Научная статья на тему 'Анализ методик оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципалитета'

Анализ методик оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципалитета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / СТАТИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинатуллина Юлия Марселевна, Хисаева Алия Инисовна

Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) для национальной экономики это: развитие промышленности и инноваций, диверсификация и насыщение рынков, поддержка конкурентной среды, сглаживание негативных факторов при балансировании спроса и предложения, снижение уровня безработицы и социальных напряжений. Иными словами, малый бизнес располагает внушительным потенциалом для оптимизации путей развития экономики и социума в целом. На федеральном уровне частное хозяйствование является важным фактором экономической гибкости, на муниципальном стержнем, клю-чевым условием развития экономики города и региона. Несмотря на положительное влия-ние МСП на все аспекты экономической жизни на сегодняшний день российское предпринимательство переживает затяжную трансформацию. Вместе с повышением бюд-жетных отчислений на поддержку сектора МСП повышается и налогообложение, страхо-вые взносы, препятствующие активному продвижению предпринимательской инициативы. Темпы снижения доходов граждан, занятых бизнес-деятельностью, стремительно ускоря-ются, выход на рынок затруднителен из-за развития преимущественно крупного бизнеса. Всё вышеперечисленное указывает на безусловную актуальность исследования методов, критериев и показателей оценки государственной поддержки субъектов МСП. Поскольку наличие фактической нормативно-правовой документации не влечет за собой соответству-ющих положительных последствий, можно предположить, что деятельность органов реги-онального и муниципального управления является непродуктивной. Регламентированные методы оценки государственной поддержки для анализа управлен-ческой деятельности в условиях современной экономики не являются достаточными. По мнению авторов, только комплексный подход к проблеме развития малого и среднего биз-неса позволит дать оценку роли государства в становлении сектора МСП, а также выделить наиболее значимые принципы построения схем оказания поддержки с учетом российского социально-экономического климата. Данная статья направлена на исследование оценочных методик, элементы которых послужат для генерирования актуальной модели для оценки правительственного протежирования в рамках муниципального уровня, наиболее значимо-го для благополучного развития предпринимательской деятельности и индивидуального хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зинатуллина Юлия Марселевна, Хисаева Алия Инисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE METHODS FOR EVALUATING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS SECTOR STATE SUPPORT EFFICIENCY AT THE MUNICIPALITY LEVEL

The small and medium-sized business sector (SMB) for the national economy is: the develop-ment of industry and innovation, diversification and saturation of markets, support of the com-petitive environment, smoothing of negative factors while balancing demand and demand, reducing unemployment and social tensions. In other words, small business has an impressive potential for optimizing the development of the economy and society as a whole. At the federal level, private management is an important factor in economic flexibility, at the municipal level it is a pivot, a key condition for the development of the economy of the city and region. Despite the positive impact of SMB on all aspects of economic life today, Russian entrepreneurship is under-going a protracted transformation. Along with the increase in budgetary allocations to support the SMB sector, taxation and insurance premiums, which impede the active promotion of entrepre-neurial initiative, increase. The rate of decline in incomes of citizens engaged in business activities is rapidly accelerating, entering the market is difficult because of the development of predomi-nantly large businesses. All of the above points to the unconditional relevance of the research methods, criteria and indicators for assessing state support for SMB. Since the presence of actual regulatory documents does not entail corresponding positive consequences, it can be assumed that the activities of regional and municipal authorities are unproductive.Regulated methods for assessing state support for the analysis of management activities in a modern economy are not sufficient. According to the authors, only an integrated approach to the development of small and medium-sized businesses will allow assessing the role of the state in the development of the SMB sector, as well as highlight the most significant principles of building support schemes taking into account the Russian socio-economic climate. This article is aimed at the study of valuation techniques, elements of which will serve to generate a relevant model for assessing government support at the municipal level, the most significant for the successful devel-opment of entrepreneurial activity and individual management.

