УДК 658.562
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Д. С. Яксанов
PROBLEMS OF IMPROVING THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN AN INDUSTRIAL PLANT
D. S. Yaksanov
Аннотация. Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда -качество товаров и услуг. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное - обществу в целом.
Ключевые слова: качество, система, система управления, оптимизация работы.
Abstract. The problem of quality of production and services was and remains actual. Significant influence on quality of a way of life the material environment - renders quality of the goods and services. Process of improvement of the quality, uniting activity of many manufactures, collectives of designers, spheres of services, is necessary not only for reception of the profit at selling the goods and services, but the main thing - for a society as a whole and to his interests.
Key words: quality, system, control system, optimization.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны [1, с. 104].
Современным предприятиям необходимо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара. Не являются исключением и предприятия пищевой промышленности.
К ключевым задачам менеджмента компаний относятся создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин -«системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т.д.). Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям [2, с. 93].
Система менеджмента качества - это инструмент, который можно применять с разной эффективностью, с его помощью можно выстроить систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия.
Менеджмент качества является по существу сквозным аспектом системы управления предприятием, аналогичным таким понятиям, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение относится к основополагающим принципам, находящимся в основе современных систем менеджмента качества [1, с. 179].
Объектом исследования в рамках данной работы выступает предприятие ЗАО «Жировой комбинат», которое расположено в Ленинском районе г. Саратова (проспект 50 лет Октября, 112 «а») и занимает площадь 16 га.
Отметим, что «Саратовский жировой комбинат» - одно из первых предприятий среди масложировых комбинатов Советского Союза, продукция которого была отмечена на высоком государственном уровне. В 1976 г. майонез «Весна» был награжден «Знаком качества».
Комбинат производит следующие виды продукции:
- гидрогенизированные жиры пищевого (для маргариновой продукции и кулинарных жиров) и технического назначения (для хозяйственного мыла и стеарина);
- водород для собственного потребления в процессе гидрирования и для поставки на сторону;
- углекислота жидкая и твердая - «сухой лед»;
- маргариновая продукция в широком ассортименте;
- майонезная продукция в ассортименте;
- мыло хозяйственное 65, 70 %-е.
Вся продукция комбината сертифицирована.
Несколько последних лет комбинат уверенно удерживает лидирующие позиции на рынке масложировой продукции РФ. По данным Союзмаргарин-прома (СМП), по итогам 2011 г. СЖК занимает третье место среди членов СМП, доля рынка комбината составила 12,3 %. В частности, по объемам производства хозяйственного мыла комбинат прочно удерживает лидирующую позицию по итогам 2011 г. с долей рынка на уровне 24,4 %. По объемам производства маргариновой продукции «Жировой комбинат» занимает второе место (также удерживая эту позицию по протяжении последних лет) с долей рынка 18 %. Лишь по производству майонезов СЖК занимает 12 позицию по итогам 2011 г. с долей рынка 2,6 %. Это объясняется тем, что комбинат реализует практически всю свою майонезную продукцию на территории одного региона (Саратовской области).
Столь высокие показатели были обеспечены многими факторами. Это входной контроль поступающих сырья и материалов, контроль производственных процессов и совершенствование технологии производства [3, с. 81].
Продукция комбината неоднократно награждалась медалями международных выставок за качество и инновации. В 2009 г. комбинат был отмечен дипломом администрации Саратовской области как лучший экспортер.
Система менеджмента качества ЗАО «Жировой комбинат» распространяется на процессы по разработке, производству, хранению и отгрузке качественной продукции, удовлетворяющей запросам потребителей, а также на процессы, обеспечивающие ее выпуск.
Система менеджмента качества ЗАО «Жировой комбинат» соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).
СМК комбината впервые была сертифицирована в 2004 г. В феврале 2010 г. ЗАО «Жировой комбинат» и филиал «Московский жировой комбинат» успешно прошли ресертификационный аудит, по результатам которого был выдан Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 сроком действия до 17.03.2013 г. [3, с.83].
На этикетке и упаковке продукции ЗАО «Жировой комбинат» размещается информация о сертификации системы менеджмента качества ЗАО «Жировой комбинат» в следующем виде: «Система менеджмента качества ЗАО «Жировой комбинат» соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)».
Организационная структура службы качества СЖК представлена на рис. 1.
Рис. 1. Организационная структура службы качества СЖК
Как видно из рисунка, в службу качества ЗАО «Жировой комбинат» входят: отдел обеспечения качества; физико-химическая лаборатория; орга-нолептическая лаборатория; микробиологическая лаборатория; отдел по работе с потребителями (ОРП); отдел интегрированных систем менеджмента качества и технического регулирования (ОИСМКиТР).
Стоит также отметить, что административное подчинение отдела ИСМКиТР осуществляется руководителю службы качества комбината, при этом функционально данный отдел (а также ОРП) подчиняется Директору по качеству всего Холдинга «Солнечные продукты» (назначенному генеральным директором).
Принцип создания Департамента управления качеством таков: «Про-слеживаемость от семечки до пачки - гарантия стабильного качества!». Его реализация осуществляется в рамках всего холдинга «Солнечные продукты» и, в частности, на ЗАО «Жировой комбинат».
Целью создания единого Департамента управления качества холдинга является гарантия выпуска качественной продукции, производимой на всех
предприятиях холдинга путем вовлечения всех бизнес-функций для достижения удовлетворенности потребителей.
На предприятии разработана, задокументирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества. Постоянной целью управления качеством на всех уровнях предприятия является стремление удовлетворить запросы внешних и внутренних потребителей, непрерывное улучшение качества продукции, процессов и работ.
