.
Программы и стратегии развития инноваций на национальном уровне являются основой для формирования Инновационного союза ЕС. В то же время существует и обратная зависимость - создание Инновационного Союза на европейском уровне способствует развитию стран-членов Союза, стимулируя их к достижению определенных показателей, более высоких, заданных другими участниками ЕС. На лицо возникновение некой двусторонней связи между общеевропейской и национальными стратегиями высокотехнологичного развития.
Для достижения высокого уровня технологического развития Федеральным министерством образования и научных исследований
ФРГ (BMBF) в 2006 г. была разработана Стратегия высокотехнологичного развития "HighTech Strategy 2020 for Germany". Это первая всеобъемлющая стратегия высокотехнологичного развития страны с указанием целей, задач, инструментов и способов стимулирования инноваций, а также ключевых направлений и отраслей, которые станут основой для высокотехнологичного развития всей экономики.
Таблица 1 - Сравнение задач национальной высокотехнологичной стратегии Германии и Инновационного Союза ЕС
Источник: составлено автором по Innovation Union Communication Europe 2020; State of the Innovation Union 2015; High tech strategy for Germany 2020.
Подобное взаимодействие стратегий на национальном и общеевропейском уровне способствует значительной концентрации усилий по стимулированию инновационной активности в странах ЕС. Так или иначе все страны интеграционного объединения участвуют в инновационном развитии, разрабатывая стратегии, выделяя финансирование, тем самым делая шаги к реализации общей цели Европейского Союза.
Ежегодно Еврокомиссия проводит проверку ряда показателей на их соответствие целевым показателям на национальном и европейском уровне и выносит рекомендации
странам-участницам ЕС для внесений корректировки в инновационную политику (табл. 2).
Германия, согласно данным показателям, по праву считается одним из лидеров инновационного развития ЕС. Она имеет достаточно высокие значения ключевых показателей по состоянию на 2014 г., большинство из которых превосходят общеевропейские и близки, либо уже превысили целевые значения.
Недостатком стратегии "Европа 2020" в этом отношении можно считать отсутствие детального ряда целевых показателей для оценки выполнения задач, заложенных в программе "Инновационный Союз". Так, например, нет заданных ориентиров для оценки уровня венчурного финансирования, уровня коммерциализации идей, числа предпри-ятий-инноваторов, интенсивности НИОКР и т.д., что безусловно осложняет сравнение стран ЕС и не дает четкого представления о том, сколько времени понадобится для формирования единого инновационного пространства с равными по возможностям участниками.
Таким образом, формирование общей политики в направлении инновационного развития требует от руководства ЕС и правительств стран-участниц значительных усилий по координации программ и стратегий развития на общеевропейском и национальном уровне.
Создание Инновационного Союза предполагает тесное переплетение финансовых и человеческих ресурсов, систем образования, научного сотрудничества, бизнес-кооперации, стандартов патентования и защиты интеллектуальной собственности, инновационных систем 28 стран интеграционного объединения.
Для реализации данной идеи в ЕС были созданы специальные наднациональные институты, приняты программы финансирования, ведется работа по адаптации национальных стратегий общеевропейской, разработан индекс оценки инновационного развития и проводится мониторинг ключевых показателей стран-участниц ЕС.
Стратегия ЕС «Инновационный Союз» Стратегия Германии «Высокотехнологичная стратегия 2020»
Образование и подготовка кадров
Повышение уровня образования, создание экономики знаний: • подготовка ученых-исследователей • повышение уровня подготовки кадров в университетах • увеличение числа докторов наук • повышение привлекательности рабочих мест • мобильность ученых-исследователей с обеспечением им равных условий работы в любой стране ЕС Подготовка и переподготовка кадров в приоритетных отраслях высокотехнологичного развития (медицина, энергетика, IT, цифровые технологии, системы безопасности, транспорт). Повышение привлекательности специальностей STEM (наука, технологии, инженерное дело, математика). Создание благоприятной рабочей обстановки для ученых.
Коммерциализация идей: вывод идей на рынок
Обеспечение легкого доступа к получению финансирования от Европейского регионального фонда развития, особенно для малых и средних предприятий. Увеличение доли венчурного финансирования. Стимулирование инвестиционного потока в проекты предприятий. Установление связи науки и бизнеса: инновационные идеи должны легко воплощаться на практике. Легкий доступ к регистрации прав интеллектуальной собственности - развитие рынка лицензирования и патентования. Объединение экономики и знаний. Технологии должны иметь практическое применение. Совместная работа предприятий, высших учебных заведений, научно-исследовательских фондов. Увеличение доли венчурного финансирования. Создание условий для открытия среднего и малого высокотехнологичного бизнеса. Создание инновационных кластеров. Разработка стандартов и нормативов для внедрения новых технологий. Увеличение инвестиций на НИОКР. Привлечение частных инвестиций.
