_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
учитывать:
а) будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты;
б) является ли информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной.
5) Профессиональное поведение. Аудитор обязан исполнять требования действующих нормативных правовых актов и избегать действий, о которых аудитор знает или должен знать, что они могут дискредитировать аудиторскую профессию.
Угрозы основным принципам этики аудитора можно разделить на следующие виды:
1) Угрозы личной заинтересованности могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов аудитора и ненадлежащим образом повлиять на его суждение или поведение.
2) Угрозы самоконтроля могут возникнуть в случаях, когда аудитор при формировании суждения будет безапелляционно полагаться на суждение, вынесенное ранее им самим, или иным работником аудиторской организации.
3) Угрозы заступничества могут возникнуть в случаях, когда, продвигая какое-либо мнение клиента, аудитор доходит до некоторой границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению.
4) Угрозы близкого знакомства могут возникнуть в результате длительных или тесных взаимоотношений с клиентом, когда аудитор сверх меры проникается его интересами или настроен во всем соглашаться с его действиями.
5) Угрозы шантажа могут возникнуть в случаях, когда с помощью угроз аудитору пытаются помешать действовать объективно.
Меры предосторожности, которые могут устранить угрозы основным принципам этики аудитора или свести их до приемлемого уровня, включают:
а) соблюдение стандартов аудиторской деятельности;
6) стиль руководства аудиторской организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов этики.
в) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур аудиторской организации и др.
Список использованной литературы: 1. Кодекс профессиональной этики аудиторов. Одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 4 от 22 марта 2012 г.
© Лукина Е.В., 2015
УДК 339.745
Ляменков Андрей Константинович
канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики Экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г.
Москва, РФ, E-mail: [email protected] Ляменкова Елена Андреевна
студент Финансово-экономического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, г.
Москва, РФ, E-mail: [email protected]
ЭВОЛЮЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье определены понятия валютного регулирования и валютного контроля, выявлены отличия
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
данных понятий от проводимой ЦБ РФ политики валютного курса и проанализированы этапы их эволюции в России. Обосновано положение, согласно которому переход к современному этапу означал обретение рублем РФ статуса свободно конвертируемой валюты.
Ключевые слова
Валютное регулирование, валютный контроль, политика валютного курса, валютные ограничения,
свободно конвертируемая валюта.
Данная статья посвящена эволюции валютного регулирования и валютного контроля в России. Сначала определим предмет исследования. Нередко можно встретить разночтения при трактовке понятия валютного регулирования. Действительно, что это такое? Интуитивно можно определить валютное регулирование как воздействие государства (прежде всего его денежных властей в лице центрального банка) на курс национальной валюты и валютный рынок, включая определение правил совершения валютных операций. Такой подход имеет право на существование, однако он представляется слишком общим, поскольку в этом случае в понятие валютного регулирования неизбежно будут включаться и интервенции ЦБ на валютном рынке (девизная политика), и установление валютных ограничений, проведение валютного контроля, и вообще любые действия в области денежно-кредитной политики, потому что, регулируя предложение национальных денег в экономике, центральный банк неизбежно влияет и на значение курса обмена национальной валюты на иностранную [1, с. 152-153].
Очевидно, что для прикладных целей следует сузить данную максимально широкую трактовку валютного регулирования. Тогда можно отнести к политике валютного курса непосредственно операции ЦБ на валютном рынке, а к валютному регулированию и валютному контролю - установление правил проведения валютных операций, валютных ограничений (регулирование) и контроль за соблюдением данных правил (валютный контроль). Именно такое понимание было присуще отечественному законодателю при принятии в 1990-х и 2000-х гг. законов, называющихся «О валютном регулировании и валютном контроле». Понятно, что в этом случае речь идет только о части государственной политики, которую можно назвать валютным регулированием в широком смысле этого слова.
Проанализируем этапы эволюции валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.
I этап (1992 г. - до конца 1990-х гг.). 9 октября 1992 г. в России был принят первый закон «О валютном регулировании и валютной контроле». Согласно ему валютный обмен для обслуживания текущих операций в платежном балансе (внешней торговли, перевода доходов, текущих трансфертов) мог осуществляться без валютных ограничений. В этом смысле можно говорить о том, что уже в 1990-е гг. российский рубль был конвертируем (мог обмениваться без ограничений на иностранные валюты) по текущим операциям в платежном балансе. Но с капитальными операциями дело обстояло по-иному. Их можно было осуществлять только при наличии лицензии Банка России. А такое правило является валютным ограничением.
Другие особенности валютного регулирования и контроля на данном этапе: введены обязательное зачисление экспортной валютной выручки в полном объеме на счет в российском банке, обязательная продажа экспортерами части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке (норматив устанавливал ЦБ РФ).
Следует отметить, что лицензионный порядок капитальных операций в части вывоза капитала соблюдался в 1990-е гг. плохо. Капитал выводили за рубеж, используя нерыночное трансфертное ценообразование или под видом текущих операций в платежном балансе (совершая фиктивные сделки).
II этап (конец 1990-х - начало 2000-х гг.). Начинается постепенное ослабление валютных ограничений. Так, происходит снижение норматива продажи экспортной валютной выручки (в начале 2000 -х гг. - до 0), либерализация валютного регулирования для коммерческих кредитов по внешнеторговых операциям, вводится уведомительный вместо лицензионного порядок прямых инвестиций в страны СНГ, а также привлечения от нерезидентов финансовых кредитов, и некоторые другие меры.