Текст научной работы на тему «Анализ методик оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципалитета»

Предпринимательство

Зинатуллина Ю. М. ZinatuШna Уи. М.

аспирант кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Хисаева А. И. Khisaeva А. I.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334.012.64

АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТА

Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) для национальной экономики — это: развитие промышленности и инноваций, диверсификация и насыщение рынков, поддержка конкурентной среды, сглаживание негативных факторов при балансировании спроса и предложения, снижение уровня безработицы и социальных напряжений. Иными словами, малый бизнес располагает внушительным потенциалом для оптимизации путей развития экономики и социума в целом. На федеральном уровне частное хозяйствование является важным фактором экономической гибкости, на муниципальном — стержнем, ключевым условием развития экономики города и региона. Несмотря на положительное влияние МСП на все аспекты экономической жизни на сегодняшний день российское предпринимательство переживает затяжную трансформацию. Вместе с повышением бюджетных отчислений на поддержку сектора МСП повышается и налогообложение, страховые взносы, препятствующие активному продвижению предпринимательской инициативы. Темпы снижения доходов граждан, занятых бизнес-деятельностью, стремительно ускоряются, выход на рынок затруднителен из-за развития преимущественно крупного бизнеса. Всё вышеперечисленное указывает на безусловную актуальность исследования методов, критериев и показателей оценки государственной поддержки субъектов МСП. Поскольку наличие фактической нормативно-правовой документации не влечет за собой соответствующих положительных последствий, можно предположить, что деятельность органов регионального и муниципального управления является непродуктивной.

Регламентированные методы оценки государственной поддержки для анализа управленческой деятельности в условиях современной экономики не являются достаточными. По мнению авторов, только комплексный подход к проблеме развития малого и среднего бизнеса позволит дать оценку роли государства в становлении сектора МСП, а также выделить наиболее значимые принципы построения схем оказания поддержки с учетом российского социально-экономического климата. Данная статья направлена на исследование оценочных методик, элементы которых послужат для генерирования актуальной модели для оценки правительственного протежирования в рамках муниципального уровня, наиболее значимого для благополучного развития предпринимательской деятельности и индивидуального хозяйствования.

Entrepreneurship

Ключевые слова: малое предпринимательство, государство, эффективность поддержки, муниципальное образование, государственная поддержка бизнеса, статистика малого предпринимательства, оценка государственной поддержки, показатели оценочных мероприятий, коэффициент эффективности, индекс эффективности

ANALYSIS OF THE METHODS FOR EVALUATING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS SECTOR STATE SUPPORT EFFICIENCY AT THE MUNICIPALITY LEVEL

The small and medium-sized business sector (SMB) for the national economy is: the development of industry and innovation, diversification and saturation of markets, support of the competitive environment, smoothing of negative factors while balancing demand and demand, reducing unemployment and social tensions. In other words, small business has an impressive potential for optimizing the development of the economy and society as a whole. At the federal level, private management is an important factor in economic flexibility, at the municipal level it is a pivot, a key condition for the development of the economy of the city and region. Despite the positive impact of SMB on all aspects of economic life today, Russian entrepreneurship is undergoing a protracted transformation. Along with the increase in budgetary allocations to support the SMB sector, taxation and insurance premiums, which impede the active promotion of entrepreneurial initiative, increase. The rate of decline in incomes of citizens engaged in business activities is rapidly accelerating, entering the market is difficult because of the development of predominantly large businesses. All of the above points to the unconditional relevance of the research methods, criteria and indicators for assessing state support for SMB. Since the presence of actual regulatory documents does not entail corresponding positive consequences, it can be assumed that the activities of regional and municipal authorities are unproductive.

Regulated methods for assessing state support for the analysis of management activities in a modern economy are not sufficient. According to the authors, only an integrated approach to the development of small and medium-sized businesses will allow assessing the role of the state in the development of the SMB sector, as well as highlight the most significant principles of building support schemes taking into account the Russian socio-economic climate. This article is aimed at the study of valuation techniques, elements of which will serve to generate a relevant model for assessing government support at the municipal level, the most significant for the successful development of entrepreneurial activity and individual management.

