май 2003
ршшиим
ЕВРОПЕЙСКИЙ БИЗНЕС НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ
тетных, однако перестает быть основным целевым регионом. Емкость западных рынков, таких как в Великобритании, США, Канаде, показывающих постоянный рост объемов, особенно емкость сектора джене-риков, не может не привлекать эти компании, обладающие конкурентным ассортиментом воспроизведенных препаратов. В то же время национальные производители из Центральной и Западной Европы
Елена ВОЛЬСКАЯ, Сирма ГОТОВАЦ
связывают надежды увеличения своих оборотов с восточноевропейским регионом, Россией и с некоторыми странами СНГ. Они несут на эти рынки новые для них лекарственные средства и открывают там для себя значительный потенциал роста продаж и резервы сбыта. Таким образом, позволительно сделать прогноз, что многие национальные фармацевтические производители, вошедшие
в число лидеров на российском рынке, следуя стратегическим направлениям своего развития, вскоре не только преодолеют планку 1 млрд. долл. объема продаж, но и перейдут в категорию крупных региональных, пан-европейских компаний, распространят сферу деятельности на страны других континентов. Остается надеяться, что не последнюю роль в этом сыграет растущий рынок России. ж
z
БЕСТСЕЛЛЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ И ИХ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
В последние годы в перечне бестселлеров российского фармацевтического рынка происходит мало изменений: торговые марки-лидеры по объемам аптечных продаж довольно прочно удерживают за собой места в рейтингах 50, 20, 10 и 5 топ-препаратов. В этих рейтингах присутствуют лекарства, которые выпускают как крупные мировые фармацевтические концерны, так и пан-европейские компании, работающие на большинстве зарубежных рынков, а также национальные европейские производители ЛС, нацеленные на определенные рынки сбыта. Представлены в рейтингах и препараты отечественных предприятий, и индийских производителей.
Соседство бестселлеров производства разных по масштабу капитала и оборотов предприятий весьма симптоматично: во-первых, оно свидетельствует об относительно небольших объемах российского рынка, где нет места обычным для препаратов-бестселлеров мировых производителей объемам реализации; во-вторых, такая ситуация отражает специфику российского фар-мрынка как рынка дженериков. И особенно интересен «эффект равенства шансов» на относительно молодом российском рынке для брэндов крупнейших мировых компаний и фирм, деятельность которых охватывает отдельные направления и территории.
Чтобы понять тенденции изменений рейтингов бестселлеров и, по возможности, выявить некоторые их закономерности, мы поставили перед собой задачу проанализировать перечни наиболее продаваемых торговых марок, принимая во внимание их производителей.
Условно мы распределили фармком-пании на 3 основные группы: к пер-
вой мы отнесли мировые фармацевтические концерны, в сферу интересов которых входят целые континенты, такие как Novartis, Aventis, Bristol-Myers Squibb, Pfizer, MSD и др. Вторую группу составили крупные компании, в том числе транснациональные, деятельность которых носит пан-европейский характер, а также работающие в других странах, например, Schering AG, Novo Nordisk. Третью группу составили крупные национальные компании из Европы, актив-
но работающие на избранных рынках, а также производители, делающие акцент на определенные рыночные сегменты. К ним мы отнесли, в частности, Nycomed, Krewel/ Meusel-bach, в эту же группу вошли фармацевтические компании из Восточной Европы.
Именно этим категориям фармкомпа-ний принадлежит большинство российского фармацевтического рынка. Сравнивая состав списка 50 лидеров по объемам аптечных продаж в 2000—2002 гг., отметим, что в 2001 г. состав топ-50 сменился почти на 20%: в список вошли Витрум, Компливит, Ренитек и еще 6 препаратов. В 2002 г. в лидеры вышли еще 5 новых торговых наименований, т.е. индекс ротации составил 10% (рис. 1).
