Научная статья на тему 'Эволюция развития управления качеством промышленной продукции'

Эволюция развития управления качеством промышленной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреев Д. В., Слюсарев А. В., Захарова С. В.

Обеспечение высокого уровня качества выпускаемой предприятием продукции, характеризуемого её новизной, техническим уровнем, отсутствием дефектов при изготовлении, надёжностью и заданной долговечностью в эксплуатации, является одним из важнейших факторов завоевания иудержания позиций на рынке. Это в полной мере относится к ОАО «Саратовский подшипниковый завод», которое сегодня является одним из ведущих предприятий" производителей подшипников и на котором до 1976 г. действовала система бездефектного изготовления продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киреев Д. В., Слюсарев А. В., Захарова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция развития управления качеством промышленной продукции»

тотальный контроль

эволюция развития управления

качеством промышленной продукции

Обеспечение высокого уровня качества выпускаемой предприятием продукции, характеризуемого её новизной, техническим уровнем, отсутствием дефектов при изготовлении, надёжностью и заданной долговечностью в эксплуатации, является одним из важнейших факторов завоевания иудержания позиций на рынке. Это в полной мере относится к ОАО «Саратовский подшипниковый завод», которое сегодня является одним из ведущих предприятий-производителей подшипников и на котором до 1976 г. действовала система бездефектного изготовления продукции.

С 1977 по 1995 гг. на предприятии применялась комплексная система управления качеством продукции (КСУКП), сущность которой заключалась в фиксировании фактов выпуска бракованной продукции и в попытках проанализировать причины повышения потерь от брака по сравнению с их установленным уровнем. Однако данный механизм не создавал обстановки для безусловного соблюдения требований, изложенных в стандартах. Основной причиной неуспеха являлась недостаточная экономическая заинтересованность предприятия в улучшении качества продукции. В связи с этим на предприятии был сделан единственно правильный вывод о необходимости приведения системы управления качеством в соответствие с требованиями международного стандарта ИСО 9001:94 (МС ИСО 9001:94). Был сделан шаг в сторону удовлетворения конкретных запросов потребителей, что потребовало обеспечения контроля качества не только конечной продукции, но и проведения

Киреев Д.В.

Генеральный

директоор

ОАО «Саратовский

подшипниковый

завод», канд. экон. наук

Слюсарёв А.В.

заместитель

генерального

директора

ОАО «Саратовский

подшипниковый

завод»

по экономической политике и инвестициям

Захарова С.В.

ассистент кафедры

экономики

и управления

внешнеэкономической

деятельностью

Саратовского

государственного

социально-

экономического

университета

управление предприя.

созданная

организационно_техническая

система является инструментом правления админи-

_стративными,

техническими и человеческими _факторами

планово-системной работы по проверке выполнения всего технологического цикла - от изучения потребностей рынка, потребительских свойств продукции, качества заключения контрактов до отгрузки готовой продукции. Полученные результаты явились основой для корректировки в 2002 году используемой в то время системы и переходу к процессным способам управления качеством в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000. Созданная организационно-техническая система является инструментом управления административными, техническими и человеческими факторами, направлена на сокращение, устранение и предупреждение выпуска дефектных изделий. Она взаимодействует со всеми видами деятельности, оказывающими влияние на качество изготавливаемой продукции, охватывает все типичные этапы жизненного цикла продукции, регламентированные ГОСТ Р ИСО 9001, за исключением этапа «техническое обслуживание», т.к. в силу специфики продукции для потребителей и технически, и экономически выгодней проводить этот этап самостоятельно. В систему менеджмента качества на предприятии включили такие процессы, как маркетинг; техническую и организационную подготовку производства, само производство, его инфраструктурное обеспечение, управление персоналом, внутренние проверки; анализ и принятие соответствующих мер руководителями. Основные направления, цели и задачи предприятия в указанной области и обязательства руководителей ОАО в сфере контроля, управления, обеспечения и улучшения качества отражены в специальном документе «Политика в области качества», утверждённом генеральным директором и являющимся обязательным для выполнения всеми подразделениями предприятия. При этом на предприятии непрерывно осуществляется работа, направленная на понимание проводимой политики персоналом и обеспечение функционирования её на всех уровнях организационной структуры ОАО. В каждом подразделении приказом по предприятию назначается уполномоченный по качеству, в обя-