Key words: small business, state, support efficiency, municipality, state business support, small business statistics, state support evaluation, evaluation measures indicators, efficiency ratio, efficiency index.

Экономическое развитие Российской Федерации, если рассматривать качественные и количественные показатели её отдельных территориальных единиц, характеризуется неоднородностью и вариативностью влияющих на него социальных, природно-географических и ресурсных факторов. На сегодняшний день большинство регионов страны имеют статус «реципиента», указывающий на их прямую зависимость от более развитых областей и существенный разрыв в уровне жизни граждан, населяющих данные территории. Безусловно, для обеспечения экономического прогресса страны в целом требуются устойчивые социальные, политические и управленческие модели, исходящие

из позиций властвующей элиты государства. Однако в масштабах российской территориальной организации необходимо учитывать интересы не только правящих верхов, но и институтов местного самоуправления, одной из важнейших задач которых является поддержка предпринимательской инициативы на муниципальном уровне. Степень развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) во многом предопределяет экономическое благополучие страны, поэтому вопрос проведения оценочных мероприятий в области оказания эффективной государственной поддержки предпринимательства является актуальным и требует критического анализа практикующихся методик оценки

Предпринимательство

поддержки сектора МСП с целью определения оптимального варианта, удовлетворяющего современным социально-экономическим тенденциям. Для достижения данной цели авторами был сформирован и решён ряд следующих задач:

1) дать комплексную характеристику существующим методам оценки правительственной поддержки в области развития МСП;

2) провести сравнительный анализ существующих методик оценки государственной поддержки малого и среднего бизнеса в рамках муниципалитета;

3) выявить наиболее значимые показатели оценки господдержки для сектора МСП в современных экономических условиях.

Сектор малого и среднего предпринимательства — важнейшая подсистема рынка. Социально-экономическая значимость МСП доказана на практике развитыми и развивающимися странами: качественная конкурентная среда, рабочие места, постоянно снижающийся уровень общественного напряжения и безработицы, многообразие товаров и услуг, пополнение регионального бюджета за счет увеличения налоговых отчислений, развитие человеческого капитала и, как следствие, совершенствование инноваций, технологический и промышленный прогресс. Исследуя статистические данные о положении малого бизнеса в России за последние 6 лет, необходимо отметить следующие тенденции развития данной деятельности:

• на 30,7 % выросло количество малых и средних компаний с 2012 г. по 2018 г.;

• до 22,4 % вырос вклад МСП во внутренний валовой продукт страны;

• 6,5 % — ставка по льготному кредитованию для предпринимателей инновационной и промышленной деятельности;

• на 6,6 % выросло количество занятого населения в бизнес-среде с 2012 г. по 2018 г.;

• 1/3 ВРП создаётся сектором малого и среднего бизнеса в регионах-донорах РФ;

• 233,9 млрд руб. — совокупный уровень финансовой поддержки сектора МСП;

• 41,2 млрд руб. — совокупный финансовый показатель по кредитным договорам, выданным субъектам МСП;

• 700 объектов инфраструктуры сформировано в 31 субъекте РФ (по плану на 2018 г. ещё в 14 субъектах РФ будут организованы инфраструктурные сервисы) [1].

Согласно данной статистике, малое предпринимательство в России характеризуется динамикой многостороннего развития. Однако если обратиться к опыту зарубежных стран (рисунок 1), то достижения в области поддержки сектора МСП со стороны российского правительства остаются малозначительными: доля МСП в российском ВВП составляет 22 %, средний показатель доли малого бизнеса в странах зарубежья — 46 % [2].