Примечательно, что чем выше в рейтинге стоит группа лидеров, тем меньше она подвержена изменениям. Так, в группе 20 ведущих по объемам аптечных продаж торговых марок индекс ротации в течение двух лет составлял 15% (рис. 2), а в состав первой пятерки входил лишь один новый участник (рис. 3). Это свидетельствует об относительной стабильности положения бестселлеров российского фармрынка. Список российских препаратов-бестселлеров разительно отличается от рейтингов брэндов в странах с крупными фармрынками. Можно отметить, например, что ни один из десяти мировых фармацевтических блок-бастеров не входит даже в перечень
z
z
РЕМШииМ май 2003
ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКИЕ ФАРМКОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
РИСУНОК 1
Изменение состава в рейтингах 50 торговых марок на аптечном рынке
РИСУНОК 2
Изменение состава в рейтингах 20 торговых марок на аптечном рынке
50 торговых марок наиболее продаваемых препаратов в нашей стране хотя некоторые из них в России зарегистрированы и применяются, по нашим меркам, достаточно широко. Поскольку именно ведущие брэнды обеспечивают гигантские обороты транснациональных концернов, их отсутствие среди лидеров аптечных продаж в России отражается не только на достаточно скромной, по сравнению с западными странами, доле участия мировых фармкомпаний в рейтинге брэндов нашего фармрын-ка, но и в целом на позициях в рейтингах производителей. Среди 50 бестселлеров последних трех лет наибольшую долю занимают торговые марки национальных европейских компаний (усредненный показатель — 33,3 %). Брэнды мировых
✓
фармконцернов стабильно занимают второе место со следующей по размерам долей (31,3%). Торговые марки пан-европейских компаний в течение трех последних лет занимали наименьшую долю (в среднем 16,6%) (рис. 4).
Несколько иная картина наблюдалась в 2000—2002 гг. и в группе 20 лекарств-бестселлеров. Усредненный показатель доли брэндов, принадлежащих национальным европейским фармкомпаниям, составляет 35%, следовательно, они пропорционально шире представлены в двадцатке лидеров по сравнению со списком топ-50. Доля брэндов мировых концернов за этот период несколько ниже (33,3%). Однако в динамике прослеживается более предпочтительная ситуация у последних: в 2001 г число брэндов
✓
двух групп производителей сравнялось, а в 2002 г. они заняли большую долю — 35%.
В десятке препаратов-лидеров по розничным продажам брэнды мировых лидеров занимают половину (а в среднем — 53%). Национальным компаниям из европейских стран принадлежит в два раза меньше торговых марок, вошедших в первую десятку (26,6%).
Места в пятерке бестселлеров поделили между собой именно эти группы производителей (в среднем 53% приходится на долю транснациональных компаний и 40% — национальных фирм).
Пан-европейские компании теряют свою долю по мере возрастания рейтинговых оценок (т.е., показателей объемов продаж). Так, среди 20 препара-
✓
NYCOMED
ЙОСТЕЙН ДЭВИДСЕН, генеральный директор в России и странах СНГ
Скандинавская фармацевтическая компания Nycomed пришла на российский рынок в середине восьмидесятых годов. Она поставляла в СССР большие объемы таких лекарств, как Актовегин, Инстенон, Гинипрал, Лида-прим, Омнискан и Омнипак. В январе 1993 г. было открыто официальное представительство компании Nycomed в России.
Российский фармацевтический рынок изначально стал объектом повышенного интереса для корпорации Nycomed Group. Препараты компании пользовались здесь большим спросом, а положительная динамика развития рынка свидетельствовала о высоком потенциале роста и благоприятных перспективах развития бизнеса в России.