Партнерство и кооперация в инновационном развитии
Координация национальных и общеевропейской инновационных стратегий. Развитие партнерских отношений на европейском и глобальном уровне для стимулирования проведения различных исследований и разработок Национальная инновационная политика -часть глобальной и европейской политики. Помощь немецким компаниям в установлении партнерских отношений с ведущими развитыми и развивающимися высокотехнологичными предприятиями. Устранение различий в инновационном развитии восточных и западных земель.
Таблица 2 - Основные показатели на пути к формированию Инновационного Союза ЕС (сравнение ЕС и Германии)
Источник: Блюре 2020Targets (http://ec.europa.eu/ europe2020/pdf/targets_en.pdf - Дата обращения: 15.04.2016)
Подобный уровень развития интеграции является примером для многих интеграционных объединений, находящихся на стадии формирования таможенного союза или общего рынка, к коим, например, относится ЕАЭС. Изучение современного опыта строительства инновационного союза - ключевого направления инновационной стратегии "Европа 2020" представляется весьма актуальным и важным как в концептуальном, так и в практическом плане, особенно с точки зрения решения задач инновационного преобразования отечественной экономики на ближайшую и долгосрочную перспективу. [11,111]
Уроки для ЕАЭС: существуют ли в ЕАЭС предпосылки для формирования Инновационного Союза в будущем? Следует отметить, что создание ЕАЭС ведется по примеру строительства ЕС, и, конечно, страны ЕАЭС имеют в долгосрочных планах развитие сотрудничества в научно-технической сфере. Однако, на сегодняшний день ни одна из трёх стран не может являться инновационным лидером и ориентиром для остальных участников объединения. За время, прошедшее с момента развала СССР, все страны потеряли свой инновационный потенциал и потребуется еще много усилий для его восстановления. Инновационная активность даже в более экономически и технологически развитых странах ЕАЭС - России, Белоруссии и Казахстане - остается низкой, не отвечающей современным требованиям модернизации промышленности и других сфер экономики. [12]
Россия, чья экономика серьезно пострадала от санкций и падения нефтяных цен, хотя и
имеет стратегию инновационного развития до 2020 г., но её ключевые показатели далеки от целей, установленных в ней. Кроме того, отмечается низкая доля на мировом рынке высокотехнологичныхтоваров, отставание по числу публикаций и патентов, падение уровня образования.
Казахстан, чья доля на мировом рынке наукоемкой продукции равна нулю, пытается стимулировать инновационное развитие, принимая закон "О господдержке инновационной деятельности". Однако недостаточное развитие инфраструктуры -технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рискового финансирования, специальные финансовые механизмы поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированные оценщики фирм и интеллектуальной собственности и др. серьезно препятствует достижению сколько-нибудь значимых результатов.
Белоруссия имеет схожие проблемы, заключающиеся в недостатке финансирования инновационных проектов, слаборазвитой инфраструктуры, недостаточной поддержке со стороны государства, нехватке высококвалифицированных кадров и т.д.
Странам ЕАЭС потребуются большие усилия по созданию инфраструктуры инновационного развития внутри стран, совершенствованию законодательной базы, повышению инновационной активности предприятий путем привлечения финансовых ресурсов частного и государственного сектора, повышения качества образования и подготовки научных кадров. Принимая во внимание тот факт, что в ЕС далеко не все 28 стран находятся на одинаковом уровне инновационного развития, страны-участницы ЕАЭС в долгосрочной перспективе, пройдя определенные этапы интеграции и создав наднациональные институты, эффективно применяя имеющийся опыт формирования единого инновационного пространства ЕС, всё же могут рассчитывать на определенные успехи в сближении своих интересов в инновационном развитии. К тому же для этого имеются определенные исторически сложившиеся предпосылки, такие как например, схожесть в системе образования, сотрудничество в области НИОКР, производственная кооперация предприятий.
Резюмируя, нужно отметить, что Европейский Союз как интеграционное объединение проделал долгий путь от общего рынка и формирования единой торговой политики к за-
Показатель Германия ЕС
Текущее Целевое Текущее Целевое
значение значение значение значение
(2014) (2014)
Расходы на НИОКР, 2.84 3 1.94 3
в % от ВВП
Доля населения в 31.4 42 38 40
возрасте 30-34 лет,
имеющих высшее образование, в %
Доля лиц в возрасте 18-24 лет без 9.5 <10 11.3 <10
образования, в %
Общая занятость 77.7 77 69.3 75
среди трудоспособного
населения,в %
рождению идеи о создании крупной региональной экономики знаний и инноваций путем объединения научно-технического сотрудничества и создания Инновационного Союза.