Чтобы достичь высоких результатов в развитии МСП на макроуровне, важно создавать для потенциальных предпринимателей благоприятные экономические условия в муниципалитетах. Одной из первостепенных задач на данном этапе совершенствования бизнес-системы является разработка и утверждение общей, многокритериальной методики оценки государственного протежирования. Для определения набора оптимальных критериев оценки правительственной поддержки проведем сравнительный анализ существующих оценочных методик (таблица 1).

Каждая из представленных методик характеризуется изменчивостью, процесс анализа какой-либо меры государственной поддержки может включать несколько оценочных этапов, отдельные элементы которых на практике чаще всего интегрируются в комплексную оценку и представляют собой уникальную аналитико-имитационную, статистическую или теоретическую модель. Это является причиной существенных различий в социально-экономическом положении предпринимательства в отдельных субъектах РФ. Для того, чтобы повысить качество оказываемой государственной поддержки и тем самым активировать процесс стремительного развития сектора МСП, необходимо определить этапы и ключевые показатели оценки правительственного протежирования в условиях современной российской экономики (таблица 2).

Entrepreneurship 0,9

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 Количество субъектов МСП на 1000 человек

Рисунок 1. Доли малого предпринимательства в ВВП стран мира

Таблица 1. Комплексная характеристика методов оценки правительственной поддержки в области развития МСП

Методика Специфика

Эксперимент В основе данного метода лежит исследование господдержки в управляемых наблюдателем условиях. Анализируются две группы (экспериментальная и контрольная), которые подвергаются воздействию какой-либо меры протежирования [3]. Результат по экспериментальному методу можно получить, вычитая значение фактических показателей контрольной группы из показателей экспериментальной группы. Параметры исследования: уровень занятости, уровень заработка.

Преимущества Недостатки Пример

1.Эксперимент отражает влияние как внутренних, так и внешних факторов, не связанных напрямую с той или иной мерой господдержки. 2.Идеальный вариант для проведения оценки исследуемых мероприятий в краткосрочном периоде. 3.Эксперимент характеризуется высокой репрезентативностью, обусловленной множественным числом компонентов системы. 4.Методика позволяет выявить причинно-следственную связь между внедряемой мерой поддержки и результатами её функционирования. 1.Вероятность получения смещенной оценки, математическое ожидание которой не соответствует оцениваемому параметру. 2.Наличие дифференцированной утечки — выхода участников эксперимента из анализируемых групп, вследствие чего может изменяться оценочный инструментарий. 3.Сложность использования на практике из-за присутствия большого количества трансакционных издержек. Анализ групп до и после внедрения обучения за полный или частичный счет государства, в частности за счет средств муниципалитета (организация стажировки в ведущих фирмах страны, профессиональная переподготовка сотрудниковв образовательных учреждениях, обучение дополнитель-нымнавыкам, необходимым сотрудникам определенной сферы занятости и пр.). В процессе эксперимента производятся наблюдения за изменением заработной платы обучаемых, трудоустройством безработных и др.

Предпринимательство

Методика

Специфика

Агрегирова-

ние

Исследование отдельных элементов государственной поддержки по какому-либо критерию: по территориальному уровню управления, по отрасли хозяйствования и пр. Результат по данному методу можно получить с помощью расчета коэффициента эффективности, принятого в соответствии с экономико-математическими исследованиями в рамках определенной области или отрасли.

Параметры исследования: количество человек, занятых в МСП, уровень безработицы, число малых предприятий и пр.

Преимущества

1. Возможность оценки реализованных мер государственной поддержки на макроуровне.

2. Идеально подходит при анализе большого количества субъектов исследования.

3. Агрегирование возможно подвести к универсальному виду за счет использования технологий экспертных систем и впоследствии применять сформированную модель в различных областях господдержки [5]._

Недостатки

1. Получение приближенного представления об эффективности правительственной поддержки.

2. Изменение каких-либо оценочных элементов в структуре комплексной оценки не влияют на конечный результат анализа.

3. Невозможность учёта индивидуальных функциональных свойств.

