РЕМШииМ май 2003
ЕВРОПЕЙСКИЕ ФАРМКОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
Плод - корневая основа таких слов в русском языке, как плодить (дочернее предприятие), плсдовацная [база](го-ловное предприятие), приплод (прибыль), корнеплод (основой продукт), плодовитый (высокорентабельный) и т.д.
Источник: Новый словарь русского делового языка для иностранных предпринимателей, «Мегасфера», Спб., 2003.
Мария ДЕНИСОВА, Михаил СТРЕЛКОВ
ЕВРОПЕЙСКИЙ БИЗНЕС НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ
Одной из особенностей российского фармацевтического рынка является его структура по производителям лекарственных средств: фармацевтические компании, не входящие в число глобальных (трансконтинентальных) фармацевтических концернов, занимают сопоставимые с ними доли рынка и не менее успешно ведут свой бизнес. Ооотношение различных групп фармпро-изводителей, отличающихся масштабами своей деятельности как по географическому признаку, так и по соответствующему объему оборотов и капиталов, в России не такое, как в мире в целом и в западных странах в частности.
Специалистам отечественного фармацевтического бизнеса хорошо известны историко-политические и экономические предпосылки, которые обусловили изначальное преимущество в позициях на российском рынке для фармацевтических предприятий из Восточной Европы: здесь вспоминается и социалистическая интеграция в рамках СЭВ, и централизованная система закупок и распределения лекарственных средств до конца 80-х годов, и отсутствие государственной поддержки отечественной фарминдустрии, и многие другие факторы. В начальном хаотическом периоде рынка российские компании не могли занять значительных рыночных ниш, а мировые концерны, оригинальные препараты которых превышали по ценам возможности платежеспособного спроса населения России, рассматривали свою деятельность на развивающемся российском рынке в первую очередь как стратегическое присутствие. В этих условиях восточноевропейские фармацевтические предприятия оказались в выигрышном положении: их деятельность всегда ориентировалась на советское государство, они обладали номенклатурой лекарственных средств, хорошо известных российским врачам и
✓
населению, их препараты имели в глазах последних ореол привилегированности, как импортные продукты, они могли позволить себе установить доступные для населения цены. Таков был старт на российском фармрынке. За прошедшие годы отечественный рынок претерпел существенные изменения. Можно сказать, что он стал цивилизованным со всей соответствующей атрибутикой: разработанное и достаточно жесткое нормативно-правовое регулирование обращения лекарственных средств, наличие саморегулирующих объединений субъектов сообщества. И главное, сущностные изменения — широкий ассортимент лекарственных средств, развитая система дистрибьюции, подъем на качественно новый уровень лидеров отечественной фарминдустрии. Преобразился и состав производителей лекарственных средств, обращающихся на отечественном фарм-рынке. Однако доля компаний из Восточной Европы в общих объемах продаж по-прежнему остается значительной.
СТРУКТУРА РЫНКА ПО ГРУППАМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
На мировом рынке лекарств, как известно, по оборотам преобладают глобаль-
[ГЛАВНАЯ ТЕМА]
□ В РАЗДЕЛЕ
ЕВРОПЕЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ МИРОВЫЕ ФАРМ-КОНЦЕРНЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ИЗ ЕВРОПЫ ДЕЛЯТ ЛИДЕРСТВО ПО ЧИСЛУ ПРЕПАРАТОВ-БЕСТСЕЛЛЕРОВ NYCOMED РАЗВИВАЕТ АКТИВНОСТЬ В РОССИИ И СНГ
май 2003
PfMtOllUM
ЕВРОПЕЙСКИЙ БИЗНЕС НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ
J ^
PR
ТАБЛИЦА 1 Крупнейшие мировые производители 1
лекарств и российский рынок |
В мире Крупнейшие MNC* В России**
1 Pfizer 15
2 GLaxoSmithKLine 4
3 Merck & Co 28
4 AstraZeneca 29
5 Novartis 3
6 Jonson & Jonson 65
7 Bristol-Myers Squibb 16
8 Aventis 1
9 Pharmacia 19
10 Wyeth 37
*) данные IMS на январь 2003 г. **)бюппетень «Импорт-экспорт готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций в 2002 г.», RMBC.
Доли групп производителей, вошедших в топ-50, в общем объеме продаж ЛС
25 г ОО
to ОО о CVJ
20
(■о
1Л
15 (■о о п
10
5 -
0
2000 г.