Система менеджмента качества ЗАО «Жировой комбинат» построена с использованием восьми принципов менеджмента, что заложено в Руководстве по качеству ЗАО «Жировой комбинат».
Постоянный анализ деятельности предприятия в рамках процессов СМК осуществляется по результатам проведенных аудитов и ежедневным замечаниям по качеству. Все значительные несоответствия обсуждаются на еженедельных совещаниях по качеству с оформлением Протокола совещания по качеству, указанием ответственных лиц и сроков выполнения. Инициатором совещания по решению конкретных задач является лицо, обнаружившее несоответствие. Контроль выполнения Протокола осуществляет секретарь совещания.
Внутренние аудиты СМК подразделяются на плановые и внеплановые [3, с. 83].
Внутренний аудит системы менеджмента качества позволяет предприятию решить следующие задачи:
- подтвердить выполнение регламентирующих, законодательных и контрактных требований;
- подтвердить устранение несоответствий и выполнение корректирующих / предупреждающих действий;
- определить результативность СМК;
- выявить возможности улучшения;
- решить дополнительные задачи, поставленные руководством предприятия [3, с. 82].
Аудиторская группа проводит предварительный анализ документов проверяемого процесса/подразделения с целью определения их соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008, согласованности с другими нормативными документами и ознакомления с деятельностью подразделения.
В «Листе несоответствий» в графе «Категория действия» аудитором ставится отметка:
- «коррекция» - в случае необходимости проведения коррекции;
- «корректирующие действия» - в случае необходимости проведения корректирующих действий по выявленному несоответствию;
- «предупреждающие действия» - в случае необходимости разработки предупреждающих действий по выявленному несоответствию.
При этом допускается, что для устранения одного несоответствия могут применяться два действия: либо коррекция и корректирующие действия, либо коррекция и предупреждающие действия, либо корректирующие и предупреждающие действия.
При проведении последующего аудита проверяется выполнение рекомендаций, данных в ходе предыдущего аудита, с отметкой в графе.
Внутренний аудит по процессу считается завершенным, когда все действия, предусмотренные «Планом внутреннего аудита», выполнены, в «Листах несоответствий/наблюдений» проставлены отметки о выполнении всех запланированных мероприятий.
Документы, оформляемые в ходе внепланового аудита, и его порядок аналогичны документам и порядку проведения планового внутреннего аудита [3, с. 84].
Для ежегодного анализа СМК и формирования «Отчета о функционировании СМК за год» используются следующие входные данные:
- результаты проведенных внутренних и внешних аудитов;
- результаты контроля качества сырья, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
- данные по обнаруженным несоответствиям и замечаниям;
- данные службы управления персоналом (текучесть кадров, заработная плата и т.д.);
- результаты претензионной работы с поставщиками сырья и вспомогательных материалов;
- результаты претензионной работы по готовой продукции;
- данные по работе «Горячей линии».
Отчет содержит анализ процессов СМК, оценку их результативности; выводы и рекомендации по улучшению функционирования СМК.
Совещание по результатам функционирования СМК за год проводится в присутствии руководителей и владельцев процессов. По результатам совещания происходит обсуждение «Отчета о функционировании СМК за год» и «Плана корректирующих мероприятий по итогам анализа СМК за год».
Подводя итоги, можно сказать о том, что на комбинате построена достаточно эффективная система менеджмента качества, позволяющая оперативно выявлять несоответствующую продукцию и пресекать ее попадание к конечному потребителю. Более того, построенная производственная цепочка комбината позволяет максимально полно использовать поступающее сырье, перерабатывать забракованную продукцию, что позволяет комбинату вести практически безотходное производство. При этом важно отметить, что главной цели (а именно: наиболее полному удовлетворению потребности потребителя в продукции предприятия) подчинена вся деятельность ЗАО «Жировой комбинат», что также способствует тому, что к конечному потребителю поступает исключительно качественная и безопасная продукция.
Но, как и любая система, СМК комбината не является совершенной. Учитывая тот факт, что на комбинате система менеджмента качества соответствует стандартам ИСО серии 9000, целесообразным видится совершенствование построения СМК в интеграции с перечисленными выше стандартами (т.е. совершенствование работы предприятия таким образом, чтобы это позволило усовершенствовать данные направления деятельности (охрану труда и экологию) для прохождения сертификации на соответствие), что существенно повысит конкурентоспособность организации. Более того, ввиду того, что ЗАО «Жировой комбинат» является флагманским предприятием холдинга «Солнечные продукты», данная интеграция позволит в последствии распространить опыт по внедрению данных систем на всех предприятиях холдинга, таким образом повышая конкурентоспособность всех входящих в
него компаний. Вероятным и целесообразным автору видится и совершенствование системы оценки СМК «Жирового комбината» с целью придания ей большей обезличенности, объективности и более точной оценки эффективности процессов.
Список литературы
1. Австриевских, А. И. Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности : учеб. / А. И. Австриевских, В. М. Кантере. - Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2007. - 272 с.
2. Салимова, Т. А. Управление качеством: современные подходы к управлению качеством / Т. А. Салимова. - М. : Омега Л, 2008. - 108 с.
3. Яновский, Б. И. Аспекты понятия «управление качеством» / Б. И. Яновский // Стандарты и качество. - 2007. - № 9. - С. 81-83.
Яксанов Дмитрий Сергеевич аспирант, преподаватель, кафедра менеджмента, Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: [email protected]
Yaksanov Dmitriy Sergeevich postgraduate student, teacher, department of management, Saratov State Socio-Economic University
УДК 658.562 Яксанов, Д. С.
Проблемы совершенствования системы менеджмента качества на промышленном предприятии / Д. С. Яксанов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 135-140.