Пример

Оценка мер государственной поддержки предпринимательства в сельском хозяйстве: вычисление коэффициента эффективности, в основе которого лежит агрегированный показатель господдержки (АГПГ). Для сельского хозяйства АГПГ — это сумма субсидий и прибыли, полученной от субсидируемой продукции за определенный период [6].

Компариро-вание

В основе данного метода заложен сравнительный анализ фактических социально-экономических индикаторов различных регионов (иначе, сравнение имеющихся значений с оптимальными), позволяющий дать количественную оценку определенной мере правительственного протежирования [4]. Результат эффективности исследования отражает степень выполнения контрольных целевых показателей

Параметры исследования: объем выданных кредитов, количество направленных инвестиций, объем производства в отрасли и пр.

Преимущества

1. Универсальность, позволяющая сравнивать различные госпрограммы между собой и во времени.

2. Возможность комплексной оценки долгосрочного эффекта от внедрения государственных программ протежирования.

3. Возможность легкой интерпретации социально-экономических показателей [7].

Недостатки

1. Сложность в проведении оценки нестандартных социальных эффектов и показателей в денежном выражении.

2. Присутствие большого количества трансакционных издержек.

3. Существенные аберрации в методике приводят к высокой неопределенности.

Пример

Сравнение эффективности двух ведущих муниципальных программ протежирования в различных регионах РФ, сравнение социально-экономических показателей мер поддержки за несколько периодов одного из субъектов РФ, сравнение мер господдержки в развитых и слаборазвитых странах.

Нормативная экспертиза

Анализ результативности программных документов, разработанных органами государственного управления в целях оказания необходимой поддержки субъектам МСП. Результат по данному методу можно получить с помощью аналитических и статистических моделей. Параметры исследования: показатели эффективности нормативно-правовой базы.

Преимущества

Возможность правки нормативного содержания государственных мер протежирования на начальных стадиях внедрения.

Оценочные мероприятия при нормативной экспертизе характеризуются экономичностью проведения. Легкодоступность к официальной документации.

Недостатки

Некоторые документы содержат неактуальную информацию.

Цель создания нормативного положения может не соответствовать его задачам. Для полноценной оценки господдержки не всегда достаточно фактографической документации.

Пример

Исследование официальной документации о мерах оказания муниципальной, региональной или федеральной поддержки субъектам МСП и сопоставление отраженных в нормативах задач, планов, обязанностей с фактической деятельностью органов управления.

ЕмТВЕРВЕЫЕи1^1-иР

Таблица 2. Алгоритм оценки государственной поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне

Этапы оценки Ключевые показатели

I. Анализ деятельности муниципального управления в области поддержки сектора МСП (использование элементов мето-дикагрегирования, компаниро-вания, нормативной экспертизы, применение статистических и аналитических методов оценки, мониторинга официальной социально-экономической документации). • Объем заключенных контрактов на услуги, поставку товаров, объем субсидий (на 1000 субъектов МСП в регионе). • Количество малых и средних предприятий, число работающих в предпринимательской деятельности (на 10 тыс. человек в регионе). • Объём инвестиций (на 1 чел., занятого в секторе МСП). • Удельный вес успешных малых предприятий, статистика открывающихся и самоликвидирующихся организаций в МСП [8]. • Доля субъектов малого бизнеса в общем числе имеющихся организаций в регионе, удельный вес оборота субъектов МСП в ВРП региона, удельный вес доходов от частного хозяйствования в общем числе доходов граждан региона.

II. Обработка оценочных данных (расчетная часть). • Коэффициенты эффективности (Кэф) государственной поддержки сектора МСП. • Индексы эффективности (!эф) государственной поддержки субъектов МСП.

III. Анализ полученных результатов: графический (гистограммы, диаграммы, графики, инфографика), текстовый (системный анализ) и числовой (математическая модель).