■ — MNC
□ — Пан-евро-
пейские
□ — Нацио-
нальные
европейские
■ — Прочие
ТАБЛИЦА 2
Объемы продаж некоторых европейских компаний, вошедших в Топ-50 по объему продаж за 2001 и 2002 гг. в России (по доступным годовым отчетам и пресс-релизам)
Компания Страна Продажи, 2002 г. Продажи, 2001 г. Единицы
Gedeon Richter Венгрия 388 310 Млн. долл.
Krka d.d. Словения 368 327 Млн. долл.1
Nycomed Holding A/S Дания/ Норвегия н.д. 509 Млн. евро
Lek d.d. Словения 359 281 Млн. долл.1
PLIVA Хорватия 8152 н.д. Млн. долл.
Egis Венгрия н.д. 174 Млн. долл.1
Balkanpharma Болгария 1362 н.д. Млн. евро
Hemofarm d.d. Югославия н.д. 115 Млн. долл.1
Beaufour Ipsen Group Франция н.д. 704 Млн. евро
Innotech International Франция н.д. 1143 Млн. евро
1 Krka, Lek, Egis, Hemofarm, - данные пересчитаны из национальных валют в допп. США по среднегодовому курсу соответствующего Центробанка. 2 PLIVA, Balkanpharma - предварительные результаты 2002 г. 3 Суммарный неконсолидированный объем продаж Innothera Group, включающий также Laboratoires Innotera.
ные мультинациональные компании (МЖ). Они являются лидерами мировой Фарминдустрии и сфера их деятельности простирается на разные континенты. Значительное место занимают также региональные компании, стратегически нацеленные на определенные регионы, например, на Европу, Америку и т.д. Некоторые из них по обороту не уступают М№С.
На крупнейшем рынке готовых лекарств — рынке США, — присутствуют все основные представители как первой, так и второй группы. В европейских странах, как правило, доминируют крупные пан-европейские производители, относящиеся к региональным, либо (и
это характерно для небольших стран Западной и Центральной Европы) — крупный национальный или региональный производитель одной из соседних стран.
В России в период перехода на рыночные отношения просто не было условий для того, чтобы на фармрынке смогла сложиться структура групп производителей, сходная с американской или европейскими. Это и обусловило развитие собственной структуры, в которой компании из стран Восточной Европы занимали весьма серьезные позиции.
Так, среди 10 стран-импортеров ЛС в Россию, лидировавших по объему импорта в
1995 г., 5 относятся к Восточной Европе — Венгрия, Польша, Словения, Болгария и Германия (восточные земли). Эти страны опережали по импорту государства с мощнейшей фармацевтической индустрией, такие как Англия, Франция, Швейцария, США и др. (Remedium, 1997, №1).
Постепенно, с развитием рынка, глобальные производители и пан-европейские компании заняли подобающее место на российском рынке, но их влияние не стало определяющим. Достаточно взглянуть на рейтинг 10 крупнейших мировых производителей лекарств в 2002 г. (по данным IMS Health на январь 2003 г., т. е. без учета слияний и поглощений в 2003 г.), в сравнении с местами этих производителей среди пятидесяти крупнейших поставщиков лекарств в Россию за 2002 год (табл. 1). В топ-10 ведущих зарубежных поставщиков вошли всего четыре компании из лидирующих в мире. Тем не менее глобальные концерны занимают существенное место среди лидеров-поставщиков ЛС. В течение последних трех лет в числе топ-50 производителей, кумулятивная доля которых в общем объеме розничных продаж составляла в 2000 г. более 65%, в 2001 г. — более 62%, в 2002 г. — 59%, постоянно присутствуют 12—13 MNC. Их совокупная доля в общем объеме аптечных продаж превышает 18%. Особое место занимают на отечественном рынке европейские компании. Среди них как крупные региональные производители из Европы, такие как немецкая Schering AG, так и национальные компании из Западной, Центральной и Восточной Европы, деятельность которых распространяется не на целый регион, а на избранные страны, и характери-
✓
2001 г.
2002 г.
б I
май 2003
ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКИЕ ФАРМКОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
50 КРУПНЕЙШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЛС ПО ОБЪЕМАМ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ В РОССИИ В 2002 Г.