российское предпринимательство

занности которого входит координация работ, направленных на обеспечение заданного уровня и улучшение качества работ и продукции в данном подразделении.

Важнейшим документом в используемой системе управления является «Руководство по качеству», в котором отражены действующие на предприятии элементы системы качества, их взаимосвязи, регламентация ответственности персонала за разработку, реализацию и совершенствование процедур планирования, контроля, управления, обеспечения и улучшения качества продукции. Здесь же приводятся справочные материалы, необходимые для персонала и пользователей системы. Установленная на предприятии организационная структура системы управления обеспечивает необходимую координацию деятельности различных уровней и звеньев управления ОАО. Ответственным представителем руководства предприятия в области качества является заместитель генерального директора по технической политике и качеству. В состав управления по обеспечению качества входят отдел главного метролога, отдел качества, отдел технического контроля и отдел стандартизации. Организационная структура управления качеством продукции включает и организацию подготовки совещания «День оценки качества работы», проводимого в ОАО и его подразделениях. Председательствует - заместитель генерального директора по технической политике и качеству, по подразделениям - их начальники. На предприятии используется мотивационный механизм обеспечения качества труда, предусматривающий периодическое обучение всех категорий персонала с целью улучшения специальной и общей подготовки в области качества. Разработаны и применяются стандарты предприятия, предусматривающие порядок проведения анализа по проблемам качества продукции: «Руководство по качеству», «Организация внутренних проверок функционирования системы качества», «Анализ затрат на качество», «Корректирующие и предупреждающие действия», «Управление регистрацией данных о качестве»,

на предприятии

непрерывно

осуществляется

работа,

направленная

на понимание

проводимой

политики

персоналом

всего ОАО

управление предприятием

ьн

эа п

_используется

.мотивационный

_механизм

_обеспечения

.качества труда, предусматривающий периодическое _обучение всех

«Ответственность руководства. Порядок проведения совещания «День качества». За период 2001-2005гг. внедренная система способствовала обеспечению роста удельного веса сертифицированной продукции почти на 43%. В настоящее время ОАО имеет сертификаты соответствия Британского общества Lloyd?s Register более чем на 2 тысячи типов подшипников, что составляет 86% общего количества типов подшипников. По обязательной сертификации сертифицировано 28 типов подшипников, что составляет 1,1% (подшипники, применяемые в производстве и эксплуатации автомобилей и железнодорожного состава). Все остальные типы изделий сертифицированы по добровольной сертификации. рименяемая система управления качеством родукции, соответствие которой системе МС "СО 9001 подтверждено документами ВНИИН-МАШ в системе ГОСТ Р и обществом Lloyd?s Register, даёт положительные экономические результаты. Так, объём выпуска несоответствующей продукции из-за некачественного металла сократился на 16,8%, что свидетельствует о повышении качества входного контроля и лучшем отборе поставщиков материалов. За счёт этого сократились потери в производстве. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объёме выпуска изделий вырос в 3,6 раза. Затраты на предотвращение выпуска несоответствующей качественным показателям продукции сократились на 3,3% , а удельный вес затрат на обеспечение качества продукции в стоимости её изготовления - почти на 1%. С внедрением менеджмента качества была создана система мониторинга технологических процессов, в частности шлифовальной обработки. Это, по сути дела, было переходом от контроля соответствия качества отдельных партий деталей к контролю над степенью соответствия качества продукции за определённый период времени.

категорий

персонала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.