стр. 33 из 206
УДК: 334.012 DOI: 10.12737/14391
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Хаванова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления, [email protected],
Бокарева Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Современная экономическая теория, а также реализованная экономическая политика государства придают малому предпринимательству особое и многоплановое значение. При этом для более полного и быстрого раскрытия большого потенциала малого предпринимательства практически оправданным считается целенаправленное применение государством специальных мер поддержки данного сектора экономики, которые осуществляются на разных уровнях властно-управленческой иерархии. Такие теоретические представления, а также основанный на них практический подход получили повсеместное признание и распространение.
Российская Федерация также не стала исключением, где в 1990-х годах в условиях развертывания экономических реформ и формированием сектора малого предпринимательства началось государственное выстраивание системы его поддержки.
Вопрос о необходимости дальнейшего развития малого предпринимательства возникает сегодня в России на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. В его решении просматривается возможность ускорения происходящего в стране процесса модернизации экономики - перевода ее на инновационный путь развития.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя коммерческие и некоммерческие организации, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, услуга, предпринимательская деятельность, местное самоуправление, государственная поддержка
Поддержка развития малого предпринимательства (МП) в России начала своё существование в начале 90-х годов XX века, в то время, когда разрабатывалась законодательная база, изучался зарубежный опыт, а также создавалась инфраструктура поддержки МП [5].
стр. 34 из 206
Особое внимание уделялось, прежде всего, машиностроению, легкой, текстильной, химической промышленности, ВПК, научно-техническому сектору, сектору бытовых услуг [1].
В России выделяются следующие четыре этапа поддержки МП на муниципальном уровне [1].
I этап развития поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне - начало 1990-х годов по 2003 год. Это начало периода принятия Конституции РФ.
Основными особенностями I этапа являются параллельное развитие институтов местного самоуправления и малого предпринимательства, активное формирование МП социально незащищенными группами граждан, осуществление ресурсного обеспечения поддержки МП. А также это была попытка внедрения наиболее самостоятельными и ресурсообеспеченными муниципальными образованиями зарубежной практики поддержки МП [4].
II этап развития поддержки малого предпринимательства на муниципальном
уровне проходил с 2003 по 2007 годы [3]. Это этап, при котором шло выстраивание отношений между органами местного самоуправления, предпринимательским
сообществом и органами государственной власти при решении задач оказания муниципальных услуг по поддержке МП, начинающийся с запуска административной реформы.
В данный период времени возросла зависимость деятельности органов самоуправления от политики региональной власти; происходили многочисленные злоупотребления полномочиями государственных и муниципальных служащих, вызванные новой системой распределения бюджетных средств; увеличился штат муниципальных чиновников, усилился государственный и муниципальный контроль предпринимательской деятельности; изменился характер и система ресурсного обеспечения поддержки МП; снизился уровень предпринимательской активности, а также выявилось отсутствие действенных структур, лоббирующих интересы МП [4].
III этап развития малого предпринимательства на муниципальном уровне проходил с 2007 по 2010 годы. На данном этапе существенно возросла инертность предпринимательского сообщества; стал более ограниченным собственный выбор приоритетов муниципальных образований в области поддержки МП, поскольку сформировалась жёсткая вертикальная модель финансирования; был заменён диалог «муниципалитет-предприниматель» на «муниципалитет-региональная власть», что
стр. 35 из 206
полностью лишило смысла деятельность местных администраций по оказанию муниципальных услуг в области поддержки предпринимательства [2].
IV этап развития малого предпринимательства на муниципальном уровне начался в 2010 году и продолжается по настоящее время. Данный этап - это этап выстраивания отношений между органами местного самоуправления, предпринимательским
сообществом и органами государственной власти при решении задач оказания муниципальных услуг.
Необходимо отметить основные изменения в мероприятиях поддержки малого и среднего предпринимательства, произошедшие в 2015 году.
1. Повышение уровня предпринимательской активности (рис. 1).
КОНЕЧНЫЕ
ПОЛУЧАТЕЛИ
• ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ДЕЙСТВУЕТ МЕНЕЕ 1 ГОДА
• ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОХОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
• ПРИОРИТЕТНАЯ ГРУППА-БЕЗРАБОТНЫЕ, МОЛОДЕЖЬ, БЫВШИЕ ВОЕННЫЕ, МОЛОДЫЕ СЕМ БИС ДЕТЬМИ
• С 2015 г. - МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ, СЕМЬИ ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ИНВАЛИДОВ
----------------------------------------------------1
ПАРАМЕТРЫ ГРАНТА
РАЗМЕР ГРАНТА - МАХ. 300 ТЫС. РУБ, С2015Г.-500 ТЫС, РУБ. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИИ СУБСИДИИ - 15% СОФИНАНСИРОВАНИЕ
Рисунок 1 - Повышение уровня предпринимательской активности
2. Обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов (рис. 2).
КОНЕЧНЫЕ
ПОЛУЧАТЕЛИ
к
МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ
7 С 2015 ГОДА ДО 2015 ГОДА
1 СУММА НЕ БОЛЕЕ МАКСИМАЛЬНОМ СУММЫ МЕНЕЕ
ПАРАМЕТРЫ МИКРОЗАЙМА (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 151-ФЗ] 1 МЛН. РУБЛЕЙ
КРЕДИТА — Я ПРОЦЕНТНАЯ НЕ БОЛЕЕ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ БАНКА РОССИИ 10%
I СТАВКА НА НАЧАЛО КАЛЕНДАРНОГО ГОДА
1 МЕНЕЕ
1 СРОК МЕНЕЕ 3 ЛЕТ (С 2014 ГОДА] 1 ГОДА (ДО 2014
i;^ л»- * ГОДА)
Рисунок 2 - Обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов
3. Обновление и расширение парка производственного оборудования (рис. 3).