Европейский Союз, несмотря на сложность интеграции разных по уровню социального и экономического развития стран, от создания таможенного союза дошел до идеи выступления единым фронтом в научных изобретениях, исследованиях и разработках для создания конкуренции ведущим странам, попутно решая собственные задачи, задачи стран-участниц на местном уровне и реализуя цели на международной арене. Кроме того, следует отметить высокую адекватность концептуальной основы европейской инновационной политики и её мер основным объективным требованиям современного развития. [11,119]
Благодаря детальной проработке принимаемых программ и стратегий, пересмотру их актуальности, созданию специализированных наднациональных институтов, разработке целевых показателей и их критериев для оценки реализации поставленныхзадач, координации национальных и общеевропейских целей, Европейский Союз является примером для любого интеграционного объединения, находящегося на пути формирования единой инновационной политики.
Литература:
1. Бебрис А. О., Хмелев И. Б., Орехов С. А. Проблемы макроэкономической стабильности стран зоны евро // Интернет-журнал Науковедение. -2014,-№4 (23).-С. 48-58.
2. Белых А. Г., Иншакова А. О. Теория интеграции: общая политика как основа многонациональной интеграции // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. - 2005. - №7. - С. 43-54.
3. Гущян А.Ф. Основные концепции международной экономической интеграции // Экономические науки. - 2009. - № б (55). - С. 370-372.
4. Журавлева Н. Европейская стратегия // Деловая газета "Взгляд". 2010. URL: http://www.vz.ru/ economy/2010/3/26/387139.html (дата обращения: 10.05.2016)
5. Захарова Н.В. ЕС: от Лиссабонской стратегии - к Лиссабонской программе // Современная Европа. 2008. № 3. URL: http://www.ieras-library.ru/ documenti/soveurope/2008/zaxarova2.doc (дата обращения: 11.05.2016)
6. Матюшок В.М., Кравцов А. А. Европейский путь к инновационной экономике// Вестник РУДН. Серия Экономика. - 2011. - № 4. - С. 44-54.
7. Погорельская А. М. Внешнеполитические инструменты регулирования иммиграции в ЕС: политика развития // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. -№383. - С.114-118.
8. ФГБУН Институт Европы РАН ЕврАзЭС и Интеграционный опыт ЕС / под ред. М.Г. Носова (отв. ред.) и др. Доклады Института Европы РАН. - 2009.
- № 242,-С. 123-144.
9. ФГБУН Институт Европы РАН Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы / под общ. ред. Ал .А. Громыко, В.П. Фёдорова. - М.: Весь Мир, 2007.
- 696 с.
Ю.Циренщиков B.C. Инновационная Европа // Современная Европа. - 2013. - № 4 (56). - С. 101114.
11.Циренщиков B.C. Евросоюз: новое в инновационном строительстве // Современная Европа.
- 2016.-№1.-С. 107-121.
12.Шурубович А.В. Роль взаимного сотрудничества в экономической модернизации стран ЕАЭС // Ассоциации "Центр ИЭСКР". 2015. URL: http:// res с ue.org. г u/a па lytics_30_rol-vzai m nogo-sotrudnichestva-v-ekonomicheskoi-modernizacii-stran-eaes.html (дата обращения: 10.04.2016)
13.Bundesministerium fur Bildung und Forschung (2014) High-Tech Strategy for Germany 2020. URL: https://www.bmbf.de/pub/HTS_Broschuere_engl_ bf.pdf (дата обращения: 08.04.2016)
14.European Commission (2010) Europe 2020: a strategy for smart, sustainable and inclusive growth. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=COM:2010:2020:FIN:EN:PDF (дата обращения: 07.04.2016)
15.European Commission (2008) European Innovation Scoreboard 2007: comparative analysis of innovation performace. URL: http://ec.europa.eu/danmark/ documents/alle_emner/konkurrence/08021 4_ innovation-scoreboard2007.pdf (дата обращения: 08.04.2016)
16.European Commission (2010)The Lisbon Strategy 2000-2010: An analysis and evaluation of the methods used and results Achieved. URL: http:// www.europarl.europa.eu/document/activities/cont/ 201107/20110718ATT24270/20110718ATT24270EN. pdf(flaTa обращения: 01.05.2016) 17.lnnovation Union: a pocket guide on a Europe 2020 initiative. European Commission, Brussles, 2013.
18.The European Union explained: How the EU works. European Commission, Brussels, 2014.
19.European Commission (2015) Innovation Union Scoreboard 2015. URL: http://ec.europa.eu/growth/ industry/innovation/facts-figures/scoreboards/files/ ius-2015_en.pdf (дата обращения: 10.04.2016) 20.Snorri Thomas Snorrason Asymmetric Economic Integration: Size Characteristics of Economies, Trade Costs and Welfare. Physica-Verlag HD, 2012.