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
1 Aventis
2 Gedeon Richter
3 KRKA
4 Berlin Chemie AG/Menarini Group
5 Sanofi-Synthelabo
6 ICN Pharmaceuticals (российские заводы)
7 Novartis
8 Servier Laboratories
9 Pliva
10 Nycomed
11 Lek
12 Bristol-Myers Squibb
13 Dr. Reddes Laboratories
14 GlaxoWellcome
15 Pfizer
16 Egis
17 Janssen-Cilag AG
18 Акрихин ХФК, ОАО
19 Balkanpharma
20 Boehringer Ingelheim GmbH
21 F.Hoffmann-La Roche Ltd.
22 Schering-Plough
23 Jamanouchi
24 Schering AG
25 Novo Nordisk
26 Norton-Galena
27 Solvay Pharma
28 Ranbaxy Laboratories Ltd.
29 Polfa
30 Мосхимфармпрепараты
31 Нижфарм, ОАО
32 SmithKline Beecham Consumer Healthcare
33 Organon
34 MerckSharp&Dohme
35 Брынцалов-А, ЗАО
36 Фармахим
37 Unique Pharmaceutical Laboratories
38 Эрка-Ф
39 Unipharm Inc.
40 Ratiopharm
41 Beaufour Ipsen International
42 Pharmacia&Upjohn Company
43 Eli Lilly
44 Pharmachim Holding EAD, Sopharma EAD
45 Hemofarm
46 Polfa (Варшавский фармацевтический завод)
47 Krevel Meuselbach GmbH
48 AstraZeneca
49 Уфа-Вита
50 Sagmel
таблица з| Структура
по стране происхождения
Страна Количество
компаний
Германия 2
Венгрия 2
Словения 2
Франция 2
Польша 2
Болгария 2
Австрия 1
Дания 1
Хорватия 1
Югославия 1
зуется соответственно меньшими оборотами. Совокупная доля европейских производителей, вошедших в топ-50 российского рынка по объему розничных продаж (данные RMBC), составила в 2000 г. 25,7% в общем объеме продаж, в 2001 г. — 24,4%, в 2002 г. — 28,2%. Среди европейских компаний — лидеров российского рынка наиболее активную роль играют не столько пан-европейские, сколько крупные национальные производители. Они на втором месте после группы МЖ как по присутствию в списке топ-50, так и по кумулятивной доле в продажах. В 2000 г. их было в рейтинге даже больше, чем мультинацио-нальных компаний. Они обеспечивают более 15%, а в 2002 г. 16,6% розничных продаж.
Совокупная доля крупных региональных европейских, т.е. пан-европейских компаний среди 50 крупнейших производителей по объемам продаж существенно меньше таковой национальных европейских компаний и колеблется в пределах 10—11%, а их число в рейтинге не превышает 10. Примечательно, что в списках топ-50 производителей за последние три года на фоне доминирующего положения МЖ, стабильной доли пан-европейских компаний и национальных европейских фирм доля прочих крупнейших производителей неуклонно снижается (рис.). Следовательно, именно европейские компании, обладающие существенной долей на рынке, определяют многие параметры российского фармрынка, при-
ближая его к общеевропейскому и по ассортименту, и по технологиям продвижения ЛС.
✓
✓
май 2003
PfMtffUUM
ЕВРОПЕЙСКИЙ БИЗНЕС НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ
КРУПНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ ИЗ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ
В группе компаний-производителей из Европы, не относящихся к пан-европейским, большинство представляют собой фирмы из Восточной Европы. По масштабам производства, оборотам, экспортной деятельности они не уступают крупным национальным производителям из Центральной и Западной Европы. Их обороты исчисляются сотнями миллионов долларов, иногда достигают 1 млрд. долларов. (Таблица 2. При составлении таблицы использован показатель оборота компаний (net sales) в 2001 и 2002 гг.). Ряд компаний сравнительно недавно преодолели рубеж 500 млн. долл. и развиваются весьма динамично. Среди этих компаний есть независимые производители, такие как венгерская Gedeon Richter и дочерние компании мультинацио-нальных концернов. Процесс концентрации на мировом фармацевтическом рынке в последние годы шел не только путем слияния крупнейших, но и покупки последними перспективных компаний, в особенности в Восточной Европе. Нередко маркетинговая политика таких дочерних компаний отличается своеобразием, и оперируют они достаточно самостоятельно. «Портфель» их препаратов имеет, как правило, свои «изюминки», а их положение на восточно-европейском и российском рынке настолько выигрышное, что эти факторы могли сыграть роль в привлечении внимания крупного концерна и его решении приобрести компанию. Примером может служить словенская Lek d.d. (с 2002 г. вошла в межнациональный концерн Novartis Pharma AG через его стопроцентную дочернюю швейцарскую компанию Servipharm AG). Некоторые восточноевропейские компании проходят в настоящее время процесс приватизации. Значительные пакеты их
акций остаются в собственности государства, тем не менее компании эти по сути — частные, и как правило, с участием западного капитала. Занимающие прочные позиции на нашем рынке национальные европейские компании имеют дополнительный способ повысить эффективность своей деятельности в России. Они представляют здесь препараты других производителей. Так, Nycomed имеет эксклюзивные права на дистрибью-цию в СНГ препарата Кестин испанской Almerall Prodesfarma, Геримакса датской Dansk Droge. Nycomed получил права на продажу в России продукции Merck Darmstadt KgaA, а продукции Amersham Health UK — в СНГ. Немецкая Schwarz Pharma AG является дистрибьютором в России препарата Вазонит (ретардированной формы пен-токсифиллина) фирмы Lannaher, Австрия, а также препарата фирмы Isis Pharma Обзидан. Компания Гедеон Рихтер А.О. с 1 января 2003 г. получила эксклюзивные права на представление в Российской Федерации препарата Авонекс американской компании Biogen (препарат выбора №1 в мире для лечения рецидивирующей формы рассеянного склероза).