стр. 36 из 206
Рисунок 3 - Обновление и расширение парка производственного оборудования 4. Содействие выходу субъектов МСП на международные рынки товаров (рис. 4).
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МСП, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕНТРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА
ЕВРО ИНФО
КОРРЕСПОНДЕНТСКИЕ ЦЕНТРЫ (С 2015 ГОДА - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЦЕНТРЫ)
маркети н гсвые^гследования организация выставок
сопровождение экспортных контрактов организация встреч
продвмжение информации об экеггортерах МСП
содействие выходу компаний на рынок ЕС содействие в поиске потенциальных деловых, технологических, научных партнеров распространение данных о российских компаниях информационный обмен коммерческими предложениями, запросами и деловой информацией
Рисунок 4 - Содействие выходу субъектов МСП на международные рынки товаров
5. Поддержка социальных инициатив предпринимателей (рис. 5).
Рисунок 5 - Поддержка социальных инициатив предпринимателей
стр. 37 из 206
6. Развитие, сохранение и возрождение традиций народного творчества (рис. 6).
ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ
предоставление субсидий на поддержку „
субъектов МСП в области ремесел и народных художественных промыслов по всем предусмотренным Программой мероприятиям
развитие товаропроводящей сети (фирменных
магазинов, мастерских, торговых объектов i
на туристических маршрутах)
компенсация затрат на приобретение сырья, расходных материалов и инструментов, необходимых для производства продукции и изделий народных художественных промыслов
Рисунок 6 - Развитие, сохранение и возрождение традиций народного творчества
Эволюция возможностей и механизмов поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне в России представлена четырьмя этапами [1]. Их внутренние тренды, а также вектор общей направленности свидетельствуют о снижении заинтересованности и инициативности органов местного самоуправления в вопросах поддержки малого бизнеса, что, в свою очередь, не может не сказываться на темпах его развития.
Литература
1. Морозов В.Ю., Бондаренко М.В. Государственное и муниципальное регулирование развития малого предпринимательства: конспект лекций. - М: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2012. - 145 с.
2. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами /
Е.В. Бокарева, Н.В. Журавлева, Е.В. Глинкина, Е.А. Абрамейцева, А.Н. Бирюков, О.С.
Кожухова, И.Н. Крутова, Л.А. Хусайнова, С.С.Чернов. - Новосибирск, 2011.
3. Бокарева Е.В. Мониторинг экономики России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - № 3-2 (43). - С. 126-128.
4. Хаванова Н.В. Развитие сферы услуг как фактор стабилизации рынка труда региона: дис. ... канд. эконом. наук:08.00.05. - М., 2002.
5. Морозова Л.С., Хаванова Н.В. Современные тенденции развития рынка труда. -М.: МГУС, 2002.
стр. 38 из 206
EVOLUTION OF THE RENDERING SERVICES SYSTEM FOR SUPPORT OF SMALL
BUSINESS AT A MUNICIPAL LEVEL
Natalya Havanova,PhD (Dr.Sc.) in Economic sciences, Professor, khavanova [email protected],
Elena Bokareva, PhD in Economic sciences, Associate Professor
Russian state university of tourism and service Moscow, Russian Federation
The modern economic theory, and also the realized state economic policy attach to small business special and multidimensional significance. Thus for fuller and fast disclosure of high potential of small business purposeful application of special measures for support of this sector of economy, which are being carried out by the state at the different levels seniority is almost justified. Such theoretical ideas and also based on them practical approach gained universal acceptance and currency.
Russia didn't become an exception, because here in the 1990thyears under the conditions of economic reforms expansion and formation of sector of small business the state development of system for its support was started.
The question of further development of small business exists in Russia at all levels today -federal, regional and municipal. The possibility of acceleration of economy modernization in Russia, its transfer to an innovative way of development, is looked through in its decision.
The infrastructure for support of small and medium business entities includes commercial and non-profit organizations, which are created, carry out the activity or being involved as providers with the purpose ofplacing orders for supplies of goods, the performance of work and the rendering of services for state and municipal requirements within implementation of federal, regional or municipal programs of development of small and medium business entities, which ensure the conditions for creation of small and medium business entities.
Keywords: small business, service, business activity, local government, state support
References:
1. Morozov V.Yu., Bondarenko M.V. Gosudarstvennoe i municipal'noe regulirovanie razvitija malogo predprinimatel'stva [State and municipal regulation of development of small business]. Moscow: RSUTS, 2012. 145 p.
2. Problemy ekonomiki i upravlenija predprijatijami, otrasljami, kompleksami [Problems of economy and management of the enterprises, branches, complexes] / E.V. Bokareva, N.V. Zhuravleva, E.V. Glinkin and so on. Novosibirsk, 2011.
3. Bokareva E.V. Monitoring ekonomiki Rossii [Monitoring of economy of Russia] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities]. 2006. Iss. 3-2 (43). PP. 126-128.
стр. 39 из 206
4. Havanova N.V. Razvitie sfery uslug kak faktor stabilizacii rynka truda regiona [Development of a services sector as factor of labor market stabilization of a region] Candidate of Economics’ thesis. Moscow, 2002.
5. Morozova L.S., Havanova N.V. Sovremennye tendencii razvitija rynka truda [Current trends of labor market development]. Moscow: MGUS, 2002.