Общий «портфель» корпорации Nycomed Group насчитывает более 4000 наименований, многие из которых являются оригинальными разработками компании. «Портфель» продуктов компании в разных странах может отличаться. Это связано с локальными потребностями и развитием рынков. Основные лекарственные препараты для компании Nycomed на различных рынках — Тахокомб, Актовегин, Ксефокам, Ксимелин. Препаратом первого выбора для профилактики и комплексной терапии остеопоро-за в большинстве стран является Кальций-Д3 Никомед — приоритетное лекарственное средство в целом для развития сегмента препаратов кальция. В России Nycomed предлагает широкий спектр лекарственных препаратов (около 100 наименований). Среди них немалая часть приходится на жизненно важные лекарственные средства, которые не производятся российскими предприятиями. Основные терапевтические направления представлены следующими ЛС: нейрометаболические препараты (Актовегин, Инстенон, Энцефабол); средства для профилактики
май 2003
PfMtffUUM
БЕСТСЕЛЛЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ И ИХ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
РИСУНОК 3
Изменение состава в рейтингах 5 торговых марок на аптечном рынке
ТАБЛИЦА 1 | Десять наиболее продаваемых брэндов
в России в 2002 г. (по объемам розничных продаж)
Место в рейтинге Торговое наименование Производитель
1 Но-шпа Sanofi-SyntheLabo
2 Эссенциале Н Aventis
3 Энап KRKA
4 Кавинтон Gedeon Richter
5 Виагра Pfizer
6 Мезим форте BerLin-Chemie Menarini Group
7 Актовегин Nycomed
8 Фестал Aventis
9 Низорал Janssen CiLag
10 Боярышника настойка -
Источник: Розничный аудит ЛС в РФ, RMBC
тов-лидеров им принадлежит еще более незначительная доля, чем среди 50, — в среднем 11,6%, причем с тенденцией к
убыванию. В десятке лидеров лишь одна торговая марка принадлежит производителю из указанной группы.
Следовательно, чем выше к пику рейтинга, тем более значительным становится участие мировых фармацевтических концернов. Достойную конкуренцию в рейтингах препаратов-бестселлеров им составляют, в первую очередь, национальные фармкомпании из европейских стран.
Очевидно, что если глобальным транснациональным производителям удается выводить свои препараты в бестселлеры за счет имеющихся серьезных ресурсов, отработанных маркетинговых технологий, оригинальности и качества лекарственных средств (медицинский фактор), то национальным европейским компаниям успех приносят целеустремленность, концентрация имеющихся средств продвижения
✓
на определяющих стратегических направлениях, качество и доступность препаратов (экономический фактор), знание особенностей рынка и умение адаптировать к ним известные технологии и привычные решения.
Отечественные предприятия, к сожалению, не слишком широко представлены среди производителей бестселлеров. Так, в рейтинг 50 препаратов-лидеров по объемам аптечных продаж в 2002 г. вошли лишь пять лекарств российских компаний. Позволительно сделать прогноз, что в ближайшее время торговые марки препаратов отечественного производства едва ли смогут в значительной мере потеснить импортные лекарства: несмотря на то, что наши ведущие предприятия с
и комплексного лечения остеопороза (Кальций-ДЗ Нико-мед и Кальций-ДЗ Никомед Форте); болеутоляющие препараты (Ксефокам, Аэртал); гемостатические средства (Тахокомб); препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (Конкор, Кардиомагнил, Варфарин Никомед) и др.
В 2003 г. Nycomed вывел на российский рынок новую витаминную линию Сана-Сол, специально разработанную для широких слоев населения. Линия включает 14 форм мультивитаминных и минеральных комплексов. Приоритетными для себя компания считает рынки Северной Европы (Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия), СНГ, стран Балтии. В ближайшие три года компания Nycomed планирует все больше развивать бизнес в европейских государствах.
Доля компании на рынках стран Северной Европы колеблется, но она существенна. Так, каждая четвертая упаковка лекарственных препаратов, продаваемых в Дании, принадлежит Nycomed. В Эстонии компания занимает 1-е
место по объему продаж, что составляет 6% фармацевтического рынка этой страны.
Рынки России и стран СНГ наряду с некоторыми другими европейскими фармацевтическими рынками являются приоритетными в плане долгосрочного развития корпорации Nycomed. Nycomed сегодня представлен во всех бывших советских республиках, работая более чем в 55 городах России и СНГ. И развитие в этом направлении не прекращается. В 2002 г. доля рынков России и стран СНГ в общем обороте корпорации Nycomed составила более 10%. Уже в этом году компания «Никомед Россия-СНГ» намерена стать вторым подразделением, после Дании, по объемам продаж. В России компания входит в десятку ведущих иностранных фармацевтических производителей.
Стратегическая цель компании — в течение ближайших трех лет войти в пятерку ведущих иностранных фармацевтических компаний.