ПЕРСПЕКТИВЫ
Характерной чертой большинства вышеназванных и других европейских компаний, лидирующих на нашем рынке по объемам продаж, является экспортная деятельность. Основными направлениями поставок ГЛС являются Западная Европа, Центральная и Восточная Европа, страны СНГ и Балтии, а также США. Некоторые компании Восточной Европы являются также крупными поставщиками лекарственных субстанций в Западную Европу и Китай. Если для западноевропейских компаний рынки Западной Европы и США являются традиционными, а Восточной Европы и СНГ — сравнительно новыми, то для восточноевропейских — все строго наобо-
✓
PLIVA (Хорватия)
МИРОСЛАВ НИКОЛЕТИЧ, глава представительства АО «Плива» в России
Одно из самых старых, давно работающих представительств фармацевтической компании Pliva в мире было открыто в России в 1973 году. Сегодня на российском рынке представлены все основные оригинальные разработки компании, а также лекарственная продукция AWD Pharma, приобретенной компанией в 2001 г. Кроме того, Pliva обладает правами на дистрибьюцию и маркетинг препаратов компании UCB (Бельгия) в странах СНГ. Доля «портфеля» компании, предлагаемого на российском рынке, в общем ассортименте выпускаемых торговых наименований сегодня составляет 22%. В последние годы Pliva начала активную экспансию на рынки Западной Европы и США. Были приобретены компании в Испании, Скандинавии и США, открыты представительства в Италии, Великобритании и Нидерландах. Pliva является не только крупнейшей фармацевтической компанией в Хорватии (около 60% фармацевтического рынка страны), но и в Центральной и Восточной Европе. Среди всех фармацевтических компаний, присутствующих на рынке Центральной и Восточной Европы, Pliva находится на третьем месте, после Novartis и GlaxoSmith-Kline.
В настоящее время из восточноевропейских стран для компании Pliva приоритетны фармрынки России и Польши. Российский рынок для Pliva интересен и перспективен, как с точки зрения реализации производственных программ, так и для дальнейшего развития лекарственного портфолио компании. Доля российского рынка среди всех продаж Pliva в мире составила: в 2000 г. — 5,9%, 2001 г. — 9,7%, 2002 г. — 7,7%. Ж
8 |
май 2003
ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКИЕ ФАРМКОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
рот. В настоящее время мы наблюдаем выравнивание позиций первых и вторых на новых для них рынках. Можно констатировать, что восточноевропейские фармпроизводители, некогда небольшие и выпускавшие определенный ассортимент ЛС для стран-членов СЭВ, за последние 10—15 лет преобразились в крупные национальные компании, интегрированные в общеевропейский рынок и посте-
пенно распространяющие свою деятельность на другие страны. Причем восточноевропейские компании достаточно успешно работают в новых для них регионах. Например, у хорватской компании Pliva d.d. прирост продаж в 2002 г в странах североамериканского континента составил 38,5% (в хорватской валюте), а в Западной Европе — 65,2%. В 2002 г Pliva вывела на рынок стран Северной Америки
свои рецептурные препараты, и их продажи сразу превысили показатели продаж таких препаратов в Германии, сравнялись с их суммарными продажами в Западной Европе и составили 10,5% всего годового оборота компании.