Сформированный алгоритм оценки муниципальной поддержки развития сектора малого и среднего предпринимательства является комплексной методикой, с помощью которой представляется возможным определение явных и скрытых недостатков государственного протежирования.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что неравномерный темп роста экономики в российских федеральных субъектах предопределяет необходимость проведения оценочных мероприятий государственной поддержки, в первую очередь, на местных уровнях, поскольку:

1) малое и среднее предпринимательство «зарождается» на уровне регионов и городов;

2) малое и среднее предпринимательство является «движущей силой» национальной экономики;

3) благополучие экономической «макросистемы» зависит от её составляющих элементов.

Список литературы

1. Правительство России. Малое и среднее предпринимательство: некоторые факты за 6 лет [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/ rugovclassifier/20/numbers (дата обращения: 26.10.2018).

В результате реализации предложенной методики оценки государственной поддержки частного хозяйствования менее развитые регионы, а также регионы-реципиенты в РФ смогут достичь следующих качественных и количественных показателей:

• роста числа малых и средних организаций/предприятий;

• прироста бюджетного оборота в секторе МСП;

• улучшения инвестиционного климата, способствующего развитию инновационного, промышленного предпринимательства;

• повышения оплаты труда граждан, занятых в бизнес-деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• увеличения объёма государственного кредитования и субсидирования при систематизации элементов модели протежирования;

• нормализации социального диалога между субъектами МСП и местной властью;

• улучшения инфраструктурной обеспеченности предпринимательской деятельности.

2. Борисов С.Р. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.hse.ru (дата обращения: 26.10.2018).

3. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности государственных программ

на рынке труда: эмпирическое исследование факторов спроса и ограничений на оценку // WP15/2008/04. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 28 с.

4. Полушкина Т.М., Седова К.С. Оценка эффективности государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции в регионе // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-3. С. 560-564.

5. Аршинский Л.В. Методика агрегированного оценивания систем с поддержкой ключевых компонентов // Онтология проектирования. 2015. № 2 (16). С. 223-232.

6. Петрова С.Ю., Фролова О.А. Оценка экономической эффективности работы сельскохозяйственных организаций с учетом использования государственной поддержки // Вестник АГАУ. 2013. № 10 (108). С. 126-130.

7. Баранова И.В. Сравнительная оценка эффективности программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Новосибирске // Вестн. Том.гос. ун-та. 2009. № 322. С. 133-137.

8. Кремин А.Е. Методика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе // Проблемы развития территории. 2017. № 3 (89). С. 46-61.

References

1. Government of Russia. Small and medium enterprises: some facts for 6 years [Electronic resource] // Access mode: http://government.ru/

Предпринимательство

rugovclassifier/20/numbers (accessed: 10.26.2018).

2. Borisov S.R. Small and medium entrep-reneurship in the Russian Federation: current state and prospects [Electronic resource] // Access mode: https://www.hse.ru (accessed: 10.26.2018).

3. Martynova A.P., Roshchin S.Yu. Evaluation of the effectiveness of state programs in the labor market: an empirical study of demand factors and constraints on assessment // WP15 / 2008/04. M.: State University Higher School of Economics, 2008. 28 p.

4. Polushkina T.M., Sedov K.S. Evaluation of the effectiveness of state support for the production of agricultural products in the region // Fundamental research. 2014. № 5-3. P. 560-564.

5. Arshinsky L.V. Methodology of aggregated system estimation with the support of key components // Design Ontology. 2015. № 2 (16). P. 223-232.

6. Petrova S.Yu., Frolova O.A. Evaluation of the economic efficiency of agricultural organizations with regard to the use of state support // Vestnik AGAU. 2013. № 10 (108). P. 126-130.

7. Baranova I.V. Comparative evaluation of the effectiveness of small business development and support programs in the city of Novosibirsk // Vestn. Tom. state un-ta. 2009. № 322. P. 133-137.

8. Kremin A.E. Methods of assessing the effectiveness of state support for small businesses in the region // Problems of the development of the territory. 2017. № 3 (89). P. 46-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.