ршшиим
май 2003
РИСУНОК 5
|Доли групп производителей в рейтинге брэндов и в соответствующих объемах аптечных продаж
В рейтинге 50 лидеров
12 3 4
В рейтинге 20 лидеров
12 3 4
В рейтинге 10 лидеров
32 30
10 10 Щ
л!.
12 3 4
В рейтинге 5 лидеров
39 40
11
Щ — Доля по объему продаж, % Г~| — Доля по числу брэндов, %
1 — Глобальные
2— Пан-европейские
3 — Национальные европейские
4 — Прочие
51
50
61 60
10
3
■ „ п Национальные _ „ — ^ ^
| — Прочие 1_1 — европейские И — Пан-европейские Д — Глобальные
№КА (СЛОВЕНИЯ)
АЛЕШ ЦУДЕРМАН, глава представительства в России
Фармацевтическая компания поставляет препараты на российский рынок на протяжении 40 лет. Московское представительство компании было открыто в 1965 г., сегодня его отделения работают в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток. Стратегические цели, поставленные перед представительством, заключаются в регистрации и продвижении на российском рынке новых, собственных высококачественных дженериков. В общем объёме продаж компании на долю российского рынка приходится 15% (данные 2002 г.), и этот показатель остаётся стабильным на протяжении нескольких лет. занимает значи-
тельную долю рынка в таких странах, как Хорватия, Польша, Чехия. На фармацевтическом рынке Словении доля
составляет 23%. В настоящее время считает для себя приоритетными как рынки Западной и Восточной Европы, так и стран бывшего Советского Союза.
выпускает широкий, привлекательный в рыночном отношении, ассортимент препаратов, среди которых особое место принадлежит сердечно-сосудистым, гастроэнтерологическим средствам, антибиотикам и витаминам. В апреле 2002 г. в г. Ново Место (Словения) состоялось официальное открытие нового завода по производству твердых лекарственных форм NotoL, который станет одним из самых высокотехнологичных и современных предприятий в Европе. Это самая значительная инвестиция в истории KRKA, которая позволит обеспечивать достаточный объем поста-
вок и ассортимент выпускаемой продукции на основные рынки компании. Компания осуществляет активную инвестиционную деятельность не только в Словении, но и в других странах, где создание дополнительных производственных мощностей или собственных дистрибьюторских подразделений оправдано с экономической точки зрения. Так, в июне 2002 г. в г. Истра состоялось открытие первого дочернего предприятия на территории России — производственно-дистрибьюторского комплекса ООО «КРКА-РУС». Завод «КРКА РУС» будет выпускать готовые лекарственные средства в таблетках и капсулах. Планируемая мощность завода — 300 млн. таблеток и 120 млн. капсул. Завод будет иметь полностью автоматизированный склад на 3000 палето-мест. «Портфель» препаратов, производимых компанией, включает в себя около 280 позиций. На сегодняшний день за-
май 2003 ршшиим
БЕСТСЕЛЛЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ И ИХ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
каждым годом все более грамотно, активно и успешно планируют и осуществляют маркетинговую политику, они по-прежнему находятся в неблагоприятной экономической ситуации. К тому же активный маркетинг требует значительных вложений, что может в настоящее время в условиях ограниченности свободных финансовых средств составить проблему в связи с грядущим переходом на GMP и возможными необходимыми затратами. В принципе, по доле торговых марок разных групп производителей в перечнях бестселлеров можно судить о размерах реальных оборотов, которые дают эти препараты, однако в зависимости от числа строк в рейтинге степень приближения окажется различной. Это хорошо видно на примере сопоставления долей, которые занимают препараты в перечне, и пропорциональных долей в объемах продаж (рис. 5).