III этап (06.2004 г. - 06.2006 г.). Его можно охарактеризовать как своеобразный переходный период к новой парадигме валютного регулирования в стране. Дело в том, что 10 декабря 2003 г. Государственная
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Дума принимает новый закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступает в силу 18 июня 2004 г. В нем в статье 6 провозглашается: операции между резидентами и нерезидентами проводятся без валютных ограничений, кроме специальных случаев, установленных в самом законе [2].
В качестве элемента валютного контроля сохраняется необходимость зачисления экспортной валютной выручки в полном объеме на счет в российском банке.
На переходный период закон предусматривал сохранение некоторых валютных ограничений (точнее, возможности использовать валютные ограничения, если ЦБ РФ или правительство посчитают это необходимым):
- по капитальным операциям (притоку или оттоку капитала) правительство или ЦБ могли устанавливать требование резервирования в российском банке определенного процента от суммы операции на определенный срок. Например, при оттоке капитала была предусмотрена возможность резервирования не более 20% от суммы операций на срок не более 1 года. Интересно, что Банк России действительно воспользовался данной возможностью, но для ограничения притока зарубежных спекулятивных портфельных инвестиций на отечественный фондовый рынок.
- ЦБ РФ мог вводить режим специальных счетов в банках для капитальных операций (иностранного инвестирования).
- сохранялась возможность использования норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки на валютном рынке (но не более 30%).
IV этап (07.2006 г. - по настоящее время). В середине 2006 г. произошла отмена (досрочная, на полгода раньше планируемого срока) валютных ограничений для капитальных операций в платежном балансе, действовавших на предшествующем «переходном» этапе. И тогда в ситуации, когда не предусмотрено валютных ограничений на обмен отечественных денег на иностранные по любым операциям в платежном балансе, рубль РФ становится свободно конвертируемой валютой (не смешиваете отсутствие валютных ограничений с желанием зарубежных экономических субъектов использовать данную валюту, отсутствие такого желания ничего не меняет в статусе свободной конвертируемости национальных денег). Также рубль становится международной валютой (имеется в виду, что не только в своей стране, но и за рубежом он постепенно начинает выполнять функции денег) [3, с. 64].
Даже в ситуации острого валютного кризиса и паники на финансовых рынках в конце 2014 г. Правительство РФ и ЦБ не пошли на восстановление каких-либо валютных ограничений (хотя такие предложения и звучали), либеральный режим валютного регулирования остался прежним.
В то же время следует отметить, что и в настоящее время продолжают действовать инструменты валютного контроля: необходимость зачисления экспортной валютной выручки в полном объеме на счет в российском банке и необходимость оформления в банке, обслуживающем внешнеэкономическую операцию, паспортов сделок. Паспорта сделок (внешнеэкономических операций) ввели в 1990-е гг. для противодействия фиктивной внешней торговле: если есть поставки товаров, должно быть движение денег, и наоборот. Сейчас они применяются для внешнеторговых операций с товарами и услугами, кредитов и займов между резидентами и нерезидентами, кроме внешнеэкономических операций российских банков и органов власти; физических лиц, не являющихся предпринимателями; внешнеторговых контрактов на сумму менее 50 тыс. долл. или кредитных - менее 5 тыс. долл.
Таким образом, пройдя длительную эволюцию на протяжении 1990-х - 2000-х г., современное российское валютное регулирование отличается достаточно либеральным режимом, но с сохранением элементов валютного контроля, прежде всего - необходимости оформления паспортов сделок. Нужны ли такие паспорта в отсутствие ограничений на капитальные операции в платежном балансе, не являются ли они избыточным инструментом регулирования - вопрос, достойный обсуждения.
Список использованной литературы:
1. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов / под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 543 с.
2. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_45458/ - (дата обращения: 21.11.2015).
3. Ляменков А.К., Ляменкова Е.А. Интернационализация валют в современной мировой экономике //
Символ науки. - 2015. - № 10. В 2 частях. Часть 1. - С. 63-65.
© Ляменков А.К., Ляменкова Е.А., 2015
УДК 336.02
Маркатюк Юлия Валерьевна
студентка 4 курса НОУ ВПО «ВСИЭП», г. Иркутск, РФ E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Аннотация
В статье рассмотрены общие аспекты оценки финансового состояния предприятия. Изучены основные требования, предъявляемые к финансовому анализу в современных экономических условиях. Проанализированы некоторые способы проведения финансового анализа.
Ключевые слова
Финансовый анализ, финансовое состояние, хозяйственная деятельность предприятий.
Для изучения финансового состояния предприятия используют финансовый анализ, который по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и другие данные системного бухгалтерского учета.
Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть, в основном, с помощью финансовой отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования [3, с. 155].
Основные требования к финансовому анализу заключаются в том, чтобы он был полезен пользователям для принятия обоснованных деловых решений, то есть анализ должен отвечать следующим критериям:
- уместность. Означает, что данная аналитическая информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем;
- достоверность, которая определяется его правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью. Анализ считается правдивым, если он не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни;
- нейтральность. Предполагает, что финансовый анализ не делает акцента на удовлетворении интересов одной группы пользователей в ущерб другой;
- понятность. Означает, что пользователи могут понять результаты анализа без специальной профессиональной подготовки;
- сопоставимость. Требует, чтобы данные анализа предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
При проведении анализа должны соблюдаться определенные ограничения:
1.Оптимальное соотношение затрат и выгод.