Это показывает, что российский рынок, бывший ранее главным потребителем продукции восточноевропейских компаний, хотя и остается для них одним из приори-
SCHERING AG (германия)
Д-р ВИКТОР ГАЙСЛЕР,
глава представительства в России
Впервые представительство немецкой фармацевтической компании Schering AG появилось в России (в Санкт-Петербурге) в 1885 году. Именно в России в 1905 г. было основано первое зарубежное производственное предприятие Schering за пределами Германии — Русское акционерное общество «Химические фабрики Schering», в состав которого вошли фабрика в Москве и завод в Выдрице.
Деловые контакты с СССР компания установила в 1956 г., но вплоть до начала 60-х годов поставки носили эпизодический характер. В современной России Schering AG работает более 10 лет: в 1991 г. было открыто представительство компании в Москве, а в 1995 г. начало свою работу ЗАО «АО Шеринг», имеющее филиалы в российских городах: Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Сегодня в рейтинге AIPM Schering AG занимает 16-е место, являясь при этом по объемам продаж в РФ второй компанией из Германии.
Продукция компании практически полностью состоит из оригинальных лекарственных препаратов, созданных в научно-исследовательских лабораториях Schering AG. Деятельность компании сосредоточена на избранных направлениях — одним из которых традиционно является создание лекарственных препаратов для профилактики и лечения широкого спектра гинекологических и эндокринных заболеваний, а также климактерических расстройств. Это такие препараты, как Диа-не-35, Климодиен, Климен, Климонорм, Климара, Прогинова и др. В области гормональной контрацепции компания предлагает современные низкодозированные средства — Микроги-нон, Триквилар, Фемоден; препарат со сверхнизкими дозами - Логест, внутри-маточную гормоновысвобождающую систему Мирена, комбинированный гормональный контрацептив Жанин. Другое важное направление деятельности компании — разработка средств для лучевой диагностики (Ультравист, Урогра-фин) и рентгеноконтрастных средств (Магневист, Гадовист). Серьезное внимание компания уделяет разработке эффективных препаратов для лечения дерматологических заболеваний (Адвантан, Скинорен, Травоген, Травокорт), а также
компании Shering AG по регионам
Продажи в отдель- млн. евро
ных регионах 2002 г. 2001 г.
Европа 2 357 2 183
США 1 282 1 113
Япония 579 663
Латинская Америка/ Канада 430 511
Азия/СреднийВосток 224 213
Др. регионы 151 159
Всего 5 023 4 842
средств терапии тяжелых поражений нервной системы, в частности рассеянного склероза (Бетаферон), и онкологической патологии (Флудара, Андрокур, Бонефос). Объем продаж Shering AG в Германии составляет 550 млн. евро, большая часть оборота приходится на продажи за пределами Германии.
Мы считаем, что для компании, являющейся мировым лидером в области производства препаратов для сохранения здоровья женщин и для диагностических исследований, было вполне логично занять подобающее место и на российском рынке. При этом работу удалось построить таким образом, что перечень препаратов с наибольшими объемами продаж в России в целом совпадает с мировым топ-листом компании. Распределение по категориям в общем объеме продаж дает примерно равную картину: гормональные препараты (включая средства ЗГТ), терапевтические и контрастные средства составляют по 30-35%. Хотелось бы особо подчеркнуть, что процесс выведения на рынок новых препаратов компании идет практически одновременно в России и других странах Европы. С этой точки зрения мы не только не относим вашу страну к категории второстепенных рынков, но, наоборот, в некоторых случаях отдаем ей приоритет. За последние несколько лет Sterling AG начал продвижение в России целого ряда своих новейших разработок. Только в 2002 г. на российский рынок были выведены два препарата: Климодиен и Жанин. В этом году в стране появился новый препарат Нео-Пенотран для эффективного лечения вагинальных инфекций у женщин.
Большое внимание компания Schering AG уделяет сотрудничеству с российскими учеными. Такое сотрудничество развивается давно и успешно, в частности, проводятся совместные разработки в области биотехнологий и создания инновационных, высокотехнологичных препаратов. Для компании Schering AG это направление инвестиций — одно из основных.
Наша деятельность в РФ, конечно же, является успешной, о чем свидетельствует и неуклонный рост оборотов, и вывод на рынок РФ новых препаратов, и увеличение численности персонала компании. Динамика роста российского фармацевтического рынка опережает аналогичные показатели других европейских стран. Если дело пойдет так и дальше, то в скором времени российский рынок станет не менее привлекательным, чем рынок Германии, Австрии, Великобритании, Голландии или другого европейского государства.