Кумулятивная доля 50 лидеров в 2002 г. составила 19,7% в общем объеме продаж. В этой группе 37% составляет объем продаж препаратов, выпускаемых мировыми фармкомпания-ми, хотя доля соответствующих торговых марок составляет лишь 32%. Наоборот, в группах пан-европейских и национальных европейских
регистрировала в России около 200 наименований лекарственных средств (с учётом различных лекарственных форм), а также ветеринарные препараты и косметическую продукцию. Российский рынок на сегодня является для ЖКА одним из самых перспективных и динамично развивающихся. Будущее компании в России связано с дальнейшим освоением новых рыночных ниш и расширением географии деятельности. Принимая во внимание различные аналитические прогнозы развития фармрынка России, можно ожидать его дальнейшего рост как раз на тех направлениях, на которых специализируется наша компания. Об этом свидетельствует благоприятная экономическая картина внутри страны, внешние политические и экономические факторы. А на растущем рынке неизбежно будут появляться всё большие возможности для расширения бизнеса.
Ф
50 НАИБОЛЕЕ ПРОДАВАЕМЫХ БРЭНДОВ В РОССИИ В 2002 г.
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
Место в рейтинге Торговое наименование Производитель
1 Но-шпа Sanofi-Synthelabo
2 Эссенциале Н Aventis
Э Энап KRKA
4 Кавинтон Gedeon Richter
5 Виагра Pfizer
б Мезим форте Berlin Chemie AG/Menarini Group
l Актовегин Nycomed
S Фестал Aventis
9 Низорал Janssen-Cilag
10 Боярышника настойка -
11 Арифон Servie Laboratories
12 Пенталгин-ICN ICN-Pharmaceuticals (российские заводы)
1Э Супрастин Egis
14 Церебролизин Ebewe
15 Капотен Aкрихин XФK OAO
1б Ципролет Dr. Reddy's Laboratories
1l Фервекс Bristol-Myers Squibb
1S Ламизил Novartis
19 Омез Dr. Reddy's Laboratories
20 Сумамед Pliva
21 Ренитек MerckSharp&Dohme
22 Предуктал Servie Laboratories
2Э Галазолин Polfa (Варшавский фармзавод)
24 Флемоксин Солютаб Jamanouchi Urop
25 Эналаприл -
2б Валокордин Krevel Meuselbach GmbH
2l Трентал Aventis
2S Ново-Пассит Norton-Galena
29 Доктор МОМ Unique Pharmaceutical Laboratories
Э0 Седальгин-Нео Balkanpharma
Э1 Энам Dr. Reddy's Laboratories
Э2 Адельфан-энзидрекс Novartis
ЭЭ Кардикет Schwarz Pharma AG
Э4 Ксеникал F.Hoffmann-La Roche Ltd.
Э5 Фастум Berlin Chemie AG/Menarini Group
Эб Ноотропил Pliva
3l Кальций-ДЗ Никомед Nycomed
38 ТераФлю от гриппа и простуды Novartis
Э9 Дюфастон Solvay Pharma
40 Темпалгин Pharmachim Holding EAD, Sopharma EAD
41 Беротек Boehringer Ingelheim GmbH
42 Називин Nycomed
4Э Депакин Sanofi-Synthelabo
44 Аскорбиновая кислота (витамин С) -
45 Детралекс Servie Laboratories
4б Маалокс Aventis
4l Вобэнзим Mukos Pharma GmbH
4S Трихопол Polfa
49 Кларитин Schering-Plough
50 Биопарокс Servie Laboratories
14 |
май 2003
ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКИЕ ФАРМКОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
компаний соответствующие доли продаж пропорционально существенно ниже, чем показатели по числу брэндов (9% : 16% и 29% : 34%). Двадцать лидеров по продажам принесли своим производителям 11,7% общего объема аптечных продаж. В этой группе наблюдается иная картина: доля брэндов национальных европейских производителей составляет 30%, а соответствующая кумулятивная доля продаж — уже 33%. Схожая картина и в десятке лидеров (их кумулятивная доля — 7,2%): преимущественное соотношение пропорций по числу брэндов и объемам их продаж — у мировых компаний и национальных производителей из Европы. В пятерке бестселлеров (4,4% общих объемов продаж), где показатели объемов продаж препаратов очень близки, соотношения долей торговых марок и их продаж практически прямо пропорциональны для двух групп производителей, но все же лучшее соотношение у мировых компаний.
Этот краткий анализ позволяет увидеть, что чем больше разброс торговых марок по рейтингу, тем больше вероятность дисбаланса долей производителей по числу брэндов и по соответствующим объемам продаж. Так, в рейтинге 50 бестселлеров доля по числу торговых марок пан-европейских компаний составляет 16%, которые обеспечивают лишь 9% объемов продаж в данной группе. Лучшее соотношение для этой группы производителей наблюдается в группах 10 и 20 лидеров (10% : 10%).
Таким образом, анализ состава бестселлеров российского фармрынка по их принадлежности к производителям помогает лучше понять особенности отечественной сферы фармобращения, в частности, соотношения сил среди фармкомпаний в секторе препаратов-бестселлеров. Этот сектор характеризуется устойчивой позицией мировых компаний, а также крупных национальных производителей из европейских стран, которым в течение последних лет принадлежит безраздельное лидерство по объемам продаж бестселлеров российского фар-мрынка.
✓
УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗ
В конце апреля целях развития и совершенствования мер по обеспечению государственного контроля за обращением лекарственных средств и в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» утвержден приказ №130 от 28.03. 2003 г.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ПРИКАЗ №130 28.03.2003 Москва
О внесении изменений в приказ Минздрава России от 15.03.2002 г. N280 В целях развития и совершенствования мер по обеспечению государственного контроля за обращением лекарственных средств и в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №26, ст. 3006; 2000, №2, ст. 126; 2002, №1, ст. 2). Приказываю:
1. Внести изменения в Отраслевой стандарт. «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения». ОСТ 91500.05.00052002, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 г. №80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 19.03.2002 г., регистрационный номер №3302: пункт 5.7 изложить в следующей редакции: 5.7. На лекарственные средства оформляется сопроводительный документ, выполненный на защищенном от подделки бланке, содержащий достоверную информацию:
— о дате оформления сопроводительного документа;
— о наименовании лекарственного средства и номере серии;
— о производителе лекарственного средства;
— о количестве упаковок;
— о номере сертификата на данную серию лекарственных средств;
— об органе, выдавшем сертификат;
— о постановщике (ИНН, полное наименование постановщика, его местонахождение);
— о покупателе (ИНН, полное наименование покупателя, его местонахождение);
— о должностном лице, заверяющем сопроводительный документ. Документ заверяется собственноручной подписью должностного лица и печатью или информационным штрих-кодом и печатью.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А.В. Катлинского.
Министр Ю.Л. Шевченко.
minzdrav-rf.ru
НАЧАТ ВЫПУСК ТЕСТ-СИСТЕМЫ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ
ЗАО «Вектор-Бест» (п. Кольцово, Новосибирская область) разработало и внедрило в производство первые отечественные тест-системы IV поколения, способные одновременно выявлять антиген ВИЧ и антитела к нему. Тест-системы, использовавшиеся до сих пор в лабораторной практике, позволяли выявить вирус только спустя 6-12 недель после инфицирования. На 1-2 недели раньше выявить инфекцию, присутствующую в организме, позволяют тест-системы III поколения. Однако III поколение тестов не сняло проблему ранней диагностики ВИЧ-инфекции. Особенно актуален вопрос раннего выявления этой инфекции для служб переливания крови и трансплантологии. Минздрав России своим приказом рекомендовал службам переливания крови для диагностики ВИЧ-инфекции использовать тест-системы IV поколения. На «Вектор-Бест» созданы две новые тест-системы — это иммунофермент-ная тест-система «КомбиБест ВИЧ-1,2 АГ/АТ» (для одновременного выявления антигена ВИЧ и антител к нему) и иммуноферментная тест-система «Век-торВИЧ-1 р24 антиген» (для обнаружения антигена р24 ВИЧ).
rcc.ru
Пользуясь случаем, выражаю отдельную благодарность директору по исследованиям Московского представительства консалтинговой фирмы «СЕТ» г-ну В.Мун-блиту (автору статьи «Производить то, что можно продать, или продавать то, что можно произвести» — «Фармацевтический вестник», №41 (240), 2 января 2002 г.) за материал указанной статьи, который был использован в моей публикации «Некоторые аспекты формирования ассортиментно-сбытовых стратегий российскими фармпроизводителями» — «Ремедиум», январь-февраль 2003 года.
А.Ю.АФОНИН, к.э.н.