Объем продаж
май 2003
ршшиим
ЕВРОПЕЙСКИЙ БИЗНЕС НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ
тетных, однако перестает быть основным целевым регионом. Емкость западных рынков, таких как в Великобритании, США, Канаде, показывающих постоянный рост объемов, особенно емкость сектора джене-риков, не может не привлекать эти компании, обладающие конкурентным ассортиментом воспроизведенных препаратов. В то же время национальные производители из Центральной и Западной Европы
Елена ВОЛЬСКАЯ, Сирма ГОТОВАЦ
связывают надежды увеличения своих оборотов с восточноевропейским регионом, Россией и с некоторыми странами СНГ. Они несут на эти рынки новые для них лекарственные средства и открывают там для себя значительный потенциал роста продаж и резервы сбыта. Таким образом, позволительно сделать прогноз, что многие национальные фармацевтические производители, вошедшие
в число лидеров на российском рынке, следуя стратегическим направлениям своего развития, вскоре не только преодолеют планку 1 млрд. долл. объема продаж, но и перейдут в категорию крупных региональных, пан-европейских компаний, распространят сферу деятельности на страны других континентов. Остается надеяться, что не последнюю роль в этом сыграет растущий рынок России. ж
z
БЕСТСЕЛЛЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ И ИХ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
В последние годы в перечне бестселлеров российского фармацевтического рынка происходит мало изменений: торговые марки-лидеры по объемам аптечных продаж довольно прочно удерживают за собой места в рейтингах 50, 20, 10 и 5 топ-препаратов. В этих рейтингах присутствуют лекарства, которые выпускают как крупные мировые фармацевтические концерны, так и пан-европейские компании, работающие на большинстве зарубежных рынков, а также национальные европейские производители ЛС, нацеленные на определенные рынки сбыта. Представлены в рейтингах и препараты отечественных предприятий, и индийских производителей.
Соседство бестселлеров производства разных по масштабу капитала и оборотов предприятий весьма симптоматично: во-первых, оно свидетельствует об относительно небольших объемах российского рынка, где нет места обычным для препаратов-бестселлеров мировых производителей объемам реализации; во-вторых, такая ситуация отражает специфику российского фар-мрынка как рынка дженериков. И особенно интересен «эффект равенства шансов» на относительно молодом российском рынке для брэндов крупнейших мировых компаний и фирм, деятельность которых охватывает отдельные направления и территории.
Чтобы понять тенденции изменений рейтингов бестселлеров и, по возможности, выявить некоторые их закономерности, мы поставили перед собой задачу проанализировать перечни наиболее продаваемых торговых марок, принимая во внимание их производителей.
Условно мы распределили фармком-пании на 3 основные группы: к пер-
вой мы отнесли мировые фармацевтические концерны, в сферу интересов которых входят целые континенты, такие как Novartis, Aventis, Bristol-Myers Squibb, Pfizer, MSD и др. Вторую группу составили крупные компании, в том числе транснациональные, деятельность которых носит пан-европейский характер, а также работающие в других странах, например, Schering AG, Novo Nordisk. Третью группу составили крупные национальные компании из Европы, актив-
но работающие на избранных рынках, а также производители, делающие акцент на определенные рыночные сегменты. К ним мы отнесли, в частности, Nycomed, Krewel/ Meusel-bach, в эту же группу вошли фармацевтические компании из Восточной Европы.
Именно этим категориям фармкомпа-ний принадлежит большинство российского фармацевтического рынка. Сравнивая состав списка 50 лидеров по объемам аптечных продаж в 2000—2002 гг., отметим, что в 2001 г. состав топ-50 сменился почти на 20%: в список вошли Витрум, Компливит, Ренитек и еще 6 препаратов. В 2002 г в лидеры вышли еще 5 новых торговых наименований, т.е. индекс ротации составил 10% (рис. 1).
Примечательно, что чем выше в рейтинге стоит группа лидеров, тем меньше она подвержена изменениям. Так, в группе 20 ведущих по объемам аптечных продаж торговых марок индекс ротации в течение двух лет составлял 15% (рис. 2), а в состав первой пятерки входил лишь один новый участник (рис. 3). Это свидетельствует об относительной стабильности положения бестселлеров российского фармрынка. Список российских препаратов-бестселлеров разительно отличается от рейтингов брэндов в странах с крупными фармрынками. Можно отметить, например, что ни один из десяти мировых фармацевтических блок-бастеров не входит даже в перечень
z
z